Перси фосетт, каноничный викторианский путешественник: искал затерянный город, страдал эзотеризмом, погубил экспедицию и стал легендой

Эрнест Резерфорд

Вряд ли кто-то сможет без подготовки сказать, что общего у ядерной физики со льном. Собственно говоря, ничего, если не считать того, что сэр Эрнест Резерфорд, «отец ядерной физики», родился в семье крестьянина, выращивавшего лен в Новой Зеландии (городок Спринг-Грув, на севере Южного острова).

«Сэром Эрнстом» великий ученый стал уже в 1914 году. Пожалуй, формула «сделал себя сам» к Резерфорду применима, как ни к кому другому. Успешная учеба в школе и колледже позволила ему получить ряд стипендий для образования. А благодаря Стипендии имени Всемирной выставки 1851 года он смог переехать в Англию и стать первым докторантом директора Кавендишской лаборатории Кембриджского университета Джозефа Джона Томсона. А дальше до дворянства остается всего ничего – сделать ряд важнейших открытий, получить в 1908 году Нобелевскую премию и спокойно ждать баронского титула…

Легенда 4. Достоевский ненавидел женщин и при их виде падал в обморок

Вердикт: это полуправда.

Иллюстрация Сарры Шор к роману Федора Достоевского «Идиот». 1956 год

Достоевский не любил нигилисток и эмансипе. Об этом рассказывали Апол­линария Суслова и Анна Достоевская — обе спорили с ним из-за женского вопроса. Писателя смущало в женщинах «отрицание всякой женственности, неряшливость, грубый напускной тон»  А. Г. Достоевская. Воспоминания. М., 1971.. Но хотя разговоры о женских правах и образовании его раздражали, публично он не высказывался резко.

Судя по творчеству Достоевского и по его выбору женщин, ему нравились либо кроткие и духовно богатые девушки, либо яркие красавицы. В 1846 году в вели­косветском салоне Достоевского представили одной такой красавице, и он был так поражен, что потерял сознание. Очевидцем обморока был Иван Панаев, друг Некрасова и автор «Современника». Позже он повторял эту историю в своих фельетонах, собирался пересказать ее в «Литературных воспомина­ниях»  В проспекте «Воспоминаний» Панаева, кото­рые печатались в 1862 году в «Современ­нике», обозначен эпизод «Достоевский на вечере у Соллогуба».
И. И. Панаев. Литературные воспоминания. М., 1988. и написал об этом два издевательских четверостишияв шуточном «Послании Белинского к Достоевскому», в создании которого также участ­во­вали Тургенев и Некрасов:

…Ставши мифом и вопросом,
Пал чухонскою звездой
И моргнул курносым носом
Перед русой красотой,

Как трагически недвижно
Ты смотрел на сей предмет
И чуть-чуть скоропостижно
Не погиб во цвете лет  Письма К. Д. Кавелина и И. С. Тургенева к А. И. Герцену. Женева, 1892..

FIAT Doblo, 2008

Другие похожие объявления

    Машина в отличном состоянии.резина зима ,лето. евро 4. Двигатель Ивеко . .тохогр… 840 000 руб.
Дорожный просвет 180 ммОбъём багажника 515 лПодушка безопасности водителяКондици… 270 000 руб.
Отличная стильная, маленькая, резвая машина для города, не смотря на свои компак… 520 000 руб.
Куплен у официального дилера в Омске.Сборка Италия.Максимальная комплектация . П… 265 000 руб.
УЗНАЙ НОВОГОДНЕЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ!!!….. ГИДРОУСИЛИТЕЛЬ РУЛЯ!!!….. CDMP3!!!….. Ф… 290 000 руб.
УЗНАЙ НОВОГОДНЕЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ!!!….. Выгодное предложение на данный автомобиль д… 254 000 руб.
Продам автомобиль Fiat Albea на разбор или если кому- то нужно под восстановлени… 60 000 руб.
Куплен не в кредит. Своевременно обслуживался. Прошёл все ТО. Оригинальный ПТС. … 150 000 руб.
4 декабря2019 254 000 руб.
10 ноября2019 60 000 руб.
25 октября2019 150 000 руб.

Картины в Мюнхене [ править ]

Битва Александра при Иссе , 1529, Дерево, 158,4 × 120,3 см, Старая пинакотека, Мюнхен

Его довольно нетипичная битва при Иссе (или при Александре ) 1529 года была заказана Вильгельмом IV, герцогом Баварии, как часть серии из восьми исторических батальных сцен, которым суждено было повесить в Резиденце в Мюнхене. Изображение Альбрехтом Альтдорфером момента в 333 г. до н.э., когда Александр Великий разбил Дария III за господство в Малой Азии, обширно по своим амбициям, размашисто, яркое в образах, богато символами и, очевидно, героическое — Илиада живописи, как литературный критик. Фридрих Шлегель предложил На картине скопление тысяч солдат окружает центральное действие: Александр на своем белом коне, возглавляя два ряда атакующих кавалеристов, бросается за убегающим Дарием, который с тревогой смотрит через плечо из колесницы. Противоборствующие армии различаются по цвету их униформы: армия Дария — красного цвета, а Александра — синего. Верхняя половина «Битвы при Александре» с нереальной скоростью расширяется в дугообразную панораму, охватывающую обширные извивающиеся участки земного шара и неба. Победа также лежит на плоской поверхности; Солнце затмевает луну, в то время как Имперская и союзная армия успешно отбивают турок. Объединяя массовое количество солдат в пейзаже / живописи, это показывает, что он считал, что использование и изображение пейзажа столь же значимо, как и историческое событие, такое как война. Он отказался от должности мэра Регенсбурга, чтобы принять комиссию. Немногие из других его картин напоминают эту апокалиптическую сцену двух огромных армий, во власти которых доминирует экстравагантный пейзаж, видимый с очень высокой точки обзора, которая смотрит на юг на все Средиземное море от современной Турции, включая остров Кипр и устья Нила и Красного. Море (за перешейком слева) с другой стороны. Однако его стиль здесь является развитием ряда миниатюр батальных сцен, которые он сделал намного раньше дляМаксимилиан I в своей иллюминированной рукописи « Триумфальное шествие в 1512–1514 годах». Считается, что это самая ранняя картина, показывающая кривизну Земли с большой высоты.

Битва теперь в Старой Пинакотеке , который имеет лучшую коллекцию картин Altdorfer, в том числе и его небольшой Святого Георгия и дракона (1510), в масле на пергаменте, где две крошечные фигуры почти погружены в густой пышный лес, возвышающийся над ними. Альтдорфер, кажется, преувеличивает размеры леса по сравнению с цифрами: листья кажутся крупнее лошади, что свидетельствует о значении природы и ландшафта. Он также подчеркивает линию в работе, показывая восходящий рост леса с помощью вертикальных и диагональных линий стволов. В правом нижнем углу есть небольшой лесной проем, который дает отдых вашим глазам. Он служит для создания глубины в картине и является единственным местом, где можно увидеть персонажей. Человеческая форма полностью поглощена густым лесом. Фантастические световые эффекты создают ощущение таинственности и растворяют очертания предметов. Без контраста света,фигуры будут сливаться с окружающей средой. Фигуры Альтдорфера неизменно дополняют его романтические пейзажи; для них он одолжилАльбрехт Дюрер «s изобретательская иконография, но панорамная установка является личной и не имеет ничего общего с фантазией пейзажами Нидерландов (1526) установлен за пределами Italianate небоскреба дворца проявляет интерес к архитектуре. Еще одно небольшое масло на пергаменте, « Дунайский пейзаж с замком Вёрт» (ок. 1520 г.), является одним из самых ранних точных топографических изображений определенного здания в его окружении, типа, который стал в последующие века клише.

Минин и Пожарский

Выдающийся гражданин России Кузьма Минин и его не менее знаменитый современник князь Дмитрий Пожарский вошли в историю как освободители русских земель от польских захватчиков. В начале XVII столетия в Русском государстве началось Смутное время. Кризис, охвативший многие сферы жизни, усугублялся нахождением на столичном престоле самозванцев. В Москве, Смоленске и ряде других городов полным ходом хозяйничала польская шляхта, а западные границы страны были заняты шведскими войсками.

Чтобы выгнать иноземных захватчиков с русских земель и освободить страну, духовенство призвало население создать народное ополчение и освободить столицу от поляков. На призыв откликнулся новгородский земской староста Кузьма Минин (Сухорук), который был хоть и не знатного происхождения, но являлся настоящим патриотом своей Родины. За короткое время ему удалось собрать войско из жителей Нижнего Новгорода. Возглавить его согласился князь Дмитрий Пожарский из рода Рюриковичей.

Постепенно к народному ополчению Нижнего Новгорода стали присоединяться жители окружающих городов, недовольные господством польской шляхты в Москве. К осени 1612 г. войско Минина и Пожарского насчитывало около 10 тысяч человек. В начале ноября 1612 г. нижегородскому ополчению удалось изгнать поляков из столицы и заставить их подписать акт о капитуляции. Успешное проведение операции стало возможным благодаря умелым действиям Минина и Пожарского. В 1818 г. память о героических освободителях Москвы была увековечена скульптором И. Мартосом в монументе, который установлен на Красной площади.

Работает

Картины

Рождество Богородицы.

  • Два святых Иоанна , 1507, масло на панели, 133,6 х 173,2 см, Городской музей, Регенсбург.
  • Святой Иероним Кающийся , 1507, масло на панели, 23,5 × 20,4  см , Gemäldegalerie, Берлин.
  • Святой Франциск Ассизский получает стигматы , 1507, 20,5 x 23,5 см, Gemäldegalerie, Берлин.
  • Портрет молодой женщины , ок. 1522, Музей Тиссена-Борнемисы , Мадрид .
  • Suzanne au bain , 1526, масло на панели, 74,8 × 61,2  см , Старая пинакотека , Мюнхен .
  • Лиственный лес, в котором Святой Георгий сражается с драконом , около 1510 г., Старая пинакотека , Мюнхен .
  • Христос на кресте , около 1512 г., масло на панели, 101,5 × 116  см , Gemäldegalerie Alte Meister, Cassel, inv. ГК 10а.
  • Триумфальное шествие , ок. 1515, пергамент, гуашь, 44,7 х 88,2 см, Альбертина , Вена .
  • Распятие , около 1526 г., липовое дерево, 29 × 21  см , Галерея Gemäldegalerie , Берлин, инв. 638D.
  • Победа Карла Великого , 1518, масло на липовой панели, 110,5 × 122  см , Germanisches Nationalmuseum , Нюрнберг
  • Битва при Александре , c. 1528-1529, дерево, масло, 158,4 × 120,3  см , Старая пинакотека , Мюнхен .
  • Отдых на пути в Египет , 1510 г., липа, 37 × 38  см , Галерея Gemäldegalerie , Берлин.
  • Большой алтарь святого Флориана , 1509-1518, полиптих, Страсти, Воскресение и Легенда святого Флориана  :
    • Главная панель, Аббатство из канонов Saint-Augustin , Санкт — Флориан близ Линца .
    • Воскресение Христово , пределла, еловое панно, 70 × 37  см , Художественно-исторический музей , Вена.
  • Рождение Христа , около 1513 г., липовое дерево, 37 × 36  см , Галерея Gemäldegalerie , Берлин.
  • Прощание Христа с Марией , ок. 1520, лайм, масло, 141 × 111  см , Национальная галерея , Лондон .
  • Рождество Богородицы около 1520 года, Старая пинакотека в Мюнхене
  • Серия из семи панно, посвященных жизни святого Флориана (ок. 1520 г.), дерево, масло. Первоначально они были расположены в аббатстве в Санкт-Флориан
    • Святой Флориан, по обычаю паломника, прощается с родителями , 81 × 67  см , Музей Уффици , Флоренция .
    • Святой Флориан избит , 81,3 × 66,3  см , Национальная галерея в Праге .
    • Мученичество святого Флориана , 76 × 67  см , Музей Уффици , Флоренция .
    • Святой Флориан из воды , Национальный музей Нюрнберга
  • Пейзаж , ок. 1526-1528, масло на пергаменте на дереве, 30 × 22  см , Старая пинакотека , Мюнхен .
  • Нищий в поезде придворных , 1531, липовое дерево, 26 × 21  см , Gemäldegalerie , Берлин.

Печать

Каталог его гравюр был опубликован Барчем в 1808 году и завершен Пассавантом для посмертного издания 1862 года. Эту задачу продолжил Холлштейн в 1954 году, а затем Роберт А. Кох в 1980 году. Работу Холлштейна взяла на себя Урсула Мильке, Германия. Люйтен и Холм Беверс в 1997 году.

Томас Альва Эдисон

Крестьянское, вернее, фермерское происхождение не помешало Томасу Альве Эдисону (Thomas Alva Edison) стать одним из величайших изобретателей в истории человечества. Изобретение первой коммерчески успешной лампы накаливания и фонографа, усовершенствование телеграфа, киноаппаратуры и телефона… Мы готовы были бы продолжить, но в США изобретателю принадлежит 1093 патента. Много? Конечно, если не сравнивать с примерно тремя тысячами патентов, полученных ним в других странах. Удивительная работоспособность.

Но удивительнее всего то, что в начальной школе учителя признали его ребенком «с ограниченными способностями». Пришлось матери забрать сына со школы и давать домашнее начальное образование. «Ограниченный» мальчик в девятилетнем возрасте проштудировал «Натуральную и экспериментальную философию» Ричарда Грина Паркера, обобщавшую практически все научные и технические знания того времени. Постепенно он смог повторить все эксперименты, описанные в книге. Закономерный вопрос: «А судьи кто?»

Легенда 7. А также православным фанатиком

Вердикт: это почти правда.

Центральная часть триптиха «Легенда о великом инквизиторе». Иллюстрация Илья Глазунова к роману Федора Достоевского «Братья Карамазовы». 1983 год

Достоевский действительно был религиозным человеком, много размышлял о право­сла­вии и писал о нем как о глобальной идее в художественной прозе и публици­стике. Но некоторые исследователи считают, что у него была своя собственная концепция православия. 

Достоевский придавал особое значение фигуре Христа — называл его «идеалом человека во плоти»  Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений. В 30 т. Т. 20. Л., 1971–1990. и писал, что если люди начнут следовать этому идеалу, то достигнут рая на земле  Об этом говорят Кириллов и Шатов в «Бесах» и Зосима в «Братьях Карамазовых». Отчасти об этом — знаменитая речь Достоевского о Пушкине, произнесенная 8 июня 1880 года на заседании Общества любителей россий­ской словесности.. Это противоречит ортодоксальной христианской идее, что рай на земле невозможен. Поэтому в научных работах встречаются комментарии-оправдания, что писатель говорил образно или вообще подра­зумевал тысячелетнее царство  О. А. Богданова. Мотив «рая на земле» в худо­жественном сознании Ф. М. Достоев­ского // Новый филологический вестник. № 1. 2016..

Идеологические споры затрагивают и биографию писателя. Все согласны, что с каторги Достоевский вернулся религиозным человеком, но как он относился к христианству в юности — об этом не могут договориться. Одна версия сос­тоит в том, что он серьезно увлекался социалистическими идеями, а не ре­ли­гией  В одном из писем Достоевский даже сравни­вает Христа и Гомера: «Гомер (баснословный человек, может быть, как Христос, воплощен­ный Богом и к нам посланный) может быть параллелью только Христу, а не Гете. <…> Ведь в „Илиаде“ Гомер дал всему древнему миру организацию и духовной, и земной жизни совершенно в такой же силе, как Христос — новому».
Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений. В 30 т. Т. 28. Л., 1985.. Другая — что он с детства был религиозен, а в 1840-е годы даже спорил о христианстве с Белинским и с петрашевцами. Эту версию подтвер­ждают воспоминания современников, правда написанные посмертно, когда Досто­евского уже считали великим писателем и религиозным мыслителем. 

Однако даже если признать Достоевского православным идеологом, то его все равно нельзя назвать хрестоматийным фанатиком, который всегда следует дог­мам. Не считая очевидного прегрешения, когда он завел любовницу и отпра­вил­ся с ней в путешествие, в его жизни были и другие случаи поверхностного отношения к христианским нормам.

Во второй половине 1860-х, во время работы над романом «Идиот», он был вовсе равнодушен к Церкви. Во время поездки по Европе его вторая жена записала в дневнике, что в каждом городе находила православную церковь и считала необходимым ее посещать, а Достоевский не сопровождал ее и был недоволен таким рвением — однажды сурово встретил по возвращении из церкви и отругал за то, что она не успела прибрать дома. Переписав эту сцену позднее, она смягчила описание, объясняя раздражение мужа его любовью к порядку  А. Г. Достоевская. Дневник 1867 года. М., 1923..

Галерея

  • Albrecht Altdorfer — Schlacht bei Issus (Alte Pinakothek, München) 2.jpg

    Битва Александра. 1529. Старая пинакотека. Мюнхен

  • Albrecht Altdorfer 037.jpg

    Сусанна в купальне. 1526. Старая пинакотека. Мюнхен

  • Albrecht Altdorfer. The Annunciation.jpg

    Благовещение. 1513. Старая пинакотека. Мюнхен

  • Albrecht Altdorfer 007.jpg

    Пейзаж с замком Вёрт. 1510-е гг. Старая пинакотека. Мюнхен

  • Albrecht Altdorfer 024.jpg

    «Святое семейство у фонтана» («Отдых на пути в Египет»). 1510. Государственные музеи Берлина. Берлин

  • Albrecht Altdorfer 045.jpg

    «Лесной пейзаж с битвой св. Георгия с драконом». 1510. Старая пинакотека. Мюнхен

  • Albrecht Altdorfer — Nativity.jpg

    «Святая ночь (Рождество)». 1512. Государственные музеи Берлина. Берлин

  • Albrecht Altdorfer 020.jpg

    «Пейзаж с семьей Сатира». 1507. Государственные музеи Берлина. Берлин

  • Albrecht Altdorfer 026.jpg

    «Арест Иисуса Христа». 1509-1516

  • Albrecht Altdorfer — Christus am Kreuz mit Maria und Johannes (Gemäldegalerie Alte Meister Kassel).jpg

    «Святые Мария и Иоанн Креститель рядом с распятым Иисусом Христом». 1512

  • Albrecht Altdorfer 029.jpg

    «Воскресение Иисуса Христа». 1516

  • Albrecht Altdorfer 053.jpg

    «Бичевание Иисуса Христа». 1518

  • Albrecht Altdorfer 027.jpg

    «Иисус Христос В Гефсиманском саду». 1518

  • Albrecht Altdorfer — Landschaft mit einem Steg.jpg

    «Пейзаж и дорога». 1518

  • Albrecht Altdorfer 007.jpg

    «Дунайский пейзаж». 1520-1525

  • Albrecht Altdorfer 023.jpg

    «Портрет женщины».

  • Albrecht Altdorfer 012.jpg

    «Рождество Пресвятой Богородицы». 1525

  • Albrecht Altdorfer 016.jpg

    «Распятие». 1528

  • Albrecht Altdorfer 003.jpg

    «Кающийся святой Иероним». 1507

  • Albrecht Altdorfer — Pilate washing his hands — St. Florian Monastery.jpg

    «Пилат умывает руки перед народом». 1509

  • Albrecht Altdorfer 013.jpg

    «Святое семейство с ангелом». 1515

  • Albrecht Altdorfer 009.jpg

    «Пленение святого Флориана». 1516-1518

  • Albrecht Altdorfer — The Adoration of the Magi — Städel.jpg

    «Поклонение волхвов». 1530-1535

Норман Эрнест Борлоуг

Мы не взяли на себя смелость судить, кто из ученых «более матери истории ценен». Чтобы упростить себе жизнь, просто расположили наших номинантов в хронологическом порядке. Только поэтому выдающийся ученый-агроном Норман Эрнест Борлоуг, идейный вдохновитель и главный организатор «Зеленой революции» оказался на почетном десятом месте.

Можно много спорить о том, была ли благом для человечества в целом Зеленая революция. Да, следы ДДТ во льдах Антарктиды и тканях новорожденных младенцев – это очень плохо… Но кто еще в истории получил, пусть и неофициальное, звание «Человек, спасший миллиард жизней»? Наверное, по-настоящему оценить вклад Борлоуга в историю человечества могут лишь те, кто не понаслышке знает, что такое страдания и смерть от голода. Хотя, сам Борлоуг отмечал, что «Зелёная революция была временным успехом в борьбе против голода и лишений; она дала людям передышку». А родился выдающийся (или, все же, великий?) агроном 25 марта 1914 года в фермерской семье неподалеку от городка Креско. Работать на отцовской ферме начал с шести лет.

Андрей Бескорсый, Национальный агропортал Latifundist.com

Д. И. Менделеев

Всемирно известный химик Дмитрий Менделеев — гордость России. Появившись на свет в Тобольске в семье директора гимназии, он не имел преград для получения образования. В 21 год молодой Менделеев с золотой медалью окончил физико-математический факультет Петербургского пединститута. Спустя несколько месяцев он защитил диссертацию на право чтения лекций и приступил к преподавательской практике. В 23 года Менделееву была присвоена степень магистра химии. С этого возраста он начинает преподавать в Императорском университете Санкт-Петербурга. В 31 год он становится профессором химической технологии, а через 2 года — профессором общей химии.

Печать [ править ]

Офорт Альтдорфера Пейзаж с городом у озера (1520-е гг.), Национальный музей в Варшаве.

Альтдорфер был крупным мастером гравюры , у него было множество гравюр и около девяноста трех гравюр на дереве . Среди них были и триумфы Максимилиана , где он следовал общему стилю, предположительно установленному Гансом Бургкмайром , хотя он смог несколько уйти от этого в своих изображениях более беспорядочного вагонного поезда, все еще проезжающего через горный пейзаж. Однако большинство его лучших гравюр — это офорты , многие пейзажи; в них он наиболее легко мог использовать свой стиль рисования. Он был одним из самых успешных ранних офортовщиков и необычным для его поколения немецких граверов не делал книжных иллюстраций. Он часто совмещал техники гравировки и травления на одной пластине и в общей сложности сделал около 122 глубокой печати. Многие гравюры Альтдорфера довольно маленькие по размеру, и он считается одним из главных членов группы художников, известной как Маленькие мастера . Артур Мейгер Хинд считает, что его графическая работа несколько лишена технических навыков, но имеет «личный контакт», и отмечает его характерное чувство пейзажа.

Легенда 13. Страдал эпилепсией, но умер от другой болезни

Вердикт: это вроде правда, но у некоторых исследователей есть сомнения.

Федор Михайлович Достоевский на смертном одре. Рисунок Ивана Крамского. 1881 год

Таинственные припадки случались с Достоевским еще в юности. Его друзья называли их именно так — «припадки» — и рассказывали, что ему могло стать дурно на улице. Уже в Сибири после каторги и нескольких лет в армии врач поставил Достоевскому диагноз «падучая» (эпилепсия). Первый припадок случился в 1850 году. Он сопровождался «вскрикиванием, потерею сознания, судорогами конечностей и лица, пеною пред ртом, хрипучим дыханием, с малым, скорым сокращенным пульсом. Припадок продолжался 15 минут». Во второй раз это случилось в 1853 году, после чего приступы стали регулярно повторяться. Медик не наблюдал припадков и записал историю болезни со слов Достоевского  Публикация свидетельства лекаря: Л. П. Гроссман. Гражданская смерть Ф. М. Достоевского. // Литературное наследство. Т. 22–24. Чаадаев. Леонтьев. Одоевский. М., 1935..

Приступы с судорогами, потерей сознания и пеной у рта случались с писателем до конца жизни. Вторая жена рассказывала о припадках, которые длились дольше 15 минут. Считается, что этот опыт Достоевский перенес на многих своих героев — очень точно описывал эмоциональный подъем перед присту­пом и угнетенное состояние после него. 

Однако некоторые исследователи не согласны с тем, что у Достоевского была именно падучая. Во-первых, приступы эпилепсии не длятся 15 минут и дольше. Во-вторых, с той интенсивностью и частотой припадков, которая была у Досто­евского, он вряд ли смог бы заниматься литературой — болезнь вызвала бы расстройство мозговой деятельности. В-третьих, предрасположенность к эпи­лепсии передается по наследству, а среди родственников и потомков Достоев­ского случаев такой болезни не было. Но в семье Достоевских были распро­странены болезни сосудов — в этом случае смерть писателя от «болезни легочного кровотечения» выглядит закономерной. Правда, до сих пор точно неясно, следствием какой именно болезни стало это кровотечение. Согласно официальным медицинским документам, Достоевский к моменту смерти в 1881 году собрал целый букет заболеваний, в том числе эмфизему легких и туберкулез. Врачи также допускали, что причиной кровотечения мог стать разрыв легочной артерии  Об этом свидетельствуют записи, которые составлял доктор Яков Богданович фон Бретцель, лечивший Достоевского в последние годы его жизни. Они частично опубликованы в «Литературном наследстве»: Литературное наследство. Т. 86. Ф. М. Достоевский. Новые материалы и исследования. М., 1973..

еще на фактчек:

Самые популярные легенды о Гоголе

Сжег «Мертвые души»? Был похоронен без головы? Был геем?

Самые популярные легенды о Екатерине II

Спала с конем? Продала Аляску? Была немецкой шпионкой?

Самые популярные легенды о Петре I

Убил сына? Рубил бороды топором? Был подменен в младенчестве?

Самые популярные легенды о Юлии Цезаре

Он что, правда пришел, увидел и победил?

Самые популярные легенды о кардинале Ришелье

Был влюблен в Анну Австрийскую? Носил только красное?

Самые популярные легенды о Ленине

Кудрявый в валенках? На броневике? Ел чернильницы? Гриб?

микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Чудовище дня

Гибридные демоныКамео дня

Майк Тайсон в «Мальчишнике в Вегасе»Лекарство дня

Бальзамический пластырь Шифгаузена

Архив

Вопрос №7

В традиционной культуре ни один предмет не существует просто так, сам по себе. Кроме практической функции он всегда значит что-то еще. Какой из перечисленных ниже предметов утвари был символом власти – хозяйки в русской крестьянской семье?

  • а. Хомут, в который запрягают лошадь
  • б. Серп, которым жнут зерновые в поле
  • в. Коромысло, на котором носят ведра с водой
  • г. Хлебная лопата, которой «сажают» в печь хлеб

Правильный ответ: г

Для выбора правильного ответа полезно использовать следующую логику: 1) хомут не подходит, потому что связан с лошадью, а лошадь – это зона ответственности мужчин; 2) ставить тесто на хлеб и правильно его испечь – это долгий и сложный процесс, для которого нужны знания, опыт и доступ к продуктам. Это есть только у взрослой женщины – полноправной хозяйки в доме. Вообще, всё, что связано с очагом и готовкой в большинстве традиционных культур связано с женщинами и женской властью. Если женщина передавала хлебную лопату другой женщине, то это значило, что она передает тем самым свою власть в семье. А вот за водой с коромыслом и жать серпом ходили взрослые дочери и невестки, пока большуха вела хозяйство. Больше об этом можно прочитать в книге Светланы Адоньевой Лора Олсон «Традиция, трансгрессия, компромисс: Миры русской деревенской женщины».

Вопрос №8

Согласно адыгским обычаям (у адыгейцев, кабардинцев и черкесов), если мужчина хотел танцевать с девушкой, то сперва должен был снять с себя этот предмет и танцевать без него:

  • а. Шашка
  • б. Черкеска
  • в. Папаха
  • г. Пояс

Правильный ответ: а

Правило тут четкое: «там, где женщины, оружием не размахивают». Вообще, женщины и мужчины, если не были близкими родственниками, собирались вместе только по особым, строго определенным традициями случаям. Шашку как боевое оружие не надевали без особой причины и не ходили с ней на мероприятия, где могли быть танцы. Или же снимали еще до вхождения в танцевальный круг. А вот остальные элементы одежды снимать было просто неприлично. Папаха сама по себе — это символ мужчины, его взрослости и того, что он полноправный член общества. Папаху нельзя было трогать никому, кроме её владельца. Появиться без пояса и без черкески в обществе тоже было неприлично.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: