Таитянские женщины на побережье (1891)
Таитянские женщины на побережье. 1891 год. Париж. Музей Д’ Орсэ.
На Таити Поль Гоген написал более 50 картин, лучших своих картин. Особой темой для темпераментного живописца были женщины. Да и женщины в сравнении с чопорной Европой на Таити были особенными. Французский писатель Дефонтен писал: «Угодить на них невозможно, им всегда не хватает денег, как бы щедры вы ни были… Думать о завтрашнем дне и испытывать благодарность — и то, и другое одинаково чуждо таитянкам. Они живут лишь настоящим, о будущем не помышляют, прошлого не помнят. Самый нежный, самый преданный любовник забыт, едва ступил за порог, забыт буквально на следующий же день. Главное для них — опьянять себя песнями, танцами, алкоголем и любовью ».
Художник, который хотел заработать
Если для Ван Гога встреча с собратом по кисти была символом счастливого будущего, то у Гогена цели были более прагматичными. Приехал он вовсе не по просьбе Винсента. Поль дружил с братом постимпрессиониста Тео Ван Гогом — тот предложил платить ему по 150 франков в месяц, но лишь при условии переезда в Арль.
Стал симпатяшкой. Супруги нашли на дороге грязный меховой шар и отвезли в салон
По словам Майкла Мэдсена, “Убить Билла” имел все шансы получить “Оскар”
Звезда сериала «Катя и Блэк» стала разлучницей и увела мужа из семьи (фото)
Гоген не раз называл городок «самой грязной дырой на юге». Он сразу же дал понять, что для него проживание в Арле — не более чем способ собрать немного денег и вернуться на Мартинику. Именно Карибы Поль считал своим домом, местом счастья и вдохновения.
Джексон Поллок, «№ 5» (1948) — 165 млн
В отношении творчества Джексона Поллока (1912-1956) критика и художники мгновенно разделялись на два непримиримых лагеря. Для одних он – символ гибели живописи как явления искусства, его композиции они считали порождением случайности, исключавшей роль художника – творца. Другие сделали его лидером и знаменем абстрактного экспрессионизма – ведущего направления нефигуративной живописи. Даже в самых хаотичных по способу нанесения красок картинах они видели глубокий смысл, на котором настаивал и сам художник.
Лист древесноволокнистой плиты размером, до сих пор являющимся стандартом при производстве листовых строительных материалов, забрызганный и залитый краской – так долгое время выглядели самые дорогие современные картины. «№5» стал художественным произведением, вокруг которого образовалось множество недомолвок, он долго скрывался от публики и был выставлен на торги, когда вещи Поллока стали огромной редкостью для коллекционеров. Окутаны тайной сам факт покупки и заплаченная сумма – всё до конца не подтверждается участниками сделки: известным голливудским продюсером Дэвидом Геффеном и таинственным мексиканским коллекционером.
Когда свадьба?
В феврале 2020 года картина Поля Гогена «Когда свадьба?» (Nafea faa ipoipo?) была продана почти за 300 миллионов долларов, став самым дорогим в истории произведением искусства и обойдя полотно Сезанна «Игроки в карты» (которое в свое время установило рекорд в 250 миллионов)*. Предыдущий владелец картины Гогена – швейцарский коллекционер Рудольф Штехелин – не сообщил, кто именно предложил ему такую выгодную сделку. Однако арт-дилеры утверждают, что работа была продана музейному ведомству Катара, которое владеет и самым дорогим холстом Сезанна.
Гоген, который прославился (спустя годы после своей смерти) благодаря изображению прекрасных юных таитянок, создал для современников и поклонников его искусства романтический образ райского острова. Если верить его картинам, на Таити только и делали, что нежились под лучами солнца, наслаждались сладкими фруктами и предавались любви. Остается лишь вздыхать о том, что сейчас дела обстоят совсем по-другому. Но на самом деле Таити был весьма далек от идеала и в конце XIX века, когда туда приехал Гоген. Конечно, не без романтического флера. Вот только молоденькие девушки, манившие художника своей экзотической красотой, меняли любовников-колонистов, как перчатки, постоянно требуя от них денег и подарков, и вдобавок награждая «французской болезнью».
Была ли такой главная героиня этого полотна? Девушка в традиционном таитянском наряде словно застыла в ожидании, к чему-то прислушиваясь. В ее волосы над ухом вставлен цветок. Согласно местным традициям, таким образом юная таитянка дает понять, что находится в поисках мужа. Ее лицо и фигура в целом прорисованы довольно схематично. Гораздо большего внимания заслуживает вторая героиня картины, которая очень отличается от девушки на переднем плане. Она одета в европейское розовое платье (единственный элемент на полотне такого цвета), а строгие и настороженные черты лица прописаны куда более тщательно. Поза девушки и ее пальцы, сложенные в подобие ритуальной мудры, отсылают нас (по мнению некоторых исследователей творчества Гогена) к буддийскому искусству. Можно предположить, что она здесь играет роль некоего защитника, оберегающего и предостерегающего юную подругу от опрометчивого поступка. Немного отстраненное и задумчивое лицо этой же девушки можно узнать на другой картине – «Женщина с цветком» (1891).
*Обновление: В 2020 стало известно, что картина стоила на 90 млн меньше — не 300, а 210 млн долларов.
Семейные радости
Знакомство Поля Гогена с Мэтте-Софи Гад состоялось в 1872 году. Молодая датчанка была вхожа в семью Гюстава Арозы, который был другом покойной матери художника. Это с его помощью Поль Гоген смог в своё время получить должность биржевого брокера и обеспечить себе вполне достойное финансовое положение.
Мэтте-Софи Гад служила гувернанткой в доме премьер-министра Дании и смогла сполна оценить своего нового знакомого. В то время Полю Гогену неизменно сопутствовала удача. Уже в ноябре 1873 года Поль Гоген обвенчался с Мэтте-Софи Гад, а уже в 1874 на свет появился первенец супругов Эмиль. В течение девяти лет со дня бракосочетания Мэтте подарила Гогену пятерых детей.
Деловая хватка биржевого брокера в то время была оценена по достоинству. Гогена вскоре пригласили на довольно приличную, а главное – высокооплачиваемую должность в банке. Благодаря постоянному росту уровня доходов Поль Гоген обеспечивал не только безбедное существование большой семьи, но и собственное увлечение живописью. Тогда он позволял себе предаваться любимому занятию лишь по выходным.
Жизнь молодой семьи казалась счастливой и вполне благополучной. Супруги наслаждались обществом друг друга, воспитывали детей, посещали светские мероприятия. Гоген был несколько неудовлетворён лишь тем фактом, что браться за кисть он мог только в свободное от работы время. Он же больше всего на свете хотел не отходить от мольберта едва ли не круглые сутки, создавая всё новые и новые шедевры.
Он мечтал стать полноценным художником, много и плодотворно писать, устраивать свои выставки, продавать картины. Когда во Франции грянул кризис, Поль Гоген решил воспользоваться ситуацией и посвятить себя искусству, оставив денежную, но такую надоевшую ему офисную работу. Однако картины Поля Гогена продавались из рук вон плохо. Чтобы семья могла хоть как-то свести концы с концами, художник был вынужден продать довольно ценную коллекцию картин, да и жилищные условия семьи пришлось несколько ухудшить.
Когда свадьба Википедия
«Когда свадьба?»
(фр. Quand te maries-tu?, таит. Nafea faa ipoipo?) — картина Поля Гогена, написанная художником на Таити в 1892 году. В течение полувека принадлежала семейству Рудольфа Штехлина, экспонировалась в Художественном музее Базеля. В 2020 году картина была продана музейному ведомству Катара за рекордные 300 млн долларов.
История создания
Гоген прибыл на Таити в 1891 году в надежде найти «Эдемский сад», не тронутый цивилизацией, где можно было бы обратиться к основам первобытного искусства. Реальность разочаровала, однако Гоген обратился к изображению ярких красок тропической природы, а также туземных натурщиц, не скованных христианской моралью. Картина «Когда свадьба?» была написана в 1892 году, когда Гоген взял себе таитянскую жену — Техааману (в книге «Ноа Ноа» он называл её Техурой) — тогда ей было 13 лет. Традиционная свадьба была организована роднёй Техааманы, для которой брак с белым был большой честью. Техаамана была моделью множества полотен Гогена его первого таитянского периода. Полотно было вполне типичным для образа Таити на Западе; подобные картины, однако, позволяли Гогену получать деньги от своих друзей
.
Описание картины
На переднем и среднем плане много внимания уделяется земле, выполненной в интенсивных зелёном, жёлтом и синем цветах. Задний план занимает тропический ландшафт с мелкими фигурками для масштаба, выполненный в том же цветовом сочетании, причём небо дано в жёлтом цвете. Две женские фигуры изображены одновременно на переднем и среднем плане. Женская фигура, ближайшая к зрителю, одета в таитянский наряд — открытую блузку и яркое парео, поза её очень прихотлива. Женщина позади неё одета в более строгое платье по моде, насаждаемой христианскими миссионерами, с воротником. Н. Маурер сравнивала её жест с буддийской мудрой, возможно, несущей угрозу или предупреждение. Черты лиц нарочито стилизованы, но у женщины в строгом платье больше индивидуальных черт, её лицо помещено в оптический центр холста. Цвет её платья — оранжево-розовый — отличается от всех других объектов на картине.
Дальнейшая жизнь Поля Гогена
В 1889 году Гоген принимает решение уехать жить на Таити. Заработав 10 тысяч франков на продаже своих картин, художник уплыл на остров. Там он купил хижину и много работал. Часто рисовал свою вторую жену – 13 летнюю таитянку по имени Техура.
Когда деньги закончились, художник вынужден был возвратиться во Францию, где ему было оставлено маленькое наследство. Через некоторое время, он вновь возвратился на остров Таити, где жил в бедности.
В 1903 году художника не стало.
Вся жизнь Гогена прошла в борьбе с мещанством с установленными взглядами и предрассудками. Благодаря своей одержимости он никогда не сдавался, хотя всегда оказывался в проигрыше. Почти всю жизнь, Поль Гоген прожил в нищете, болезни и депрессии. Признание к художнику пришло только после смерти.
Читайте о других известных художниках: Виктор Васнецов и Винсент Ван Гог
Жизнь до Таити
Поль Гоген родился в Париже 7 июня 1848 года. Мать будущего живописца была дочерью знаменитой писательницы и анархистки, а отец обозревателем известного политического издания. Гоген рано теряет родителей – отца не стало, когда мальчику едва исполнился год, а известие о смерти матери его застигает на корабле «Лизитано», куда тринадцатилетний Поль нанимается в качестве ученика лоцмана.
Далее Гогена ждёт военно-морская служба, а после, его опекун Гюстав Ароза, коллекционер картин импрессионистов, занимается юридическим образованием юноши. В 1871 году Гоген устраивается на биржу, что считается хорошей оплачиваемой работой, а через год знакомиться со своей будущей супругой Метте Софи Гад, с которой он родит пятеро детей.
В 26 лет Гоген в серьёз берётся за освоение художественного ремесла, учится в мастерской Коларосси, открывает для себя импрессионистскую эстетику, выставляет первую картину в Салоне и знакомится с Писсаро, Сезанном и Дега. Работы Гогена ещё полны традиционализма, однако, несут явную новаторскую печать, которая проявляется и в неожиданных построениях и в доминантных цветовых пятнах («Утёс у Дьеппа», «натюрморт с кувшином и керамической фигурой» и др.).
В 1883 году случается событие, которое изменит судьбу Гогена – он теряет своё место на бирже, а значит и стабильное финансовое положение. Полный уверенности в себе, Поль Гоген решает отныне посвятить свою жизнь исключительно живописи, надеясь, что его талант быстро найдёт признание, тем самым избавив от материальных проблем. Однако хоть и коллекционеры признают талант нового живописца, денег это не приносит – супруга, не выдержав нужды, забирает детей и уезжает к родителям в Копенгаген.
В полной нищете, Гоген уезжает в Бретань, где обосновалась группа независимых художников. Здесь автор нашёл временный покой, много работал, совершенствовал стиль и, главное, почувствовал свободу и независимость, которая и давала ему силы творить. Здесь были написаны «Жёлтый Христос», «Прекрасная Анжела», «Бретонка с прялкой», ряд натюрмортов и самые известные его автопортреты. Стиль приобретает индивидуальность – это упрощённые формы, отказ от чёткого следования законом перспективы, локальные цветовые пятна.
Следующая главная веха в биографии Гогена-знакомство с Ван Гогом. Они вместе селятся в Арле, рассчитывая создать новое пристанище для живописцев, но их дружбе выпало суровое испытание. Психически не стабильный Ван Гог набросился на Гогена с ножом, едва его не убив, после чего Поль покидает Арль, а виновник трагедии отрезает себе мочку уха. Хотя эти два великих живописца не смогли справиться с конфликтом их характеров, они уважали талант друг друга, и их переписка продолжалась всю жизнь, вплоть до самоубийства Ван Гога.
Жена короля (1896)
Жена короля. 1896. Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж.
Картину «Жена короля» Гоген написал во время своего второго пребывания на Таити. Таитянская красавица с красным веером за головой, который является знаком королевского рода, заставляет вспомнить о «Олимпии» Эдуарда Мане и «Венере Урбинской» Тициана. Зверь, крадущийся по склону, символизирует женскую загадочность. Но самое главное, по мнению самого художника, а картине цвет. «…Мне кажется, что по цвету я еще никогда не создавал ни одной вещи с такой сильной торжественной звучностью», — писал Гоген одному из своих друзей.
История создания
Гоген прибыл на Таити в 1891 году в надежде найти «Эдемский сад», не тронутый цивилизацией, где можно было бы обратиться к основам первобытного искусства. Реальность разочаровала, однако Гоген обратился к изображению ярких красок тропической природы, а также туземных натурщиц, не скованных христианской моралью. Картина «Когда свадьба?» была написана в 1892 году, когда Гоген взял себе таитянскую жену — Техааману (в книге «Ноа Ноа» он называл её Техурой) — тогда ей было 13 лет. Традиционная свадьба была организована роднёй Техааманы, для которой брак с белым был большой честью. Техаамана была моделью множества полотен Гогена его первого таитянского периода. Полотно было вполне типичным для образа Таити на Западе; подобные картины, однако, позволяли Гогену получать деньги от своих друзей.
Как посадить розу «Поль Гоген»
Посадка куста розы начинается с выбора места. Для этого сорта подойдет участок с хорошим освещением, но с возможностью растению находится в небольшой тени в середине светового дня. Это поможет замедлить выгорание и отцветание, дольше сохранит пеструю окраску. Участок должен быть защищен от сквозняков, но иметь хорошую вентиляцию.
Розы хорошо растут на более легких и плодородных почвах. Для них подходят суглинистые и супесчаные земли с хорошей воздухо- и водопроницаемостью. Если почва глинистая, то в неё добавляют по ведру песка на кв. метр, а если песчаная, то вносят глину. Участок перекапывают на глубину лопаты. Под перекопку вносится перепревший навоз или компост.
Время посадки
В регионах с умеренным климатом розы предпочтительнее садить весной, с последней декады апреля и до конца мая. Осенняя посадка более подходит для юга и начинать её можно со второй половины сентября и продолжать до середины октября.
Саженец розы должен иметь 2-3 хорошо развитых побега, с целой корой. Корни также должны быть хорошо развиты и иметь множество тонких корней, образующих мочку. Перед посадкой все поврежденные корни срезают, а если они подсохли, то опускают на некоторое время в раствор эрина.
Подготовка посадочной ямы
Размер ямы зависит от величины корней, но в любом случае она не должна быть в глубину меньше 0,5 — 0,6 метра и примерно такой же ширины. Выкопать и заправить её нужно в следующем порядке:
- верхний грунт сложить в одну сторону
- нижний грунт сложить отдельно
- на дно уложить дренажный материал
- часть верхней землю смешать в пропорции 1 к 1 с перегноем или компостом
- добавить в смесь 200 г золы
- закрыть дренажный слой небольшим количеством простого грунта
- высыпать половину заправленной земли
- примерить саженец, его корневая шейка должна быть чуть выше уровня ямы
- при необходимости досыпать заправленной земли или убрать её часть
- вылить в яму 6-7 литров воды
Манао Тупапау – Дух мертвых бодрствует (1892)
Манао Тупапау – Дух мертвых бодрствует 1892. Буффало. Художественная галерея Олбрайт-Нокс.
У названия картины «Манао Тупапау» два значения – «она думает о привидении» и «привидение думает о ней». Повод к написанию картины Гогену дала бытовая ситуация. Он уехал по делам в Папеэте, а вернулся домой только поздно ночью. Дом был окутан мраком, потому что масло в лампе закончилось. Когда Поль зажёг спичку, он увидел, что Техура дрожит от ужаса, вцепившись в кровать. Привидений боялись все туземцы, и поэтому они по ночам не гасили в хижинах свет. Эту историю Гоген внёс в свою записную книжку и прозаически закончил: «А вообще, это просто обнаженная натура из Полинезии».
Начало искусства
Первые 10 лет брака Поля и Метте прошли спокойно и благополучно. Гоген был лишь любителем в живописи. И рисовал только в свободное от биржи время.
Более всего Гогена прельщали импрессионисты. Вот одна из работ Гогена, написанная с типичными для импрессионизма бликами света и милым уголком сельской местности.
Поль Гоген. Птичник. 1884 г. Частная коллекция. The-athenaeum.com
Гоген активно общается с такими выдающимися живописцами своего времени как Сезанн, Писсаро, Дега.
Их влияние чувствуется в ранних работах Гогена. Например, в картине “Сюзанна за шитьем”.
Поль Гоген. Сюзанна за шитьем. 1880 г. Новая глиптотека Карлсберга, Копенгаген, Дания. The-athenaeum.com
Девушка занята своим делом, а мы словно подглядываем за ней. Вполне в духе Дега.
Гоген не стремится ее приукрасить. Она сгорбилась, что сделало ее осанку и живот малопривлекательными. Кожа же “безжалостно” передана не только бежевым и розовым, но и синим и зелёным цветами. А это уже вполне в духе Сезанна.
А некоторая безмятежность и умиротворение взяты явно у Писсарро.
1883 год, когда Гогену исполняется 35 лет, становится переломным в его биографии. Он ушёл с работы на бирже, уверенный, что быстро прославится, как живописец.
Но надежды не оправдались. Накопленные деньги быстро закончились. Супруга Метте, не пожелав жить в бедности, уезжает к родителям, забрав детей. Это означало крах их семейного союза.
«А, ты ревнуешь?»: история одной картины Поля Гогена
Французский художник Поль Гоген много путешествовал, но особенным местом был для него остров Таити – земля «экстаза, спокойствия и искусства», ставшая для художника второй родиной. Именно здесь он пишет свои самые выдающиеся работы, одна из которых – «А, ты ревнуешь?» – заслуживает отдельного внимания.
Таити, Французская Полинезия. Дом, в котором жил Гоген
Впервые Поль Гоген прибыл на Таити в 1891 г. Он надеялся обрести здесь воплощение своей мечты о золотом веке, о жизни в гармонии с природой и людьми.
Встретивший его порт Папеэте разочаровал художника: ничем не примечательный городок, холодная встреча местных колонистов, отсутствие заказов на портреты заставили его искать новое пристанище.
Музей Поля Гогена на Таити
О Таити Гоген всегда отзывался с особенной теплотой: «Меня пленила эта земля и ее люди, простые, не испорченные цивилизацией. Чтобы создавать новое, надо обращаться к нашим истокам, к детству человечества.
Ева, которую я выбираю, почти животное, поэтому она остается целомудренной, даже обнаженная. Все Венеры, выставленные в Салоне, выглядят неприличными, отвратительно похотливыми…».
Гоген не уставал восхищаться таитянскими женщинами, их серьезностью и простотой, величественностью и непосредственностью, необычной красотой и природным очарованием. Он писал их на всех своих полотнах.
Поль Гоген. Таитянские женщины на пляже, 1891
Отталкиваясь от обыденного сюжета, подсмотренного в повседневной жизни таитянок, художник создает настоящие шедевры, в которых основным носителем символического содержания становится цвет.
Критик Поль Делярош писал: «Если Гоген, представляя ревность, делает это посредством розового и фиолетового, то, кажется, вся природа принимает в этом участие».
Поль Гоген
Свою творческую манеру в этот период художник объяснял так: «Беру как предтекст любую тему, заимствованную из жизни или природы, и, несмотря на размещение линий и цветов, получаю симфонию и гармонию, не представляющую ничего полностью реального в точном значении этого слова…». Гоген отрицал ту действительность, которую писали реалисты, – он создавал иную.
Поль Гоген
Одно из воспоминаний вдруг вызывает ревность одной из сестер, что заставило вторую вдруг присесть на песке и воскликнуть: «А, ты ревнуешь!».
Эти слова художник написал в левом нижнем углу холста, воспроизведя таитянскую речь латинскими буквами. Из этого случайного эпизода чужой жизни родился шедевр искусства.
Могила Поля Гогена на кладбище Атуоны на Маркизских островах
Обе девушки, изображенные на картине, обнажены, но в их наготе, несмотря на чувственные позы, нет ничего постыдного, странного, эротического или вульгарного.
Их нагота так же естественна, как необычайно яркая экзотическая природа вокруг.
Остров Таити в наши дни
Этой картине Гоген придавал особенное значение. В 1892 г. он сказал другу в письме: «Я написал великолепную картину обнаженных недавно, две женщины на пляже, я думаю, это лучшее из всего, что я когда-либо делал».
Те авае но Мариа — Месяц Марии (1899 г.)
Те авае но Мариа — Месяц Марии. 1899. Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж.
Картина, главной темой которой стало цветение весенней природы, была написана Гогеном в последние годы жизни, которые он провёл на Таити. Название картины – Месяц Марии – связано с тем, что в католической церкви все майские службы были связаны с культом девы Марии. Вся картина проникнута впечатлениями художника от экзотического мира, в который он погрузился. Поза женщины на картине напоминает скульптуру с храма на острове Ява. На ней белое одеяние, считающееся символом чистоты и у таитян, и у христиан. Художник в этой картине соединял различные религии, создавая образ первозданности.
10 самых известных работ Поля Гогена
#10 День божества
Год создания: 1894
В Таити художник переезжает в 1891 году в поисках «спокойствия и искусства». Большую часть оставшейся жизни Гоген проводит именно там. Многие работы вдохновлены жизнью и бытом жителей Таити, как, например, и эта картина, разделенная на три горизонтальных слоя. Верхняя часть преобладает поклоняющимися богине Хине и ритуалами в её честь. Три фигуры в центре, возможно, символизируют цикл рождения, жизни и смерти. Нижний фрагмент изобилует ослепительными и контрастными оттенками, выполненными в постимпрессионистской манере.
#9 Озорная шутка
Год создания: 1892
Гоген известен работами, в которых мечта и реальность сосуществуют. «Озорная шутка» является ярким примером этого. Две сидящие с красной собакой женщины занимают центральное место в картине. Образы мистичность и заколдованного мира создают женщины на заднем плане, которые поклоняются статуе. Несмотря на то, что работа в свое время не была принята с энтузиазмом, Гоген считал её одним из лучших своих произведений.
#8 La Orana Maria
Год создания: 1891
В этой работе тоже ощущается влияния визитов в Таити. В картине христианские фигуры Девы Марии и Иисуса превращаются в таитянских мать и дитя. Две другие женщины в стороне, подобно ангелам, поклоняются матери ребенка. «La Orana Maria» была хорошо принята зрителями и критиками.
#7 Портрет Ван Гога
Год создания: 1888
Дружба Ван Гога и Гогена была чревата ссорами и завершилась, когда Ван Гог лихо отрезал левое ухо. С тех пор они больше никогда не встречались, однако, продолжали переписку. Анализ отношений между ними представляет интерес для культуроведов и исследователей. Этот портрет изображает работу Гога над известной серией картин, посвященной подсолнухам.
#6 Борьба Иакова с ангелом
Год создания: 1888
Картина изображает библейскую сцену, в которой Иаков упорно борется с ангелом. Однако, эта сцена не занимает центральное место в произведении и проявляется через видение женщин, которые только что вышли с проповеди. Диагональный ствол дерева, проходящий через центр, создает визуальное разделение между женщинами и их видением, которое, по утверждению автора, является следствием проповеди.
#5 Больше никогда
Год создания: 1897
Картина создана в период стресса автора, связанного со смертью дочери и финансовыми трудностями, и навеяна знаменитой поэмой Эдгара По «Ворон»(1845), которая рассказывает историю о визите говорящей вороны к обезумевшему любовнику, оплакивающему потерю своей любви. Ворон усиливает страдания постоянным повторением слов «Больше никогда». Картина показывает таитянскую девушку в неудобной позе с выражением поэтической печали, возможно, оплакивая чью-то смерть. Тайну, как и в многих других картинах, добавляет одновременное изображение реальности и иллюзий. «Больше никогда» считается самой философской и поэтически богатой работой художника.
#4 Когда же замуж?
Год создания: 1892
Эта композиция изображает традиционно одетую женщину, позади которой фигура в западных одеждах. В феврале 2015 года картина была продана за 300 миллионов долларов. По состоянию на апрель 2016 — это самая высокая цена за произведение искусства.
#3 Желтый Христос
Год создания: 1889
Наряду с другой картиной под названием «Зеленый Христос», эта работа является одним из первых и наиболее важных произведений символизма. Желтый Христос показывает распятие Христа и молящихся женщин. Символизм наполняет картину, например, работающий на заднем плане человек отражает идею 19-го века уйти от городской жизни, вернуться к более примитивному быту.
#2 Дух мертвых не дремлет
Год создания: 1892
Во время своего визита на Таити, художник женился на местной женщине. Возвращаясь поздно ночью домой, молодая жена была сильно испугана, увидев, как фигура Гогена появляется из темноты. Считается, женщина приняла его за одного из легендарных демонов, которые служили причиной бессонных ночей многих местных. Именно этим инцидентом Поль Гоген вдохновлялся в процессе написания. Картина была воспринята холодно и осуждалась феминистками за «расизм и женоненавистничество».
#1 Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?
Год создания: 1897–1898
Самый известный шедевр Поля Гогена и одна из популярнейших картин постимпрессионизма, состоит из трех основных групп, иллюстрирующих вопросы, поставленные в названии. По словам художника, работу стоит изучать справа-налево. Считается, что отчаяние, вызванное смертью дочери в начале 1897, побудило живописца, после завершение картины, совершить попытку самоубийства (неудачную). Гоген считал эту работу своей лучшей картиной и грандиозной кульминацией своих мыслей.
Неразрывные узы
Поль и Метте больше ни единого дня не проживут под одной крышей. Однако на протяжении следующих нескольких лет художник будет постоянно писать бывшей жене: в своих письмах он жалуется на жизнь, хвастается успехами,рассказывает о своих путешествиях и делится размышлениями. Иногда Гоген ударяется в критику и обвинения. В один из самых тяжелых периодов своей жизни, весной 1886 года, он упрекает Метте в том, что она скорее мать, чем жена.
Гоген с женой
Метте с детьми
Поль Гоген в 1889 году
В феврале 1891 года друзья Гогена устроили выставку-продажу его картин,благодаря которой он наконец смог собрать деньги, необходимые на путешествие на Таити. К тому моменту художник уже был по-настоящему одержим этим тропическим островом, который виделся ему спасением от всех проблем.
Гогену удалось собрать почти 10 тысяч франков. Стоит ли говорить, что Метте и детям из этих денег не досталось ни единого су, зато художник устроил грандиозный прощальный банкет.
Неизвестно, действительно ли Гоген намеревался воссоединиться с семьей, или же это были только красивые слова. К тому же, письма Метте к нему не сохранились,поэтому сложно судить о том, как она относилась к подобным излияниям. Как бы то ни было, с 1891 года бывшие супруги ни разу больше не виделись.
Варварская музыка, 1893