Сочинение по картине шмаринова крестьянские дети 5 класс

« Спящий пастушок» (между 1823-1826)

Летний день. Ярко светит солнце, освещая своими лучами голубое небо, зеркальную речку, зеленые берега, лесистые холма, далекую пашню… Вот стоит ряд крестьянских домишек с огороженными частоколом огородами. Крестьянка несет воду с речки. Деревня живет своей незатейливой жизнью, которая тесно связана с природой.

На переднем плане изображен спящий сладким сном пастушок. На нем теплая домотканая одежда с красным пояском, на ногах лапти с онучами. Его правая нога вытянута вперед, руки расслаблены. В образе бедного пастушка видна гармония человека и природы.

Попросите ребенка описать картину. Задайте ему несколько вопросов:

  • Какое время года изображено на картине?
  • Как изображена природа?
  • Какое настроение передает художник нам, зрителям?
  • Что делает мальчик? (Спит)
  • Чем он занимается в своей жизни? (Пасет коров).
  • Из какой он семьи? Какая у него одежда? (Он одет в рубаху, порты и армяк).
  • Во что он обут? (в лапти с онучами).

Рассматривая одежду и обувь героя картины, родители должны обращать внимание на развитие словарного запаса ребенка. Необходимо объяснить ему значение старинных слов, вышедших сегодня из употребления, таких как армяк, порты, лапти, лыко, луб, онуча…

Сочинения по картинам 5-9 класс

  • Иллюстрация к «Сказке о Золотом петушке» Билибина
    (512)

    Картина известного русского художника Ивана Билибина, который один из первых рассмотрел проблему иллюстраций детской литературы. На сегодняшний день сложно представить себе книжку без картинок. Самые лучшие иллюстрации были нарисованы еще во времена развития детской литературы, но до сих пор пользуется популярностью.Эта картина является частью…

  • Иллюстрация к былине «Вольга» Ивана Билибина
    (430)

    Билибин постоянно тяготел к иллюстрированию разного рода былин и сказаний. «Иллюстрация к былине Вольга» выполнена в орнаментальном графическо-декоративном исполнении, которая полностью основана на мотивах былин и преданий русского народа.Иллюстрация выполнена тушью подцвеченного акварелью, при этом стоит отметить, что Билибин смог выработать…

  • Иллюстрация к сказке «Белая уточка» работы Ивана Билибина
    (515)

    Иллюстрирование «Белой уточки», ровно как и еще шести сказок, знаменательно тем, что Билибин смог разработать и активно внедрить в свое творчество особую технику рисунка – тушь, подцвеченную акварелью.Билибин был приверженцем использования русского орнамента в оформлении своих произведений. В связи с этим он часто посещал российские глубинки,…

  • Иллюстрация к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» работы Ивана Билибина
    (472)

    Каждый из нас помнит чудесные русские сказки, которые он читал в детстве. Со временем они совершенно изменялись. Люди рассказывали их друг другу, добавляя что-то свое и этим существенно обогащая общее содержание. Сказки сначала не публиковались. Лишь в 17 веке, во второй его половине стали появляться книжки, которые именовались лубком.В них…

  • Описание иллюстрации Ивана Билибина к сказке «Иван-Царевич и жар птица»
    (888)

    Перед нами иллюстрация к знаменитой сказке. Билибин – настоящий мастер, сумевший передать особую красоту этого удивительного жанра. Сказки позволяют нам погрузиться в мир полный чудес. В нем травы. Звери и птицы умеют разговаривать. Человек их прекрасно понимает.Жар-птица – истинное волшебство. С такой героиней не сравниться ни одна птица. Ее…

  • Описание картины И. Грабаря Февральская лазурь
    (483)

    И.Грабарь один из русских художников-живописцев 19-20 веков, его учителями были такие известные личности как И.Репин и П.Чистяков. Больше всего мастер любил изображать на своих полотнах несравненную красоту родных русских земель.Художник очень трепетно относился к истинно русскому дереву — березе, и именно ее очень часто можно встретить на…

  • Описание картины Сальвадора Дали «Мадонна Порт-Льигата»
    (424)

    Будучи некогда неверующим, психика Гения кардинально изменилась, и он обратился в веру. Эти изменения сразу же выразились в его творчестве – странные образы объединились с христианскими мотивами в купе с мистицизмом.Он сотворил две версии полотна «Мадонна Порт-Льигата». В лике Богоматери прослеживаются черты его любимой супруги Галы, которую он…

  • Сочинение И. К. Айвазовский “Радуга”
    (545)

    Иван Константинович Айвазовский – знаменитый русский живописец-маринист. В картине “Радуга” нашли отражение романтическое мировосприятие мастера, его восхищение необъятной, вечно изменчивой стихией моря. В центре внимания художника – тема кораблекрушения. Зрительно полотно можно разделить на две части. Задний план более мрачен, преобладают…

  • Сочинение по картине «Май 1945» А. и С. Ткачёвых
    (741)

    Художники братья Ткачёвы, Сергей Петрович (1922) и Алексей Петрович (1925) приобрели значи­тельную известность ещё в середине прошлого века.

    Художники имеют многочисленные награды и звания. Ещё с 1948 г. они начали писать картины вместе, в две кисти — такое бывает не так часто, особенно соавторство на столь продолжительный период.
    Военная тема занимает…

  • Сочинение по картине 3. Е. Серебряковой «За туалетом. Автопортрет»
    (473)

    Судьба талантливой художницы Зинаиды Васи­льевны Серебряковой сложилась счастливо и одно­временно трагически. Родившись в семье Лансере-Бенуа, в которой было несколько поколений талантли­вых архитекторов, скульпторов, художников, Зинаида Васильевна не могла избрать иного занятия, не свя­занного с искусством. Счастливое детство, юность,…

Визуальные эффекты

Рассматривая картину, мы можем заметить очень интересные визуальные эффекты. Во-первых, Алексеем Гавриловичем специально занижена линия горизонта. Такой прием используют иконописцы, но Венецианов применил его и для светской живописи. Использование низкого горизонта придает монументальность и торжественность главной героине картины.

Еще одной хитростью художника является то, что на заднем плане он изобразил другую крестьянку, то есть использовал метод «зеркальности». Зрительно кажется, что это не другая женщина, а та же сделала круг и удаляется от нас далеко в будущее, подобно весне. Возможно, художник использовал такой прием для подчеркивания всего цикличного, происходящего в природе.

«Захарка»

Это произведение является портретом простого деревенского мальчика. Его лицо изображено крупным планом, автор очень детально прорисовал его одежду, в то время как задний фон в данном случае показан весьма условно, поскольку теперь художника интересовала в первую очередь психологическая характеристика ребенка. Выражение лица мальчика не по-детски взрослое. Глядя на его сдвинутые брови, упрямый и прямой взгляд, твердо сжатые губы, зритель сразу понимает, что он с малых лет привык к суровой трудовой жизни, о чем говорит древко инструмента, которое он сжимает в своей руке.

Не зря столь подробно показал одежду мальчика Венецианов. Захарка одет в грубый полушубок, на нем шапка и варежки, которые явно велики мальчику. Это показывает зрителю, что он получил эту одежду от взрослого родственника. Картина отличается от вышеперечисленных тем, что художник обратился к анализу личности крестьян. Автор показал душевную твердость, ум и уверенный характер мальчика, весь вид которого говорит о том, что ему предстоит нелегкий жизненный путь.

Известные произведения Венецианова Алексея Гавриловича

Картина «Спящий пастушок» написана в 1823-1824 годах, находится в Государственном Русском Музее, в Санкт-Петербурге. Венецианов был первым художником в русской живописи, который не просто изображал быт крестьян, а создавал поэтических образ русского человека, в гармонии с окружающим миром. «Спящий пастушок» одна из самых поэтичных картин в творчестве Венецианова. Крестьянские дети изображались им с особой теплотой и лирической приподнятостью.

На картине крестьянский мальчик, уснувший в поле, на берегу узкой речки. Спит, прислонившись к стволу старой берёзы. На заднем плане – русский пейзаж с покосившейся избушкой, редкими ёлочками и бескрайними, уходящими до самого горизонта полями. Художник стремился передать умиротворение и покой, лирическую любовь к природе и человеку. В «Пастушке» нет и следов нарочитого позирования, напротив, весь облик спящего мальчика отмечен чертами живой и непринужденной естественности. Венецианов с особенной тщательностью подчеркивает в нём национальный русский тип и придает его лицу выражение неподдельной и трогательной душевной чистоты. Критика иногда упрекала Венецианова за несколько манерную позу пастушка, но этот упрек несправедлив – именно поза спящего мальчика с её своеобразной оцепенелостью, хорошо передающей состояние сна, свидетельствует о меткой наблюдательности художника и о близости его образов к живой натуре.

Картина «Захарка» исполнена русским художником в 1825 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Венецианов показывал крестьян в их повседневной жизни. Трудовым людям в его картинах свойственны черты собственного достоинства и благородства. В то же время художник старается передать натуру в соответствии с реальностью.

На картине Венецианов изобразил портрет мальчика, Захарки – сына крестьянина Федула Степанова, взятого Венециановым из отдалённой деревни Сливнево. Крестьянский мальчик, хоть и маленький, но вид у него важный, деловой. Образ Захарки очень близок некрасовским образам крестьянских детей; это их предшественник в русском искусстве. Ну, прямо мужичок с ноготок!

Большие живые глаза смотрят из под огромной шапки, наползающей на лицо. В лице крестьянского мальчика читается энергия, ум. Волевой характер Захарки говорит зрителю о том, что это уже настоящий работник в семье.

Картина «На пашне. Весна» исполнена в первой половине 1820-х годов, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Это одна из самых известных картин Венецианова, была написана вскоре после картины «Гумно». Первоначальное название картины – «Женщина, боронящая поле», затем «Крестьянка в поле, ведущая лошадей». Картину называли «Деревенская женщина с лошадьми». Своё конечное название картина приобрела, когда была создана серия Венецианова «Времена года», в которую было включено полотно «На пашне. Весна».

Картина выглядит странно, если говорить о её сельской действительности. Это видно из высокого роста женщины по сравнению с лошадьми, её необычайного изящества. Казалось бы весеннее время года и в то же время перед нами ребёнок в тонкой рубашке, и венки из цветов необычайной для этой поры года васильковой синевы. Все эти «странности» необыкновенно звучат на фоне русского пейзажа. Это уже не просто фон. Венецианов первым предвосхитил события истории пейзажа, увидел гармонию русских полей, передал состояние весеннего неба, с редкими облаками, летящими к горизонту. И всё это дополняют лёгкие силуэты деревьев. Несколько пар таких крестьянок с лошадьми изображены на картине, замыкающие круг. На поле совершается великое таинство мирового круговорота.

История

В искусствоведческой литературе существуют разные датировки времени создания картины «На пашне. Весна». Зинаида Фомичёва в монографии 1949 года высказывала предположение, что эта картина была создана в 1810-х годах, а Алексей Савинов в своей книге 1955 года в качестве даты создания картины указывал начало 1830-х годов. Эта неопределённость связана с тем, что Венецианов, как правило, не подписывал и не датировал свои картины. Тем не менее современные исследователи полагают, что картина «На пашне. Весна» была написана Венециановым в первой половине 1820-х годов, и именно этот временной период указан в каталоге Третьяковской галереи.

На жатве. Лето (середина 1820-х, ГТГ)

Сенокос (середина 1820-х, ГТГ)

Вместе с двумя другими произведениями, написанными в середине 1820-х годов, — «На жатве. Лето» (ГТГ, инв. 156) и «Сенокос» (ГТГ, инв. Ж-1819), картина «На пашне. Весна» рассматривается как часть цикла картин художника, связанных с крестьянским трудом. Иногда эти три произведения Венецианова называют «Временами года» (весна, лето и осень) и даже высказывают предположение, что могла существовать и завершавшая этот цикл четвёртая картина художника — «Зима», но никаких сведений о ней не сохранилось. При этом, так как для крестьян трудовой год начинался в пору весеннего пробуждения земли, вполне вероятно, что картина «На пашне. Весна» представляла собой первую часть этого цикла.

«Спящий пастушок» (между 1823-1826)

Летний день. Ярко светит солнце, освещая своими лучами голубое небо, зеркальную речку, зеленые берега, лесистые холма, далекую пашню… Вот стоит ряд крестьянских домишек с огороженными частоколом огородами. Крестьянка несет воду с речки. Деревня живет своей незатейливой жизнью, которая тесно связана с природой.

На переднем плане изображен спящий сладким сном пастушок. На нем теплая домотканая одежда с красным пояском, на ногах лапти с онучами. Его правая нога вытянута вперед, руки расслаблены. В образе бедного пастушка видна гармония человека и природы.

Рекомендации родителям

Попросите ребенка описать картину. Задайте ему несколько вопросов:

  • Какое время года изображено на картине?
  • Как изображена природа?
  • Какое настроение передает художник нам, зрителям?
  • Что делает мальчик? (Спит)
  • Чем он занимается в своей жизни? (Пасет коров).
  • Из какой он семьи? Какая у него одежда? (Он одет в рубаху, порты и армяк).
  • Во что он обут? (в лапти с онучами).

Рассматривая одежду и обувь героя картины, родители должны обращать внимание на развитие словарного запаса ребенка. Необходимо объяснить ему значение старинных слов, вышедших сегодня из употребления, таких как армяк, порты, лапти, лыко, луб, онуча…. После обсуждения картины предложите сыну или дочери составить небольшой рассказ с использованием старинных слов

После обсуждения картины предложите сыну или дочери составить небольшой рассказ с использованием старинных слов.

Популярные сочинения

  • Сочинение про море Думаю, что море — одно из самых атмосферных мест, в которых только бывал человек, и ни один мегаполис не сравнится с ним. Море кажется совершенно обычным местом, однако в этом и заключается его уникальность.
  • Сочинение Как мы готовили подарки на 8 марта 8 Марта — Международный женский день. День наших мам, бабушек и сестер. И всегда в этот день хочется чем-нибудь порадовать своих близких. В этом году мы собрались большой компанией, чтобы приготовить подарки на 8 марта
  • Друга за деньги не купишь — сочинение Настоящего верного и преданного друга сложно найти. У многих уходят года, но они так и не находят человека, которому можно спокойно рассказать свои секреты и тайны, пообщаться на разные темы, с которым будут свои шутки и приколы.

«На жатве. Лето»

Данная картина является своеобразным продолжением вышеописанного полотна. На ней автор показал крестьянку на отдыхе во время сбора сена. Композиция залита ярким светом, что передает спокойный, умиротворенный дух, которым дышит эта картина. Художник снова показал колорит русской природы.

Основную часть полотна занимает безбрежное поле жатвы, залитое ярким солнечным светом. Остальную половину холста занимает вид чистого неба с легкими облачками.

На этом фоне особенно хорошо выделяется фигура крестьянки в живописном костюме: красная юбка, белая кофта великолепно гармонирует с окружающим пейзажем.

Описание картины Венецианова «На пашне. Весна»

Невозможно представить себе русскую живопись без шедевра Венецианова. На заднем плане картины виднеется распаханное весной поле. Зеленеет трава, потому что края художник оставил нетронутыми. Справа мы видим тоненькие деревья и странный скошенный пень.

На переднем плане полотна перед нами встает очень нарядная молодая крестьянка. На ней розовый сарафан и красивый кокошник. Женщина легкой и плавной походкой ведет за собой двух лошадей, тянущих борону. Крестьянка легко ступает босыми ногами, словно танцует и слегка улыбается.

Справа на переднем плане мы видим младенца. Он спокойно забавляется своими игрушками. Все, что изображено на полотне, очень красиво: пейзаж, женщина, лошади. А также наряд крестьянки, голубое небо и облака.

Галерея работ

См. также: Список картин Алексея Гавриловича Венецианова

  • Venetsianov Threashing Floor.jpg

    Гумно, 1821

  • Venetsianov Spyaschiy pastushok.jpg

    Спящий пастушок, 1823—24

  • Aleksey Venetsianov — На пашне. Весна — Google Art Project.jpg

    На пашне. Весна, 1820-е

  • Venetsianov Zakharka.jpg

    Захарка, 1825

  • Nikolay Karamzin by Alexey Venezianov (1828, National Pushkin Museum).jpg

    Портрет Н. М. Карамзина, 1828

  • Venetsianov Fortunetelling.jpg

    Гадание, 1842

  • Girl with accordion by Venetsianov.jpeg

    Девушка с гармошкой, 1840

  • Meeting at the well by Venetsianov.jpeg

    «Встреча у колодца». 1843. Национальный музей искусств Азербайджана, Баку

  • Venetsianov Girl In Shaul.jpg

    Девушка в платке

«Захарка» 1825


Портрет крестьянского мальчика написан с реального человека. Захарка был сыном крестьянина Федулы Степанова. В образе Захарки художник показал маленького мужичка-труженика. Его одежда, шапка, варежки были не по размеру. Не по возрасту давали ему и работу. На плече мальчик держит топор.

Захарка работает с малых лет и знает, что от его труда зависит жизнь всей семьи. Глаза мальчика отведены в сторону, но сосредоточенный взгляд очаровывает простотой, естественностью, добротой. Мягкие черты лица, пухлые губы, огромные задумчивые глаза, поворот головы создают одновременно ощущение наивности и кажущейся взрослости, жестковатости. Вглядываясь в лицо крестьянского мальчишки, зритель понимает, что именно на таких простых тружениках держится мир.

Прочитайте и обсудите с ребенком стихотворение Н. А. Некрасова «Мужичок с ноготок»

Во время обсуждения стихотворения задайте ребенку несколько вопросов:

  • О ком рассказывает поэт Некрасов в своем произведении? (О мальчике)
  • Как его зовут? Сколько ему лет?
  • Что он делает в лесу? (Везет хворост)
  • Почему у Власа большие сапоги и рукавицы? (Одежду носили в бедной крестьянской семье все по очереди)
  • Как ведет себя Влас? Какой он? (трудолюбивый, важный, грозный, ответственный…)

Рассмотрите картину Венецианова «Захарка». Попросите сына (дочь) ответить на вопросы:

  • Кто изображен на этой картине? Сколько ему лет? (7-9 лет)
  • Что он сжимает в руке? (Инструмент)
  • Куда он идет? (Он идет на работу)
  • Почему мальчик работает? (Он живет в крестьянской семье. Крестьянские дети помогали родителям с раннего возраста)
  • Какие чувства ты испытываешь к герою картины? Какой он? (Серьезный, задумчивый, сильный, уверенный…)
  • Что общего в этих двух произведениях? (Главным героем стихотворения Некрасова и картины Венецианова является деревенский мальчик).
  • Чем похожи Влас и Захарка? (Влас и Захарка умеют трудиться. Они оба из крестьянской семьи, и, несмотря на малый возраст, много работают и считают себя взрослыми).
  • Как относятся к своим героям поэт Некрасов и художник Венецианов? (Некрасов испытывает к своему маленькому герою жалость и нежность, называя мальчика «мужичком с ноготок». Однако он восхищается его взрослостью и рассудительностью: «Семья-то большая, да два человека Всего мужиков-то: отец мой, да я…». Чувства Венецианова к Захарке переданы в самом образе героя. Портрет полон эмоций: о чувстве взрослости говорит поворот головы и привычное обращение мальчика с инструментом, детский возраст выдают черты лица и величина одежды).

По окончанию знакомства с картиной можно предложить ребенку выучить стихотворение Некрасова.

Описание полотна

«На пашне. Весна» Венецианова — самая знаменитая и загадочная работа великого мастера.

В центральной части полотна расположена статная фигура крестьянки, которая ведет по полю двух лошадей и наблюдает за сидящим неподалеку ребенком. Ее движения плавны и изящны, создается впечатление. что она едва касается земли ногами. На лице женщины светится улыбка. Она наслаждается своей работой.

На ней надет нарядный сарафан и кокошник. Одежда крестьянки напоминает греческую тунику. В ее образе живописец увидел не проходящую античную красоту и гармонию.

Современники часто упрекали Венецианова за очень нарядную одежду, в которой он изобразил молодую женщину. Но это не было фантазией автора. Первый день пахоты считался праздником, и люди старались надеть на себя самые лучшие наряды.

На переднем плане живописец изобразил играющего малыша. Занятая тяжелым трудом в поле женщина — это мать. Ребенок одет в легкую одежду. Он спокоен и весел.

Женщина на поле находится не одна. Вдалеке в глубине пространства медленно скрывается еще одна пара лошадей, которых ведет другая крестьянка. Около линии горизонта можно рассмотреть еще одну женщину с упряжкой лошадей. По замыслу художника, крестьянки на поле движутся по кругу.

Картина раскрывает красоту весенней природы. Пейзаж написан правдиво и реалистично. Зритель ощущает наступление весны. Автор точно описывает высокое прозрачное небо, широкие открытые просторы и влажную землю. Под теплыми лучами солнца пробивается первая зеленая травка, на деревьях распускаются молодые листочки. Природа полностью вживается в уклад крестьянской жизни. Она едина и гармонична с человеком.

https://youtube.com/watch?v=wRMqQu667vk

Описание картины Крестьянские дети – Владимир Маковский

Перед нами знаменитая картина известного живописца. При взгляде на нее не ощущается никакой парадности. Художник стремится к максимально естественному изображению крестьянской жизни.

Его интересуют особые отношения между детьми, которые объединены трудом.

Мы видим, что девочка занята рукоделием, а женщина увлеченно прядет. Жилище невероятно убогое. Одежды очень простые. Но Маковский не стремится критиковать это с социальной точки зрения. Он использует эти детали для того, чтобы создать максимально сочный колорит.

Яркие пятна теплых тонов подаются несколько декоративно. Колорит этого творения одновременно контрастный и очень теплый.

Художник нарочито использует дополнительные цвета. Решение, в плане света, также значимо. Маковский передает особую полноту жизни в деревне, ее красочность. Идиллию передает и плачущий ребенок, которого мы видим в центре. На лицах героев можно увидеть абсолютно различные эмоции.

Но при этом, тон картины в целом невероятно спокоен. Общение персонажей происходит без каких-то конфликтов. Оно гармонично в каждом жесте и повороте головы.

Картина позволяет зрителям представить, как жили крестьянские дети. Но при этом, не возникает ощущения безысходности. Мы понимаем, что Маковский любуется этими простыми людьми. Он стремится изобразить их максимально четко и ярко.

Впечатляет и красота русской природе, на фоне которой происходит действие. Художник изображает ее максимально сочными красками. Все полотно залито ярким светом, который придает особую жизнерадостность.

Алексей Гаврилович Венецианов

Новые идеи в любые времена с большим трудом пробивают себе дорогу. А их носителям, новаторам, опережающим свое время, высказывающим взгляды, отличные от общепринятых, приходится прикладывать колоссальные усилия, чтобы воплотить эти идеи в жизнь. До Алексея Гавриловича в российской живописи практически не существовало бытового жанра. Отдельные робкие попытки его предшественников в XVIII веке не имели серьезного значения для развития отечественного изобразительного искусства. Именно художник Венецианов стал первым носителем того импульса, под воздействием которого бытовой жанр сформировался в отдельное самостоятельное направление. Его картины оказали огромное влияние на формирование творческих взглядов целого поколения талантливых российских мастеров кисти. В последующем подъеме интереса к национальному пейзажу и народным образам есть большая и несомненная заслуга Алексея Гавриловича.

Сын небогатого купца, будущий художник увлекся живописью еще в детстве. Однако ему стоило немалых усилий завоевать право на занятия любимым делом. Очень многое Алексею пришлось осваивать самостоятельно. Он постоянно рисовал карандашом и щетинным пером портреты своих товарищей по частному московскому пансиону, за что подвергался наказаниям со стороны учителей. Его отец мечтал видеть сына продолжателем своей торговли, но настойчивость мальчика победила. Учеба у живописца Пахомыча, служба в Чертежном управлении, первые попытки заработка пастельными работами, и, наконец, знакомство со знаменитым портретистом Боровиковским стали вехами на пути становления молодого таланта. Дорога к признанию была крайне нелегкой. Несмотря на то, что в результате многолетнего труда Венецианов сумел стать академиком живописи, его взгляды на изобразительное искусство постепенно разошлись с общепринятым в Академии классическим направлением. Этому в немалой степени способствовали его женитьба и переезд в Тверскую губернию в приобретенное им небольшое имение Сафонково.

Именно там Алексей Венецианов увлекся написанием жанровых картин, главными героями которых стали его собственные крестьяне. В многофигурных композициях художника очень большую роль играли пейзаж и интерьер. Но важнейшим их новаторским отличием был дух деревенской простоты и естественности, дух той близости земле, который отражает внутреннюю суть людей, живущих на ней и обрабатывающих ее своими руками. Краски на полотнах Алексея Гавриловича порой кажутся блеклыми и однообразными. Фигуры, натуралистически воспроизведенные на них, иногда воспринимаются несколько статичными и непропорциональными по сравнению с окружающим пейзажем. Женщины на его картинах не идут, а плывут над землей, их образы мифологизированы и напоминают богинь. Но все эти внешние недостатки не играют никакой существенной роли, если вспомнить о том, что именно творчество Алексея Гавриловича стало отправной точкой для последующего активного развития национальной художественной традиции.

В 1822 году полотно художника «Очищение свеклы» было представлено императору. Автор получил награду в тысячу рублей, а его произведение заняло свое место в Бриллиантовой комнате Зимнего дворца. Двумя годами позже на выставке в Петербурге картины Алексея Гавриловича ожидал самый радушный прием публики. Журнал «Отечественные записки» о

Однако взаимоотношения Алексея Гавриловича с Академией испортились вовсе. Его страстное желание преподавать оказалось невостребованным, и Венецианов за свой счет стал обучать живописи талантливых крестьян и простолюдинов, отдав этому свыше двух десятков лет жизни. Вконец разоренный, он погиб в результате несчастного случая. Лишь спустя тридцать лет после смерти художника его творческое наследие и вклад в историю русской живописи были оценены по достоинству. Его полотна выставлены в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), в Государственной Третьяковской галерее (Москва), в Тверской областной картинной галерее (Тверь).

Редкие и интересные материалы о художнике, а также Ваши пожелания и замечания мы ждем по адресу

2 1 Памятник Венецианову недалеко от Сафонково

Творческий путь живописца

Писать портреты Венецианов начал ещё во время учёбы в Московском пансионе под руководством неизвестного художника-самоучки. Служебную карьеру живописец начал в Санкт-Петербурге помощником землемера. В 1819 году Венецианов оставил службу и переселился в Тверскую губернию, в свою усадьбу.

Художник учился у великого портретиста В. Л. Боровиковского, но выписывать лица не очень любил. Портреты в его исполнении по художественной ценности значительно уступают пейзажным работам. Живописец достиг вершин творчества в изображении русской природы и крестьянского труда.

Картина «На пашне. Весна» по праву считается шедевром национального искусства

Полотно небольшого размера (51,2 x 65,5 см) неизменно привлекает к себе внимание ценителей живописи

«На пашне. Весна» — первая из серии трёх картин, посвящённых полевым работам. Другие картины цикла: «На жатве. Лето» и «Сенокос» тоже принадлежат Третьяковской галерее. К наиболее известным сельским работам мастера относятся:

  1. «Гумно».
  2. «Крестьянка с косой».
  3. «Захарка».
  4. «Крестьянские дети в поле».

Живописец считается родоначальником русской бытовой живописи, которая впервые была представлена полотном «Очищение свёклы». В 1811 году Венецианов стал академиком Императорской Академии художеств, а в 1830 году удостоился звания придворного живописца.

В селе Сафонково художник открыл школу живописи, в которой учил способных молодых людей, многие из них были крестьянами. Деньги от продажи картин он часто тратил на школу, что привело к разорению и продаже части земель. Погиб Венецианов 4 декабря 1847 года в результате несчастного случая.

Описание картины «На пашне. Весна»

Центр притяжения полотна — фигура красивой нарядно одетой крестьянки. Она царит на земле и в небе.

Специально для создания парящей воздушной фигуры мастер занизил горизонт и выписал героиню на фоне белёсого неспокойного небесного свода, по которому плывут перистые и кучевые облака. На крестьянке красивый кокошник и лёгкий просвечивающий сарафан.

Она опирается только на одну ногу и всем корпусом подаётся вперёд. Этот порыв, движение придают полотну символический оттенок.

По пашне ступает босыми ногами не простая деревенская жительница, а Весна, пришедшая на поле, чтобы пробудить землю и открыть кладовую плодородия. Женщина ведёт за собой двух лошадей, которые тянут борону. Работа не кажется тяжкой.

Начало пахоты — праздник для всей округи, народ вышел в поле. Вдалеке, на линии горизонта, движется крестьянка с парой лошадей, а перед ними виднеется ещё одна борона.

Картина передаёт романтическое сообщение, что, наконец, пожаловала весна.

Слева у края полотна автор изобразил маленького ребёнка, сидящего на подстилке и играющего камешками и сучками. Мать повернула голову и смотрит всё ли в порядке. Пол младенца определить трудно, но похоже, что это мальчик.

Деревенские жители всегда брали детей в поле. Дома оставлять было не с кем. Все, от мала до велика, работали в страду от зари до зари.

Художественные средства

Композиция полотна призвана подчеркнуть объём и пространство. Деревья на переднем плане, лошади, борона — всё находится на линии горизонта. Это визуально расширяет пашню и отдаляет кромку леса. Центральные фигуры крестьянки и лошадей ярко подсвечены и выделяются на фоне более тёмного низа картины.

Освещённость пашни тоже меняется. Поле светлеет по мере удаления от зрителя и из коричневого становится светло-жёлтым у кромки леса. Небо у горизонта обесцвечивается и оттеняет вершины деревьев, ограничивающих пространство поля со всех сторон. Маленький островок с молодыми деревцами и не выкорчеванным пнём придаёт равновесие композиции и делает её законченной.

Тона картины неяркие. Колорит построен не на контрастах, а на плавных переходах цвета. Лошади, пашня и даже трава у кромки поля выдержаны в желтовато-коричневых тонах. Только фигура крестьянки, её цветной сарафан и красный кокошник вносят сочные тона в центр полотна.

В основе творения автора сочетаются романтика и жизненная правда. Именно соединение противоположных мотивов позволило Венецианову создать шедевр на основе простой бытовой сцены.

Краткие сведения о картинах

Первоначально, живя в Петербурге, Алексей Венецианов специализировался в портретной живописи. Это были и заказные работы, и «для себя». Эти работы известны нам с 1801 года. В течение двадцати лет им было исполнено 18 портретов.


Но, женившись, оставив Петербург и переехав в Тверскую губернию, художник начал писать жанровые сценки из крестьянской жизни. Именно эти работы принесли живописцу всеобщее признание. Его расцвет относится к 20 – 30 годам 19 века. Наиболее известными стали картины «Жнецы», «Спящий пастушок» и «Захарка». Алексей Венецианов стал работать, не подражая мастерам, чьи работы видел в Эрмитаже, а изображая жизнь такой, какую он видел, причем на открытом воздухе. Это стало переворотом в его творчестве и новаторством того времени.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: