Внешние ссылки [ править ]
vтеЖан-Огюст-Доминик Энгр | ||
---|---|---|
Список картин | ||
Исторические картины |
|
|
Обнаженные |
|
|
Портреты |
|
|
Автопортреты |
|
|
Музеи |
Испания
Мадрид
Юпитер и Антиопа. Жан-Батист-Мари Пьер. Музей Прадо. Мадрид, Испания.
Пейзаж с Психеей и Юпитером. Пауль Бриль и П. П. Рубенс. Музей Прадо. Мадрид, Испания.
Молния – это известный атрибут богов Зевса и Юпитера. Другое название – перун. Они по-разному изображались в разных источниках – в основном как вилы с несколькими зазубринами и зубьями. В живописи более поздних эпох молнии выглядели как несколько пучков пламени. Это оружие Юпитера, которым он может побеждать врагов (например, титанов) или же карать провинившихся. Поэтому скульпторы и другие мастера часто изображали Зевса с молнией в руке.
Поначалу молнии Зевсу ковали одноглазые великаны циклопы, которых громовержец освободил из Тартара. Но циклопов убил Аполлон, когда Зевс молниями пронзил его сына Асклепия. Тогда изготовителем божественного оружия стал бог Гефест, умелый кузнец. В Риме его называли Вулкан. Именно к этому персонажу обращается Рубенс на полотне «Вулкан кует молнии Юпитеру», которое сейчас демонстрируется в мадридском Музее Прадо.
Вулкан кует молнии Юпитеру. Питер Пауль Рубенс. Музей Прадо. Мадрид, Испания.
Осуждение Аполлона Юпитером и другими богами. Корнелис ван Харлем. Музей Прадо. Мадрид, Испания.
Юпитер и Ликаон. Ян Коссьер. Музей Прадо. Мадрид, Испания.
Стиль и тема [ править ]
Картина пропитана традициями как классического, так и неоклассического искусства, в первую очередь ее грандиозным размером 136¼ × 101¼ дюймов. Энгр создает множество визуальных контрастов между богом и скользящей нимфой: Юпитер изображен лицом к зрителю, широко расставив руки и ноги по холсту, а цвет его платья и плоти перекликается с цветом мрамора у его ног. Напротив, Фетида изображена в чувственных изгибах и изображена в мольбе о милосердии жестокого бога, который держит судьбу своего сына в своих руках. Правая рука Фетиды падает на бедро Юпитера с намеком на эротическую ласку, а темно-зеленый цвет ее платья подчеркивает ужас и дурные предчувствия голого пейзажа позади. Ее одежда прижалась к нижней части бедра и, кажется, вот-вот упадет. Фокус картины — левая рука Фетиды, вытянутая вертикально вверх, когда она пытается погладить бороду бога.
Фетида и Нереиды оплакивают Ахилла, коринфскую чернофигурную гидрию, 560–550 гг
До н.э .; обратите внимание на щит Горгоны — Лувр. Поза Юпитера во многом основана на позе знаменитой хризелефантовой скульптуры , Статуи Зевса в Олимпии ( Зевс — греческий эквивалент Юпитера), одного из семи чудес древнего мира
Это было сделано греческим скульптором классического периода , Фидий , около 432 г. до н.э. и уничтожены в древности, но его поза известна из монет и небольших репликах. Здесь поза перевернута справа налево, а рука справа от зрителя выше, чем в оригинале, где была изображена статуя Ники
Поза Юпитера во многом основана на позе знаменитой хризелефантовой скульптуры , Статуи Зевса в Олимпии ( Зевс — греческий эквивалент Юпитера), одного из семи чудес древнего мира . Это было сделано греческим скульптором классического периода , Фидий , около 432 г. до н.э. и уничтожены в древности, но его поза известна из монет и небольших репликах. Здесь поза перевернута справа налево, а рука справа от зрителя выше, чем в оригинале, где была изображена статуя Ники .
Юпитер и Фетида были написано для выполнения обязательств художника к Французской академии в Риме , , и хотя его сверху тон правильно отражает патриархальный уклон Наполеон режима «s в его противопоставлении мужской силы и женской покорности, это обычно расценивается как отказ от таких ценностей. Энгр высоко ценил картину, и в некотором роде она сочетает в себе великие мотивы его карьеры: сладострастие женского персонажа и властную аскезу мужского божества.
Энгр держал Юпитера и Фетиду в своей мастерской до 1834 года, когда она была куплена государством. В 1848 году он сделал единственную карандашную копию
Картина была впервые выставлена в Парижском салоне 1811 года в то время, когда внимание Энгра к линии вкупе с его пренебрежением к анатомической реальности еще не нашло одобрения среди критиков
Германия
Берлин
Олимпийские боги – Юпитер и Юнона. С. Риччи. Государственные музеи Берлина, Картинная галерея старых мастеров. Берлин, Германия.
Кормление Юпитера молоком козы Амалтеи. Н. Пуссен. Берлинская картинная галерея старых мастеров, Берлин, Германия.
Дрезден
Филемон и Бавкида – жители Фригии, которых однажды посетили Гермес и Зевс. До этого боги обошли многие дома под видом обычных путников. Везде им отказывали в ночлеге. Филемон и его жена Бавкида, совсем бедные старики, соблюли гостеприимство. За это боги их наградили – дом превратили в роскошный храм, сделали жрецами. Согласно желанию супругов, они умерли в один день и стали деревьями.
Юпитер и Меркурий у Филемона и Бавкиды. А. Эльсхаймер. Дрезденская галерея. Дрезден, Германия.
Юпитер и Каллисто. П. П. Рубенс. 1611 г. Государственный музей. Кассель, Германия.
Италия
Рим
Юпитер, Нептун и Плутон. М. М. да Караваджо. Casino di Villa Boncompagni Ludovisi. Рим, Италия.
Юпитер и Юнона. А. Карраччи. Галерея Боргезе. Рим, Италия
Юпитер и Антиопа. Б. Ганьеро. Галерея Боргезе. Рим, Италия.
Геркуланум
Интересная фреска хранится в городе Геркуланум, древний город на территории Италии, разрушенный землетрясением I века н.э. Считалось, что он был построен Гераклом (в Риме – Геркулес), сыном Зевса. Фреска находится в Здании августалов в Археологическом парке. Она датируется 50-79 годами. Изображение посвящено Зевсу, его сыну Геркулесу и другим богам. Боги собрались, чтобы принять Геракла на Олимп после того, как тот погиб и стал уже бессмертным.
Геракл был зачат Зевсом, чтобы стать великим героем. Ревнивая супруга Зевса, Гера, преследовала героя, часто строя козни. Но в конце жизни Геркулеса и она, и другие боги приняли героя в свои ряды. Геракл даже взял в жёны дочь Геры Гебу. На фреске показан именно этот момент. Зевсом принят облик радуги.
Принятие Геракла в сонм олимпийских богов в присутствии Геры, Афины и Зевса в образе радуги. 50-79 гг. Здание августалов, Геркуланум, Италия.
Неаполь
Зевс и Эрот. Фреска из Геркуланума. 1-37 гг. Национальный археологический музей. Неаполь, Италия.
Зевс на троне, увенчиваемый Никой. 62-79 гг. Национальный археологический музей. Неаполь, Италия.
Европа верхом на быке. Фреска из Помпей (Дом Роковой любви). I в. н. э. Национальный археологический музей. Неаполь, Италия.
Мантуя
Разрушение гигантов молниями Юпитера. Джулио Романо. Палаццо дель Те. Мантуя, Италия.
Зал гигантов, стена с сокрушением гигантов молниями Юпитера. Джулио Романо. Палаццо дель Те. Мантуя, Италия.
Великобритания
Лондон
Юпитер и Каллисто. Фр. Буше. 1769 г. Собрание Уоллес. Лондон, Великобритания.
Детство Юпитера. Дж. Романо. Британская Национальная галерея. Лондон, Великобритания.
Юнона, обнаружившая Юпитера с Ио. П. Ластман. Британская Национальная галерея. Лондон, Великобритания.
Юпитер и Семела. Я. Тинторетто. Британская Национальная галерея. Лондон, Великобритания.
Скьявоне – ещё один художник, обратившийся к легенде о Каллисто, спутнице Артемиды. Зевс соблазнил её, став самой Артемидой. Здесь бог показан в своём истинном облике – зрелый мужчина с лицом, обрамлённым бородой и волосами. Возможно, он уже принял этот вид, когда Каллисто доверилась ему. Либо же художник подчеркнул, кто именно скрывается под обманчивым внешним видом.
Юпитер, соблазняющий Каллисто. Андреа Скьявоне. Британская Национальная галерея. Лондон, Великобритания.
Кормление Юпитера. Н. Пуссен. Картинная галерея Далвич. Лондон, Великобритания.
Несмотря на то, что супругой Зевса была богиня Гера (Юнона у римлян), он редко появляется на изображениях вместе с ней. Чаще рядом изображены другие возлюбленные бога, его любовницы, от которых рождались новые боги и герои. Но всё же Гера была тоже очень почитаемой богиней у греков. Прекрасная царица богов покровительствовала браку, дому, она дарила облегчение при родах. Гамильтон – один из мастеров, который изобразил её во всей красоте рядом с мужем.
Юнона и Юпитер. Г. Гамильтон. Collection of the Earl of Leicester. Лондон, Великобритания.
Франция
Париж
Юпитер и Антиопа. Жан-Антуан Ватто (1684 Валансьен — 1721 Ножан-сюр-Марн) . Лувр. Париж, Франция.
Юпитер и Даная. Иоахим Эйтевал. Лувр. Париж, Франция.
Юпитер и Антиопа. Хендрик Гольциус (1558 Мюльбрахт — 1617 Харлем) . Лувр. Париж, Франция.
Юпитер и Даная. Джулио Романо (Джулио Пиппи) (1499 Рим — 1546 Мантуя) . Лувр. Париж, Франция.
Детство Зевса. Якоб Йорданс. 1640 г. Лувр. Париж, Франция.
Юпитер и Антиопа. Тициан Вечеллио. Лувр. Париж, Франция.
Низвержение Юпитером пороков. Веронезе. Лувр. Париж, Франция.
Юпитер и Эгина. Жан-Батист Грёз. Лувр. Париж, Франция.
Юпитер в образе Сатира и Антиопа. Винсент Селлар. Лувр. Париж, Франция.
Юпитер и Антиопа. Жан Огюст Доминик Энгр. Музей Орсе. Париж, Франция.
Рождение Минервы из головы Юпитера. Рене-Антуан Уасс. Версальский дворец. Париж, Франция.
Юпитер на колеснице между Правосудием и Благочестием.Ноэль Куапель. Версальский дворец. Париж, Франция.
Ирида и Юпитер. Мишель Корнель младший. Версальский дворец. Париж, Франция.
Младенец Юпитер среди корибантов. Ноэль Куапель. Версальский дворец. Париж, Франция.
Юпитер в образе Дианы и Каллисто. Ноэль Алле. Версальский дворец. Париж, Франция.
В Доме-музее Гюстава Моро есть полотно этого французского художника, посвященное Зевсу и Семеле, его возлюбленной и матери Диониса. Семела была дочерью Кадма, основателя Фив. Юпитер пообещал ей исполнить любое желание – и девушка по наущению Геры попросила показать бога истинный облик. Зевсу ничего не оставалось, кроме как явиться в блеске среди молний – но это погубило Семелу, ведь та была смертной. Её ребёнка, бога Диониса, Зевс выносил сам, зашив себе в бедро.
Однако на этой картине Юпитер изображён неожиданно спокойным и даже равнодушным к Семеле, лежащей у него на коленях. Девушка с ужасом смотрит на истинный облик громовержца. Лицо же того ничего не выражает, как у статуи. Вокруг – колонны пышного зала, множество других фигур. Например, есть смерть с белой лилией, а также персонажи из подземного царства внизу композиции. Картина изобилует деталями, тщательно прописанными художником, цветочными узорами. Моро писал её с 1889 г. до 1894-95 гг.
Юпитер и Семела. Гюстав Моро. 1889-1895 гг. Дом-музей Гюстава Моро. Париж, Франция.
Картина в Версальском дворце посвящена не столько самому Зевсу, сколько его культу. Полотно Ноэля Куапеля изображает жертвоприношение богу. Однако и сам Юпитер здесь изображен – в виде статуи. Громовержца сопровождает орёл, его священная птица.
Жертвоприношение Юпитеру. Ноэль Куапель. Версальский дворец. Париж, Франция.
Труа
Похищение Ганимеда Юпитером. Шарль-Жозеф Натуар. Музей изящных искусств. Труа, Франция.
Детство Юпитера. Любен Божен. Музей изобразительных искусств. Труа, Франция.
Экс-ан-Прованс
Музей Гране в городе Экс-ан-Прованс известен своей картиной «Юпитер и Фетида» Жана Огюста Доминика Энгра. Написанная в 1811 г., она тоже посвящена Троянской войне, точнее тому, что происходит вне поля боя. Персонажи картины – сам Зевс, а также нимфа Фетида, мать Ахиллеса. Фетида умоляет громовержца помочь её сыну Ахиллу, но весь вид бога и его поза показывают неумолимость и властность. На то, что судьба в лице Зевса всё же будет жестока к Ахиллу, намекает также и выжженный, коричневый пейзаж на заднем фоне.
Сама скульптура была утеряна ещё в древние времена, но остались её копии и изображения (например, на монетах). Например, такая скульптура-копия хранится в Эрмитаже. Эта работа неизвестного римского мастера I века н.э. Скульптура хранилась в коллекции маркиза Кампана, затем её выкупил император Александр II и уже тогда перевёз в Эрмитаж. С XIX века она находится там.
По сравнению со статуей Фидия изображение Юпитера показано зеркально, также изменено положение рук. В левой руке скульптура держит статую Нику. Здесь же в руке ничего нет, она лежит на облаке. Фигура Фетиды уменьшена по сравнению с громовержцем. Нимфа в мольбе тянет руку к Зевсу, восседающему на троне, её одежды, кажется, вот-вот соскользнут с тела.
Юпитер и Фетида. Жан Огюст Доминик Энгр. 1811 г. Музей Гране. Экс-ан-Прованс, Франция.
Анализы работы
Эту работу следует рассматривать в корпусе неоклассического периода художника, который стремится восстановить чистоту текстов античности, но трактовка предмета ниже упомянутых текстов; Бог определенно представлен как высший авторитет, который может, кивнув головой, нахмурив брови, поддержать причину (причину Ахилла) или отвергнуть ее без возражений.
Однако, сильный в своих качествах, бог сияет, но кажется застывшим, его рука лежит на облаке и находится под пристальным взглядом доброжелательного орла.
Композиция построена на эффекте контраста, в частности мужского / женского начала. Действительно, у Юпитера темная кожа, а его массивная скульптурная осанка контрастирует с белой кожей Фетиды , маленькой и нежной.
Эта картина ставит вопрос об эротизме с присутствием застенчивой игры обольщения. Пальцы ног Фетиды касаются пальцев Юпитера, когда она гладит его подбородок.
В монографии Анри Делаборда , цитирующей письмо Энгра к М. Маркотту, датированное26 мая 1813 г., это следующий отрывок: «Я пишу Грейнджер для моей картины Юпитера. Я рекомендую вам этот стол, если в меру ваших знаний захотелось его устроить. Я так же хотел бы разместить это, как видеть это в том и другом, зависимом. Он может подойти в большом помещении в качестве украшения. Я предоставляю вам самому устанавливать цену. »
Бельгия
Антверпен
Обучение Юпитера. Я. Йорданс. Вторая пол. XVII в. Музей Рококса. Антверпен, Бельгия.
Рубенс написал немало работ, посвящённых греческой мифологии. В его картинах оживают самые разные легенды. Но они всегда полны жизни и движения. Здесь же показаны Юпитер и его возлюбленная, дочь Кадма Семела. Уже произошло самое страшное – громовержец показал любимой свой истинный облик. Но это было недопустимо для богов, нельзя было, чтобы смертный увидел подобное зрелище. И Семела в ужасе погибает. У неё немного выпуклый живот – возможно, это обозначение того, что в чреве несчастной растёт сын Зевса Дионис.
Состав
Энгр дословно описывает песню I Илиады: … «и, выйдя из морской пены, она поднялась утром через бескрайний Уран к Олимпосу , где она нашла Того, Кто видит все, Кронид , сидевший вдали от других богов, на самом высоком гребне многогранного Олимпа . Она села перед ним, поцеловала его колени левой рукой, коснулась его подбородка правой рукой и, умоляя его … . »
Тетис выходит из пены, ее руки непропорциональны , — умоляет она Зевса.
Даже если бы можно было увидеть в работе отсылку к портрету Наполеона, Энгр фактически берет римское изображение, что можно увидеть на фреске в Помпеях.
На заднем плане слева Юнона наблюдает и наблюдает за ответом бога на молитву Фетиды.
Частные коллекции
Различные полотна и картинки бога Зевса можно также найти и в частных коллекциях. Сюда тоже входят сцены из мифов, как популярных, так и малоизвестных. Например, в число подобных картин входит работа «Юпитер и Даная» известного фламандского художника и самого яркого представителя барокко П. П. Рубенса. Даная – персонаж древнегреческой мифологии, дочь царя Аргоса по имени Акрисий. Акрисию было предсказано, что его ждёт смерть от руки собственного внука.
Тогда царь построил под землёй зал с медными стенами и запер там Данаю вместе со служанкой, которая должна была следить за царевной. Однако красота Данаи привлекла Зевса, который проник через все препятствия в виде золотого дождя и сошёлся с девушкой. Даная родила Персея, героя, который позже убил Медузу Горгону. На картине показан момент встречи Данаи и Юпитера. В отличие от других подобных работ, здесь Зевс показан в человеческом облике.
Юпитер и Даная. П. П. Рубенс. Частная коллекция.
Юпитер в облике Дианы, соблазняющий Каллисто. Н. П. Брехем. Частная коллекция.
Юпитер и Каллисто. Н. П. Брехем. Частная коллекция.
Детство Юпитера. Н. П. Берхем. Частная коллекция.
Юпитер и Каллисто. Жан Оноре Фрагонар. Частная коллекция.
Австрия
Вена
Юнона с Ио, превратившаяся в корову, и Юпитер. Д. Тенирс I (также назывался Старшим). Музей истории искусств. Вена, Австрия.
В венском музее, посвящённом истории искусства и хранящим множество ценных экспонатов разных художников, можно найти полотно Досси, где показана сцена, разыгрывающаяся между Юпитером, богом Меркурием и воплощением Целомудрия (в другом варианте названия последний персонаж – Добродетель). По некоторым предположениям Досси изобразил самого себя на полотне, став Зевсом. Громовержец изображён старцем, спокойным и рисующим бабочек. Это очень нетипичный вид для громовержца. К нему пришла Добродетель, которую осмеяли, но Меркурий, сын Зевса, мешает ей нарушить тишину и покой царя богов.
Юпитер, Меркурий и Целомудрие. Д. Досси. Музей истории искусств. Вена, Австрия.
Художник Корреджо тоже обращался к легенде о красавице Ио. В сцене, написанной его рукой, показан не момент, когда Гера раскрывает любовников. Такой мотив был популярен у художников, но Корреджо отошёл от него. Согласно мифам и древним текстам, Зевс спустился к девушке в виде облака. И на полотне виден сам момент соединения двух влюблённых. Одна из частей облака, вероятно – сама рука Зевса. Геры же здесь ещё не видно – возможно, она ещё не прознала об измене.
Юпитер и Ио. А. да Корреджо. Музей истории искусств. Вена, Австрия.