Рогир ван дер вейден

Работа

Алтарь семи таинств , триптих ок. 1445–1450. Королевский музей изящных искусств, Антверпен

Относительно небольшое количество работ связано с относительно долгой карьерой ван дер Вейдена, но это не означает, что он не был плодовитым, более вероятно, что многие из них были потеряны. Тем не менее, у него был очень четко определенный стиль, и большинство ссылок на него общепризнанно. Ван дер Вейден не оставил автопортретов. Однако было высказано предположение, что он нарисовал автопортрет на одной из панелей Правосудия, который впоследствии был скопирован на гобелен Берна. Считается, что рисунок с надписью « Recueil d’Arras » изображает Ван дер Вейдена.

Многие из его самых важных работ были уничтожены в конце 17 века. Впервые он упоминается в исторических записях в 1427 году, когда в относительно позднем возрасте он изучал живопись у Кампена в 1427–1432 годах и вскоре превзошел своего учителя, а позже даже оказал на него влияние. После своего ученичества, он стал мастером в Турне Гильдии Святого Луки. Он переехал в Брюссель в 1435 году, где быстро завоевал репутацию благодаря своим техническим навыкам и эмоциональному использованию линий и цветов. Он завершил свое смещение в 1435 году, что, как он намеренно планировал, сделало его одним из самых востребованных и влиятельных художников в Северной Европе и до сих пор считается его шедевром.

Фрагмент лондонская Национальная галерея «s Магдалины Рединг была описана Кэмпбелл , как„одного из величайших шедевров искусства пятнадцатого века , и среди наиболее важных ранних работ Роже в“. С 1970-х годов эта картина была связана с двумя маленькими головами в коллекции Музея Галуста Гюльбенкяна (Лиссабон): Святой Екатерины и Святого Иосифа. Сейчас широко распространено мнение, что эти три фрагмента произошли от одного и того же большого алтаря, изображающего «Богородицу с младенцем и святых», частично записанного на более позднем рисунке, который сейчас находится в Стокгольме . В неизвестную дату до 1811 года этот запрестольный образ был вырезан на этих трех фрагментах.

Распятие Диптих (ок. 1460). Художественный музей Филадельфии

Утраченная «Правосудие Траяна и Херкинбальда» , дожившая до конца 17 века, состояла из четырех больших панелей, представляющих судью Траяна и судью Херкенбальда . Они были заказаны городом Брюсселем для Gulden Camere (Золотая палата) Брюссельской ратуши . Первая и третья панели были подписаны, а первая датирована 1439 годом. Все четыре были закончены до 1450 года. Они были разрушены во время французской бомбардировки Брюсселя в 1695 году, но известны из многих сохранившихся описаний, из бесплатной частичной копии на гобелене (Берн , Исторический музей) и с других вольных и частичных копий в графике и живописи. Размеры картин, вероятно, составляли около 4,5 м каждая, что было огромным размером для картины на панно в то время. Они служили «примерами справедливости» для олдерменов города, которые должны были отстаивать справедливость в этой комнате. Картины восхвалялись или описывались рядом комментаторов до их разрушения, включая Дюрера (1520 г.), Вазари (1568 г.), Молана (ок. 1570–1580 гг.) И Балдинуччи (1688 г.).

В своих заказных портретах ван дер Вейден обычно льстил своим натурщикам. Он часто идеализировал или смягчал их черты лица, придавая им красоту или красоту, интерес или интеллект, которыми они, возможно, не были благословлены в жизни. Он часто увеличивал глаза, лучше определял контуры лица и придавал более сильную челюсть, чем объект, возможно, имел при жизни. Среди его самых знаменитых портретов — портреты Филиппа Доброго , его третьей жены Изабеллы Португальской и их сына Карла Смелого .

Атрибуция

Портрет дамы , ок. 1460. Национальная художественная галерея , Вашингтон, округ Колумбия.

Ни одна работа не может быть с уверенностью приписана ван дер Вейдену только на основании документальных свидетельств XV века. Однако Лорн Кэмпбелл заявил, что известны три хорошо аутентифицированных картины, но каждая из них подвергалась сомнению или недооценивалась. Лучше всего задокументирован «Снятие с креста» в музее Прадо в Мадриде. Кэмпбелл отмечает, что происхождение этой картины в некоторых деталях можно проследить с 16 века. Первоначально картина Снятие с креста», висевшая в церкви Нотр-Дам-Хор-де-Мюр в Лёвене , была отправлена ​​королю Испании. В то время как корабль, на котором он путешествовал, тонул, картина, к счастью, плавала, а тщательная упаковка означала, что она практически не была повреждена. Копия шедевра Мишеля Кокси была подарена жителям Левена взамен оригинала, отправленного в Испанию. Триптих Дева или Мирафлорес алтаря , с 1850 года в Gemäldegalerie, Берлине , был дан в 1445 год на вблизи Бургоса по Иоанну II Кастилии ; в дарственной грамоте он был описан как работа великого и знаменитого Фландреско Рогеля . Распятие , сейчас в Эскориале дворце , было подарено Рожьем к Чартерхаусу из Scheut за пределами Брюсселя. В своем каталоге-резоне ван дер Вейдена бельгийский историк искусства Дирк де Вос соглашается с Кэмпбеллом в отношении подлинности этих трех картин.

Ученичество Роже у Кампена породило ряд забот, в первую очередь его подход к женской красоте, который часто выражался как в элегантной форме самой модели, так и в ее платье. Оба художника разместили свои модели в пределах четких диагональных линий, переданных либо через головной убор, либо через складки окружающих драпировок или ткани. Оба подчеркнули живость характера своей модели, противопоставляя ее темному плоскому фону и бросая сильный свет с ближней левой стороны. Кэмпбелл сравнивает « Вора» Кэмпина с «Спуском с креста» Роже Прадо в их эмоциональном изображении страданий. Сходство было до такой степени — сравните сходство « Женский портрет»  Кампена с берлинским портретом Рожье, — что работы Кампена какое-то время относили к ранней карьере Рожье.

Шатле показывает, как последующие поколения искусствоведов смешивали и запутывали личность Рогира ван дер Вейдена, тем самым неправильно приписывая произведения искусства. Это можно проследить до географической ошибки в произведении Вазари « Vite de ‘più eccellenti pittori, scultori e architettori», где он утверждает, что художник «Руджеро да Бругиа» жил в Брюгге. Ван Мандер , который знал, что Рогир ван дер Вейден проживал в Брюсселе, читал текст Вазари и полагал, что есть два разных художника с одним и тем же именем, которые оба появляются отдельно в его Шильдер-беке 1604 года. Шатле объясняет, как брюссельский архивариус Альфонс Вальтерс в 1846 году обнаружил, что в Брюсселе жил некий Рогир ван дер Вейден, но умер раньше, чем указано в Schilder-Boeck ; Это привело Альфреда Михильса к утверждению, что было два художника Рогира ван дер Вейдена, отец и сын. Дальнейшее осложнение возникло в конце XIX века, когда Уильям Боде и Хьюго фон Чуди приписали группу произведений искусства «Мэтру Флемаль»; несмотря на расхождения, эти работы похожи на работы Ван дер Вейдена, и поэтому считалось, что эти работы были на самом деле Рожье и что он был «Мэтром Флемаля». Только в 1913 году Хулин де Лоо указал, что эти работы действительно были написаны учителем Рожье Робертом Кампеном. Критики по-прежнему расходились во мнениях относительно того, был ли один Рогир ван дер Вейден или два художника, второй — Рожье де ла Пастуре из Турне, пока Эрвин Панофски не написал свою окончательную работу в 1953 году « Ранняя нидерландская живопись» и не установил, что существует только один. художник с двумя именами.

Атрибуция [ править ]

Портрет дамы , c. 1460. Национальная галерея искусств , Вашингтон, округ Колумбия.

Ни одна работа не может быть с уверенностью приписана ван дер Вейдену только на основании документальных свидетельств XV века. Однако Лорн Кэмпбелл заявил, что известны три хорошо аутентифицированных картины, но каждая из них подвергалась сомнению или недооценивалась. Лучше всего задокументировано «Снятие с креста» в музее Прадо в Мадриде. Кэмпбелл отмечает, что происхождение этой картины в некоторых деталях можно проследить с 16 века. Первоначально висел в церкви Нотр-Дам-Хор-де-Мюр в Левене , » Снятие с креста».был отправлен к королю Испании. В то время как корабль, на котором он путешествовал, тонул, картина, к счастью, плавала, а тщательная упаковка означала, что она практически не была повреждена. Копия шедевра Мишеля Кокси была подарена жителям Левена взамен оригинала, отправленного в Испанию. Триптих Дева или Мирафлорес алтаря , с 1850 года в Gemäldegalerie, Берлине , был дан в 1445 год на вблизи Бургоса по Иоанну II Кастилии ; в дарственной грамоте он был описан как работа великого и знаменитого Фландреско Рогеля . Распятие , сейчас вЭскориал дворец , был подарен Рожьем к Чартерхаусу из Scheut за пределами Брюсселя. В своем каталоге raisonné Ван дер Вейдена бельгийский историк искусства Дирк де Вос соглашается с Кэмпбеллом в отношении подлинности этих трех картин.

Ученичество Роже у Кампена породило ряд забот, в первую очередь его подход к женской красоте, который часто выражался как в элегантной форме самой модели, так и в ее платье. Оба художника разместили свои модели в пределах четких диагональных линий, переданных либо через головной убор, либо через складки окружающих драпировок или ткани. Оба подчеркнули живость характера своей модели, противопоставляя ее темному плоскому фону и бросая сильный свет с ближней левой стороны. Кэмпбелл сравнивает « Вора» Кэмпина с «Спуском с креста» Роже Прадо в их эмоциональном изображении страданий. Сходство было до такой степени — сравните « Женский портрет Кампена с подобием Рожье.Берлинский портрет  — работы Кампена какое-то время относили к ранней карьере Рожье.

Шатле показывает, как последующие поколения искусствоведов смешивали и запутывали личность Рогира ван дер Вейдена, тем самым неправильно приписывая произведения искусства. Это можно проследить до географической ошибки в произведении Вазари « Vite de ‘più eccellenti pittori, scultori e architettori», где он утверждает, что художник «Руджеро да Бругиа» жил в Брюгге. Ван Мандер , который знал, что Рогир ван дер Вейден проживает в Брюсселе, читал текст Вазари и полагал, что есть два разных художника с одним и тем же именем которые оба появляются отдельно в его Шильдер-беке 1604 года Шатле объясняет, как брюссельский архивариус Альфонс Вальтерс обнаружил в 1846 году, что в Брюсселе жил Рогир ван дер Вейден, но умер раньше, чем указано в Schilder-Boeck ; Это привело Альфреда Михильса к утверждению, что было два художника Рогира ван дер Вейдена, отец и сын. Дальнейшее осложнение возникло в конце XIX века, когда Уильям Боде и Хьюго фон Чуди приписали группу произведений искусства «Мэтру Флемаль»; несмотря на расхождения, эти работы похожи на работы Ван дер Вейдена, и поэтому считалось, что эти работы были на самом деле Рожье и что он был «Мэтром Флемаля». Только в 1913 году Хулин де Лууказал, что эти работы действительно были написаны учителем Рожье Робертом Кампеном. Там было еще разделяй критическое мнение по поводу того , был один Рогир ван дер Вейден или двух художников, другой Роже де ла пастбищами Турне, пока Панофский не написал свою окончательную работу в 1953 году Ранней нидерландской живописи и установили , что существует только один художник с двумя именами.

Листок с изображением святого Христофора

Предположительно, Робер Кампен. Благовещение. Около 1415–1425 годов 63,7 × 61 см

Благовещение изображено в интерьере, характерном для зажиточных бюргеров начала XV века — Кампен изобразил дом, в котором могли жить его современ­ники.

Royal Museums of Fine Arts of Belgium, Brussels (Королевские музеи изящных искусств, Брюссель) / photo: J. Geleyns — Art Photography

Над камином висит потрепанный печатный листок, прилепленный кусочками воска (еще одна деталь — один уголок отклеился), с изображением святого Христофора. Обычай украшать дома изображениями Христа, Богома­тери и святых был широко распространен в те времена. Но здесь есть еще и символизм, хорошо понятный современникам художника: святой Христофор несет на плечах  Традиция изображать святого Христофора с младенцем Христом на плечах восходит к «Золотой легенде» — очень популярному в Средневековье собранию житий святых, написанному Иаковом Ворагинским около 1260 года. Иаков приводит такой сюжет: однажды Христофор, работавший переправ­щиком у бурной реки, стал переносить через реку ребенка и неожиданно ощутил такую тяжесть, будто он несет на своих плечах весь мир. Добравшись до противоположного берега, младенец сказал: «Ты не только мир перенес на своих плечах, но и того, кто создал весь мир». младенца Иисуса, как Дева Мария после получения от архан­гела благой вести понесет младенца Иисуса в своей утробе. Именно из-за этой ассоциации святому Христофору молились женщины, у которых часто случа­лись выкидыши.

Другие детали: черный мешочек

литература

зыбь

  • Элизабет Даненс: Рогир ван дер Вейден. Ревизи ван де документы. В: Verhandelingen van de Koniklijke Academie voor Wetenschappen, Letteren en Schone Kunsten van België. Класс изящных искусств, 57, Br 59, Брюссель, 1995.
  • Элизабет Даненс, Джелли Дейкстра: Rogier de le Pasture van der Weyden: введение в l’œuvre, отражение источников. Живое возрождение, Труна, 1999.

Общие представления

  • Лорн Кэмпбелл: Ван дер Вейден. Chaucer Press, Лондон 2004, ISBN 1-904449-24-7 .
  • Альбер Шатле: Рогир ван дер Вейден. Роже де ле Пастур. Галлимар, Париж, 1999 г., ISBN 2-07-011613-1 .
  • Одиль Деленда: Рогир ван дер Вейден. Творчество мастера. Belser, Штутгарт 1996, ISBN 3-7630-2346-1 .
  • Стефан Кемпердик: Мэтры фламенского искусства — Рогир Ван дер Вейден. Könemann, Кельн 2000, ISBN 3-8290-2569-6 .
  • Феликс Турлеманн : Рогир ван дер Вейден, жизнь и работа. CH Beck, Мюнхен 2006 г., ISBN 3-406-53592-5 (введение).
  • Дирк де Вос: Рогир ван дер Вейден. Полная работа. Hirmer, Мюнхен 1999, ISBN 3-7774-8330-3 (оригинальное издание: Het volledige Oeuvre. Mercatorfonds, Antwerp 1999, ISBN 90-6153-427-5 ).
  • Эрих Веннекер :  Вейден, Рогир ван дер. В: Biographisch-Bibliographisches Kirchenlexikon (BBKL). Том 13, Бауц, Герцберг 1998, ISBN 3-88309-072-7 , Sp. 992-996.

Представления в связи со старой голландской живописью

  • Отто Пехт : Старая голландская живопись. От Рогира ван дер Вейдена до Джерарда Дэвида. Престел, Мюнхен, 1994, ISBN 3-7913-1389-4 .
  • Эрвин Панофски : Старая голландская живопись. Их происхождение и сущность. Дюмон, Кельн 2001, ISBN 3-7701-3857-0 (Том 1).

Индивидуальные аспекты

  • Хансюрг Бухмайер, Петер Стоббе: директор Ван дер Вейдена. Книга с потерянными листами, Wallimann, Alpnach 1999, ISBN 3-908713-00-5 .
  • Ренате Хартлеб : Рогир ван дер Вейден, Визит. Музей изящных искусств, Лейпциг. Kulturstiftung der Länder , Берлин 1998, OCLC .
  • Стефан Кемпердик , Йохен Сандер (ред.): Мастер Флемалле и Рогир ван дер Вейден: выставка Штедельского музея, Франкфурт-на-Майне, и Gemäldegalerie Государственного музея в Берлине (с 20 марта 2009 г. по 21 июня 2009 г.). Hatje Cantz Verl. Музей Остфильдерна и Штеделя, Франкфурт-на-Майне, 2008 г. В нем, среди прочего:
    • Стефан Кемпердик: Роберт Кампен, Жак Дарет, Рогир ван дер Вейден: письменная традиция.
    • Дерс .: Мастерская и ее рабочий материал.
    • Ders .: I tableau à II hysseoires — картина с двумя крыльями. Сменные и неизменные живописные ансамбли времен Рогира ван дер Вейдена .
    • Питер Кляйн: Дендрологические исследования панелей картин групп Мейстер фон Флемалле и Рогир ван дер Вейден.
    • Стефан Кемпердик, Йохен Сандер: Мастер Флемалля, Роберт Кампен и Рогир ван дер Вейден — краткое содержание.
    • Йохен Сандер: Реконструкция личностей художников и групп работ.
  • Рейнхард Лисс : О логотипах искусства Рогира ван дер Вейдена. «Поведение Христа» в Королевских музеях Брюсселя и в Национальной галерее в Лондоне ( Ad Opus-Kunstgeschichtliche Werkanalysen ), 2 тома, лит, Мюнстер, 2000, ISBN 3-8258-4158-8 .
  • С другой стороны : автопортрет Рогира ван дер Вейдена на гобелене Траяна-Херкинбальда в Берне. Проблема Рожье-Кампена. В: Рейнхард Лисс: Ян Вермеер ван Делфт, Питер Брейгель Старший. Ä., Rogier van der Weyden. Три этюда по голландскому искусству. Göttingen 2004, стр. 93–155. ISBN 3-89971-149-1 .
  • Феликс Турлеманн: Разводить руки без голов? : тринадцать тезисов о практике знатока на примере мастеров фон Флемаль / Рожье на Вейденских дебатах. В: Журнал швейцарской археологии и истории искусства. (Schwegler. Zurich) Том 2005, 62 (2005), 3/4, стр. 225–232.

Статья в лексиконе

Джозеф Эдуард Уэссели :  Рогир ван дер Вейден . В: Allgemeine Deutsche Biographie (ADB). Том 29, Duncker & Humblot, Leipzig 1889, pp. 47-49.

Влиять

Смещение — Последователь Рогира ван дер Вейдена

Его энергичная, тонкая, выразительная живопись и популярные религиозные концепции оказали значительное влияние на европейскую живопись не только во Франции и Германии, но также в Италии и Испании. Панофски пишет, как Рогир ван дер Вейден ввел в свою картину новую религиозную иконографию; он изобразил покровителей, участвующих в священных мероприятиях, и объединил полу-портреты Мадонны с портретами молящихся в диптихи. Он также переформулировал и популяризировал тему о том, как Святой Иероним удаляет шип из лапы льва.

Ганс Мемлинг был его величайшим последователем, хотя не доказано, что он учился у Роже. Ван дер Вейден также оказал большое влияние на немецкого художника и гравера Мартина Шонгауэра, чьи гравюры распространились по всей Европе с последних десятилетий 15 века. Косвенно гравюры Шонгауэра способствовали распространению стиля ван дер Вейдена. Деленда пишет, что, за исключением Петруса Кристуса , который был учеником Яна ван Эйка , следы искусства Рогира ван дер Вейдена в той или иной степени можно найти у всех художников пятнадцатого века.

Ранняя жизнь и ученичество

Снятие с креста ( ок.  1435 г. ), дубовое панно, масло, 220 × 262 см. Музей Прадо , Мадрид

Из-за утраты архивов в 1695 году и снова в 1940 году, некоторые факты из жизни ван дер Вейдена немногочисленны. Роже де ле Пастур (Роджер Пастбищ) родился в Турне (на территории современной Бельгии) в 1399 или 1400 годах. Его родителями были Анри де ле Пастур и Агнес де Ватрелос. Семья Пастура ранее поселилась в городе Турне, где отец Рожье работал метрдотелем (изготовителем ножей).

В 1426 году Рожье женился на Элизабет, дочери брюссельского сапожника Яна Гоффарта и его жене Кателин ван Стокем. У Рогьера и Элизабет было четверо детей: Корнелиус (р. 1427) стал картезианским монахом; дочь Маргарета родилась в 1432 году. До 21 октября 1435 года семья поселилась в Брюсселе, где родились двое младших детей: Питер в 1437 году и Ян в 1438 году, которые впоследствии стали художником и ювелиром соответственно.

Со второго марта 1436 года он занимал титул «художник города Брюсселя» ( stadsschilder ), очень престижный пост, потому что Брюссель в то время был самой важной резиденцией великолепного двора герцогов Бургундских. Переезжая в Брюссель, Рогир начал использовать фламандскую версию своего имени: «Рогир ван дер Вейден».. Портрет женщины в крылатом чепце , ок

1440. Gemäldegalerie, Берлин .

Портрет женщины в крылатом чепце , ок. 1440. Gemäldegalerie, Берлин .

Мало что известно о том, что Роже был художником по образованию. Архивные источники из Турне были полностью уничтожены во время Второй мировой войны, но частично были переписаны в 19-м и начале 20-го века. Источники о его ранней жизни сбивают с толку и привели к различным интерпретациям учеными. Известно, что 17 ноября 1426 года городской совет Турне предложил восемь кувшинов вина в честь некоего мэстра Рожье де ле Пастура.

Однако 5 марта следующего года записи выставки гильдии художников «Rogelet de le Pasture» поступили в мастерскую Роберта Кампена вместе с Жаком Дарет . Записи показывают, что де ле Пастур уже был художником. Только пять лет спустя, 1 августа 1432 года, де ле Пастюр получил титул «Мастера» ( Местра ) живописца.

Его более позднее вступление в ученичество можно объяснить тем фактом, что в 1420-х годах город Турне находился в кризисе, и в результате гильдии не функционировали нормально. Позднее ученичество могло быть юридической формальностью. Кроме того, Жаку Дарэ было тогда за двадцать, и он жил и работал в доме Кампена не менее десяти лет. Возможно, Рожье получил ученое звание (магистр) до того, как стал художником, и что по окончании учебы он был награжден почетным вином. Сложные и изученные иконографические и композиционные качества приписываемых ему картин иногда используются в качестве аргумента в пользу этого предположения.

Социальный и интеллектуальный статус Рожье в его более позднюю жизнь превосходил статус простого мастера в то время. В целом, тесная стилистическая связь между задокументированными работами Жака Дарэ и картинами, приписываемыми Роберту Кампену и ван дер Вейдену, является основным аргументом в пользу того, чтобы рассматривать Рогира ван дер Вейдена как ученика Кампена.

Симпатичный демон

Ханс Мемлинг. Триптих семьи Морел. 1484 год 291 × 121,1 см

Этот триптих был заказан одним из самых знатных и богатых семейств Брюгге — Морел — для часовни в церкви Святого Иакова, места их будущего захоронения. На центральной части триптиха — святые Христофор, Мавр и Эгидий, на боковых — донаторы. Слева — мужская часть семьи Морел под покровительством святого Вильгельма Малевальского, справа — женская под покровительством святой Варвары. Эти святые выбраны, потому что супруже­скую пару заказчиков зовут Виллем и Барбара. 

Musea Brugge (Музей Грунинге, Брюгге), www.artinflanders.be, photo: Hugo Maertens

За спиной у Виллема, в складках плаща святого Вильгельма Малевальского, спрятался маленький черный демон. У него красные глаза и полуоткрытая пасть, но в целом он производит впечатление неопасного зверька, попавшего в непривычную обстановку.

На самом деле это не демон, а дракон, которого святой Вильгельм когда-то изгнал из долины Малеваль (то есть «Долины зла») в Тоскане. Сам святой поселился в освободившейся пещере, чтобы вести отшельнический образ жизни. Дракон стал его атрибутом.

Другие детали: надпись на венке и олень

Нога Икара

Круг Питера Брейгеля Старшего. Падение Икара. Конец XVI века 73,5 × 112 см

«Падение Икара» Питера Брейгеля Старшего  Долгое время считалось, что эта картина была написана самим Питером Брейгелем Старшим, но исследования, проводившиеся с начала 1990-х годов, показали, что это очень хорошая, но все же копия, написанная вскоре после смерти мастера. Во времена Брейгеля практика копирования картин была чрезвычайно распространена. В Брюсселе хранится и другая копия «Падения Икара» — в Музее ван Бюренов. Оригинал картины утерян. отсылает к известному сюжету древнегреческой мифологии. Улетая вместе со своим отцом Дедалом с Крита, Икар слишком высоко поднялся к солнцу, и оно растопило воск, которым были скреплены самодельные крылья. Мальчик упал в воду и погиб. 

Если вам еще не удалось отыскать на картине Икара, присмотритесь к морю возле корабля справа: из воды торчат ноги тонущего мальчика  Художник Дмитрий Шагин из творческой группы «Митьки» описал этот фрагмент в поэме из трех строк «Бедный Икарушка»: «У Икарушки бедного / Только бледные ножки торчат / Из холодной зеленой воды».. 

Royal Museums of Fine Arts of Belgium, Brussels (Королевские музеи изящных искусств, Брюссель) / photo: J. Geleyns — Art Photography

Главными героями кажутся пахарь и пастух. Брейгель взял их из текста «Метаморфоз» Овидия, но если у поэта они с изумлением следят за полетом Дедала и Икара  «Каждый, увидевший их, рыбак ли с дрожащей удою, / Или с дубиной пастух, иль пахарь, на луг приналегший, — / Все столбенели и их, проносящихся вольно по небу, / За неземных принимали богов»., то у художника пахарь и рыбак (в правом нижнем углу картины) занимаются собственными делами, не обращая внимания ни на что вокруг, а в небо смотрит только пастух

Правда, Дедала не видно, так что еще неизвестно, что именно привлекло его внимание. 

Другие детали: куропатка и мертвец

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector