Детство и юность
Клода Лоррена, чья настоящая фамилия — Желле, или Желе, постигла та же участь, что и множество художников, живших несколько веков назад. А именно — до наших времен не сохранилась подлинная дата его рождения, знатоки изобразительных искусств называют 1600-й, 1602-й, 1604-й с 1605-м. Зато точно известно место появления на свет — в деревушке, расположенной в герцогстве Лотарингия, крестьянка Анна подарила мужу Жану третьего из пятерых сыновей.
Клод Лоррен — автопортрет Ранняя биография будущего французского художника напоминает детские годы его советского коллеги Федора Решетникова — оба рано осиротели (Лоррен, если верить источникам, — в 12 лет). Тягу к художеству им обоим привили старшие братья: у создателя знаменитой картины «Опять двойка» тот был иконописцем, у написавшего любимый «Пейзаж с Ацисом и Галатеей» Федора Достоевского — гравером в Германии.
Примерно в 1613-1614 годах Клод отправился в Италию, где работал поваром у Агостино Тасси, прославившегося не только своими произведениями, но и скандалами в личной жизни. Известно, что в школе в родной Шамани подросток преподаваемым наукам вникал неохотно, но зато перенял у местного кондитера тайны приготовления блюд и считался кулинарным мастером. Впоследствии насильник Артемизии Джентилески превратил слугу в своего ученика, которому преподавал азы пейзажной живописи.
В дальнейшем парню удалось попасть под крыло Готфрида Вельса, передавшего подопечному навыки перспективы и архитектуры, затем — к тезке Клоду Дерюэ.
Работы Клода Лоррена[ | ]
«Отплытие царицы Савской» (1648)
- «Утро в гавани» (1634), Эрмитаж; авторское повторение 1674 года в Старой пинакотеке
- «Прибытие Улисса ко двору царя Ликомеда» (1635 или 1636), Эрмитаж
- «Морская гавань» (ок. 1636), Лувр
- «Пейзаж с Аполлоном и Марсием» (ок. 1639), Музей имени А. С. Пушкина
- «Отплытие св. Урсулы» (1646), Лондон, Национальная галерея
- «Пейзаж с Аполлоном и сивиллой Кумской» (между 1645 и 1649), Эрмитаж
- «Пейзаж с Ацисом и Галатеей» (1657), Дрезден
- «Полдень» (Отдых на пути в Египет)(1661), Эрмитаж
- «Вечер» (Товий и ангел) (1663), Эрмитаж
- «Утро» (Иаков и дочери Лавана) (1666), Эрмитаж
- «Ночь» (Борьба Иакова с ангелом) (1672), Эрмитаж
- «Вид берега Делоса с Энеем» (1672), Лондон, Национальная галерея
- «Асканий, охотящийся на оленя Сильвины» (1682), Оксфорд, Музей Ашмола
- «Пейзаж с танцами сатиров и нимф» (1646), Токио, Национальный музей западного искусства
- «Пейзаж с Ацисом и Галатеей» из Дрезденской картинной галереи — одна из любимых картин Ф. М. Достоевского; её описание содержится, в частности, в романе «Бесы».