Источники
Гумберт де Супервиль, Аллегория , 1801, Библиотека Лейденского университета
Для картины было предложено два источника.
Повествование, возможно, было вдохновлено романом Пьера Лоти « Мадам Хризантема» , в котором героиня, девушка- гейша , описывается, как терзаемая ночным страхом. Роман был очень успешным и оказал влияние на формирование японского движения того времени. Известно, что ее читал Гоген.
Прямым визуальным вдохновением, возможно, послужил офорт Давида Пьера Джоттино Умберта де Супервилля « Аллегория» . Хотя прямой связи с этим нет, де Супервиль был назван Альбертом Орье одним из предшественников символистской живописи, и книга де Супервилля « Безусловные знаки в искусстве» (1827–1832) была широко известна этой группе.
Ссылки и источники
Источники
- Даниэльссон, Бенгт (1965). Гоген в Южных морях . Нью-Йорк: Даблдей и компания .
- .
- Эйзенман, Стивен Ф. (1997). Юбка Гогена . Лондон: Темза и Гудзон . ISBN 0-500-01766-2 .
- Малинг, Морис. Поль Гоген: письма жене и друзьям . Кливленд, 1949. ASIN B000XJHQ0K.
- Мэтьюз, Нэнси Моулл . Поль Гоген: эротическая жизнь , 2001. Издательство Йельского университета.
- Маурер, Наоми Э. Погоня за духовной мудростью: мысли и искусство Винсента Ван Гога и Поля Гогена , 1998. Издательство Университета Фэрли Дикинсон.
- Поллок, Гризельда . Авангардные гамбиты: гендер и цвет истории искусства , Лондон: Темза и Гудзон, 1993.
- Sweetman, Дэвид (1995). Поль Гоген, Жизнь . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Саймон и Шустер . ISBN 0-684-80941-9 .
- Уодли, Николас (1985). Ноа Ноа: Таити Гогена , Лондон: Phaidon Press . ISBN 0-7148-2375-9 .
Отношение к Олимпии Эдуара Мане
Копия » Олимпии» Мане , 1891 г.
Гоген был поклонником Олимпии» Эдуара Мане 1863 года . Он видел ее на Всемирной выставке 1889 года и прокомментировал в обзоре: « Красавица Олимпия , которая когда-то вызвала такой скандал, живет там, как красивая женщина, и вызывает немало благодарных взглядов». После того, как французское государство приобрело Олимпию у вдовы Мане на средства из открытой подписки, организованной Клодом Моне , Гоген воспользовался возможностью сделать копию размером в три четверти, когда она была выставлена в Люксембургском музее . Копия не особо точная, и считается, что он закончил ее по фотографии. Позже Эдгар Дега купил его за 230 франков на аукционе Гогена 1895 года, посвященном его картинам, чтобы собрать средства для своего возвращения на Таити. Известно, что Гоген сфотографировал Олимпию Мане с собой во время своего первого визита на Таити. Клэр Фреш-Тори отмечает, что Олимпия , современный эквивалент Венеры Урбинской Тициана , постоянно присутствует в великих обнаженных картинах Гогена южной части Тихого океана: Spirit of the Dead Watching , Te arii vahine и Nevermore .
Когда Гоген продемонстрировал « Дух мертвых, наблюдающих за мертвыми» на своей в значительной степени неудачной выставке Дюран-Рюэля 1893 года (в частности, он не смог продать « Дух» за повышенные 3000 франков, которые он установил для него), несколько критиков отметили композиционное сходство с Олимпией . Тади Натансон, основатель La Revue Blanche , назвал ее « Олимпией Таити», а Альфред Джарри более резко назвал ее «коричневой Олимпией ».
Авангардные гамбиты Гризельды Поллок
В лекции памяти Уолтера Нейрата 1992 года , опубликованной как Avant-Garde Gambits 1888-1893: Gender and the Color of Art History , историк-феминистка Гризельда Поллок исследует проблемы, с которыми сталкивается белый историк искусства при написании истории искусства, признающей историческую ценность субъективность цветной женщины, такой как Техаамана, иначе известная в истории искусства только своими представлениями в дискурсах мужественности и колониального империализма . Она пытается это сделать, концентрируясь на подробном прочтении одной картины, « Дух наблюдающего за мертвыми» , продвигая новую теорию авангардизма как своего рода игровой процесс , включающий сначала отсылку , затем почтение и, наконец, различие . В данном случае объектом ссылки является Олимпия Мане , почтение было к Мане как к лидеру авангардного подхода к обнаженной натуре, а разница (среди прочего) заключалась в цвете объекта и роли второй фигуры в нем. картина — это всего лишь гамбит, с помощью которого Гоген надеялся узурпировать место Мане в авангарде.
Поллок отмечает структурное соответствие между двумя картинами. В Spirit of the Dead Watching зрителя сцены вызывает взгляд Техааманы на кровати, зрителя, для которого Гоген должен придумать повествование, в то время как в Олимпии подразумевается повествование о проституции, как критики того времени. таких, как Эмиль Золя, явно узнаваемый.
В окончательной версии своего повествования, опубликованной в « Ноа Ноа» , Гоген делает второй объект своей картины, призрак, суррогатного зрителя внутри картины, а затем (взглядом Техаамана) перемещает и перемещает страх и страх Техааманы. паранойя на него, незваного гостя. Таким образом, формально ссылаясь на « Олимпию» Мане , Гогин вновь представил себя, заняв свое место в авангарде как художник, как владелец и как колонист .
Гоген в Арле
Понятно, что случай с “Прекрасной Анжелой” заказчиков Гогену не прибавил. Нищета вынуждает его согласиться на предложение Ван Гога о совместной работе. Он поехал к нему в Арль, юг Франции. Надеясь, что совместный быт будет легче.
Здесь они пишут одних и тех же людей, одни и те же места. Как, например, мадам Жиду, владелицу местного кафе. Хотя стилистика разная. Думаю, вы легко догадаетесь (если раньше не видели этих картин), где рука Гогена, а где – Ван Гога.
Информация о картинах в конце статьи*
Но властный, самоуверенный Поль и нервный, вспыльчивый Винсент не смогли ужиться под одной крышей. И однажды, в пылу ссоры Ван Гог едва не убил Гогена.
С дружбой было покончено. А Ван Гог, терзаемый угрызениями совести, отрезал себе мочку уха.
Личная жизнь
Поль Гоген в 1873 году сделал предложение руки и сердца датчанке Мэтте-Софи Гад, которая ответила согласием и подарила возлюбленному четверых детей: двоих мальчиков и двух девочек. Гоген обожал своего первенца Эмиля, который родился в 1874 году. Многие полотна мастера кистей и красок украшает изображение серьезного мальчика, который, судя по работам, увлекался чтением книг.
Поль Гоген с женой
К сожалению, семейная жизнь великого импрессиониста не была безоблачной. Картины мэтра не продавались и не приносили былого дохода, а супруга художника не придерживалась мнения, что с милым рай и в шалаше. Из-за бедственного положения Поля, который еле сводил концы с концами, между супругами часто возникали ссоры и конфликты. После приезда на Таити Гоген взял в жены молодую местную красавицу.
Отношение к «Олимпии» Эдуарда Мане
Поль Гоген, копия картины Эдуарда Мане «Олимпия» (1891)
Гоген был поклонником картины «Олимпия» (1863) работы Эдуарда Мане. Он видел картину на Всемирной выставке 1889 года и написал в своем обзоре: «La Belle Olympia, которая когда-то вызвала такой скандал, находится там, и как любая красивая женщина, привлекает немало благодарных взглядов». После того, как французское государство приобрело «Олимпию» у вдовы Мане на средства по открытой подписке, организованной Клодом Моне, Гоген сделал копию с картины, когда она была выставлена в Люксембургском Музее. Копия не особо точная, и, как полагают исследователи, Гоген завершил ее с фотографии. В 1895 году Эдгар Дега приобрел копию за 230 франков на аукционе картин Гогена, чтобы собрать средства для возвращения художника на Таити. Как отмечает историк искусства Клер Фреш-Тори, отсылки к «Олимпии» присутствуют в изображении обнаженных тел и на других на картинах таитянского цикла: «Te Arii Vahine (Королева. Жена короля)» и «Больше никогда .
Когда в 1893 году Гоген неудачно представил картину «Дух мёртвых не дремлет» на выставке коллекционера Поля Дюран-Рюэля (картина так и не была продана за установленную сумму в 3 000 франков), несколько критиков также отметили сходство композиции с Олимпией. В частности, основатель французского литературно-художественного журнала La Revue Blanche Тадэ Натансон назвал ее «Таитянской Олимпией», а французский поэт и драматург Альфред Джарри более точно — «смуглой Олимпией».
Поль Гоген: ранние годы
Поль Эжен Анри Гоген
родился в Париже 7июня 1848 года в семье журналиста Кловиса Гогена, убеждённого радикала. После поражения июньского восстания, семьяГогена по причинам безопасности вынуждена была перебраться к родственникам в Перу, где Кловис намеревался издавать собственный журнал. Но по пути в Южную Америку журналист умер от сердечного приступа, оставив жену с двумя маленькими детьми. Нужно отдать должное душевной стойкости матери художника, которая одна, без жалоб, воспитывала детей.
Ярким примером мужества в семейном окружении Поля
была и его бабушка Флора Тристан, одна из первых в стране социалистка и феминистка, опубликовавшая в 1838 году автобиографическую книгу «Скитания парии». От неёПоль Гоген унаследовал не только внешнее сходство, но и её характер, её темперамент, безразличие к общественному мнению и любовь к путешествиям.
Воспоминания о жизни у родственников в Перу были так дороги Гогену
, что впоследствии он называл себя «перуанским дикарём». Поначалу ничто не предвещало ему судьбу великого художника. После 6 лет жизни в Перу семья вернулась во Францию. Но серая провинциальная жизнь в Орлеане и учёба в парижском пансионе надоелиГогену , и он в 17 лет, вопреки воле матери, поступил на службу во французский торговый флот и побывал в Бразилии, Чили, Перу, а затем—у берегов Дании и Норвегии. Это был первый, по общепринятым меркам, позор, которыйПоль принёс своей семье. Мать, которая умерла во время его плавания, не простила сына и, в наказание, лишила всякого наследства. Возвратившись в Париж в 1871 году,Гоген с помощью своего опекуна Гюстава Ароза, друга матери, получил должность брокера в одной из самых солидных биржевых фирм столицы.Полю было 23 года, и перед ним открывалась блестящая карьера. Он довольно рано обзавёлся семьёй и стал образцовым отцом семейства (у него было 5 детей).
«Семья в саду», Поль Гоген
, 1881, х.м., Новая глиптотека Карлсберга, Копенгаген