Томас Гейнсборо 1727-1788
Английский живописец, график, портретист и пейзажист.
Портретная живопись Гейнсборо оказала удивительно слабое влияние на искусство других художников, главным образом из-за того, что созданный им стиль был очень индивидуален и субъективен. Однако пейзажи и рисунки художника многократно копировались.
В 1740-е годы был подмастерьем Юбера Гравло, французского рисовальщика и гравера, работавшего в Лондоне. Ранние пейзажи художника близки произведениям голландских мастеров 17 века. Например, в картине «Корнардский лес» (1748, Лондон, Национальная галерея) композиция и большинство деталей, мягкий серебристый свет и ощущение влажности воздуха восходят к голландским прототипам.
В 1748 году, когда умер его отец, Гейнсборо пришлось вернуться в Садбери, а в 1752 или 1753 году он переехал в Ипсуич, где нашел заказчиков среди местного мелкопоместного дворянства и духовенства.
Первые портреты Гейнсборо, относящиеся к этому периоду, написаны довольно жестко и выглядят статичными. Однако художник обладал исключительным даром передачи сходства и настроения моделей, сочетая это качество со свежестью и живостью живописной манеры. Он продолжал писать пейзажи, к которым всегда испытывал особое пристрастие. Многие из них, очевидно, задумывались как декоративные панно для деревянного резного украшения над камином (две такие картины были заказаны герцогом Бедфордом в 1755 году). В это же время начал складываться новый стиль его портретной живописи, близкий к рококо.
В 1759 году Гейнсборо переехал в Бат, который был тогда модным курортом. Там его ожидало множество новых заказов, в основном от представителей английской знати. В этот период в его живописи заметно влияние утонченно-элегантного искусства Антониса Ван Дейка. Вопреки распространенной тогда практике Гейнсборо никогда не прибегал к помощи художника, писавшего драпировки; он умел великолепно передать фактуру шелков, атласа и кружев, золотого шитья и бархата. В конце 1760-х — начале 1770-х годов он написал серию больших пейзажных композиций, навеянных живописью Рубенса.
Одна из самых известных картин — «Телега с урожаем» (Бирмингем, галерея Института изящных искусств Барбера). Гейнсборо участвовал в ежегодных выставках Общества художников, а в 1768 году стал членом-учредителем Королевской Академии искусств. В 1774 году Гейнсборо переехал в Лондон; тогда же он был избран в Совет Академии, но часто пренебрегал своими обязанностями. В 1784 году он окончательно рассорился с Академией и с этого времени стал устраивать выставки своих картин в собственной мастерской в Шомберг-хаусе на Пэлл-Мэлл. Описания этих выставок опубликовал его друг Хенри Бейт. Поздние портреты живописца наполнены возвышенно-романтическим духом, их отличает утонченная и свободная манера исполнения; фон, с лесными зарослями на заднем плане, прописан широкими, непринужденными движениями кисти.
Пожалуй, самый удачный из них — портрет молодой супружеской пары, получивший название «Утренняя прогулка» (1785, Лондон, Национальная галерея). Со временем мастер стал все больше обращаться к искусственным, «сочиненным» композициям, сооружая на столе небольшой макет, с которого потом писалась картина. В серии горных пейзажей отразился присущий его эпохе вкус к «возвышенному», а в картинах с деревенскими домиками и крестьянами — его сентиментальное отношение к сельской жизни. Гейнсборо, всегда проявлявший большой интерес к эффектам освещения, придумал «волшебный фонарь», в котором за прозрачными пластинами с живописными изображениями помещал горящие свечи.
В рисунках Гейнсборо постоянно экспериментировал с новыми техниками; он достиг удивительной свободы и беглости стиля, передавая форму несколькими штрихами и работая пастелью со стремительностью и неистовством, достойными Ван Гога. Портретная живопись Гейнсборо оказала удивительно слабое влияние на искусство других художников, главным образом из-за того, что созданный им стиль был очень индивидуален и субъективен. Однако пейзажи и рисунки художника многократно копировались. Известно, что крупнейший пейзажист следующего поколения Джон Констебл восхищался его произведениями.