Суриков в.и. (1848

Переход Суворова через Альпы в 1799 году. 1899

Суриков В.И.Холст, масло495 x 373

Русский музей

Аннотация

В истории беспримерного похода под командованием А.В. Суворова по Швейцарским Альпам, когда Россия в союзе с Австрией вела войну против Франции, Суриков выбрал один из самых драматических моментов: переход через хребет Паникс. Эта картина занимает особое место в творчестве Сурикова: цветовая гамма меняется с теплой на холодную, формат — с горизонтального на вертикальный, композиционный принцип — фрагментарность вместо уравновешенности. Суриков не просто фиксирует впечатление от альпийских гор, в которых он писал этюды для картины, но и передает драматический смысл происходящего. Переход через Альпы — это падение в бездну, крушение, содрогание земли и неба. Суворов на белом коне — как памятник самому себе. Вокруг — военный восторг тысячи жизней, ему повинующихся. Суриков, как подлинный художник, в полной мере фиксирует в картине «упоение в бою». „Главное в картине — движение. Храбрость беззаветная. Покорные слову полководца, идут“, — объяснял свой замысел художник. Ему удалось показать в картине единый порыв, который охватывает массы людей в ответ на призыв полководца, заставляя воинов совершать чудеса храбрости.
Конец XVIII века в русской истории отмечен появлением двух важных деятелей, мальтийских рыцарей – полководца А.В. Суворова и императора Павла I. Известно, что в 1799 Павел I в знак уважения к заслугам полководца повелел установить прижизненный памятник Суворову. Несмотря на необъяснимую опалу, которой подвергся Суворов, работы по сооружению памятника не были остановлены, и 5 мая 1801, уже после смерти императора памятник был установлен на Марсовом поле (в царствование императора Александра I памятник был перенесён на площадь между Мраморным дворцом и домом графа Салтыкова (ныне Суворовская площадь). Итало-швейцарский поход — вершина полководческой деятельности Суворова. В 1799 году ему рукоплескала вся Европа, но в России его не ждал триумф. По пути из Праги Суворов узнал, что торжественной встречи победителя не будет и даже въехать в столицу днем ему будет запрещено. В дорожном возке, а не в парадной карете под покровом сумерек он прибыл в Петербург, ему запретили посещать Зимний дворец, имя его исчезло со страниц газет, он был лишен своих любимых адъютантов. 6 мая 1800 А. В. Суворов скончался. Хоронили его не как генералиссимуса, а по штату фельдмаршала. Современные биографы до сих пор ищут причины произошедших разногласий между двумя великими людьми.

Биография автора

Суриков В.И.

Суриков Василий Иванович (1848, Красноярск – 1916, Москва)
Живописец, рисовальщик, акварелист.
Академик Императорской Академии художеств (1895). Почетный член Московского общества любителей художеств (1903).
Родился в Красноярске в казачьей семье. Рисовать начал с детства, занимался у местного учителя рисования Н.В. Гребнева. В юности писал иконы по заказам. На средства золотопромышленника и городского головы П.И. Кузнецова отправился в Петербург. Учился в Академии художеств у П.М. Шамшина, П.П. Чистякова, Б.П. Виллевальде (1869-1875), с 1873 у Ф.А. Бруни.
Отказавшись от заграничной пенсионерской поездки, в 1877 приехал в Москву, где и остался навсегда. Посетил Францию, Италию, Германию, Австрию (1883-1884), Швейцарию (1897), Италию (1900), Испанию (1910). Систематически выезжал на родину, в Сибирь. Совершил поездки на Дон (1893), Волгу (1901-1903), в Крым (1913). Член Товарищества передвижных художественных выставок (1881-1907), участник выставок «Союза русских художников».
Один из великих мастеров русской живописи, крупнейший представитель исторического жанра. Автор портретов и пейзажей.

поход Суворова через Альпы

Кто-то просто знает, кто-то читал об этом, кто-то учил, но сам факт того, что человек повел 24-х тысячное, ранее никогда не воевавшее в горах, войско на фактически верную гибель удивлял, и будет удивлять всех. Сейчас же, более того, у современных историков возникает риторический вопрос: а был ли в принципе нужен этот подвиг 1799 года? Может, не стоило подвергать огромное количество людей такому риску и брать на себя такую ответственность, а просто искать альтернативы? Давайте немного углубимся в историю… Обещаю сделать это максимально кратко.

Итак, какие же побуждения могли двигать человеком? Конечно же, тогда шла война с Францией, и для Суворова, как и для еще некоторых полководцев (у меня не курс истории, не хочу перегружать вас именами, фамилиями, датами, захотите – сами прочтете) стояла цель: разгромить французские войска в Швейцарии. Но, забегая вперед, цель так и не была достигнута по независящим от Суворова обстоятельствам.

Тем не менее, любой здравый человек понимает, что идти в горы это огромнейший риск, который с большей вероятностью не будет оправдан, а на кону жизни его солдат, которые, кстати говоря, называли Суворова «отцом». Так вот, на тот момент, за всю свою историю никогда прежде войска Российской империи не проводили бои в горах, тем более тогда как раз начиналась зима.

Достаточно известная цитата бродит по интернету, якобы самого Суворова в тот момент, когда войска достигли Мутенской долины. Приблизительный смысл таков: Суворов понимает всю скверность ситуации, и не пытается скрыть полную ситуацию. Да и какой смысл скрывать, если воины и так все видят. Уставшие, измотанные, потерявшие веру на простое спасение воины слушают, что говорит им их «отец». А он сказал, что надежда осталась только на Бога и на собственные способности, другого просто нет.

И, видимо, его воины были в таком состоянии, а точнее перешли в такое состояние, когда помимо усталости и всего прочего что происходит с организмом на высоте, они просто отчаялись. И вот окончательно отчаявшись, они просто доверили свои жизни Суворову, бросаясь в последний бой со словами «будь что будет, но пойдем мы за тобой, отец, и умрем мы с честью, мы ведь русские».

Кстати говоря, очень советую для пущей наглядности, так сказать, ознакомится с картиной Сурикова, отображающей как раз весь ужас того события.

Цель похода Суворова

Краткий смысл таков: Суворову необходимо было заставить Францию вернутся в прежние границы, тем самым восстановить мир и равновесие в Европе

Но, как мы уже знаем, это все не увенчалось успехом, и поставленная цель достигнута не была.

Хотя, все-таки припугнуть, хотя даже неплохо так испугать армию Бонапарта, да и самого Наполеона, Суворову таки удалось. Ведь что можно подумать о народе, который прокладывает себе путь у победе настолько страшными путями, проходя там, где никто и никогда не бывал. На что же еще они способны?

Ну а если я вас хоть немного заинтересовал этой темой, то для меня будет маленькой победой знать, что хотя бы один человек после прочтения моего блога освежил знания по истории. Прочитав об исходе этой войны, а может подробнее ознакомился с личностью Суворова или вспомнил сражение на реке Адда — без разницы. Главное – если я подтолкнул вас на какие-то действия, это уже мой личный повод для гордости.

Ну а на сегодня все! Не забывайте свою историю, читайте и подписывайтесь на блог проекта «На Грани». Спасибо за то, что были сегодня со мной и до скорых встреч. И кстати, недалеко от Альп, есть знаменитый акведук древнего Рима — Пон-дю-гар. Будет интересно, обязательно прочтите мою статью об акведуках.

Текст — агент Q.

Вариант №2

Василий Иванович написал картину, открывающую перед зрителем неподдельный мир русского героизма и самоотверженности. Переход через Альпы – очень опасная миссия, которая в случае провала может стоит жизни. Полководец приказал двигаться подчиненным по этому маршруту. Никто не имел права оспаривать или обсуждать приказ. Погода в местности оставляет желать лучшего. Горы. Снег. Ледники.

Никто не может гарантировать, что через несколько часов или минут, не поднимется снежная буря. А что ещё хуже, может сойти ледник. В таком случае все военнослужащие окажутся погребенными заживо.

Мало того, перевал, изображенный на картине до 1799 года именовался неприступным. До русской армии его никто не осмеливался преодолеть. При одном виде его людей окутывал страх.

Примечательно, что для написания этюдов, автор отправился в швейцарские Альпы. Так что основа взята с мест, где всё происходило на самом деле. Величественные горы навевают страх. Заставляют людей задуматься о бытие, своей жизни и её качестве. Потому что один ледник может лишить жизни всех. Несмотря на опасность, воины выполняют свой долг. Они присягали на верность отечеству и обязаны беспрекословно подчиняться командованию.

Суворов – величайший полководец не боится трудностей. Он видит, что перед бойцами стоит сложнейшая задача и подбадривает их в этот час. Александр Васильевич никогда не превозносился. Всегда был наравне со всеми. Благодаря такому командующему, как он, многие солдаты забыли о чувстве страха. Кто-то участвует в разговоре, кто-то смеётся, а кто-то внимательно смотрит перед собой.

Солдаты, оказывавшиеся в самом низу, скользят по льду. Одно неверное движение может привести к серьезным повреждениям. Мало того, позади огромное войско, и, если оно сзади навалиться с большой силой, с жизнью придётся попрощаться

Поэтому первые воины вымеряют каждое движение и действуют очень осторожно

Тем, кто движется следом, намного легче. Во-первых, им следует делать то, что делают впереди идущие. Во-вторых, рядом полководец, который поднимает настроение. Больше всего повезло именно последующим рядам.

Художник изобразил все детали того времени. Одежда, обмундирование, мечи, кони. Всё погружает нас в то величественное время, когда совершался подвиг и победа людей над собственным страхом.

Погода в горах спокойная. Наверху всё затягивает туман. Горы окрашены в голубой цвет и покрыты белым снегом. Чем ниже спускаешься, тем больше снежных участков.

Слева расположены глыбы льда. Их ни в коем случае нельзя задевать. Иначе они обрушатся вниз, и мог упасть на первые ряды. В подобной ситуации есть риск допустить много ошибок, которые будут стоить жизней. Никто не хочет повредить сослуживцам, поэтому все действуют с предельной аккуратностью

Даже кони идут очень осторожно. Уздцы затянуты до предела, чтобы животные не вырвалось и не допустило резких и лишних движений

В целом, всё прошло успешно. Русское войско преодолело серьёзный перевал и отправилось дальше.

Суриков — Переход Суворова через Альпы
Сейчас читают:

  • Характеристика и образ княжны Мери в романе Герой нашего времени сочинение

    Княжна Мери или просто Мария — героиня произведения Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени». Она молода и красива. Особенно она отличается от других представительниц «водного общества» своими приличными манерами.

  • Наташа Ростова и Марья Болконская любимые героини Толстого сочинение

    У каждого автора есть свои любимые персонажи, которым писатель отдает особое предпочтение в романе. Так и у Л. Н. Толстого есть любимые образы, которые он внес в свой прекрасный и увлекательный роман « Война и мир ». Наташа Ростова самая

  • Жизнь и творчество Островского 10 класс

    Гениальный драматург, писатель, классик… Его произведения до сих пор невероятно актуальны! Чувства, эмоции, сожаления, переживания, любовь, жизнь. Александр Николаевич Островский: жизнь, искусство, талант всегда побеждает!

  • Сочинение Иркутск — мой город

    Город, в котором я живу – это загадочная и сибирская земля – Иркутск. Не описать словами, как прекрасно жить рядом с великим озером Байкалом. Красота улиц, с историческими улочками и домами, словно из волшебного леса,

  • Сочинения на тему Осень

  • Сочинение на тему Моя любимая сказка Пушкина

    Дети всех возрастов любят сказки Пушкина за то они написаны в стихах, легко читаются и всегда содержат мораль и очень интересный сюжет.
    А мой любимой сказкой Александра Сергеевича является «Сказка о рыбаке и рыбке».

Сюжет картины Сурикова

русские воины, которые летят вниз в пропасть, но, тем не менее, Суворов рядом с ними, подбадривая и всячески придавая боевой настрой. Почему подбадривая? Если присмотреться внимательнее, то можно заметить переход двух улыбающихся солдат, которые может, отвечают улыбкой на реплику Суворова, а может это просто улыбка безысходности, кто знает.

Так же, обратите внимание на близость облаков относительно голов воинов и то, что скалы заслоняют эти облака

Это говорит нам о том, что события разворачивались действительно высоко. Помимо всех вышеперечисленных трудностей, солдатам пришлось справляться еще с особенностями человеческого организма, которые проявляются на высоте.

Так же, я писал выше, что читал о том, что воины Суворова называли его «отцом». Суриков знал об этом, но все же изобразил полководца маленьким, седым, но потрясающе спокойным и все так же готовым вести своих людей. Можно так же заметить при определенном ракурсе, что вокруг головы Суворова как бы есть некое сияние, легкое, почти незаметное, но что-то точно есть.

Из хроники я так же помню, что у автора были проблемы с передачей объектов в движении, особенно с нижним солдатом художник промучился достаточно долго.

Вы вот так сейчас можете подумать, что я просто взял и описал вам картину, раскрыл ее краткое содержание, но какой в этом смысл, спросите вы? А вот какой: первое, что вы увидите, разглядывая ее – это ничего. Я серьезно, вы не обратите внимания на детали, вы просто будете стоять и смотреть, не поддавая увиденное внутреннему анализу. Потом все детали и моменты начинают возникать перед вами сами собой. Тот же маленький Суворов, два солдата и так далее.

Чем дольше смотрите – тем больше нового увидите.

Ужасная реалия

При чем, никто особо не пытался скрыть всего ужаса происходящего. На картине можно видеть падающего вниз солдата с широко распахнутыми от ужаса глазами. Он понимает, что для него все кончено, а те, кто за этим наблюдает, так же понимает, что сейчас все может кончиться и для них.

Можно подумать, что в такой обстановке может царить только хаос, но опять же таки, при более детальном рассмотрении картины ми видим, что знамена зачехлены, барабанщик изображен очень торжественно даже в такой момент, и в его руках все еще видны палочки. Сейчас он может умереть, но только при исполнении своего долга.

В общем, работу можно рассматривать бесконечно, и с каждой минутой вы будете все больше и больше понимать, что за человек был этот Суворов, и как же тяжело пришлось тогда российским солдатам. Это своего рода карта того легендарного похода, отображенная в живописи.

Кстати говоря, если прочитав все это, вам еще интересна некая хронология событий, а то получается, что мы рассматриваем Швейцарский поход Суворова как отдельную часть истории, то дабы направить вас на дальнейшее изучение, расскажу вам об Итальянском походе Суворова, продолжением которого стал Швейцарский.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: