Монстр в доспехах с отрезанной стопой.
Это ещё одно странное существо на переднем плане правой створки триптиха. Коренастое создание в огромном шлеме, с птичьим клювом и кактусообразным хвостом – верх средневекового сюрреализма.
Думаю, этот демон специализируется на грешниках, имеющих отношение к болезни эрготизм. Это бушующий во времена Босха недуг был похлеще чумы. Причиной болезни был грибок спорынья, паразитирующий на злаках ржи.
Действие алкалоидов грибка на людей было удручающим. Человек, съедавший заражённый грибком хлеб, испытывал нестерпимое жжение кожи. Затем его кожа покрывалась язвами, чернела из-за нарушения кровообращения. Если начиналась гангрена, конечности ампутировали.
Также поражалась нервная система – это выражалось в галлюцинациях и неконтролируемых судорогах. В средние века они назывались “ведьминой корчей”.
Маттиас Грюневальд. Искушение святого Антония. Нижняя часть Изенгеймского алтаря. 1505-1515 гг. Унтерлинден музей, г. Кальмар, Франция.
На картине Грюневальда, современника Босха, в левом нижнем углу как раз изображен страдающий эрготизмом.
У интересующего нас монстра – почерневшие ноги, как при гангрене, а к его шлему привязана ампутированная стопа. Все это – прямое указание на болезнь эрготизм.
Монстр протягивает в своём длинном клюве чернильницу грешнику. Перо же настойчиво предлагает свинья в одежде монашки. Им обоим очевидно нужно, чтобы грешник подписал документ, который лежит на его коленях.
Есть разные версии, что это за документ. И что это индульгенция. И что это договор о продаже души дьяволу. Но я все-таки бы стала связывать эту бумагу с эрготизмом.
Думаю, что свинья-монашка и эрготический монстр заставляют грешника подписать дарственную о передаче своего имущества ордену антонитов (от имени святого Антония, главного покровителя больных эрготизмом). Этот орден обладал сетью монастырей, в стенах которых монахи лечили этих больных.
Перед началом лечения с больным заключалось соглашение: если он выживает, то обязуется вести праведную жизнь и половое воздержание должно стать его уделом. Если умирает – то все имущество переходит ордену.
Возможно, изображенный на картине Босха грешник – выживший, который нарушил клятву о воздержании. Теперь демоны заставляют его подписать дарственную о передаче имущества даже после смерти.
Свинья здесь тоже может быть указанием на орден. Дело в том, что в монастырях ордена больных обильно кормили свининой. Монахам разрешалось пасти свиней в неограниченном количестве.
Кстати, именно спорынья является одной из главных причин развития инквизиции. Люди, больные эрготизмом, зачастую впадали в безумие, неистово хохоча или пускаясь в пляс.
Неизвестный Немецкий художник. Пляска смерти. 16 век. Хранится в Метрополитен Музее, Нью-Йорк.
Скорее всего, именно непроизвольные телодвижения больных эрготизмом породили известную сцену для гравюр и книжных миниатюр “пляски смерти”.
Ведь такие больные на грани смерти из-за действия спорыньи пускались в дикие и необузданные танцы. Здоровым людям было очевидно, что они одержимы дьяволом. А как мы знаем, с теми, в кого якобы вселились бесы, тогда особо не церемонились и отправляли на костёр.
В 17 веке европейцы начали есть картофель. Потребление хлеба уменьшилось. Эпидемии эрготизма также стали вспыхивать гораздо реже. Костров инквизиции тоже поубавилось.
В 20 веке из алкалоидов спорыньи научились производить галлюциногенный наркотик ЛСД. В наши дни эрготизм практически не встречается.
Притча о блудном сыне
В воскресенье читается отрывок из Евангелия от Луки (15, 11-32). В нем Христос рассказывает притчу о блудном сыне.
Два брата жили в доме отца. Когда младший сын вырос, то попросил своего отца, чтобы он дал ему часть имения, принадлежавшую ему. По сути, он захотел, чтобы отец «как бы умер», ведь только после смерти родителей можно получить наследство.
Но отец согласился, несмотря на необычность заявления сына. Он отдал ему полагающуюся ему часть имения. И сын пошел из отчего дома в неизвестном направлении. Молодому человеку захотелось свободной и счастливой жизни, которую он, по его мнению, не мог вкусить, живя в доме отца. Многим детям хочется свободы, ведь родители все время учат и всё запрещают. И в наше время часто случается, что дети сбегают из дома.
Герой притчи, конечно, вкусил все «прелести» свободной жизни, и очень скоро все деньги у него закончились. Ведь он необдуманно тратил их на развлечения. Да еще настал голод в той стране, где он находился, и сын стал голодать.
Он пошел и устроился на работу к одному богачу. Молодой человек стал пасти свиней. Он был настолько голоден, что желал даже насытиться рожками – кормом для скота, но никто не разрешал ему.
Тогда он, размышляя в себе, подумал: «у моего отца столько работников, которые питаются вдоволь, а я тут голодаю. Пойду к отцу моему, скажу, что согрешил и недостоин уже называться сыном твоим. Прими меня, хотя бы в число работников твоих».
И он пошел обратно в свой дом, из которого так стремился убежать когда-то. Он готовился к раскаянию, броситься в ноги отцу. Он уже не ожидал от отца прощения. Но произошло неожиданное.
На половине дороги сын увидел, как сам отец идет к нему. Отец издалека увидел своего блудного сына и побежал к нему навстречу. Сын совсем не ожидал, что отец простит и будет к нему милостив. Но не успел сын договорить своих слов, чтобы отец принял его в число своих наемников. Так отец бросился на шею к сыну и крепко обнял его, не дав договорить ему свою задуманную покаянную речь.
Затем отец повел его домой, велел одеть сына в лучшие одежды, надеть сапоги на его ноги и перстень на руку. Также он велел заколоть теленка упитанного и устроить пир, в честь того, что пропавший сын его нашелся.
Все начали есть, пить и веселиться. Тут с поля возвращался старший сын. Он услышал веселое пение и, подозвав слугу, спросил, что за веселие в доме отца. Тот ответил, что пир устроен в честь младшего сына, который вернулся домой. Тогда старший сын обиделся и не захотел идти домой.
Отец вышел к нему и просил войти в дом. Но тот, обиженно, сказал, что он всегда слушался его и вел себя хорошо, но отец никогда не разрешал заколоть даже козленка, чтобы он повеселился с друзьями. А когда этот блудный сын вернулся, то отец устроил большой пир.
На это отец ответил, что он всегда с ним, и все у них общее, а этот блудный сын пропал и нашелся, был мертв и ожил.
В литературе
Два литературных труда в жанре повествовательной прозы были написаны во второй половине XVII века — «Повесть о Горе-Злочастии» и «Повесть о Савве Гудыне». Оба произведения обращаются к евангельскому сюжету о блудном сыне. В «Горе-Злочастии» главный герой по имени Молодец повторяет путь блудного сына, попадая в «царев кабак», в «Повести о Савве Гудыне» этот сюжет сочетается со сказкой, образуя тем самым витиеватое повествование, примеров которого в те времена не было.
Использовал притчу при построении сюжета своего произведения Александр Сергеевич Пушкин. Сопоставлять его переосмысление евангельского сюжета и саму притчу учат еще в школе, это одна из основных тем при «разборе» повести «Станционный смотритель». Точнее — противопоставлять, ведь в «Станционном смотрителе» этот сюжет показан неожиданно — здесь все наоборот. Вместо обедневшего сына-наследника довольная жизнью боярыня приезжает на похороны обнищавшего отца. Ну а картина «Возвращение блудного сына», висящая на стене в начале повести, играет роль того самого ружья, которое «выстреливает» в конце повествования.
Косвенно этой темы Пушкин касается и в других своих произведениях — повести «Капитанская дочка» и неоконченных «Записках молодого человека».
Красная гора в Оренбургской области — место, описанное в повести «Капитанская дочка». Фото: www.russianlook.com
Стихотворение Николая Гумилева «Блудный сын» разделено на четыре части, каждая из которых характеризует одно из состояний героя.
«Отец, отпусти меня… завтра… сегодня!..» — стремление бросить отчий дом, «Как розов за портиком край небосклона! Как веселы в пламенном Тибре галеры!» — упоение свободой, «Пойду и скажу ему: «Отче, Я грешен пред господом и пред тобою» — лишения, невзгоды и окончательное решение вернуться домой и, наконец, «Узнал… догадался… идет мне навстречу… И праздник, и эта невеста… не мне ли?!». Интересно, что у Гумилева стихотворение завершается без слов прощения, и конец не совсем ясен, хоть все и предполагает счастливый финал.
Всего в двух четверостишиях стихотворения Ивана Бунина «И цветы, и шмели, и трава, и колосья» раскрывается если не сюжет, то мораль евангельской притчи. Блудный сын здесь предстает перед Господом, который спрашивает его: «Был ли счастлив ты в жизни земной?» Но ответа и финала здесь тоже нет: сын захлебывается сладостными слезами, вместо ответа — безмолвие.
Чем закончится?
Доценко становится лучше. Он начинает преподавать. Случайно встретится с Женей и она покажет ему сына, о котором он вообще не знал, мальчику три года. В итоге, невестку арестовали и лишили родительских прав. В итоге, она на вернулась обратно в деревню. Дети живут с отцом и его любимой женщиной, это медсестра из наркологической клиники. Девушка больше там не работает. Благодаря бывшей жене Доценко, он был спасен, бывшая невестка и сына спаивала в клинике через охранника, и его хотела отправить на тот свет, когда ему сделали операцию и он лежал в больнице.
Как же хорошо, когда любимые сериалы имеют счастливый конец. Все злодеи наказаны, а главные герои счастливы.
3.5 / 5 ( 6 голосов )
Ещё один смысл притчи
Притчу о блудном сыне, краткое содержание в особенности, можно рассматривать и более прямолинейно. Она применима не только по отношению Бога к людям, но и по отношению любящих друг к другу. Можно сказать, что это притча о любви.
Любой близкий человек может нас покинуть – муж или жена, ребенок, друг, даже родители порой бросают детей. Но если сердце у нас чистое и в душе есть любовь, то мы станем подобны отцу из притчи и сможем простить предательство. И тогда, встречая беспутного сына, изменившего мужа, пропадавшего отца, забывшего про нас друга, даже в голову не придёт обвинять их или слушать недобрых людей, не понимающих христианского всепрощения – нам достаточно будет того, что они рядом, нашлись, вернулись, живые.