Таити
Во Франции он продолжает работать над картинами Гоген. Художник устраивает выставку своих полотен. Друзья- художники в восхищении, а вот вкусу буржуазной публики претили сцены «из жизни дикарей», необычная живопись раздражала завсегдатаев салонов. Его планам не суждено было сбыться — он не признан, осуждаем в родном Париже и решает уехать навсегда из этого лицемерного мира, захваченного тщеславием и сластолюбием. Он хочет жить там, где нет и следов цивилизации, где первозданная природа, где вечная красота и близкая связь с природой. В том раю Гоген и остается до конца жизни, не переставая работать, даже измученный болезнью.
Картина «А, ты ревнуешь?»: образы и история
Сюжетная линия композиции, как и остальные шедевры, взяты из обычной жизни местных таитянок. На полотне изображены две сестры, которые после купания решают понежиться на берегу. Беседа девушек перешла на любовную тему, когда что-то сказанное вдруг гневит одну из сестер, она присела и возразила «А, ты ревнуешь?». Это высказывание Гоген напишет на картине. Таким образом подсмотренная чужая жизнь становиться мировым шедевром. Хотя молодые особы изображены художником в неглиже, образы не вызывают чувства стыда и не несут в себе сексуальный подтекст. Естественность женщин, как и окружающая их природа — завораживает.
Описание картины Поля Гогена «Жена короля»
Поль Гоген, сын француза-журналиста и перуанской креолки из богатой семьи, детство провел в Перу, в семье своей матери.
Яркие наряды коренных жителей Южной Америки, раскованность их поведения, необычная природа стали первыми впечатлениями детства будущего живописца и отчасти сформировали его внутренний мир, дав позитивный заряд на всю жизнь.
Закончив школу и Мореходное училище во Франции, удачно создав семью, сколотив состояние и путешествуя по свету, Поль, тем не менее, испытывал сильную тягу к экзотическим местам – подобным тому, где он провел свое детство.
Вернувшись во Францию, он привез с собой более восьмидесяти полотен, но не сыскав успеха и признания, вернулся в Полинезию.
Поль Гоген стал первым художником Европы, отрекшимся от реализма в пользу примитивизма и наивной живописи, чтобы стать ближе к природе.
Картина “Жена короля” написана Гогеном во время второй поездки на Таити и является одним из самых значимых произведений художника. Это полотно – открытый вызов европейским традициям живописи и, возможно, даже своеобразная насмешка над оными.
Однако Гоген не фиксирует внимание зрителя на одном конкретном мифе, наполняя свой сюжет множественными знаками и символами. На заднем плане мы можем видеть древо познания (древо добра и зла), что является прямой отсылкой к Ветхому Завету, и беседующих старцев, едва различимых в тени деревьев
На заднем плане мы можем видеть древо познания (древо добра и зла), что является прямой отсылкой к Ветхому Завету, и беседующих старцев, едва различимых в тени деревьев.
Таитянская Ева готовится вкусить плод, который даст ей знание – яркие красные фрукты лежат у ног девушки, молодая служанка собирает свежие плоды с веток.
В пользу версии о портрете жены художника говорит и большой красный веер в руке таитянки – Поль уже изображал Техуру с этим веером, который, скорее всего, являлся ее любимым аксессуаром.
Знаменательно и название картины – именуя свою жену королевой, художник мнит себя царственным лицом, королем живописи или белым королем Таити.
Кроме того, творец сознательно упрощает формы, насколько это вообще возможно – в противовес “Олимпии” и “Венере Урбинской” с их детально, досконально прописанными телами Гоген рисует свою возлюбленную так, как нарисовал бы обнаженную женщину ребенок.
Уехав в Полинезию с “билетом в один конец”, он открыто протестовал против всякой цивилизации и восхищался естественностью и наивностью аборигенов, не знающих чувства стыда.
Такое поведение местных жителей напоминало творцу о первозданном библейском рае – и Таити он считал истинным раем на Земле. В пользу ветхозаветной версии говорят и мелкие детали картины.
“Деревья в цвету, собака сторожит, справа два голубя воркуют” – писал автор о своем творении. “Жена короля” демонстрирует удивительное единение человека с природой. Яркие, сочные краски навевают ощущение тропической жары, вечного экваториального лета. Гоген показывает зрителю мир, которого не коснулось зло и над которым не властна цивилизация.
Когда свадьба? | — ru_art links
« previous entry | next entry » Feb. 7th, 2020 | 05:37 pm posted by: vladimir_dianov in art_links
Оригинал взят у vladimir_dianov в Когда свадьба? |
По всей видимости, на днях установлен новый мировой рекорд самого дорогостоящего произведения живописи. Как сообщает газета The New York Times, картина французского художника Поля Гогена (Paul Gauguin) «Nafea Faa Ipoipo (When Will You Marry?)» («Когда свадьба?»), написанная в 1892 году на Таити, была продана за 300 миллионов долларов (или около того). Полотно ранее принадлежало фонду швейцарского коллекционера Рудольфа Штехелина (Rudolph Staechelin Family Foundation) и последние пятьдесят лет находилось в постоянной экспозиции Музея изобразительных искусств города Базеля. Надо отметить, что основную часть собрания живописи семьи Штехелина собрал еще в начале XX века дед нынешнего владельца, при этом значительная часть экспонатов никогда не хранилась в их семейном доме, по причине слишком большой ценности коллекции. Мэр Базеля Гай Морин считает, что продажа полотна Гогена — существенная потеря для города.
Таитянский период творчества Поля Гогена считается одним из самых почитаемых среди любителей искусства этапом развития постипрессионизма. Картина с двумя девушками на фоне полинезийского пейзажа была создана во время первой поездки художника на Таити. В ту пору, Гоген, жаждущий «слиться с первозданной природой», прожил в Папеэте недолго, но с 1891 по 1892 годы успел написать около восьмидесяти полотен. Размер полотна «Nafea Faa Ipoipo» не очень крупный: всего 105 на 77 см, эта работа выполнена маслом на грубовыделанном холсте, но имеет хорошую сохранность. По данным осведомленных источников, картину Гогена купила организация Qatar Museums, занимающаяся закупками произведений искусства для музеев эмирата. Правда, новые владельцы получат приобретенный шедевр только в начале 2020 года, после того как он будет выставлен в Мадриде и Вашингтоне. Ранее самой дорогой картиной в мире считалась работа Поля Сезанна «Игроки в карты», приобретенная в 2012 году также для национального музея Катара за 250 миллионов долларов. Ну что сказать? Молодцы, арабы, серьезный у них подход…
Манао Тупапау – Дух мертвых бодрствует (1892)
Манао Тупапау – Дух мертвых бодрствует 1892. Буффало. Художественная галерея Олбрайт-Нокс.
У названия картины «Манао Тупапау» два значения – «она думает о привидении» и «привидение думает о ней». Повод к написанию картины Гогену дала бытовая ситуация. Он уехал по делам в Папеэте, а вернулся домой только поздно ночью. Дом был окутан мраком, потому что масло в лампе закончилось. Когда Поль зажёг спичку, он увидел, что Техура дрожит от ужаса, вцепившись в кровать. Привидений боялись все туземцы, и поэтому они по ночам не гасили в хижинах свет. Эту историю Гоген внёс в свою записную книжку и прозаически закончил: «А вообще, это просто обнаженная натура из Полинезии».
Воспевший Полинезию
Постепенно Гоген стал укрепляться в мысли, что цивилизация — это зло. Выросший на экзотической родине матери, в Перу, он всегда тянулся к жаркому климату, ярким краскам и экзотике. В 1891 году он уехал на Таити. Новый мир захватил его целиком. Сумасшедшая яркость палитры, намеренное отсутствие гармонии в цветах, глубины и перспективы — Гоген нарушал все правила европейской живописи, искал новые выразительные средства, чтобы отобразить совершенно новое и ранее неизведанное — первобытную, нетронутую цивилизацией культуру, которой он восхищался. Он полностью погрузился в работу и писал с необычайной легкостью. За два года Гоген создал около 80 полотен.
Он приехал во Францию, но совсем ненадолго. Гоген привез в Европу свои новые картины, рассчитывая на удивление и признание, а значит, и на успех.
Поль Гоген «А, ты ревнуешь?» (1892)
Поль Гоген «Дух мёртвых не дремлет» (1892)
Но в Париже его не ждали, не поняли и не приняли. Выставка, где он представил публике 10 своих новых работ, не вызвала ничего кроме осмеяния. Моделей-таитянок парижское общество называло «четверорукими самками».
Но если бы только общество… Гогена не понимали и его бывшие товарищи. Только Дега, восхитившись новой манерой Гогена, поддержал его и купил несколько полотен. Писсарро, Ренуар и Моне назвали его полинезийскую живопись «скверной».
В 1895 году Поль Гоген окончательно вернулся в Полинезию. Отныне его жизнь была здесь. Он женился на молодой таитянке, писал пейзажи, работал журналистом, сочинял рассказы. Именно тут из-под его кисти вышли лучшие полотна, где отголоски европейской культуры перекрыл мощный чистый голос местных мифов и колорита: «Автопортрет с желтым Христом» (1890), «Королева, жена короля» (1896), «Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?» (1897). Его последним пристанищем стал остров Хива-Оа, где Поль Гоген скончался в возрасте пятидесяти пяти лет. Славу и признание он получил только после смерти, но влияние его творчества на дальнейшее развитие европейского искусства бесспорно.
Картина Поля Гогена «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?» (1898) хранится в бостонском Музее изящных искусств (США). Сам художник указывал, что «читать» полотно надо справа налево: три группы фигур будут иллюстрациями к поставленным вопросам
Поделиться ссылкой
Парау Парау — Беседа (1891)
Парау Парау — Беседа. 1891. Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж.
На этой картине рукой самого Гогена сделана надпись, которая с языка островитян переводится как «сплетни». Женщины сидят кружком и заняты беседой, но будничность сюжета картины не лишает её таинственности. Эта картина не столько несколько конкретная реальность, сколько образ вечного мира, а экзотика природы Таити – всего лишь органичная часть этого мира. Органичной частью этого мира стал и сам Гоген – он не переживал из-за женщин, не влюблялся и не требовал от местных дам того, чего они не могли дать ему изначально. После расставания с любимой женой, оставшейся в Европе, он утешался любовью телесной. Благо, таитянки дарили любовь любому неженатому мужчине, достаточно было только показать пальцем на понравившуюся барышню и заплатить её «опекуну».
Смерть
Пока Гоген находился в Папеэте, он работал весьма продуктивно и умудрился написать около восьмидесяти полотен, которые считаются лучшими в его послужном списке. Но судьба готовила талантливому мужчине новые препятствия. Гоген не сумел удостоиться признания и славы в кругу почитателей творчества, поэтому окунулся в депрессию.
Могила Поля Гогена
Из-за черной полосы, которая настала в его жизни, Поль не раз предпринимал попытки самоубийства. Душевное состояние художника породило угнетение здоровья, автор «Бретонской деревни под снегом» заболел проказой. Великий мастер скончался на острове 9 мая 1903 года в возрасте 54 лет.
Дональд Сазерленд в роли Поля Гогена
К сожалению, как часто это и бывает, слава пришла к Гогену только после смерти: через три года после кончины мэтра его полотна выставили в Париже на всеобщее обозрение. В память о Поле в 1986 году был снят фильм «Волк на пороге», где роль художника исполнил знаменитый актер Голливуда Дональд Сазерленд. Также британский прозаик Сомерсет Моэм написал биографическое произведение «Луна и грош», где прототипом главного героя стал Поль Гоген.
Начало искусства
Первые 10 лет брака Поля и Метте прошли спокойно и благополучно. Гоген был лишь любителем в живописи. И рисовал только в свободное от биржи время.
Более всего Гогена прельщали импрессионисты. Вот одна из работ Гогена, написанная с типичными для импрессионизма бликами света и милым уголком сельской местности.
Поль Гоген. Птичник. 1884 г. Частная коллекция. The-athenaeum.com
Гоген активно общается с такими выдающимися живописцами своего времени как Сезанн, Писсаро, Дега.
Их влияние чувствуется в ранних работах Гогена. Например, в картине “Сюзанна за шитьем”.
Поль Гоген. Сюзанна за шитьем. 1880 г. Новая глиптотека Карлсберга, Копенгаген, Дания. The-athenaeum.com
Девушка занята своим делом, а мы словно подглядываем за ней. Вполне в духе Дега.
Гоген не стремится ее приукрасить. Она сгорбилась, что сделало ее осанку и живот малопривлекательными. Кожа же “безжалостно” передана не только бежевым и розовым, но и синим и зелёным цветами. А это уже вполне в духе Сезанна.
А некоторая безмятежность и умиротворение взяты явно у Писсарро.
1883 год, когда Гогену исполняется 35 лет, становится переломным в его биографии. Он ушёл с работы на бирже, уверенный, что быстро прославится, как живописец.
Но надежды не оправдались. Накопленные деньги быстро закончились. Супруга Метте, не пожелав жить в бедности, уезжает к родителям, забрав детей. Это означало крах их семейного союза.
Гоген в Бретани
Лето 1886 г. Гоген проводит в Бретани на севере Франции.
Именно здесь Гоген выработает свой индивидуальный стиль. Который уже будет мало меняться. И по которому он так узнаваем.
Простота рисунка, граничащая с карикатурой. Большие участки одного цвета. Яркие краски, особенно много желтой, синей, красной. Нереалистичность цветовых решений, когда земля могла быть красной, а деревья синими. А ещё таинственность и мистичность.
Все это мы видим в одном из главных шедевров Гогена бретонского периода – “Видение после проповеди или Борьба Иакова с Ангелом”.
Поль Гоген. Видение после проповеди (Борьба Иакова с Ангелом). 1888 г. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург
Реальное встретилось с фантастическим. Бретонские женщины в характерных белых чепцах видят сцену из Книги Бытия. Как Иаков борется с Ангелом.
Кто-то смотрит (в том числе корова), кто-то молится. И все это на фоне красной земли. Как будто дело происходит в тропиках, перенасыщенных яркими красками. Однажды Гоген уедет в настоящие тропики. Не потому ли, что его цвета более там уместны?
В Бретани был создан ещё один шедевр – «Жёлтый Христос». Именно это картина является фоном к его автопортрету (в начале статьи).
Поль Гоген. Желтый Христос. 1889 г. Художественная галерея Олбрайта-Нокса, Буффало. Muzei-Mira.com
Уже по этим картинам, созданным в Бретани, видно существенное отличие Гогена от импрессионистов. Впечатленцы изображали свои зрительные ощущения, не внося никакого скрытого смысла.
А вот для Гогена иносказательность была важна. Недаром он считается зачинателем символизма в живописи.
Посмотрите, насколько спокойны и даже равнодушны бретонки, сидящие вокруг распятого Христа. Так Гоген показывает, что жертва Христа давно забыта. И религия для многих стала лишь набором обязательных ритуалов.
Зачем же художник изобразил себя на фоне своей же картины с желтым Христом? За это его многие верующие не любили. Считая такие “жесты” богохульством. Гоген считал себя жертвой вкусов публики, которая не принимает его творчество. Откровенно сравнивая свои страдания с мученичеством Христа.
А публика на самом деле с трудом его понимала. В Бретани мэр одного городка заказал портрет своей жены. Так появилась “Прекрасная Анжела”.
Поль Гоген. Прекрасная Анжела. 1889 г. Музей д’Орсе, Париж. Vangogen.ru
Реальная Анжела была в шоке. Она и представить себе не могла, что будет такой “прекрасной”. Узкие поросячьи глазки. Распухшая переносица. Огромные костлявые руки.
А рядом экзотическая статуэтка. Которую девушка расценила, как пародию на своего мужа. Ведь он был ниже ее ростом. Удивительно, что заказчики не растерзали полотно в порыве гнева.
А, ты ревнуешь? История одной картины Поля Гогена
Поль Гоген много путешествовал, но особенным местом был для него остров Таити – земля «экстаза, спокойствия и искусства». Именно здесь он пишет свои самые выдающиеся работы, одна из которых – «А, ты ревнуешь?» – заслуживает отдельного внимания.
Таити, Французская Полинезия. Дом, в котором жил Гоген
Впервые Поль Гоген прибыл на Таити в 1891 г. Он надеялся обрести здесь воплощение своей мечты о золотом веке, о жизни в гармонии с природой и людьми. Встретивший его порт Папеэте разочаровал художника: ничем не примечательный городок, холодная встреча местных колонистов, отсутствие заказов на портреты заставили его искать новое пристанище. Около двух лет Гоген провел в туземной деревушке Матаиеа, это был один из самых плодотворных периодов в его творчестве: за 2 года он написал около 80 полотен. 1893-1895 гг. он проводит во Франции, а затем снова уезжает в Океанию, чтобы уже никогда не вернуться.
Музей Поля Гогена на Таити
О Таити Гоген всегда отзывался с особенной теплотой: «Меня пленила эта земля и ее люди, простые, не испорченные цивилизацией. Чтобы создавать новое, надо обращаться к нашим истокам, к детству человечества. Ева, которую я выбираю, почти животное, поэтому она остается целомудренной, даже обнаженная. Все Венеры, выставленные в Салоне, выглядят неприличными, отвратительно похотливыми…». Гоген не уставал восхищаться таитянскими женщинами, их серьезностью и простотой, величественностью и непосредственностью, необычной красотой и природным очарованием. Он писал их на всех своих полотнах.
Поль Гоген. Таитянские женщины на пляже, 1891
Картина «А, ты ревнуешь?» была написана во время первого пребывания Гогена на Таити, в 1892 г. Именно в этот период творчества в его стиле появляется необыкновенная гармония цвета и форм. Отталкиваясь от обыденного сюжета, подсмотренного в повседневной жизни таитянок, художник создает настоящие шедевры, в которых основным носителем символического содержания становится цвет. Критик Поль Делярош писал: «Если Гоген, представляя ревность, делает это посредством розового и фиолетового, то, кажется, вся природа принимает в этом участие».
Поль Гоген
Свою творческую манеру в этот период художник объяснял так: «Беру как предтекст любую тему, заимствованную из жизни или природы, и, несмотря на размещение линий и цветов, получаю симфонию и гармонию, не представляющую ничего полностью реального в точном значении этого слова…». Гоген отрицал ту действительность, которую писали реалисты, – он создавал иную.
Поль Гоген
Сюжет картины «А, ты ревнуешь?» тоже подсмотрен в повседневной жизни таитянок: сестры-аборигенки после купания нежатся на берегу и разговаривают о любви. Одно из воспоминаний вдруг вызывает ревность одной из сестер, что заставило вторую вдруг присесть на песке и воскликнуть: «А, ты ревнуешь!». Эти слова художник написал в левом нижнем углу холста, воспроизведя таитянскую речь латинскими буквами. Из этого случайного эпизода чужой жизни родился шедевр искусства.
Могила Поля Гогена на кладбище Атуоны на Маркизских островах
Обе девушки, изображенные на картине, обнажены, но в их наготе, несмотря на чувственные позы, нет ничего постыдного, странного, эротического или вульгарного. Их нагота так же естественна, как необычайно яркая экзотическая природа вокруг. По европейским канонам красоты их вряд ли можно назвать привлекательными, но Гогену они кажутся прекрасными, и свое эмоциональное состояние ему в полной мере удается запечатлеть на полотне.
Остров Таити в наши дни
Этой картине Гоген придавал особенное значение. В 1892 г. он сказал другу в письме: «Я написал великолепную картину обнаженных недавно, две женщины на пляже, я думаю, это лучшее из всего, что я когда-либо делал».
Источник
Детство и юность
Будущий художник родился в городе любви – столице Франции – 7 июня 1848 года, в то смутное время, когда страну сезанна и пармезана ждали политические потрясения, отражающиеся на жизни всех граждан – от непримечательных торговцев до крупных предпринимателей. Отец Поля, Кловис, – выходец из мелкой буржуазии Орлеана, который трудился либеральным журналистом в местной газете «Насьональ» и скрупулезно освещал хроники государственных дел.
Автопортрет Поля Гогена
Его супруга Алина Мария была уроженкой солнечного Перу, росла и воспитывалась в знатной семье. Мать Алины и, соответственно, бабушка Гогена, незаконнорожденная дочь дворянина дона Мариано и Флоры Тристан, придерживалась политических идей утопического социализма, стала автором критических эссе и автобиографической книги «Скитания партии». Союз Флоры и ее мужа Андре Чазала закончился печально: горе-возлюбленный напал на супругу и попал в тюрьму за покушение на убийство.
Из-за политических переворотов во Франции Кловис, беспокоясь за безопасность семьи, был вынужден бежать из страны. К тому же власти прикрыли издательство, где он работал, и журналист остался без средств к существованию. Поэтому глава семейства вместе с супругой и маленькими детьми отправился на судне в Перу в 1850 году.
Портреты Поля Гогена
Отец Гогена был преисполнен благих надежд: он мечтал обосноваться в южноамериканском государстве и под эгидой родителей супруги основать собственную газету. Но планам мужчины не удалось сбыться, потому что во время пути Кловис неожиданно скончался от сердечного приступа. Поэтому Алина вернулась на родину вдовой вместе с 18-месячным Гогеном и его 2-летней сестрой Мари.
Поль до семилетнего возраста прожил в древнем южноамериканском государстве, горные живописные окраины которого будоражат воображение любого человека. За юным Гогеном был глаз да глаз: в поместье дяди в Лиме его окружали слуги и медсестры. Поль сохранил яркую память о том периоде детства, он с наслаждением вспоминал безграничные просторы Перу, впечатления от которого преследовали одаренного художника всю оставшуюся жизнь.
Поль Гоген
Идиллическое детство Гогена в этом тропическом раю внезапно закончилось. Из-за гражданских перуанских конфликтов в 1854 году именитые родственники со стороны матери лишились политической власти и привилегий. В 1855 году Алина вместе с Мари вернулась во Францию, чтобы получить наследство от дяди. Женщина обосновалась в Париже и начала зарабатывать на хлеб портнихой, а Поль остался в Орлеане, где воспитывался дедушкой по отцовской линии. Благодаря упорству и труду в 1861-м родительница Гогена стала владелицей собственной швейной мастерской.
После нескольких местных школ Гогена отправили в престижную католическую школу-интернат (Petit Sеminaire de La Chapelle-Saint-Mesmin). Поль был прилежным учеником, поэтому преуспевал во многих предметах, но в особенности хорошо талантливому юноше давался французский язык.
Молодой Поль Гоген
Когда будущему художнику исполнилось 14 лет, тот поступил в парижскую военно-морскую подготовительную школу и готовился к поступлению в мореходное училище. Но, к счастью или сожалению, в 1865 году молодой человек провалил экзамены на приемной комиссии, поэтому, не теряя надежды, нанялся на судно лоцманом. Таким образом, молодой Гоген отправился в путешествие по безграничным водным пространствам и за все время объездил множество стран, побывал в Южной Америке, на побережье Средиземного моря, исследовал северные моря.
Пока Поль находился в плавании, его мать скончалась от болезни. Гоген в течение нескольких месяцев пребывал в неведении относительно ужасной трагедии, пока письмо с неприятной новостью от сестры не настигло его на пути в Индию. В завещании Алина рекомендовала отпрыску сделать карьеру, потому что, по ее мнению, Гоген из-за строптивого нрава не сможет в случае беды опереться на друзей или родственников.
Эпатажный Поль Гоген
Поль не перечил последней воле родительницы и в 1871 году отправился в Париж, дабы начать самостоятельную жизнь. Молодому человеку повезло, поскольку друг матери Гюстав Ароза помог 23-летнему осиротевшему парню выбиться из грязи в князи. Гюстав, биржевый делец, рекомендовал Поля в компании, за счет чего молодой человек получил должность брокера.