Композиция
На картине изображена сценка, происходящая между двумя влюблёнными: молодой мужчина стоя в балконных дверях украдкой целует юную девушку, оставившую на короткое время своих подруг, сидящих в соседней комнате — их видно из-за приоткрытой двери в другую комнату. Подобные романтические сюжеты были популярны во французской живописи до Французской революции. Композиционно картина решена сложным образом, в ней господствует диагональ, образованная наклонённой девушкой и длинным платком в её руках; пространство жестко ограничено и уравновешено двумя четкими вертикалями дверей балкона и комнаты. Яркое белое платье девушки также ограничено двумя светлыми пятнам дверей и гармонирует с тёмно-розовым цветом занавеси и светло-коричневым цветом небольшой тумбы. Девушка имеет портретное сходство с дочерью художника Розалией, но однозначно утверждать, что изображена именно она, нельзя.
История
Картина датируется концом 1780-х годов; в своём каталоге французской живописи XVIII века (1982) сотрудница Эрмитажа Инна Немилова выводила эту датировку из технологических и стилистических особенностей работы: эмалевидности поверхности, слитности мазков и «голландского» типа композиции в целом, а также некоторой близости к работам Маргерит Жерар — свояченицы и ученицы Фрагонара. Другие исследователи — в частности Жорж Вильденштейн и Жан-Пьер Кузен — также относили картину к концу 1780-х годов.
Первое упоминание композиции относится к лету 1788 года, когда в нескольких парижских изданиях, в том числе журнале Mercure de France, было сообщено о поступлении в продажу гравюры Николы Франсуа Реньо с «Поцелуя украдкой»; гравюра Реньо была заявлена как парная к работе «Задвижка». Некоторое время спустя «Поцелуй украдкой» оказался в собрании последнего короля Речи Посполитой Станислава Августа Понятовского в Лазенковском дворце в Варшаве; предположительно, она была приобретена во время распродаж дворянских ценностей, имевших место во время революции во Франции. Понятовский высоко ценил «Поцелуй украдкой» и хотел вывезти его из Варшавы в Санкт-Петербург, куда переехал после своего отречения.
Замысел Понятовского остался неосущеcтвлённым, и картина осталась в Лазенковском дворце, последовательно переходившего по наследству к племянникам короля: военачальнику Юзефу Понятовскому и позднее к его сестре Марии Терезе; последняя продала Лазенковский дворец в 1817 году российскому императору Александру I. В 1895 году, десятилетия спустя после приобретения Лазенковского дворца, «Поцелуй украдкой» и четыре других картины из бывшей коллекции Понятовского были перевезены в Санкт-Петербург и вошли в состав экспозиций Эрмитажа, чему предшествовала рекомендация хранителя императорских коллекций Андрея Сомова; последний обосновал своё предложение соображениями сохранности и доступности произведений.
После советско-польской войны «Поцелуй украдкой» стал предметом споров в связи с реализацией условий Рижского договора: польская сторона требовала вернуть картину как часть коллекции Лазенковского дворца; также требование получить работу в свою коллекцию поступало из московского ГМИИ. По итогам переговоров стороны согласились на сохранении картины Фрагонара в составе Эрмитажа; польской стороне был предложен соответствующий эквивалент — картина «Полька», традиционно приписываемая Антуану Ватто (ныне эта работа находится в Национальном музее в Варшаве). В настоящее время «Поцелуй украдкой» выставляется в Зимнем дворце в зале 288.
В 1913 году на Императорском фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге по проекту А. И. Войткевича была изготовлена ваза-кратер, в оформлении которой был использован «Поцелуй украдкой» (автор росписи Яков Горяев. Крытье надглазурное монохромное, роспись надглазурная полихромная, позолота, цировка, золочение; 55,2 × 42 × 38 см); эта ваза также находится в собрании Эрмитажа (инвентарный № Мз-И-2030).
В 1984 году Министерством связи СССР была выпущена почтовая марка с репродукцией этой картины, номинал марки — 10 копеек (№ 5574 по каталогу ЦФА).