Жак-луи давид

Кто вдохновлял Жака Луи Давида

Давид противопоставил мужскую силу и боевой дух женской мягкости и привязанности к семье.

Этот очень сильный контраст заложен в самой композиции картины.

Мужская «половина» картины вся выстроена на прямых линиях и острых углах. Мужчины вытянуты, мечи подняты вверх, ноги стоят врозь. Даже взгляды прямые, пронзающие пространство.

А женская «половина» текучая и плавная. Женщины сидят, полулежат, их руки написаны волнистыми линиями. Они зрительно находятся ниже и как бы в подчиненном положении.

Видим мы и цветовые особенности. Одежда мужчин ярких оттенков, женщин — блеклых.

Жак Луи Давид. Клятва Горациев (деталь). 1784.

При этом пространство вокруг аскетичное и… мужское. Плитка пола и арки со строгими колоннами дорического ордена. Давид как бы подчеркивает, что этот мир подчинён мужской воле. И на таком фоне слабость женщин ещё больше ощущается. 

Впервые эффект изображения противоположностей стал использовать в своих работах Тициан. За 2,5 века до Давида.

Особенно яркий контраст красивого и безобразного мастер эпохи Возрождения использовал в картинах с прекрасной Данаей и омерзительной служанкой.

Тициан. Даная и золотой дождь. 1560-1565. Музей Прадо, Мадрид. Wikimedia Commons.

Конечно, не обошлось без влияния Пуссена, создавшего стиль классицизма ещё в XVII веке, за 1,5 столетия до Давида.

У него мы даже можем встретить римских воинов, которые явно своими позами вдохновили Давида на создание «Клятвы Горациев» (в левом нижнем углу).

Никола Пуссен. Похищение сабинянок. 1634. Лувр, Париж. Artchive.ru.

Поэтому и стиль Давида называется неоклассицизмом. Ведь он строит свои картины на живописном наследии Пуссена и мировоззрении античного мира.

Происхождение и контекст произведения

События 1902 года занимали Мунк на долгие годы. С 1905 года он делал различные рисунки, литографии и картины, на которых он истекал кровью в постели в своем летнем домике в Осгордстранде, в то время как Тулла Ларсен стоит рядом. На переднем плане стол с книгой, стаканом, соломенной шляпой или вазой с фруктами. Согласно записям Мунка, эти аксессуары, которые также можно найти при смерти Марата , на самом деле сыграли роль в споре 1902 года. Мунк дал картинкам такие названия, как Mord или Die Mörderin , см. Список картин Эдварда Мунка . В 1907 году он выставил одну из картин в Берлине под названием « Натюрморт. Убийца» . Известная поговорка Мунка, которой он отличал свой стиль от известного образца для подражания, вероятно, относится к этой картине: «Я нарисовал натюрморт точно так же, как Сезанн , только я нарисовал убийцу и ее жертву в картине. фон.»

Автопортрет «а ля Марат», фотография (1908/09).

Первая версия, в которой Мунк связан свой личный опыт с историческим событием убийства Жана Поля Марата по Шарлотты Корде , была написана в 1906/07. По словам Анни Карлссон, он увеличил свой собственный опыт в мотиве, «присвоив мифико-историческую ситуацию». Для Райнхольда Хеллера «личная мифология» заменяет «фактическое» в картинах. Мунк избегает всех конкретных деталей реальных событий и полностью обнажает своих главных героев. «Смерть I» Марата была написана в Берлине весной 1907 года, а «Смерть II» Марата — через шесть месяцев в Варнемюнде . Судя по надписям, Мунк работал над литографией этого мотива еще в 1904/05 году. Герд Волль считает такое раннее завершение маловероятным и также указывает дату создания литографии 1906/07. В новой технике фотографии Мунк также снял автопортрет, лежа в постели в позе «а-ля Марат».

Работа над очень личным мотивом заставила Мунк чувствовать себя измученным и истощенным. Он сообщил своему другу Кристиану Герлёффу: «Моя и моя любимая девственница [эта фраза является намеком на драму Ибсена Хедда Габлер , героиня которой Мунк Тулла Ларсен идентифицировала]« смерть Марата »(эта идея у меня была 9 лет) — это это картина, на которую ушло много сил. Я, кстати, не рассматриваю это как серьезную работу, скорее как эксперимент. Вы можете сказать врагу, что ребенок родился и крестился. Он висит в L’Indépendant » . Он написал своему покровителю Эрнесту Тилю :« Требуется много времени, прежде чем вы сможете восстановить свои силы после этой картины ».

По словам Райнхольда Хеллера, многие мотивы фриза жизни играют в смерти Марата и были повторены Мунком в «более яркой, мучительной сцене», например, доминирующая женская фигура в вампире и пепле в сопоставимой застывшей позе. Мунк повторил «экспериментальный» стиль широких горизонтальных и вертикальных линий из «Смерти II» Марата в нескольких других картинах, таких как « Амор и Психея» (1907) и « Автопортрет в клинике» (1909). Мунк также использовал эту «полосовую технику» в монументальной картине Die Sonne (1911) для аудитории Университета Кристиании . Однако одержимость, вызванная Туллой Ларсен и событиями 1902 года, Мунк успешно изгнал дьявола с помощью картин Марата. В 1908 году он снова почувствовал себя полным новой энергии. Лишь в 1930 году он вернулся к фигурам Корде и Марата (последний сейчас сидит в ванной) с серией рисунков, картин и литографией.

Плоды античности

В Париж Давид вернулся новым художником. Прежние робкие попытки наследовать барокко, перепеть рококо сменились свежим стилем, основанном на античной классике, которую художник боготворил. Вскоре этот стиль ясных линий и однозначной композиции получил определённое имя – неоклассицизм.

С 1781 года Давид регулярно выставляется на луврских Салонах. Здесь демонстрируются несколько удачных эскизов и картин на античную и современную тему. Давид заслуживает благосклонных отзывов Дидро, авторитетного критика эпохи. Французской публике явно по душе творчество живописца Давида. Она мечтает о справедливости, объединении нации и республике, античный антураж её не обманывает: за древнеримскими сюжетами публика ясно угадывает иносказательные намёки на будущее величие Франции. Художник Давид быстро становится популярным, появляются последователи и заказчики.

Предварительная работа Давида

Как только художник узнал об убийстве, он сразу кинулся на улицу Кордильеров, на которой жил Марат. Живописец сразу сделал рисунки, которые ему потом помогли написать «Смерть Марата». Картина почти сразу сложилась в единое целое в голове художника. При свечах живописец быстро делал наброски.


Его сильно потрясла смерть Марата. Картина даже не была никем заказана. Художник рисовал для себя. Заказ придет на следующий день, как и просьба организовать похороны. Пылкий революционер, Давид видел в убитом героя-мученика. Именно это он постарался выявить в церемонии похорон и соответственно написать «Смерть Марата». Картина должна была стать символом преданности идее и жертвенности. Во время похорон Марата его забальзамированное тело обернули, как это делали с римскими воинами, в белые простыни. Так происходили похороны. «Смерть Марата», картина, история создания которой в целом уже написана, так как Давид сделал все подготовительные работы, предлагает зрителю подумать о памяти и нравственности. Само полотно живописец создал в течение трех месяцев.

Наполеон на перевале Сен-Бернар

Производство

Во время создания работы Давид столкнулся с массой трудностей. Наполеон, позировав несколько часов, наотрез отказался продолжать, не дав художнику достаточно времени, чтобы изобразить все детали. Бонапарт считал, что полотно должно отражать его характер, а не демонстрировать внешность. Он предполагал, что великие люди древности не позировали для скульптур и портретов, было достаточно лишь того, что их гений живет в произведениях. Поэтому это полотно стало одной из первых картин, изображавшей идеал и идеи, а не физическое сходство.

Незаконченный портрет Наполеона.

Провальная попытка убедить Наполеона позировать вынудила Давида использовать в качестве модели своего сына, который позировал на лестнице: в этом случае художник смог сделать наброски фигуры французского императора и общей композиции. В качестве модели «огненного скакуна» для разных версий были задействованы две лошади.

Первый портрет был написан в течение четырех месяцев, с октября 1800 года по январь 1801. В работе над остальными версиями Давиду помогали двое его учеников: Мартин Ланглуа и Джордж Руже.

Первая версальская версия

Методика

В работе над этой серией Давид использовал два или три слоя краски. После изображения основных набросков легкими штрихами производилось уточнение некоторых деталей, после чего мастер сосредотачивался на работе со светом и тенью. Кроме того, на втором слое Давид убирал все возникшие дефекты и неточности. Заключительный слой представлял отделку штрихов, смещение тонов и сглаживание поверхности. Зачастую эта задача доставалась помощникам и ученикам.

Вторая версальская версия

Детали

Все пять версий имеют схожие размеры (2.6*2.2 м). Бонапарт на них предстает в мундире главнокомандующего генерала и вооружен саблей. Складки его большого плаща развеваются на ветру. Голова Наполеона повернута к зрителю. Жестом правой руки он указывает на вершину горы. Лошадь вздымается, ее грива и хвост растрепаны ветром. На заднем плане солдаты с артиллерийскими установками совершают восхождение. Над этим действом нависли темные облака.

Фрагмент второй версальской версии

Различия

В оригинальной версии полотна плащ Бонапарта имеет оранжевый цвет. Лицо Наполеона выглядит более молодым именно в первой работе. Также в разных версиях меняется окрас лошади. Так, в картине из Шарлоттенбурга она рыжая, пятнистая и серая в первом Версальском полотне и черно-белая во втором. Кроме того, меняются и места подписи автора.

Номер версии Местонахождение
Первая музей Мальмезон
Вторая музей Шарлоттенбург
Третья Версальский дворец
Четвертая музей Бельведер
Пятая Версальский дворец

Жак-Луи Давид использует надписи и подписи: чтобы усилить символику своих работ. В Смерти Марата, например, революционер держит листок с именем своего убийцы. Надписи присутствуют также в картинах «Леонид при Фермопилах», «Велизарий просит милостыню», «Сафо и Фаон» и других. В этой работе подписи сделаны на камнях, связывая переход через Альпы Ганнибала и Карла с маневром Наполеона.

Смерть Марата

The death of Jean-Paul Marat, 1793by #David :fr:Oil on canvas. 165 × 128 cm.:round_pushpin:Royal Museums of Fine Arts of Belgium

Жак Луи Давид – Смерть Марата. 

Год создания: 1793

La Mort de Marat

Холст, масло.

Оригинальный размер: 165 × 128 см

Королевские музеи изящных искусств, Брюссель

«Смерть Марата» (фр. La Mort de Marat) — картина французского художника Жака Луи Давида, является одной из самых известных картин, посвященных Великой Французской Революции.

Картина повествует о судьбе Жана Поля Марата, журналиста радикальной газеты «Друг народа», лидера якобинцев. Марат был одним из наиболее ярых сторонников якобинского террора.

Заболев кожной болезнью, Марат не выходил из дома и, чтобы облегчить свои страдания, принимал ванны. 13 июля 1793 года он был заколот ножом в своей квартире дворянкой Шарлоттой Корде.

Описание картины Жака Луи Давида «Смерть Марата»

Широко известная картина «Смерть Марата» написана маслом на холсте в 1793 году. Жан Поль Марат, один из сподвижников Французской революции, жестокий и деспотичный, сторонник радикальных мер, был близким другом Давида. Именно в таком виде видел его художник в последний раз. Картина – своего рода дань памяти близкому товарищу.

Марат страдал кожным заболеванием, и забыться от боли ему помогали ванные процедуры. На картине он изображен как раз в ванной, с запиской в руке от Шарлотты Кордье, прочитать которую он так и не успел. Шарлотта была сторонницей демократии, политика насилия, зверских убийств, проводимых Маратом, противоречили ее убеждениям.

Она ненавидела его за это. Явившись к нему на квартиру якобы с доносом на депутатов, она услышала в ответ, что всех их нужно отправить на гильотину. Женщина больше не могла терпеть и одним ударом ножа в грудь убила Марата. А записка была лишь поводом, чтобы проникнуть в квартиру Марата. Шарлотту казнили через пять дней после убийства.

Ее отправили на гильотину.

https://youtube.com/watch?v=q_fk2dDm6qc

Поскольку революционер – якобинец, был близким другом художника, то и картина получилась весьма эмоциональной. На тумбе, придвинутой у ванной, написано «Давид-Марату», своеобразное посвящение другу.

Лицо Марата искажено болью, на груди кровоточащая рана, около ванны на полу нож, который бросила убийца. Ванна задрапирована тканью, и создается впечатление, что это последнее пристанище неугомонной души.

На темном фоне стены фигура Марата выглядит драматично и жалко. Некогда вершитель чужих жизней и судеб, отправляющий инакомыслящих на плаху, сам не избежал смерти. И похоже, только смерти под силу примирить его с эти миром. Давид воспевал своего друга, великого революционера, а на самом деле, заставил мир говорить о себе как о великом художнике.

“Смерть Марата”Жак Луи Давид

Страдая от тяжёлой кожной болезни, Марат не выходил из дома и для облегчения страданий постоянно брал ванны. Во время одной из них, 13 июля 1793 г.

, когда он просматривал корректуру последнего своего журнала, к нему пришла под видом просительницы дворянка Шарлотта Корде, которую он принял прямо в ванной. После 15-минутного разговора Шарлотта заколола его кинжалом, который принесла с собой.

Марат умер, успев лишь крикнуть: «A moi, ma chère amie!» (Ко мне, друг мой!), обращаясь к своей сожительнице, находившейся в соседней комнате.

Деятель Великой французской революции

Взятие Бастилии 14 июля 1789 года стало переломным моментом в жизни французского врача Жана-Поля Марата До этого он был известен в основном в профессиональной среде своими медицинскими трудами, в которых с крайней ожесточенностью критиковал признанных светил науки. Пытался, правда, Марат выступать и на общественном поприще: в 1774-ом он опубликовал брошюру «Оковы рабства», а в 1780-ом — план уголовного законодательства. Преступлением Жан-Поль признавал далеко не каждое злонамеренное деяние. Например, кражу бедняком чего-то у зажиточного человека он вовсе не считал предосудительным. Естественно, его с такими представлениями о законности никто в абсолютистской Франции не воспринимал всерьез.

В популярной культуре

  • В 1897 году французский режиссер Жорж Ато снял фильм под названием «Смерть Марата» . Этот ранний немой фильм, снятый для компании Lumière, представляет собой короткую одиночную сцену убийства революционера.
  • В романе Владимира Набокова « Лолита» (1955) главный герой Гумберт Гумберт объясняет свои чувства «как Марат, но без девушки с белой шеей, которая бы меня ударила».
  • Композиция повлияла на одну из сцен в адаптации Барри Линдона Стэнли Кубрика 1975 года .
  • Обложка альбома East 1980 года австралийской паб-рок-группы Cold Chisel была вдохновлена ​​этой картиной.
  • В фильме Анджея Вайды « Дантон» 1983 года есть несколько сцен в ателье Давида, в том числе одна с изображением портрета Марата.
  • В фильме Дерека Джармана 1986 года « Караваджо» имитируется картина в сцене, где летописец, закутанный в полотенце (но пишущий здесь на пишущей машинке), сутулится в своей ванне, вытянув одну руку за пределы ванны.
  • Вик Мунис воссоздал смерть Марата из мусора с огромной свалки недалеко от Рио-де-Жанейро в своем документальном фильме 2010 года « Пустошь» . Картина занимает видное место на обложке DVD.
  • Стив Гудман воссоздал картину (с собой вместо Марата) для обложки своего альбома 1977 года Say It in Private .
  • Картина воссоздана в «Красной скрипке» (1998), в сцене, когда Джейсон Флеминг , играющий скрипача Фредерика Поупа, откидывается в ванне с письмом от любовника в руке.
  • Картина была использована в качестве обложки для альбома Deathconsciousness, выпущенного американской группой Have a Nice Life в 2008 году .
  • В эпизоде ​​« CSI: Crime Scene Investigation» от 23 октября 2008 года (сезон 9, эпизод 3 — «Искусство имитирует жизнь») серийный убийца необычным образом представляет своих жертв, причем поза одной из таких жертв является данью уважения картине Дэвида.
  • В видеоигре Assassin’s Creed Unity 2014 года Арно Дориан расследует смерть Жан-Поля Марата, привлекая Шарлотту Корде к ответственности. Тело Жан-Поля изображено на картине Жака-Луи Давида.
  • Картина упоминается как фаворит рассказчика в романе Оттессы Мошфег « Год отдыха и расслабления ».
  • Эта картина упоминается американской альтернативной рок-группой REM в текстах их песни » We Walk » и в видео на их песню » Drive «.
  • На обложке альбома певца и автора песен Эндрю Берда My Finest Work Yet 2019 года воссоздана картина с Птицей вместо Марата.

Жак-Луи Давид Смерть Марата: Описание произведения

Завораживающий холст Жака-Луи Давида «Смерть Марата» стал одним из известнейших образов пропитанной кровью Французской революции, а также вершиной творчества мастера. История этого мучительного шедевра еще более красочна, чем его цветовая палитра. Картина рисует ужасное политическое убийство.

Радикальный журналист и лидер якобинцев Жан-Поль Марат больше никогда не увидит итогов своего детища – Французской буржуазной революции: 13 июля 1793 года 50-летний политический деятель был убит 24-летней Шарлоттой Корде, которую пропаганда выставила сторонницей жирондистов.

На самом деле, она была скорее приверженицей демократических ценностей, однако тотальный террор, развязанный последователями Марата, внушал Шарлотте ненависть. Корде добровольно сдалась властям, и уже через четыре дня после убийства была гильотинирована якобинцами.

В холодной руке Марата зажат клочок бумаги с текстом: «Мари Анна Шарлотта Корде – гражданину Марату.

Учитывая мое несчастье, я имею право на вашу поддержку». По замыслу художника, этой запиской убийца воспользовалась, чтобы проникнуть в дом, хотя в действительности Корде вошла под предлогом сообщения о кознях жирондистов. Ещё одно письмо, которое, по задумке Давида, должно обелять убитого, лежит на деревянной тумбе сверху.

Фигура Марата идеализируется наподобие античных героев.

Но какова причина, по которой «друг народа» (так назвалась издаваемая им газета) был застигнут смертью именно в ванной? Дело в том, что он вынужден был постоянно принимать ванны по причине кожных заболеваний – скорее всего, все его тело было покрыто множественными экземами.

Чтобы успокоить кожу, он обычно купался в овсяном отваре.

Жак-Луи Давид и Жан-Поль Марат были членами одного якобинского клуба.

Убийство близкого товарища потрясла художника, и уже через пару часов после того, как разнеслась весть о смерти, Давид был на улице Кордельеров, чтобы зарисовать лицо погибшего. Рисунок головы был выполнен пером, объёмность форм достигалась благодаря перекрещивающимся линиям, подобной гравюрной техникой художник воспользовался впервые и более к ней не обращался.

Давид придал Марату вид мученика революции, он добился этого, подражая любимому им Караваджо, в особенности его «Положению во гроб» – обратите внимание на безвольно свисающую руку в обеих работах, а также использование светотени. Обе картины построены таким образом, чтобы всё внимание зрителя было сконцентрировано на жертве

Ей отдали дань уважения такие художники, как Эдвард Мунк и Поль Бодри. Оба написали собственные «ремейки» работы Давида: Мунк поставил в центр обнаженную Шарлотту Корде, а Бодри, «развернув камеру», показал Марата и его убийцу с другого ракурса.

Картина Давида сделалась популярной мгновенно – в результате в позе Марата пришлось умирать самой Клеопатре.

Также к картине существуют множественные отсылки в поп-культуре. Картину Давида не раз цитировали в кино. Под впечатлением от композиции “Смерти Марата” была снята одна из сцен фильма Стенли Кубрика «Барри Линдон» (1975).

Современный бразильский художник Вик Мунис воссоздал «Смерть Марата», используя отходы свалки вблизи Рио-де-Жанейро в его документальном фильме 2010 года «Свалка».

Разумеется, “Смерть Марата” часто становится объектом для пародий и подражаний. Даже Леди Гага примерила этот образ. 

Давид и революция

Давид примыкает к революционерам: разделяя взгляды и убеждения якобинцев, в высшей степени уважительно относится к их лидерам Марату и Робеспьеру. В политические хитросплетения художник особо не вникал, но своей тонкой чувствительной кожей творческого человека чувствовал порывы общества в борьбе за справедливость и искренне вдохновлялся ими. После революции стал членом Конвента – нового законодательного органа Франции. Теперь, на лидерской позиции он получает возможность проводить реформы в художественной жизни своей страны: Академию преобразовать в Коммуну искусств, а Лувр, фонды которого благодаря Давиду значительно выросли, – в национальный музей. По ходатайству художника директором Лувра стал мастер рококо, пожилой уже Фрагонар, которого новая власть уже списала со счетов.

В 1793 году Давид решительно поддержал казнь Людовика XVI (Louis XVI), считая, что король Франции предал национальные интересы. В этом же году был убит один из лидеров якобинцев и идеолог Революции Марат: его заколола кинжалом Шарлотта Корде, аристократка и жирондистка (сторонница противоборствующей якобинцам партии). Художник, узнав новость, через два часа был уже на месте преступления, чтобы сделать наброски, запечатлеть страшную реальность для истории.

Но со временем паутина якобинского террора была разорвана: в 1794 году казнён Робеспьер. Давид как сторонник попал в тюрьму. В застенках родился невероятный по напряжённости автопортрет: стеклянный взгляд и напряжённые скулы человека, которого ждёт гильотина. К счастью, жена бросилась выручать оставленного мужа, что стоило огромных усилий. Давида отпустили.

Более поздняя история

Шарлотта Корде — Поль Жак Эме Бодри , картина 1860 года.

Одна из двух версий Смерти Марата, сделанная Эдвардом Мунком в 1907 году.

Широко восхищались во время террора, лидеры которого заказали несколько копий оригинального произведения (копии, сделанные в 1793–1794 учениками Давида для пропаганды) . Смерть Марата постепенно перестала быть «первой страницей истории» после свержения и казни Робеспьера. По его просьбе он был возвращен Давиду в 1795 году, который сам подвергался судебному преследованию за участие в терроре в качестве члена Комитета общей безопасности (ему пришлось бы дождаться возвышения Наполеона, чтобы снова стать заметным в искусстве). С 1795 года до смерти Давида картина томилась в безвестности. Во время изгнания Давида в Бельгию его спрятал где-то во Франции Антуан Гро , самый дорогой ученик Давида. В 1826 году (и позже) семья попыталась продать его, но безуспешно. Он был вновь открыт критиками в середине девятнадцатого века, особенно Шарлем Бодлером, чей знаменитый комментарий в 1846 году стал отправной точкой повышенного интереса среди художников и ученых. В 20-м веке картина вдохновила нескольких художников (среди них Пикассо и Мунк, представившие свои собственные версии), поэтов (Алессандро Моззамбани) и писателей (самым известным из которых был Питер Вайс с его пьесой « Марат / Саде» ).

Оригинал картины в настоящее время выставлен в Королевском музее изящных искусств в Брюсселе, поскольку он находится там в результате решения, принятого семьей в 1886 году, предложить ее в 1886 году городу, где художник жил тихо и умер в изгнании после падение Наполеона. Некоторые из копий (точное количество завершенных остается неизвестным), сделанные учениками Давида (среди них, Джоаккино Джузеппе Серанжели и Жерар), сохранились, особенно их можно увидеть в музеях Дижона, Реймса и Версаля. Оригинал письма, на котором все еще видны пятна крови и следы от воды в ванне, сохранился и в настоящее время находится в неприкосновенности и принадлежит Роберту Линдси, 29-му графу Кроуфордскому .

Другие художники также изображали смерть Марата, иногда намного позже фактов, чьи работы относятся или нет к шедевру Давида. Среди более поздних работ, Шарлотта Корде от Поль Бодри , окрашены в 1860 году, во время Второй империи , когда «темная легенда» Марата (сердитый монстр ненасытно жаждущих крови) была широко распространена среди образованных людей, изображает Шарлотта Корде в качестве настоящая героиня Франции, образец добродетели для подрастающего поколения. Версии Пикассо и Мунка не столько пытаются ссылаться на исходный контекст сам по себе, сколько противостоять современным проблемам с точки зрения стиля Давида. Бразильский художник Вик Мунис создал версию, составленную из содержимого городской свалки, в рамках своей серии «Изображения мусора».

Автобиографический фон

В 1898 году Эдвард Мунк познакомился с Матильдой, известной как «Тулла», Ларсен, шестилетней младшей дочерью богатого норвежского торговца вином. В последующие годы художник провел несколько летних поездок в Норвегии рядом с Ларсен, а также брал ее с собой в поездки за границу. Отношения были проблематичными, однако Матиас Арнольд говорит об отношениях любви и ненависти: Мунк, у которого уже были сложные отношения с женщинами, чувствовал эротическое влечение к молодой собственнической женщине, но в то же время угнетал и лишал свободы. Тулла Ларсен часто упоминалась как невеста Мунка, планы свадьбы были составлены, даже если Мунк ретроспективно утверждал, что только Ларсен говорил о помолвке и что у него никогда не было никаких планов жениться. Отношения достигли своего драматического апогея и закончились в 1902 году, когда в неурегулированном споре, возможно, после инсценированной попытки самоубийства, выстрел из револьвера (хотя неизвестно, в чьей руке он находился) и Мунк оказался на вершине. его средний палец левой руки.

По словам Арне Эггума и Сиссель Бьёрнстад, событие, которое произошло в его доме отдыха в Осгордстранде, оставило у художника глубокие шрамы. Согласно записям клиники, Мунк настаивал на местной анестезии во время следующей операции, независимо от его боли, чтобы иметь возможность следить за лечением. Свои впечатления он записал в картине « На операционном столе» 1902/1903 гг. Картина стала отправной точкой для многочисленных вариаций на тему, которые ему предстояло создать в последующие годы, включая мотив смерти Марата . В рамках процедуры был сделан рентгеновский снимок руки Мунка со сферой, который находится в музее Мунка в Осло и также выставлен на обозрение.

Даже если Мунку нужна была только левая рука, чтобы держать палитру во время рисования, изуродованные пальцы и постоянная боль напоминали ему о том, что происходило на протяжении всей его жизни, и его страх перед опасностью женственности подтвердился. В письме своему другу Яппе Нильсену в 1908/09 году Мунк писал: «Я понимаю, что никто дома не видел и не понимал мерзких действий девушки из богатого общества, которая больше не хочет жить со своей матерью и которая считает, что это к 30 годам дни юных девушек закончились, они могут — и его приемники и сутенеры … были готовы выкопать могилу, в которую я упал, — потому что они написали пьесу, которая должна была меня уничтожить … я прямо посередине, в самое сердце «.

Библиография

Работает

Жан-Клод Бонне ( реж. ), Ла Морт де Марат , Париж, Фламмарион ,1986 г., 510  с. ( ISBN  2-08-211526-7 , онлайн-презентация ).

Жан Старобинский , 1789, эмблемы разума , Париж, Фламмарион ,1979 г., 224  с. ( ISBN  2-08-081050-2 ).

(де) Йорг Трэгер , Der Tod des Marat: Revolution des menschenbildes , Мюнхен, Престель,1986 г..

  • Мишель Тево, Театр преступления. Очерк картины Давида , Éditions de Minuit, Париж, 1989.
  • Жак Гийому , 1793: смерть Марата , Брюссель, Complexe, колл.  «Память мира» ( п о  212)1989 г., 169  с. , .

(ru) Уильям Воган ( редакторы ) и Хелен Уэстон ( редакторы ), Марат Жака-Луи Давида , Кембридж, Cambridge University Press ,2000 г., 192  с. ( ISBN  0-521-56337-2 ).

  • Оливье Кокар, «Убийца Марата. Оскорбительные реконструкция «в Historia Mensuel , п о  691,Июль 2004 г..
  • (it) Луиджи Пеше, убийца Марата: тема браччо делла морте: реализм караваге и мориенди в Давиде , с.ед., сл, 2007.
  • Гийом Мазо, Корде против Марата. Два века образов , Версаль, Artlys, 2009.

Гийом Мазо , Историческая ванна: Шарлотта Корде и нападение на Марата, 1793–2009 гг. , Зейссель , Шамп Валлон , сб.  «Общественное дело»,2009 г., 426  с. ( ISBN  978-2-87673-501-9 , онлайн-презентация ).

Статьи

(ru) Х.-В. Круфт, «Античная модель Марата Давида» в журнале Burlington Magazine CXXV, 967 (октябрь 1983 г.), с.  605-607, CXXVI , 973, апрель 1984 г.

Ролан Мортье , «Смерть Марата в революционном образе», Вестник класса изящных искусств Королевской академии Бельгии , 6- я  серия, т. I, 10-11, 1990, с.  131-144.

М. Ванден Берге, И. Плеска, Новые взгляды на смерть Марата: между иезуитской моделью и мифологическими отсылками , Брюссель, 2004 г. (доступно только в KBR, Брюссель).

Гийом Mazeau, «Улыбка Марата», L’Histoire , п о  343,Июнь 2009 г..

Лаура Мальвано , «  Политическое событие в живописи: о Марате Давида  », Mélanges de l’École française de Rome. Италия и Средиземноморье , т.  106, п о  1,1994 г., стр.  33-54 ( DOI  10.3406 / mefr.1994.4307 , читать онлайн )

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: