Политик и делец
После прибытия во Флоренцию Козимо Медичи стал ее неофициальным правителем и до самой смерти пробыл в этом положении. Его современники понимали, что в основе политической власти лежит коммерческий успех. Не было в Италии более искусного банкира, чем Козимо Медичи. Он кредитовал даже Папу, который, несмотря на огромные доходы, которые он получал «с миру по нитке» от всех католиков, постоянно влезал в долги.
Правда, кредитование правителей было делом опасным — мало того, что титулованные особы могли просто отказаться платить или обанкротиться из-за дорогостоящей войны, так они еще и регулярно рисковали быть убитыми. Тем не менее Козимо нередко поступался экономическими выгодами в пользу политических.
Происхождение
Предки Козимо I Медичи, великого герцога Тосканы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Государственная мудрость
Портретный бюст из мастерской Бенвенуто Челлини , ок. 1550
Козимо был авторитарным правителем и обеспечил свое положение, наняв охрану швейцарских наемников . В 1548 году ему удалось убить себя в Венеции своим родственником Лоренцино , последним претендентом на Флоренцию Медичи, который ранее организовал убийство предшественника Козимо Алессандро . Козимо также был активным строителем военных структур в рамках своей попытки спасти флорентийское государство от частых проходов иностранных армий. Примеры включают новые крепости Сиены, Ареццо , Сансеполькро , новые стены Пизы и Фивиццано и цитадели Портоферрайо на острове Эльба и Терра-дель-Соле .
Он возложил на своих подданных тяжелое налоговое бремя. Несмотря на свои экономические трудности, Козимо был щедрым покровителем искусств, а также развил флорентийский флот, который в конечном итоге принял участие в битве при Лепанто , и который он доверил своему новому творению, рыцарям Святого Стефана .
Изображения в живописи
По свидетельствам современников, Козимо не отличался внешней привлекательностью и обладал заурядными физическими данными. Он предпочитал скромную, для своего положения одежду, был худым, небольшого роста, с грубыми чертами лица и землистым цветом кожи; приобретенные с возрастом подагра и артрит изуродовали фигуру и походку. Наиболее известное изображение Козимо – профильный портрет флорентийского художника Понтормо (настоящее имя – Якопо Каруччи (Jacopo Carucci)), написанный спустя более полвека после смерти основателя династии Медичи.
Увидеть картину можно в галерее Уффици (Galleria degli Uffizi), одном из самых старых художественных музеев не только Флоренции, но и всей Европы.
Казимо Старший изображен также в виде старца, жаждущего поцеловать маленького Христа, на картине «Поклонение волхвов», принадлежащей кисти знаменитого Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli).
В «Жизнеописаниях» Джорджо Вазари (Giorgio Vasari) – главном источнике информации о творцах эпохи Возрождения, есть детальный анализ этой работы. Она считается одним из самых живых и точных портретов Козимо.
Финансы и банковское дело
Еще в молодости Козимо проявлял себя как гениальный делец, обладающий великолепным чутьем, острым умом и предпринимательской жилкой. К 30 годам он уже активно участвовал в коммерческих делах отца, и возглавлял семейный банк. В 1429 году Джованни ди Биччи умер, оставив сыновьям огромное состояние. Помимо земельных угодий и прочего имущества, Козимо получил в наследство почти 180 тысяч флоринов (золотых флорентийских монет), и стал одним из богатейших людей Флоренции.
Сфера его деловых интересов была очень широкой: вместе с братом он занимался не только расширением банковской сети (филиалы были открыты в разных частях Европы, Северной Африке, на Ближнем и Дальнем Востоке), но и торговлей. Семейный бизнес Медичи монополизировал и охватывал следующие направления:
- производство и сбыт шерстяных и шелковых тканей;
- добыча квасцов, применяемых в текстильной и кожевенной промышленности;
- торговля ценными видами меха и дефицитными в Европе пряностями.
Ведение масштабной коммерческой деятельности диктовало необходимость выходить на политическую арену. Такая роль основателя клана Медичи оказалась очень значимой для Флоренции.
Примечания и ссылки
- ↑ и , с. 6.
- ↑ и Стефано Дзуффи ( пер. С итальянского), Le Portrait , Paris, Gallimard ,2001 г., 304 с. ( ISBN 2-07-011700-6 ) , стр.88-91.
- Якопо да Понтормо, журнал (перевод с итальянского Фабьена Валлоса ), изд. Микс, 2008.
- Жан-Клод Лебенштейн, Le Dossier Pontormo , Ed. Macula, 1979; тростник. 1984 г.
- ↑ и Винсент Pomarede , 1001 картин в Лувре: От античности до XIX — го века , Париж / Милан, Лувр Editions2005 г., 589 с. ( ISBN 2-35031-032-9 ) , стр.309-310.
- Джованна Непи Скире , Живопись в музеях Венеции , Place des Victoires Editions,2008 г., 605 с. ( ISBN 978-2-8099-0019-4 ) , стр. 139.
- Рафаель Пик, « Иисус в конце щеток », Muséart , п о 98,Декабрь 1999 г., стр.78.
- Джон Уолш ( традиционный английский), Шедевры из музея Дж. Пола Гетти: Живопись , Париж, Темза и Гудзон ,1997 г., 128 с. ( ISBN 2-87811-128-1 ) , стр. 31 год.
- Мина Грегори , Музей Уффици и дворец Питти: Живопись во Флоренции , Place des Victoires Editions,2000 г., 685 с. ( ISBN 2-84459-006-3 ) , стр. 202-208.
- Под руководством Эммануэль Брюжероль, Рисование во Флоренции во времена Микеланджело, Блокноты 13 , Beaux-arts de Paris les éditions, 2009-2010, стр. 72-75, кат. 15
- Под руководством Эммануэль Брюжероль, Рисование во Флоренции во времена Микеланджело, Блокноты 13 , Beaux-arts de Paris les éditions, 2009-2010, стр. 76-79, кат. 16
Жизнь
Поднимитесь к власти
Козимо родился во Флоренции 12 июня 1519 года в семье знаменитого кондотьера Людовико Медичи (известного как Джованни делле Банде Нере ) и его жены Марии Сальвиати , которая сама была внучкой Лоренцо Великолепного . Он был внуком Катерины Сфорца , графини Форли и леди Имолы . Козимо пришел к власти в 1537 году в возрасте 17 лет, сразу после убийства 26-летнего герцога Флоренции Алессандро Медичи . Козимо был из другой ветви семьи Медичи, потомком Джованни иль Пополано , правнука Джованни ди Биччи де Медичи , основателя банка Медичи . Необходимо было искать преемника за пределами «старшей» ветви семьи Медичи, происходящей от Козимо ди Джованни де Медичи , поскольку единственный ребенок мужского пола Алессандро, последний прямой потомок старшей ветви, родился вне брака. -брачный, и на момент смерти отца ему было всего четыре года. До своего вступления на престол Козимо жил только в Муджелло (прародине семьи Медичи ) и был почти неизвестен во Флоренции. Однако многие влиятельные люди в городе одобряли его как нового герцога. Некоторые надеялись править через него, тем самым обогащаясь за счет государства. Однако, как сказал флорентийский литератор Бенедетто Варчи , «расчет трактирщика отличался от расчетов обжоры». Козимо проявил волю, проницательность и амбициозность и вскоре отверг подписанный им пункт, в соответствии с которым большая часть власти флорентийского герцогства возлагалась на Совет Сорока восьми.
Козимо I Медичи в возрасте около 19 лет ( Якопо Понтормо , ок. 1538)
Когда флорентийские изгнанники услышали о смерти Алессандро, они собрали свои силы при поддержке Франции и недовольных соседей Флоренции. В это время у Козимо родилась внебрачная дочь Биа (1537 — 1542), которая была изображена незадолго до своей преждевременной смерти на картине Бронзино .
В конце июля 1537 года изгнанники вошли в Тоскану под предводительством Бернардо Сальвиати и Пьеро Строцци . Когда Козимо услышал об их приближении, он послал свои лучшие войска под командованием Алессандро Вителли, чтобы поразить врага, что они и сделали в Монтемурло . Победив армию изгнанников, Вителли штурмовал крепость, где Строцци и несколько его товарищей отступили в безопасное место. Он упал всего через несколько часов, и Козимо отпраздновал свою первую победу. Впоследствии известные заключенные были обезглавлены на площади Синьории или в Барджелло . Было найдено тело Филиппо Строцци с окровавленным мечом рядом с ним и запиской со ссылкой на Вергилия , но многие считают, что его самоубийство было сфальсифицировано.
Правило Тосканы
В 1537 году Козимо послал Бернардо Антонио Медичи к императору Священной Римской империи Карлу V, чтобы добиться признания своего положения в качестве главы флорентийского государства. Это признание пришло в июне 1537 года в обмен на помощь Франции в ходе итальянских войн . Этим шагом Козимо твердо восстановил власть Медичи , которые с тех пор правили Флоренцией до смерти последнего из правителей Медичи, Джан Гастоне Медичи , в 1737 году. Помощь, оказанная Карлу V, позволила ему освободить Тоскану от власти. Имперские гарнизоны и максимально увеличить свою независимость от подавляющего испанского влияния в Италии.
Затем Козимо обратил свое внимание на Сиену. При поддержке Карла V он победил сиенцев в битве при Марчиано в 1554 году и осадил их город
Несмотря на отчаянное сопротивление жителей, 17 апреля 1555 года город пал после 15-месячной осады, его население сократилось с сорока тысяч до восьми тысяч человек. В 1559 году Монтальчино , последний редут независимости Сиены, был присоединен к территориям Козимо. В 1569 году папа Пий V возвел его в ранг великого герцога Тосканы.
За последние 10 лет его правления, пораженный смертью двух его сыновей по малярии , Козимо отказался от активного господства государства флорентийской его сына и преемника Франческо I . Он переехал, чтобы жить на своей вилле, Вилла ди Кастелло , недалеко от Флоренции.
Власть в руках Медичи
В 1434 году началась тридцатилетняя «золотая» эпоха правления Козимо Медичи. Пока он находился у власти Флоренция переживала период политической стабильности, а также экономического и культурного расцвета. К основным достижениям относились:
- устранение противоречий между представителями разных слоев флорентийского общества;
- мудрая социальная политика по отношению к простым гражданам (снижение налогов, поддержка в неурожайные годы и прочее);
- установление мирных отношений с Миланом, Неаполем и Венецией;
- присоединение некоторых соседних территорий;
- увеличение престижа Флорентийской республики и ее превращение в центр международной политики;
- развитие финансовой системы, а также судоходства, торговли, земледелия, шелкопрядильного производства;
- ориентация на образование и культуру, привлечение во Флоренцию лучших представителей науки и искусства.
Интересно то, как Козимо Медичи управлял республикой: сосредоточив в своих руках фактическую и единоличную власть, он не имел высоких титулов, а пост гонфалоньера (главы Синьории) занимал всего три раза (сроком на два месяца), при этом до самой смерти оставался решающей фигурой, «серым кардиналом» в политической жизни Флоренции. Республиканская форма правления все больше приобретала номинальный характер. Ключевые государственные должности получали преданные и верные последователи, а сам Козимо предпочитал оставаться в тени. Осознавая силу капитала, он с легкостью разорял и уничтожал противников, или напротив, привлекал на свою сторону нужных людей. Деньги были его главным политическим оружием. Так, например, Медичи кредитовал самого Папу, короля Англии, герцога Бургундского и многих других высоких особ.
Места сохранения
- Алжир
Алжир , Национальный музей изящных искусств : портрет Александра Медичи .
- Соединенные Штаты
- Лос-Анджелес , Музей Дж. Пола Гетти : Портрет алебардиста , 1529-1530 гг., Масло на панели, перенесенной на холст, 92 × 72 см .
- Ньюарк , Коллекция Аланы : Портрет лютниста , ок. 1529-1530, дерево, масло 81,2 × 57,7 см .
- Италия
-
Флоренция , :
- Портрет Козимо Старшего , 1518-1519, дерево, масло, 87 × 65 см ;
- Святой Антоний Аббат , 1520, дерево, масло, 47 × 41 см ;
- Адам и Ева изгнаны из земного рая , 1520, 43 × 31 см ;
- Богоматерь на престоле с младенцем и святые Иероним и Франциск , 1522, дерево, масло, 73 × 61 см ;
- Тайная вечеря Эммауса , 1525, 230 × 173 см . Казнен для монахов картезианского монастыря Галлуцо;
- Рождество Иоанна Крестителя , 1526, дерево, масло, поднос для родов;
- Милосердие или Богородица с младенцем и маленький святой Иоанн , 1527-1528, дерево, масло, 89 × 74 см ;
- Леда и лебедь ;
- Портрет Марии Сальвиати , 1537 год, дерево, масло.
-
Изобразительное искусство Парижа :
- Стоящий человек идет, а сидящий мужчина, красный мел, черный мел и пень, H. 0,264; Л. 0,402 м. На спине : молодой человек на коленях, двое обнаженных детей, набросок третьего красным мелом, черным мелом и коричневым мелом. Подготовительный рисунок Иосифа, проданный Путифару ( Национальная галерея , Лондон), раскрашенное панно, принадлежащее циклу Истории Иосифа, созданное для брачного покоя дворца Борго Санти Апостоли во Флоренции с 1515 года. Стоящий на коленях молодой человек на спине — можно сравнить с фигурой Иосифа, которую умоляли его братья ( Национальная галерея , Лондон), принадлежащей к тому же циклу. Два голых дети на спинах похожи на святой по Пала Pucci (завершено в 1528 году) и , наконец , фигура обращена в черном меле не может быть сравнена с точной работой Понторма.
- Мужчина средней длины на три четверти спины, правая рука поднята , красный мел и белый мел на бежевой бумаге, высота 0,237; Л. 0.137 м. На спине : вырезанная кровью этюд ноги персонажа. Исследование, которое Бернард Беренсон рассматривает как первую мысль о Христе Свержения из церкви Санта-Феличита во Флоренции. Очень точное изучение анатомии его фигуры. Обработка мускулатуры, искаженное положение, змеевидная линия и наброски головы — очевидные заимствования из работ Микеланджело . Рисунок датирован 1519-1528 годами.
- Соединенное Королевство
Дии Томилсон Хилл Collection (на депозите, Национальная галерея резервы , Лондон): Портрет молодого человека с Red Hat , с 1530, дерево , масло, 92,1 × 73. См .
- Место уточняется
Богородица с младенцем , масло на панели, 75 × 62 см .
Брак и семья
Элеонора Толедская, герцогиня Флорентийская, купившая Палаццо Питти в 1549 году для семьи Медичи .
В 1539 году Козимо женился на испанской дворянки Элеонора Толедо (1522 — 1562), дочери Дона Педро Альварес де Толедо , испанский наместник в Неаполе и третий двоюродный брат самого императора Карла V. Супружеская пара прожила долгую и мирную жизнь. Как ни удивительно для той эпохи, Козимо был верен своей жене на протяжении всей их супружеской жизни. Пример традиционной пары укрепил его различные реформы и отделил их связь с бывшим герцогом. Элеонора была политическим советником своего мужа и часто правила Флоренцией в его отсутствие. Она предоставила Медичи дворец Питти и была покровительницей нового ордена иезуитов . Герцогиня умерла вместе со своими сыновьями Джованни и Гарциа в 1562 году, когда ей было всего сорок лет; все трое заболели малярией во время поездки в Пизу .
От Элеоноры Козимо родил одиннадцать детей:
- Мария (3 апреля 1540-19 ноября 1557), помолвлена с Альфонсо ди Эрколе II д’Эсте , но умерла до свадьбы
- Франческо (25 марта 1541-19 октября 1587), преемник Козимо как великий герцог Тосканы
- Изабелла (31 августа 1542 — 16 июля 1576), убита своим мужем Паоло Джордано I Орсини из-за неверности
- Джованни (28 сентября 1543 — ноябрь 1562), ставший епископом Пизы и кардиналом
- Лукреция (7 июня 1545 — 21 апреля 1561), которая вышла замуж за Альфонсо II д’Эсте , герцога Феррары и Модены , в 1560 году.
- Пьетро (Педрико) (10 августа 1546 — 10 июня 1547), умерший в младенчестве
- Гарция (5 июля 1547 — 12 декабря 1562), умерший от малярии в возрасте 15 лет.
- Антонио (1 июля 1548 — июль 1548), умерший в младенчестве
- Фердинандо (30 июля 1549-17 февраля 1609), преемник Франческо как великий герцог Тосканы
- Анна (19 марта 1553 — 6 августа 1553), умершая в младенчестве
- Пьетро (3 июня 1554 — 25 апреля 1604), убивший свою жену Элеонору ди Гарциа ди Толедо из-за неверности
Перед первым браком Козимо родил внебрачную дочь от неизвестной женщины:
Биа Медичи (ок. 1536 г. — 1 марта 1542 г.)
После смерти Элеоноры в 1562 году Козимо родил двоих детей от своей любовницы Элеоноры дельи Альбицци :
- безымянная дочь (родилась и умерла в 1566 г.), умершая перед крещением
- Джованни (1567 — 1621), позже узаконенный его отцом
В 1570 году Козимо женился на Камилле Мартелли (умерла в 1590 году) и родил от нее одного ребенка:
Вирджиния (29 мая 1568-15 января 1615), которая вышла замуж за Чезаре д’Эсте , герцога Модены
Работает
1510-1519
- Леда и Лебедь, около 1512 г., дерево, темпера, 55 x 40 см, Галерея Уффици , Флоренция
- Святой Иоанн Креститель , около 1515 г., дерево, масло, 65 × 47,7 см , Дижон , Музей изящных искусств , .
- Эпизод из больничной жизни , 1514 г., первоначально фреска в больнице Сан-Маттео, Galleria dell’Accademia во Флоренции , .
- Украшение капеллы Папы, базилика Санта-Мария-Новелла , Флоренция , .
- Фрески церкви Сантиссима Аннунциата , Флоренция , 1514 г .:
- Священная беседа , фреска , часовня Сан-Лука, ;
- Посещение , фреска, атриум, .
-
Рассказы Иосифа , около 1518 г., Лондон , Национальная галерея , :
- Иосиф умолял своих братьев о помощи , дерево, масло, 36,3 × 142 см , ;
- Иосиф продан Путифару , дерево , масло, 61 × 51,6 см , ;
- Фараон возвращает свою должность главному виночерпию , дерево, масло, 61 × 51,7 см , ;
- Иосиф в Египте , дерево, масло, 96,5 × 109,5 см , .
- Святой Квентин , дерево, масло, 150 × 100 см , Сансеполькро , Pinacoteca Comunale, .
- Алтарь Пуччи , 1518, Флоренция, церковь Сан-Микеле Висдомини, .
- Портрет прекрасного резчика по камню (1517-1518), дерево, масло, 49 × 36 см , Париж , Лувр , .
- Святой Иоанн Богослов и Святой Михаил Архангел , дерево, масло, 173 × 59 см , .
- Вертумн и Помона , 1519, фреска, вилла Медичи в Поджо-а-Кайано , .
1520-1529
- Сцена жертвоприношения , около 1520 г.), холст, темпера, гризайль, 85 × 148 см , Музей Каподимонте в Неаполе . Из собрания Фарнезе .
- Святое Семейство со Святым Иоанном Крестителем , около 1522-1523 гг., Холст, масло, 120 × 99 см , Санкт-Петербург , Эрмитаж .
- Поклонение волхвов , 1523, дерево, масло, 85 × 190 см , Флоренция , Палатинская галерея , дворец Питти . Исполняется для прихожей Джован Марии бенинтенди, .
- Портрет Cosimo pater patriae , .
- Двойной портрет двух друзей , около 1522 г., дерево, масло, 88 × 68 см , Венеция , Коллекция Витторио Чини , .
La Visitation (1528-1529), церковь ректора в Карминьяно .
Портрет лютниста (1529-1530), Ньюарк , Собрание Аланы .
- Фрески в большом монастыре Картерия Сан-Лоренцо-аль-Монте в Галлуццо , недалеко от Флоренции (1523-1525), сегодня выставлены в Пинакотеке Чартерного дома, :
- Молитва в саду оливковых деревьев ;
- Иисус перед Пилатом ;
- Восхождение на Голгофу ;
- Снятие с креста ;
- Воскресение .
- Тайная вечеря Эммауса , 1525, 230 × 173 см , Флоренция, Галерея Уффици , . Казнен для монахов картезианского монастыря Галлуцо, .
- Скиния Болдроне , .
- Украшение капеллы Каппони , 1526 г., Флоренция, церковь Санта-Феличита , :
- Четыре евангелиста ;
- Депонирование ;
- Благовещение .
- Посещение , 1528-1529 гг., 202 × 156 см , Провост церкви Святых Михаила и Франциска Карминьяно , .
- Святой Иероним , дерево, масло, 105 × 80 см , Ганновер , Niedersächsisches Landesmuseum, inv. КМ 132, .
- Богородица с младенцем и Святой Анной между Святым Петром, Святым Себастьяном, Добрым Вором и Святым Бенедиктом , 1527-1529, дерево, масло, 228 × 176 см , Париж, Лувр . Алтарь главного алтаря монастырской церкви Сант-Анна ин Верзайя во Флоренции, .
- Мученичество святого Мориса и Фиванского легиона или одиннадцати тысяч мучеников , 1529-1530, дерево, масло, 65 × 73 см , Флоренция , Палатинская галерея , дворец Питти . Предназначен для монахинь Хосписа Невинных .
- Пигмалион и Галатея , дерево, масло, 81 × 64 см , Флоренция, Галерея Уффици, , .
- Портрет лютниста , ок. 1529-1530, дерево, масло 81,2 × 57,7 см , Ньюарк (Делавэр) , собрание Аланы .
- Портрет алебардиста , 1529-1530 гг., Масло на панели, перенесенной на холст, 92 × 72 см , Лос-Анджелес , Музей Дж. Пола Гетти , .
1530-1539
- Портрет молодого человека в красной шляпе , ок. 1530 г., дерево, масло 92,1 × 73 см , Великобритания , собрание Дж. Томилсона Хилла .
- Портрет Америго Антинори , около 1531 г., Лукка , Дворец-музей манси , .
- Венера и любовь , дерево, масло, 128 × 197 см , Флоренция, Академия, , .
- Портрет Марии Сальвиати и Козимо Медичи в детстве , масло на дереве, 88 × 71 см , Балтимор , Walters Art Gallery , , .
- Портрет Козимо I ст оделся на испанском языке , масло по дереву, 101 × 76,2 см , Принстон , .
1540-1557
- Монсеньор делла Каса , 1541-1544, дерево, масло, 102 × 79 см , Вашингтон , Национальная художественная галерея , Сэмюэл Х. Кресс , .
- Украшение хора Сан-Лоренцо, 1546–1556, утраченная работа, .
Последние годы жизни и смерть
На закате жизни на долю Козимо Медичи выпало немало испытаний. Он тяжело пережил смерть младшего сына и внука. Семейный бизнес пришлось передать в руки Пьеро, тяготевшего к уединенной, духовной жизни и далекого от коммерческих и государственных дел. На политической арене Козимо тратил много сил, здоровья и времени на устранение недовольств оппонентов, восстававших против его единоличного управления республикой. При этом нетитулованный глава государства продолжал пользоваться огромным авторитетом и уважением у простых граждан.
Козимо почувствовал приближение смерти весной 1464 года. Вместе с женой он переехал в свою любимую виллу в Кареджи, где тихо скончался 1 августа того же года. Погребение состоялось в церкви Святого Лаврентия, усыпальнице известных представителей клана Медичи. Козимо завещал не устраивать пышных похорон, однако проститься с ним пришли все жители Флоренции. По приказу правительства на надгробии были высечены слова: «Отец отечества» – свидетельство и выражение истинного уважения народа, которое мудрый правитель снискал при жизни.
Семья и образование
Козимо Медичи родился в 1389 году, во Флоренции. Он был старшим сыном в семье Джованни ди Биччи де Медичи (Giovanni di Bicci de’ Medici) и Пиккарды Буери (Piccarda Bueri). Глава семейства стал известным итальянским банкиром, пройдя непростой путь от обычного мелкого кредитора до создателя финансовой империи. Благодаря своей предприимчивости, трудолюбию и приданному жены, в 1392 году основал Банк Медичи – одно из самых преуспевающих коммерческих предприятий во всей Европе. Мать Козимо, Пиккарда Буери (Piccarda Bueri), была знатных кровей, происходила из старинного, аристократического рода, и считалась одной из первых красавиц Вероны.
Юноша получил блестящее всестороннее образование: обучался в школе монастыря Санта-Мария-дельи-Анджели (Santa Maria degli Angeli), где ему преподавали философию, историю искусств, точные науки и иностранные языки. Он великолепно знал французский, немецкий, арабский и иврит. Одним из его учителей, а потом и другом, был лучший знаток классической литературы, словесности, латинского и греческого языков, гуманист Роберто де Росси (Roberto de’ Rossi), прививший искреннюю любовь к античному наследию. Огромную роль в воспитании сыграл отец, наставления которого повлияли на характер и судьбу Козимо Медичи. Джованни ди Биччи учил своего приемника скромности и умеренности, советовал остерегаться открыто выражать свои мысли, избегать судебных разбирательств и споров о политике, не проявлять гордыни и упрямства.
Родной брат
Всю жизнь Козимо Медичи чувствовал неразрывную связь с единственным, младшим братом Лоренцо (Lorenzo di Giovanni de’ Medici), родившимся на 6 лет позже. Сыновья Джованни ди Биччи никогда не терзались ревностью, не были конкурентами, и всегда оставались друг для друга мощной поддержкой и опорой. Они оба участвовали в коммерческих (позднее и политических) делах семьи. Лоренцо был менее инициативен, но помогал брату во всех его начинаниях. Он стал впоследствии родоначальником младшей ветви рода Медичи, потомком которой был Козимо I, провозглашенный в 1569 году первым правителем великого Тосканского герцогства.
Брак и дети
В 1416 году, в возрасте лет 27 лет, Козимо женился на итальянской аристократке Контессине де Барди, принадлежавшей к старинному и влиятельному роду флорентийских банкиров. Этот брачный союз был заключен по настоянию Джованни ди Бичи, и усилил положение клана Медичи. Известно, что Контессина участвовала в управлении финансовыми делами семьи, была очень скромной, рачительной и мудрой женщиной. Она пережила своего супруга на 9 лет.
В браке родилось двое детей: в 1416 году – Пьеро (Piero di Cosimo de’ Medici), получивший из-за болезни прозвище Подагрик (il Gottoso), и в 1421 году – Джованни (Giovanni di Cosimo de’ Medici). Младший сын, на которого возлагались большие надежды, как на приемника семейного дела, умер в возрасте 42 лет, за год до смерти отца. В 1469 году продолжателем великой династии Медичи станет сын Пьеро, 20-летний Лоренцо Великолепный (Lorenzo di Piero de Medici il Magnifico).
У Козимо был еще один внебрачный ребенок, рожденный в 1430 году от Маддалены, девушки, прислуживавшей в доме Медичи более 20 лет. Мальчика назвали Карлом, он воспитывался в семье вместе с законнорожденными детьми, и впоследствии стал настоятелем монастыря Сан-Стефано (Santo Stefano) в Прато.
Биография и ранние работы
Якопо Каруччи родился в Понторме, недалеко от Эмполи , в семье Бартоломео ди Якопо ди Мартино Карруччи и Алессандры ди Паскуале ди Заноби. Вазари рассказывает, как мальчик-сирота, «молодой, меланхоличный и одинокий», возился в качестве молодого ученика:
Посещение , 1514–1516; Фреска; 392 х 337 см; SS. Аннунциата, Флоренция
Посещение , 1528–1529 гг., Церковь Сан-Франческо-э-Микеле, Карминьяно
Понтормо писал картины во Флоренции и ее окрестностях , часто при поддержке Медичи . Поездка в Рим, в основном для того, чтобы увидеть работы Микеланджело , повлияла на его более поздний стиль. Призрачные лица и удлиненные тела характерны для его работ. Примером раннего стиля Понтормо является фреска, изображающая Посещение Богородицы и Святой Елизаветы с ее танцевальными сбалансированными фигурами, написанная с 1514 по 1516 год.
Это раннее посещение представляет собой интересное сравнение с его картиной на ту же тему, которая была написана десятью годами позже и теперь находится в приходской церкви Святого Архангела Михаила в Карминьяно , примерно в 20 км к западу от Флоренции. Соединение этих двух картин вместе — одно из его раннего стиля, а другое из его зрелого периода — резко подчеркивает художественное развитие Понтормо. В более ранних работах Понтормо намного ближе по стилю к своему учителю Андреа дель Сарто и к художественным принципам эпохи Возрождения начала шестнадцатого века. Например, фигуры стоят чуть меньше половины высоты общей картины, и хотя они немного более многолюдны, чем хотелось бы истинному высокому балансу эпохи Возрождения, по крайней мере, они помещены в классическую архитектурную среду на удобном расстоянии от зрителя. В более поздних работах зрителя почти неудобно приближают к Деве Марии и Святой Елизавете , которые плывут навстречу друг другу в облаках драпировки . Более того, четкая архитектурная обстановка, тщательно продуманная в более ранней части, была полностью оставлена в пользу своеобразной невзрачной городской среды.
Иосиф в Египте , 1515–1518 гг .; Масло по дереву; 96 х 109 см; Национальная галерея, Лондон
В Джозеф холстах ( в настоящее время в Национальной галерее в Лондоне) предлагают другой пример развивающегося стиля Понторм. Выполненные примерно в то же время, что и более раннее « Посещение» , эти работы (например, « Иосиф в Египте» , слева) демонстрируют гораздо более манерный характер. По словам Джорджо Вазари , сидящим на ступеньке мальчиком сидел его юный подмастерье Бронзино .
В годы между SS Аннунциата и Сан — Микеле Visitation s, Понтормо принял участие в фресковой оформлении салона страны Медичи виллы в Поджио Кайано (1519-20), 17 км ЮВ от Флоренции. Там он писал фрески в пасторальном жанре, очень необычном для флорентийских художников; их предметом был малоизвестный классический миф о Вертумне и Помоне в люнете .
Из люнета Вертумна и Помоны , 1520–1521 гг.
В 1522 году, когда во Флоренции разразилась чума , Понтормо уехал в Чертоза-ди-Галлуццо , уединенный картезианский монастырь, где монахи соблюдали обеты молчания. Он написал серию фресок, теперь уже довольно поврежденных, посвященных страстям и воскресению Христа. Эти фрески особенно ярко демонстрируют влияние гравюр Альбрехта Дюрера , которые часто вдохновляли Понтормо после его возвращения во Флоренцию.
Меценатство
Козимо в роли Орфея , Бронзино
Козимо, пожалуй, наиболее известен сегодня созданием Уффици («офисов»). Первоначально он задумывался как средство консолидации его административного контроля над различными комитетами, агентствами и гильдиями, созданными в республиканском прошлом Флоренции, но теперь в нем находится одна из самых важных в мире коллекций искусства, большая часть которой заказана и / или принадлежит различным членам семья Медичи.
Его сады на Вилле ди Кастелло , спроектированные Никколо Триболо, когда Козимо было всего семнадцать лет, были созданы, чтобы объявить новый золотой век Флоренции и продемонстрировать великолепие и достоинства Медичи. Они были украшены фонтанами, лабиринтом , гротом и оригинальными декоративными водными элементами и были прообразом итальянского сада эпохи Возрождения . Они оказали глубокое влияние на более поздние итальянские и французские сады в восемнадцатом веке.
Козимо Старший — Луиджи Маги и Андреа Ди Чионе ( Орканья ) — Никколо Баццанти
Козимо также закончил дворец Питти как дом для Медичи и создал великолепные сады Боболи за Питти. Как и его более выдающиеся предки, он также был важным покровителем искусств, поддерживая, среди прочего, Джорджо Вазари , Бенвенуто Челлини , Понтормо , Бронзино , архитектора Бальдассарре Ланчи и историков Сципионе Аммирато и Бенедетто Варчи .
Большая бронзовая конная статуя Козимо I работы Джамболоньи , возведенная в 1598 году, до сих пор стоит на Пьяцца делла Синьория , главной площади Флоренции.
Козимо был также энтузиастом алхимии , страстью, которую он унаследовал от своей бабушки Катерины Сфорца .
Утраченные или поврежденные работы
Христос и сотворение Евы
Этюд к потопу
Мертвые на Страшном Суде
Многие работы Понтормо были повреждены, в том числе люнеты для монастыря картезианского монастыря Галлуцо . Теперь они отображаются в помещении, хотя и в поврежденном состоянии.
Пожалуй, наиболее трагичной является потеря незаконченных фресок для хора базилики Сан-Лоренцо во Флоренции, которая заняла последнее десятилетие его жизни. На его фресках изображен день Страшного суда, состоящий из тревожного болота извивающихся фигур. Остальные рисунки, показывающие причудливую и мистическую перевязку тел, производили почти галлюцинаторный эффект. В флорентийской фигурной живописи в основном подчеркивались линейные и скульптурные фигуры. Например, Христос в Страшном суде Микеланджело в Сикстинской капелле представляет собой массивный расписной блок, суровый в своем гневе; Напротив, «Иисус на Страшном суде» Понтормо извилисто закручивается, словно струится по небу в танце окончательной окончательности. Ангелы кружатся вокруг него в еще более змеиных позах. Если работы Понтормо 1520-х годов казались плывущими в мире, мало затронутом гравитационной силой, то фигуры Страшного суда, кажется, совсем ускользнули от него и мчатся в разреженном воздухе.
В своем Страшном суде Понтормо пошел против живописных и богословских традиций, поместив Бога-Отца к ногам Христа, а не над ним, идея, которую Вазари счел глубоко тревожной: