Клод моне (1840-1926)

Художник Сорока

Судьба Григория Сороки (Васильева) была типичной для своего времени. «Васильев сын» родился в Тверской губернии и был крепостным помещика Николая Милюкова. «Сорока» — это его прозвище.

С детства мальчику нравилось рисовать. А когда юноше исполнилось восемнадцать, судьба преподнесла ему подарок: встречу с художником Алексеем Гавриловичем Венециановым. Известный художник жил по соседству с Милюковым.

Григорий Сорока. Портрет художника Алексея Гавриловича Венецианова. 1840-е

Как известно, Венецианов еще с 1820-х гг. организовал в своем имении Сафонково школу живописи. В свою школу он брал на полное содержание мальчиков из бедных семей. Многие из них (всего учеников было около 80 человек) впоследствии составили широко известную «венециановскую школу».

С самых первых работ самоучка показал, что обладает незаурядным талантом. Его зарисовки крестьян убедили Венецианова, что юноша наблюдателен и хорошо разбирается в особенностях характера портретируемых им людей.

Григорий Сорока «Гумно» 1843

Григорий Сорока очень любил и уважал своего учителя. Недаром первая его картина, как и первая картина самого Венецианова, носит название «Гумно». Хотя это была своего рода ученическая работа, но уже в ней видна огромная любовь к родному краю.

Талантливый ученик Венецианова так и не получил возможности развить свой талант. Несмотря на все усилия своего учителя, Григорий Сорока остался крепостным. Это наложило трагический отпечаток на его судьбе.

Первая кампания Этрета

В 1867 году подруга Моне, Камилла Донсьё (1847–1879), родила в Париже их сына Жана. Не имея денег, Моне вернулся в отцовский дом в Сент-Адрессе и жил со своей тетей, оставив Донсьё и их ребенка в Париже. Моне женился на Донсьё в 1870 году. Луи Иоахим Годиберт, коллекционер произведений искусства, стал первым покровителем Моне. Гаудибер помог Моне снять дом в Этрета для Донсьё и Жана в конце 1868 года. Оправившись от эпизода депрессии, Моне присоединился к Донсьё и Жану в доме в Этрета в октябре, с Донсьё в роли музы и модели жизни. К декабрю Моне был в прекрасном настроении, «окружен всем, что я люблю», и начал сосредотачиваться на живописи. В письме к Фредерику Базиллю (1841–1870) Моне писал:

Завтрак (1868 г.). Камилла и сын Жан в Этрете.

Хотя ему нравилось жить с Камиллой и Жаном в Этрете, Моне предпочитал рисовать в одиночестве в сельской местности. Он сказал Базилю:

Во время своего пребывания в Этрете Моне завершил три картины с рыбацкими лодками, одну с изображением сельской дороги и, где-то между концом 1868 года и январем или февралем 1869 года, «Сорока» ( W 133). Написанная за пять лет до первой крупной выставки импрессионистов в 1874 году, «Сорока» является одним из 140 зимних пейзажей Моне, крупнейшим в своем классе. Точное местонахождение снежной сцены, изображенной в «Сороке» , неизвестно. Ральф Т. Коу предложил Моне нарисовать сцену возле фермы Сен-Симеон над устьем Сены в Онфлере .

Светозарный рассвет

В 1870 году Клод женился на Камилле Донсье, с которой познакомился за пять лет до этого. Камилла станет художнику верной подругой, будет служить ему моделью и родит двух сыновей.

В том же, 1870 году молодая пара уехала в Англию, Моне не желал участвовать во франко-прусской войне по личным убеждениям. С ними уехал и Писсарро.

Клод Моне «Сорока» (1868—1869)

В Лондоне, поразившем воображение Моне, он провел всего два года. Писал друзьям, что часами может наблюдать, как массивные тяжеловесные кварталы, словно по волшебству, меняются в волнах тумана, становясь грандиозными и прекрасными. Это откровенное любование, это восхищение знаменитым туманом особенно заметно в серии лондонских пейзажей, написанных Клодом Моне в разные годы, — видах на Парламент, Гайд-парк и Лондонский Пул.

Вернувшись во Францию, супруги Моне поселились в пригороде Парижа Аржантее, там и начался расцвет его творчества. Никогда в его картинах больше не будет такого количества света, никогда палитра не будет столь богатой. Здесь Моне напишет свои знаменитые катания на лодках и сценки из деревенской жизни, здесь создаст известнейшую картину «Прогулка. Дама под зонтиком» (1875). На манер своего первого учителя Добиньи Моне построит лодку-мастерскую, чтобы иметь возможность находить и писать натуру прямо на реке. Любую его картину того периода можно назвать шедевром.

Клод Моне «Гавань» (1874)

Это были счастливые десять лет его жизни, полные любви и творческих удач. Но в 1879 году Моне настиг жестокий удар: осенью умерла его любимая Камилла, оставив Клода с двумя детьми. Художник тяжело переживал смерть жены, это видно по его работам той поры. Прекрасную природу, виды рек и лугов сменили натюрморты с дичью, написанные в мастерской, а тона картин, написанных на пленэре, резко потемнели. Покинув Аржантей, Моне переезжал с места на место, пока не осел наконец в Живерни, где и остался до конца жизни.

Жанр и местонахождение

Картина Сорока написано в жанре зимнего пейзажа, в стиле импрессионизма. Это направление во французской живописи конца 19 века было новым и непривычным. Художники стремились запечатлеть в своих произведениях реальный динамичный мир, передать свои эмоции через увиденные мгновения изменения природы. Клод Моне – яркий представитель импрессионизма, создал множество шедевров данного направления. Один из них – картина Сорока.

На первый взгляд картина Сорока – довольно простое изображение, без бросающихся в глаза мазков, без вычурных элементов. Из-за этой кажущейся простоты публика в то время не оценила уникальный шедевр художника. Позднее картину Сорока принимают и передают в музей. На данный момент пейзаж Моне Сорока находится в Париже, в музее Орсэ.

Место, где был создан пейзаж

Для написания картины Клод Моне очень много работал на воздухе. В зимние, морозные дни художник выходил на улицу, и просиживал долгое время за мольбертом, изучая прекрасный снег, игру света и теней. Очевидцы рассказывали, что видели художника с замерзшим лицом, долго сидящего за мольбертом в зимний холодный день. У ног его была грелка, а сам он был одет в три пальто. На руках были перчатки. Это был Клод Моне, исследующий свет снега.

Картину Сорока живописец нарисовал в зимнее время, находясь в Нормандии, в небольшом городе Этрета. Там художника и его семью устроил жить на некоторое время Л. Годибер – покровитель Клода Моне. Сняв небольшой дом в этом месте, художник с женой Камиллой и маленьким сыном Жаном жил в сравнительно небольшом комфорте, и много работал. Конкретное место, с которого была описана мимолетная сцена пейзажа Сорока, точно не установлено.

Клод-Моне.рф

КЛОД МОНЕ картины 1880-х

В 1883 году, остановившись в гостинице «Бланке», Моне посетил Этрета с планами создать серию морских пейзажей Нормандии: » Я считаю, что писать скалы Этрета невероятно смелым поступком после того, как их блестяще изобразил Курбе на своих полотнах. Но я всё-таки попробую изобразить их иначе…

» Он действительно потрясающе написал удивительные виды Этрета: «Утро в Этрета», «Этрета.Закат»,»Скала Игла в Этрета», «Маннпорт,скала в Этрета», «Порт д’Аваль, бурное море»…

Необыкновенные огромные скалы, пронизанные причудливыми арками, потрясающие закаты, прибой на галечном пляже и сейчас привлекают множество людей, которые мечтают насладиться видами этого изысканного места.

1…2…3…4

Портрет Андре Ловре1880г Натюрморт Астры 1880г Портрет Бланш Хосхеде1880г Букет подсолнухов 1880г Весна 1880г
Весна в Ветёе 1880г Вечер в Ветёе 1880г Вскрытие льда 1880г Вскрытие льда, Лаванкур, пасмурная погода 1880г Деревушка Шантемези у подножия скалы 1880г
Дорога в Ла-Рош-Гийон 1880г Дорога в маковом поле, остров Святого Мартина 1880г Закат на Сене в Лавакуре, зимний эффект1880г Закат на Сене зимой1880г Ледоход близ Ветёя1880г
Ледоход на Сене 1880г Ледоход на Сене1880г Льдины на Сене 1880г Мороз 1880г Мороз близ Ветёя 1880г
Натюрморт с грушами и виноградом 1880г Остров цветов на Сене близ Ветёя 1880г Портрет Жана Моне 1880г Портрет Жанны Серво 1880г Портрет Мишеля в шапочке с помпоном 1880г
Сад художника в Ветёе 1880г Садящееся солнце над Сеной в Лавакуре. Зимний эффект 1880г Скалы в Ле-пти-Даль 1880г Топинамбур 1880г Цветы на берегах Сены близ Ветёя 1880г
Церковь в Ветёе 1880г Яблони в цвету у воды 1880г Алиса Хосхеде в саду 1881г Бурное море 1881г Весна в Ветёе 1881г
Ветёй 1880г Ветёй 1880г Ветёй летом 1880г Ветёй под солнцем 1880г Ветёй, вид с отрова Сен-Мартен1880г
Ветёй, маленький рукав Сены 1880г Ветёй 1880г Ветёй 1880г Вечерний эффект на Сене 1881г Вид на Ветёй 1880г
Гладиолус 1881г Гладиолус 1881г Дорога из Ветёя 1880г Дорога на Ветёй 1880г Женщина, сидящая под ивами 1880г
Зима на Сене, Лавакур 1880г Ивы 1880г Лодка во время отлива в Фекаме 1881г Лодки во время отлива в Фекаме1881г Маковое поле 1881г
Место на берегуСены 1881г Море в Фекаме 1881г Море в Фекаме 1881г Море, вид со скал Фекама1881г Морской пейзаж близ Фекама1881г
На побережье в Трувиле 1881г На скале в Фекаме 1881г Паводок на Сене в Ветёе1881г Пейзаж на острове Святого Мартина1881г Пирамиды, скалы в Бель-Иль 1881г
Побережье в Фекаме 1881г Река 1881г Сад в Ветёе 1881г Сад художника в Ветёе 1881г Садовые ворота 1881г
Садовые ворота в Ветёе1881г Сена в Ветёе 1880г Сена в Ветёе 1881г Сена в Ветёе 1881г Сена в Лавакуре 1880г

Интересные факты об авторе

  1. Художник был известен, как максималист. В феврале 1889 г. он приступил к рисованию дуба, однако приостановил работу, вернувшись к дереву лишь в мае. Дуб весь зарос листьями. Клод Моне разнервничался. Как это дерево посмело испортить его замысел? И все же мастер закончил картину, расписав дуб в том виде, в котором видел его в феврале, без листьев.
  2. Клод Моне не хотел, чтобы его полотна принадлежали кому-то еще. Когда кредиторы в 1860 г. посягнули на его картины, Клод Моне собственноручно сжег некоторые работы.
  3. Клод Моне считается одним из самых дорогих художников в мире. Его картина Озеро кувшинок, написанная в 1919 г., была продана на аукционе за 80 миллионов долларов.
  4. Пейзаж Сорока, который написал Клод Моне, является вызовом всем Парижским ценителям искусства, не принимавшим импрессионизм.

Импрессионизм

В 1872 г. Клод Моне создал знаменитый пейзаж «Впечатление. Восходящее солнце». Именно данная работа предопределила как название группы импрессионистов, так и отдельное художественное направление. Полотно было представлено на первой импрессионистской выставке в 1874 г.

Авторитетный критик Луи Леруа отозвался о выставке следующем образом: «На ней не было ничего, кроме впечатленчества». Импрессионизм, как таковой, сделал настоящий переворот в мировой живописи. Ощущать сиюминутность происходящего и представлять его на холсте – задача, к которой стремились последователи этого жанра.

Клод Моне создал собственный сад

Наряду с товарищами, Моне стал родоначальником импрессионизма

Важно отметить, что он являлся сторонником пленэра, то есть создавал полотна не в помещении, а на природе, которая служила основой постижения натуры в ее естественном освещении

Как правило, Клод прибегал с размашистым пастозным мазкам, отказываясь от смешанных оттенков. В последующие годы биографии он оттачивал свою технику, экспериментировал со светотенью и исследовал воздействие на цвет окружающих оттенков.

В начале 1880-х годов Моне познакомился с Дюраном Рюэлем, который предложил ему сотрудничество. Рюэль начал регулярно покупать и продавать картины Клода, благодаря чему художник смог значительно поправить свое финансовое положение.

Отдельного внимания в творческой биографии Клода Моне заслуживают кувшинки. Его серия «Кувшинки» насчитывала порядка 250 картин, изображающих эти растения в различных ракурсах и цветовой гамме. Данная тематика увлекала его последние 30 лет жизни.

Кроме этого Моне имел слабость к лилиям. Проживая долгие годы в Живерни, он создал пруд в японском стиле. Мастер самостоятельно занимался дизайном сада, соорудив мостик и разводя на поверхности водоема кувшинки и лилии. Он очень серьезно подходил к композиции, вследствие чего заказывал семена растений с разных стран мира.

В преклонном возрасте Клод постоянно писал картины в собственном саду, стараясь приблизиться к идеалу в отношении передачи красоты окружающей природы на полотно. Параллельно он писал по несколько работ, стремясь запечатлеть переменчивое освещение.

Трудясь над одним произведением около часа Моне переходил к другому, что было связано с изменением естественного освещения. Мир водной глади с цветами становится его единственной стихией в поздних работах. Тема с водяными лилиями, всецело поглотила мастера.

Интересен факт, что один и тот же пейзаж Клод Моне писал в разных вариациях свыше 200 раз! К слову, в 2015 г. его работа «Водяные лилии» была продана за $54 млн. Созданный им сад в Живерни существует и сегодня, куда ежедневно стекаются сотни поклонников его творчества.

использованная литература

  • Бакхаус, Вернер; Клигл, Райнхольд; Вернер, Джон Саймон (1998). Цветовое зрение: взгляд из разных дисциплин . Вальтер де Грюйтер. ISBN 3-11-015431-5.
  • Батлер, Рут (2008). Скрытый в тени Мастера . Издательство Йельского университета. ISBN 0-300-12624-7.
  • Коу, Ральф (1957). «Клод Моне в Эдинбурге и Лондоне». Журнал Берлингтон . 99 (656): 382–383, 385. JSTOR   .
  • (требуется подписка)
  • Гедо, Мэри Мэтьюз (2010). Моне и его муза: Камилла Моне в жизни художника . Издательство Чикагского университета. ISBN 0-226-28480-8.
  • Хардин, CL (1988). Цвет для философов: расплетая радугу . Hackett Publishing. ISBN 0-87220-039-6.
  • Генрих, Кристоф (2000). . Taschen. ISBN 978-3-8228-5972-8.
  • Герберт, Роберт Л. (1996). Моне на побережье Нормандии: туризм и живопись, 1867–1886 . Издательство Йельского университета. ISBN 0-300-06881-6.
  • .
  • Ишем, Ховард Ф. (2004). Образ моря: океаническое сознание в романтическом веке . Питер Лэнг. ISBN 978-0-8204-6727-6.
  • Кляйнер, Фред С. (2009). Искусство Гарднера сквозь века: глобальная история (13-е изд.). Томсон Уодсворт. ISBN 978-0-4950-9307-7.
  • Магальяйнш, Роберто Карвалью де (2003). Клод Моне . Нью-Йорк: Очарованные книги льва. ISBN 1-59270-009-8.
  • Мэй, Стивен (май 1999 г.). «Картина на снегу тогда и сейчас». Американский художник . ВНУ Business Media (63): 44.
  • Моффет, Чарльз С. (1999). . Коллекция Филлипса. ISBN 0-85667-495-8.
  • (требуется подписка)
  • (требуется подписка)
  • (требуется подписка)
  • (требуется подписка)
  • Тинтероу, Гэри; Луаретт, Анри (1994). Истоки импрессионизма . Метрополитен-музей. ISBN 0-8109-6485-6.

Связанных с работой

В серии из 11 картин Моне, изображающих Мост в Аржантее (1874 г.), также исследовалось использование цветных теней в изображении синих и пурпурных теней на верхней части моста. С годами Моне все больше и больше увлекался цветом и светом. Когда его жена умирала в сентябре 1879 года, Моне написал ее в картине «Камилла Моне на смертном одре» (1879), отмечая «синие, желтые, серые тона». Моне сказал своему другу, французскому государственному деятелю Жоржу Клемансо (1841–1929), что он проводил время, «сосредотачиваясь на ее висках и автоматически анализируя последовательность соответствующих цветов, которые смерть накладывала на ее неподвижное лицо». Камилла умерла от рака в возрасте 32 лет. После ее смерти Моне в основном перестал рисовать людей, вместо этого сосредоточившись на естественных пейзажах. Позже Моне вернулся к рисованию снега и окрашиванию теней с помощью Grainstacks Snow Effect (1891).

Влияние японского искусства

Здесь они находят очень колоритный уголок – ресторанчик с купальней рядом – место отдыха богатых парижан. Влекущих бликов на воде в этом чудесном месте сколько угодно – изучай и пиши

Природа постоянно меняется и полна мимолётных эффектов – вот что всё больше привлекает внимание Клода Моне и становится его творческим кредо на все последующие годы. Здесь рождаются известные виды под названием «Лягушатник»

В этой работе, а также в «Террасе в Сент-Андресс», написанной раньше, прослеживается влияние восточного искусства – тогда многие увлекались японской графикой. Моне также стал страстным поклонником искусства Японии, которое вносил и в свою жизнь: он украшал стены веерами, собирал гравюры, обустроил соответствующе свой дом в Живерни, где он жил больше сорока последних лет, прилегающий к нему роскошный сад с прудом. Композиционным эффектам, результатам выбранного ракурса и обреза изображения рамой, Моне научился из японских ксилографий.

Клод Моне (1840—1926).

Андрей Аллахвердов. Клод Моне. 2017. Личная коллекция художника Allakhverdov.com

Клода Моне можно назвать хрестоматийным импрессионистом. Так как он был верен этому направлению всю свою долгую жизнь.

Он писал не предметы и людей, а единую цветовую конструкцию из бликов и пятен. Раздельные мазки. Дрожание воздуха.

Клод Моне. Лягушатник. 1869. Музей Метрополитен, Нью-Йорк. Metmuseum.org.

Моне писал не только природу. Ему удавались и городские пейзажи. Один из самых известных — “Бульвар Капуцинок”.

В этой картине есть многое от фотографии. Например, движение передано с помощью размытого изображения.

Обратите внимание: дальние деревья и фигуры словно находятся в дымке. Клод Моне

Бульвар Капуцинок в Париже. 1873. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусства Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва

Клод Моне. Бульвар Капуцинок в Париже. 1873. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусства Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва.

Перед нами остановленный момент бурлящей жизни Парижа. Никакой постановочности. Никто не позирует. Люди изображены как совокупность мазков. Такая бессюжетность и эффект “стоп-кадра” — главная черта импрессионизма.

К середине 80-х годов художники разочаровались в импрессионизме. Эстетика — это, конечно, хорошо. Но бессюжетность многих угнетала.

Лишь Моне продолжал упорствовать, гипертрофируя импрессионизм. Это переросло в серии картин.

Один и тот же пейзаж он изображал десятки раз. В разное время суток. В разные времена года. Чтобы показать, насколько температура и свет могут изменить один и тот же вид до неузнаваемости.

Так появились бесчисленные стога сена.

Картины Клода Моне в Музее изящных искусств в Бостоне. Слева: Стога сена на закате в Живерни, 1891. Справа: Стог сена (эффект снега), 1891.

Обратите внимание, что тени на этих картинах цветные. А не серые или чёрные, как было принято до импрессионистов

Это ещё одно их изобретение.

Моне успел насладиться успехом и материальным благополучием. После 40 он уже забыл о нищете. Обзавёлся домом и прекрасным садом. И творил в своё удовольствие ещё долгие годы.

О самой знаковой картине мастера читайте в статье “Впечатление” Клода Моне. С чего начинался импрессионизм”.

Возвращение в Париж

В ноябре 1862 года – возврат в столицу. На этот раз Моне идёт учиться в мастерскую Глейра, академиста, но это лишь формальность. Самое главное, что он нашёл здесь, это друзья и единомышленники: Ренуар, Базиль и Сислей. Моне не хватало денег, но упорства, таланта и искренней веры, что он на пороге невиданной новизны, было с избытком. Впитавший идеи натурного общения с природой ещё в Гавре, Клод сумел убедить соратников покинуть студию и обратиться к живым видам ландшафта. Он отказался изучать мастеров старой школы. Отныне только природа «имеет право» учить его, а он должен довериться собственным зрительным ощущениям.

Прогульщик и насмешник

Клод Моне

По рождению Клод Моне был парижанином, он появился на свет в ноябре 1840 года в семье бакалейщика. Но когда ему было пять лет, семья переехала в Гавр, и вырос Клод именно там. Отец хотел, чтобы сын занимался семейным делом, но мальчика вообще мало интересовали и торговля, и учеба. Без зазрения совести будущий художник прогуливал уроки, большую часть времени, проводя на пляже и в прибрежных скалах. Академические науки ему не давались, да он и не проявлял никакого прилежания.

Единственное, что интересовало юного Клода, это рисование. Поначалу он все осваивал сам, мгновенно зарисовывая карандашом не только природу, но и людей. Вскоре Клод увлекся карикатурой и уже в четырнадцать лет стал знаменитостью округи. Его шаржи были выставлены в витрине единственной местной лавки художественных принадлежностей, у Моне появилась своя «клиентура». Жители Гавра чуть ли не выстраивались в очередь, чтобы заполучить его рисунок. И тогда Клод стал продавать свои карикатуры по 10-20 франков за штуку. Его родители удивлялись: как можно брать деньги за такую ерунду?

Для него нашелся учитель: в колледже преподавал ученик Давида Жак Франсуа Ошар, и мальчик стал брать у него уроки.

В 1857 году умерла мать Клода. Юноше тогда было всего семнадцать лет, и его взяла под некоторое «покровительство» тетка, Жанна Лекард. Она сама любительски занималась живописью и помогала племяннику, поддерживая его морально и отчасти материально.

Конечно, выставляя свои рисунки в художественной лавке, Моне замечал и картины других художников, в том числе пейзажи своего тогда уже известного соотечественника Эжена Будена. Правда, его работы Моне откровенно не понравились: он не видел смысла рисовать природу, да еще не в мастерской, а с натуры. Но кто знает, стал бы основатель импрессионизма тем, кем он стал, если бы судьба не свела его с Эженом Буденом…

Буден обладал мягким характером и огромным терпением. Сразу разглядев задатки настоящего художника в карикатурах Клода,он сумел постепенно вызвать симпатию в сердце строптивого подростка, а потом уговорил Моне выехать с ним на пленэр. И тут в жизни Клода произошел переворот. «Вдруг словно пелена спала с моих глаз: я понял, почувствовал, что такое живопись… я понял свое предназначение», — вспоминал художник уже в старости. Отныне и навсегда его пленила живая природа.

Эжен Буден учил Клода тому, что для картины мало только каких-то выразительных деталей — все должно восприниматься единым целым, только тогда впечатление будет правильным. Еще один урок, который навсегда запомнился Моне: писать вживую и по памяти — это совсем разные вещи. По мнению Будена, ни одно воспоминание не могло удержать всю полноту увиденного, и Моне это хорошо усвоил.

Эжен Буден отнюдь не стремился стать единственным наставником юного дарования. Наоборот, он часто говорил о необходимости ехать в Париж и полноценно обучаться у тамошних мастеров. Отец Моне пытался получить для сына стипендию, которую когда-то муниципалитет выделил самому Будену. Но ему было отказано. Тем не менее, в 1859 году отец и тетка смогли собрать для Клода некоторую сумму, а Буден и еще несколько коллекционеров и любителей живописи снабдили его рекомендательными письмами. Моне добавил к этому собственные сбережения от продажи карикатур и отправился в столицу.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: