Мане Эдуард | Kramskoy
В 1863 году французское общество задохнулось от возмущения — в Салоне была выставлена картина Эдуарда Мане «Музыка в Тюильри». Она была разнесена критикой в пух и прах. Работа была сочтена попросту недоделанной, однако сейчас большинство знатоков искусства считают, что это полотно произвело революцию в живописи, став первой работой в стиле импрессионизма.
https://youtube.com/watch?v=pJyzn9BXnRs
Картина «Музыка в Тюильри» полна движения, многочисленные герои не позируют, они увлеченно беседуют, не обращая внимания на зрителя. А при этом работа — это групповой портрет, на котором Мане изобразил многих своих друзей и родственников.
Здесь и родители художника, и его младший брат, его возлюбленная Сюзанна, его друг Шарль Бодлер, критик Захария Аструк, художник Альбер де Бальруа и многие другие представители столичного бомонда.
Мастер стремился передать атмосферу шумного веселья, с которым толпа парижан ожидает начала еженедельного концерта в саду Тюильри.
«Музыка в Тюильри» написана быстрыми мазками, композиция наполнена резкими контрастами светлых и темных пятен, часть силуэтов четко прописаны, в то время как остальные персонажи картины лишены светотеневой моделировки и кажутся расплывчатыми. Эта идея, что форма не должна быть стабильна, была в дальнейшем подхвачена импрессионистами.
Родители были против художественного поприща для своего сына, и под давлением отца он поступает в мореходную школу в 1847 году, где не смотря на с треском проваленные экзамены, ему предоставляют возможность отправиться в учебное плавание на парусном судне «Гавр и Гваделупа».
Это путешествие еще больше убедило Мане в его призвании, и, вернувшись из плаванья, он поступает в школу художника Тома Кутюра.
Через шесть лет обучения Эдуард Мане покидает школу, устав от рамок академизма. Теперь его обучение — копирование работ старых мастеров из коллекции Лувра. Первая известность пришла к художнику уже в начале 1850-х годов, но стремление «показать жизнь как она есть» принесло ему скандальную славу.
Эдуард Мане был похоронен в статусе одного из величайших и самых неординарных художников своего времени.
Необычный центр картины
А теперь посмотрим в центр картины. К нам боком стоит брат художника, Эжен Мане. А перед ним и чуть позади — очень расплывчатые формы. Как будто изображение сильно выпало из фокуса.
Тем самым мастер хочет продемонстрировать реальное восприятие происходящего. Когда мы смотрим на что-то или кого-то, объекты, находящиеся рядом, оказываются вне фокуса, расплываются. Мы не видим все сразу вокруг себя четко.
Так почему же на картине все должно быть четким, раз это противоречит особенности нашего зрения? Так подумал Мане. И написал свою будущую жену Сюзанну очень широкими, намеренно небрежными мазками. Даже стул стал расплывчатым.
А рядом с ней точно в таком же ключе он изобразил свою мать и сына.
Фредерик Базиль
Импровизированная полевая больница (1865 г.)
Импровизированная полевая больница (1865 г.)
Сцена изображает Клода Моне после полученной травмы. Фредерик приехал, чтобы помочь другу в сложный для него период. Поскольку Базиль до своего увлечения живописью изучал медицину, он соорудил поддерживающую конструкцию для больной ноги, а затем запечатлел это на холсте.
Семейное воссоединение (1867 г.)
Семейное воссоединение (1867 г.)
Трогательная картина, на которой изображены члены семьи художника во время отдыха в Мерике. Изначально рядом с людьми резвились маленькие собачки, но позже мастер заменил их искусственным натюрмортом.
Огюст Ренуар
Мальчик с котом (1868 г.)
Мальчик с котом
Картина относится к периоду начала карьеры живописца и уникальна тем, что подобное мужское ню больше не имеет аналогов в творчестве Ренуара.
Танец в Ле Мулин де ла Галетт (1876 г.)
Бал в Мулен де ла Галетт
Одна из наиболее важных работ живописца, хотя и подвергалась критике современников во время выставки импрессионистов в 1877 г. Художник передал стремление парижан к веселью и развлечениям, изобразив радостную атмосферу популярного танцевального сада на Бьют Монмартр, а в толпе – несколько его лучших друзей.
Купальщицы (1910 г.)
Купальщицы
Это одновременно эксперимент и возвращение к любимой теме живописца – действие на природе. Данное полотно – своего рода райский сад, идиллическое видение чувственности моделей, для которых использовались насыщенные цвета и полные формы. Также сложно не заметить увлечение художника работами Рубенса и Тициана.
Столица Франции глазами Писсарро
Импрессионисты жили в Париже во времена больших перемен в городе. В XIX веке центр города обветшал и устарел: там не было канализации, он состоял из узких улочек, которые во время революций горожане загромождали баррикадами, и барон Осман, мэр Парижа, представил Наполеону III план по перестройке центра города. Обновить предстояло и бульвар Монмартр, и в уже перестроенном виде он предстал перед нами на картине Камиля Писсарро.
Писсарро всю жизнь провел в сельской местности, в очень маленьком городке Понтуаз и его окрестностях, но в поздние годы у него ослабло зрение, и ему пришлось переехать в Париж. Квартиру в мансарде, в которой написана эта картина, художник снял в последние дни своей жизни.
Писсарро писал в несколько этапов: сначала он делал рисунок-набросок, строил перспективу, а потом дожидался нужного освещения, и тогда уже брался за холст и масляную краску. Как и для любого импрессиониста, свет для этого мастера был не менее важен, чем изображение действительной жизни. А полотна Писсарро, на самом деле, очень живые: парижская толпа шумит, люди куда-то спешат, садятся в трамвай, несутся экипажи. Интересна манера создания этих экипажей: художник не выписывал детали, он просто клал небольшие мазки краски, и создал этим такое впечатление, что колеса крутятся, и весь силуэт находится в движении.
«Площадь Французского театра в Париже», Камиль Писсарро, 1898. (Эрмитаж)
Благодаря взгляду на Париж с высоты, по картинам Писсарро можно провести небольшую экскурсию по Парижу. На полотне «Площадь Французского театра в Париже» виден комплекс Пале-Руаяль, «Королевский дворец», который был изначально построен кардиналом Ришелье для собственных нужд, но потом его подарили королю Людовику XIV. Здесь появился самый старый парижский театр «Комеди Франсез», а пространство перед ним назвали «площадь Французского театра». Сегодня это площадь Мальро. На картине «Набережная Малаке в солнечную погоду» — левый берег Сены, где расположена Сорбонна и многие другие учебные заведения. Вдалеке виднеется купол так называемого института Франции, комплекс которого построил архитектор Луи де Во в XVII веке, когда были основаны Академия наук и Академия искусств. Правее виден шпиль древней часовни Сен-Шапель на острове Сите. Собор Парижской богоматери из своего положения художник не увидел.
Одну из примет Парижа, изображенных Писсарро, мы видим и сегодня. Вдоль набережной на картине расположились лавочки букинистов. Они появились как раз в XIX веке и продавали книги, старые газеты, небольшие рисунки и гравюры, афиши. Он располагали товар в деревянных ящичках на ограждении набережных. Ночью ящички закрывались. Букинисты были неотъемлемой частью жизни столицы Франции того времени.
Еще один парижский пейзаж Писсарро — картина «Сады Тюильри», написанная на улице Риволи, идущей вдоль Сены
Эта работа создана в 1900 году, важном для Парижа — тогда в городе проходила Всемирная выставка. Именно для нее построили здание, которое виднеется на противоположном от зрителя берегу реки
Сегодня это музей Орсе, и его судьба была непростой. Организаторы выставки решили привозить её гостей в центр Парижа на поезде, и для этого пришлось построить новый вокзал, который назвали «Орсе» по фамилии герцога, которому раньше принадлежали эти земли. После выставки вокзал оказался заброшен, у него постоянно менялись владельцы, и к второй половине XX века здание обветшало настолько, что его захотели снести, но к счастью, власти Парижа усвоили урок ошибки, совершенно в 1968 году, когда был снесен прекрасный рынок, построенный архитектором Бальтаром при бароне Османе. Это было красивое здание с кружевными металлическими перекрытиями. Орсе решили перестроить, и сейчас там помещается музей искусств, где, кстати, выставлено множество работ импрессионистов.
Бульвар Капуцинок
Наиболее полно атмосферу Парижа передает картина Моне «Бульвар Капуцинок», одна из самых знаковых работ художника. Толчея горожан, пролетающие кабриолеты – все это и сейчас есть на бульваре, только вместо конных экипажей нескончаемый поток машин. Бульвар капуцинок – один из шести в первом бульварном кольце Парижа. Здесь расположено большое количество кафе и ресторанов, в которых цены намного ниже, чем на Елисейских Полях или в районе Лувра. Больше половины веток метро имеют станции в районе первого бульварного кольца. Здесь вы почувствуете себя истинным парижанином, особенно, если посетите один из ресторанчиков или знаменитую галерею Лафайет.
Грандиозный сад по инициативе Медичи
Род Медичи из Флоренции помимо четырех римских пап известен и двумя харизматичными королевами, занимавшими трон Франции в разное время, причем обе питали страсть к паркам.
Сад Тюильри (Париж)
В 1612 году Мария Медичи основала Люксембургский сад, взяв за основу ее флорентийское родовое гнездо – Палаццо Питти. А задолго до нее самая могущественная женщина Европы XVI века – Екатерина Медичи, в 1564 году решила построить дворец и окружающий его парк Тюильри.
Выдержан он был также в итальянском стиле, но не сколько по причине ностальгических чувств по родине, сколько из-за популярности данного направления в средневековой Франции. Изначально газон напоминал шахматное поле, располосованное шестью аллеями в одном направлении, и восьмью в другом. Его дополняли лабиринты, украшали клумбы и фруктовые деревья.
Участок для нового проекта Екатерина выбрала на тот момент пустынный, расположенный за крепостными стенами Лувра. Это была окраина города, а сама площадка не чем иным, как публичной свалкой и местом добычи глины, из которой делали черепицу.
Поскольку черепица по-французски звучит «тюиль» (tuile), понять происхождение названия дворцово-паркового ансамбля не составит труда. Хотя это не так романтично, как версия с тюльпанами, зато более правдиво.
Поскольку люди всегда любили сплетничать, особенно в те далекие времена, когда разговоры были сродни нынешнему Интернету, и служили не только средством передачи информации, но и рождали всевозможные слухи, не избежал оговоров и Тюильри.
Репутация у Екатерины Медичи была зловещей. Выйдя замуж за принца Генриха де Валуа – будущего французского монарха Генриха II, рыжеволосая худышка с выразительными глазами сумела произвести впечатление на двор, избалованный роскошью.
Поначалу, имея ограниченные возможности, она не владела никакой властью, но весьма скоро это исправила. После смерти мужа она быстро обрела опыт, правя страной в качестве регента вначале от лица одного сына – Франциска II, после его смерти от имени второго – Карла IX, ну а когда могила забрала и его, на очереди оказался третий ее отпрыск – Генрих III.
Смерть была частым компаньоном Екатерины. Она легко расправлялась с не лояльными ей людьми и режиссировала Варфоломеевскую ночь, во время которой погибло около 30 тысяч человек. Неудивительно, что скорой на расправу любительнице власти, прозванной «черной королевой», приписывали общение с колдунами и умелое обращение с ядами.
Даже основание парка вокруг замка было воспринято неоднозначно. Ходили слухи, что известная отравительница решила выращивать редкие ядовитые растения на собственной земле, чтобы всегда иметь под рукой радикальное средство решения конфликта.
Что посмотреть
Изначально дворец Тюильри включал главное здание — Часовой павильон, а также два примыкающих к нему второстепенных корпуса — павильоны Флоры и Марсан. Последние сохранились до наших дней и сегодня относятся к территории Лувра. Павильон Флоры расположен у Королевского моста и соединен с тем крылом Лувра, которое проходит ближе к станциям метро, вдоль улицы Риволи. Фасад этого здания, построенного во времена Людовика XIV, украшен барельефами с изображением богини весны.
Павильон Флоры можно найти у Королевского моста
Что же касается павильона Марсан, он является окончанием второго крыла Лувра — того, что ближе к реке. Своим названием это здание обязано мадам де Марсан, гувернантке малолетнего принца Людовика XV. Внешне павильон выглядит почти так же, как и его собрат, поскольку эти две постройки и задумывались симметричным продолжением Лувра.
Павильон Марсан почти точная копия павильона Флоры и находится ближе к реке
Вместо центрального павильона Тюильри, который был разрушен, сегодня можно увидеть открытое пространство — небольшую площадь. С одной ее стороны возвышается Триумфальная арка Каррузель, а с другой находится стеклянная пирамида Лувра, скрывающая главный вход в музей, его подземный холл и кассы. Отсюда начинается историческая ось Парижа.
Путешествие по огромной территории садов Тюильри начинается с позолоченных ворот и небольшой площади
Сады Тюильри
Арка Каррузель открывает вход в роскошный сад, который был разбит еще при Людовике XIV. За время всех прошедших революций и войн он утратил ухоженный вид, но ближе к концу 20-го века был восстановлен и теперь представляет собой одно из самых красивых мест Парижа.
Встречает гостей величественная арка Каррузель, построенная еще при Наполеоне
Пусть сады Тюильри уступают в роскоши Версалю, но и здесь посетителей ждут фонтаны, два круглых пруда, копии античных статуй и аккуратные аллеи с подстриженными кустарниками, лужайками и цветниками. Всюду много скамеек для отдыха, есть продуктовые палатки и лотки с сувенирами, а в теплое время года работают аттракционы. Здесь любят проводить время сами парижане (нередко сидя прямо на траве), а туристы могут передохнуть от экскурсий и пообедать под открытым небом.
Сады Тюильри — вид сверху
Интересно: в День взятия Бастилии (он отмечается 14 июля) сады Тюильри превращаются в огромную площадку для народных гуляний.
В День взятия Бастилии на территории садов проходят народные гуляния и парады
Особую гордость Тюильри составляют его скульптуры. В парке можно найти точную копию «Поцелуя» Родена, бюст Шарля Перро со знаменитым Котом в сапогах, величественного мраморного Сфинкса (кстати, он родом из Севастополя). Не меньше внимания привлекают оригинальные бронзовые статуи Огюста Каэна, а также целая коллекция работ Аристида Майоля — каталонского художника и скульптора первой половины 20-го века.
Парк, объединяющий полюса
Находятся «легкие города» в центре французской столицы в первом округе, заняв целых 25,5 гектаров. Если быть точными, то в длину он достигает 920 м, а в ширину – 325 м.
Уникальность его в том, что главные аллеи расходятся 4-я лучами в разные стороны света. С востока он упирается в площадь Каррузель, за которой расположен легендарный Лувр. Часть этой территории до 1871 года занимал дворец Тюильри, пока не был сожжен дотла в разгар революционных волнений парижскими коммунарами.
На западе парк вливается в площадь Согласия, а он, в свою очередь, перетекает в Елисейские поля. Изначально она носила имя Людовика XV и была украшена его памятником, затем стала называться Площадью Революции, а вместо статуи короля появилась огромная гильотина.
Этот страшный механизм снес головы Людовика XVI, Марии-Антуанетты, Максимилиана Робеспьера и Жоржа Дантона. Свое нынешнее название она получила в 1795 году, а в 1836 тут был установлен луксорский обелиск фараона Рамзеса II, подаренный Луи-Филиппу Мехметом Али.
Уходя на север, изумрудные кварталы сада соседствуют с Риволи, прославленной, как наиболее продолжительная в городе авеню, ведущая на Вандомскую площадь. Среди ее исторических ценностей башня Сен-Жак, выдержанная в жанре поздней готики, и позолоченная скульптура Орлеанской девы – Жанны д’Арк. Рядом также находится дворец Пале-Рояль и городская мэрия. Ну а южная оконечность парковой зоны упирается в Сену.
Сад Тюильри в наши дни
Сад не очень изменился со времен Ленотра. Классический парк вытянут вдоль зеркальных водоемов, уходящих в перспективу и расположенных на центральной оси, называемой Исторической осью Парижа.
Парижане и гости города любят приходить в сад, чтобы среди мегаполиса отдохнуть от шума и суеты, полюбоваться прекрасными деревьями и цветами.
Сад идеально подходит для прогулок с детьми, романтического свидания или фотосессии. Все лужайки, клумбы и деревья Сада Тюильри всегда идеально ухоженные. На пяти широких аллеях сада установлено множество скульптур и каменных элементов.
Julia Halianiuk
Статуи в саду Тюильри
Кроме прекрасных растений, сад Тюильри наполнен множеством скульптур. Большинство из них — мраморные и бронзовые копии изваяний, но есть и оригиналы, прибывшие в сад из Версаля и дворца Марли.
Застывшие в камне и металле образы представляют несколько эпох, начиная от средневековья и до современности, став своего рода прихожей Лувра.
В Саду Тюильри установлена копия «Поцелуя» Родена, которую он впервые представил на Всемирной выставке в Париже. Среди изваяний два шедевра французского скульптора эпохи барокко Антуана Куазевокса — конные монументы «Меркурий» и «Слава верхом на Пегасе».
Vassil
Также в саду Тюильри можно увидеть 20 скульптур Аристида Майоля, переданных французскому правительству натурщицей скульптора Диной Верни, и множество других исторических или современных скульптур, благодаря которым Сад Тюильри часто называют музеем скульптур под открытым небом. И это неудивительно, ведь здесь представлены работы, как современных скульпторов, так и мастеров прошлых веков.
В 1836 на Площади Согласия был установлен луксорский обелиск фараона Рамзеса II, подаренный правителем Египта Мехметом Али Луи-Филиппу. В свое время этот обелиск украшал центральный храм Амон-Ра в Луксоре, на берегу Нила.
Виктория Саркисова
Музей Оранжери
Музей Оранжери расположен в западной части Сада Тюильри и является его частью. Эта оранжерея планировалась для выращивания апельсинов, но в реальности здание использовалось для проведения городских выставок.
В музее можно посмотреть картины импрессионистов и постимпрессионистов, включая Ренуара, Матисса, Пикассо, Матисса, Сезанна и Модильяни
Внимание посетителей привлекают «Кувшинки» Клода Моне, работавшего над этой серией картин 10 лет
Галерея Же-де-Пом
Галерея Же-де-Пом расположена в северо-западной части сада. Галерея построена для игры с мячом на кортах, прообраза тенниса, и получила название в честь этой игры.
Триумфальная арка
Триумфальную арку построили в 1808 году по распоряжению императора Наполеона I. Этим сооружением Бонапарт планировал восславить победы, одержанные его армией.
Виктория Саркисова
Гюстав Моро
Орфей (1865 г.)
Gustave Moreau
Картина пронизана мистикой, таинственностью и печалью. Это история из греческой мифологии об Орфее, который был настолько искусным поэтом и музыкантом, что мог очаровывать даже диких зверей. Однако его обаяние не подействовало на менад, и после смерти Эвридики они разорвали его на части за то, что он их отверг.
На картине Моро девушка лелеет голову поэта, уложив ее на лиру из черепахового панциря. Это согласуется с мифом о том, что первая лира была сделана именно и этого материала.
Сцена и сам фон природы преисполнен спокойствием и достоин самого Леонардо Да Винчи.
Галатея (1880 г.)
Галатея (1880 г.)
Еще одно полотно Гюстава Моро на мифологическую тему. На этот раз в основе лежит поэма Овидия «Метаморфозы» (12 басня) о любовном треугольнике – в то время как Галатея влюблена в пастыря Ациса, по ней беззаветно вздыхает циклоп Полифем, раздираемый ревностью.
Автор противопоставляет любовь и презрение, красоту и уродство, борьбу тени и света, добра и зла. Однако Полифен Гюстава больше напоминает меланхолическое существо, нежили злобного людоеда.
Ранние годы
Портрет Мане работы Фантен-Латура
Эдуард Мане родился в Париже 23 января 1832 года в старинном особняке на улице Пети Августин (ныне улица Бонапарт ) в богатой семье с хорошими связями. Его мать, Эжени-Дезире Фурнье, была дочерью дипломата и крестной дочери шведского наследного принца Чарльза Бернадотта , от которого произошли шведские монархи. Его отец, Огюст Мане, был французским судьей, который ожидал, что Эдуард продолжит карьеру юриста. Его дядя, Эдмон Фурнье, посоветовал ему заняться живописью и отвел молодого Мане в Лувр . В 1841 году он поступил в среднюю школу Коллеж Роллен . В 1845 году по совету своего дяди Мане поступил на специальный курс рисования, где познакомился с Антонином Прустом , будущим министром изящных искусств и последующим другом на всю жизнь.
По предложению отца в 1848 году он отплыл на учебном судне в Рио-де-Жанейро . После того, как он дважды провалил экзамены, чтобы поступить на военно-морской флот , его отец уступил его желанию продолжить художественное образование. С 1850 по 1856 год Мане учился у академического художника Томаса Кутюра . В свободное время Мане копировал старых мастеров в Лувре.
С 1853 по 1856 год Мане посетил Германию, Италию и Нидерланды, в течение которых он находился под влиянием голландского художника Франса Хальса и испанских художников Диего Веласкеса и Франсиско Хосе де Гойя .
Завтрак на траве. 1863 г.
Эдуард Мане. Завтрак на траве. 1863 г. Музей д’Орсе, Париж
Мане охотно черпал вдохновение у старых мастеров. “Сельский концерт” Джорджоне подсказал ему идею картины “Завтрак на траве”. Позы же героев он позаимствовал с офорта Раймонди “Суд Париса” (сделан с несохранившейся картины Рафаэля).
Слева: Джорджоне. Сельский концерт. 1506-1512 гг. Лувр, Париж. Справа: Маркантонио Раймонди. Гравюра “Суд Париса”. 1513-1515 гг. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Перед нами двое молодых мужчин среднего класса. Они о чем-то беседуют. И даже не смотрят на обнаженную женщину рядом с ними. Ее одежда брошена рядом. Она уверенно смотрит на зрителя.
Публика была шокирована. Люди толпами приходили на выставку. Но не для того, чтобы восхищаться работой. А чтобы всласть покритиковать.
Обнаженных женщин писали и до Мане. И во времена Мане. Но это были нереальные женщины. Богини. Восточные полусказочные одалиски.
“В завтраке на траве” зрители увидели не божественных созданий. А реальных людей. Которые вот так проводят время. Семьи дома. А пикники – с куртизанками.
Публика не была готова к этому. Что ее интимную жизнь выставят напоказ.
Ещё один интересный момент. Посмотрите на женщину на заднем плане. Если ее мысленно переместить на передний план, она будет под 3 метра.
Но эта “ошибка” не из-за неумения художника, как считали критики. На такие же сознательные искажения когда-то шёл и Леонардо да Винчи.
Помните его Тайную вечерю? Фигура Христа крупнее всех остальных. В положении сидя он вровень со стоящими.
Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. 1495-1498 гг. Монастырь Санта-Мария-делле-Грация, Милан
Такие хитрые приёмы после Леонардо себе никто не позволял. Первым на это отважился Мане
Ему было важно передать определённый эффект. Даже ценой искаженной перспективы
О картине также читайте в статье “Завтрак на траве. Как Эдуард Мане придумал современное искусство”.
Винсент Ван Гог
Крестьянка возле очага (1885 г.)
Крестьянка возле очага
Одна из редких ранних работ мастера в так называемый его «крестьянский» период, когда он использовал в основном темные тона, подчеркивая тяготы жизни простого народа.
Императорский фритрилляр в медной вазе (1887 г.)
Императорский фритрилляр в медной вазе
Создавая этот букет, Винсент думал о Агостине Сигатори – владелице кафе «Тамбурин» на бульваре Клиши, которой в то время был увлечен.
Он дарил ей нарисованные цветы вместо живых, поскольку они никогда не увянут.
Художник Эмиль Бернар по этому поводу однажды пошутил, что так «Тамбурин» вскоре превратится в искусственный сад.
Звездная ночь (1888 г.)
Звездная ночь (1888 г.)
Картина появилась в начале пребывания Ван Гога в клинике в Арле. Ему давно хотелось написать звездную ночь, преисполненную ярких красок. В одном из писем он писал: «Часто мне кажется, ночь еще более насыщенно окрашена, чем день».
Несмотря на использование художником темных оттенком синего, звезды на таком фоне выглядят сверкающими драгоценностями, а влюбленная пара привносит в атмосферу ощущение умиротворения.
Спальня Ван Гога в Арле (1889 г.)
Спальня Ван Гога в Арле
Одна из трех практически идентичных картин, изображающих реальную обстановку интерьера художника, когда он проходил лечение в клинике города Арле. Особенность в том, что на стенах нарисованных апартаментов мастер изобразил другие свои полотна.
В письме к брату Тео, Ван Гог писал, что хотел передать тот покой, в котором давно нуждается.
Автопортрет (1889 г.)
Автопортрет Ван Гог
За 10 лет живописец создал более сорока автопортретов. Так он экономил на натурщиках и наблюдал за переменами своего внутреннего «Я», которое недоступно никакому фотографу. Можно сказать, это своего рода откровение.
Жизненность Мане
Эдуард Мане явно был против театральности композиции. Если уж люди разговаривают, то зачем располагать их на значительном расстоянии? Чтобы зрителю было удобно рассмотреть каждого? Пусть будет жизненно до конца.
И на маленьком участке холста Мане расположил аж пять фигур!
Они накладываются друг на друга. Что ж, так в реальности мы их и будем видеть своим периферийным зрением.
Эдуард Мане наивно ожидал одобрения его живописных экспериментов. Он думал, что все сразу оценят его новаторство. “Ведь все так очевидно, – думал он. – Я же пишу так, как мы видим на самом деле!”
Конечно, не оценили. Люди по-прежнему ждали театра, благородной красоты и аккуратности.
А тут такая небрежность, нагромождение фигур и вообще странная композиция с расплывчатыми фигурами в центре!
Мы же ценим «Музыку Тюильри» за ее передачу впечатления от гудящей и пестрой толпы. И восторгаемся новаторством мастера. Ведь именно его можно назвать первым импрессионистом.
Я всегда поражалась тому, что он не сдался после этого. Он был амбициозен и искренне стремился к славе. А тут не то что признания не случилось! Поддержали лишь несколько друзей. Остальные же только критиковали.
Другой на его месте отрёкся бы от своего пути. Пошёл и написал бы «Римлян в саду».
Но нет, продолжая ждать признания, он напишет и «Олимпию», и «Завтрак на траве», и многие другие шедевры. И в них также будет та самая… жизненность.
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Как добраться
Туристы могут дойти к Саду Тюильри пешком, после осмотра других достопримечательностей Парижа, расположенных по соседству — Триумфальной арки, Эйфелевой башни, Елисейских полей.
Удобнее всего добираться до Сада Тюильри на метро. Рядом с Садом расположены станции парижского метрополитена «Tuileries» (желтая линия М1), «Musée du Louvre» (розовая линия М7) и станция «Concorde» (линии желтая М1, темно-зеленая М12 и сиреневая М8).
Схема метро в Париже
Туристы могут предпочесть доехать до Сада Тюильри на речном трамвае. В таком случае надо выходить на набережной «François Mitterrand».
В Париже хорошо развита сеть . Туристы могут добраться до Сада Тюильри автобусами № № 72, N11, N24 до остановки «Pyramides — Tuileries», № № 42, 72, 73, N11, N24 до остановки «Concorde — Quai des Tuileries», № № 69, 72, N11, N24 до остановки «Pont Royal», № № 27, 38, 68, 69, 95 до остановки «Musée du Louvre», № № 21, 69, 72, N11, N24 до остановки «Palais Royal — Musée du Louvre», № № 72, N11, N24 до остановки «Pyramides — Tuileries».
Схема автобусных маршрутов в Париже
До Сада Тюильри можно с комфортом добраться на такси, используя приложения для вызова автомобиля: Lecab, Le. Taxi, Uber, Taxify и Kiwi.
Сад Тюильри в Париже
Красный призрак Тюильри
Напоследок немного сверхъестественного. Любители дворцовых интриг, мистических тайн и загадок придут в восторг от истории, где главную роль играет красный призрак Тюильри. Для этого снова придется вернуться к «черной королеве» – Екатерине Медичи, ведь именно она стала причиной его появления.
Ходили слухи, что после смерти ее супруга – Генриха II, Екатерина почувствовала вкус власти, поочередно становясь регентшей своих троих сыновей. Поскольку Франциск и Карл умерли, так и не успев занять трон, подозревали, что путь к короне царица прокладывала ядом. Когда она решила обустроить вокруг дворца Тюильри сад, начали судачить, что это ради составления личного смертельно опасного гербария. Однако это лишь «цветочки» в сравнении другими ее деяниями.
Для расправы над не лояльными ей людьми Екатерина держала наемных убийц. Одним из них был Жан Живодер, славившийся диким нравом и хладнокровием. Работая мясником скотобойни, он проворно орудовал ножом, а настигал своих жертв в аллеях ночного парка Тюильри.
Рано или поздно даже самые ценные агенты становятся опасными для своих хозяев – слишком много знают, и приходит их черед расстаться с жизнью. На роль палача Жана был выбран шевалье Невилль, но он оказался не слишком умелым. Истекая кровью, перед смертью Живодер проклял своего убийцу и королеву, а напоследок поклялся преследовать до конца их дней.
Ненависть его была настолько сильной, что Невилль заметил в тени деревьев фантом мясника прежде, чем успел отчитаться перед Екатериной о проделанной работе. Рассказав обо всем монархине, шевалье получил лишь сочувствие по поводу его расшатанных нервов.
Жертвой меньше, жертвой больше… вскоре королева забыла о происшествии. Но служивший у нее астролог и мистик Козимо Руджери однажды рассказал, как ему явился призрак, весь покрытый кровью. Астролог прозвал его красным человеком, а узнал от него страшное пророчество – якобы замок сгинет в страшном пожарище, а сама Екатерина умрет рядом с Сен-Жермен.
Поскольку дворец соседствовал с церковью Сен-Жермен-л’Оксеруа и относился к ее приходу, монархиня решила немедленно покинуть его территорию. Однако провидение все равно ее догнало в лице священника Лорана де Сен-Жермена, который причащал ее на смертном одре. Сам же замок дотла сгорел во время революции, но это вы уже знаете.
Призрак алого человека не успокоился после смерти своей бывшей хозяйки, а продолжал пугать людей, обличенных властью. Говорят, он навещал Людовика XIV, кардинала Мазарини и королеву Марию-Антуанетту за день до их кончины.
Его видел и Наполеон, и даже получал от него полезные советы, хотя не обходилось и без предсказаний всевозможных бед. А вот императрице Евгении Монтихо он помог убежать из замка непосредственно перед самым пожаром. Когда пламя разгорелось, некоторые революционеры клялись, что в огне четко просматривался окровавленный силуэт человека.
Сегодня красный призрак Тюильри не беспокоит посетителей парка, хотя находятся те, кто утверждает, будто наблюдали его издали. Впрочем, есть тут еще один неприкаянный дух – тот самый мистик королевы, которого позже она тоже приказала убить. Будучи тяжело раненым, он успел скрыться в стенах дворца. Живым его больше никто не видел, зато в качестве привидения он не раз пугал народ.