Антон рафаэль менгс — anton raphael mengs

Прерванное пиршество

Пелидект надеялся, что сын Данаи не вернётся живым из этого опасного путешествия, однако боги Олимпа рассудили иначе. Медуза и прочая вражья сила, встретившаяся на пути героя, была повержена, после чего Андромеда и Персей неожиданно появились в его дворце. Не веря словам героя о том, что злое чудище побеждено, царь потребовал доказательства и… получил его.

Достав из мешка роковую голову, Персей поднял её высоко вверх, так чтобы все присутствовавшие гости (а происходила эта сцена во время пиршества) могли её видеть. Результат оказался именно тем, на который он и рассчитывал: царь Пелидект и все его собутыльники мгновенно окаменели.

Кстати, почему же колдовство не действовало на самого героя? Оказывается, как и во время своей первой встречи с Медузой, столь печально закончившейся для злой горгоны, так и впоследствии, доставая из мешка отрубленную голову, он пользовался гладкой поверхностью щита как зеркалом, избегая прямых взглядов на чудовище. Отражение же не имело никакой магической силы.

Сундук в морских волнах

Как повествует легенда, Даная была единственной дочерью некоего царя Акрисия, которому была предсказана смерть от руки собственного внука. Чтобы оградить дочь от возможных женихов и тем самым обезопасить себя, царь поместил её под замок, но верховный бог Зевс, сражённый красотой девицы, проник к ней. Плодом их тайной любви и стал будущий герой Персей.

Узнав о случившемся, Акрисий приказал поместить молодую мать и её едва появившееся на свет дитя в деревянный сундук и пустить его в сине-море. Дальше всё как у Пушкина – и туча по небу шла, и бочка, то есть, сундук по морю плыл, пока не прибило его к некоему острову. Вот только назывался он не Буян, а Сериф, и правил на нём коварный и похотливый царь Пелидект.

Чем так хорош Рубенс со своими «Персеем и Андромедой»

Картина «Персей и Андромеда» написана в стиле барокко. На ней много героев, каждый из которых занят своим делом.

Но Рубенс гениально размещает их в пространстве. В результате ощущения хаоса нет. В первую очередь – за счёт почти монохромного цвета. Герои хорошо гармонируют с фоновым темным камнем.

А ещё хаос нивелируется благодаря расположению героев в виде треугольника. Правда, чтобы уместить массивного коня, пришлось вынести его круп на передний план картины. Но нас волшебным образом это не смущает. Он в тени и в целом красив (насколько круп вообще может быть красив).

Чтобы понять гений Рубенса, сравните его шедевр с картиной Джорджо Вазари на тот же сюжет. У последнего тоже много героев, и как раз ощущение хаоса присутствует.

Джорджо Вазари. Персей и Андромеда. 1572 г. Палаццо Веккьо, Флоренция.

Вот так, разобравшись во всех героях картины, пропадает ощущение растерянности от того, что ничего не понятно.

И тогда хочется уже наслаждаться самой картиной. Особенно цветом. Рубенс был непревзойденным мастером в передаче оттенков кожи.

Он передавал красоту человека через перламутровое сияние с розовыми и серыми отливами. Кожа Андромеды светится изнутри и лоснится, словно шелковая ткань.

Прибавьте сюда скромность девушки. Это выражено в опущенных глазах, легком напряжении из-за того, что обнажена, и разлившемся румянце по всей щеке.

Это совсем иная красота, которую нужно еще разглядеть.

Рубенс в этом сюжете избегает страстности барокко. Иначе он изобразил бы битву и испуганную до ужаса Андромеду.

Питер Пауль Рубенс. Персей и Андромеда (деталь). 1622 г.

Здесь же мы видим лирическое. Бой позади. Молодые люди впервые прикоснулись друг другу. Амуры явно довольны. Только Пегас ещё настороженно смотрит на окаменевшего Кето. Он по-звериному не доверяет его неподвижности.

Рубенс любил этот сюжет: когда благородная Сила побеждает абсолютное Зло и освобождает Красоту. Сюжет, который повторён в бесчисленных сказках разных народов на протяжении 2500 лет.

О другом шедевре мастера читайте в статье «Охота на львов» Рубенса: динамика, эмоции и роскошь в одном флаконе.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Доменико Гирландайо – учитель Микеланджело

Настоящая фамилия Гирландайо – Бигорди, и существует легенда, что его отец был изобретателем ювелирных «гирлянд», которые носили в волосах юные флорентийские модницы. Учился Доменико у вышеупомянутого Верроккьо.

Рождество Христово.

Гирландайо был знаменит фресковыми циклами на библейские темы, где наряжал ветхозаветных и евангельских персонажей в современные ему одежды и досконально прорабатывал бытовые детали. Прообразами героев его картин служили знатные жители Флоренции, заказывавшие свои портреты «в роли» волхва или святого.

Встреча Марии и Елисаветы.

Вместе со своим братом – в дальнейшем тот предпочел должность администратора в мастерской Доменико – он расписывал стены Ватиканской библиотеки. По приглашению Папы Сикста IV он участвовал в росписи Сикстинской капеллы. В дальнейшем Гирландайо, овеянный славой и буквально заваленный заказами, работал исключительно во Флоренции. Помимо фресок, он выполнял портреты и мозаики, а также руководил огромной мастерской, где выполнение заказов от церкви и знатных горожан было буквально поставлено на поток.

Портрет девушки. Портрет Джованны Торнабуони.

Гирландайо был учителем одного из «титанов Возрождения» — Микеланджело. Правда, тот провел в мастерской Гирландайо лишь год в качестве подмастерья. Удивительно, но это имя – Микеланджело – принял в монашестве один из сыновей Гирландайо от второго брака.

Свадьба Персея и Андромеды

Триумф Персея стал настоящим праздником народа Эфиопии. Победителем вышел он на берег и, взяв за руку Андромеду, повёл её во дворец Кефея праздновать свадьбу. Без промедления царь стал готовиться к бракосочетанию дочери и героя, спасшего всю его землю.

Вот только само торжество было омрачено появлением Финея. Он был женихом Андромеды, однако не решился даже появиться у скал, куда должно было прийти чудовище и погубить его возлюбленную.

Жан-Батист Реньо «Возвращение Андромеды», 1782 годКартина находится в Эрмитаже, Санкт-Петербург, РоссияИз собрания А.К. Рудановского

На празднество Финей явился не один, а в сопровождении вооружённых соратников, вместе с которыми собирался забрать красавицу Андромеду. И если сама девушка испугалась столь внезапного и жуткого появления жениха, то Персей и здесь не растерялся.

Он приказал всем гостям, царю, царице и невесте спрятаться за его спину, а сам извлёк из своего мешка голову Медузы Горгоны. Смертоносный взгляд даже мёртвой Горгоны мгновенно обратил противников Персея в каменные изваяния, что стали украшением дворца Кефея.

Жан-Батист Реньо «Брак Персея и Андромеды», 1782 годМестонахождение: Эрмитаж, Санкт-Петербург, РоссияИз собрания А.К. Рудановского

Андромеда же стала верной супругой героя. Впоследствии заняла место соправительницы Персея в Микенах, родила нескольких детей. Некоторые авторы склоняются к тому, что Андромеда не захотела покидать Эфиопию и поэтому не отправилась на родину мужа.

История об Андромеде по-разному пересказывается различными античными авторами. Есть несоответствие в некоторых деталях. Например, в отдельных пересказах Персей убивает чудовище с помощью той же головы Медузы Горгоны, которую использовал не раз. Несмотря на эти детали, саму Андромеду можно назвать настоящей счастливицей, что не только была спасена от гибели, но и обрела своё счастье.

Сочинения

Мифы Древней Греции рассказывают о жизни богов и отважных подвигах людей. Геройской характеристикой обладает полубог получеловек — Персей.

Образ Персея в литературе

Сын Зевса Громовержца и царевны Данаи наделен только положительными чертами характера. Описать образ Персея несложно: красота его сравнима с красотой богов Олимпа, отважен, ловок и умен. Боги выделяли его среди других героев и помогали, ведь некоторым из них он приходился сводным братом.

Этого героя греческой мифологии часто изображали в доспехах, сандалиях с крыльями, шлеме и плаще. Образ Персея — это образ защитника, стоящего на стороне правды, всегда отважный и готовый прийти на помощь.

Характеристика Персея

Царю Аргосы Акрисию предсказали, что смерть придет ему от руки собственного внука. Правитель заточил свою дочь, прекрасную Данаю в темницу. Но влюбленный Зевс сумел проникнуть через бронзовые и каменные стены, превратившись в золотой дождь. От этого союза родился сын. Акрисий обнаружил, что у дочери появился ребенок и отправил несчастную с отпрыском в деревянном сундуке плыть по морю. Морская волна прибила импровизированное «судно» к берегам острова Серифа.

Там властвовал Полидект. Он влюбился в Данаю, которая не отвечала ему взаимностью, а сын царевны вырос и возмужал настолько, что мог защитить и себя и свою родительницу. Поэтому мудрый царь отправил юношу совершить благое дело, убить единственную смертную из трех горгон — Медузу, втайне надеясь, что юноша погибнет. Боги помогли юному герою: дали ему шлем-невидимку, круглый меч, разрубающий твердое железо как масло, и зеркальный щит. Дорогу к этим чудищам, у которых вместо волос извивались на голове шипящие змеи, знали только три слепые старухи — грайи. У них на всех был один глаз и один зуб. Отпрыск Зевса выкрал эти ценности и вернул их старушкам только после того, как узнал дорогу и получил взамен крылатые сандалии и сумку, которая меняла свой размер в зависимости от наполнения.

Герой победил Медузу, отрубив ей голову, и ушел от расправы ее сестер с помощью головного убора, делающего своего владельца невидимым. Отрубленная часть тела горгоны еще не раз становилась смертельным оружием в схватках с неприятелем.

В саду Атланта победитель хотел отдохнуть после славного сражения. Но хозяин не поверил ему, не пустил на ночлег, за что тот превратил титана в камень.

По пути домой Персей предстал в образе избавителя, который спас прекрасную Андромеду от гибели в пасти прожорливого морского чудовища и женился на ней.

Вернувшись на остров Сериф, сын Зевса застал мать в храме отца, там она скрывалась от страсти царя. Юноша пришел к правителю и заявил, что победил чудовище, на что тот только рассмеялся. Тогда герой достал голову Медузы. Полидект и его гости, которые были на пиру, превратились в каменные глыбы.

Победитель хотел повидать своего деда, но Акрисий не пустил дочь и внука в свой дом. Много лет прошло. Во время спортивных состязаний сын Данаи ненароком отправил диск в сторону трибуны со зрителями. Предсказание сбылось, метательный снаряд попал в старого царя. Невольный убийца не смог править этой страной, поменялся с родственником Мегапенфом — стал властителем в Тиринфе.

Образ Персея в литературе по сей день служит основой для написания произведений новыми писателями.

Образ и характеристика Персея сочинение

А какую оценку поставите вы?

Примечания

  1. Павсаний . Описание Эллады III 17, 3.
  2. 12Псевдо-Эратосфен . Катастеризмы 22.
  3. Лукан . Фарсалия IX 662.
  4. Гигин . Астрономия II 12, 1;Лихт Г. Сексуальная жизнь в Древней Греции. М., 2003. С. 397, из Псевдо-Климента Римского.
  5. Пиндар . Пифийские песни X 31-36
  6. Павсаний . Описание Эллады IV 35, 9.
  7. Страбон . География X 5, 10 (с. 487).
  8. Софокл . Ларисейцы, фр. 380 Радт.
  9. Павсаний. Описание Эллады II 15, 3-4
  10. Павсаний. Описание Эллады II 16, 3
  11. Павсаний. Описание Эллады II 16, 6
  12. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 2, 6 далее
  13. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека II 4, 5
  14. Гесиод. Перечень женщин, фр.135 М.-У.
  15. Гигин. Мифы 244
  16. Павсаний. Описание Эллады X 10, 5
  17. Псевдо-Гесиод. Щит Геракла 216—236
  18. Гераклит-аллегорист. О невероятном 9

Илья Репин и Иван Айвазовский: как сделать из мариниста портретиста

Все мы знаем Айвазовского как великолепного мариниста. Мало кто вспомнит его «сухопутные» произведения, а уж портреты тем более. Людей художник изображал крайне редко — в основном отводил им скромное место где-то там, в уголочке, чтобы пейзаж не портили. Человеческие фигуры получались у Айвазовского как ветерок над морем: легко, неуловимо и символично.

Однако это не помешало живописцу создать серию из двадцати картин, героем которых стал Пушкин. Айвазовский познакомился с поэтом в 1836 году на выставке в Академии художеств, но рисовал его по памяти уже годы спустя.

Например, посмотрите на работу «Пушкин на вершине Ай-Петри при восходе солнца». Нашли поэта? Ну да, он один из тех двух всадников в углу картины. Который? Возьмите лупу!

И. К. Айвазовский «Пушкин на вершине Ай-Петри при восходе солнца» (1899)

Посмотрим на другую картину — «Пушкин на берегу Черного моря». Поэт отдыхает на каменистом берегу. Выражение его лица мы видим недостаточно четко, чтобы определить по нему, насколько холодны камни, на которых он сидит.

И. К. Айвазовский «А. С. Пушкин на берегу Черного моря» (1887)

И вот нам попадается на глаза «Прощание Пушкина с морем». Пушкин-гигант во весь рост на большом холсте (228×157 см). Сейчас-то мы заглянем в его глаза и увидим в них отражение сосредоточенного Айвазовского с кисточкой в зубах. Стоп! А в отражении — кто-то другой!

Остров Сериф

Древнегреческие мифы о Персее в лучших традициях подобных повествований рассказывают о чудесном спасении героев. Деревянный ящик, где находились Даная с Персеем, запутался в сетях близ острова Сериф. Его вытянул на берег Диктис, рыбак и брат царя этих земель.

Полидект, владыка Серифа, оставил Данаю с сыном при дворе. Мальчик вырос и превратился в статного юношу, красотой, силой, смекалкой и ловкостью превосходящего всех сверстников. Даная же стала объектом страсти царя. Полидект попытался силой добиться желаемого, однако встретил серьезного противника в лице молодого Персея. Тогда-то правитель острова и задумал послать юношу за головой горгоны Медузы, чтобы навсегда от него избавиться.

Возвращение из дальних странствий

Сказание повествует, что Персей – сын Зевса и дочери аргосского царя Акрисия, Данаи, – возвращаясь из дальнего путешествия, волею богов оказался в царстве эфиопского царя Кефея. На спине он нёс мешок с головой поверженного чудища – страшной горгоны Медузы, от одного взгляда на которую люди превращались в камень.

Восседал герой на крылатом коне Пегасе, родившемся из крови этой самой горгоны, а на ногах его были волшебные сандалии-самолёты, позволявшие при необходимости парить над землёй. Меч на поясе, прекрасный облик и бесстрашие в глазах – всё это присутствовало в нём, по законам жанра.

Биография

Христос на Масличной горе

Сын саксонского придворного живописца Измаила Менгса — датчанина по происхождению. Отец дал сыну двойное имя в честь самых почитаемых им художников: Корреджо (Антонио Аллегри) и Рафаэля.

Начала рисования изучал вместе со своей сестрой Терезой Конкордией под руководством отца. С по 1744 годы вместе с отцом жил в Риме, где изучал античное искусство и работы старых мастеров, прежде всего Рафаэля Санти и Корреджо). В Риме Менгс учился у Марко Бенефиала (англ.)русск. и Себастьяно Конки.

Автопортрет, 1744

Возвратившись в Дрезден, в 17 лет получил должность кабинетного художника. В 1746 году приехал в Рим вторично. Перешёл в католичество и сочетался браком с римской натурщицей Маргеритой Гуацци. В 1749 году вернулся в Дрезден. В 1751 году назначен главным придворным художником, с годовым жалованием 1000 талеров. Уже в новой должности получил заказ на исполнение алтарной композиции «Вознесение» для придворной церкви в Дрездене. Он выехал в Рим, чтобы начать работу над картиной рядом с произведениями итальянских художников, и посетил попутно Венецию и Флоренцию. Благодаря протекции кардинала Алессандро Альбани герцог Нортумберлендский заказал Менгсу для своей галереи копии произведений Гвидо Рени, Аннибале Карраччи, Рафаэля, в том числе фрески последнего «Афинская школа».

В конце 1755 года Менгс познакомился с Иоганном Иоахимом Винкельманом, который вскоре стал самым близким его другом и оказал большое влияние на формирование взглядов художника в области живописи. Покровительствовал Менгсу испанский дипломат и меценат Хосе Николас де Азара. В 1755 году художник получил от папы Климента XIII звание рыцаря «Ордена Золотой шпоры».

Весной 1756 года Менгс начал работать на вилле Альбани над фресковой росписью плафона и люнетов («Парнас», тондо «Рим» и «Гений»). Эта работа Менгса считается ключевым произведением западноевропейского неоклассицизма, сам же мастер удостоился от Винкельмана звания «величайшего художника своего времени». В конце 1759 года прибыл в Неаполь для работы над алтарной композицией «Введение Марии во храм» для Королевской капеллы в Казерте, писал портреты членов королевской семьи. После того, как Карл IV Неаполитанский наследовал за отцом испанский королевский престол, Менгс вернулся в Рим. В 1761 году художник уехал в Мадрид, где совместно с Джованни Баттистой Тьеполо оформлял Новый королевский дворец. Работал он также и в загородных королевских резиденциях Аранхуэсе и Ла-Гранхе. Гонорары обоих мастеров при испанском королевском дворе были чрезвычайно высоки. В Испании одним из учеников Менгса был Агустин Эстеве (исп.)русск.. В октябре 1766 года из-за ссоры с Винкельманом Менгс навсегда прекратил общение с ним. С по 1773 год Менгс находился в Неаполе, снова работая над портретам членов королевской семьи.

В 1773 году автопортрет Менгса в галерее Уффици был помещён на почётном месте — под картиной Рафаэля. В 1774 году был избран президентом римской Академии Святого Луки. В том же году он снова приехал в Испанию, там познакомился с молодым Гойей, талант которого, вероятно, оценил и помог тому получить место художника Королевской шпалерной мануфактуры святой Варвары. Менгс и сам создавал картоны для этой мануфактуры. Из-за болезни — он плохо переносил мадридские холодные зимы — Менгс вернулся в 1777 году в Рим. Умер 16 июня 1779 года. Похоронен в римской церкви Санти-Микеле-э-Маньо. В семье Менгсов было двадцать детей, семерым из них после смерти художника испанский король Карл назначил пенсион. Его дочь, Анна Мария Менгс, также стала художницей.

Менгс поддерживал хорошие отношения со многими знаменитыми современниками, кроме Винкельмана, например, с маркграфиней Вильгельминой Байрейтской и Джакомо Казановой, который неоднократно упоминает художника в своих мемуарах.

При жизни Менгс пользовался международной славой, современники видели в нём нового Рафаэля. Он был членом художественных академий Болоньи, Рима, Флоренции, Генуи, Венеции, Аугсбурга и Мадрида, придворным художником короля Саксонии и Польши и короля Карла IV Неаполитанского. Его книга, посвящённая Винкельману Gedanken uber die Schonheit und den Geschmack in der Malerei («Мысли о красоте и вкусе», впервые — Цюрих 1762, переиздано 1765, 1774, 1788) использовалась во многих академиях как учебник. Сборник сочинений Менгса, вышедший на итальянском языке в Парме (1780, переиздан в 1783 и 1787), был переведён на испанский (Мадрид, 1780, 1797); французский (Амстердам, 1781; Регенсбург, 1782; Париж, 1787); немецкий (Халле, 1787) и английский (Лондон, 1796) языки.

В числе его учеников был Джузеппе Маццола.

Ранний период жизни

Автопортрет, 1744 г.

Менгс родился в 1728 году в Усти-над-Лабем (нем. Aussig) в Королевстве Богемия , в семье Исмаила Менгса   , датского художника, который в конце концов обосновался в Дрездене, где находился двор выборщиков и королей. . Его старшая сестра Тереза ​​Марон также была художницей, как и его младшая сестра Джулия .

Его и Тереза ​​родились в Богемии просто случайно. Их мать не была женой их отца; У Исмаила был многолетний роман с домработницей семьи Шарлоттой Борман. Пытаясь скрыть рождение двух незаконнорожденных детей, Исмаэль под предлогом «отпуска» отвез Шарлотту в ближайший крупный город за границей, Усти-над-Лабем (90 км вверх по течению от реки Эльбы ). По крайней мере, в случае с Антоном Исмаэль Менгс забрал своего ребенка и Шарлотту обратно в Дрезден через несколько недель после рождения. Там они прожили следующие 13 лет.

В 1741 году Исмаил перевез свою семью из Дрездена в Рим.

Движение солнца

Мифы Древней Греции о Персее в этой теории причисляются к солярным. Имена героев и богов филологи сводят к названиям природных явлений на санскрите. Даная — это иссушенная земля или заря, порожденная тьмой (Акрисий) среди яркости (так можно перевести название города Акрос). Она была возлюбленной неба (Зевса) и дала начало яркому дню (Персею). Согласно пророчеству, он должен будет убить своего деда, то есть тьму.

Медуза, согласно теории, олицетворяет собой звездную ночь — прекрасную, но гибнущую с приходом дня. Имя Андромеда также сводится к санскритскому обозначению зари, а Кассиопея и Кефей представляют собой тьму и ночь.

Таким образом, древние мифы о Персее повествуют о победе света над тьмой, смене ночи новым днем. Аналогичным образом трактуются практически все предания времен античности. Любой миф — о Персее, Орфее и Эвридике, Тесее и Ариадне, подвигах Геракла — предстает в этой теории в виде описания физических явлений.

Какой бы смысл ни скрывался за поэтичным повествованием, античные сказания продолжают радовать своей образностью и красочностью. Миф о Персее вдохновил на создание великих картин Делакруа, Рубенса, Веронезе, Тициана. Знаменитая скульптура Челлини, запечатлевшая героя с отрубленной головой Медузы в руке, до сих пор считается красивейшим украшением Флоренции. Произведения великих авторов, можно сказать, — это лучшие отзывы о мифе «Персей».

Борис Вальехо и Джули Белл: спортивное фэнтези

Супруги Борис Вальехо (которого в 1990-е в России называли Борисом Валеджио) и Джули Белл — американские художники, работающие в жанре фэнтези. Множество их рисунков с полуголыми воинственными мужчинами и женщинами в окружении драконов, единорогов и прочих мифических созданий знакомы нам по обложкам книг и альбомов, календарям и футболкам.

Оба художника влюблены в человеческое тело и прорисовывают персонажей с анатомической точностью. Борис в молодости занимался бодибилдингом, а Джулия — спортом. Здоровое и крепкое тело для них — это жизнь.

Супруги позировали друг другу и всячески помогали в творчестве.

Источник

Они вместе рисуют комиксы и иллюстрируют фантастические произведения. Джулия со скрупулезной точностью выписывает природу и животных, а к изображению декоративных элементов и драгоценных камней у нее особенная страсть, так как одно из ее любимых направлений в искусстве — ар-нуво.

Источник

История персонажа

В мифах Древней Греции нередко даются биографии героев, которыми восторгались поэты, скульпторы и живописцы. Стоит только вспомнить Тесея, который победил могучего Минотавра и благодаря нити Ариадны выбрался из запутанных кулуаров лабиринта. Примечательно, что у Персея, сразившего Медузу Горгону, отсутствуют отрицательные черты. Тогда как у Геракла (в римской мифологии – Геркулеса) бывали приступы ярости, и он был неравнодушен к горячительным напиткам, а другой герой – Ахилл – руководствовался преимущественно личными интересами.

Персей был настолько красив, что порой его сравнивали с богами. А в чертах его характера присутствуют смелость, ловкость и умение выходить из сложных ситуаций.

Персей и Андромеда. Описание картины Рубенса

  • Рубенс
  • «Персей и Андромеда»
  • 1620-21 гг
  • Эрмитаж, Санкт-Петербург

«Персей и Андромеда» бесспорный шедевр Рубенса, написанный им в 1620-21 годах.

Основой сюжета картины является миф Древней Греции о сыне Зевса Персее, который поверг вселяющую всем ужас Горгону Медузу, и о прекрасной дочери царя Кефея — Андромеде, обречённой быть принесенной в жертву морскому чудовищу.

В каждой картине помимо движения и покоя фигур может быть еще движение и покой в самих живописных формах. Симметрия дает впечатление покоя, ее нарушение вносит в картину движение. Про многие картины трудно сказать, что в них преобладает: движение или покой. В них есть и то и другое, и поэтому ощущается вся полнота жизни.

В эрмитажной картине Рубенса представлен момент, когда победитель чудовища приближается к прекрасной девушке, что бы даровать ей свободу. Крылатый конь Пегас нетерпеливо бьет копытом, развевается красный плащ, к герою подлетает богиня Победы Ника, что бы увенчать его короной, на земле извивается поверженный дракон — все это элементы движения, следы разыгравшейся драмы.

Этим достигается тонкая и, вместе с тем, очень откровенная игра чувств, которые только зарождаются. Андромеда далеко не античная красавица с идеальными пропорциями тела. Рубенс наделил ее, так любимыми им самим пышными формами дородной фламандской девушки с золотистым цветом волос и пылающим от стыдливости румянцем на щеках.

Благодаря очень воздушным, светлым, лессирующим краскам, её обнаженное тело, резко контрастирует со стальными доспехами Персея, его сверкающим щитом и прибитой к нему головой Медузы Горгоны, с могучей фигурой молодого героя.

Обнаженной фигуре Андромеды Рубенс противопоставляет фигуру Персея с множеством деталей: крылатые сандалии на ногах, венок над головой и шлем-невидимку, который несет в руках Амур.

«Последний день Помпеи» Брюллова (1833 г.)

Карл Брюллов. Последний день Помпеи. 1833 г. Государственный Русский музей.

Без преувеличения мы знаем о трагедии Помпей в первую очередь благодаря Карлу Брюллову (1799—1852). Когда-то он произвёл фурор и в Италии, и в России своим шедевром. И все потому, что он нашёл удивительный баланс между правдой и вымыслом.

Брюллов изобразил настоящую улицу. И даже часть героев — это реальные люди. Их останки Брюллов видел при раскопках.

Но художник показал эту катастрофу безумно … красивой. Коей она, конечно, не была в реальности.

Получается, что зритель сочувствует этим людям. Но не ужасается страшным подробностям. Несчастные Брюллова божественно прекрасны даже за мгновение до смерти.

«Последний день Помпеи» никто не смог превзойти по популярности у современников. Художника носили на руках: ведь он разделил историю русской живописи на «до и после». С тех пор, с 1833 года, о русском искусстве заговорил весь мир.

О картине читайте в статье «Последний день Помпеи: почему это шедевр»

Персей

Персей – один из самых известных героев мифологии. По популярности уступает разве что Гераклу. Между прочим, они братья по отцу.

Земная мать Персея, Даная, родила его от Зевса. Помните девушку, к которой Громовержец явился в виде золотого дождя?

Орацио Джентилески. Даная. 1621 г. Музей Гетти, г. Лос-Анджелес, США

Персея Вы легко можете узнать на любой картине по крылатым сандалиям. Они достались ему от трёх сестёр-старух. У них был один зуб и один глаз на троих. Персей похитил их и обменял на всякие волшебные штучки, в том числе и эти сандалии.

Персей, как и Геракл, совершал подвиги. Вот однажды он и летел с очередного задания. Только что он победил Горгону Медузу. Пролетая над побережьем близ Йоппы, он и увидел несчастную Андромеду.

Его сердце учащенно забилось. Сражённый красотой Андромеды, он решил её спасти. Когда чудище приблизилось к девушке, Персей показал ему голову Горгоны. И то обратилось в камень.

Думаю, это был самый простой бой с чудищем в истории мифов и сказок.

Перед боем Персей осмотрительно выпросил у отца разрешение жениться на Андромеде. Тот дал обещание, умолчав, что у дочери уже был жених, его родной брат Финей.

Жених оскорбления не стерпел. Ворвался на свадебный пир, чтобы убить наглого Персея. Но был обращён в камень.

Аннибале Карраччи. Персей и Финей. 1597 г. Палаццо Фарнезе, Рим

В итоге пара все же поженилась. И жили они долго и счастливо, родив нескольких детей.

Андреа дель Верроккьо – учитель Леонардо

Андреа дель Верроккьо происходил из богатой семьи и получил образование как ювелир, однако занимался живописью, скульптурой и архитектурой. Его юность была омрачена случайным убийством сверстника, и его первой, правда, не сохранившейся, живописной работой был портрет погибшего юноши.

Христос со св. Фомой.                                                          Давид.

Впрочем, в истории Верроккьо остался как скульптор. Самая ранняя из известных его работ – бронзовая статуя Давида. Утонченный, почти женственный, слегка нарциссичный юный победитель предстает перед зрителями с торжествующей улыбкой. Верроккьо одним из первых начал создавать статуи, которые сохраняли выразительность с любого ракурса. Верроккьо и его мастерская выполняли работы как для католической церкви, так и для светских заказчиков. Нежные ангелы и лиричные Мадонны соседствуют здесь с суровыми кондотьерами и блистательными представителями семейства Медичи.

Мадонна с младенцем.                                              Товия с ангелом.

Верроккьо стал одним из провозвестников Ренессанса, соединял в своих работах античную чувственность и средневековый спиритуализм. Он не завел собственной семьи, отдавая все силы искусству и педагогике. Мастер много и талантливо преподавал, воспитав целое поколение мастеров Возрождения. В его мастерской постоянно велись жаркие споры о живописи, цвете, символике изображения.

Рисунок женской головы.                      Крещение Христа.

Самым знаменитым учеником Верроккьо был Леонардо да Винчи. Молодой Леонардо принимал участие при создании некоторых работ учителя – как подмастерье. Известно, что Леонардо написал образ ангела для картины Верроккьо «Крещение Христа». Сохранившиеся рисунки Верроккьо однозначно указывают на то, что мастерство владения серебряным карандашом великий Леонардо унаследовал именно от него.

Первый лирический пейзаж

Критики сразу разглядели в “Грачах” высокую поэзию. Как выразился Александр Бенуа, “в картине есть не просто вода, снег и воздух. В ней есть душа”.

Что это значит? Куда смотреть, чтобы эту душу разглядеть? И почему картину Саврасова называют самым первым лирическим пейзажем?

В 19 веке в России было два вида пейзажа. Эпический и романтический.

Самые известные эпические пейзажи – это “На пашне” Клодта и “Рожь” Шишкина. Это повествовательные пейзажи. О сельских жителях

Об их тяжелом и важном труде. О вечном течении времени

На них вы видите низкий горизонт. Бесконечное пространство. Спокойное величие природы. Это скорее философский пейзаж.

Слева: Михаил Клодт. На пашне. 1878 г. Государственная Третьяковская галерея. Справа: Иван Шишкин. Рожь. 1872 г. Третьяковская галерея

Ещё были пейзажи романтические. Самые известные из них – “Девятый вал” Айвазовского и “Дуб, раздроблённый молнией” Воробьева.

Природа у художника-романтика эмоциональна. Часто с преувеличенными или даже выдуманными эффектами. Как, например, неправильные волны у Айвазовского. А ещё это противоборство стихий. Или борьба человека с природой. Это драматический пейзаж.

Слева: Иван Айвазовский. Девятый вал. 1850 г. Государственный Русский музей, г. Санкт-Петербург. Справа: Максим Воробьев. Дуб, раздроблённый молнией. 1842 г. Государственная Третьяковская галерея, г, Москва

Саврасов пошёл другим путём. В его “Грачах” можно разглядеть немного философии. Едва ли драму. Но в них много лирики. Потому что художник добавил своё собственное отношение к природе.

Чувствуется его безграничная любовь к родине. К русской глубинке. Он вплетает в картину душевное тепло. Выходит трогательно. Поэтично.

Сберегла берёза от зимы седой Гнёзда птичьей стаи, что спешит домой…

(Э. Терешкин)

Ученик Саврасова, Исаак Левитан подхватил это знамя. С тех пор поэзия и душа присутствуют почти в каждом русском пейзаже.

Стали это называть пейзажем настроения. Когда через берёзки и лужи мы чувствуем приподнятое настроение художника. Или его душевные терзания.

Картины Исаака Левитана. Слева: Март. 1872 г. Государственная Третьяковская галерея. Справа: Буря. 1887 г. Радищевский государственный музей, г. Саратов

Были ли у Саврасова другие шедевры?

Шедевров у Саврасова не так много. “Грачи” были созданы в сложный период его жизни. Академия художеств лишила его казённой квартиры. Умерла новорожденная дочь.

Лишь “Проселок” можно назвать ещё одним  шедевром. Который по значимости уступает лишь картине “Грачи прилетели”.

Алексей Саврасов. Просёлок. 1873 г. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва

***

Спустя 10 лет после написания картины “Грачи прилетели” жизнь Саврасова пошла под откос. Он серьёзно страдал алкоголизмом. Искусствоведы так и называют его работы с 80-х годов 19 века – “пьяный Саврасов”.

Грачи иногда “возрождались” в рисунках. Которые он наспех набрасывал, чтобы продать на ближайшем рынке за 2 рубля.

Алексей Саврасов. Грачи прилетели. 1894 г. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва. Wikipedia.org

Саврасову было не суждено оставить обширную галерею шедевров, как его современнику Айвазовскому или ученику Левитану.

Однако “Грачи прилетели” внесли серьёзную лепту в развитие живописи. С этой культовой картины началась история русского пейзажа, который повествует о русской природе. И главное, о любви к ней.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Фра Филиппо Липпи – учитель Боттичелли

Липпи в пятнадцатилетнем возрасте принял монашеский обет — «фра» в его имени означает «брат». Глядя на трогательных Мадонн, созданных им, невозможно даже представить, какой безумной была биография художника. В двадцать четыре года он сбежал из монастыря, хотя практически всю жизнь продолжал носить иноческие одежды.

Мадонна с младенцем.

Богоматерь с Младенцем на троне со святыми Франциском, Дамианом, Космой и Антонием Падуанским

По легенде, он побывал в плену у берберов и несколько лет провел в Африке. Нетрудно заметить, что все его Богоматери – на одно лицо, и это не идеальная непорочная дева, а реальная женщина … его жена. Монах Фра Филиппо Липпи был женат, мало того – он похитил прекрасную Лукрецию Бути из монастыря.
Этот брак доставил обоим немало переживаний – Липпи тревожило то, что их союз не был признан законным (правда, вмешался Козимо Медичи, и папа римский освободил чету от монашеских обетов), а Лукрецию беспокоила безалаберность супруга. Его постоянно преследовали кредиторы, он регулярно ввязывался в авантюры и сомнительные предприятия…

Мадонну с младенцем Липпи писал со своей жены и сына.

В живописи же Липпи был новатором. Он пропагандировал реализм и чувственность, отказывался от канонов и жестких правил в религиозной живописи и первым начал писать круглые картины – в дальнейшем эту композцию использовали многие флорентийские художники, в том числе и Боттичелли. Последний был учеником Липпи – и, по-видимому, натурщиком.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: