» картинная галерея «. рембрандт ван рейн » автопортрет с саскией на коленях «. 1636 г

1630-е годы

В следующее десятилетие Рембрандт создает как минимум пятнадцать полотен с самим собой. Это период его восхождения. Перебравшись в Амстердам в 1631 г., он становится популярен, картины с характерной динамикой и патетикой сыскали большое количество почитателей таланта. В это время он создает большое количество этюдов с выразительной мимикой и эмоциями, а также автопортреты, изображая себя в замысловатых позах и роскошных одеяниях. Слава о талантливом мастере быстро разошлась по Амстердаму. В 1634 г. он женится на дочери состоятельного бургомистра Саские ван Эйленбюрх. Брак открывает ему двери в самые зажиточные и богатые особняки бюргеров. Оба события нашли отражение в автопортретах.

Почему “Даная” Рембрандта особенная

Так почему же Корней Чуковский перед Данаей Рембрандта “умирал от упоения”? Что в ней такого особенного?

Она удивительно естественна. Да, она не так красива, как Даная Джентилески. Ее грудь меньше принятых стандартов. Ее бёдра возможно крупнее, чем нужно. Живот расслаблен и слишком большой. Крупные ноги.

Рембандт не любил приукрашивать тех, кого изображал. Особенно он был беспощаден к себе. Даже любимой Саскии он не льстил. И рисовал ее с большим животом, оплывшим после нескольких родов.

Офорты Рембрандта. Слева: Автопортрет с растрёпанными волосами. 1631 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, г. Москва; справа: Обнаженная Саския. 1639 г. Государственный Эрмитаж

Так что по рембрандовским стандартам, Даная прекрасна. Несмотря на недостатки, она живая, человечная. Ее тело тёплых оттенков. Линии плавные, уютные. От этого она завораживает, пленяет.

Видимо такой Саския и была до родов. Ее полный живот ещё не поплыл. Бедра крупные, но крепкие. Она была действительно такой прекрасной. И Рембрандт вновь ничего не приукрасил.

Рембрандт: автопортрет с Саскией на коленях

Юная жена стала для художника источником вдохновения и появляется на многих его полотнах. В их числе автопортрет с Саскией, сидящей на коленях, который имеет более известное название — «Блудный сын в таверне». Картина запечатлела тот момент жизни, когда ее создателя охватывало чувство радости жизни, любви. Открытый взгляд персонажей, приглашающий разделить веселье с ними, обращен к зрителям. В то же время автопортрет является отчасти провокационным, ведь художник с женой предстают в образе персонажей библейской притчи о блудном сыне. На стене висит грифельная доска, намекающая на то, что за все рано или поздно придется платить. К этой теме Рембрандт вернется спустя чуть более 30 лет, в картине «Возвращение блудного сына».

Невозможно рассказать обо всех полотнах, которые написал за свою жизнь Рембрандт. «Автопортрет с Саскией» (офорт), который вы видите на картинке выше, — одна из примечательных его работ. Он выполнен в простой технике, но при этом крайне интересен. Лицо художника и его жены отличаются от тех, что на предыдущей картине, хотя с момента ее создания прошел всего год. Они кажутся взрослее, задумчивее и серьезнее.

Многообещающий молодой художник

Известность Рембрандта с его другом Яном Ливенсом всё ширилась и распространялась по Голландии. Их творчество заметил приближенный принца Оранского – известный меценат той эпохи Константин Гюйгенс. Как известно, сам принц Оранский был тоже знатоком и ценителем искусства. Благодаря протекции Гюйгенса, Рембрандт написал несколько картин на библейский сюжет для коллекции принца.

А его благодетель настолько восхвалял полотно “Иуда возвращает тридцать сребреников”, что даже назвал его одним из лучших среди итальянских и античных шедевров живописи.

Когда в 1631 году художник переехал в Амстердам, он быстро нашел там новых почитателей и состоятельных заказчиков. Этот период жизни мастера характеризуется изучением мимики человека и выражением эмоций при помощи красок. Рембрандт рисует много портретов и этюдов, изучая людские чувства и варианты их проявления.

Рембрандт «Иуда возвращает тридцать сребреников», 1629 годМестонахождение: Замок Малгрейв, Лит, Великобритания

Благодаря написанию портретов местных богачей, художник неплохо заработал. Его работа «Урок анатомии доктора Тульпа» принесла ему феерический успех и разнесла весть о нем как о новой восходящей звезде живописи в каждый уголок Амстердама.

Здесь же, в будущем городе свободы, обрел Рембранд и семейное счастье, женившись на богатой наследнице Саскии ван Эйленбюрх. В творчестве тоже царил успех, со всех сторон оригинальному живописцу поступали заказы от богатых жителей Амстердама. На картине «Автопортрет с Саскией на коленях» мы можем лицезреть в образе главных героев самого художника и его молодую жену.

Рембрандт и его жена на знаменитой картине «Автопортрет с Саскией на коленях», 1635 годМестонахождение: Дрезденская галерея, Германия

В 1641 году семейную пару обрадовало появление сына, названного Титусом. Другие их дети умерли в младенческом возрасте. К сожалению, спустя год после появления сына, любимая жена, с которой Рембранд написал многие картины, покинула этот мир.

Творческая жизнь художника не остановилась, он продолжил создавать шедевры, среди которых были написаны знаменитые «Даная» и «Похищение Европы».

«Даная» ( написана между 1636 и 1643 годами) Рембрандта в 1985 году подверглась нападению сумасшедшего вандала. На восстановление ушло 12 летМестонахождение: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

PS. Многослойность Данаи спасла ей жизнь

Не буду подробно рассказывать, как один неадекватный человек однажды (1985 г.) облил шедевр Рембрандта серной кислотой и несколько раз пырнул его ножом. Об этом немало писали.

Важно одно. То, что Рембрандт переписывал картину, ее и спасло

Именно толстый слой краски сыграл немалую роль в ее восстановлении. А реставрировали ее 12 лет. Картина вернулась в Эрмитаж в 1997 году.

О другой картине мастера читайте в статье “Возвращение Блудного сына. Почему это шедевр?”

* Zhenya Gershman “Rembrandt “I” witness”. Опубликовано на сайте Бостонского Университета bu.org

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Автопортрет — загадка портретного жанра

Автопортрет – это не только жанр изобразительного искусства. Он доступен и музыкантам, писателям, поэтам. Отвечая на вопрос, что такое автопортрет в искусстве, нужно понимать, что сам феномен этого жанра заключен в стремлении к самопознанию, взгляду со стороны на собственное «я». Практически в любой деятельности можно отобразить свою личность, что и будет относить работу к этому жанру. Сложно ответить на вопрос «что такое автопортрет?». Определение этого жанра не так однозначно, как кажется. Ответ на столь простой, но и одновременно с этим сложный вопрос заключается в поиске причины возникновения данного вида работ.


Автопортрет – это изображение автором самого себя. Вопреки общему мнению, это не только жанр живописи, но также скульптуры, графики и фотографии. Зачастую авторы, изображая себя на холсте или высекая из камня, использовали зеркало, так было до появления и широкого распространения фотоаппаратов. После этого создавать автопортрет стало проще, достаточно было запечатлеть себя и работать по фотографии. Некоторые деятели решили не заходить так далеко и промежуточную стадию фотографирования тоже превратили в разновидность искусства.

Автопортреты 1629 г.

Рембрандту всего 23 года, и он полон энергии, жажды знаний и творчества. Он изображает свой облик без прикрас. Взгляните на портрет выше, и вы увидите юношу с копной рыжих волос, непослушной прядью, поэтически спадающей на низкий лоб, и вдумчивыми, но печальными глазами. За счет того, что средняя горизонталь, т.е. воображаемая линия, делящая картину пополам, проходит не на уровне глаз, голова кажется слегка приподнятой, а взгляд направлен немного сверху.

На этой картине тоже изображен Рембрандт Ван Рейн. Автопортрет схож с предыдущим, но в то же время отличается своей атмосферой. Здесь мы видим художника в более строгой позе. Сын мельника, избравший для себя нелегкий путь живописца, судит о себе довольно высоко, перед зрителем предстает настоящий рыцарь. Внешняя сдержанность скрывает силу воли и ум, сосредоточенность и целеустремлённость.

Какой же миф изобразил Рембрандт ?

Долго спорили, действительно ли на картине Рембрандта изображён сюжет из мифа про Данаю. Ведь нет главного атрибута: золотого дождя.

К тому же Даная смотрит вперёд, а не вверх, откуда по легенде на неё снизошёл Зевс.

Отгадку нашли опять-таки благодаря рентгену. Изначально в 1634 году дождь был! А Даная со служанкой смотрели вверх.

Но по какой-то причине Рембрандт изменил не только внешность Данаи. Но и заставил ее смотреть вперёд, а не вверх. А вместо дождя на девушку полился свет.

Мне очень нравится версия искусствоведа Сергея Андронова. Рембрандт решил спустя 13 лет написать другой момент мифа.

Сначала он изобразил стандартную сцену, которая запечатлена и у Тициана, и у Джентилески. Пришёл Зевс в виде золотого дождя. Даная встречает его, закинув голову.

Во второй версии 1648 года Рембрандт изобразил уже прощание женщины с божеством. Дождь прошёл, остался лишь свет.

В этом случае легко объяснить, почему Купидон изображён с таким страдающим лицом. Он один знает, что Зевс уже не вернётся к женщине.

Великий портретист

Такого портретиста история искусства ещё не знала. Картины Рембрандта Харменса ван Рейна год от года всё более поражали не просто сходством с моделями и искусно выписанными лицами. Они были одухотворены, они чувствовали, думали и переживали – они рассказывали зрителю о себе всё, будь то повидавший войну солдат, умудрённый опытом старик или измученная жизнью старуха. Самые известные картины Рембрандта относятся к последним годам его жизни, среди которых и великолепные автопортреты, и изображения апостолов. В их лица живописец привносил собственные черты, как-бы примеряя маски учеников Христа на себя.

Исследуя редкие библейские сюжеты, художник в своём мастерстве достигает невероятных высот. Сегодня, спустя три с половиной столетия, захватывает дух от ювелирно выполненных, полных человеческих переживаний работ мастера, созвучных с таким шедевром, как, например, картина Рембрандта «Возвращение блудного сына». Секрет один – Рембрандт был гением, уникальным и правдивым.

Офорты [ править ]

Эрнст ван де Ветеринг делит 31 офорт на категории; «Пожалуй, всего четыре, которые сам Рембрандт считал« официальными »автопортретами, предназначенными для более широкого распространения». Это B7, B19, B21 и B22, простирающиеся между 1631 и 1648 годами. Существует ряд (7 или 8) попыток создания таких портретов примерно в одно и то же время, некоторые из которых затем использовались в качестве «этюдных листов» для офортов. Затем идут 10 «ранних этюдов техники офорта», самые редкие, пять «этюдов экспрессии», которые он выделяет из трех трониев , законченных образов, использующих собственные черты Рембрандта в историческом костюме.

Хотя самые ранние офорты очень редки, многие другие, не являющиеся «официальными» портретами, сохранились в большом количестве и наверняка попали на рынок коллекционеров. Он отмечает, что такие аспекты нарисованных портретов, как историческая одежда, позы, напоминающие знаменитые портреты эпохи Возрождения, двойной портрет с Саскией и портреты в его студийной рабочей одежде, видны на гравюрах до того, как они появляются в нарисованных автопортретах. Как отмечалось выше, после 1648 года есть только две эскизные офорты, и нет травленых эквивалентов великих нарисованных автопортретов 1650-х и 1660-х годов.

С каталожными номерами Bartsch .

  • В5, г. 1628 г., II двух государств. На заброшенной тарелке.

  • B27, около 1628 года. Сохранилось только три впечатления.

  • В4, г. 1628. Уже в исторической одежде.

  • В8, в. 1631 г., 6 штатов, самый ранний с гораздо большей пластиной. Видимо оставленная попытка поясного портрета типа B7.

  • В9, г. 1628 г., 6 штатов

  • B10, 1630, 3 состояния, одно из «исследований в экспрессии» ван де Ветеринга.

  • В12, г. 1629 г., сохранилось 4 впечатления

  • B338, 1629, одно из двух оттисков, здесь с дополнениями пера, Британский музей , а также Рейксмузеум .

  • B174, 1630, Нищий на берегу . Вероятно, используя черты Рембрандта, но не автопортрет.

  • B13, 1630, состояние 3/3, одно из «этюдов экспрессии» ван де Ветеринга.

  • В1, г. 1630

  • B316, 1630, 6 состояний, одно из «исследований в выражении» ван де Ветеринга.

  • B316, штат i, Рейксмузеум

  • B316, состояние ii, британский музей

  • B7, 1631, 11 состояний, возможно, за несколько лет. Только голова сделана в i – iv, а некоторые впечатления нарисованы дополнениями, пробующими позы тела. Первый из «официальных» гравированных автопортретов.

  • c. 1629

  • B320, 1630, один из «этюдов экспрессии» ван де Ветеринга.

  • B24, 1630 г.

  • B319, 6 состояний

  • B15, 1631 г.

  • В363, г. 1632. Возможно, оставлено до того, как будет добавлена ​​шляпа, а пластина переработана для исследований.

  • B17, 1633, 2 государства, одна из троиц ван де Ветеринга .

  • В2, г. 1634. Сравните приведенный ниже рисунок красным мелом в Вашингтоне.

  • B23, 1634, 3 состояния. Довольно зловещая восточная фигура, с добавлением пухлости и бородавкой у носа.

  • B19, Автопортрет с Саскией , офорт, 1636 г., один из «официальных» гравированных автопортретов.

  • B20, 1638, один из трони ван де Ветеринга , в платье аристократа столетней давности , с придуманной бородой в тон .

  • В21, Автопортрет, опираясь на подоконник , офорт, 1639 г., 2 шт. Поза изображена на портретах Тициана и Рафаэля , «Человек со стеганым рукавом» («НГ», Лондон) и « Портрет Бальдассара Кастильоне» (Лувр) соответственно. Один из «официальных» автопортретов.

  • В26, г. 1642

  • B22, Автопортрет, рисующий у окна , 1648, 5 состояний. Он рисует на офортной пластине, что делает этот офорт автопортрета наименее постановочным. В состоянии iv добавлен пейзаж снаружи. Последний офорт, кроме двух этюдов и одного из «официальных» автопортретов.

Сказка о трех братьях: биография Рембрандта – неудавшегося чиновника

Кроме хвалебных речей и од, которые современники отпускают в адрес прославленного мастера портрета, о нем известно очень много неприглядных вещей, которые следовало бы озвучить. Его называли наиболее скандальным художником эпохи, потому что вокруг его творчества постоянно что-то происходило.

Он никогда не занимался «украшательством», писал только то, что видел перед собой, а всех своих «моделей» действительно «просвечивал» насквозь, как рентген. Его ругали, порицали, называли отвратительным и пошлым, но все равно шли, чтобы заказать картину или просто посмотреть на то, что уже было изготовлено ранее. Сам же художник только слегка посмеивался – такого сарказма и скрытой издевки, как на его полотнах, стоит еще поискать.

Важно

В двадцатом году семнадцатого века, сразу же после тринадцатилетия, Рембрандт был отправлен на обучение в Лейденский университет. На то время возраст студента был никому не интересен, главное было иметь подобающие знания, а круглолицый смешливый паренек их имел. Поговаривали, что таким образом родители пытались «отмазать» его от службы в армии, но так ли это, доподлинно неизвестно.

Кратко о жизни и творчестве великого живописца

Родившись в крохотном голландском городке Лейдене в семнадцатом веке, едва ли можно было рассчитывать на ослепительную карьеру, тем более если являешься десятым ребенком в семействе и третьим по старшинству сыном. Однако Рембрандт сумел преломить стереотипы и прославить свое имя, вписав его золотыми буквами в историю живописи. Ему пришлось рано повзрослеть, но с годами он не утратил того юношеского задора и неуемного чувства юмора, которое помогало ему пройти через все невзгоды.

Из него не получился чиновник и деятель науки, священнослужителем ему тоже было стать не суждено. Зато художником он был действительно великолепным, так как сумел покорить своим мастерством не только современников, но и потомков. Он учился у таких мэтров, как Питера Ластман и Якоб ван Сваненбюрх, но выработал абсолютно обособленную, свою манеру рисования. В конце жизни на его голову посыпались несчастья, будто открылся ящик Пандоры, но и это не сломило великого мастера. Благодаря ему мы, далекие потомки, можем насладиться «Данаей», «Ночным дозором» и «Возвращением блудного сына».

Рождение маленького Рембрандта

Состоятельный и зажиточный хозяин водяной мельницы Хармен Герритсзон ван Рейн в конце шестнадцатого века проживал в Лейдене на реке Старый Рейн, откуда и происходит его фамилия. Он женился на неприметной девушке – дочке пекаря Корнелии, которая нарожала ему кучу ребятишек, большинство из которых было девочками. Семейство ни в чем не нуждалось, жили в достатке и могли себе позволить многое.

Пятнадцатого июня 1606 года она произвела на свет своего последнего младенца. Ему было дано имя Рембрандт Харменсзон («сын Хармена»), и он стал младшим также из троих братьев. Сперва, в раннем детстве, парнишку учила мама, а затем отец. Говорят, что уже в четыре года он научился читать, а к пяти писать и считать.

Детство и юность влюбленного в искусство

Далее все развивалось, как в настоящей сказке о трех братьях: отец дал старшим хорошее наследство, помог устроиться в жизни и обеспечил процветающим бизнесом. Впоследствии они стали буржуа, которые не беспокоятся о завтрашнем дне и судьбе собственных детей. Самому старшему досталась мельница, а среднему пекарня.

Однако Рембрандт в число счастливчиков не попал. Возможно, не было в нем той самой коммерческой жилки, а может, родители просто решили, что одному из их детей следует все же получить образование, стать священником (семейство было католическим), учёным или чиновником. На самом деле, в те времена это было престижным и выгодным делом, а люди подобного рода занятий – уважаемыми в обществе. Да и денег так можно было заработать достаточно, чтобы содержать дом и семью.

Саския ван Эйленбург

Саския с красным цветкомРембрандт Харменс ван Рейн, 1641

Автопортрет с СаскиейРембрандт Харменс ван Рейн, 1636

Местом их встречи стал Амстердам, куда амбициозный Рембрандт приехал, чтобы разбогатеть и прославиться, а скромная Саския — погостить у родни. Вообще-то к моменту их встречи она по факту являлась вовсе не избалованной младшей дочкой бургомистра, а вот уже несколько лет — круглой сиротой. Мать Саскии умерла, когда ей было 7 лет, отца не стало,когда девочке исполнилось 12. У родителей Саскии было восьмеро детей, и по крайней мере, три её родных сестры к моменту встречи с Рембрандтом не только были в здравии, но и удачно вышли замуж, так что могли с удовольствием приютить младшенькую, такую исполнительную и кроткую. Саския жила под крышей то одной, то другой из сестёр и многочисленных кузин, помогала им вести домашнее хозяйство. Рембрандт же дружил с её старшим кузеном — Хендриком ван Эйленбургом, талантливым и успешным купцом-антикваром и, выражаясь современным языком, ведущим амстердамским арт-дилером.

Портрет молодой смеющейся женщины, возможно, Саскии ван ЭйленбургРембрандт Харменс ван Рейн, 1633

1650-1660-е годы

К началу 50-х годов 16 века Рембрандт (автопортрет по тексту) теряет многих заказчиков и учеников. Объяснением тому служит поворот моды в мире живописи в сторону детализации изображений, к которой сам художник был склонен в свои ранние годы творчества. Со временем он отдал предпочтение смелым мазкам кисти, резкому контрасту тени и света, которые скрывают практически полностью фоновые детали. Финансовое положение ухудшалось, но он продолжал жить на широкую ногу. В 1656 г. он заявил о своем банкротстве. Единственным близким человеком для него остается сын Титус, изображения которого наиболее многочисленны. Его смерть в 1668 г. стала настоящим ударом судьбы, спустя год художник умер.

Два последних десятилетия стали для Рембрандта вершиной его таланта и мастерства в качестве портретиста. Он возвращается к созданию многофигурных композиций, хотя до этого периода количество персонажей на полотнах не превышало трех человек.

Происходящие изменения и мир личностных переживаний передает череда собственных изображений, которые написал в этот период Рембрандт. Автопортрет становится глубоко личностным, а композиция — герметичной и строгой в построении, цветовая гамма – это широкий спектр оттенков нескольких (трех или четырех) цветов. На фото выше – автопортрет 1656-1658 гг., хранящейся ныне в Музее искусств г. Вены (Австрия).

Заключительные работы художника поражают зрителя отточенностью высокого мастерства. На его полотнах последних лет мы видим человека, который стойко переносит горечь потерь и жизненные испытания. На фото — автопортрет Рембрандта, описание которого можно выразить в трех словах: безропотный и покорный судьбе. Этот автопортрет написан в последний год жизни (1669 г.). Пожилой художник одет в простое платье, руки сжаты, взгляд спокоен и печален.

Портретная галерея Рембрандта не имеет аналогов в мире живописи, она уникальна. Словно кадры средневековой хроники предстают перед зрителем или жизненный путь человека, нашедший отражение в картинах, от беззаботной и яркой юности до старости. Тот факт, что авторство некоторых из портретов в настоящий момент ставится историками под сомнение, не отменяет гениальности мастера, увековечившего память о себе на века.

Рисунки

Число принятых в настоящее время рисунков намного меньше, в виде отдельных рисунков, и ни один из них, похоже, не использовался в качестве предварительных исследований для конкретных картин или гравюр. Стоящий портрет, если это действительно Рембрандт, возможно, был сделан для чьего-то еще «альбома дружбы» ( album amicorum ); их хранение было обычным делом в художественных и литературных кругах. Рисунок Вашингтонским красным мелом, возможно, самый законченный пример, во многом близок к офорту B2; в обоих у Рембрандта есть каданетта или длинная завивка с одной стороны. Поскольку они были «исключительно для аристократических кругов», вероятно, они были изобретены как часть костюма.

Приложения

Библиография

Кристофер Уайт (координатор), Квентин Бювло ( координатор ), Эрнст ван де Ветеринг , Фолькер Манут , Мариеке де Винкель , Эдвин Буйсен , Питер Шатброн , Бен Брус и Ариан ван Сухтелен ( перевод  Жан Рауль Менгардук), Рембрандт им. даже , Париж, Фламмарион,1999 г.( ISBN  978-90-400-9330-2 и 9782080104083 , уведомление BnF п о  FRBNF37047607 ) , р.  173–175.

Внешние ссылки

  • Ресурсы изобразительного искусства  :

Рембрандт

Картины Воскресение Лазаря  · Побивание камнями святого Стефана (1625 г.)  · Историческая сцена  (en) (1626 г.)  · Осел Валаамский (1626 г.)  · Крещение евнуха (1626 г.)  · Художник в своей мастерской (1628 г.)  · Я -портрет (1629 г.)  · Андромеда  (в) (1631 г.)  · Урок анатомии доктора Николаеса Тулпа (1631 г.)  · Старик с золотой цепью (ок. 1631 г.)  · Портрет Джейкоба Гейн III (1632 г.)  · Философ в медитации (1632)  · Похищение Европы  (in) (1632)  · Портрет мужчины, вставшего со стула  (in) (1633)  · Буря на Галилейском море (1633)  · Снятие с креста (1633)  · Диана и ее нимфы, удивленные Актеоном в ванне (1634 г.)  · Флора (1634 г.)  · Артемида  (в) (1634 г.)  · Снятие с креста (1634 г.)  · Автопортрет в шляпе с белыми перьями (1635 г.)  · Праздник Бальтазар (1635)  · Жертвоприношение Исаака (ок. 1635)  · Счастливая пара (ок. 1635)  · Даная (1636)  · Слепота Самсона (1636)  · Польский дворянин (1637))  · Архангел Рафаил покидает семью из Тобиаса (1637)  · Природа Мо rte с павлинами (1639)  · автопортрет в возрасте 34 лет (1640)  · Ночной дозор (1642)  · Вооз и Руфь  (in) (1643)  · Христос и прелюбодейная женщина (1644)  · Мельница (1645–1645) 1648)  · Сюзанна и старейшины  (in) (1647)  · Паломники Эммауса (1648)  · Глава Христа (1648)  · Снятие с креста (1650–1652)  · Автопортрет  (in) (1652)  · Аристотель с бюстом Гомера (1653 г.)  · Портрет Яна Шестого (1653 г.)  · Вирсавия в Ее купальне (1654 г.)  · Женщина, купающаяся в реке (1654 г.)  · Говядина с кожурой (1655 г.)  · Урок доктора анатомии Деймана (1656 г.)  · Автопортрет  (in) (1658)  · Моисей, нарушающий скрижали закона (1659)  · Автопортрет с беретом и правым воротником (1659)  · Автопортрет  (in) (1660)  · Праздник Эстер с Аман и Артаксеркс  (in) (1660)  · Портрет художника у мольберта (1660)  · Отрицание Святого Петра (1660)  · Тит в образе монаха  (in) (1660)  · Заговор Клавдия Цивилиса  ( in) (1661)  · Вдохновение Святого Матфея (1661)  · Автопортрет Пол (1662)  · Портрет Дирка ван Ос (ок. 1662 г.)  · Автопортрет в Зевксисе (1662 г.)  · Синдик гильдии портных (1662 г.)  · Еврейская невеста (1664 г.)  · Автопортрет с двумя кругами (1665–1669)  · Дэвид и Ури (1665–1669)  · Возвращение блудного сына (1662–1669)  · Семейный портрет (1668)  · Автопортрет в возрасте 63 лет (1669)
Гравюры Рембрандт с дикими глазами (1630)  · Иосиф и жена Потифара (1634)  · Смерть Богородицы (1639)  · Художник и его натурщица (1639)  · Мельница (1641)  · Три дерева (1643)  · Французская кровать ( 1646)  · Портрет Яна Шесть (1647)  · сто гульденов печати (1649) · кампания взвешивания золота (1651) · Доктор Fautrieus (1652) · Три креста (1653) · Мадонна кошки (1654) · Снятие с креста факела (1654 г.) · Иисус, представленный народу, или Ecce Homo width (1655 г.) · Юпитер и Антиопа: большая доска (1659 г.)              
Оспариваемая награда Польский всадник (1655)
Приложения Список картин Рембрандта  · Список гравюр Рембрандта  · Список рисунков Рембрандта  · Рисунки Рембрандта Могала  · Автопортреты Рембрандта  · Список учеников  Рембрандта · Освещение Рембрандта
Исследования Рембрандта
Исследование Рембрандта Библиография о Рембрандте  · Исследовательский проект Рембрандта  · Коллекция редких книг Юлиуса С. Хелда  · Достоевский и Рембрандт
Исследователи и биографы Абрахам Бредиус  · Отто Бенеш  · Вильгельм фон Боде  · Кеннет Кларк  · Хорст Герсон  · Julius S. Held  · Корнелис Hofstede де Гроот  · Самуэль ван Hoogstraten  · Хёйгенс  · Мартин Royalton-Киш  · Саймон Шама  · Гэри Шварц  · Seymour Slive  · Christian Тампель  · Эрнст ван де Ветеринг  · Кристофер Уайт
  • Портал живописи
  • Портал XVII — го  века
  • Нидерландский портал
  • Лондонский портал

Что такое автопортрет


Искусствоведы на протяжении долгого времени искали и изучали ответ на вопрос «что такое автопортрет?». Значение этого термина складывает из двух частей: «авто», что значит «автор», и «портрет» — изображение человека. Настоящие деятели искусства всегда вкладывают в свои работы душу, вдохновение, стремятся донести до публики не только зрительный образ, но и сами мысль и чувство. Как и говорилось ранее, автопортрет – это портрет, в котором изображают самих себя художники и скульптуры. Когда человек рисует самого себя, он пытается перенести на материал не только внешность, черты лица и сложение тела, он пытается подарить собственному изображению личность. Давно известно, что мы не воспринимаем своё отражение так, как видят его другие со стороны. Так и художник, и скульптор, оценивая себя с другой, более критичной стороны, изображает себя так, как видится ему. Этот факт даёт возможность не просто наслаждаться шедеврами известнейших творческих людей, но и оценивать работу с психологической точки зрения.

Хендрикье Стоффельс

Портрет Хендрикье СтоффельсРембрандт Харменс ван Рейн, 1656

Женщина в кроватиРембрандт Харменс ван Рейн, 1647

Женщина, купающаяся в ручье (Хендрикье Стоффельс), 1655

После изгнания Гертье Хендрикье Стоффельс заняла место хозяйки дома, став доброй мачехой для подрастающего Титуса и верной и любящей спутницей для его отца. В сложившихся обстоятельствах молодую женщину трудно обвинить в корысти: она не могла не понимать, во-первых, что художник стоит на грани разорения (позднее они вместе переживут тяжёлые процедуры описи имущества и банкротства), а во-вторых, что Рембрандт, связанный завещанием Саскии, никогда не женится на ней, как бы ни любил.

Портрет Хендрикье Стоффельс в бархатном беретеРембрандт Харменс ван Рейн, 1654

И это были еще далеко не все испытания, выпавшие на долю Хендрикье. 

В 1654-м году Рембрандт начал картину с самой, как считают, прекрасной обнажённой во всём его творчестве. Библейская Вирсавия, жена Урии хеттеянина, сидит в купальне, держа в руках письмо своего любовника — царя Давида. Отринув всю предыдущую традицию (включая даже Рубенса), изображавшую Вирсавию кокеткой, Рембрандт здесь выставляет её страдалицей. Она знает, что беременна, а её муж-военный уже несколько месяцев не был дома — и значит, совсем скоро факт грехопадения Вирсавии будет позорно изобличён.

Вирсавия с письмом царя ДавидаРембрандт Харменс ван Рейн, 1654

Хендрикье Стоффельс не только подарила Вирсавии плавные очертания своего тела, но и в общих чертах повторила её поступок и её историю.

Она долгое время старалась не замечать, как шепчутся у неё за спиной, называя подстилкой и падшей женщиной за то, что живёт в невенчанном браке с художником. Но именно к 1654-му году дело приняло более серьёзный оборот. В начале года Хендрикье забеременела, а в июле, когда её живот стал отчетливо обрисовываться под платьем, Хендрикье и Рембрандт по отдельности получили повестки — обоим надлежало явиться на заседание церковного суда.

Основная претензия к Рембрандту заключалась в том, что он давно не посещает службу в реформатской церкви. Его пожурили, напомнив про неизбежный Господень суд, и с миром отпустили. Но положение Хендрикье было куда серьёзнее. Её дергали повестками еще и еще. Она являлась, с растущим под сердцем ребёнком, свидетельствовать против себя — за то, что «живёт в грехе с художником Рембрандтом». Святоши честили её на все лады, живописали всю глубину её падения и позора и в конце концов официально запретили Хендрикье принимать причастие в кальвинистской церкви. Отлучение должно было продлиться до тех пор, пока грешница не раскается и не прекратит беззаконных отношений с Рембрандтом.

Женщина в дверном проеме (Хендрикье Стоффельс). 1656

В октябре 1654 года стойкая и мужественная в своём чувстве к художнику Хендрикье благополучно родила дочь. Рембрандт не мудрствовал над именем. Он и третью свою девочку назвал Корнелией. И, в отличие от двух малышек Саскии, не перешагнувших рубеж одного года, эта дочка Рембрандта выживет. По крайней мере, о ней известно, что в 1670-м году она выйдет замуж, а своих сыновей назовёт Рембрандт и Хендрик.

Хендрикье Стоффельс умрёт в 1663-м году в возрасте 38 лет, безраздельно посвятив 15 лет своей жизни Рембрандту. Что ж, художнику было суждено похоронить и её — вспомним об этом, вглядываясь в лицо много повидавшего невесёлого старца на его поздних автопортретах.

Из: artchive.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: