История создания «Крика»
О том, как возникла идея создать «Крик», Мунк поведал сам, создав копию своего шедевра через год после оригинала.
На этот раз он поместил работу в простую рамку. А под ней прибил табличку, на которой и написал, при каких обстоятельствах возникла потребность в создании «Крика».
Эдвард Мунк. Крик. 1894 г. Пастель. Частная коллекция
Оказывается, однажды он шёл с друзьями по мосту вблизи одного фьорда. И вдруг небо покраснело. Художник онемел от страха. Его друзья пошли дальше. А он почувствовал невыносимое отчаяние от увиденного. Ему захотелось кричать…
Вот это своё внезапное состояние на фоне покрасневшего неба он и решил изобразить. Правда, сначала у него вышла вот такая работа.
Эдвард Мунк. Отчаяние. 1892 г. Музей Мунка, г. Осло
На картине «Отчаяние» Мунк изобразил самого себя на мосту в момент нахлынувших неприятных эмоций.
И лишь через несколько месяцев он сменил персонажа. Вот один из эскизов к картине.
Эдвард Мунк. Крик. 1893 г. 30х22 см. Пастель. Музей Мунка, Осло
Но образ явно оказался навязчивым. Впрочем, Мунк был склонен одни и те же сюжеты повторять неоднократно. И почти 20 лет спустя он создал ещё один «Крик».
Эдвард Мунк. Крик. 1910 г. Музей Мунка в г. Осло
На мой взгляд, эта картина более декоративная. В ней уже нет того щемящего ужаса. Демонстративно зеленое лицо подчёркивает, что с главным героем происходит что-то недоброе. А небо больше похоже на радугу с позитивными цветами.
Так что же за явление наблюдал Мунк? Или красное небо было плодом его воображения?
Я больше склоняюсь к версии, что художник наблюдал редкое явление перламутровых облаков. Они возникают при низких температурах недалеко от гор. Тогда кристаллы льда на большой высоте начинают преломлять свет зашедшего за горизонт солнца.
Так облака окрашиваются в розовые, красные, жёлтые оттенки. В Норвегии есть условия для такого явления. Вполне возможно, что именно его Мунк и увидел.
Библиография
- Арне Эггум, «Die Bedeutung von Munchs zwei Aufenthalten in Frankreich 1891 и 1892», в Sabine Schulze: Munch in Frankreich , Schirn-Kunsthalle, Франкфурт-на-Майне, в сотрудничестве с Musée d’Orsay и Musée Munch d ‘Oslo, Hatje , Штутгарт, 1992 ( ISBN 3-7757-0381-0 ) , стр. 123-125 .
- Арне Эггам, «Меланхолия», у Эдварда Мунка. Либе, Ангст, Тод , Кунстхалле Билефельд, Билефельд, 1980, без ISBN, стр. 131-132 .
- Райнхольд Хеллер, Эдвард Мунк. Leben und Werk , Prestel, Мюнхен, 1993 ( ISBN 3-7913-1301-0 ) , стр. 52-57 .
- Уве М. Шнеде, Эдвард Мунк. Die frühen Meisterwerke , Schirmer / Mosel, Мюнхен, 1988 ( ISBN 3-88814-277-6 ) , стр. 7-9 .
- Тон Скедсмо и Гвидо Магнагуаньо, «Меланхолия, 1891», Эдвард Мунк , Музей Фолькванг, Эссен, 1988, без ISBN, кат. 25.
Шепоты и «Крики»
Эдвард Мунк — без сомнения, норвежский художник № 1, так же как другой Эдвард — Григ — главный композитор. Но если Грига традиционно причисляют к романтикам и новатором не считают, поскольку на континенте этот стиль доминировал уже полвека, то Мунк, наоборот, опередил коллег из главных европейских центров искусства лет на 20. В Австрии, которая считается родиной экспрессионизма, он появился непосредственно перед Первой мировой войной — в начале 1910-х. Мунк же пришел к тем же принципам еще в начале 1890-х годов.
Манеру Мунка осторожно определяют как протоэкспрессионизм. Но на самом деле все темы экспрессионизма (сумасшествие, предчувствие глобальной катастрофы, тотальная безнадежность, тяга к убийству, болезненное восприятие своего и чужого тела) уже были сформулированы Мунком, причем в образцовых произведениях
Помимо «Крика» это, например, «Вампир» (вспомним одноименный фильм Карла Теодора Дрейера — шедевр уже киноэкспрессионизма), «Ревность», изображающая мужчину с безумными глазами, а за его спиной — любовников, «Красный плющ», где дом, увитый растениями, будто истекает кровью… (Все эти шедевры, кстати, можно будет увидеть на выставке.)
Фото: Музей Мунка
«Крик», пастель, 1893 год
Но именно «Крик» стал ключевым экспрессионистским образом, который не только предвосхитил, но и пережил сам стиль, превзойдя в массовом сознании все более поздние его проявления как самого Мунка, так и художников других стран.
«Крик» существует в четырех цветных вариантах и одном — монохромном (литография). Первые два варианта датируются 1893 годом. Сначала художник создал изображение пастелью на картоне (именно оно и будет экспонироваться в Москве), затем — наиболее знаменитую версию маслом. В 1895-м появились два авторских повторения: еще одна пастель и литография. А в 1910-м — последний вариант маслом.
Фото: Музей Мунка
«Крик», литография
Семь лет назад поздняя пастель оказалась в центре общественного внимания, поскольку была продана на аукционе Sotheby’s за $119,9 млн — на тот момент абсолютный рекорд для публичных торгов. С тех пор он уже неоднократно превзойден, но, во-первых, «Крик» больше не появлялся на торгах и будь выставлен снова, вероятно, рекорд был бы зафиксирован опять. А во-вторых, не стоит забывать, что это все-таки авторское повторение, да еще и не маслом в отличие от всех остальных работ в этой ценовой категории (больше $100 млн).
Фото: частная коллекция
«Крик», пастель, 1895 год
Интересно и то, что ни одной другой картины Мунка в топе аукционных продаж не было. Следовательно, если в случае с произведениями Пикассо, Модильяни и, конечно, Леонардо да Винчи покупатели платят в первую очередь за имя художника, то «Крик» ценен сам по себе. В чем же его исключительная привлекательность?
Сборная Йорданса: Эрмитаж соединил все российские полотна фламандца
В Зимнем дворце проходит крупнейшая отечественная ретроспектива младшего коллеги Рубенса
Живопись
В последующие годы Мунк неоднократно участвовал в выставках, но его работы терялись среди яркости оттенков и громкости имен художников. В 1886 году Эдвард презентовал дорогую сердцу «Больную девочку» и получил шквал негативных отзывов. В одной из местных газет появилась такая рецензия:
Поводом для критики стала видимая незавершенность работы и бесформенность. Молодого художника обвинили в нежелании совершенствовать технику и развиваться.
А Мунк считал «Больную девочку» своим прорывом. В качестве модели ему позировала 11-летняя Бетси Нильсен. Однажды она обратилась к отцу Эдварда за помощью — ее младший брат сломал ногу. Девочка была так взволнована и красива с раскрасневшимися заплаканными глазами, что юный живописец попросил ее стать натурщицей.
После жесткой критики Эдвард перестал быть искренним, его живопись неинтересна и чопорна. Спустя год, в 1889-м, он попробовал еще раз рассказать о сестре в картине «Весна». Создавая ее, Мунк выступил как импрессионист: можно увидеть, как колышутся занавески, и ощутить солнечный свет, льющийся из окна.
На полотне летнему дню противопоставлена тяжелая атмосфера, которая царит в комнате. Рыжеволосая девушка, откинувшись на подушку, с тоской смотрит на пожилую женщину, в ее руках лекарство. В одежде нет ярких тонов, скорее похоже на траурный саван. Чувствуется, что скоро к ним в двери постучит смерть.
В конце 1889 года, когда Мунк уехал на обучение в Париж, пришло известие о смерти отца. Художник впал в депрессию, оборвал связи с друзьями. Это событие стало одним из ключевых в творчестве экспрессиониста. Он написал тогда в дневнике:
В память об отце Эдвард написал картину «Ночь в Сан-Клу». В квартире, залитой ночным светом, у окна сидит человек. Современные искусствоведы видят в этом образе как самого Мунка, так и его отца, ожидающего смерть.
Картина Эдварда Мунка «Меланхолия»
Вернувшись на родину, художник начал работу над циклом работ, который позже получил название «Фриз жизни: поэма о любви, жизни и смерти». В нем Мунк хотел отразить стадии становления человека — от рождения до кончины. В цикл вошли ключевые произведения: «Мадонна», «Крик», «Танец жизни», «Пепел». Всего 22 картины, разделенные на четыре группы: «Рождение любви», «Расцвет и закат любви», «Страх жизни» и «Смерть».
Входит во «Фриз жизни» и картина «Меланхолия» 1881 года. Критики не приняли ее с восторгом, однако отметили, что Мунк обрел собственный стиль — яркие очертания, простые формы и полумрак, царящий во всех работах. Полностью цикл впервые был представлен в 1902 году.
Картина Эдварда Мунка «Крик»
В творчестве Эдварда Мунка насчитывается не одна сотня картин, но самой известной из них стал «Крик». В привычном издании на ней изображено человекоподобное существо, небо окрашено яркими оранжево-красными оттенками. Крик, вырывающийся из безгубого рта гуманоида, словно плавит пейзаж вокруг. Позади видны еще две фигуры. В своем дневнике Мунк писал:
Под впечатлением от увиденного в 1892 году художник написал картину «Отчаяние». На нем вместо распространенного существа изображен мужчина в шляпе. Спустя год Мунк набросал пастелью гуманоида, затем нарисовал его же маслом. Позже к этим версиям добавились еще две. Особо популярной является изображение 1893 года, которое хранится в Национальном музее в Осло.
Картина Эдварда Мунка «Отчаяние»
Искусствоведы нашли место, где Эдвард мог увидеть картину. Интересен факт, что раньше вблизи этого места располагалась крупнейшая в Осло скотобойня и психбольница. Исследовательница творчества Мунка отметила:
Отсюда, вероятно, и взялся «бесконечный крик, пронзающий природу».
Картина Эдварда Мунка «Созревание»
1894 год ознаменовался появлением двух работ — «Созревание» и «Девушка и смерть». Обе картины совмещают в себе контрастные явления. Так, в «Созревании» над юной, хрупкой, испугавшейся своей наготы девочкой нависла черная, пугающая тень.
Картина Эдварда Мунка «Девушка и смерть»
В произведении «Девушка и смерть» пышнотелая красавица целует скелетообразную смерть, принимая ее как лучшего друга. Такое противопоставление характерно для модерна.
Мунк создавал картины в разных жанрах: портрет, пейзаж, натюрморт. В поздний период его творчество стало грубым, а сюжеты — простыми. Чаще на его полотнах появлялись крестьяне и поля.
Детство и юность
Эдвард родился 12 декабря 1863 года в норвежском городе Лётен в семье Кристиана Мунка и Лауры Катрины Бьёльстад. У мальчика была старшая сестра Юханна София и две младшие — Игнер и Лаура, а также брат Андреас. Детство будущего художника проходило в переездах: отчасти из-за профессии Кристиана — военный врач, отчасти в поисках более дешевого жилья.
Эдвард Мунк и его сестра Ингер
Хотя семья Мунк жила бедно, к их роду примыкали влиятельные творческие личности. Так, дальним родственником был художник Якоб Мунк. Дедушка Эдварда запомнился миру как талантливый проповедник, а брат Кристиана, Петер Андреас – выдающийся историк.
Когда маленькому Эдварду исполнилось 5 лет, мать умерла от туберкулеза, и хозяйство на себя взяла ее сестра Карен. Кристиан, будучи человеком религиозным, после смерти супруги впал в фанатизм. Он рассказывал сыновьям и дочерям холодившие кровь истории про ад, и на почве этого Эдварду часто снились кошмары. Чтобы сбежать от тревожных видений, мальчик рисовал. Уже тогда его эскизы выглядели талантливо.
Эдвард Мунк
В 1877 году от туберкулеза умерла старшая сестра Эдварда, София. Молодой человек был с ней близок, поэтому тяжело воспринял утрату. Печальное событие стало причиной разочарования в вере. В дневнике Мунк вспоминал, что отец «ходил взад-вперед по комнате, молитвенно сложив руки», но это никак не помогало девушке выздороветь. Дни, проведенные с умирающей сестрой, позже отразились в картинах «Больная девочка» и «Весна».
Болезни так или иначе преследовали семью Мунк. Вскоре после кончины Софи еще одна сестра Эдварда, Лаура, начала странно себя вести. Она часто тревожилась, закатывала истерики, в другие дни сидела тихо и ни с кем не разговаривала. Ей диагностировали шизофрению.
Автопортрет Эдварда Мунка
Кристиан видел в сыне инженера, поэтому в 1879 году, в 16 лет, Эдвард поступил в технический колледж. Ему легко давались физика, химия и математика. Несмотря на успехи, спустя год молодой человек отчислился, решив стать художником. Начинания мальчика отец не поддерживал: он считал занятия творчеством пошлыми. Несмотря на протесты, в 1881-м юный живописец поступил в Королевскую школу рисования в Осло.
В 1883 году имя Эдварда Мунка впервые услышали в норвежском обществе. В качестве творческого дебюта экспрессионист представил «Этюд головы». С этого началось становление великого художника.
Фриз жизни. Берлинский период.
В 1892 году Эдвард Мунк выставлялся в родном Осло. Экспозиция поразила консервативного пейзажиста Адельстена Нормана. Он организовал показ картин экспрессиониста в Берлине. Разгорелся скандал: консервативное Объединение художников требовало отмены мероприятия «из уважения к искусству и честному труду». Молодые художники более прогрессивных взглядов были не согласны со старшими товарищами. Произошел конфликт, который привел к расколу внутри Объединения: группа художников и скульпторов, отвергающих господствующее академическое искусство, образовали Берлинский сецессион.
Художник, уже привыкший к желчным замечаниям критиков, отнесся к ситуации с нескрываемой иронией:
Событие бурно обсуждалось в прессе. Оно подняло Мунка еще на одну ступень славы, он стал предметом многих дискуссий и обсуждений. В это время искусство живописца пока мало кому нравилось, но интерес к личности стремительно возрастал. Количество друзей Мунка из творческой элиты увеличивалось. Это также способствовало его популярности.
В 1894 году в Германии об эксцентричном экспрессионисте уже выходили книги, ему же исполнился всего 31 год.
В Берлине Мунк познакомился с Альбертом Кольманом, богатым ценителем искусства. Их долгие беседы об оккультизме и духовности человека натолкнули живописца на мысль о создании серии полотен, которые он считал своим главным созданием.
На родине художник начал работу над циклом картин «Фриз жизни: поэма о любви, жизни и смерти». Мунк хотел изобразить этапы человеческого становления и бытия.
Танец жизни, 1900 Пепел, 1894
Описание изображения
Сразу же на переднем крае изображения на каменистом пляже сидит сгорбленная мужская фигура. Она задумчиво подперла голову рукой — классическая поза меланхолии . Версия 1892 года отличается от других картинок тем, что фигура полностью помещена в правый нижний угол. Отклоненная голова и направление руки усиливают движение за пределы изображения
Это угловое положение всегда привлекает внимание зрителя к пейзажу, который, таким образом, становится равной частью картины. В верхней части рисунка виден пешеходный мостик, на котором изображены три фигуры: пара и мужчина с веслами
Вы идете к желтой лодке в конце пирса. Изогнутая береговая линия, которая продолжается за причалом, создает эффект глубины . Он соответствует деревьям и облачным образованиям на заднем плане.
Меланхолия (1892, фрагмент)
Первая версия картины 1891 года представляет собой смешение различных живописных техник: пастели , масла и карандаша . Части холста остались совершенно неокрашенными. По словам Ганса Дитера Хубера, это придает картине сухой фресковый эффект. Более поздние картины маслом также сохраняют двумерные формы с сильно упрощенными контурами, напоминающими синтетизм . Здесь нет воздушной перспективы и затенения , только голова и рука фигуры демонстрируют трехмерную пластичность. По словам Тона Скедсмо и Гвидо Магнагуаньо, картина предвосхищает стиль будущих работ Мунка в своей широкой манере письма и «упрощении и стилизации линий, формы и цвета».
Берлин
Осенью1892г Мунк представляет выставку своих картин, куда были включены плоды его пребывания во Франции. В результате, его приглашают показать эти же работы в Берлине. Выставка обернулась скандальным успехом. Респектабельная публика и мастера классической художественной школы, посчитали Мунка анархистом. Работа выставки была прекращена.
Эти события принесли славу норвежскому художнику, а потому он решает остаться в Германии. Он вступает в общество литераторов, артистов и интеллектуалов, в котором было много представителей Скандинавии. Среди них были: норвежский скульптор Густав Вигеланд, датский писатель Хольгер Дракман, польский поэт Станислав Пржебежевски, германский историк Юлиус Мейер-Графе. Наиболее значимыми для Мунка, были встречи со шведским драматистом Аугюстом Стриндбергом. Они обсуждали философию Ницше, оккультизм, психологию, сексуальность человека.
«Меланхолия» (1894-96)
В декабре 1893г Мунк представил очередную выставку своих работ, среди которых были шесть картин, положивших начало циклу «Фриз Жизни — Поэма о Жизни, Любви и Смерти». Цикл включает в себя такие произведения как, «Роза и Амелия», «Вампир» — мотивы навеяны ночной стороной любви. В основе нескольких картин лежит тема смерти. В качестве примера — «Комната умирающего», нарисованная резкими, но бесцветными красками. На картине изображена финальная сцена, разыгравшейся драмы. Сюжет полотна базируется на воспоминаниях Мунка о смерти его сестры. Представлена вся семья художника, а фокус произведения направлен на фигуру, представляющую самого Мунка. В следующий год, «Фриз Жизни» был пополнен картинами «Тревога», «Прах», «Мадонна» — в основе которых, лежит дух Символизма.
Вместе с Мейром-Графе, Пржебежевски опубликовывает статьи о Мунке, характеризуя его творчество, как «психологический реализм».
интерпретация
Альф Бё считает меланхолию «большим личным прорывом» для Мунка. После отдельных более ранних попыток, таких как «Больной ребенок» или « Ночь в Сен-Клу» , Мунк обнаружил в этой ключевой работе психологически насыщенный стиль живописи, который стал характерным для его символистских работ 1890-х годов. По словам Тоне Скедсмо и Гвидо Магнагуаньо, картина Мунка в первую очередь выражает настроение. Мысли и эмоции художника сразу переносятся на холст. Природа служит носителем настроения. От крупных упрощенных форм до изогнутого ритма береговой линии и тусклых тонов окраски — композиция полностью подчинена созданию настроения.
Ханс Дитер Хубер анализирует влияние цветов от «зелено-желтой дымки зависти» до «змеино-сине-фиолетовой» береговой линии, которая связывает меланхолика с тем, что происходит на пристани, и «хочет заманить в ловушку и заманить в ловушку. захватить »его. Желтая лодка, которая дала картине одно из альтернативных названий, также имеет цвет ревности , что уже подчеркивал Кристиан Крог : «Спасибо Мунку за то, что лодка желтая — если бы не это, у Мунка не было бы нарисовал картину ». Шелли Вуд Кордулак, в частности, обращается к необычному черному цвету пляжа, который не только композиционно сочетает черную фигуру на переднем плане с силуэтами того же цвета на заднем плане и, таким образом, раскрывает причину меланхолического настроения. , но это также выражение печали и меланхолии с точки зрения цветных символов .
Анн Темкин, куратор MoMa , гибкость береговой линии напоминает внутренний мир воображения, а также внешний ландшафт. Для Арне Эггума он символизирует одиночество и чувство пустоты меланхоличной фигуры на переднем плане, видение которой вызывает в воображении пару на пешеходном мосту. Рейнхольд Хеллер также видит в паре проекцию ревнивого мужчины. Напряжение между иллюзией и реальностью усиливается используемыми изобразительными средствами, такими как контраст между пространственной глубиной и плоскими формами. Сам Мунк описал в заметке 1894/95: «Ревность — длинный, заброшенный банк». Ульф Кюстер напоминает сцену из драмы Ибсена « Призраки» . Как сообщает Хелен Алвинг в драме «Призраки», которую зрители не видят, фигура на переднем плане в картине Мунка также, кажется, передает зрителю то, что происходит на заднем плане. Этим Мунк перенес драматическую технику пондоскопии в живопись.
Уве М. Шнеде видит фигуру на переднем плане как посредника, нарушающего единство картины. С одной стороны, он символизирует самого художника и его оторванность от происходящего, с другой — обращается напрямую к зрителю и вызывает его симпатию. В отличие от искусства начала 19 века, предмет больше не является частью действия и составляет центр картины, а обрезан и даже повернут по краю. Три фигуры на пешеходном мосту принадлежали другому миру, они символизировали классические вершины перехода на остров любви и залиты яркими многообещающими красками. Остается одинокий, уверенный в себе человек, лишенный счастья других. Вместо этого он переводит конфликты между внутренним и внешним миром в творческий процесс. Таким образом, Меланхолия уже показывает основное созвездие следующих картин « Отчаяние» и «Крик» , в которых происходит разрыв между фигурой от первого лица и окружающей средой, и это превращается в «пейзаж смерти». Более поздняя модификация мотива , также названная « Отчаяние» , помещает фигуру Яппа в меланхолию под красным небом крика , «добавочная композиция» по Хеллеру, которая теряет интенсивность и эффект более ранних мотивов.
Описание
На картине изображён печальный молодой человек, сидящий, подперев голову рукой, на пустынном каменистом побережье, в котором узнаётся реальный осгорстраннский пейзаж. «Меланхолия» стала одной из картин, в которых окончательно выкристаллизовывается характерный стиль художника: выразительные, четко очерченные контуры, упрощённые формы, сумрачное, несколько загадочное настроение. Влияние импрессионизма, ощутимое в его недавних работах («Ночь в Сен-Клу», «Звёздная ночь», «Весна на улице Карла Юхана»), практически не чувствуется. Предполагается, что на становление его нового стиля повлияли работы Поля Гогена, которые он мог видеть во Франции.
Герой картины — это близкий друг Мунка Яппе Нильсен, на момент написания картины вовлечённый в несчастливый роман с Одой Крог, супругой влиятельного художника Кристиана Крога.
Загадки картины Мунка
Что же значит образ центральной фигуры шедевра? Ответить на этот вопрос исследователи не могут уже много десятилетий. Есть самые разные предположения о том, что может напоминать фигура – от скелета до эмбриона.
Как мне кажется, не стоит искать точного прототипа или символа. Эдвард Мунк хотел передать не внешние эффекты и образы, а своё внутреннее состояние, то, что он ощутил во время рокового заката.
На это указывает и небо, не менее детально прописанное на холсте. Краски небес кажутся по-настоящему огненными, создавая атмосферу отчаяния, граничащего с безумием. Было ли такое цветовое решение преувеличением, к которому порой тяготеют творческие люди?
Как показывает история, Мунк мог передать совершенно реалистичную палитру заката. В 1883 году произошло мощное извержение Кракатау. Вулканическая активность и всплеск природной энергии стали причиной очень ярких, практически кроваво-красных закатов в разных уголках мира. Не исключено, что Мунк мог наблюдать одно из таких явлений.
Впервые на публике “Крик” появился в 1893 году, открыв серию подобных картин. Конечно, впечатление от работы было неоднозначным. Современники Мунка рассказывали, что на выставку даже пришлось пригласить полицию, чтобы возмущённые посетители не устроили погромы.
Несмотря на это, о картине не переставали говорить. Никто из людей, увидевших шедевр воочию, не остаётся равнодушным, переживая самые разные, но неизменно яркие эмоции.
Работа Эдварда Мунка, названная “Криком” в своё время поразила берлинскую публику, а позднее покорила весь мир. Своеобразный стиль, новые формы экспрессионизма стали свежим веянием в искусстве прошлого века
С момента создания картины прошло уже немало лет, но и сегодня она не перестаёт притягивать внимание, удивлять, вызывать самые разные предположения. Вероятно, именно в этом и заключается суть шедевра – сочетать в одном творении миллионы сюжетов, но оставаться вечной загадкой
Биография Эдварда Мунка
Эдвард Мунк родился в многодетной семье военного врача. Детство Эдварда было абсолютно безрадостным. В глубокой старости художник вспоминал: «Болезнь, сумасшествие и смерть были черными ангелами, слетевшимися к моей колыбели, чтобы сопровождать меня на протяжении всей жизни».
После окончания школы Мунк какое-то время учился на инженера, но порвал с этой идеей, движимый стремлением заниматься живописью. В 23 года он выставил на суд зрителей свою первую картину «Больной ребенок», вызвавшую бурю негодования и давшую критикам повод для упреков в пессимизме и натурализме.
На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой. Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило. Это продолжалось около четырёх лет, и однажды в 1902 году девушка и друзья Мунка разыграли его, сказав, что девушка умерла, и показав её тело. По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника. Мунк перенёс розыгрыш очень болезненно, в тот же день между ним и друзьями произошла ссора, в которой Мунк повредил себе левую руку, позднее ему ампутировали палец.
Позже он ещё несколько раз вступал в ссоры со знакомыми и незнакомыми людьми, в конце концов в 1908 году его поместили в психиатрическую клинику в Копенгагене с душевным расстройством. Всего он провёл там более полугода. За время пребывания в клинике Мунк оставил рисунки и гравюры, в том числе портрет лечившего его профессора Якобсона.
В 1920-е годы у художника развилось глазное заболевание, из-за которого он почти полностью прекратил писать.
В последние десятилетия жизни к Мунку пришли слава и признание. В крупнейших городах Европы прошли его персональные выставки, в 1933 году он стал кавалером Большого креста ордена Святого Олафа.
Контекст
Тема меланхолии в пейзаже имеет давнюю традицию в истории искусства; Таким образом, Иоанн Креститель в пустыне по Гертген тот Синт Янс и Melencolia по Альбрехта Дюрера . Искусствовед Arne Eggum устанавливает связь с гравировкой Вечер в Макса Клингера , который был хорошо известен Kristiana и Столовую Христа на горе Елеонской , на Гогена , который, как Мунк, отражал состояние страдания художника.
Ода Крог и Яппе Нильссен , 1891.
Искусствовед Райнхольд Хеллер, безусловно, связывает эту тему с художественной традицией, но отвергает идею прямых отношений с Дюрером или Гогеном: Мунк черпал вдохновение больше из собственных воспоминаний, чем из истории искусства. Таким образом, персонаж, сидящий на берегу, будет символом, позволяющим выразить глубокие человеческие чувства. Картины-предшественники этой меланхолической темы — Nuit à Saint-Cloud, где задумчивый мужчина изображен на краю окна, или портрет его сестры Ингер на пляже , где природа также является отражением человека. чувства. В работах Мунка мы часто встречаемся с персонажами на пляже, чаще всего вечером. Историк искусства Матиас Арнольд пишет: «Существа бывают поодиночке или парами, но тогда так же одиноко, на берегу и созерцают море, отражение своей души. »
В 1891 году, как и в предыдущие годы, Мунк провел лето в Осгардстранде, небольшом морском курорте на окраине Осло-фьорда , месте летнего отдыха многих местных жителей и художников из близлежащей Кристианы (современный город Осло ). Его 21-летний друг Яппе Нильссен, а также пара художников Кристиан и Ода Крог провели лето в одном и том же месте, и Мунк стал свидетелем несчастного завершения любовного романа своего друга с замужней женщиной, которая была на десять лет старше ее. Эти отношения пробудили в Мунке воспоминания о его собственных отношениях с Милли Таулоу несколькими годами ранее.
Мунку также был 21 год, когда в 1885 году он влюбился в жену своего двоюродного брата Карла Таулоу (брата Фрица Таулова ), запретная любовь, которая давно преследовала его и которую он выражал между 1890 и 1893 годами в романтических описаниях, в которых он давал свои любимое имя «фрау Хейберг». В конце отношений он написал: «После этого я потерял всякую надежду на любовь. « По словам Райнхольда Хеллера, Яппе Нильсен возродил у Мунка его прошлые чувства, и он дал ему художественное вдохновение.
В тексте, написанном, вероятно, в начале 1890-х годов, Мунк описывает настроение картины: «Был вечер. Я шел по морю, лунный свет пробивался сквозь облака. » Мужчина идет рядом со своей женой, пока не понимает, что это иллюзия чувств, а жена отсутствует. Внезапно он думает , что он признает , на длинной набережной, «мужчина и женщина, они идут к желтому лодке , в которой человек проводит весел . Походка женщины напоминает ему об этой женщине, которую он знает за много километров. «Пара садится в лодку, сначала он, а потом она. » Они плывут на остров, и человек представляет, как они идут рука об руку, а он остается один. «Лодка становилась все меньше и меньше — весла грохотали по поверхности воды — я был один — волны накатывались на нее и умирали на скале. Но там, в открытом море, остров, казалось, смеялся теплой летней ночью. »
Подведём итог: почему «Крик» — шедевр
Андрей Аллахвердов. Эдвард Мунк. 2016. Частное собрание (всю серию портретов художников XIX-XX веков смотрите на сайте allakhverdov.com).
«Крик», конечно, феноменален. Ведь художник использовал очень скупые средства. Простейшие цветовые сочетания. Много-много линий. Примитивный пейзаж. Упрощённые фигуры.
И все это в совокупности невероятным образом выражает самые глубинные человеческие эмоции. Страх и отчаяние. Гнетущее чувство одиночества. Болезненное предчувствие надвигающейся катастрофы. Ощущение собственного бессилия.
Эти эмоции можно почувствовать так пронзительно, что ничего удивительного в том, что картину наделяли мистическими свойствами. Якобы любой, кто её коснётся, подвергается смертельной опасности.
Но мы в мистику верить не будем. А лишь признаем, что «Крик» — настоящий шедевр.
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.