Детство и юность
Художник, полное имя которого звучало как Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа, родился 24 ноября 1864 года в старинном замке, расположенном на юге Франции, в городке Альби. Его предки принадлежали к древнему аристократическому роду, ведущему начало от короля франков и лангобардов Карла Великого, но к началу XIX века утратившему общественную и политическую активность.
Традиции кровосмешения пагубно отразились на следующих поколениях, и Анри с 6-месячного возраста страдал из-за редкого дефекта суставов и костей, а его брат Роберт и вовсе умер, не дожив до 1-го года. Другим физическим изъяном мальчика была деформация лица, которой не наблюдалось ни у кого из родственников, поэтому исследователи предположили, что она возникла вследствие врожденного сифилиса, унаследованного от матери, зараженной этой болезнью.
Отец, увлеченный лошадьми и охотой, тяготился компанией сына и на месяцы исчезал из замка, оставляя детей на попечение жены
Правда, изредка Анри удавалось добиться внимание родителя и вместе с ним посещать скачки и мастерскую знакомого художника, писавшего восхитительные портреты животных. Кроме того, мужчина и мальчик посещали места для увеселений, самыми любимыми из которых в то время были городская ярмарка и бродячий цирк
Картина Анри де Тулуз-Лотрека «Автопортрет перед зеркалом»
Это общение, благотворно влиявшее на воображение ребенка, закончилось после развода в аристократическом семействе, и де Тулуз-Лотрек был вынужден подружиться с матерью, оставшейся единственным близким и родным человеком. Но, несмотря на заботу со стороны графини, мальчик постоянно испытывал чувство одиночества, особенно усилившееся после случайного перелома обоих ног, замедлившего, а затем остановившего рост конечностей.
В итоге прикованный к кровати подросток увлекся рисованием и начал брать уроки у родственников, достаточно сносно владевших кистью. Вскоре работа над картинами превратилась в пристрастие, и в 1881 году Анри стал целенаправленно заниматься искусством, получая советы от знакомого живописца Рене Пренсто.
Наблюдая за прогрессом подопечного, Пренсто обсудил с графиней возможности для дальнейшего обучения, и молодого человека, после восстановления ставшего инвалидом, отправили в Париж к популярному живописцу Леону Бонна.
Познакомившись с азами классицизма, Анри поселился на Монмартре и продолжил образование в мастерской реалиста Фернана Кормона. И именно там он свел дружбу с такими выдающимися художниками, как Эмиль Бернар и Винсент Ван Гог, и в их компании бродил по живописным улицам в поисках вдохновения и натуры. Однажды приятели устроили молодому провинциалу встречу с проституткой, в результате которой была написана тематическая картина, определившая дальнейшую жанровую принадлежность большинства его зрелых и талантливых работ.
дальнейшее чтение
- Тулуз-Лотрек, Анри де; Донсон, Теодор Б .; Грипп, Марвел М. (1982). Великие литографии Тулуз-Лотрека . Курьерская корпорация. ISBN .
- Сойер, Кеннет Б. «Примечания к искусству: работы Лотрека, показанные в мемориале Гутмана», The Sun , 15 апреля 1956 г., 100.
- «Обряды для Нельсона Гутмана, которые должны быть завтра в 11 часов утра», The Sun , 17 августа 1955 г., 13.
- Генри, Хелен. «Сокровища искусства Хуаниты Грайф Гутман: Работы из коллекции, которую она покинула в Художественном музее Балтимора , отправятся на выставку в следующее воскресенье», The Sun , 16 февраля 1964 года, SM9.
- «Шоу Гутмана — наслаждайтесь этим медленно», The Sun , 8 марта 1964 г. D4.
- «Похоронный набор миссис Гутман: Известный коллекционер произведений искусства, много путешествующих редких книг», The Sun , 7 сентября 1963 г., 1.
Инвалидность и проблемы со здоровьем
Мистер Тулуза пишет мистера Лотрека (ок. 1891 г.)
Родители Тулуз-Лотрека, граф и графиня , были двоюродными братьями (его бабушки были сестрами), а его врожденные проблемы со здоровьем были связаны с семейной историей инбридинга .
В 13 лет Тулуз-Лотрек сломал правую бедренную кость , а в 14 лет — левую. Разрывы не зажили должным образом. Современные врачи связывают это с неизвестным генетическим заболеванием , возможно, с пикнодизостозом (иногда известным как синдром Тулуз-Лотрека) или с вариантом расстройства , аналогичным остеопетрозу , ахондроплазии или несовершенному остеогенезу . Также был предложен рахит, усугубляемый ранним вирилизмом . После этого его ноги перестали расти, так что, став взрослым, он был 1,52 м или 5 футов 0 дюймов. Он развил туловище взрослого размера, сохранив ноги размером с ребенка. Кроме того, у него, как сообщается, были гипертрофированные гениталии.
Физически неспособный участвовать во многих занятиях, которыми наслаждаются мальчики его возраста, Тулуз-Лотрек погрузился в искусство. Он стал выдающимся художником -постимпрессионистом , иллюстратором в стиле модерн и литографом , а также в своих работах записал многие детали богемного образа жизни в Париже конца 19 века . Тулуз-Лотрек внес несколько иллюстраций в журнал Le Rire в середине 1890-х годов.
После того, как он сначала провалил вступительные экзамены в колледж, он сдал вторую попытку и закончил учебу.
Утонченная Джейн Авриль
Анри Тулуз-Лотрек. Джейн Авриль танцует. 1893. Картон, масло. Музей д’Орсе, Париж
Немало Лотрек рисовал и танцовщицу Джейн Авриль. Незаконнорожденная дочь аристократа. Её мать – содержанка. Джейн убежала в 16 лет от её вспыльчивого и жестокого характера. С тех пор зарабатывала себе на жизнь сама.
В Мулен-Руж Джейн Авриль проработала много лет. Она тоже была звездой кабаре. Ввела в моду одиночные танцы, без партнёра.
Именно в момент такого танца её и изобразил Лотрек на картине. Меланхоличный взгляд танцовщицы направлен вглубь себя. Худые длинные ноги в не самом изящной позе. Но даже в таком положении видна присущая женщине элегантность.
Джейн Авриль совсем не вписывалась в общество бывших торговок и уличных девок. Она разбиралась в искусстве. Обладала безупречным вкусом. За это другие танцовщицы её не любили. Лотрек же искренне ей восхищался. Они дружили до конца жизни художника.
Лондон
Женщина у ванны из портфолио Эллес (1896)
Семья Тулуз-Лотрека была англофилой , и хотя он не был так бегло, как притворялся, он достаточно хорошо говорил по-английски. Он поехал в Лондон, где получил заказ от компании J. & E. Bella, чтобы сделать плакат, рекламирующий их бумажное конфетти (гипсовое конфетти было запрещено после Марди Гра 1892 года ) и рекламу велосипедов La Chaîne Simpson .
Находясь в Лондоне, он познакомился и подружился с Оскаром Уайльдом . Когда Уайльду грозило тюремное заключение в Великобритании, Тулуз-Лотрек стал его активным сторонником, и его портрет Оскара Уайльда был написан в том же году, что и суд над Уайльдом.