Шаблон
События, из которых Моро рисует свою сцену, сначала описаны в двух параллельных отрывках из Нового Завета .
— Марка 6: 21-29, KJV
Более короткая версия появляется в Евангелии от Матфея:
— Матфея 14: 6-11, DR
Безымянная танцовщица, которую ученые идентифицировали как Саломе, вдохновляла многих художников до Моро, включая Масолино да Паникале , Филиппо Липпи , Лукаса Кранаха Старшего , Тициана , Караваджо , Гвидо Рени , Фабрициуса , Анри Реньо и Жоржа Рошегросса . В то время как обычные академические предметы религии и истории, были заменены сценами ежедневно с XIX — го века, Саломея оставалась фигура художественного интереса , появляющийся в эпической поэме Гейне , Усекновение Иоанна Крестителя Пьера Пюви де Шаван, одноименная картина маслом Жан-Батиста Реньо и стихотворение Артура О’Шонесси « Дочь Иродиады 1870 года . В 1875 году стихотворения Саломе Анри Cazaliz воздает с более ранними картинами Моро Саломеи, размышляя о чувствах Саломеи до и после выполнения. Тем не менее, это Знамения Моро и его сестра кусок, версия масло также называется Явление (1875) , что вызвало повальное увлечение Саломеи к XX — го века, пронизывающей все формы искусства.
Литература
- Моро, французские художники // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Гюисманс Ж.-К. Наоборот. Пер. с фр. и вступ. ст. И. Карабутенко. М., Объединение «Всесоюзный молодёжный центр», 1990.
- Дневник Делакруа : : пер. с фр. / Эжен Делакруа ; пер. Т.М. Пахомова ; ил. Эжен Делакруа . – М. : Изд-во Академии художеств СССР, 1961.
- Пруст Марсель. В поисках утраченного времени. Т. 1. По направлению к Свану М. Крус 1992 г. 379 с.
- Пруст Марсель. В поисках утраченного времени. Т.2. Под сенью девушек в цвету. М. Крус 1992 г. 446с
- P. L. Mathieu: Catalogue raisonné de loeuvre achevé, Fribourg 1976.
- Крючкова В. А. «Символизм в изобразительном искусстве», М., «Изобразительное искусство», 1994
Описание
В контексте богато украшенного дворца, вдохновленного Альгамброй, Саломе выделяется своей пестрой вуалью с драгоценными камнями, ее тело обращено к зрителю, а левая рука направлена вверх. В воздухе парит окровавленная голова Жан-Батиста в окружении сверкающего нимба . Сзади, в полумраке, стоит палач со своим мечом, а у его ног — серебряное блюдо. Со стороны Саломеи в восходящей позе восседают на троне лютнист Иродиада и Ирод Антипа. Они сталкиваются с событиями на переднем плане, очевидно освещенными ореолом Иоанна Крестителя, сияние которого отражается на покрывале Саломеи. Отрезанная голова напоминает японскую печать скопированный Моро в Пале де l’Industrie в 1869 году, а также отрубленная голова Медузы удерживается Персея по Бенвенуто Челлини . Поскольку никто, включая Саломею, не реагирует напрямую на центральное видение композиции, неясно, является ли оно реальным, придуманным принцессой или коллективной галлюцинацией. Этот преднамеренно сбивающий с толку метод был приписан подозрению в употреблении опиума, хотя это утверждение никогда не было подтверждено. Его сюрреалистическая обстановка и мистическая атмосфера, вызванная архитектурным и текстильным богатством, контрастируют с предыдущими интерпретациями предмета, что делает The Apparition ключевой работой для зарождающегося движения символистов.
Бельгийский арт-дилер Леон Гошез купил L’Appariton в 1876 году, когда он был впервые показан в Салоне, где он был выставлен вместе с несколькими другими работами Моро . В следующем году Гаучес отправил его на выставку в галерею Гросвенор в Лондоне, где он повесил акварели не в отдельной комнате, а в главной Восточной галерее с картинами, написанными маслом. В настоящее время он находится в Музее Орсе .
Стиль
The Apparition отличается от библейских и исторических картин того времени, включая элементы стиля, которые стали важными для эстетического и символистского движения, предвосхищая сюрреализм. В то время как Библия упоминает Саломею как исполняющую волю Иродиады, Моро представляет, как она руководствуется своим собственным желанием. Среди серии ее картин Саломе «Явление» представляет собой кульминацию эротики, когда принцесса топлесс повернута к зрителю, ее обнаженная рука направлена на предмет, который она скоро получит. Подчеркивая ее неподвижность, Моро обездвиживает ее, так что она рассматривается попеременно как идол, сексуальный объект или и то, и другое. Некоторые критики также приписывают его скульптурную позу страху, например, французский писатель Жорис-Карл Гюисманс , размышляющий над живописью в своем влиятельном декадентском романе « А ребур» .
Сам Моро описывает Саломе как «скучающую и фантастическую женщину, животное по натуре, настолько противную полному удовлетворению своих желаний (что она) доставляет себе печальное удовольствие видеть унижение своего врага». Его знойное представление Саломе и его новаторская интерпретация традиционных исторических и мифологических тем сделали его искусство эксцентричным и провокационным. Ценит инстинкт больше, чем разум, субъективность больше, чем объективность, и предположение больше, чем определение, акварель представляет основные качества изобретенного символизма, как это определено Жаном Мореасом . Более того, болезненность сцены и лежащие в основе темы некрофилии, инцеста и садизма связывают ее с декадентским движением и искусством Fin de siècle. Излишняя детализация костюмов и архитектурных элементов свидетельствует о пристрастии к экзотике и ориентализму . Благодаря загадочному видению названия, они оба вызывают фантастическое искусство и указывают на его эволюцию в сторону фовизма и абстрактной живописи .
Его Саломе является не только персонажем академической живописи, с которым Моро остается связанным, несмотря на его авангардные тенденции, но и воплощает роковую женщину, одновременно привлекательную и разрушительную. Бросая вызов условностям исторической и библейской живописи, L’Apparition стал источником вдохновения для сюрреализма, как и другие работы Моро.
Влияние
«Призрак» быстро стал самой известной работой Моро, ее известность росла благодаря критическому и художественному вниманию, которое она получила. Многие художники были вдохновлены Саломе де Моро.
Как заметил Андре Фонтенас в 1928 году в книге « Мои воспоминания о символизме» , с тех пор многие художники откликнулись. Важные работы, на которые повлияла эта работа, включают:
- Жюль Массне , Иродиада (1877)
- Одилон Редон , Саломея с головой Иоанна Крестителя и явлением
- Гюстав Флобер , Геродиас (в его Трех сказках )
- Оскар Уайльд , Саломе (1893) пьеса, написанная после того, как на нее произвело впечатление Явление в 1884 году в Лувре
- Рихард Штраус , Саломея (по пьесе Уайльда)
- Антуан Мариотт , Саломе (по пьесе Уайльда)
- Ник Кейв , Саломея
Когда слава его создателя утрачен, Явление сохранило свое достойное место в художественном воображении, эта работа имеет решающее значение для переоткрытия искусства Moreau в конце XX — го века.
Биография [ править ]
Моро родился в Париже, Франция, в семье высшего среднего класса. Его отец, Луи Жан Мари Моро, был архитектором города Парижа, а мать, урожденная Адель Полин Десмутье, была музыкантом. В детстве Моро жил замкнутой жизнью. Побывав в Италии в 15 лет, он полюбил искусство. В 18 лет он поступил в École des Beaux-Arts, чтобы учиться под руководством Франсуа-Эдуарда Пико, и оставил его в 1850 году. Затем он начал изучать искусство под руководством своего нового наставника Теодора Шассерио , чьи работы, наряду с Эженом Делакруа , сильно увенчались успехом. повлиял на его собственное. Впервые Моро принял участие в Салоне в 1852 году.
У Моро были 25-летние личные, возможно, романтические отношения с Аделаидой-Александрин Дюре (род. Гиз, 8 ноября 1835 г.), женщиной, которую он рисовал несколько раз. Его первой картиной была Пьета, которая сейчас находится в соборе Ангулема . Он показал сцену из Песни песней и смерти Дария в Салоне 1853 года. В 1853 году он представил афинян с Минотавром и Моисеем, снимающим сандалии в пределах видимости обетованной земли для Великой выставки.
«Эдип и Сфинкс» , одна из его первых картин символистов, была выставлена в Салоне 1864 года. Моро быстро приобрел репутацию эксцентричного художника. Один комментатор сказал, что работа Моро была «похожа на подделку Мантеньи, созданную немецким студентом, который расслабляется от своей картины, читая Шопенгауэра ». В настоящее время картина находится в постоянной коллекции Нью-Йоркского музея искусств Метрополитен .
С 1879 по 1884 год коллекционер Энтони Ру поручил Моро проиллюстрировать «Басни Жана де Лафонтена», в которых он преуспел. Моро заплатили 83 500 франков за шестьдесят четыре акварели, все из которых были проданы частному коллекционеру в 1914 году. Одна из акварелей была позже передана Национальному музею Гюстава Моро .
28 марта 1890 года Александрин Дюре умерла. Ее смерть сильно повлияла на Моро, и его работа после этого момента стала более меланхоличной. Ее похоронили на том же кладбище, где позже будет похоронен сам Моро.
Моро стал профессором парижской Школы изящных искусств в октябре 1891 года. Среди его многочисленных учеников были художники- фовисты Анри Матисс и Жорж Руо . Жюль Фландрен , Теодор Паллади и Леон Принтемпс также учились у Моро. Пьер Марсель-Беронно был «одним из самых блестящих учеников» Моро.
Моро умер от рака желудка и был похоронен в Cimetière de Montmartre в Париже в могиле своих родителей.
Он был удостоен звания кавалера Почетного легиона в 1875 году, а в 1883 году был произведен в орден Почетного легиона.
Творчество художника Гюстава Моро (1826—1898)
Творчество Гюстава Моро при жизни больше ценили писатели, чем художники. «Его картины выхолят за пределы живописи, заимствуя у литературы ее наиболее тонкие изобретения», — писал о нем видный писатель 1880-х годов Гюисманс. Сам Моро настаивал, что его картины «нужно читать», что они «должны передать все мысли, возбуждаемые литературой, музыкой, театром». Действительно, искусство Моро имеет много общего с поэзией символистов — то же стремление уйти в мир мечты, та же утонченная сложность, тот же элемент мистики и необузданный полет фантазии. Однако сам художник отрицал свое родство с символизмом и старался держаться независимо, в стороне от литературной борьбы.
Впрочем, он держался в стороне от всякой борьбы. Жизнь Моро — единственный в своем роде пример того, как художник может превратить свою собственную биографию в воплощение эстетических деклараций, сделать ее, так сказать, произведением искусства. Моро происходил из богатой семьи и никогда не испытывал нужды в деньгах. Он редко выставлялся, не продавал свои картины, не работал по заказу. Родительский дом, к которому он пристроил огромную мастерскую и роскошные залы, был для него «башней из слоновой кости», где он прожил всю жизнь вдалеке от бурь и волнений времени. Он ощущал себя полностью свободным, отдаваясь лишь творчеству и собиранию различных редкостей. Но странным образом эта «свобода» обернулась полным рабством, все «великолепие волшебных видений» имело в своей основе модные эстетические теории, было как бы их иллюстрацией. Жизнь Моро кажется сочиненной каким- нибудь из писателей-декадентов — настолько точно она повторяет тот идеал эстетизма, который декларировался в их произведениях.
Одинокий гений, стоящий над толпой, над жизнью, охваченный экстазом, погруженный в мир своих грез, — этот образ, нашел воплощение в реальной жизни Гюстава Моро. Недаром Гюисманс ввел в образ Дез Эссента, представляющий собой идеальный тип эстета-декадента, некоторые черточки, характерные для художника.
Что касается собственно живописного творчества Моро, то при всей его зависимости от литературы и эстетики декадентства оно все же обладает некоторой самостоятельностью и даже известным обаянием. Моро, несомненно, имел большой дар колориста (что, между прочим, отмечал и Матисс, бывший его учеником), точное чувство композиции и хорошо натренированное воображение. Грезы, видения и прочие «тени несозданных созданий» приобретают на его холстах конкретную убедительность и материальность. Замысел у него всегда носил литературный характер, но воплощение его покоилось на великолепном знании живописной техники и весьма острой наблюдательности. Эти качества увлекали его в процессе работы над картиной, и часто именно перегруженность деталями, чрезмерная подробность изображения отодвигали литературу и мистику на второй план, затопляли их неудержимым потоком чисто материальных впечатлений.
«В его непосредственном порыве очень мало души, он любит яркость и богатство материального мира, — писал о Моро Гоген, — он вечно носится с этим. Каждую человеческую фигуру он превращает в драгоценность, увешанную драгоценностями». Действительно, «бесплотные видения» Моро отнюдь не туманы, они скорее повод для того, чтобы развернуть целую симфонию драгоценностей, восточных тканей, причудливой архитектуры, бликов света на потемневшей бронзе и тому подобного, написанных с большой скрупулезностью. Это своего рода натурализм наизнанку — натурализм, обращенный не на явления повседневной жизни, а на причудливую экзотику, воплощенную, впрочем, у Моро с виртуозностью.
Моро всю жизнь оставался в кругу определенных тем, повторяя и варьируя образы из картины в картину.
Так, излюбленной темой его была Саломея: ей посвящены около ста рисунков, две картины (одна из них «Призрак»*, ок. 1875 г.) и даже одна скульптура. Кстати сказать, образ Саломеи был весьма популярным в искусстве конца XIX века — достаточно вспомнить Оскара Уайльда и Рихарда Штрауса. Как и Моро, их привлекали в этом образе мотив изощренной порочности, сочетание жесткости и сладострастия, — впрочем, у Моро эти мотивы звучат более приглушенно, уступая место восточной роскоши аксессуаров.
К теме Саломеи примыкает и картина «Орфей», где, вразрез с легендой, Саломея изображена не яростной вакханкой, а задумчивой нимфой, созерцающей отрубленную голову певца. Наиболее ярко проявилось дарование колориста в акварелях Моро — менее отделанных и потому более непосредственных. Глядя на их смелые красочные сочетания, можно понять, что привлекало в Моро Матисса, сохранившего к учителю добрые чувства, несмотря па диаметральную противоположность художественных позиций.
Биография
Гюстав Моро родился в 1826 году в Париже в семье главного архитектора Парижа, в чьи обязанности входило поддерживать в надлежащем виде городские общественные здания и памятники. Рано обнаружил способности к рисунку и живописи. В 1842 году, благодаря отцовской протекции, Моро получает удостоверение копииста картин, которое позволяет беспрепятственно посещать Лувр и в любое время работать в его залах.
При поддержке и одобрении родителей в г. поступил в Школу изящных искусств, в мастерскую Франсуа Пико, мастера классицистической ориентации, который обучил его основам живописи. Обучение здесь было крайне консервативным и в основном сводилось к копированию гипсовых слепков с античных статуй, рисованию мужской обнаженной натуры, изучению анатомии, перспективы и истории живописи. Потерпев фиаско в конкурсе на Римскую премию, он уходит из мастерской Пико. Моро преклоняется перед Делакруа, влияние которого заметно в ранних работах (например, «Пьета», выставленная в Салоне г.).
Моро был учеником Теодора Шассерио в Школе изящных искусств в Париже. В 1849 году Моро выставляет свои работы в Салоне. В 1852 году отец Моро покупает для него дом под номером 14 на улице Ларошфуко, на правом берегу Сены, недалеко от дворца Сен-Лазар. В этом престижном месте, в роскошном особняке, обставленном шикарно и дорого, как и подобает лучшим буржуазным домам, Моро устраивает на третьем этаже мастерскую. Он живёт и работает в лучших условиях, продолжает получать государственные заказы, становиться вхожим в высшее общество и официальные художественные круги. 10 октября 1856 г. Делакруа записывает в дневнике: «Проводы бедного Шассерио. Видел там Доза, Диаза и молодого Моро, художника. Он мне вполне по душе».
Моро никогда не отрицал, что очень многим в творчестве обязан Шассерио, своему другу, рано ушедшему из жизни (в возрасте 37 лет). На его ранний уход Моро написал холст «Юноша и смерть» (1865). Влияние Теодора Шассерио очевидно и в двух больших полотнах, которые Моро начал писать в 1850-х годах, — в «Женихах Пенелопы» и «Дочерях Феспия». Работая над этими огромными, с большим количеством деталей, картинами, он почти не выходил из мастерской. Однако эта высокая требовательность к себе впоследствии часто становилась той причиной, по которой художник оставлял работы незавершенными.
Во время двух путешествий в Италию (1841 г. и с 1857 г. по 1859 г.), он посетил Венецию, Флоренцию, Рим и Неаполь, где Моро изучал искусство Ренессанса — шедевры Андреа Мантеньи, Кривелли, Боттичелли и Леонардо да Винчи. Привозит оттуда несколько сотен копий произведений великих мастеров Ренессанса. Пишет также пастели и акварели, напоминающие работы Коро. В этот период он встречается с Бонна, Эли Делоне, молодым Дега, которому помогает в его ранних поисках. Отныне Моро усваивает характерный проникнутый духом романтизма стиль — иератически-застывший, чуждый движению и действию. В 1862 году у художника умирает отец.
Внешние ссылки [ править ]
СМИ, связанные с на Викискладе?
В Wikiquote есть цитаты, связанные с: |
В Wikisource есть текст статьи « Британской энциклопедии 1911 года . |
vтеГюстав Моро | |
---|---|
Картины |
|
Музей |
vтеАнри Матисс | |
---|---|
Работает |
|
Люди |
|
Музеи |
|
Связанный |
|
Авторитетный контроль |
|
---|
Рекомендации
- ↑ и
- Пьер-Луи Матье , Гюстав Моро, с каталогом готовых картин, акварелей и рисунков , Нью-Йорк, Нью-Йоркское графическое общество,1976 г.( ISBN 978-0-8212-0701-7 )
- Брэм Дейкстра , Идолы извращения: Фантазии женского зла в культуре Фин-де-Сикль , Оксфорд, Oxford, Мягкие обложки,1988 г., 453 с. ( ISBN 978-0-19-505652-5 )
- Мэри Славкин , Материальность Моро: полиморфные объекты, дегенерация и физичность , Университет штата Флорида, Электронные тезисы, трактаты и диссертации,2009 г.
- Сьюзан П. Кастерас и Коллин Денни , Галерея Гросвенор: Дворец искусств в викторианской Англии , Йель, Издательство Йельского университета ,1996 г., 209 с.
- Джулиус Каплан , Искусство Гюстава Моро: теория, стиль и содержание , Анн-Арбор, Мичиган, UMI Research Press,1982 г., 205 с. ( ISBN 978-0-8357-1350-4 )
- ↑ и Джеффри Мейерс , Живопись и роман , Манчестер, Manchester University Press ,1975 г.
- Жорис-Карл Гюисманс , Ребор , Франция, Шарпантье,1884 г., 83 с.
- ↑ и
- Люси-Смит Эдвард , Искусство символистов , Лондон, Темза и Гудзон ,1972 г.
- Лаура Ломбарди , От реализма к модерну , Sterling Publishing Company, Inc.,2009 г., 192 с.
- ↑ и Вирджиния М. Аллен , Роковая женщина: эротическая икона , Трой, Нью-Йорк, издательство Whitson Publishing Company,1983 г.
- Жирар, « Скандал и танец: Саломея в Евангелии от Марка », Новая история литературы , т. 15, п о 21984 г., стр. 311–324 ( DOI , JSTOR )
- Жан Моррис , История как театр жестокости: репрезентация и театральность в «Саламбо и Иродиях» Флобера и в картинах Гюстава Моро Саломеи , Северная Каролина, Университет Северной Каролины,1994 г.
- Рассел Т. Клеман , Четыре французских символиста: Справочник Пьера Пюви де Шаванна, Гюстава Моро, Одилона Редона и Мориса Дени , США, Greenwood Publishing Group ,1996 г., 583 с.
- Ричард Элльманн , Оскар Уайльд , Оксфорд, Vintage Books,1988 г., 680 с. ( ISBN 978-0-394-75984-5 )
Гюстав Моро (1826-1898) |
||
---|---|---|
|
||
|
||
|
||
Студенты |
|
|
|
||
Специалисты |
|
|
Музеи |
|
- Портал живописи
- Портал 1870-х годов
- Портал Франции в XIX — го века
- Парижский портал
- Портал искусств