Биография гюстава курбе

Пост-бонус: скалы Этреты у Делакруа, Моне, Будена, Поленова и Матисса

Эжен Делакруа в Этрета

О нормандском периоде в творчестве Эжена Делакруа читайте здесь.

Эжен Делакруа (Eugene Delacroix) — Скалы в Этрета (Cliffs of Etretat), 1849, акварель и гуашь (Museum Boijmans Van Beuningen, Rotterdam, Netherlands)

Эжен Буден в Этрета

С Эженом Буденом Курбе познакомился в 1859 году и встречался во время всех своих нормандских поездок. Глядя на его работы, Курбе восклицал: «Черт побери, вы — как ангел-серафим! Лишь вы один знаете небо!».

Эжен Буден (Eugène Boudin) — Étretat: la Porte d’Aval, 1890 (Thyssen-Bornemisza Museum, Madrid)

В свою очередь Буден вспоминает о Курбе: «Если верить ему, я должен считать себя одним из самых талантливых людей нашей эпохи. Ему правда, кажется, что моя живопись несколько слаба по тону, в чем он, конечно прав».

Эжен Буден (Eugene Louis Boudin) — Этрета, 1891 (Chazen Museum of Art, USA)

Мне кажется, что Курбе все-таки не прав. А вам?

Эжен Буден (Eugène-Louis Boudin) — Beach at Étretat, 1890

Клод Моне в Этрета

Клод Моне неоднократно бывал в Этрета. Он жил здесь в 1868 году с Камиллой и их сыном. Потом возвращался 1883, 1885 и 1886 годах.

Когда Моне в 1883 году посетил регион Этрета с целью создать серию морских пейзажей ( через год после ретроспективного показа в Школе изящных искусств ряда композиций Курбе с видами Этрета) он писал: » Я считаю, что писать скалы Этрета невероятно смелым поступком после того, как их блестяще изобразил Курбе на своих полотнах. Но я всё-таки попробую изобразить их иначе…»

Клод Моне (Claude Monet) — The Cliffs at Etretat, 1885 (Clark Art Institute, USA)

В Этрета Моне встречался с Мопассаном, который в 1886 года записал:

«…Я часто сопровождал Клода Моне в его поисках впечатлений. На самом деле он больше напоминал охотника, чем художника. Следом за ним шагали дети, несшие холсты — пять-шесть холстов, изображающих один и тот же сюжет, но запечатленный в разное время суток и при разном освещении.

Клод Моне (Claude Monet) -Mer agitée à Etretat, 1883-88 (Musée des beaux-arts de Lyon, France)

«…По мере того как менялись небеса, он поочередно брал то одно,  то другое полотно, чтобы затем перейти к следующему. Он вглядывался в пятна света и тени, выжидал, подстерегая нужное мгновение, а потом вдруг словно ловил солнечный луч или проплывающее облако и несколькими быстрыми движениями кисти наносил их на холст, не думая об условностях и презирая все фальшивое…»

Клод Моне (Claude Monet) — The Cliff, Étretat, Sunset, 1883 ( North Carolina Art Museum, Raleigh)

«…Однажды мне удалось подсмотреть, как он поймал переливающийся отблеск света, упавшего на белую скалу, и тотчас же зафиксировал его в виде нескольких мазков желтого оттенка, удивительным образом передающих этот неуловимый эффект ослепительного свечения. В другой раз он словно набрал ладони ливня, обрушившегося на море, и плеснул его потоки на полотно. Он писал дождь, только дождь и больше ничего, и за его пеленой лишь угадывались очертания волн, утесов и неба…»

Клод Моне (Claude Monet) — Etretat, la porte d’Aval, bateaux de pêche sortant du port, 1885 (60 x 80 cm, Dijon, Musée des Beaux-Arts)

Василий Поленов в Этрета 

Не остался в стороне и Василий Поленов. Хотя его имя ассоциируется в первую очередь с картиной «Московский дворик», творческие интересы Поленова простирались далеко за пределы родины: он путешествовал по Европе, побывал в Австрии, Германии, Италии, Франции. В середине семидесятых годов XIX века Поленов вместе с Ильей Репиным провел несколько недель в Нормандии.

Василий Поленов — Рыбацкая лодка в Этрета. Нормандия, 1874 (Частная коллекция)

В отличие от французских художников, Поленов не поместил скалы в центр композиции, а сделал их фоном для изображения рыбацкой лодки.

Василий Поленов — Рыбацкая лодка. Этрета. Нормандия, 1874 (Третьяковская Галерея)

Анри Матисс в Этрета

Вот к чему приводит фовизм.

Анри Матисс (Henry Matisse) — Porte d’Amont — Cliffs at Etretat, 1920 (Private Collection)

Гюстав  Курбе для меня — один из лучших пейзажистов всех времен и народов.

Продолжение исследования морской тематики в творчестве Гюстава Курбе следует.

12 доказательств того, что даже гениям живописи свойственно ошибаться

Нам остается лишь наслаждаться созерцанием шедевров, подмечая в них то, что можно назвать недочетами: несимметричные стопы на картинах Боттичелли или косоглазие скульптуры «Давид».

Мы решили рассказать о тайнах, скрытых в работах великих мастеров живописи, архитектуры и скульптуры. А в наших бонусах вы увидите Джоконду и Илью Репина с неожиданной стороны.

Уильям Бугро, «Волна»

На картине «Волна» модель опирается руками на объемный предмет, который имеет мало общего с песком на пляже. Такой прием был привычен для мира искусства: никто не будет позировать в обнаженном виде на берегу моря по 4–8 часов в день, тем более в XIX веке. Но почему-то художник не попытался сгладить углы, расположив руки модели иначе.

Теодор Жерико, «Скачки в Эпсоме»

Положение ног лошадей на картине «Дерби 1821 года в Эпсоме», или «Скачки в Эпсоме», неверное: одновременно вытянутые в противоположные стороны задние и передние ноги создают эффект не бегущих, а парящих над землей животных. Ошибку на картине нашел фотограф Эдвард Мейбридж спустя 50 лет после ее создания. Да, на долю секунды скакуны отрывают от земли 4 ноги, но из-за особенностей анатомии это выглядит по-другому.

Сандро Боттичелли, «Весна» и «Рождение Венеры»

В работах Боттичелли присутствуют неточности в анатомии стопы, и это относится как к ключевым фигурам полотна, так и к второстепенным.

Почему так сложилось — остается загадкой, но на картинах «Весна» и «Рождение Венеры» на фоне сложной композиции немного кривые стопы выглядят так, будто художник спешил.

Возможно, он стремился к собственному идеалу и целенаправленно уходил от реализма в декоративность.

Микеланджело Буонарроти, «Пьета»

«Оплакивание Христа», или «Пьета», — единственная работа, которую Микеланджело подписал. Скульптура создает уместное ситуации настроение, и она так прекрасна, что небольшие неточности перестаешь замечать.

Ее руки, ноги и плечи выглядят крупнее, чем у Христа.

Кентерберийский собор

Кентерберийский собор — главный англиканский храм Великобритании, яркий пример готической архитектуры Средневековья. И здесь не обошлось без недочетов: на фото выше можно увидеть, что элемент трифория несимметричен.

Андреа Мантенья, «Мертвый Христос»

На работе Мантеньи четко прослеживается искажение пропорций: большая голова Христа, длинные руки и короткие ноги. Считается, что художник намеренно уменьшил размер ступней

Внимание благодаря этому акцентировано на грудной клетке

Ян Госсарт (Мабюз), «Портрет купца» и «Автопортрет»

У Мабюза пальцы рук на некоторых картинах слишком длинные, необычно изогнуты, и изумительная реалистичность живописи усиливает этот эффект. Долго и неподвижно позировать проблематично, поэтому неудивительно, что детали полотен могли меняться в процессе, а ошибки были неизбежны.

Жан Энгр, «Большая одалиска»

Спина одалиски, кажется, имеет больше позвонков, чем нужно. Ученые воспроизводили позу модели с полотна и пришли к заключению, что такой изгиб туловища повторить не удастся. Кроме того, правая рука слишком длинная, а левая нога неправильно изогнута в области колена.

Микеланджело Буонарроти, «Давид»

Вот уже 5 столетий Давид считается идеалом мужской красоты. Но если посмотреть прямо в лицо статуи, становится заметно косоглазие: правый глаз направлен немного вверх, тогда как левый смотрит прямо.

Можно возразить, что выдающийся мастер, каким был Микеланджело, сделал это намеренно, ведь с других ракурсов 5-метровая скульптура выглядит отлично.

Но, как сказано в одном исследовании, офтальмолог с трудом поверил бы, что Давид смог одолеть Голиафа с таким зрением.

Бонус № 1: Леонардо да Винчи, «Мона Лиза»

Бонус № 2: Илья Ефимович Репин и финальные правки

Может быть, вы тоже замечали ошибки на шедеврах мирового искусства?

Смерть

В 1871 году Курбе поддержал Парижскую коммуну. Его назначили комиссаром по культуре, в обязанности которого входила защита произведений искусства во время осады Парижа. Пользуясь служебным положением, художник предложил снести Вандомскую колонну, которая якобы производила «впечатление кровавого ручья в мирном саду».

Вандомская колонна

В декрете о сносе памятника сказано, что

18 мая 1871 года колонну снесли, а 10 дней спустя пала Коммуна. Последователей либо казнили, либо арестовывали. Первое время Курбе удавалось избегать наказания. 30 мая полиция обыскала его мастерскую, конфисковала 106 полотен. 7 июня Гюстава поймали. За низвержение Вандомской колонны его приговорили к шести месяцам лишения свободы. Также художнику предстояло возместить деньги, потраченные на восстановление памятника.

Могила Гюстава Курбе

Курбе пришлось распродать картины, но вырученных средств не хватило. Не желая обанкротиться из-за ежегодных выплат в размере 10 тысяч франков, 23 июля 1873 года художник сбежал в Швейцарию.

Подорванное здоровье, а именно развившиеся геморрой и водянка превратили последние годы жизни Курбе в ад. Смерть застала его за день до 1878 года, 31 декабря 1877-го.

Реалист-бунтарь

Академическая традиция живописи XIX века требовала, чтобы на больших объемных холстах изображались только исторические, библейские или мифологические сюжеты. Однако Курбе игнорировал эти правила и рисовал на больших полотнах знакомые ему из детства сцены сельского быта. По мнению художника, сюжеты, описывающие современность Франции, заслуживали таких больших форматов.

Академия изящных искусств и посетители Парижского салона считали такие обыденные сюжеты низкими и простонародными. Так, крупноформатная картина Курбе «Похороны в Орнане» встретила полное непонимание и возмущение публики. Картина размером более трех метров в высоту и более шести метров в ширину была выставлена в Парижском салоне 1850-1851 годов. На ней, как считают искусствоведы, художник мог изобразить похороны своего деда.

Курбе любил провоцировать аудиторию, раздвигая границы приличия в искусстве. В 1856 году он написал «Девушек на берегу Сены», две героини которой в беспорядочной одежде свободно лежат под деревом у реки. Это шокировало публику. Аналогичную реакцию получила другая картина Курбе «Женщина с попугаем», на которой художник в реалистической манере изобразил свою обнаженную натурщицу.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption «Женщина с попугаем» Гюстава Курбе

Картина Курбе «Возвращение с приходской конференции», на которой были изображены пьяные священники, непринужденно беседующие на проселочной дороге, была отвергнута на Салоне 1863 года как «грубо попирающая нормы религиозной морали». Выставлять ее художнику запретили.

На следующий год Курбе хотел выставить ныне исчезнувшую работу «Венера и Психея», но Салон отверг и ее за непристойность.

Решена загадка скандальной эротической картины «Происхождение мира»

Картина «Происхождение мира», на которой Курбе изобразил тело женщины с раздвинутыми ногами и ее половые органы, из-за чрезмерной сексуальной откровенности долгое время вообще нигде не выставлялась и впервые была показана широкой публике только в конце XX века.

№10. Этрета под снегом — Plage d’Étretat par un temps de neige (Dieppe Château-Musée)

Уникальная работа из серии Этрета — заснеженные скалы. Скорее всего, художник дорисовал ее по памяти в своей парижской студии.

Гюстав Курбе (Gustave Courbet) — Plage d’Étretat par un temps de neige, 1870 (Dieppe Château-Musée, France)

Лодки на пляже Этрета

В серии  «Лодки на пляже Этрета» не так просто определить место, которое изобразил художник — знаменитые утесы и арки не видны. Художник дорисовал картину в своей парижской студии.

№11. Лодки на пляже Этрета — Boats on a Beach, Etretat (Национальная Галерея, Вашингтон, США)

Гюстав Курбе (Gustave Courbet) — Boats on a Beach, Etretat, 1872 (cm 64х91, National Gallery of Art, Washington D.C)

№12. Пляж Этрета — Beach at Etretat, Normandy (Национальная Галерея, Вашингтон, США)

Редкий для Курбе пейзаж — мы видим живых людей. Художник дорисовал картину в своей парижской студии.

Гюстав Курбе (Gustave Courbet) — Beach at Etretat, Normandy, 1872 (National Gallery, Washington, USA)

№13. Скалы Этрета — The Cliffs at Étretat  (частная коллекция)

Малоизвестный вариант с пляжем Этрета — это единственная цифровая копия в Интернете.

Гюстав Курбе (Gustave Courbet) — The Cliffs at Étreat, 1866

Сочинение по картине Волна — Адольф Бугеро

«Волна» — светлое изложение обнаженной натуры. Картина написана в период развития иных взглядов на мир искусства — академизма, соответствуя наравне основным критериям рационализма и чувственности самого автора. Это совершенное законченное полотно с участием двух персонажей — природы и молодой женщины.

Уникальный симбиоз неодушевленной «живой» стихии воды и теплого трепетного тела девушки написан холодными красками. Свойственная Бугеро особенность рисования человеческой природы натурально и откровенно наделило «Волну» фотографической точностью. Его женщина с игривой улыбкой и совершенными для природы человека пропорциями словно списана с натуры.

Однако так оно могло и быть. Интересен ракурс героини. Словно окликнутая кем-то, девушка застыла у полосы голубого прибоя, оглянувшись на долю секунд.

Ее внимание лишь миг назад было приковано к игре стихии, а тело распахнуто в предвкушении холодной волны. Мастерство художника «приклеило» не свойственную классической школе живописи ухмылку к губам женщины

Заигрывая с художником, она заигрывает с остальным человечеством из поколения в поколение. Не смотря на талант Адольфа Бугеро писать человека, его стихия не менее талантлива. Эта вода с опрокинутой волной, берег с мокрым песком, набегающая череда гребней на горизонте — настоящие.

Пленит холст минимализмом и чистотой фактуры. Отсутствие «лишних» ангелов, аксессуаров, дополнительных персонажей, стрел и пламени, что было свойственно барочным сюжетам, упрощает восприятие сюжета. Бугеро гениально играет со светом.

Полотно дарит утреннюю прохладу бризу в лазури красок и аквамарине. Холодно. Единственное «но» тревожит взор.

Он утяжелил ее, тем самым «выдернул» на мгновение героиню из направления бриза.

(1

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: