Суриков картины

«Утро стрелецкой казни»

Переезд молодого художника в «первопрестольную», впечатления от старинной московской архитектуры (на памятники которой он, как впоследствии говорил М. А. Волошину, смотрел «как на живых людей») явились важным стимулом на пути к первому его историческому шедевру — картине «Утро стрелецкой казни».

Художник, по словам того же Волошина, «осознавал из форм», писал то, что видел, обладая потрясающей способностью открывать историко-поэтическую ауру внешней видимости. Поэтому, когда он рассказывал, что «Стрельцы» родились из впечатления от «горящей свечи на белой рубахе», а «Боярыня Морозова» — из «вороны на снегу», то это, разумеется, звучит анекдотом, но в то же время затрагивает самый нерв творческого метода мастера.«Утро стрелецкой казни» — грандиозная картина, завершенная в 1881 (Третьяковская галерея), — производит фурор.

Утро стрелецкой казни, Василий Иванович Суриков

И дело даже не столько в ассоциациях с тогдашними политическими брожениями и тревогами, с крепнущим социальным противостоянием монархии — хотя этот момент, конечно, сыграл свою роль. Избрав сюжетом финальный эпизод последнего стрелецкого бунта 1698 года — казнь мятежников на Красной площади под личным присмотром Петра I — Суриков показывает народное противодействие царским реформам сверху. При этом противостояние народа и царя — или же, в еще более масштабном плане, русского средневековья и ранних рубежей русской новой истории — явлено в виде монументальной трагедии, причем трагедии, где ни одна из сторон не остается победителем, взаимно свидетельствуя о неразрешимости конфликта.

С невиданной силой Суриков воплощает в своих образах нелинейный, полифонический характер исторического процесса. И этот полифонизм, равноправие противоборствующих сторон составляет главное достоинство его «хоровой картины» (как называет В. В. Стасов многофигурные исторические сцены такого рода). Правда деталей, — тот же стрелец в белой рубахе с молитвенной свечой в руке (если упомянуть лишь одну из множества «нервных клеток» картины) — не как-нибудь поверхностно «осовременивает» образ, но, напротив, укрепляет его «древний дух» (метко подмеченный И. Н. Крамским в письме Стасову, 1884). И древность эта лишена чрезмерной, благостной идеализации. Поминая старую Москву, Суриков говорит о «черной грязи» и серебристом блеске «чистого железа» тележных колес. Подобные «грязь» и «блеск» составляют в картине органическое единство.

«Взятие снежного городка», Суриков, 1891

Персонажи

В кратком содержании всего 2 главных и 3 второстепенных персонажа. Все описанные действующие лица – положительные личности, умеющие прощать тех, кто совершает ошибки.

Главные роли

  1. Наталья – красивая и добрая молодая девушка, которая любит мужа и заботится о здоровье батюшки. Она отказалась идти в отцовский дом и решила пойти на войну бок о бок с мужем за Родину и прощение боярина Матвеева и царя.
  2. Алексей Любославский – отважный мужчина, сын бывшего в аресте боярина. Он искренне любит жену и мечтает вернуть доброе имя своего рода.

Второстепенные персонажи

  • Няня – взрослая женщина и верная слуга погибшей матери Натальи. Беспокоясь о счастье воспитанницы, она покидает боярский дом и селится в лесу вместе с молодоженами.
  • Матвей Андреев – порядочный и богатый дворянин, верный приближенный царя. Он искренне любит свою дочь и заботится о ней. Когда Наталья вернулась, старый боярин не стал отчитывать ее за бегство из семьи, он обрадовался приезду дочери и дал добро на повторное венчание молодоженов.
  • Царь – мудрый человек, простивший беглецов за самоуправство и восстановивший репутацию рода Любославских.

Картина «идеальной» монархии

Возможно, подобное замечание излишне, если наша задача – передать краткое содержание. «Наталья, боярская дочь» — произведение, в котором создан образ «идеальной» монархии. В таком государстве единственная забота царя – это благополучие собственного окружения. Монарх снисходителен к подданным. Простота обращения, описанная в произведении, совершенно отлична от распущенных нравов, царящих при Екатерине. Приближенный царя – верный советник, который никогда не пользовался преимуществами своего положения. В своем произведении Карамзин обличает порочные стороны правления Екатерины Великой.

https://youtube.com/watch?v=VI4v9idb4ms

Третья сила картины — ОБРАЗ ТОЛПЫ

Суриков создал невероятно красочную и разношерстную толпу. Здесь можно долго разглядывать узорочье старинных одежд.

Между прочим, именно такими они и были у дворян и купцов в XVII веке. Художник сам находил сохранившиеся образцы для того, чтобы реалистично изобразить эпоху.

 
Василий Суриков. Боярыня Морозова (фрагмент). 1883—1887. Третьяковская галерея, Москва.

Но самое интересное в этой толпе — это эмоции людей!

Кто-то безумно жалеет боярыню и плачет. Кто-то вдохновляется и верит ещё больше. Кто-то поражается такой смелости и силе духа.

А кто-то смеётся: «Это ведь надо быть такой упрямой! Отступи и живи дальше, делов-то. В чем подвиг? Фанатичка…»

 
Василий Суриков. Боярыня Морозова (фрагмент). 1883—1887. Третьяковская галерея, Москва.

Обратите внимание, что старообрядческим двуперстием боярыне отвечает лишь юродивый, сидящий на снегу. Ему терять нечего

А вот все остальные не готовы так смело идти против царских законов.

Рядом с санями идёт сестра Морозовой, княгиня Урусова.

Василий Суриков. Боярыня Морозова (фрагмент). 1883—1887. Третьяковская галерея, Москва.

Ей предстоит совершить такой же подвиг. Она погибнет от голода в той же яме на руках у сестры. Но для толпы ее трагедия останется незамеченной. Образ княгини олицетворяет всех безымянных погибших за старую веру.

Образ

Наталья единственный ребенок боярина Матвея Андреева. Юной прелестнице 17 лет от роду. Ее воспитанием занимались отец и няня. Мать давно отошла в мир иной. Наталья чудо как хороша. Густые темно-русые волосы, нежная, белоснежная кожа, черные глаза в обрамлении пушистых ресниц. Помимо внешней красоты у нее была красота внутренняя. Через ее образ, автор хотел показать, как должна выглядеть настоящая русская женщина.

Наталья была всех прелестнее. Пусть читатель вообразит себе белизну итальянского мрамора и кавказского снега: он все еще не вообразит белизны лица ее…

…с распущенными темно-русыми волосами…

…открывала черные глаза свои…

…солнечные лучи играли на белом ее лице и, проницая сквозь черные, пушистые ресницы, сияли в глазах ее светлее, нежели на золоте…

…самые богомольные старики, видя боярскую дочь у обедни, забывали класть земные поклоны…

…прелестная Наталья имела прелестную душу, была нежна, как горлица, невинна, как агнец, мила, как май месяц; одним словом, имела все свойства благовоспитанной девушки…

Четвёртая сила картины — ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ

Василий Суриков. Боярыня Морозова. 1889. Третьяковская галерея, Москва.

История боярыни не просто так тронула сердца людей, живших в конце XIX века.

И не просто так картину купил Павел Третьяков за невероятные по тому времени 25 тысяч (в переводе на наши деньги это примерно 15 миллионов рублей).

Произошедший в XVII веке раскол и в XIX веке делил русский народ на два лагеря. Старообрядцев по-прежнему было много среди купцов. В том числе и Павел Третьяков им был. Да и  сам Василий Суриков вырос в старообрядческой семье.

Так что тема борьбы за свободу вероисповедания была очень болезненной. Актуальность она потеряет лишь спустя 30 лет, после Октябрьской революции. Но тогда на русский народ нагрянет раскол похлеще…

Портрет дочери художника в детстве (1888)

Прекрасный портрет дочери Ольги в красном платье в горошек на фоне белой печи отражает тёплую семейную атмосферу в доме художника. Сохранилось письмо художника, где он описывал процесс работы над портретом. Он сообщал: «Пишу портрет Оли в красном платье, в котором она была в Красноярске…»

Маленькая десятилетняя девочка смело позирует, прижимая к себе любимую куклу. Этот портрет родные называли «дивным», чудесным. В творчестве Сурикова нет заказных портретов, он писал лишь членов своей семьи и близких друзей, и этот портрет — настоящая семейная реликвия, заключающая в себе всю родительскую любовь художника к дочери.

Не пропустите интересную статью на нашем сайте most-beauty.ru о самых красивых куклах в мире.

8

Система героев и образов

  • В центре повествования находится восемнадцатилетняя девушка Наталья. Кроме необыкновенной красоты она отличается хорошим воспитанием и бесконечной добротой. Так же, как и отец, юная боярыня бескорыстно помогает нищим и убогим. Уже позже автор показывает, что Наталья может еще и очень нежно любить. Ее отношение к супругу – образец женской преданности.
  • Прототипом отца Натальи предположительно был боярин Матвеев, проживавший при царском дворе в 17 веке и погибший насильственной смертью. Он является прообразом старого дворянства, для которого превыше всего были вера в Бога и долг перед отечеством.
  • Его зять Алексей – еще один образчик истинного дворянского благочестия. Он бережно хранит память об отце и хочет восстановить справедливость по отношению к неправильно осужденному покойному. При этом супруг Натальи истинно любит государя и не обвиняет его в несправедливой опале. Более того, когда наступает война, Алексей готов один из первых пострадать за отечество, демонстрируя свою преданность государю. Алексей Любославский – настоящий сын России. Он доблестен и мужественен, а главное чтит традиции, заложенные его предками.

Характеристика

Утро Натальи начиналось с подхода к окну. Перекрестившись, она надевала шелковое платье, камчатную телогрею и с распущенными волосами направлялась к окну, чтобы лишний раз доставить себе удовольствие полюбоваться любимым городом. Она очень любила Москву и искренне восхищалась ее красотами. В свободное время девушка любила рукодельничать. Ее частенько можно было застать за вышиванием или шитьем либо увидеть, как она свивает шелк или нанизывает ожерелье. Будучи девушкой верующей, Наталья ежедневно посещала церковь, молилась не только там, но и дома.

Как все девушки ее возраста Наталья не отказывалась от развлечений. В доме частенько бывали ее подруги. Девчонки веселились, болтали о всякой ерунде. В зимнее время Наталья каталась на санях, ездила по вечеринкам, где собирались одни девушки. Они пели песни, играли в игры, дурачились.

На восемнадцатом году жизни Наталья заскучала. Ее сердце жаждало любви. Встретив своего любимого, девушка не стала раздумывать. Она сразу приняла решение и сбежала вместе с ним, несмотря на то, что была привязана к отцу и дому.

Именно в этой ситуации главная героиня проявила силу и твердость характера. Она сразу поверила Алексею. Увидев его жилище в лесной чаще, Наталья не ощутила страха. Она знала, что с таким мужем, как у нее, с ней ничего плохого не случится.

После замужества и отъезда из дома, девушка не забывала об отце и переживала, что оставила его. Каждую неделю гонец приносил весточки о нем. Она была в курсе его дел и всего, что происходит в его жизни.

Следующим разом, когда Наталье пришлось проявить характер, стала война. Она ни минуты не раздумывала, когда приняла решение идти с мужем воевать. Наталья не представляла жизни без него. Переодевшись в мужской наряд, она отправляется на войну.

Подвиг, совершенный ими, был по достоинству оценен царем.

История создания

Повесть «Наталья, боярская дочь» была создана Карамзиным в 1792 году. В этот период автор стал увлекаться историей и шаг за шагом отходил от уже привычного сентиментального стиля, в котором были написаны его предыдущие произведения. В литературном обществе России тех времен неожиданно вспыхивает интерес к иностранным авторам из Германии и Франции. Сам же Карамзин не поддерживал новые веяния в литературе. Его, напротив, интересовали старые времена, а конкретно время правления Алексея Михайловича Романова. Поэтому героями его нового произведения становятся современники «тишайшего» царя.

Пятая сила картины — КОМПОЗИЦИЯ

Суриков не боялся многофигурных композиций. Он умел ловко загораживать одного человека другим, создавая реалистичное, но все же гармоничное столпотворение. Никаких театральных расстановок в ряд!

В «Боярыне Морозовой» его толпа, как всегда, превосходно слеплена. Однако не сразу дались… сани. Вернее, их движение.

Они никак не хотели ехать. Встали на месте и все тут!

Чего только не предпринимал Василий Иванович! Менял положение полозьев саней на снегу, угол оглоблей, соединяющих сани и лошадь, – ничего не помогало!

И тут ему пришла в голову идея нарисовать рядом бегущего мальчика! И сани сразу «поехали»! Глядя на них, почти физически ощущаешь, как они едут, упорно раскалывая толпу. Тоже очень интересное решение, созвучное сюжету.

Описание картины «Боярыня Морозова»

Центральным и поистине магнетическим образом картины является сама боярыня. Одна из самых богатых людей Руси, она едет на простых санях, покрытых соломой. Это – символ предстоящих пыток, мучений и голодной смерти. На момент ареста ей исполнилось всего 43 года, однако на полотне изображена едва ли не старуха.

Измождённая и осунувшаяся, она не теряет силы духа, готова в любой момент дать отпор врагам. В этом образе невероятно сплетаются физическая слабость и духовная сила. Она знает, что обречена погибнуть, но никогда не отступит от своих идеалов.

Боярыня. Этюд для картины «Боярыня Морозова», 1886 годМестонахождение: Третьяковская галерея, Москва, Россия

Не менее ярко изображена и толпа. Художник находил образцы костюмов XVII века, чтобы максимально правдиво отразить события того времени. Разношерстную толпу можно рассматривать очень долго, и самое удивительное – эмоции людей. Они крайне противоречивы, ведь кто-то искренне жалеет Морозову, кто-то вдохновляется её смелостью, кто-то глядит осуждающе или вовсе смеётся.

Обратите внимание, что двуперстием боярыне отвечает лишь юродивый, сидящий на снегу. Прочие, даже её сторонники, боятся оказаться неугодными царю, а потому не решаются на смелый шаг

Сани с Морозовой словно раскалывают людей – так же, как идеи и принципы старообрядцев и реформаторов раскололи общество.

Василий Суриков «Юродивый, сидящий на снегу», этюд к картине, 1885 годМестонахождение: Вятский художественный музей им. В. М. и А. М. Васнецовых, Киров, Россия

«Боярыня Морозова« – поразительная картина, наполненная динамикой и эмоциями, которые мастерски удалось передать Василию Сурикову. Полотно было написано в 1884-1887 годах, однако события второй половины XVII века в ней показаны совершенно точно, а все детали реалистичны и правдивы. Как отметила искусствовед Галина Чурак, глядя на творение Сурикова:

И в этом – поистине мистическое притяжение «Боярыни Морозовой».

История создания

Как утверждал сам художник, решение написать картину о столь драматичных и печальных событиях истории России пришло к нему совершенно внезапно – во время одной из прогулок по Москве. Сам Василий Суриков писал:

Работу над полотном живописец начал в 1879 году. Он предполагал, что сможет написать её достаточно быстро, однако та сцена, что была навеяна историческими местами и вдохновением, потребовала больших усилий. Создание «Утра стрелецкой казни» затянулось до 1881 года.

Илья Ефимович Репин «Портрет художника Василия Ивановича Сурикова», 1877 годМестонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

В процессе работы художник нередко советовался со своим другом и коллегой Ильёй Репиным. В ту пору ещё не было обычая прятать свои картины друг от друга, а потому живописцы стремились поделиться мнением о полотнах товарищей. Репин отмечал:

Что интересно, сам Репин отнёсся к работе Сурикова с долей объективной критики. Он заметил, что на подобном полотне должен быть хотя бы один казнённый. Когда художник добавил фигуру повешенного стрельца, произошёл забавный случай.

Василий Иванович Суриков «Утро стрелецкой казни», 1881 год,Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Наутро вошедшая старая няня увидела работу Сурикова и упала в обморок. В тот же день Сурикова посетил знаменитый меценат Павел Третьяков, который жёстко раскритиковал наличие на картине фигур повешенных. “Вы хотите всё испортить?” – спросил он и заметил, что в интересах искусства – демонстрировать судьбу народа, а не мрачные и жуткие сцены, пугающие пожилых дам.

Суриков принял это к сведению, после чего закрыл повешенных слоем краски. Современные исследования показали, что фигуры казнённых стрельцов изначально располагались в правой части полотна.

Не все мятежники покорены и сломлены. Взгляд рыжебородого стрельца, устремлённый на царя, полон ненависти

Прототип боярина Матвея

Есть предположения, что образ отца Натальи «срисован» с реального исторического персонажа. Скорее всего, им стал боярин А. С. Матвеев, который во время дворцового переворота 1682 года был подвергнут насильственной смерти.

Мы закончили изложение краткого содержания произведения «Наталья, боярская дочь», основная мысль которого состоит в том, что при правильном и справедливом правлении могут быть счастливы все люди. В заключение хочется добавить, что Карамзин обращался к истории русского государства еще для того, чтобы показать, насколько прошлое нашей земли отлично от современного поклонения перед всем иностранным. Подобное осуждение «чужебесия» также призвано обратиться к патриотическим чувствам соотечественников.

«Утро стрелецкой казни»

Переезд молодого художника в «первопрестольную», впечатления от старинной московской архитектуры (на памятники которой он, как впоследствии говорил М. А. Волошину, смотрел «как на живых людей») явились важным стимулом на пути к первому его историческому шедевру — картине «Утро стрелецкой казни».

Художник, по словам того же Волошина, «осознавал из форм», писал то, что видел, обладая потрясающей способностью открывать историко-поэтическую ауру внешней видимости. Поэтому, когда он рассказывал, что «Стрельцы» родились из впечатления от «горящей свечи на белой рубахе», а «Боярыня Морозова» — из «вороны на снегу», то это, разумеется, звучит анекдотом, но в то же время затрагивает самый нерв творческого метода мастера.«Утро стрелецкой казни» — грандиозная картина, завершенная в 1881 (Третьяковская галерея), — производит фурор.

Утро стрелецкой казни, Василий Иванович Суриков

И дело даже не столько в ассоциациях с тогдашними политическими брожениями и тревогами, с крепнущим социальным противостоянием монархии — хотя этот момент, конечно, сыграл свою роль. Избрав сюжетом финальный эпизод последнего стрелецкого бунта 1698 года — казнь мятежников на Красной площади под личным присмотром Петра I — Суриков показывает народное противодействие царским реформам сверху. При этом противостояние народа и царя — или же, в еще более масштабном плане, русского средневековья и ранних рубежей русской новой истории — явлено в виде монументальной трагедии, причем трагедии, где ни одна из сторон не остается победителем, взаимно свидетельствуя о неразрешимости конфликта.

С невиданной силой Суриков воплощает в своих образах нелинейный, полифонический характер исторического процесса. И этот полифонизм, равноправие противоборствующих сторон составляет главное достоинство его «хоровой картины» (как называет В. В. Стасов многофигурные исторические сцены такого рода). Правда деталей, — тот же стрелец в белой рубахе с молитвенной свечой в руке (если упомянуть лишь одну из множества «нервных клеток» картины) — не как-нибудь поверхностно «осовременивает» образ, но, напротив, укрепляет его «древний дух» (метко подмеченный И. Н. Крамским в письме Стасову, 1884). И древность эта лишена чрезмерной, благостной идеализации. Поминая старую Москву, Суриков говорит о «черной грязи» и серебристом блеске «чистого железа» тележных колес. Подобные «грязь» и «блеск» составляют в картине органическое единство.

«Взятие снежного городка», Суриков, 1891

Суриков биография

Суриков Василий Иванович родился в 1848 году, 12 января. Родом великий русский художник из Красноярска. Являлся потомственным казаком, чем очень гордился всю свою жизнь.

Первый художественный опыт получил в Красноярском уездном училище. Первым учителем был Гребнёв, который давал молодому дарованию задания копировать полотна известных мастеров живописи.

После смерти отца, Сурикову пришлось работать писцом. Однако эта работа продолжалась для художника недолго, так как его картины заметили губернатор П. Н. Замятин и золотопромышленник П. И. Кузнецов. Они помогли Василию Ивановичу поступить в Петербургскую школу поощрения художеств и даже взяли на себя расходы по его обучению. Здесь всего за три месяца Суриков освоил трёхгодичный курс и уже 28 августа 1869 года успешно сдал экзамены и поступил в Академию Художеств. В 1870 году появилось его первое произведение, ставшее известным: «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге».

После нескольких успешных работ, Василий Суриков заканчивает обучение в звании художника первой степени. Вскоре он женился на внучке декабриста Свистунова, Елизавете Августовне Шарэ

Материальное благополучие и спокойная жизнь позволили Сурикову обратится к русской истории, работать не спеша и всё своё внимание отдавать творчеству. Так появились самые знаменитые его работы: Утро стрелецкой казни, Боярыня Морозова и др

В 1888 году великий русский художник испытал одно из своих самых тяжёлых потрясений. Умирает его жена. За несколько лет, что он предавалcя горю, он написал лишь одну картину — Исцеление слепорожденного. Следующая картина была написана только в 1891 году, это была Взятие снежного городка. Затем были работы — Покорение Сибири Ермаком, Степан Разин. Образ Пугачёва, который остался только в виде наброска исторического образа в клетке, cтал последним, что сделал Суриков для всемирного искусства. 6 марта 1916 года великого русского художника не стало. Его похоронили рядом с женой на Ваганьковском кладбище.

Если вы хотите сделать собственный портрет по фото в Москве, то в этом вам поможет АртАрия. Портреты любой сложности по вашей фотографии от профессионалов своего дела.

Боярыня Морозова

 

Боярская дочь

Елизавета Августовна Сурикова

 

Генералиссимус Суворов

Итальянка

Княгиня Урусова

Меньшиков в Берёзове

Наталья Фёдоровна Матвеева

Переход Суворова через Альпы

Пир Валтасара

 

Покорение Сибири Ермаком

 

Портрет княгини Щербатовой

Посещение царевной женского монастыря

 

Римский карнавал

С гитарой

Сибирская красавица

Степан Разин

 

Утро Стрелецкой казни

 

Взятие снежного городка

 

Зубовский бульвар зимою

Пугачёв. Набросок для незаконченной картины

Вторая сила картины — ОБРАЗ БОЯРЫНИ

Василий Суриков изображает ключевой момент из истории боярыни Морозовой. Ее везут в боровскую тюрьму, чтобы уморить голодом в земляной яме.

 
Василий Суриков. Боярыня Морозова (фрагмент). 1883—1887. Третьяковская галерея, Москва.

Она, знатная и богатая, едет на простых санях с соломой. Так художник подчёркивает пережитые унижения: арест, пытки, приговор к сожжению.

Но она по-прежнему не отступает от старой веры. Вся в чёрном, с бледным и худощавым лицом. Она тянет руку с двуперстием вверх.

Она, исхудавшая и подурневшая от пыток, знает, что идёт против системы на верную гибель. Она обречена, но ни за что не отступит.

Яркий, очень запоминающийся образ. За счёт невероятного сочетания физической слабости и духовной силы.

Этот образ Суриков очень долго искал. Случайно увидел женщину на старообрядческом кладбище. Он понял, что такое лицо «сразу всех победит», то есть в толпе станет притягивающим взгляд центром.

Живописец-историк

Свою репутацию выдающегося живописца-историка Суриков закрепляет в картинах «Меншиков в Березове» (1883) и «Боярыня Морозова» (1887; обе — Третьяковская галерея). Обе композиции — об опале и сибирской ссылке самого могущественного из «птенцов гнезда Петрова», об увозе в острог старообрядческой подвижницы во время церковного раскола — тоже «читаются» как визуальные романы. Тесный, как тюремная камера, интерьер избы в первой картине, ее пластическая статика, и, напротив, широкий пространственный размах второй, где доминирует мотив движения, но движения в неволю, в равной мере знаменуют неодолимость исторических судеб, которые могут быть поняты и понимаются художником лишь в их диалоге или конфликте, но в любом случае в их актуальной, — суровой и красочной — разноречивости. Для художника Россия всегда многолика, в его полотнах всегда минимум две России (даже простая крестьянская изба в «Меншикове…» воспринимается как особый одухотворенный символ старины, в итоге как бы одолевшей некогда всесильного царедворца).

Картина «Боярыня Морозова», Суриков

«Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове» и «Боярыня Морозова» составляют вершину суриковского творчества. Почти адекватно им «Взятие снежного городка» (1891, Русский музей). Художник подчеркивал, что не мыслит «исторических деятелей без народа, без толпы». Нарушив этот принцип в картине «Меншиков в Березове», он в «Снежном городке», вспомнив забавы своего сибирского детства, напротив, изображает безымянную веселую толпу в старинной казацкой игре. Народ, казалось бы, здесь (впервые у Сурикова) представлен как единое, не расколотое целое, но его удаль безудержна как разрушительный и грозный, несмотря на мажорную яркость красок солнечного зимнего дня, вихрь.

Последующие «хоровые» картины художника («Покорение Сибири Ермаком», 1895; «Переход Суворова через Альпы», 1899; «Степан Разин», 1903-07, все — Русский музей), несмотря на все мастерство режиссуры многофигурных сцен, представляют определенного рода спад. В эпических сценах колониальной экспансии России в Сибирь, антифранцузской кампании России в швейцарских Альпах, наконец, разбойничьей вольницы 17 в. отсутствует та драматургическая сложность, которая придает особое пластическое и психологическое богатство трем великим картинам Сурикова (так, противостоящие Ермаку татаро-монголы и сибирские аборигены смотрятся пусть как яркий и характерный, но отнюдь не равноправный исторический фон).

Картина «Боярская дочь», Суриков

В процессе работы над большими картинами, ревностно подбирая натуру, Суриков пишет массу замечательных портретов, пейзажей, натюрмортных и интерьерных композиций, имеющих и вполне самоценный эстетический смысл. Он создает и целый ряд самостоятельных портретов, обычно близких ему людей, — простых по композиции, но чрезвычайно сильных и целостных по красочной лепке . Его замечательный дар колориста, который не красит, а строит форму цветом, пользуясь открытыми, звучными тонами, с особой непосредственностью проявляется в акварельных этюдах. Этапной в цветовых поисках художника явилась поездка в 1910 в Испанию (вместе с зятем П. П. Кончаловским), откуда он привозит едва ли не лучшие свои акварели.

Картина «Переход Суворова через Альпы», Суриков

Широта его эстетических взглядов проявляется в одобрительном отзыве о кубизме П. Пикассо, а также в дружеском общении с представителем совсем другого поколения, символистом и поэтом-«декадентом» М. Волошиным, создавшим большой очерк о творчестве мастера (впервые опубликован в 1916 в журнале «Аполлон»), который М. В. Нестеров назвал «быть может лучшим, что когда-либо было написано о русских художниках» (в письме А. А. Турыгину, 1927).Среди поздних картин Су рикова следует в первую очередь отметить «Посещение царевной женского монастыря» (1912, Русский музей) и «Благовещение» (1914, Красноярская художественная галерея), где он стремится к более емкой выразительности форм и цвета.

Большой маскарад в 1722 году на улицах Москвы с участием Петра I и князя-кесаря И. Ф. Ромодановского, Василий Иванович Суриков

Посещение царевной женского монастыря (1912)

Эта картина Сурикова — его последняя крупная живописная работа. Она рассказывает о незавидной доле русских царевен, которым суждено было всю жизнь томиться в заточении своих девичьих покоев.

Царевны не могли выйти замуж, так как царственных православных женихов не было, заморские женихи считались еретиками, а отдавать царскую дочь за русских бояр и князей было недопустимо — они ей не ровня. Редким разнообразием в их жизни был выход в сопровождении нянек и мамок на поклон в женский монастырь.

Трогательное лицо молодой царевны покорно и печально. Её судьба в лучшем случае — терем, а в худшем — келья монастыря, и жадные монастырские управительницы не упустят момента поживиться приданым такой «божьей невесты».
Образ царевны Суриков писал с дочери своих знакомых, которая собиралась постричься в монастырь, и со своей внучки.

10

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: