«Тройной портрет Карла I»: загадка и символ ордена
«Тройной портрет Карла I» представляет собой портрет Карла I, изображающий короля с трех точек зрения: полный фронт, профиль и три четверти. Написанный в 1635-1636 годах. Работы, которые ван Дейк написал для короля Карла I, до сих пор почитаются как шедевры даже спустя почти 400 лет после смерти последнего. Этот портрет, который сейчас является одной из жемчужин Королевской коллекции, изначально представлял собой произведение искусства, отправленное скульптору Джованни Лоренцо Бернини в Рим. В этом кроется смысл создание такого неординарного портрета. Папа Урбан VIII поручил ему сделать бюст короля Чарльза, который папа подарит католической королеве Генриетте Марии в качестве символа улучшения англо-римско-католических отношений. Король поручил своему любимому художнику ван Дейку сделать портрет, который будет своеобразной схемой работы для скульптора. Три точки зрения были выбраны, чтобы позволить мастеру создать трехмерное творение. За созданный бюст Бернини был награжден в 1638 году бриллиантовым кольцом стоимостью 800 фунтов стерлингов.
Портрет Лотто
Кумиры ван Дейка – Рубенс и Тициан
Антонису повезло не только с заботливым отцом, но и с учителями: ван Дейку посчастливилось получить опыт у самого Рубенса – величайшего из фламандских живописцев. С Рубенсом ван Дейк проработал 3 года, в течение которых он продолжал писать свои собственные полотна и улучшать свое мастерство. Стилистическое влияние Рубенса можно увидеть на протяжении всей работы ван Дейка, хотя он никогда не принимал классический стиль, который предпочитал Рубенс. Последний неоднократно говорил, что Ван Дейк был самым талантливым художником, которого он когда-либо обучал. Редкий талант Антониса и творческая ревность к своему учителю не позволяла ван Дейку оставаться в тени Рубенса, он хотел стать известнее и опытнее его. К слову, и сам Рубенс боялся конкуренции с ван Дейком. Впоследствии юный художник отправился на поиски творческих исканий. Посетив многие страны, Антонис на 6 лет задержался в Италии, вдохновляясь мастерством итальянских художников. Настоящим кумиров для ван Дейка стал Тицин, приемы и художественные принципы которого нашли отражение в творчестве самого Антониса. Его любовь к картинам Тициана была столь значительной, что ван Дейк тратил все свои гонорары на покупку полотен своего кумира.
Рубенс и Тициан
Портретное наследие
Величайшее наследие ван Дейка кроется в портретной живописи, которую он значительно модернизировал для будущих поколений. Он особенно известен за то, что он привнес уникальную неформальность композиции в свои портреты и за его лестную визуализацию героев. Кроме того, привнес в изображение одежды своих моделей фантазийность и изобретательность. Изображение бороды, воротника и костюма ван Дейком впоследствие стали очень модными в начале XVII века и были увековечены в его картинах. На сегодняшний день сохранено более 500 портретов ван Дейка, помимо Сохранились множества копий. Ни один другой художник того времени не превзошел ван Дейка в изображении мерцающих белых оттенков атласа, гладкого синего шелка или богатого алого бархата (по всей видимости, сказалось роль отца – успешного торговца дорогими тканями).
Биография художника
Антонис ван Дейк появился на свет 22 марта 1599 года в семье богатого торговца тканями. Ван Дейк происходил из династии мастеров, включая его деда по отцовской линии (художника) и его мать Марию Кейпер, которая была опытной вышивальщицей. Его отец Франсуа ван Дейк оказался мудрым человеком, вовремя разглядев художественный талант сына и отправив на обучение к Хендрику ван Валену. В 14 лет Антонис получал денежный подарок от своего отца на открытие собственной мастерской. Свои первые мастерские произведения искусства он выполнил в возрасте 15 лет, а три года спустя был принят в Гильдию Святого Луки.