«Крестьянин с уздечкой (Мина Моисеев)»
Кратко о живописном полотне
Портрет Мины Моисеева входит в ряд картин, на которых Крамской изобразил народные типажи. В реалистической традиции ХIХ века было принято типизировать народные портреты. То есть каждый отдельный персонаж представлял собой определенный тип людей. Целую энциклопедию типажей русской жизни представил Репин в своем «Крестном ходе».
Крамской придерживался демократических взглядов, в молодости – даже радикальных, именно он организовал выход из Академии художеств 14-ти наиболее талантливых учеников, организовал Артель художников, а позже стал одним из организаторов и идеологов Товарищества передвижных выставок. С идейными взглядами понятно, а что же живопись? Вопреки представлению, которое могло бы возникнуть от его общественной деятельности, муза Крамского не обличительна. Его народные типы просто проживают свою жизнь, а не указывают социуму на его недостатки. Художник не использует их в дидактических целях, а просто показывает, и, кажется, даже любуется ими. Причем мировоззрение Крамского очень даже допускало дидактику, но в его работы она не проникала. Мина Моисеев – один из самых удачных народных персонажей Крамского. Этюд к картине был написан с натуры. Такого обаятельного крестьянина Крамской встретил на станции Сиверской под Петербургом, там у художника была дача.
«Крестьянин с уздечкой» – полотно более монументальное, чем предшествовавший ему этюд
На первый взгляд Мина может показаться дряхлым стариком, но, присмотревшись, замечаем мощную фигуру, с которой драный армяк спадает широкими складками, словно королевская мантия, и надежность крепких рук, опирающихся на посох, и лукавый, добродушный, наполненный внутренней силой, спокойствием и мудростью взгляд из-под косматых бровей.
Крамской не часто уделял пристальное внимание одежде, делая акцент на лице портретируемых, но в данном случае тщательно, с любованием написаны и просторная голубая рубаха, и ворсистый серый армяк, и свисающая с руки Мины Моисеева конская упряжь.
Очевидно, что изображенный симпатичен автору. Исследовали часто сравнивают образ Мины Моисеева с образом Льва Толстого
Лицо крестьянина освещает теплый, мягкий свет, особенно отчетливый на темном фоне.
Искуствовед Некрылова Л.П.
Х
Использование материалов допускается с условием размещения ссылки на страницу:
«Крестьянин с уздечкой (Мина Моисеев)» КрамскойТакже бесплатно скачивайте «Крестьянин с уздечкой (Мина Моисеев)» Крамской на странице сайта!
Крамской И.Н.
Крамской Иван Николаевич (1837, Острогожск Воронежской губ. – 1887, Санкт-Петербург) Живописец, портретист. Академик Императорской Академии художеств (с 1869). Родился близ Острогожска Воронежской губернии. В молодости работал ретушером у столичных фотографов. Учился в Академии художеств у А.Т. Маркова (1857-1863). Инициатор и участник «бунта четырнадцати». Организатор и идейный руководитель Петербургской Артели художников, ставшей прообразом будущего Товарищества передвижных художественных выставок. Преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художников (1863-1868). Совершил поездки по странам Европы (1869, 1876, 1884). Один из создателей жанра социально-психологического портрета, автор галереи портретов современников — писателей, художников, деятелей науки и культуры и крестьян. Создал ряд произведений на исторические и литературные сюжеты. Автор критических статей по вопросам современного искусства. Оставил большое и ценное эпистолярное наследие.
И. Н
Крамской — замечательный портретист, который уделял большое внимание внутреннему миру человека, изображая характеры и переживания людей
Крестьяне, герои многих произведений И. Н. Крамского, — это и пасечник, живущий с природой одной жизнью (“Пасечник”), и философ (“Созерцатель”), и забитый, проживший долгий безрадостный век старик (“Мужичок с клюкой”), и полный внутреннего достоинства деревенский староста (“Деревенский староста”).
В 1882 году Крамской создал “этюд русского мужика” — портрет Мины Моисеева.
Это деревенский мудрец, добродушный и одновременно лукавый старичок “себе на уме”. Его лицо изборождено морщинами, руки большие, жилистые. Перед нами предстаёт труженик земли, познавший тяготы крепостной мужицкой доли.
Крестьянин Мина Моисеев дан в полуоборот, на нём выцветшая рубаха. Живая выразительность лица, пристальный взгляд искрящихся глаз позволяют предположить, что старик крайне заинтересован в чём-то происходящем на его глазах. Но спокойная поза, оттенок благодушия и какой-то своеобразной умудрённости жизнью говорят о том, что он остаётся только наблюдателем и сохраняет свои мысли при себе.
Герой Крамского — обаятельный и мудрый человек. В этом портрете выражены ум, опыт, внутреннее достоинство представителей русского крестьянства. (163 слова)
Глоссарий:
– сочинение по картине Крамского Мина моисеев
– сочинение по картине мина моисеев художника и н крамского
– мина моисеев описание внешности
– описание картины мина моисеев
– сочинение по картине мина моисеев
Примечания
. И.Е. Репин. Далекое близкое. Л., 1986, с. 183.
. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи в 2-х т. Т. 2. М., 1965—1966, с. 150.
. Иван Николаевич Крамской. Его жизнь, переписка и художественно-критические статьи. 1837—1887. Спб., 1888, с. 21.
. Все претенденты на медаль назвались «историками». Право на получение диплома на звание классных художников предоставляло им обладание малой золотой медалью.
. Отдел рукописей ГТГ, ф. 16, ед. хр. 16, л. 20.
. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 2, с. 182.
. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1. М., 1965, с. 407.
. Там же, т. 2, с. 192.
. В.И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 1, с. 433; т.3, с. 600.
. ЦГИА СССР, ф. 789, оп. 14, д. 85, л. 9.
. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 2, с. 288.
. В. Чуйко. Русский художник в качестве критика. — Наблюдатель, 1889, январь, с. 326.
. Там же, с. 324.
. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 84.
. ГРМ. Сектор рукописей, ф. 15, ед. хр. 1, л. 17.
. Там же, л. 23 об.; 32 об.
. Устав Товарищества передвижных художественных выставок, утвержденный министром внутренних дел 2 ноября 1870 г.
. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 226.
. Так, например, уже в конце 1860-х гг. Крамской привлекался к работе комиссии, назначенной для пересмотра устава Академии художеств. С 1872 по 1874 г. он состоял членом нового состава комиссии, председателем которой первоначально был конференц-секретарь Академии П.Ф. Исеев, а затем Ф.И. Иордан.
. См.: В.И. Ленин и изобразительное искусство. Документы. Письма. Воспоминания. М., 1977, с. 177.
. М.Е. Салтыков-Щедрин. Об искусстве. Избранные статьи, рецензии, высказывания. М.—Л., 1949, с. 155.
. Художник-любитель. На своих ногах. — Дело, 1871, декабрь. Современное обозрение, с. 114.
. «Христос в пустыне». Картина И. Крамского. Неизданный этюд. И.А. Гончаров. Сообщил Д.И. Абрамович. — Начала, 1921, № 1, с. 201.
. В.М. Гаршин. Письма. 1934, с. 153, 154.
. Л.Н. Толстой. Полн. собр. соч. Т. 67. М., 1955, с. 175.
. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 288, 289.
. И.Е. Репин. Далекое близкое, с. 176.
. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 235.
. Там же, с. 120.
. Переписка И.Н. Крамского. И.Н. Крамской и П.М. Третьяков. М., 1953, с. 64.
. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 238.
. Ф.М. Достоевский. Об искусстве. М., 1973, с. 219.
. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 203, 204.
. В.В. Стасов. Избр. соч. Т. 2. М.—Л., 1952, с. 471.
. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 2, с. 366.
. Там же, т. 1, с. 81.
. Там же, т. 2, с. 230.
. Там же, с. 356.
. Там же, т. 1, с. 352.
. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 2, с. 207.
. Там же.
. Там же, с. 351.
. Отдел рукописей ПТ, ф. 1, ед. хр. 1143.
. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 226.
. А.П. Боткина. Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве. М., 1960, с. 126.
. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 345.
. Там же, с. 329.
. Там же, с. 331.
. Там же, с. 364.
. Там же, с. 268.
. Там же, с. 472.
. Анри Перрюшшо. Тулуз-Лотрек. М., 1969, с. 51.
. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 312 и 263.
. Там же, с. 336.
. Там же, с. 345, 348.
. Там же, с. 348.
. Там же, с. 351.
. Переписка И.Н. Крамского. Переписка с художниками. Т. 2. М., 1954, с. 317.
. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 276.
. М.П. Мусоргский. Письма к В.В. Стасову. Спб., 1911, с. 111.
. См.: Иван Николаевич Крамской. 1837—1887. Каталог выставки к столетию со дня рождения. Под общей редакцией Н.М. Щекотова. М.—Л., 1937, с. 14.
. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 360.
. Эдуард Мане. Жизнь. Письма. Воспоминания. Критика современников. М., 1965, с. 181.
. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 233.
. Там же, с. 427.
. Там же, т. 2, с. 125.
. Там же, с. 98.
. Там же, т. 1, с. 380.
. М.Е. Салтыков-Щедрин. Указ. соч., с. 165.
. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 460.
. Там же, с. 387, 388.
. Там же, с. 262.
. В.И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 20, с. 141.
. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 298.
. Цит. по: там же, с. 227.
. Там же, т. 2, с. 59.
. Там же, с. 190.
. Там же, с. 139.
. Там же, с. 81.
. Об этом, в частности, свидетельствовал сын художника А.И. Крамской. — См.: ЦГАЛИ, ф. 783; С.Н. Гольдштейн. Иван Николаевич Крамской. Жизнь и творчество. М., 1965, с. 341.
. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 219.
. Там же, т. 2, с. 96.
. П. Боборыкин. Крамской и Репин. — Новости и биржевая газета, 1883, 24 марта.
. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 312.
. Там же, т. 2, с. 138, 139.
. Там же, с. 141.
. Художественные новости, 1887, № 7, 1 апреля.
. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 2, с. 332.
. А.П. Чехов. Полн. собр. соч. и писем в 30-ти т. Т. 2. М., 1975, с. 230.
К оглавлению | Следующая страница |
Христос в пустыне (1872)
Уже, будучи именитым художником, Крамской создаёт шедевр «Христос в пустыне». Это полотно философское, заставляющее всколыхнуть в душе бурю эмоций. Одинокая фигура измученного терзаниями Христа в бескрайней, безжизненной пустыне — это символ противостояния злу, символ борьбы человеческой души с вечными соблазнами и искушениями.
Художник изобразил момент нравственного выбора Христа, готовность пожертвовать собой ради человечества на Голгофе. Казалось бы, статичная фигура среди камней, тишина, и нет намёка на какое-либо движение, но картина насыщена эмоциями, она передаёт ход мыслей Иисуса, его душевную борьбу.
Цвет в картине играет немаловажную роль. Холодные тона усиливают драматизм картины. Пальцы рук Христа крепко переплелись, словно корни сухого растения, лицо печально и задумчиво. На горизонте тонкой алой полоской брезжит рассвет, как символ нового обновления мира. Тьма отступает и наступает время света.
Советуем вам посмотреть нашу статью про 10 изображений Иисуса, которые вызвали горячие споры в обществе.
6
Мина Моисеев. 1882
Крамской И.Н. Холст, масло 56,5 x 45 Русский музей
Аннотация
Создание собирательных образов людей из народа Крамской считал одной из важнейших за-дач современного искусства. «А народ-то что может дать! Боже мой, какой громадный род-ник!» — писал он Илье Репину
В портрете Мины Моисеева ярко проявилось свойственное художнику умение концентрировать внимание на самом существенном. В облике крестьянина, в его свободной, непринужденной позе ощущаются внутреннее спокойствие и независимость
Изборожденное морщинами старческое лицо излучает человеческое тепло, доброту, свидетельствуя об умудренности и жизненном опыте.
Крамской И.Н.
Крамской Иван Николаевич (1837, Острогожск Воронежской губ. – 1887, Санкт-Петербург) Живописец, портретист. Академик Императорской Академии художеств (с 1869). Родился близ Острогожска Воронежской губернии. В молодости работал ретушером у столичных фотографов. Учился в Академии художеств у А.Т. Маркова (1857-1863). Инициатор и участник «бунта четырнадцати». Организатор и идейный руководитель Петербургской Артели художников, ставшей прообразом будущего Товарищества передвижных художественных выставок. Преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художников (1863-1868). Совершил поездки по странам Европы (1869, 1876, 1884). Один из создателей жанра социально-психологического портрета, автор галереи портретов современников — писателей, художников, деятелей науки и культуры и крестьян. Создал ряд произведений на исторические и литературные сюжеты. Автор критических статей по вопросам современного искусства. Оставил большое и ценное эпистолярное наследие.
Неизвестная (1883)
Это самая таинственная картина Крамского, русская «Джоконда», «Незнакомка», «Неизвестная». На первой выставке она произвела впечатление настоящей сенсации. Как только не называли этот таинственный женский образ, строились версии и догадки, кто же эта надменная красавица? Какова её судьба? Ни в записках художника, ни в воспоминаниях его близких нет и намёка на личность изображённой на портрете девушки.
Роскошно одетая молодая женщина в изысканном двухместном экипаже сидит одна. По тем временам ни одна дама из высшего общества не вышла бы в свет без компаньонки или сопровождающего лица. Может это содержанка богатого купца или особы из высшего общества? Или эта дама имеет такие высшие привилегии, которые позволяют ей нарушать все обычаи и традиции?
Существует версия, что Крамской писал этот портрет, как основу для большого парадного портрета княгини Юрьевской, морганатической супруги императора Александра II.
14
Русалки (1871)
Произведения Гоголя Н.В. произвели на Крамского огромное впечатление. Повесть «Майская ночь» вдохновила художника на написание большого полотна. По сути, картину нельзя назвать иллюстрацией к повести. Скорее всего, это фантазия на тему таинственного произведения и её героев — русалок и разной нечисти.
Крамскому удалось поймать холодные, желтовато-голубые лучи ночного светила. Вдали, за кустарниками и деревьями виднеется хутор. Полная Луна освещает берег реки. Ветки поваленного плетня отбрасывают страшные корявые тени, воды реки тёмные и мрачные. Жутковатые женские фигуры в белых рубахах-саванах, покинув воду, разбрелись по берегу. Они печальны и глубоко несчастны. Девушек-утопленниц тёмные силы превратили в русалок.
Крамской очень скрупулёзно подошёл к написанию этой картины, несколько раз её перерабатывал. И даже спустя время, когда картина уже висела в Третьяковке, он обращался с просьбой вернуть её на время для внесения корректировок.
Кстати, на нашем сайте most-beauty.ru вы сможете насладиться фотографиями самых красивых русалок.
2
Мина Моисеев. 1882
Крамской И.Н. Холст, масло 56,5 x 45
Русский музей
Аннотация
Создание собирательных образов людей из народа Крамской считал одной из важнейших за-дач современного искусства. «А народ-то что может дать! Боже мой, какой громадный род-ник!» — писал он Илье Репину
В портрете Мины Моисеева ярко проявилось свойственное художнику умение концентрировать внимание на самом существенном. В облике крестьянина, в его свободной, непринужденной позе ощущаются внутреннее спокойствие и независимость
Изборожденное морщинами старческое лицо излучает человеческое тепло, доброту, свидетельствуя об умудренности и жизненном опыте.