Самые известные картины рубенса

«Грации, связываемые Амуром» Жерара ван Опсталя (1594 – 1668) и «Луговые цветы» Майоля

После Граций-парижанок в самый раз посмотреть на парижанок времен Людовика XIV. Пусть не мылись, но зачем же так животы распускать, и никаких следов корсетов.

Жерар ван Опсталь (1594 – 1668).. Грации, которых связывает Амур». Мрамор. Поступила в 1668. Лувр

Сюжет анакреонтический: Амур играет с Грациями, для начала их связывает, по очереди. Цель не очень ясна.

Справка.  Напомним, Анакреонт (которого расстрелял Амур) – поэт из ионической Малой Азии (все «завлекательное» пришло с востока), воспевал мирские наслаждения, любовь (в том числе гомосексуальную), вино, пиры, одновременно боялся смерти и потому старчески стенал. В эпоху упаднического Рима упадническая же верхушка его развила в том же духе. Анакреонтической поэзией «грешили» как в королевской Франции, так и в царской России.

Из трех именитых французских модных скульпторов переходного к современному периоду – Родена, Бурделя, Майоля – грациями заинтересовался только Аристид Майоль (1861-1944), который подолгу вымучивал своих упитанных красавиц, делал не торопясь, без «импрессионизмов». Это его плюс, гладенькие формы его Помон (Помона — богиня древесных плодов и изобилия, яблочная богиня – шутка, но по-французски «pomme» означает яблоко), средиземноморских купальщиц и пр. подходят для садов, лужаек и прочей растительности. Лет эдак тридцать назад довелось увидеть, как на выставленную руку его скульптурной красавицы в садах Тюильри, что подле Лувра, кто-то повесил не то подстилку, не то одеяло, доведя синтез скульптуры и садовой обстановки до финала.

Автор статьи в 1989 в садах Тюильри в Париже. Одеяло кто-то повесил до него, советский гражданин не мог бы такое сделать. Дамочка работы Майоля, название не принципиально прежде всего для самого Майоля.

Майоля мало интересовали имена его произведений, поэтому три «грации» (в кавычках) таковыми могут быть названы только потому, что их композиция копирует античных красавиц с той лишь разницей, что повернутая задом к зрителю красавица сильнее отодвинута вперед от боковых красавиц.

Если Майоль думал, что это придает пространственность композиции, то он ошибался. Пространственной является композиция Кановы, где без дураков осуществлено пространственное взаимодействие фигур посредством их общего действия, переплетения рук и т.п., что трудно и требует профессионализма и усилий. А просто расставить три фигуры в шахматном порядке, симметрично отразив друг в друга крайние фигуры, – это не имеет к скульптурной пространственности никакого отношения. Заметим, что никто из крутых профессионалов, кто повторил античный поворот задом средней фигуры, так не сделал.

Своих трех «граций» Майоль Грациями не называл, видимо, хватило ума понять, что  с грациями его не поймут даже поклонники современного искусства. Но он до последнего менял их названия, ниже даны некоторые из них.

Майоль. Луговые цветы (они же «Средиземноморские купальщицы», они же «Парижанки», они же «Нимфы»). Бронза. 1936 – 1938

На фоне шедевров современного искусства не так уж плохо. По-настоящему единство композиции придает неуклюжесть женских типажей Майоля и цвет бронзы, напоминающий гранит, а в граните все красиво.

Также по этой теме:

Венеры. Часть 2. Венера Витали, Венера Ноллекенса и о красоте русских женщин

Бертель Торвальдсен. Часть 1

Памятники Макиавелли, Леопольду II и Фоссомброни Бартолини

Стол амуров и Горбун скульптора Бартолини

Конные монументы Марку Аврелию, Гаттамелате, кондотьеру Коллеони. Часть IV

Каким бы был памятник монарху работы Фальконе во Франции и фиаско Бернини

Избиение невинных (Избиение младенцев)(масло, размер холста 142×182 см). 1610

После путешествия в Италию в 1607–1608 гг., вдохновившись работами мастеров ренессанса, Питер Рубенс написал серию грандиозных работ на библейскую тематику. Одним из шедевров этой серии является потрясающая картина «Избиение невинных». Это самое мощное по динамизму и трагизму изображение библейского сюжета об избиении младенцев по приказу царя Ирода.

Безжалостные воины с мечами буквально раздирают несчастных детей. Матери пытаются сопротивляться, но бесполезно. Трупами детей усыпана улица города. Защищая свою дочь и внука, пожилая женщина голыми руками схватила острый меч, но грязная кровавая рука убийцы схватила её за лицо и бросает на землю. Смотреть на эту картину без содрогания невозможно. Питер Рубенс показал весь ужас и сумасшествие этого страшного события.

2

Картины

  • Примавера , картина на деревянной панели, написаннаяБоттичеллимежду 1478 игодамивгалерее УффицивоФлоренции, Италия;
  • «Три грации »Рафаэля(1504–1505);
  • «Три грации »Лукаса Кранаха Старшего(1531–1553);
  • Три грации (Рубенс, 1620)  (ru) , гризайльПьера Поля Рубенса(1620)
  • «Три грации »Питера Пауля Рубенса(1639–1640);
  • Три грации или Сестры Майли-Несле как три грации , картина Карла Ван Лоо , 1765 , Художественный музей округа Лос-Анджелес , Лос-Анджелес
  • Три грации , на Жан-Батист Реньо , (1754-1829), написанный между 1793 и 1794.
  • «Три грации» , картина 1832 года Жюля-Жозефа-Гийома Бурде (1799–1869).
  • Три грации , картина неизвестного художника XIX — го  века или XX — го  века, на выставке в художественном музее Индианаполиса , в Соединенных Штатах  ;
  • «Три грации» , картина Майкла Паркса  (en) , упоминаемая в романе Дэна Брауна «Утраченный символ» , опубликованном в 2009 году ;
  • Три грации , живописи XX — го  века по Ники де Сен — Фаль (1930-2002).
  • Три грации , картина Кехинде Вили, 2005 г. (1977- …)

Щелкните миниатюру, чтобы увеличить ее.

Судьба художника

В мировой истории нет, пожалуй, другого художника, который был бы так же богат, как Рубенс. Он смог добиться такой высокой популярности, что не справлялся с заказами. Поэтому он был вынужден содержать огромную мастерскую, где работали не простые живописные рабы, если так можно выразиться, а настоящие мастера, почитавшие за честь быть учениками Рубенса.

Сам художник успел написать около 600 полотен, но за его подписью известно около 3000 картин. Большая часть из них — плод коллективного труда учеников, работавших в мастерской, которая занимала половину его огромного дома в Антверпене. Начиная новый заказ, художник делал эскизы, затем отдавал картину подмастерьям, чтобы те написали фрукты, собак, интерьеры и проч. Лица Рубенс почти всегда писал сам, и обязательно дорабатывал картину перед ее выходом из мастерской.


Дом Рубенса в Антверпене. Половину занимала мастерская. (wikipedia.org)

Мать прочила Питеру Паулю Рубенсу карьеру серьезного чиновника в магистрате. Чтобы привить ему изысканные манеры, она отдала его в пажи к графине де Лален. Опыт, полученный при дворе, позднее сыграет на руку Рубенсу: он будет известен своей крайней любезностью, обходительностью, дипломатичностью. Однако в 15 лет юноша заявил о желании стать художником. И хотя это было уже поздновато для начала нового образования, мать поддержала его и отправила на учебу в Рим. Оказавшись в Италии, Рубенс сразу же поставил целью «встроиться» в местную богему. В Венеции он познакомился с герцогом Мантуи Винченцо I Гонзагой — одним из важнейших меценатов своего времени. Последний, оценив не только талант молодого дарования, но также его манеры и энциклопедические знания, пригласил Питера Пауля на службу, обеспечив тем самым покровительство, жалование и положение.

Рубенс постоянно носил с собой блокнот и в любой момент был готов начать работать. Он мог рисовать даже в седле. По поручению Гонзаги он объездил всю Италию, чтобы сделать копии всех существовавших в то время шедевров, а также отобрать работы современников для покупки. Такая служба была лучше любого образования, ведь приобщаясь к искусству великих, Рубенс мог многое перенять у них. Он и сам признавал, что взял немало у Микеланджело, Тициана, Эль Греко. Виртуозность же Рубенса проявлялась в том, как он работал с цветом, особенно при передаче оттенков кожи. Говорили, что художник добавлял кровь в свои краски, чтобы придать им жизненность.

Болезнь и смерть матери вынудили его вернуться на родину, где он и остался при дворе герцога Альбрехта, несмотря на желание вновь поехать в Рим. Оставшись дома, Рубенс сумел договориться о получении помимо основного жалования еще и гонорара за каждую картину, а также о жизни не в Брюсселе, где находился двор, а в родном Антверпене.


Автопортрет Рубенса с Еленой Фоурмен и их ребенком. (wikipedia.org)

Художник королей и король художников, Рубенс считал себя мастером большой формы, монументалистом. Мифологические и исторические сюжеты, пейзажи составляли его основной интерес, Он любил работать быстро, размашисто. Кропотливое выписывание деталей изнуряло его — даже портреты он не любил писать, хотя как придворный художник был обязан это делать.

Будучи по природе натурой страстной, любвеобильной, на людях он оставался сдержанным, скрывал подробности личной жизни. Кончину первой жены Изабеллы Брант он болезненно переживал и довольно долго не решался на второй брак. Только в 53 года он выбрал себе в жены 16-летнюю Елену Фоурмен (которая, кстати, приходилась ему родственницей — она была племянницей первой супруги). Она стала его музой, светочем.

Последние годы жизни Рубенс страдал подагрой, руки отказывались служить ему — отнималась то одна, то вторая. Это вынуждало его перейти от создания монументальных работ к камерным. После кончины художника, чье сердце не выдержало очередного приступа паралича, наследники принялись делить внушительное наследство. На это им потребовалось несколько лет.

Даниил в яме со львами. 1616

Ветхозаветная книга Даниила рассказывает о том, как библейский герой был осуждён проводить ночь в логове львов за поклонение Богу, а не персидскому царю Дарию. Здесь изображено следующее утро, когда Даниил благодарит Бога за то, что он пережил ночь благополучно. Для богословов образ Даниила, освобождённого из пещеры, символизировал воскресение Христа из гроба.

Рубенс мастерски сочетал реализм и театральность, чтобы оказать сильное эмоциональное воздействие. Например, несколько львов смотрят прямо на зрителя, создавая предположение, что зритель находится в том же пространстве, что и львы, и поэтому, подобно Даниилу, испытывает ту же угрозу, что и дикие хищники. Эта непосредственность усиливается тем фактом, что звери изображены в натуральную величину на огромном холсте и изображены с убедительным реализмом. Дополняет эту правдивость драматическое освещение и преувеличенная эмоциональность молитвенной позы Даниила.

6

Скульптуры

  • Три грации , анонимным, II — го  векаэры, Метрополитен — музей искусств , Нью — Йорк , США  ;
  • Les Trois Grâces , Жерар ван Опсталь , Королевский музей искусства и истории, Брюссель , Бельгия;
  • Три грации — скульптураАнтонио Кановы(1757–1822). Эта первая версия скульптуры была создана междуи1816 годамии хранится вЭрмитажевСанкт-Петербурге,Россия ;
  • Три грации — вторая версия скульптуры Антонио Кановы, созданная между 1814 и1817 годами. Этосовместной собственностимузея Виктории и Альберта,Лондон, иНациональная галерея Шотландии,Эдинбург,Шотландия, где скульптура выставлена попеременно;
  • Les Trois Grâces , мрамор 1829 г., по гипсовой модели, завершенной в 1825 г., представленной в Салоне в 1831 г. Джеймсом Прадье , Париж, Лувр  ;
  • Les Trois Grâces , часы из позолоченной бронзы и белого мрамора, сделанные в 1770 году Этьеном Морисом Фальконе , Лувр, Париж;
  • Les Trois Grâces , скульптура 1938 года работы Аристида Майоля (1861–1944), хранящаяся в саду Тюильри в Париже.
  • Три грации , погребальный памятник сердцу короля Генриха  II (1561-1562), статуи Жермена Пилона , пьедестал Доменико дель Барбьери , Париж, музей Лувр
  • Абстрактная скульптура Хайнца Мака «Три грации» ,созданная в 1965 году , выставлена ​​в парке Lynden Sculpture Garden  (in) в Милуоки , США.
  • Les Trois Grâces , современная скульптура из стекловолокна и мозаики , созданная в 1999 году Ники де Сен-Фалль (1930–2002). Скульптура выставлена ​​в Национальном музее женщин в искусстве в Вашингтоне, США.

Щелкните миниатюру, чтобы увеличить ее.

Союз Земли и Воды (масло, холст 222×180 см). 1618

Это аллегорическое монументальное полотно было написано в честь исторического события — долгожданного снятия осады Голландии и выхода страны к морю. Современные искусствоведы эту аллегорию объясняют как союз двух стихий и начал — Земли и Воды, Женщины и Мужчины. Этот союз вечен, и ни один не может существовать без другого. Композиционное решение картины построено по принципу пирамиды. Богиня, представляющая Землю — яркое светлое пятно на картине. Её за руку держит грозный Нептун, представляющий Воду. Он повёрнут лицом к богине, и спиной к зрителю. Мощные мышцы загорелой спины играют под действием света и тени. Внизу полотна, у ног Земли и Воды плещутся тритоны и возвещают об этом событии, дуя в морские раковины.

10

Фонтаны

  • Фонтан «Три грации» на площади Марше в Льеже , работа бельгийского скульптора Жана Дель Кура (1627–1707), возвышающийся над Перроном в 1697 году  ;
  • Фонтан Трех граций , от площади де ла Комеди в Монпелье , скульптуры Этьен Дантоайн (1737-1809), произведенной в 1776 году  ;
  • Фонтан Троицы (Три грации), ПлясделаТрините в Тулузе , Памятник был построен по проекту архитектора Урбэн Витрите в 1826 году, скульптуры Луи-Александр Romagnesi , фонтанпроизведенном в 1827 году  ;
  • ФонтанТри грации» , площадь Биржи в Бордо . Памятник был спроектирован архитектором Луи Висконти , скульптура — Шарлем Гумери и изготовлена литейным заводом Тьебо Фрера в 1869 году  ;
  • Фонтан Трех граций ( «  Trzy Gracje  » ), в парке старого замка Нойдек , в Силезии , (ныне Świerklaniec , в Польше): группа из трех кариатид , и химера , командует Паива , жена графа и немецкого промышленника Гвидо Хенкеля фон Доннерсмарка — скульптору Эммануэлю Фремье . Бронзовые элементы фонтана были изготовлены во Франции в 1872 году на литейном заводе Антуана Дюренна.
  • Фонтан Трех граций  (а) , ( «  Фуэнте — де — лас — Трес Грэкиас  » ) в Королевской площади в Барселоне . Железные элементы фонтана были спроектированы архитектором Луи Висконти, изготовлены во Франции в году на литейном заводе Антуана Дюренна , а затем установлены в 1876 году;

Щелкните миниатюру, чтобы увеличить ее.

Теории происхождения заболевания

Несмотря на объемные исследования, среди ученых нет единогласного мнения о древности и историческом происхождении ревматоидного артрита. На данный момент доминируют три научные теории. Одна группа ученых считает, что ревматоидный артрит – это современное заболевание, которое появилось только в 18-м веке. Свое мнение они обосновывают неоспоримым фактом, что проявления заболевания впервые медицински точно были описаны в диссертации врача Августина-Якоба Ландре-Бовэ в 1800 году, а также тем, что в костном материале древних жителей Европы до сих пор не были найдены убедительные доказательства существования этого заболевания, а другие патологии скелета, такие как анкилозирующий спондилит и спондилоартрит, оставили неоспоримые доказательства в костных материалах еще с доисторических времен.

Другая часть ученых считает, что наши предки болели ревматоидным артритом, но это не было распространенным заболеванием, так как отдельная диагностическая категория опознана и описана только в начале 19-го века.

Третья – новая, но довольно хорошо обоснованная – теория утверждает, что ревматоидный артрит развился среди популяции аборигенов Северной Америки, попав в Европу с товарами и путешественниками после открытия Америки в 1492 году. В основе этой теории лежат обширные исследования скелетов индейцев, которые, в отличие от оспоримых доказательств из Европы, убедительно демонстрируют признаки заболевания уже тысячи лет назад. Эту теорию стараются обосновать и искусством эпохи Возрождения, в котором исследователи пытаются найти указания на существование заболевания уже в 16–17-м вв.

Уже с 80-х годов 20-го века фигурирует пока что недоказанная, но увлекательная теория о знаменитом фламандском художнике Рубенсе как об одном из первых известных больных ревматоидным артритом в Европе.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: