Национальный музей прадо (museo nacional del prado)

«Маха обнажённая» и «Маха одетая»

Картины «Маха одетая» и «Маха обнажённая» Франсиско Гойи были выполнены в 1797-1800 годах. Они одинаковые по размеру и изображают одну и ту же знатную испанскую женщину — «маху», отличающуюся только наличием одежды.

Считается, что Гойя выполнял заказ могущественного первого министра Испании Мануэля Годоя и запечатлел его любовницу Пепиту Тудо. «Маха обнажённая» — это одно из первых живописных произведений не на мифологическую тему, на котором изображена полностью обнажённая женщина.

Согласно оригинальному замыслу, «Маха одетая» висела перед «Махой обнажённой» и женщину «раздевал» специальный механизм. Сейчас же картины разделены, хоть и висят на одной стене в музее Прадо.

Как можно заметить, коллекция музея Прадо не ограничивается только искусством Испании и Фландрии, входившей в состав испанских Нидерландов. Здесь также представлены шедевры итальянского Возрождения, немецкой живописи и французского классицизма

Стоит обратить внимание на следующие картины:

Геральдика и вексилология

Гербы

Реджо-ди-Калабрия использовала Святого Георгия и дракона в своем гербе по крайней мере с 1757 года, что заимствовано из более ранней (15-го века) иконографии, использованной на городской печати. Святой Георгий и дракон изображены на гербе Москвы с конца 18 века, а на гербе Грузии с 1991 года (на основе герба, введенного в 1801 году для Грузии в составе Российской империи ).

В королевском гербе Арагона из Перечня короля Мартина (c.1400)

Губернские гербы
  • Киевская область , Украина (1999)
  • Московская область , Россия ( )
Муниципальные гербы
  • Австралия : Hurstville
  • Австрия : Питтен , Санкт-Георген-ан-дер-Гузен , Санкт-Георген-ан-дер-Лейс , Санкт-Георген-ан-дер-Штифинг , Санкт-Георген-им-Аттергау , Санкт-Георген-об-Мурау .
  • Хорватия : Каштель Сучурац .
  • Чехия : Брушперк .
  • Дания : Хольстебро .
  • Франция : Aydoilles , Couilly-Pont-Окс-ДАСТ , Ligsdorf , Маулан , Мюсиданы , Сен-Жорж (Мозель) , Сен-Жорж-Armont , Сен-Жорж-д’Эсперанши , Сен-Жорж-д’Олерон , Сен-Жорж -d’Orques , Saint-Georges-de-Reintembault , Saint-Georges-du-Bois , Saint-Georges-du-Vièvre , Saint-Georges-sur-Baulche , Saint-Georges-sur-Loire , Saint-Jurs , Saorge , Соспель , Вильнев-Сен-Жорж .
  • Германия : Бюргель , Хаттинген , Мансфельд , Риттерсбах , Санкт-Георген-им-Шварцвальд , Шварценберг .
  • Венгрия : Бачсентдьёрдь , Balatonszentgyörgy , Borsodszentgyörgy , Dunaszentgyörgy , Homokszentgyörgy , Печварад , Szentgyörgyvár , Szentgyörgyvölgy , Tatárszentgyörgy .
  • Италия : Реджо-ди-Калабрия
  • Литва : Мариямполе , Пренай , Варняй .
  • Нидерланды : Риддеркерк , Терборг .
  • Польша : Бжег-Дольны , Дзержонюв , Милич , Оструда .
  • Румыния : Сучава , Сфынту Георге .
  • Россия : Москва
  • Сербия : Сербский Крстур .
  • Словакия : Svätý Jur .
  • Словения: Шентюр
  • Испания : Алькала — де — лос — Gazules , Голосальво , Puentedura .
  • Швейцария : Кастиэль , Кальтбрунн , Рушейн , Сен-Джордж , Шланс , Штайн-на-Рейне , Вальтенсбург / Вуорц .
  • Украина : Любомль , Нежин , Тайкуры , Владимир-Волынский .

Анализ

Тема

Святой Георгий Лиддский вмешивается, с помощью Иисуса и Бога, чтобы избавить дочь короля от дракона, терроризирующего регион Бейрута и требующего ежедневной дани от двух молодых людей. Он ломает свое копье, но ударом ятагана покоряет дракона , последний не умирает и подчиняется доставленной принцессе.

Тема Святого Георгия и дракона часто используется в искусстве, будь то живопись или скульптура. Имея восточное происхождение, он был воспринят христианами и использовался как символ борьбы церкви с язычеством.

Реализация работы

Подготовительный рисунок

Подготовительный рисунок, приписываемый Рубенсу и хранящийся в Лувре , уже представляет окончательное расположение лошади и ее всадника. С другой стороны, дракон находится в другом положении, а принцесса еще не изображена.

Технический

На гриве и хвосте лошади Рубенс деревянным концом кисти царапает линии на свежей краске, намекая на конский волос.

Состав

Центральным персонажем картины является не святой, а лошадь, изображающая большую диагональ тела от хвоста до гривы.

Эстетический

Не говоря уже о натуралистическом стиле, картина демонстрирует очень высокий уровень детализации и, прежде всего, очень хорошее знание анатомии лошади у Рубенса. Выполняя леваду или поклон , мускулистая лошадь, кажется, овладевает духом старшей школы , что демонстрирует интерес художника к работе и конному искусству своего времени.

Выбор представительства

Символику картины довольно легко интерпретировать. Святой защищает принцессу, которая символизирует Церковь, а агнец рядом с ним представляет Иисуса, стоящего перед драконом, символом демона. Цвета святого — белый и красный — искусно представлены в перьях шлема и плаща святого.

Рубенс также обращается к теме Святого Георгия и дракона на модели сцены охоты. Действительно, речь идет о восстановлении идеи сложной борьбы между человеком и животным, в которой животные представлены в изящном виде. Таким образом, зритель может полюбоваться в драконе убедительно эмоциональным зверем, представленным в сложной позе. Гарцующий конь демонстрирует силу упряжной лошади, способной нести тяжелого воина в доспехах.

Краткая биография художника

Питер Пауль Рубенс родился 28 июня 1577 года в Зигене (Германия), в состоятельной и знаменитой семье ремесленников и торговцев. Когда будущему художнику было 8 лет, семья Рубенс переехала в Кельн (Германия), где юноша обучался гуманитарным наукам сначала в иезуитской школе, а затем в богатой светской, изучал греческий язык и проявлял способности феноменальной памяти. В 13 лет, благодаря семейным связям, Питер Пауль был устроен на должность пажа к бельгийской графине де Лален. Но быть придворным юноша не хотел, и уже через год начал обучаться живописи. Его первым известным наставником стал художник Отто ван Веен.

В начале 1600-х годов начинающий художник совершил путешествие по Италии и Испании, где очень сильно был вдохновлен школой старых мастеров. Картины Рубенса с названиями «Автопортрет в кругу веронских друзей», «Положение во гроб», «Геркулес и Омфала», «Гераклит и Демокрит» были написаны именно в этот период. Им было выполнено множество копий с известных картин итальянских и испанских художников, например Рафаэля и Тициана.

После путешествия, которое длилось более 8 лет, Питер Пауль Рубенс приехал в бельгийский город Антверпен, а уже в 1610 году, в Брюсселе, получил звание придворного живописца от герцога Альбрехта. Множество картин Рубенса с названиями, содержащими имена самого герцога и его жены Изабеллы Клары Евгении, появились в тот период, так как правящая чета не хотели расставаться с художником — их влияние очень поспособствовало творческому успеху и признанию Рубенса. Но он все-таки не захотел оставаться в Брюсселе, вернулся в Антверпен и женился на Изабелле Брант, которая стала его любимой моделью и матерью троих детей. В 1611 году художник приобрел для себя и семьи огромный дом-мастерскую, и с этого момента начался особенно плодотворный период его творчества. Ничто не стесняло художника — он был обеспечен деньгами и временем, а также получил достаточно навыков для свободного творчества.

За все время художественной работы Питер Пауль Рубенс написал более 3000 картин, многие из них оказали влияние на творчество последующих поколений художников. Он не был новатором, но отточил классический фламандский стиль до невероятного уровня живости и красоты.

В 20-х годах 17 века Рубенс освоил еще и дипломатическую карьеру. Этому поспособствовала плодотворная работа при дворе Марии Медичи. Теперь художник регулярно посещал Англию и Францию по политическим вопросам.

В 1626 году от чумы скончалась 34-летняя жена Рубенса. После этого потрясения он на время оставил живопись и углубился в политическую и дипломатическую деятельность. Теперь его миссии распространились на Данию и Испанию, но сложная политическая обстановка и изгнание Медичи вызывали неприязнь к Рубенсу со стороны других дипломатов, однажды они напрямую заявили, что «не нуждаются в художниках». Он еще пытался завязать политические связи, но окончательно оставил эту сферу в 1635 году.

Но в самый разгар дипломатической деятельности, в 1630 году, художник вновь серьезно взялся за кисти и принял решение снова жениться — избранницей 53-летнего Рубенса стала 16-летняя купеческая дочь Елена Фоурмен. С того момента она стала главной моделью и вдохновительницей художника, он написал с нее множество портретов, а также использовал для изображения мифических и библейских героинь. Елена родила Рубенсу пятерых детей, однако прожить с ней ему довелось всего десять лет. Художник скончался от подагры 30 мая 1640 года.

Стоимость билетов в музей Прадо в 2021 году

В стоимость билетов входит просмотр основной коллекции музея, а также посещение временных выставок. Стоит учесть, что цена входного билета в течение года может меняться, связано это, опять же, со спецификой организованных временных выставок.

Стоимость билетов на официальном сайте музея:

  • полный билет — 15 евро;
  • льготный билет (для пенсионеров старше 65 лет, для членов многодетных семей) — 7,5 евро;
  • на сайте можно приобрести билет на посещение музея Прадо с путеводителем — за 24 евро;
  • если вы предпочитаете наслаждаться искусством, когда вокруг нет большого количества людей, то можно посетить музей до его официального открытия (с 9:00 до 10:00). Тогда входной билет будет уже стоить 50 евро;
  • еще вы можете воспользоваться уникальной возможностью и за 30,40 евро купить единый билет сразу в три музея — Прадо, Музей Тиссена-Борнемиса, Музей королевы Софии;
  • бесплатный вход — для детей младше 18 лет, для студентов младше 25 лет, для людей с ограниченными возможностями.

Еще во время посещения музея вы можете арендовать аудиосистему (вам выдадут специальные наушники, при помощи которых проведут экскурсию). Аудиосистема, рассчитанная на постоянную экспозицию, обойдется в 4 евро, на временные выставки — 3,5 евро. Можно арендовать аудиосистему на временную и постоянную выставки за 6 евро. Экскурсия проводится на испанском, немецком, корейском, китайском, английском, итальянском, французском, японском, португальском и русском языках.

Забронировать билеты на сайте музея Прадо

Галечка Бесман

Анализ

Вся сцена эффективно выстроена по диагоналям, соответствующим последнему наступательному жесту дракона, поднятию коня на дыбы и позе убегающей принцессы.

Сценическое устройство позволяет наблюдателю с первого взгляда понять всю историю элементов сцены переднего плана, но также и фона.

Символический красный цвет Страстей Христовых (Святой Георгий умрет от мученической кончины своей веры) вызывается в нескольких элементах картины: цвет седла и сбруи, обмотка украшения древка копья, цвет халата принцессы

Зеленый, символ Надежды и дополняющий красный, поэтому усиливая его, используется для других элементов: зелени и отражений доспехов, плаща, шлема, кожи дракона.

Картины в музее Прадо в Мадриде

Стоит отметить, что изначально коллекцию картин собирали короли и представители придворной знати. Сначала коллекция музея насчитывала 311 картин, сейчас — более 8 000. Музей Прадо по праву считается сокровищницей испанской, фламандской и итальянской живописи.

Первые экспонаты музея — произведения Тициана, Веронезе, Веласкеса и других мастеров. Именно в музее Прадо хранятся наиболее полные собрания картин Гойи, Босха, Эль Греко, Мурильо, Сурбарана.

Испанское искусство

В музее Прадо собрана богатейшая коллекция средневековых фресок, произведений Ренессанса и полотен XIX века. Например, картины Гойи вы можете увидеть сразу на трех этажах музея, здесь представлены такие шедевры, как «Портрет семьи Карла IV», «Махна обнаженная», «Махна одетая», «Сатурн, пожирающий своего сына», «Колосс», «Молочница из Бордо» и другие.

На 1-ом этаже посетители могут насладиться красотой полотен Эль Греко: «Христос, несущий крест», «Поклонение пастухов», «Распятие», «Воскресение Христово», «Вид Толедо» и другие.

Также на первом этаже вы можете увидеть «Менины», «Портрет короляФилиппа IV» Веласкеса, «Непорочное зачатие», «Аврора», «Святая Мария Египетская» Риберы, «Дети с раковиной», «Благовещение», «Рождение Иоанна Крестителя» Мурильо, «Оборона Кадиса», «Подвиг Геркулеса» Сурбарана и другие.

Фламандское искусство

На цокольном и 1-ом этаже музея Прадо представлены работы фламандских художников (современные Бельгия, Люксембург, Нидерланды). Там представлены следующие полотна: «Снятие с креста» и «Оплакивание» Вейдена, «Воз сена» и «Сад земных наслаждений» Босха, «Святой Георгий, поражающий дракона», «Три грации» Рубенса, «Взятие под стражу» Дейка, «Триумф смерти» Брейгеля и другие.

Триптих Иеронима Босха «Сад земных наслаждений»,  Елизавета Антонова

Итальянское искусство

Что касается итальянских живописцев, то в музее Прадо можно увидеть «Вакханалию», «Поклонение Венере» Тициана (всего в музее хранится 40 работ этого мастера), «Царицу Савскую перед Соломоном», «Похищение Елены» Тинторетто, «Брак в Кане Галилейской», «Венеру и Адониса» Веронезе, «Святое семейство под дубом», «Агостино Беаццано» Рафаэля, «Мадонну с младенцем и Святого Иоанна» Корреджо и другие.

Кроме трех выделенных выше направлений в музее представлены картины английских, немецких, французских живописцев. Например, «Роберт Батчер» Гейнсборо, «Вакханалия» Пуссена, «Автопортрет» Дюрера и другие.

Также посетители могут увидеть различные скульптуры, драгоценные украшения, столы и другие экспонаты, некогда принадлежавшие правителям Испании.

В музее периодически проходят тематические выставки. Например, посвященные творчеству Тициана, Босха, Пикассо и других мастеров. Музей Прадо зачастую является участником подобных выставок и в других странах. Еще в музее организуют лекции, семинары, где исследователи, искусствоведы рассказывают о творчестве прославленных живописцев прошлого, а также о современном искусстве.

Сергей Архипкин

История

Произведение впервые цитируется одновременно с « Святым Михаилом и драконом», также хранящимся в Лувре, в сонете поэта Джованни Паоло Ломаццо . Аналогии сюжета и размеров двух картин предполагают, что эти две картины, вероятно, были частью диптиха.

Также, по словам Ломаццо, работа была продана Асканио Сфорца, графу Пьяченцы , «скупым и невежественным» миланцем.

Картину можно найти в коллекциях кардинала Мазарини ( 1661 г. ), затем в королевских коллекциях Людовика XIV, прежде чем она наконец попала в Лувр ( 1683 г. ).

Работа, предварительный рисунок которой есть в Gabinetto dei Disegni e delle Stampe в Уффици , имеет историю, которая перекликается с историей другой версии картины, Святого Георгия в Национальной галерее в Вашингтоне , которая традиционно считается подарок из Гвидобальдо I — й Монтефельтро для Генриха VII в Англии как спасибо за то , что сделал член ордена Подвязки .

Описание картины из описи 1542 года не соответствует ни одной из этих двух картин, тогда как в году Святой Георгий описан «со сломанным копьем и мечом в руке», скорее, соответствуя картине Лувра, потому что в Вашингтоне Святой Георгий держит только копье целиком. Гипотеза, выдвинутая Джулией Картрайт Ади ( 1895 г. ) и принятая МакКарди ( 1917 г. ), касается утерянной картины, которая исчезла из Кафедрального Дома до месяцаНоябрь 1550.

Вполне вероятно, что картина в Лувре является копией оригинала, который Гвидобальдо сделал для себя перед тем, как отправить его королю Англии в июле 1506 года через Бальдассаре Кастильоне .

Датировка произведения была предметом споров среди искусствоведов, которые относили его к периоду между и 1505 годами . Эта последняя дата, предложенная Анной Марией Брицио и Этторе Камезаска, связала бы картину с периодом, когда Рафаэль вернулся в Урбино во время перерыва во флорентийском пребывании, которое началось в 1504 году. коня, мы уже отмечаем влияние Леонардо да Винчи .

Убиение змия

Нельзя не упомянуть и о славном чуде убиения змия, совершенном святым великомучеником Георгием в Финикии. Около города Бейрута близ Ливанских гор находилось большое озеро, в котором жил змий, огромный и страшный. Выходя из озера, змий похищал людей и пожирал их. Много раз народ, вооружившись, выступал против него, но каждый раз змий, приблизившись к стенам города, наполнял воздух своим смертоносным дыханием, от которого многие заболевали и умирали. По этой причине в городе постоянно были скорбь, печаль, вопль и плач. В этом городе жили язычники, здесь же жил и сам их царь.

Однажды жители города, собравшись вместе, отправились к своему царю и сказали ему:

– Что нам делать, вот – мы погибаем от змия?

Он же ответил им:

– Я вам сообщу то, что мне откроют боги.

Содома Св. Георгий Италия. 1518 г.

Дерево, масло. 137,8 х 97,6 см

Национальная галерея, Вашингтон

Затем царь, по научению живущих в идолах бесов, губителей душ человеческих, возвестил им такое решение: если они не хотят погибать все, то пусть дают в пищу змию каждый день по жребию своих детей, сыновей или дочерей. При этом царь прибавил:

– Когда дойдет очередь до меня, то и я, хотя и имею одну единственную дочь, отдам ее.

Жители города приняли царский совет или, лучше сказать, бесовский и давали все, как важные, так и неважные граждане, каждый день на съедение змию одного из сыновей и дочерей своих, и весьма сожалели и плакали о них. Жертву змию ставили на берегу озера, нарядив в лучшие одежды; змий же, выходя из озера, забирал ее и съедал.

Питер Пауль Рубенс Святой Георгий, побеждающий дракона 1607–1610 гг.

Холст, масло. 304 х 256 см

Музей Прадо, Мадрид

Когда очередь обошла всех людей того города, горожане пришли к самому царю и сказали:

– Вот, царь, по твоему совету и постановлению отдавали мы детей своих змию. Очередь уже обошла всех. Что же теперь ты нам повелишь делать?

Царь ответил им на это:

– Отдам и я дочь свою, хотя она у меня и единственная. Потом я вам сообщу, что нам откроют боги.

Позвав к себе свою дочь, царь велел ей украсить себя как можно лучше; он очень жалел ее и плакал об ней со всем домом своим, но не мог нарушить того постановления, как бы божественного, сообщенного бесами. Приготовив дочь и отправив ее на съедение змию, царь смотрел на нее с высоты своего дворца и со слезами на глазах провожал ее взором своим.

Девица, между тем, была поставлена на обычном месте, на берегу озера. Ожидая смертного часа, она горько рыдала.

По промышлению Бога, желающего спасти всех, благоизволившего спасти и город тот от погибели душевной и телесной, в это время к тому месту подъехал на коне святой великомученик Георгий, воин Царя небесного, с копьем в руке.

Увидев девицу, стоявшую у озера и горько плакавшую, он спросил ее:

– Для чего ты здесь стоишь и о чем плачешь?

Она же ответила ему:

– Добрый юноша! Беги скорее отсюда, чтобы не погибнуть вместе со мною.

Святой сказал ей:

– Не бойся, девица, но скажи мне, чего ты ждешь в присутствии всего народа, смотрящего на тебя?

Девица рассказала ему все по порядку, и про змия, и про себя.

Святой Георгий сказал ей:

– Не бойся, девица, потому что я именем Господа моего, Бога истинного, спасу тебя от змия.

Витторе Карпаччо Святой Георгий, поражающий дракона 1516 г.

Капелла собора

Сан Джорджио Маджоре, Венеция

Вдруг из озера появился страшный змий и направился к своей жертве. Святой Георгий, осенив себя крестным знамением и призвав Господа, со словами: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа», – устремился на коне своем на змия, потрясая копьем, и, ударив змия с силой

в гортань, поразил его и прижал к земле; конь же святого попирал змия ногами. Затем святой Георгий приказал девице, чтобы она, связав змия своим поясом, повела его в город, смиренного, как пса; народ же, с удивлением взирая на змия, влекомого девицею, обратился от страха в бегство.

– Не бойтесь, – говорил народу святой Георгий, – только уповайте на Господа Иисуса Христа и веруйте в Него, ибо это Он послал меня к вам для того, чтобы спасти вас от змия.

Святой Георгий убил змия мечом и сделался невидимым.

После всего случившегося царь и народ, живший в городе, уверовали в Господа Иисуса Христа и приняли святое крещение: крестившихся было 25 000 человек, не считая женщин и детей. На том месте впоследствии была построена церковь, большая и красивая, во имя Пречистой Девы Марии и в честь святого Победоносца Георгия. Случилось здесь также и новое чудо. Когда церковь была освящена, тогда в знамение изливаемой здесь благодати Божественной из алтаря этой церкви истек источник воды живой, исцеляющий всякую болезнь всех с верою притекающих во славу Отца и Сына и Святого Духа, хвалимого во святых Своих вовеки. Аминь.

Как добраться

Официальный адрес музея прадо: улица Руис де Аларкон, 23 (улица расположена слева от центрального входа, однако именно там находятся кассы музея). Центральный вход музея — со стороны аллеи Прадо. Ниже вы найдете информацию о том, как можно добраться до музея на общественном транспорте и на автомобиле.

Общественный транспорт

До музея можно добраться на автобусах № 001, 10, 14, 27, 34, 37 и 45. Остановка «Museo del Prado» находится рядом со зданием музея.

Еще можно доехать на метро — 2 красная линия, станция «Banco de Espana», а также 1 голубая линия, станция «Atocha».

Схема метро Мадрида

Автомобиль

Из аэропорта вам нужно выехать на проспект Испанидад (Av de la Hispanidad), далее будет несколько развилок, никуда не сворачивайте — следуйте прямо по трассе, затем вам нужно выехать на автостраду Эсте (Autovia del Este), проспект Медитерранео (Avenida Mediterraneo), аллею Рейна Кристина (Paseo de la R.Cristina). Проехав Национальный музей антропологии, двигайтесь в сторону станции метро «Atocha», от нее останется всего несколько метров до музея Прадо. Расстояние между аэропортом и музеем — 17,1 километра. Дорога займет минимум 20 минут. Проложенный маршрут смотрите по google-карте.

Музей Прадо в Мадриде на видео 

Знаменитые шедевры, которые надо непременно увидеть

Собрание Прадо содержит более 8 тыс. картин и более 1000 скульптурных композиций. Но, несмотря на открытие в 2007 году нового корпуса, выставочное пространство вмещает лишь чуть больше четверти коллекции. Остальные артефакты находятся в запасниках и предлагаются к осмотру лишь на временных выставках. Тем не менее и доступные экспонаты не получится осмотреть за один визит. Как не пропустить самое знаменитое и интересное?

Каждого посетителя на входе ожидает приятный подарок – карта с указанием самых знаменитых шедевров искусства, рекомендуемых к просмотру. Всего там перечислено 15 картин. Но есть несколько произведений живописи, привлекающих к себе целые толпы ценителей прекрасного.

Диего Веласкес «Менины»

В переводе с испанского это слово означает «фрейлины». Другое название картины – «Семья Филиппа IV»

Полотно привлекает внимание сложностью композиции и скрытым смыслом. Зрителю предстаёт момент написания портрета короля Испании и его супруги

За процессом наблюдает их дочь Маргарита Тереза, окружённая фрейлинами. Правящая чета почти остаётся «за кадром», они изображены схематично, как отражение зеркала, висящего на стене. Маленькая инфанта со свитой, наоборот, находится в центре и излучает серебристое сияние и свет.

На картине присутствует и сам маэстро. В те годы рисование не признавалось искусством, оно было ремеслом. Но Веласкесу удалось стать придворным живописцем, поэтому его фигура на полотне свидетельствует о его высоком статусе. Тем более, что крест ордена Сантьяго на груди Диего был написан самим королём.

Эль Греко «Поклонение пастухов»

Эль Греко был очень религиозным человеком, поэтому библейские сюжеты занимают центральное место в его работах. «Поклонение пастухов» писалось под заказ для самого древнего монастыря в Толедо. Картина выполнена в мрачных тонах, характерных для последнего творческого этапа автора. Но магический свет, окружающий младенца с Девой Марией, не только освещает пещеру с пастухами, также он передаётся зрителю. Ангелы, парящие над новорожденным, грустны. Их присутствие подчёркивает божественное предназначение ребёнка, но они уже знают его судьбу. Это полотно было последним в карьере Эль Греко. Есть версия, что в образе пастуха на коленях он увековечил себя самого.

Франсиско Гойя «Портрет cемьи Карла IV»

Посетителей мадридского Прадо это полотно привлекает по двум причинам. Королевская семья одета в поражающие своей роскошью костюмы, которые можно рассматривать бесконечно. Регалии и драгоценности написаны блистательно.

В то же время в картине явственно проступает психологический портрет каждого члена семьи и их отношения между собой. Находящийся слева господин в голубом одеянии с надменным лицом станет тираном Фердинандом VII. Его будущая невеста от него демонстративно отвернулась. Королева Мария-Луиза изображена в центре, а сам король стоит в сторонке. Всё как в жизни. Он не был амбициозным человеком, постоянно самоустраняясь от управления страной, а в последние годы и вовсе передавший бразды власти фавориту своей жены. Королевская семья, получив работу, никаких эмоций не выразила и заказов Гойе больше не делала.

Иероним Босх «Сад земных наслаждений»

Знаменитый триптих из музея Prado в Мадриде притягивает внимание множеством фигур, необычных сооружений, мельчайшими деталями. Левая створка показывает начало библейской истории появления человечества – Адам и Ева находятся в чудесном райском саду

Центральная часть олицетворяет людскую жизнь во всех ипостасях. Правая створка написана в тёмных цветах и символизирует конец жизни. Безобразные музыкальные инструменты навевают мысли об аде. Весь XX век специалисты спорят о смысле, заложенном в работу, но так и не пришли к единому мнению.

Питер Пауль Рубенс «Три грации»

Каждый человек при слове «грациозность» представляет себе что-то лёгкое и воздушное. Увидев творение Рубенса в музее Прадо, многие зрители не могут скрыть удивления. Полноватые женщины далеки от признанных стандартов красоты. Но признанных кем? Во времена Рубенса женщины не были худыми. Художник писал людей в их естественном виде, без прикрас, не скатываясь в пошлость. Глядя на танцующих античных богинь, посетители чувствуют красоту и любовь. Секрет в том, что одна из изображённых граций – супруга живописца. Он только-только вступил в брак и наслаждался своим счастьем.

«Сад земных наслаждений»

Триптих «Сад земных наслаждений» — квинтэссенция фантастического творчества голландского художника Иеронима Босха. До сих пор неизвестен замысел этого произведения или даже его авторское название.

«Сад земных наслаждений» создавался с 1500 по 1510 год и состоит из трёх частей. На левой стороне изображено Сотворение Адама и Евы и Рай до Грехопадения. В центре — тот самый сад наслаждений, представленный загадочными существами и людьми, застывшими в разнообразных позах.

Правая часть триптиха ярко контрастирует с двумя другими: это мрачный мир ада и пыток, полный чудовищных образов и жутких музыкальных инструментов. Как и многие другие произведения Босха, «Сад земных наслаждений» — весьма шокирующее откровение.

«Менины»

«Менины» принадлежат перу Диего Веласкеса, камергера и придворного живописца испанского короля Филиппа IV. Картина была закончена в 1656 году. Она известна во всём мире благодаря своей необычной перспективе: здесь реальность переплетается с иллюзией.

Действие происходит в мастерской Веласкеса — сам художник выглядывает из-за мольберта в левой части картины. Он трудится над портретом Филиппа IV с женой Марианной, которые присутствуют словно «за кадром» — их отражения можно увидеть в зеркале на заднем плане.

Центром картины является дочь Филиппа и Марианны — инфанта Маргарита. Маленькая девочка окружена фрейлинами — менинами, отсюда и название произведения. Композицию завершает мужчина в дверном проёме, один из личных придворных королевы.

Рафаэль Санти. Явивший Мадонну

Рафаэль Санти (1483, Урбино — 1520, Рим) – итальянский художник эпохи Возрождения. Впитав и синтезировав достижения знаменитых предшественников — Леонардо да Винчи и Микеланджело, он создал свой уникальный стиль в живописи, восхищающий ценителей искусства на протяжении многих веков.

Эти слова высечены на могиле художника в Римском Пантеоне. Даже не верится, что эта надпись посвящена смертному. Каким размахом должна обладать эта личность?

Эпоха, породившая его, названа Высоким Возрождением. Вслед за средневековьем, с его ужасами охоты на ведьм и кострами инквизиции, человечество вновь прозрело. Это было время, породившее творцов, что ошеломили мир свершениями человеческого духа. В числе их и Рафаэль, подаривший людям восхитительный образ Мадонны, а с ним и великую надежду на спасение.

Колумб открыл Америку, когда Рафаэлю исполнилось девять. Иван Грозный родится лишь спустя десятилетие после его кончины. Он жил в одно время и в одном государстве с великими Леонардо да Винчи и Микеланджело Буонарроти. И пусть земная жизнь его оказалась значительно короче, чем у них, но для многих людей он остается первым среди трех. Легенды о его «Сикстинской Мадонне» и по сей день увлекают людей во всем мире. Вот одна из них: Рафаэль, проходя мимо храма, заметил простолюдинку, кормящую дитя. Восхищенный красотой и святостью материнства, он решил запечатлеть ее, но не нашлось ни бумаги, ни картона. Найдя рядом бочку, он выбил из нее дно. Так родился образ, к которому художник неоднократно возвращался на протяжение жизни.

Рафаэль. Святой Георгий, поражающий дракона (Малый святой Георгий). 1503-1505

Дерево, масло. 29 х 25 см. Музей Лувр, Париж

Получив в 1504 орден Подвязки от английского короля Генриха VII, герцог Урбинский Гвидо да Монтефельтро в качестве подарка для британского монарха заказал Рафаэлю картину на тему подвига Святого Георгия. Доставить её в Англию было поручено Бальдассаре Кастильоне, автору известного в те времена трактата «О придворном». До недавнего времени считалось, что Генриху VII была подарена та картина Рафаэля со Святым Георгием, что сейчас хранится в Национальной галерее искусств Вашингтона. Однако сейчас исследователя спорят о том, какую именно из двух картин отправили в Англию.

Святой Георгий – один из самых популярных христианских святых и покровитель Англии. Тема убийства им дракона была излюбленной для художников эпохи Возрождения. Согласно старинной легенде, чудовище поселилось в болоте за стенами одного города и отравляло прохожих огненным дыханием. Чтобы умилостивить дракона, город посылал ему по нескольку овец в день. Когда овец больше не стало, чудовищу стали отправлять сыновей и дочерей местных граждан. Жребий в конце концов дошёл до дочери правителя. Христианин святой Георгий, случайно проезжавший мимо, увидел девицу в слезах, поручил себя Богу и пронзил дракона копьем. Копье Святого Георгия сломалось во время боя, но храбрый рыцарь продолжил битву с драконом мечом. Он убил его и спас от смерти девушку, которая показана на картине Рафаэля бегущей справа.

Рафаэль. Святой Георгий, поражающий дракона (Малый святой Георгий). 1503-1505

К середине XVI века панель Рафаэля «Святой Георгий, поражающий дракона» стали выставлять в паре с его же «Святым Михаилом». Хотя последний был написан несколько раньше, обе картины имели одинаковый размер и схожий стиль. Это приводило к мысли, что Рафаэль видел в них части одного диптиха.

на нашем сайте можно ознакомиться с красочными, богато иллюстрированными статьями Леонардо да Винчи – биография, Андреа Мантенья – краткая биография, Сандро Боттичелли – краткая биография, Микеланджело Буонарроти – краткая биография, Джорджоне – краткая биография, Тициан – краткая биография, 80 портретов Тициана

Литературные адаптации

Эдмунд Спенсер расширяет историю Святого Георгия и Дракона в Книге I Королевы Фей , первоначально ссылаясь на героя как на Рыцаря Красного Креста .
Уильям Шекспир обращается к Святому Георгию и Дракону в Ричарде III ( Продвигайте наши стандарты, устанавливайте наши враги Наш древний мир мужества, справедливый Святой Георгий, Вдохновите нас селезенкой огненных драконов, действие V, sc. 3), Генрих V ( The начинается игра: следуйте за своим духом и кричите: «Боже за Гарри, Англию и Святого Георгия!», действие III, сцена 1), а также в « Короле Лире» (действие I).

Широкая баллада 17-го века отдает дань уважения подвигу Джорджа в убийстве дракона

Баллада под названием «Святой Георгий и дракон» рассматривает важность Святого Георгия по сравнению с другими героями эпоса и романса, в конечном итоге делая вывод, что все другие герои и персонажи эпоса или романса бледнеют по сравнению с подвигами Георгия.. «Знамя Святого Георгия » Эдварда Элгара — баллада для хора и оркестра на слова Шапкотта Венсли (1879)

« Дни мечты 1898 года» Кеннета Грэхема включают главу под названием « Неохотный дракон », в которой пожилой Святой Георгий и добрый дракон устраивают имитацию битвы, чтобы удовлетворить горожан и ввести дракона в общество. Позже сделал в фильме по Walt Disney Productions , и на музыку Джона Раттер в детской оперетте .

«Знамя Святого Георгия » Эдварда Элгара — баллада для хора и оркестра на слова Шапкотта Венсли (1879). « Дни мечты 1898 года» Кеннета Грэхема включают главу под названием « Неохотный дракон », в которой пожилой Святой Георгий и добрый дракон устраивают имитацию битвы, чтобы удовлетворить горожан и ввести дракона в общество. Позже сделал в фильме по Walt Disney Productions , и на музыку Джона Раттер в детской оперетте .

В 1935 году Стэнли Холлоуэй записал юмористический пересказ сказки « Святой Георгий и дракон», написанную Уэстоном и Ли. В 1950-х Стэн Фреберг и Доус Батлер написали и исполнили « Св. Георгия и Драконью сеть» ( пародию на сказку и Драгнет ) для радиошоу Фреберга. Запись рассказа стала первым комедийным альбомом, разошедшимся тиражом более миллиона экземпляров.

Маргарет Ходжес пересказала легенду в детской книге 1984 года ( Святой Георгий и Дракон ) с иллюстрациями Трины Шарт Хайман, удостоенной медали Калдекотта .

Саманта Шеннон описывает свой роман 2019 года «Приорат апельсинового дерева» как «феминистский пересказ» святого Георгия и Дракона.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: