Выжившие образы
Полноразмерная карикатура, сделанная Гольбейном при подготовке портретной группы, сохранилась в коллекции Национальной портретной галереи , показывая только левую треть группы с двумя Генри. Это использовалось, чтобы нарисовать контур рисунка на стене, прокалывая отверстия по основным линиям и продавливая порошкообразную сажу . Мультик немного отличается от финальной версии. В частности, он показывает, что Генри стоит в более традиционном трехчетвертном виде, а не в финальной и культовой позиции лицом к лицу.
Сохранился также гораздо меньший поясной портрет Генриха Гольбейна, который сегодня находится в коллекции музея Тиссена-Борнемисы в Мадриде. Это единственное сохранившееся изображение Генриха, написанное рукой Гольбейна, возможно, также было подготовительным исследованием. В нем Генри одет в ту же одежду, что и на последней фреске, но все еще изображен на трех четвертях. В течение многих лет эта картина принадлежала семье Спенсеров и находилась в Олторпе . Финансовые проблемы вынудили 7-го графа Спенсера продать большую часть коллекции произведений искусства, и ее купил Генрих Тиссен .
Все оставшиеся копии картины сегодня приписываются другим художникам, хотя в большинстве случаев имя переписчика неизвестно. Они сильно различаются по своему качеству и точности оригинального источника. Большинство репродукций копируют только изображение Генри, хотя копия всей фрески Ремигиуса ван Лемпута находится в Королевской коллекции , обычно выставленной во дворце Хэмптон-Корт . Это было сделано в 1667 году для Карла II . Самая качественная и самая известная копия находится в коллекции Художественной галереи Уокера ( иллюстрация ), которая, возможно, была заказана Эдвардом Сеймуром , братом Джейн.
Место расположения | Дата | Заметки | Изображение |
---|---|---|---|
Художественная галерея Онтарио | 2-я половина 16 века | Круг Ганса Гольбейна Младшего | |
Замок Бельвуар | |||
Ранее Замок Ховард | 1542 | ||
Chatsworth House | c. 1560–73 | по Ганс Эворту , скорее всего , по заказу Уильяма Кавендиша | |
Дворец Хэмптон-Корт | 1667 | Ремигиус ван Лемпут , единственное сохранившееся изображение полной фрески | |
Холирудхаус | |||
Национальный Морской Музей | |||
Национальная галерея античного искусства , Рим | |||
Национальный музей в Варшаве | 1540-е годы | Мастерская Ганса Гольбейна Младшего | |
Национальная портретная галерея | Подготовительный мультфильм Гольбейна | ||
Национальная портретная галерея | |||
Национальная портретная галерея | |||
Национальная портретная галерея | |||
Национальная портретная галерея | |||
Новый колледж, Оксфорд | |||
Пархем Хаус | |||
Дом Петворта | Дендрохронология ставит доски где-то после 1525 г. | Создано студией Гольбейна | |
Королевский колледж врачей | |||
Больница Святого Варфоломея | Подарено в 1737 г. | ||
Музей Тиссена-Борнемисы | c. 1534–1536 | Подготовительный портрет работы Гольбейна | |
Тринити-колледж, Кембридж | c. 1567 | Автор Ханс Юорт, масло на 5 дубовых досках, 229,6 x 124,1 см, на выставке в зале Тринити-колледжа. Он был заказан и завещан в 1567 году Робертом Бомонтом, одним из первых магистров колледжа. Кратковременно экспонировался в Музее Фитцуильяма в Кембридже, Великобритания, в 2015 году. | |
Художественная галерея Уокера | Дендрохронология ставит доски где-то после 1530 г. | ||
Неизвестное местоположение (продано Christie’s в ноябре 2006 г.) | Дендрохронология изображает панели как срубленное между 1540 и 1560 годами. | ||
Галерея Вайс, Лондон | c. 1600–10 | Написано для сэра Генри Ли и в Дитчли-парке до продажи на распродаже поместья его потомка Гарольда Артура Ли-Диллона, 17-го виконта Диллона (1844–1932), 24 мая 1933 года. В галерее Вайс по состоянию на 2012 год. | |
Виндзорский замок , Королевская коллекция | 1535–44 | ||
Виндзорский замок , Королевская коллекция | c. 1538–47? | ||
Виндзорский замок , Королевская коллекция | 1550–1650 | ||
Виндзорский замок , Королевская коллекция | 1550–99 |
«Портрет Анны Клевской»
Кратко описание картины
После смерти Джейн Сеймур английский король Генрих VIII несколько раз посылал придворного художника Ганса Гольбейна Младшего за границу, чтобы писать портреты предполагаемых будущих невест. Из этой серии работ до нас дошли станковый и миниатюрный портреты Анны Клевской и принцессы Датской.
Однако все претендентки дали вежливый отказ на предложение английского короля — слишком ужасной была репутация Генриха VIII в Европе после казни Анны Болейн.
Сторонник Реформации Томас Кромвель убедил короля, что заключение брака с католичкой приведёт к появлению при дворе сильной «папистской партии».
В результате, выбор пал на сестер герцога Вильгельма Клевского, симпатизировавшего протестантам — Анну и Амалию. В августе 1539 г. придворный художник короля Генриха VIII Ганс Гольбейн Младший отправился писать портреты сестер «на континент».
Портрет Анны, написанный великим Гольбейном, произвел на Генриха VIII отличное впечатление. Короля даже не смутил тот факт, избранница была недолгое время обручена с герцогом Лотарингским — по английским законам новый брак не мог считаться легитимным. Тем не менее 4 сентября 1539 г. был подписан брачный договор.
В самом начале 1540 г. Анна Клевская прибыла в Англию. Одного взгляда на Анну было достаточно — король был разочарован. Вместо бледной и изящной красавицы, которую изобразил Гольбейн, перед ним стояла крупная, массивная женщина с довольно грубыми чертами лица.
Прямолинейный Генрих выплеснул весь свой гнев на Томаса Кромвеля, который, якобы, «подсунул ему здоровенную фламандскую кобылу»
Некоторые исследователи жизни Генриха VIII, правда, полагают, что отталкивающей была вовсе не наружность Анны, а её неумение держаться в обществе, ужасный покрой её «немецкой» одежды и полное отсутствие грации.
Генрих VIII тоже не понравился Анне Клевской, к тому же, до неё еще в Клеве доходили слухи о «загубленной королеве» Анне Болейн.
Фраза короля «Она мне не нравится» была равносильна требованию «Найдите мне другую жену!». Тайный Совет Его Величества стал искать способы расторгнуть помолвку. Тем не менее, свадьба была сыграна — Генриху не хотелось вступать в конфликт с братом Анны могущественным герцогом Клевским. Но Генрих VIII сразу же стал подумывать о разводе.
Трудностей с расторжением брака у него не возникло. Летом того же года король велел провести расследование и установить, девственница его жена или нет. «В первую же ночь, — говорил он, — я ощупал ей груди, живот и понял, что она не девственница, а поэтому и не стал с ней плотски сближаться». Как и следовало ожидать, на основании этого утверждения 9 июля Совет высшего духовенства объявил брак с Анной Клевской недействительным.
Искуствовед Некрылова Л.П.
Х
Использование материалов допускается с условием размещения ссылки на страницу:
«Портрет Анны Клевской» ГольбейнаТакже бесплатно скачивайте ««Портрет Анны Клевской» Гольбейна» на странице сайта!
Портреты
Музей, коллекция | Дата | Даты, примечания | Иллюстрация |
---|---|---|---|
Художественная галерея Онтарио | 2-я половина 16 века | Ганс Гольбейн Младший, кружок | |
Замок Бельвуар | Начало 17 века | Холст, масло, 217 × 147,2 см. | |
Замок Ховард | 1542 | Ганс Гольбейн Младший, мастерская | |
Chatsworth House | ок. 1560-73 | по Ганс Эворту , вероятно , по заказу Уильяма Кавендиша | |
Дворец Хэмптон-Корт | 1667 | Ремигиус ван Лемпут , единственная сохранившаяся копия всей фрески | |
Музей Тиссена-Борнемисы | ок. 1534-1536 | Масло на дубе. 28 × 20 см
Автограф-портрет Ханса Гольбейна |
|
Национальный Морской Музей | около 1540 г. | масло на дереве
Копия мастерской |
|
Палаццо Барберини — Galleria Nazionale d’Arte Antica | около 1541 г. | Локоть; Подписано с ANNO AETATIS SUAE XLIV | |
Национальная портретная галерея | около 1537 г. | Подготовительный рисунок Ганса Гольбейна, картон | |
Национальная портретная галерея | |||
Национальная портретная галерея | около 1535/1540 | Масло на панели, 57,2 × 42,5 см
неизвестный голландский художник (?) |
|
Национальная портретная галерея | |||
Национальная портретная галерея | |||
Новый колледж, Оксфорд | 17-го века? | Масло на панели, 223,5 × 147 см | |
Parham House | после 1560 г. | ||
Petworth House | Масло по дереву; 237 × 120,7 см
После дендрохронологического анализа каркас был создан после 1525 г .; Копия мастерской |
||
Королевский колледж врачей | «Генрих VIII и парикмахерские хирурги»
Дуб, масло, 312,4 × 108,3 см. |
||
Больница Святого Варфоломея | после 1702 г. | Скульптура по мотивам картины Гольбейна; частично позолота; | |
Тринити-колледж, Кембридж | около 1567 г.? | Масло на дубе, 229 × 124 см.
Копия Ханса Эворта |
|
Художественная галерея Уокера | Дуб, масло, 283,2 × 134,2 см.
После дендрохронологического анализа каркас был создан после 1530 г. |
||
Галерея Вайс, Лондон | ок. 1600-1610 | Написано для сэра Генри Ли, хранилось в Дитчли-парке до продажи Гарольдом Артуром Ли-Диллоном в 1933 году; с 2012 г. принадлежит Weiss Gallery | |
Виндзорский замок , Королевская коллекция | 1535-1544 | ||
Виндзорский замок , Королевская коллекция | ок. 1538–1547? | Масло на панели, 99,8 × 74,2 см
Локоть |
|
Виндзорский замок , Королевская коллекция | 1550–1650 | ||
Виндзорский замок , Королевская коллекция | 1550-1599 |
Прием, пародии
Джошуа Рейнольдс : портрет его племянника мастера Крю в роли Генриха VIII, 1775 г.
В 1775 году Джошуа Рейнольдс изобразил своего племянника в позе Генриха VIII. Прерафаэлит Уильям Холман Хант изобразил своего пятилетнего племянника Тедди Уилсона как «Короля червей» в позе и одежде Генриха VIII, но с игрой шары и герольдский щит с красным сердцем. Версия Ханта рекламировалась в бесчисленных плакатах, на магнитных палочках и в виде головоломки.
Жизнь Генриха VIII снималась бесчисленное количество раз, первый раз в 1911 году, и портрет Гольбейна всегда был эталоном и источником вдохновения для актеров и режиссеров. В 1933 году Чарльз Лотон сыграл роль Генри в фильме «Частная жизнь Генриха VIII» . Готовясь к съемкам фильма, Лотон посетил Хэмптон-Корт, чтобы изучить фигуру короля на копии ван Лемпута. Также для более поздних фильмов, таких как сериал BBC « Шесть жен Генриха VIII» 1972 года с Китом Митчеллом и « Продолжай Генри» с Сидни Джеймсом в главной роли, они были основаны на образе Гольбейна.
Описание
Ганс Гольбейн Младший, выходец из Германии, был назначен художником английского короля в 1536 году. Портрет был создан, чтобы украсить тайную комнату недавно приобретенного Генрихом дворца Уайтхолл . Генри тратил огромные суммы на украшение 23 акров (93 000 м 2 ) жилых домов, которые он захватил после падения кардинала Вулси . На оригинальной фреске были изображены четыре фигуры, расположенные вокруг мраморного постамента: Генри, его жена Джейн Сеймур и его родители, Генрих VII и Елизавета Йоркская . Таким образом, фреска была заказана где-то во время недолгого брака Генри и Джейн Сеймур и была завершена в 1537 году. Она вполне могла быть заказана в честь приближающегося или фактического рождения долгожданного наследника Генриха, Эдварда , родившегося в октябре 1537 года. Неясно, где во дворце находилась фреска, но, возможно, она находилась в Тайной палате или кабинете царя , где ее видели лишь очень немногие.
Генрих представлен без каких-либо стандартных королевских аксессуаров, таких как меч, корона или скипетр . Это было обычным явлением в прогрессивной королевской портретной живописи того периода, например, портреты Тициана семьи Габсбургов и других членов королевской семьи, а также французские и немецкие королевские портреты. Но успех Гольбейна в передаче королевского величия без таких специфических атрибутов исключительный. Величественное присутствие передается через агрессивную позу Генри, гордо стоящего прямо перед зрителем. Его ноги разведены в стороны, а руки держатся по бокам в позе воина или борца. В одной руке он держит перчатку, а другой тянется к украшенному кинжалу, висящему на его талии. Одежда и окружение Генри богато украшены, с оригинальной росписью сусальным золотом, чтобы подчеркнуть роскошь. Особо примечательна детальная блэкворк вышивка. Он носит множество украшений, включая несколько больших колец и пару ожерелий. Его большой гульфик и массивные плечи еще больше усиливают агрессивную мужественность образа.
Портрет был назван пропагандистским произведением , призванным усилить величие Генриха. Это намеренно искажает его фигуру, чтобы сделать его более внушительным. Сравнение сохранившихся комплектов доспехов Генриха показывает, что на самом деле его ноги были намного короче, чем на картине. На картине также изображен Генри молодым и полным здоровья, хотя на самом деле ему было за сорок, и он был тяжело ранен в начале года в результате несчастного случая на тильде . Он также уже страдал от проблем со здоровьем, которые отразились на последнем периоде его жизни.
Генри признал силу изображения, созданного Гольбейном, и призвал других художников копировать картину и распространял различные версии по всему королевству, дарив их друзьям и послам. Крупные дворяне заказывали свои собственные копии картины, чтобы показать свою лояльность Генри. Множество копий, сделанных с портрета, объясняют, почему он стал таким культовым изображением даже после разрушения оригинала, когда дворец Уайтхолл был сожжен пожаром в 1698 году. Это оказало длительное влияние на общественный имидж Генриха. Например, оскароносный спектакль Чарльза Лотона в фильме «Частная жизнь Генриха VIII» был смоделирован по образцу чванливого Генриха, изображенного Гольбейном.
ПОРТРЕТ ДЖЕЙН СЕЙМУР
Один из шедевров Ганса Гольбейна Младшего — портрет Джейн Сеймур, королевы Англии и третьей жены английского короля Генриха VIII принадлежит собранию Музея истории искусств в Вене.
Развернутый в три четверти, этот портрет построен на строгом равновесии форм. Художник акцентирует силуэт фигуры Джейн Сеймур, выделив ее на темном фоне. Расширяющиеся внизу рукава великолепного платья своей тяжестью придают фигуре устойчивость, небольшой по размерам портрет кажется монументальным.
Ганс Гольбейн уделяет особое внимание декоративной стороне живописи. Костюм королевы великолепен
Богатство фактуры дорогих тканей дополняется пластическими ритмами картины.
Это и мерцающий шелк, и волнообразные линии изысканных манжет, и богатый изумительный, во истину королевский цвет платья, звучание которого усилено благородными камнями и мерцающим жемчугом, и причудливыми очертаниями головного убора.
Округлые плечи, плавные линии шеи подчеркивают спокойную гармонию портрета. Хотя живописный язык картины несколько суховат, ритм линий, обобщенный силуэт и красота сдержанного, глубокого колорита в сочетании с монументальностью фигуры создают удивительную гармонию образа королевы — величественного и грациозного.
Джейн Сеймур — третья жена английского короля Генриха VIII происходила из очень знатного и древнего рода Сеймур, который при дворе короля соперничал с родом Говардов, к которому по материнской линии принадлежала казненная королева Анна Болейн.
Ее братья Томас и Эдуардс самого детства воспитывались при дворе короля, а впоследствии занимали различные доходные должности. Поэтому ничего удивительного не было в том, что в начале 1520-х годов их сестра Джейн была принята в штат фрейлин первой жены Генриха VIII королевы Екатерины Арагонской.
После того, как королевой стала Анна Болейн, леди Джейн перешла «в распоряжение» новой госпожи. При всей своей любви к опальной королеве Екатерине, Джейн Сеймур не собиралась следовать за ней в добровольное изгнание, а осталась при дворе в качестве фрейлины новой королевы.
Именно в это время, в 1535 году, король уже охладел к Анне Болейн и увлёкся скромной фрейлиной Джейн Сеймур. Она была полная противоположность Анне Болейн — белокурая, бледная, очень тихая и со всеми во всём согласная.
Сразу же после казни Анны Болейн Тайный Совет короля подал ему прошение с рекомендацией найти себе в скором времени новую жену. Это прошение было обычной формальностью, так как все понимали, что следующей их госпожой будет леди Джейн.
Индивидуальные доказательства
- Уильям Сандерсон: graphice. Использование пера и карандаша или Лучшее искусство рисования в двух частях . Лондон 1658 г. Цитируется по Bruck 1997, стр. 109.
-
Перевод цитируется из Bruck 1997, стр. 120.
«Если вам нравится видеть фигуры знаменитых героев, посмотрите на них. На картинках больше нет. Идут большие соревнования, ссоры и поиски, вне зависимости от того, победит ли отец или сын. Каждый из них был уверен в победе. Первый часто отторгал своих врагов и отражал пожары с земли. Сын, рожденный для великих дел, удалил недостойных с жертвенника и заменил их праведниками. В непоколебимой добродетели презумпция пап передана, в то время как Генрих VIII скипетр в его руках, религия обновляется, и под его правлением начали соблюдаться законы Бога. »
Надпись на основании:» Оригинал на ярмарке Размер Гольбейна создал произведение как настенную живопись от имени Генриха VIII. Карл II попросил у Ремигиуса ван Лемпута уменьшенную копию. В год Господа 1667. »
Историческое прошлое
После смерти кардинала Вулси в 1529 году его поместье Йорк Палас перешло к Генриху в 1530 году, который сделал дворец своей главной резиденцией. За все время его правления был построен роскошный и просторный дворцовый комплекс Уайтхолл . В 1536 году король поручил Гансу Гольбейну нарисовать фреску, изображающую Генриха с его третьей женой Джейн Сеймур и его родителями Генрихом VII и Елизаветой Йоркские .
В 1536 году Генрих был королем 27 лет и еще не имел наследника мужского пола. Весной того же года он получил серьезную травму на турнирном поле, и ему пришлось опасаться за свою жизнь. С этого момента существованию династии Тюдоров угрожала серьезная опасность. В апреле 1536 года его вторая жена Анна Болейн была арестована якобы за многократную супружескую измену и 19 мая 1536 года обезглавлена в Тауэре . Теперь был открыт путь к женитьбе на Джейн Сеймур, на которой он женился 30 мая 1536 года в Уайтхолле. Джейн Сеймур умерла 24 октября 1537 года, всего через несколько дней после рождения сына Эдварда , от которого она, вероятно, уже была беременна, когда был сделан снимок.
Внутриполитическая ситуация в то время была нестабильной. В октябре 1536 г. на севере его империи вспыхнуло восстание , переросшее в серьезный правительственный кризис. Спусковой был, помимо ужесточения налогового винта, то отделение английской церкви от Рима и связанный с ним роспуск монастырей, отмена народных праздников, заявление его дочери Марии , как сволочь и ее исключение из линия преемственности.
Когда Генрих умер в 1547 году, он оставил несовершеннолетнего наследника престола, обанкротившееся государство и разделенную нацию.
Ганс Гольбейн оставался в Англии с 1532 года с небольшими перерывами до 1543 года. Сначала он работал главным образом художником-портретистом у ганзейских купцов, которые здесь обосновались, и для представителей знати, с 1533 года он писал портреты придворных, а в 1536 году стал официальным придворным художником с фиксированной зарплатой. В его обязанности входило изображение династических правителей Уайтхолла, изображение возможных будущих кандидатов на брак и создание показных предметов роскоши.