Биография
Родился в Аугсбурге, Германия, учился живописи у своего отца — Ганса Гольбейна — старшего. Испытал влияние Ханса Бургкмайра.
Позже с братом Амброзиусом Гольбейном переселился в Базель (Швейцария). Там познакомился со многими гуманистами и учёными этого периода, в том числе с Эразмом Роттердамским. По просьбе последнего иллюстрировал его работу «Похвала глупости». Гольбейн иллюстрировал и другие книги, участвовал в создании немецкого перевода Библии, создавал витражи и писал портреты.
В 1516 году он написал портрет бургомистра Мейера и его жены, а также живописца Ганса Гербстера, в следующем году — фрески внутри и на наружных стенах дома Гертенштейна в Люцерне. По возвращении осенью 1519 года в Базель много работал над декорированием внешних фасадов домов.
Важнейшие произведения базельского периода Гольбейна: портрет юриста Бонифация Амербаха; десять картин страстей Господних, изображения Рождества Христова и Поклонения волхвов; Мадонна со святыми для города Золотурна; наконец, знаменитая Мадонна семейства Мейер.
К этому же времени относятся портреты Эразма Роттердамского, Доротеи Оффенбург, рисунки к Ветхому Завету и «Пляска Смерти», гравированные на дереве.
В 1526 году Гольбейн перебрался в Англию. Там писал исключительно портреты. По возвращении в Базель в 1528 году Гольбейн окончил фрески в зале ратуши и написал несколько портретов.
В 1532 году религиозные смуты заставили Гольбейна снова покинуть Базель и отправиться в Англию, где были исполнены им в эту пору многие портреты, в том числе находящиеся ныне в Берлине, Виндзоре, Гааге, Брауншвейге и Вене. К этому времени относятся его портреты Морретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля, Томаса Уайетта, а также «Колесо Фортуны». Ему удалось стать придворным живописцем короля Генриха VIII.
Помимо работы портретистом Гольбейн создавал эскизы придворных облачений монарха.
До нас дошло несколько гольбейновских портретов Генриха VIII, королевы Джейн Сеймур, Эдуарда VI, герцога Норфолка и так далее.
Последний период своей жизни художник проводил между Базелем и Лондоном. В 1543 году, между 7 октября и 29 ноября, он умер от чумы, свирепствовавшей в Лондоне.
Личная жизнь
Около 1520 года молодой Гольбейн взял в жены Элсбет Шмид, вдову на несколько лет старше его, имевшую маленького сына Франца. В первый год брака супруга родила художнику мальчика, которого назвали Филиппом, а через некоторое время девочку Катарину.
Ганс Гольбейн и его семья
Семья не сопровождала живописца в заграничных поездках, Ганс виделся с женой и детьми, только когда бывал в Базеле. В эти визиты он рисовал портреты семьи, которая на некоторых полотнах ассоциировалась у него с библейскими образами Богородицы с младенцами и Иоанна Крестителя.
Личную жизнь супругов вряд ли можно назвать счастливой. С 1532 года они жили раздельно, в Англии художник имел связи с другими женщинами. Гольбейн материально обеспечивал Элсбет и детей, но нежных чувств к ним не испытывал.
Копии и производные работы
Работа | Описание | Дата | Середина | Размер | Место расположения |
---|---|---|---|---|---|
Портрет женщины из Южной Германии , бывшая атрибуция | c. 1520–1525 | Масло на панели | 45 × 34 см | Маурицхейс , Гаага | |
Портрет Николауса Крацера по Гольбейну | c. 1528 | Масло на панели | 81,9 × 64,8 см | Национальная портретная галерея (Лондон) | |
Портрет Дезидерия Эразма Роттердамского , мастерская Гольбейна | c. 1530 | Липовое дерево, масло, темпера | 18,2 × 14,5 см | Художественный музей Базеля | |
Портрет сэра Николаса Кэрью , мастерской или последователя Гольбейна | Вероятно, 1530-е гг. | Дерево, масло, темпера. | 95,3 × 112 см | Герцог Buccleuch, Замок Драмланриг , Дамфрис | |
Портрет неопознанного джентльмена, мастерской или последователя Гольбейна | 1535 | Масло на дубе | Диаметр 30,5 см | Метрополитен-музей , Нью-Йорк | |
Портрет сэра Николаса Пойнца по Гольбейну | c. 1535 | Масло на панели | 42,5 × 29,2 см | Национальная портретная галерея, Лондон | |
Портретная миниатюра неизвестного мужчины , возможно, Ганса Антверпенского, мастерская Гольбейна | c. 1535–40 | Масло, темпера на дубе. | Диаметр 13 см | Музей Виктории и Альберта , Лондон. | |
Портрет Джейн Сеймур по Гольбейну | c. 1537 | Масло, темпера на дубе. | 26,3 × 18,7 см | Маурицхейс, Гаага | |
Портретная миниатюра Томаса Кромвеля по Гольбейну | c. 1537 | Пергамент, акварель, бодиколор | Диаметр 4,4 см | Национальная портретная галерея, Лондон | |
Портретная миниатюра Томаса Кромвеля по Гольбейну | c. 1537 | Пергамент, акварель, бодиколор | Диаметр 4,4 см | Национальная портретная галерея, Лондон | |
Портрет принца Эдуарда по Гольбейну | 16 век, после ок. 1538 | Масло на панели | 59 × 44,5 см | Коллекция Бергера, Художественный музей Денвера | |
Леди Ли (Маргарет Вятт) , мастерская Гольбейна | c. 1540 | Масло на панели | 44,1 × 34 см | Метрополитен-музей, Нью-Йорк | |
Портрет Генриха VIII , мастерская Гольбейна | в 1540 г. | Масло на дубе | 88,2 × 75 см | Galleria Nazionale d’Arte Antica , Рим | |
Портрет Елизаветы, леди Рич , по Гольбейну | в 1540 г. | Масло, темпера на дереве (возможно, дуб). | 44,5 × 33,9 см | Метрополитен-музей, Нью-Йорк | |
Портрет Генриха VIII в большом пальто с посохом по Гольбейну | 1542 | Масло, темпера на дубе. | 92,7 × 66,7 см | Замок Ховард , Йоркшир | |
Портретная миниатюра Ганса Гольбейна Младшего , копия автопортрета Гольбейна , вероятно, Лукаса Хоренбута | 1543 | Акварель на пергаменте на игральной карте | Диаметр 3,7 см | Коллекция Уоллеса , Лондон | |
Портрет Генриха VIII по Гольбейну | После 1537 г., возможно, с 1567 г. | Масло на холсте | 233,7 × 134,6 см | Художественная галерея Уокера , Ливерпуль | |
Портрет сэра Уильяма Баттса по Гольбейну | в 1543 г. | Масло на панели | 47 × 37,5 см | Национальная портретная галерея, Лондон | |
Портрет Джорджа Брука, девятого барона Кобэма | После 1544 г. | Масло на панели | Диаметр 32 см | Частная коллекция | |
Портретная миниатюра Томаса Ротесли, 1-го графа Саутгемптона , после Гольбейна | Вероятно, вторая половина 16 века. | Карточка, пергамент, акварель | Овал 5 × 3 см. | Метрополитен-музей, Нью-Йорк | |
Семья Томаса Мора , Роланд Локки , по утраченной картине Гольбейна | 1592 | Масло на холсте | Nostell Priory , Западный Йоркшир | ||
Дрезден Мадонна , копия на Bartholomäus Sarburgh ( де ) из Гольбейна Дармштадт Мадонны | c. 1635–37 | Масло на дубе | 159 × 103 см | Gemäldegalerie Alte Meister , Дрезден | |
Портрет Иоганна Фробена по Гольбейну | XVI или начало XVII века, по оригиналу 1520–1526 годов. | Масло, темпера на дубе. | 39,5 × 33,5 см | Художественный музей Базеля | |
Портрет Дезидерия Эразма Роттердамского , мастерская Гольбейна, с более поздними дополнениями | c. 1523–40, фон c. 1629 г. | Масло по дереву | 54,7 x 32,4 см | Королевская коллекция, Виндзорский замок | |
Генрих VII, Елизавета Йоркская, Генрих VIII и Джейн Сеймур , копия Ремигиуса ван Лемпута с росписи Уайтхолла Гольбейна , уничтоженная пожаром в 1698 году. | 1667 | Масло на холсте | 88,9 × 99,2 см | Королевская коллекция, Виндзорский замок |
Стиль
Живописные произведения Гольбейна отличаются тонкой выработкой рисунка, пластичной моделировкой, прозрачностью светотени, сочностью и шириной кисти. Его рисунки полны едкого сарказма, тонкой наблюдательности и, несмотря на свою жизненную правду и индивидуальность, поражают красотой формы и отделки. Значение Гольбейна в немецком искусстве повышается ещё и тем, что он перенес в Германию расцвет Итальянского Возрождения, не утратив при этом своего национального характера, — в его работах ощутимы пути, намеченные в портретах Дюрера.
Для своих портретов художник предварительно выполнял очень тщательные карандашные наброски, некоторые из них сохранились. Тени и свет наводились углем, мелом и сангиной
В эскизах Гольбейн обращал внимание в основном на лицо, не набрасывая руки
Творчество Ганса Гольбейна (ок. 1498-1543)
Автопортрет
Крупнейший мастер позднего немецкого Возрождения Ганс Гольбейн Младший приобрел мировую известность, в первую очередь, своими портретными работами. Он оставил потомкам живописные и графические изображения великих гуманистов Эразма Роттердамского и Томаса Мора, а также запечатлел в портретах с потрясающей силой сходства и образного обобщения многих своих современников.
Гольбейн родился в Аугсбурге и учился живописи у своего отца — Ганса Гольбейяа Старшего. Семнадцати лет он, вместе с братом — тоже художником, — перебрался из Германии в швейцарский город-республику Базель. Здесь жили Эразм Роттердамский и другие гуманисты, процветала культура книгопечатания. Но созданные в это время знаменитые рисунки Гольбейна на полях «Похвалы глупости» не предназначались для печати. Тем не менее эти наброски, где художник то едко бичевал клерикалов, то добродушно посмеивался над слабостями друзей, были выполнены настолько в духе сатиры Эразма, что теперь сопровождают все издания бессмертного произведения.
К 1516 году относятся первые успехи Гольбейна в области живописи. Он выполняет портреты базельского бургомистра Якоба Майера и его жены. Вскоре художник побывал в Италии, а возвратившись, вступил в гильдию живописцев и стал получать самостоятельные заказы.
В 1519 году Гольбейн пишет портрет молодого гуманиста Бонифация Амербаха, в 1523 году — два портрета Эразма Роттердамского. Это были произведения, исполненные высокого совершенства, поразительной глубины проникновения в характер и верности передачи внешнего облика.
В дальнейшем даже религиозная тематика претворяется Гольбейном в образах, неприкрашенно правдивых. Таков его «Мертвый Христос», побудивший Достоевского вложить в уста князя Мышкина фразу: «Да от этой картины у иного еще вера может пропасть!»
Большим графическим циклом, выполненным Гольбейном в середине 20-х годов, были «Образы смерти» — миниатюрные гравюры на очень распространенную в средние века тему равенства всех перед смертью. В сюжетах этих гравюр, отличавшихся социальной заостренностью, находят отражение сочувственно воспринимаемые художником идеи реформации и крестьянской войны.
В 1526 году Гольбейн, снабженный рекомендательными письмами Эразма к английским гуманистам, отправляется в Лондон. Здесь его радушно встречают в семье Томаса Мора. Художник пишет портрет этой гостеприимной семьи, к сожалению, не сохранившейся. Известен также рисунок с изображением Томаса Мора. Из живописных работ Гольбейна, созданных в Англии, можно отметить парный портрет Томаса Годселва и его сына Джона.
Через три года Гольбейн возвращается в Базель, а в 1532 году снова приезжает в Англию. На этот раз он обосновывается здесь надолго и создает ряд значительнейших своих произведений. Правда, общественная обстановка в Британском королевстве изменилась. Томас Мор попал в опалу и был казнен. Главными заказчиками Гольбейна ста- новятся немецкие купцы. Он украшает росписями их резиденцию в Лондоне «Стальной двор» и делает много портретов (Георга Гизе, Дитриха Борна и других).
Большое полотно Гольбейна «Послы» представляет собой парный портрет французских дипломатов. Парадная пышность обстановки, торжественность поз, обилие аксессуаров нимало не повлияли здесь на острую выразительность образов. В том же духе выполнен портрет французского посланника Шарля де Со лье, сьера де Моретта.
В 1536 году король Англии Генрих VIII предлагает Гансу Гольбейну младшему стать придворным живописцем. Художник соглашается. Видимо уже в этом звании он создает портреты короля, королевы Джейн Сеймур, придворных, расписывает королевские резиденции. Кстати сказать, Гольбейн и ранее, еще в Базеле, успешно занимался декоративной живописью (фасад Дома танцев, 20-е годы; росписи на Ратуше, 1529). Вызывают восхищение мягкостью и лаконизмом манеры графические портреты Гольбейна, по большей части служившие подготовительным материалом для больших картин.
Гольбейн умер в Лондоне во время эпидемии чумы.