Загадки картины
Рембрандт нашёл очень удачную композицию: мушкетёры выходят из тёмного дворика через арку на залитую солнцем площадь. Очевидна мастерская игра света и тени, характерная для стиля великого художника.
Рембрандт отступил от канона, согласно которому изображение должно было представлять собой статичный парадный портрет. Он изобразил тот момент, когда капитан Кок отдал приказание о выступлении лейтенанту Рёйтенбюргу, и всё пришло в движение. Прапорщик разворачивает знамя, барабанщик выбивает дробь, на него лает собака, мальчик убегает. На картине движутся даже детали одежды стрелков.
Второй новаторский прием Рембрандта заключался в том, что он наполнил картину помимо 18 заказчиков другими персонажами, их 16. Легко объяснимо только появление барабанщика, который не числился в роте, его нанимали для участия в параде. Появление и предназначение других персонажей, символы, связанные с ними, породили десятки вопросов у исследователей, точные ответы на которые знал только сам Рембрандт. Наибольшее число загадок связано с появлением девочки в золотистом платье (в художественном плане она, размещённая в месте золотого сечения, в левой части картины, призвана, по-видимому, компенсировать яркий камзол Рёйтенбюрга в правой). Она окружена символами, традиционно относящимися к мушкетерам. На поясе у неё прикреплены пистолет и курица (или петух), в левой руке рог для вина. У ближайшего мушкетера на шлеме дубовые листья. Поэтому многие исследователи считают её талисманом отряда. Но загадки остаются. Так как в нидерландском языке слово кловенир
(откловен — разновидность мушкета) созвучно слову, обозначающемуптичий коготь , то эмблемами стрелков обычно были лапки хищных птиц: соколов, ястребов, но не куриц.
Рентгенограмма картины показывает, что наибольшее число переделок в ходе создания полотна коснулось фигуры Рёйтенбюрга и его копья, задающего направление движения.
Возможно, Рембрандт изобразил на картине себя за правым плечом Яна Оккерсена, стрелка в цилиндре.
История написания
Привычное нам название «Ночной дозор» картины Рембрандта можно считать скорее народным, нежели именованием, данным автором. Изначально полотно называлось «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга».
У художника картину заказало Стрелковое общество Нидерландов. Оно приобрело новое здание, которое планировалось украсить изображениями шести рот. К Рембрандту обратились представители роты Франса Баннинга Кока. В 1642 году работа над творением была завершена.
Однако через некоторое время потребовалось обрезать картину со всех сторон, чтобы полотно поместилось в новом зале. Из-за этого крайне пострадала левая часть. Полный вариант картины в исполнении Рембрандта уже нельзя увидеть. Однако существует копия, созданная Герритом Люнденсом.
Рембрандт «Ночной дозор», 1642 годМестонахождение: Рейксмюзеум, Амстердам, Нидерланды
Контекст
Название «Ночной дозор» придумали искусствоведы в XIX веке. Они достали полотно из запасников, увидели, как фигуры выступают на тёмном фоне, и подумали, что Рембрандт изобразил ночь. И только при реставрации, проведённой в 1947 году, обнаружилось, что за годы картина успела покрыться слоем копоти, а лак потемнел. После расчистки выяснилось, что сцена на самом деле происходит днём: положение тени от левой руки капитана Кока показывает, что время действия — не более 14 часов.
Изначально картина должна была висеть в банкетном зале недавно построенного Kloveniersdoelen (что-то в духе конференц-зала для аркебузиров) в Амстердаме. По одной из версий, поводом для написания полотна (причем в то время подобные групповые портреты заказывали и другие общества) был визит Марии Медичи в 1638 году. Несмотря на то, что ее изгнали из Франции по приказу Луи XIII, в Амстердаме ее приняли торжественно. И поназаказывали портретов, чтобы приятно поразить Марию.
В Kloveniersdoelen картина провисела до 1715 года, когда ее не перенесли в Амстердамскую ратушу. Чтобы полотно уместилось в новом помещении, его подрезали — обычное дело для XVIII века.
Белые линии показывают, какие части картины были отрезаны в 1715 году. (Рейксмюсеум)
Далее картину переносили с места на место в зависимости от военной обстановки, пока в 1885-м она не оказалась в новом Rijksmuseum, где находится и сегодня. На время Второй мировой войны холст прятали в замке Радбауд в Медемблике, к северу от Амстердама.
Как хранили «Ночной дозор» во время войны. (Pinterest)
Почему-то принято считать, что после «Ночного дозора» популярность Рембрандта пошла на спад, а жизнь — под откос. Однако никаких документальных подтверждений тому, что именно картина всему виной, нет. Более того, тот же Кок впоследствии заказал художнику акварель для своего личного альбома.
Была слава, да вся вышла. Причин может быть несколько. Например, смена тренда. Платежеспособная публика, которая еще вчера выстраивалась к Рембрандту за портретами, внезапно устала от мрачных тонов и захотела видеть яркие цвета, красивую жизнь, сочных леди. Как у Энтони ван Дейка.
Энтони ван Дейк, «Автопортрет с подсолнухом». (Collection of the Duke of Westminster)
Кроме того, не стоит забывать, что коммерческий успех к Рембрандту пришел после брака с Саскией ван Эйленбюрх, дочерью бургомистра Леувардена. Этот союз открыл художнику двери особняков зажиточных бюргеров. А кузен Саскии был арт-дилером Рембрандта и приводил ему знатных клиентов. По печальному стечению обстоятельств Саския скончалась в 1642-м — в том же году, когда был закончен «Ночной дозор». После этого Рембрандта уже ничего не связывало с почтенным семейством, он потерял покровителей и, как результат, популярность.
После 1642 года в жизни Рембрандта одно за другим происходят печальные события. Ни денег, ни славы, ни работы. Последним ударом стала смерть сына. Поздние работы написаны на основе редких библейских сюжетов, поиск соответствий которым в Библии до сих пор занимает исследователей его творчества. Датировка последних произведений условна, обстоятельства их создания окружены тайной. Одной из неразрешимых проблем до последнего времени оставалось огромное число копий и реплик с его полотен. Так, например, известно десять версий картины «Иуда возвращает тридцать серебреников», которые невозможно однозначно атрибутировать определённому художнику.
Что до картины, то ее приключения продолжаются. 13 января 1911 года мужчина, казалось бы, ни с того ни с сего, достал нож, которым обычно работают сапожники, и полоснул им по картине. Ладно, с кем не бывает. Зима, ветра, в Амстердаме в это время несладко — психанул мужик, что поделать. Но в 1975 году произошел второй инцидент. На этот раз полотно атаковал безработный учитель. Воспитанный человек, а что творит. 14 сентября он хладнокровно нанес несколько ножевых ранений картине. Реставраторам понадобилось 4 года на восстановление холста. В целом, ущерб сведен к нулю, но если подойдете поближе, то сможете разглядеть следы. Правда, после таких инцидентов вас вряд ли подпустят поближе. Кстати, этот несчастный учитель через полгода после вандализма покончил с собой. Такие дела.
В 1990-м еще один злоумышленник пронес в музей баллончик с кислотой и, как вы догадываетесь, не просто так. Он окропил ею шедевр Рембрандта. Спасибо охране — сориентировались, брызнули на полотно водой. Кислота успела повредить только слой лака — это легко восстановили.
Не ночь, а день
За время хранения краски на картине стали значительно темнее, из-за чего в народе её и стали именовать «Ночным дозором». После реставрации, проведенной в 1947 году, искусствоведы отметили, что полотно покрыто значительным слоем копоти, что затемняет её краски.
Возможно, дозор этот был дневным, а вовсе не ночным. Расчистка ясно показала, что действие на картине происходит днём. Кроме того, Рембрандт отложил тень от левой руки капитана Кока. Её положение говорит, что время действия – не позднее 14 часов дня.
Капитан Кок отдал приказание о выступлении лейтенанту Рёйтенбюргу, мушкетёры готовят оружие
Другие работы художника
Автопортрет
Создавая этот автопортрет, Рембрандт отказался от театральных приёмов, свойственных его ранним автопортретам, и изобразил себя очень просто. Мы не найдём здесь экзотических одеяний и поз. В левой руке художник держит палитру, кисть и муштабель
Однако и сама рука, и вся нижняя часть картины лишь намечены, основное же внимание сосредоточено на голове
Даная
Эту картину по праву можно считать одной из вершин в творчестве Рембрандта и лучшим изображением обнаженной женской натуры в живописи XVII века. Изображенная на полотне женщина явно ждёт кого-то (или чего-то), что дает основания идентифицировать её образ с Данаей. Согласно греческой мифологии, Даная была соблазнена Юпитером, принявшим облик золотого дождя. К сожалению, в 1985 году этот шедевр был сильно повреждён психически ненормальным зрителем, плеснувшим на картину кислотой и порезав её ножом.
Возвращение блудного сына
История о блудном сыне представляет собой один из самых известных библейских сюжетов. Он использовался многими художниками. Рембрандт не был исключением и неоднократно обращался к нему. В Библии речь идёт о сыне богатого человека, попросившем отца выделить ему свою часть наследства, покинувшем родной дом и истратившем деньги в кутежах и распутстве. Нищий и больной сын возвращается к отцу, и тот радостно приветствует его, чем вызывает гнев со стороны второго сына.
Урок анатомии доктора Тульпа
Эта картина, написанная вскоре после переезда Рембрандта в Амстердам, продемонстрировала высочайшее мастерство художника столичным жителям. Рембрандт совершил подлинную революцию, показав динамичную композицию и «оживив» своих персонажей. «Урок анатомии доктора Тульпа» не является документальным полотном. И тем не менее, это вполне реалистичный групповой портрет амстердамских врачей, заказавших картину.
Ночной дозор
Синопсис
Одна из величайших картин в портретном искусстве 17-го века была создана Рембрандтом на пике славы в Амстердаме. Первоначально названный «Стрелковая рота Франса Баннинга Кока и Виллема ван Рёйтенбюрга», этот милицейский групповой портрет предназначался для великово актового зала мушкетеров. Свое популярное название работа получила в конце 18-го века, из ложного предположения о том, что события сцены происходят ночью. На самом деле, приглушенный свет был вызван преждевременным потемнением многослойного лака. Огромный успех Ночной дозор получил благодаря тому, что представлял милицейский портрет нетривиально, делая стандартные образы невероятно динамичными, что выигрышно выделялось на фоне барочных портретов, изображавших служителей закона, выстроившимися ровными рядами или сидящими на банкете. Рембрандт показывает, что рота полностью снаряжена и готова к работе. Подобный нестандартный подход мастер ранее демонстрировал со знаковым «Уроком анатомии доктора Тульпа«.
Размеры
Полотно известно своими колоссальными размерами (примерно 3.6 на 4.2 метра). Стоит отметить, что ее ранние версии и наброски были значительно меньше по габаритам и имели множество расхождений с картиной 1642 года.
Неточное название
Реставрация картины в 1946–1947 годах показала, что события портрета разворачиваются в дневное время, а солнце освещает фигуры с левого верхнего угла. Традиционное название, датируемое 18-ым веком, соответственно, является некорректным, но абсурдным педантизмом являются предложения изменить его в наше время.
Ключевые показатели
Демонстрируя свое мастерство в работе со светом и тенью, Рембрандт акцентирует внимание зрителя на трех ключевых персонажах — двух офицерах в центре (благодаря которым работа получила свое оригинальное название) и маленькой девочке в центре, на втором плане. Она служит композиции как своего рода изобразительный талисман и несет дорогой рог гильдии на поясе, а также мертвую птицу, которая является эмблемой мушкетеров
Также, традиционным символом для них является дубовый лист, который можно увидеть на шлеме.
Большое количество дополнительных деталей дополняет композицию и дает почву для размышлений и построений различных теорий. «Ночной дозор» известен немалым числом интерпретаций и трактовок некоторых символов
Портрет ополченцев
Милицейские компании проводимые в 16-м веке связаны с голландской войной за независимость, но во времена Рембрандта, эти служители закона не были необходимой военной мощью, да и фигуры на картине скорее вооружились, чтобы позировать художнику, а не использовать ружья и копья по прямому назначению. Вероятно, одна из тем этого ролевого портрета является тема «гражданина с оружием в руках».
Заключение
Представленная картина одного из величайших голландских реалистов, создавшего еще один проникновенный и мощный групповой портрет, совмещая атмосферную работу с освещением, с привнесением новых подходов к решению стандартных задач.
Странные детали
Однако ночь и день в «Ночном дозоре» не являются главной загадкой картины. Сразу хочу отметить, что впечатление заказчиков от полученной работы было неоднозначным.
Мало того, что они получили не традиционный парадный портрет, а изображение какой-то неясной толпы самых разномастных персон, так ещё и заметны были странные детали. Например, к чему в картине, демонстрирующей представителей стрелковой роты Рембрандт добавил какую-то девочку? И почему, помимо 18 основных участников действия, мы можем увидеть ещё 16 человек? Кто они?
Ответить на эти вопросы крайне сложно, тем более, что сам художник не оставил ни намёков, ни подсказок будущим поколениям. Глядя на картину, можно понять, что изображён тот самый момент, когда капитан отдал приказ о выступлении лейтенанту Рёйтенбюргу. Мы видим, как прапорщик разворачивает знамя, уличный мальчишка бежит прочь, а собака лает на офицеров.
Рембрандт без преувеличения гениально передаёт игру тени и света. Кроме того, мастер виртуозно сумел изобразить динамику. Кажется, что движутся даже детали одежды военных. Однако это не отменяет того факта, что на картине есть масса необычных персонажей и странных символов, объяснить которые мог лишь сам Рембрандт.
Рембрандт Харменс ван Рейн «Автопортрет с двумя кругами», между 1665 и 1669 годамиМестонахождение: Кенвуд-хаус, Лондон, Великобритания
Движение на спад
До сих пор биографы спорят о том, виновата ли именно эта картина или изменение стиля в целом, в том, что очень быстро Рембрандт скатился к забвению, его финансы также быстро испарились.
Рембрандт «Ночной дозор», 1642 годМестонахождение: Рейксмюзеум, Амстердам, Нидерланды
Постепенно живописца покидали ученики, становясь более востребованными чем их прежний мастер. В личной жизни у Рембрандта также произошли перемены, он стал сожительствовать со своей служанкой. Образ молодой Хендрикье Стоффлес прослеживается во многих работах того периода, как, например, в картине «Флора». В этом союзе родилась дочь.
В 1656 году Рембрандт объявил себя банкротом в материальном смысле, а в 1668 году он стал банкротом на духовном уровне, умер его любимый сын. Видимо, эта последняя, но очень существенная утрата стала для художника роковой. В 1669 году не стало и самого Рембрандта.
Любимый сын Титус.Рембрандт «Портрет Тита», 1657 годМестонахождение: Коллекция Уоллоса, Лондон, Великобритания