«парад на красной площади 7 ноября 1941-го года» константина юона

Поиск своего пути

Завершив основной курс, Юон по собственной инициативе остался еще на два года ради удовольствия учиться у Валентина Серова (совмещая это с «перебежками» в класс Левитана). В конце 1890-х он совершил несколько заграничных путешествий. Но яркие красоты Европы не могли в его сердце соперничать со среднерусским пейзажем. Экзотика вообще Юона не прельщала. К примеру, из путешествия на Кавказ он вернулся гораздо раньше запланированного, поскольку грозные горные виды оставляли его равнодушным, а незатейливые пресловутые березки, напротив, манили к себе. Экзотические веяния в искусстве его тоже не вдохновляли. Константин Коровин, ставший главным русским импрессионистом и увлекший за собой немало учеников, Борисов-Мусатов, привезший из Парижа полотна, резко отличавшиеся от того, чему учили студентов в училище, – всё это особо не затронуло Константина Юона и не поколебало его приверженность реалистической школе. Разве что картина Юона «Голубой куст» и серия «Ноктюрны» – дань новым течениям, отдав которую, художник вернулся к любимым панорамным пейзажам, впрочем, изредка обращаясь к символизму.

Организаторы были готовы к любому повороту

Согласно расчётам, парад должен был продлиться один час одну минуту 20 секунд. В последний момент в целях безопасности было перенесено время начала парада, с привычных 10 часов утра на два часа раньше. Большая часть солдат и командиров до последнего не знали, что им предстоит пройти по главной площади страны.

В параде было задействовано 28 467 человек. Из техники были представлены 296 пулеметов, 18 минометов, 12 зенитных пулеметов, 12 малокалиберных и 128 орудий средней и большой мощности и 160 танков.

Планировалось участие 300 самолетов, но из-за сильного снегопада воздушную часть пришлось отменить. Однако истребители оставались в боевой готовности всё время проведения парада.

Естественно, все были готовы к любому повороту событий. Поэтому на случай бомбардировки Красной площади дежурили 35 медицинских постов. В их распоряжении были санитарные автомобили, пять восстановительных бригад, 15 пожарных и других специальных автомашин для работы при разрушении зданий, газовых и электрических сетей, возникновении пожаров.

Биография Константина Юона: счастливое детство и первые картины

Странной для восприятия русскоязычными фамилией Константин Юон обязан предкам, выходцам из Швейцарии. Впрочем, к моменту рождения будущего художника семейство страхового агента Федора Юона окончательно обрусело. Мальчик стал четвертым ребенком в семье, придерживавшейся типичного для своего времени жизненного уклада московских интеллигентов. Образованием детей занимались всерьез. Старшие брат с сестрой учились в Московской консерватории. В доме постоянно устраивали музыкальные вечера, театральные самодеятельные представления, «живые картины». В доме не утихали шум, смех, постоянно бывали гости, съезжалась дальняя и ближняя родня, приходили друзья. Счастливое, благополучное детство в теплой любящей атмосфере – вполне уместное определение. Широко известна история о том, как кто-то из гостей дома научил семилетнего Костю смешивать краски. И понеслось! Отныне домочадцы в любой момент могли с высокой степенью точности сказать, чем сейчас занимается мальчик – рисует, ясное дело. Преподаватель в реальном училище подтвердил, что не просто рисует, но имеет немалое к тому дарование. В ту же пору юный Константин Юон пристрастился к посещению Третьяковской галереи. Вопрос о дальнейшем самоопределении перед ним не стоял, поскольку он его уже решил. Юон поступил в 1894 году в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на курс к Николаю Касаткину. Увеселения студенческой молодежи проходили мимо него, юноша выделялся беспрецедентной усидчивостью и старательностью. С самого начала обучения Юон участвовал в выставках. С большим удовольствием вспоминал о своем первом успехе, связанном с похвалой Ильи Репина, который, остановившись возле картин Константина Юона, одобрительно кивнул и бросил: «Весело!». Художник рассказывал: «…как от этого его «весело» стало весело на душе у меня!». Кстати, до конца жизни Юон очень любил слово «весело» и часто его применял, говоря о картинах, художественной работе.

Описание картины

Сюжет картины, которая сейчас хранится в Третьяковской галерее, прост – по Красной площади проходят шеренги солдат. Зритель понимает, ещё мгновение и они, гордо чеканя шаг, пройдут почётный круг по площади, а затем отправятся на фронт защищать подступы к Москве. На трибуне мавзолея едва различимые фигурки вождей, по обеим сторонам зрители, совершенно не прописанные, впрочем, как все люди на этом полотне.

Константину Юону удалось сделать невероятное — именно столица стала главным действующем лицом картины, а не фигуры солдат. Изображена столица поздней осенью, заснеженная, покрытая серым небом со свинцовыми тучами. Но мы понимаем — город уже не такой беззащитный, каким был ещё месяц назад. Москва собралась и готова отразить врага.

Важнейшая военная операция

 Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года был организован в честь 24-й годовщины Октябрьской революции. Линия фронта в те дни проходила всего в нескольких десятках километров от города.

 Потом это мероприятие по силе воздействия на ход событий Великой Отечественной приравняют к важнейшей военной операции.

  Надо сказать, что военные парады 7 ноября на Красной площади являлись традицией. Однако в 1941 году, когда немецко-фашистские войска стремительно продвигались по территории Советского Союза, Москве было явно не до парадов. Полным ходом шла эвакуация промышленных предприятий, минировались мосты и памятники архитектуры…

  И тем не менее, 28 октября на совещании с участием членов политбюро и военачальников было принято решение о проведении торжественного смотра войск. Поначалу предложение было принято без особого воодушевления, но потом все согласились, что парад поднимет дух войск и тыла. Подготовка к маршу началась.

Репетиции оркестра

2 ноября автору знаменитого марша «Прощание славянки» капельмейстеру дивизии имени Дзержинского Василию Агапкину объявили, что он назначен главным дирижёром парада и дали задание собрать сводный оркестр.

Дело в том, что на тот момент часть музыкантов из штатного сводного оркестра оказалась в воинских частях гарнизона или же ушла на фронт. В итоге пришлось призывать военный оркестр из Горького (ныне — Нижний Новгород).

Репетиции оркестра проводились в обстановке строгой секретности. Условие было выставлено жёсткое — никто из посторонних не должен был ничего услышать. Боялись паники.

Оркестр собирался на манеже в Хамовниках, где прежде проводились конные соревнования. Туда же приезжал заместитель наркома обороны СССР маршал Семён Будённый, который должен был принимать парад.

Командование парадом возложили на командующего войсками Московского военного округа и Московской зоны обороны генерал-лейтенанта Павла Артемьева.

Слава и любовь (не только народная)

Конец столетия обозначен для Константина Юона официальным признанием – в те годы таковым считалось приобретение картин Третьяковской галереей. Константин Юон успешно лавирует между петербургским «Миром искусства» и московским Союзом русских художников. Он участвует в выставках обоих объединений, но при этом остается сам по себе, ни к кому не примыкая. В какой-то момент ощутив, как столичный круговорот заставляет его терять себя самого, Константин Юон отправляется путешествовать по России: Нижний Новгород, Сергиев Посад, позднее – Ростов, Псков. Особое для него место – подмосковное село Лигачево. Юону там хорошо писалось, позже он там построил дом. А главное – именно в Лигачеве он встретил крестьянку Клавдию Никитину, на которой вскоре женился и прожил с ней долгую и счастливую жизнь. Отец художника пришел в ярость от такого мезальянса и несколько лет не пускал сына на порог. Но постепенно красота и добрый нрав невестки смягчили родительское сердце. Потрясенный событиями «Кровавого воскресенья» 1905 года Юон уехал за границу, где участвовал в знаменитой выставке русского искусства, устроенной Сергеем Дягилевым и был избран членом парижского Осеннего салона. С этого времени он регулярно занимался в том числе и созданием театральных декораций.

↑ Стиль Константина Юона

Константин Юон за свою долгую жизнь (82 года) испробовал много жанров живописи. Наиболее характерными для него являются:

  • Сценография;
  • Графика;
  • Портрет;

Особенно следует выделить пейзаж. Юон справедливо считается мастером этого жанра.

К.Юон. картина Весна в Троицкой лавре фото

При этом в его стиле ясно прослеживается любовь к старине. Это видно в его ранних работах, таких как «Весенний солнечный день» и «Тройка у старого яра». Что касается стиля, то Юона обычно причисляют к представителям стиля модерн. Нет той строгости, присущих старым стилям. Наоборот в его творчество легко проследить природный хаос. Не лишены его картины и присущего модерну символизма.

Великий пейзажист смело экспериментирует с цветами и линиями, что придает его творчеству особый шарм. Переходя к тематике его работ, следует отметить церковную тему. Храмы занимают значимое место в картинах. Юон часто хотел показать то влияние на народ имела православная вера для людей того времени. Также описывается просветительная и культурная роли церкви, не говоря уже об исторический.


К.Юон. картина Купание фото

Символические работы художника подчеркивают и ее историческое значение, ведь именно вера помогала побеждать многочисленных внешних врагов православного российского народа. После революции стиль Юона не терпит существенных изменений, однако тематика пополняется благодаря популярности социалистического реализма.

Краткая биография

Константи́н Фёдорович Юо́н

(1875—1958) — русский живописец, мастер пейзажа, театральный художник, теоретик искусства.

Академик АХ СССР (1947). Народный художник СССР (1950). Лауреат Сталинской премии первой степени (1943).

Происхождение и семья

Родился 24 октября 1875 года в Москве, в германошвейцарской семье. Отец — работник страховой компании, позже — её директор; мать — музыкант-любитель.

Брат — композитор П. Ф. Юон, профессор Берлинской консерватории, после революции остался в Германии, откуда, после прихода к власти Адольфа Гитлера, эмигрировал на историческую родину, в Швейцарию, где и умер.

До революции


Голубой куст.

С 1892 по 1898 год Константин Юон учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его преподавателями были такие мастера, как К. А. Савицкий, А. Е. Архипов, Н. А. Касаткин.


Лавра зимой.

По окончании училища Юон два года работал в мастерской В. А. Серова. Затем основал собственную студию, в которой преподавал с 1900 по 1917 совместно с И. О. Дудиным. Его учениками были, в частности, А. В. Куприн, В. А. Фаворский, В. И. Мухина, братья Веснины, В. А. Ватагин, Н. Д. Колли, А. В. Грищенко, М. Г. Ройтер, Н. Терпсихоров, Ю. А. Бахрушин.


Весенний солнечный день.

В 1903 году Юон стал одним из организаторов Союза русских художников. Он также входил в число участников объединения «Мир искусства».

С 1907 года работал в области театральной декорации, в частности, занимался оформлением постановки оперы «Борис Годунов» в Париже, в рамках «Русских сезонов» Сергея Дягилева.

До революции основной темой творчества Юона были выполненные в особой манере, пронизанные светом пейзажи русских городов (Москвы, Сергиева Посада, Нижнего Новгорода и других), с широкой перспективой, изображением церквей, женщин в народных костюмах, примет традиционного русского быта.

Большой известностью пользуется, например, картина «Купола и ласточки. Успенский собор Троице-Сергиевой лавры» (1921 г.). Это панорамный пейзаж, написанный с колокольни собора ясным летним вечером, на закате. Под ласковым небом благоденствует земля, и на переднем плане сияют освещённые солнцем купола с золотыми узорчатыми крестами. Сам мотив не только очень эффектен, но и символизирует значительную культурную и историческую роль церкви.

После революции


В провинции. Город Торжок. Тверская губерния.

После революции Константин Юон остался в России. В качестве отклика на революционные события, Юоном было создано полотно «Новая планета», трактовки которого искусствоведами варьируются вплоть до полной противоположности. В советское время считалось, что Юон изобразил на нем «космосозидающее значение Великой Октябрьской социалистической революции». В современной России оно воспроизводилось, в частности, на обложке книги Ивана Шмелёва «Солнце мёртвых», описывающей Красный террор в Крыму.

В другой «космической» картине «Люди» (1923) речь также идет о созидании нового мира.

В 1925 году Юон стал членом Ассоциации художников революционной России (АХРР). В 1923 году выполнил картину «Парад Красной армии» (1923).

В 1948 по 1950 годы художник работал директором Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств АХ СССР. Помимо работы в живописном жанре, он продолжал заниматься оформлением театральных постановок, а также графикой.

В 1951 году вступил в ВКП(б).

С 1952 по 1955 годы преподавал в качестве профессора в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова, а также в ряде других учебных заведений. С 1957 года был первым секретарем правления СХ СССР.


Могила К. Ф. Юона.

К. Ф. Юон умер 11 апреля 1958 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 4).

Парад начался

Радиотрансляцию с Красной площади слышал весь мир, репортаж вёл известный советский радиокомментатор и журналист Вадим Синявский.

Открыли парад курсанты 1-го Московского краснознаменного артиллерийского училища имени Л.Б. Красина, которые прошли под звуки марша Семёна Чернецкого «Парад». Затем под мелодию «Кавалерийская рысь» прошла конница.

Как свидетельствует история, когда Гитлер узнал о параде, он был взбешён. Командующему бомбардировочной эскадры был дан один час, как выразился фюрер, для искупления вины. Фашистские асы поспешно кинулись выполнять приказ…

Но до Москвы не долетел ни один бомбардировщик. Всех, кто летел со смертоносным грузом на столицу, остановил 6-й истребительный корпус и зенитчики противовоздушной обороны Москвы Всего было сбито 34 немецких самолета…

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: