Небесное сражение над нюрнбергом

Небесный бой (1912)

Картина «Небесный бой» написана в стиле символизма. Небольшие размеры (66×95 см) и скромные материалы исполнения (картон и темпера) не могут принизить величие картины, которая изображает буйство природы в небесах. Массивные облака сошлись над низким горизонтом в клокочущей битве. Верхние облака освещены Солнцем и от них исходит мощное сияние. Нижние слои синих и сиреневых туч клубятся, быстро несутся над землёй. Художник мастерски воспроизвёл величие, непередаваемую красоту природы русской земли.

Не пропустите, на нашем сайте most-beauty.ru есть интересная статья о удивительно красивых местах России.

7

Предисловие

Первое стихотворение в этой книге посвящено герою-лётчику – Роману Филиппову, совершившему беспримерный подвиг в борьбе с террористами, в Сирии. Последний стих посвящён последнему трагическому событию, которое произошло недавно в торговом центре города Кемерово, на которое я не мог не откликнуться. Все остальные стихи, написаны в разное время, включая Советский период. Часть стихов написано в период путешествий по Кавказу, Средней Азии или Восточной Сибири, есть стихи посвящённые памятникам древней культуры.

Есть много этюдов к различным поэмам, которые не вошли, по тем или иным причинам, в эти поэмы или эти поэмы были по каким-то причинам не закончены. Есть много посвящений, связанных с временами года – зимой, весной или осенью.

Есть ряд коротких юмористических поэм, написанных в шутливой форме, посвящённых разным историческим событиям, лицам, или природным явлениям. Есть небольшие поэмы, посвящённые родным местам, где прошли мои детство и юность.

Есть посвящения искусству, музыке и даже дуракам. Да, да – дуракам. А что? «Дурак сегодняшний – не тот, что был вчера. Сегодня дурень всё, что нужно знает…». Хорошая поэма – почитайте! Есть стихи, которые написаны в довольно сложные периоды моей жизни и это хорошо ощущается. Правда, всё сказанное не охватывает полного содержания книги. Стихов гораздо больше и их нужно просто читать.

Ростов Великий (1903)

Николай Рерих одним из первых воспел величие и сказочную красоту древней русской архитектуры. Картина «Ростов Великий» была написана во время путешествия по древним местам России. Археология и история страны всегда привлекали художника. Уже тогда его беспокоило состояние, обветшание исторических объектов. Художник изобразил древний город сказочным, величественным, словно парящим над землёй.

Свинцовое небо нависает над городом, позволяя редким лучам солнца пробиваться сквозь тучи. В этих лучах мощные стены и башни с бойницами сияют ослепительной белизной. Рерих посвятил этой русской твердыне с её потрясающей архитектурой целую серию живописных работ.

Кстати, о самых красивых городах России на нашем сайте most-beauty.ru есть познавательная статья.

3

Гражданин мира

Осенью 1920 года по приглашению отправляется в выставочное турне в Соединённые Штаты Америки. Его произведения увидели в 28 городах США, кроме того, живописец повсеместно читает лекции о русском искусстве. Уже в 1921-м в Чикаго создаёт Объединение художников «Пылающее сердце», в Нью-Йорке – Институт объединённых искусств.

В этот же период в Берлине издаётся сборник стихотворений художника «Цветы Мории» (всего будет около тридцати литературных трудов). Оформителем выступал, конечно, сам Н.К. Рерих, который не сидит на месте, а колесит по всему миру (Европейские страны, Индия, Россия, Центральная Азия, снова Америка…). Так же плодотворно и его художественное творчество – пишет сотни картин, выставляется – впечатления от многообразия мира потрясают мастера

Кроме того, постоянно публикует свои исследования и без устали призывает человечество обратить внимание на памятники прошлого. В результате в 1930 году проект Пакта Рериха начал путь к одобрению (в 1933-м его утвердили уже десятки государств, в 1935-м подписали в Вашингтоне, в 1948-м присоединилась Индия)

Небесный бой. 1912

Кар­тон, тем­пе­ра. 66 x 95 см. Го­су­дар­ственный Рус­ский му­зей

Не­бесный бой. Ве­ле­ние не­ба (1912 И 1915 годы).

На всех кар­ти­нах Ре­ри­ха не­бо и об­ла­ка за­ни­ма­ют осо­бое мес­то, пол­ное глу­бо­ко­го сим­во­лиз­ма. В статье “Не­бес­ное зод­чес­тво” он пи­шет: “От ран­них лет не­бес­ное зод­чес­тво да­ва­ло од­ну из самых боль­ших ра­дос­тей.

Сре­ди первых дет­ских вос­по­ми­на­ний прек­расные узорные об­ла­ка. Веч­ное дви­же­ние, щед­рое пе­рес­тро­ение, мощ­ное твор­чес­тво на­дол­го при­вязы­ва­ет гла­за ввысь.

Чудные жи­вотные, бо­гаты­ри, сра­жа­ющи­еся с дра­ко­на­ми, белые ко­ни с вол­нисты­ми гри­ва­ми, ладьи с цветны­ми зо­ло­чены­ми па­ру­са­ми, за­ман­чивые приз­рачные горы – че­го толь­ко не бы­ло в этих бес­ко­неч­но бо­гатых, не­ис­чер­па­емых кар­ти­нах не­бесных…

“Глу­бо­ко ре­алис­ти­чес­кий под­ход к изоб­ра­жа­емо­му – ос­нов­ная чер­та твор­чес­тва Ре­ри­ха, в ко­то­ром со­еди­ни­лась яр­кая са­мобы­тность с на­уч­ной дос­то­вер­ностью.

Не уди­ви­тель­но по­это­му, что его кар­ти­на “Не­бесный бой” ис­поль­зо­ва­лась для ил­люс­тра­ции су­гу­бо на­уч­ной статьи в од­ном из еже­год­ни­ков “На­ука и че­ло­ве­чес­тво”, в ко­то­рой речь идет о гид­ро­ди­на­ми­ке и прог­но­зе по­годы”. (М., “Зна­ние”, 1964).

Что же мог­ло по­ро­дить та­кой “не­бесный бой?” Ко­неч­но, толь­ко зло­ба, от­ри­ца­ние, са­мость и про­чие не­га­тивные ка­чес­тва лю­дей, ко­торые на­ру­ша­ют рав­но­ве­сие не толь­ко в са­мом че­ло­ве­ке, но и во всей при­ро­де.

Не­урав­но­ве­сие че­ло­ве­ка вы­зы­ва­ет рас­стро­йс­тво сти­хийи все­воз­можные сти­хи­йные бед­ствия. И хо­тя сильны еще темные массы об­ла­ков, но ог­ненные об­ра­зо­ва­ния уже вы­тес­ня­ют их.

Лю­дям при­дет­ся от­ве­тить за свои по­рож­де­ния.

Бур­ля­щие об­ла­ка низ­ко на­вис­ли над Зем­лей. Они не­сут не­бесный глас. Крик ду­ши как бы услы­шан и под­хва­чен не­бе­са­ми.

И соб­рав­ши­еся лю­ди пы­та­ют­ся уло­вить “ве­ле­ние”, ко­то­рое посы­ла­ет им не­бо.

На кар­ти­не “Не­бесный бой” ме­нее пя­той час­ти за­ни­ма­ет до­ли­на с озе­ра­ми и сва­йны­ми пос­тро­йка­ми. Ос­таль­ное – клу­бя­щи­еся об­ла­ка, то про­ни­занные зо­ло­тистым сол­нечным све­том, то пе­ре­хо­дя­щие в синь гро­зовых туч. Это борь­ба Све­та и тьмы. Не­бес­ное и зем­ное как бы раз­дво­ились, как бы отош­ли друг от дру­га. Идет бой меж­ду дву­мя на­ча­ла­ми.

Сва­йный по­сё­лок, изоб­ра­женный вни­зу, как бы при­тих в ожи­да­нии ис­хо­да схват­ки сти­хий.

Святой Сергий Радонежский (1932)

Сергий Радонежский — духовный покровитель России, который жил в тревожное время ордынского ига в XIV веке. Он был противником распрей, духовным инициатором Куликовской битвы. Главный подвиг Сергия Радонежского — поднятие боевого народного духа на борьбу с поработителями. Н. Рерих изобразил момент благословения святым Сергием русского воинства на битву с монголо-татарами. В его руках платок с символом единения трёх начал и белокаменная церковь — символ будущего величия России. Над головой старца — Всевидящее Око Бога Отца, для которого открыты все тайны.

Внизу картины Рерих выполнил витиеватым древнерусским шрифтом пророческую надпись, которая гласит, что святой Сергий Радонежский трижды должен спасти Россию. Первый раз — от ига, второй раз — в Смутное время при Минине и Пожарском, а в третий раз… В преддверии Великой Отечественной войны это действительно было пророческими словами.

10

Сеча при Керженце (1911)

Рерих выполнял эскизы к различным театральным постановкам, создал гениальные эскизы к операм Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» и «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». А также для второй оперы был выполнен эскиз театрального занавеса для русского театрального сезона в Париже. Перед изумлённой публикой возникло огромное панно, на котором в битве сошлись татары и русские воины. Звучная зелень, огненные оттенки красного вырвались наружу и под звуки музыки битва ожила. Этот занавес вызвал бурю восторженных эмоций, зрителей восхитил русская самобытность, неповторимый стиль Рериха.

6

Последние годы

Заморские гости 1901 г.

В 1946 году художник собирается вернуться из Индии, где живёт последние годы, на Родину – закончилась Вторая мировая, что там сталось с Россией? Но его задерживает работа – от полотен не даёт оторваться не покидающее вдохновение (за 12 лет жизни в Индии мастер написал более тысячи картин).

13 декабря 1947 года Н.К. Рериха не стало. Прах его развеян в долине Куллу. Кто знает, наверняка с ветром его частички попали и на Родину, которую он любил всем сердцем.

Российского гражданства, кстати, ни Рерих, ни его жена никогда не меняли. После смерти супруга Елена Ивановна надеялась вернуться на Родину, но в визах ей с сыновьями было отказано. 5 октября 1955 года не стало и её. Лишь к 100-летнему юбилею художника СССР вслед за ЮНЕСКО признал Н.К. Рериха великой личностью: стали появляться памятники, улицы, музеи, учебные заведения, горы на Земле и звёзды во Вселенной его имени. К счастью, не перестаёт восхищаться достижениями этого уникального человека и сегодняшнее общество – Рерих считал память народную высшим проявлением разума – памятные знаки (мемориальные доски, скульптуры…) открываются и в наши дни.

Удивительные облака на картинах николая рериха и не только

rassvet_sveta

На всех картинах Николая Рериха облака занимают особое место, полное символизма. НЕБЕСНЫЙ БОЙ

На картине “Небесный бой” менее пятой части занимает долина с озерами и свайными постройками.

Остальное – клубящиеся облака, то пронизанные золотистым солнечным светом, то переходящие в синь грозовых туч. Это борьба Света и тьмы. Небесное и земное как бы раздвоились, как бы отошли друг от друга. Идет бой между двумя началами. Что-то скрыто в этих неверных, враждующих формах облаков.

ВЕЛЕНИЕ НЕБА

На картине “Веление неба” люди уже сознательно обращаются с молитвой к небесам. Они подняли руки, сердечно устремились к Высшему. И небо “услышало и отозвалось”. Бурлящие облака низко нависли над Землей. Они несут небесный глас.

Н. Рерих пишет: “От ранних лет небесное зодчество давало одну из самых больших радостей. Среди первых детских воспоминаний прекрасные узорные облака.

Вечное движение, щедрое перестроение, мощное творчество надолго привязывает глаза ввысь. Чудные животные, богатыри, сражающиеся с драконами, белые кони с волнистыми гривами, ладьи с цветными золочеными парусами, заманчивые призрачные горы – чего только не было в этих бесконечно богатых, неисчерпаемых картинах небесных…

Картины “Небесный бой”, “Веление неба” и многие другие построены на облачных образованиях. Прекрасна и небесная синева, особенно же когда на высотах она ультрамариновой почти фиолетовой чистоты“.

Из дневников З. Фосдик, ученицы и последователя Н.Рериха узнаем, что Елена Рерих была одарена настоящим воображением художника

«У Е.И. поразительное воображение, она видит целые картины в облаках и так сообщает о них другим, что и все начинают их видеть.

учит всех наблюдать цвета на камнях: серые, лиловые, розовые – у нее учишься видеть природу в красках»

Происходило ли у вас подобное?

Ниже подборка картин из интернета с удивительной и необычной формой облаков, похожих на известные нам персонажи.

Сочинение по картине Рериха «Небесный бой»

На многих картинах Рериха облака и небо занимают особенное место, наполненное глубоким символизмом. На картине «Небесный бой» они представлены в виде прекрасных и неповторимых форменных узоров, находящиеся в вечном движении, как кочевники.

Основа картины представлена на облачных образованиях, с разнообразием красок.

Белый цвет объёмных облаков плавно сменяется жёлтым, нежно переходя в светло голубой, после сменяясь коричневым, прорываются и фиолетовые переливы, доходит до тёмно синего и даже местами проявляющего сероватого оттенка.

В верхней части неба облака белые, ещё пропускающие солнечные лучи, а ближе к земле они более тёмного цвета, без ноток радости, переходящие в синеву грозовых туч. Но красота и небесная синева, облачных преобразований прекрасна и радует глаз.

Они растут на глазах, увеличиваясь в размерах и приумножаясь количественно, всё больше нависая над землёй. Создаётся ощущение, что с такими темпами роста, облака достигнут земли, полностью затмив воздушное пространство между небом и землёй.

Несомненно, появляется желание взять их в руки, насладиться их красотой, поиграть с ними.

Перестроение их в небе надолго привлекает глаза зрителя взгляду ввысь. Всматриваясь в разнообразие форм облаков, можно представить чудесных животных проплывающих в небе, богатырей на конях, сражающихся с могучими драконами, белых лошадей с волнистыми могучими гривами, корабли с распущенными цветными парусами, заманчивые горы и другие воображаемые эпизоды.

Возможно, предположить, что злоба, одиночество и другие негативные качества людей, нарушающие спокойствие и равновесие в человеке и в отношении к самой природе и является причиной небесного боя в небе.

Поведение человека притягивает стихийные бедствия, вызывая расстройство стихии и им давать ответ за все провинности.

Это бой среди двух начал, борьба тьмы и света, земного и небесного. Пусть в воображении, но неземные силы природы присутствуют там в облаках.

(1 votes, average: 3.00

Поморяне. Утро и Поморяне. Вечер (1907)

Как жили древние народы на Белом море? Мы можем догадываться об этом из древних сказок и преданий, а ещё из работ художника, историка Николая Рериха. Эти две работы были написаны, как эскизы к фрескам, но они стали полноправными картинами, иллюстрирующими жизнь древних людей. Первая картина диптиха «Утро» наполнена спокойствием, ежедневными заботами древних поморян. Мать ведёт за руку дитя, старый человек сидит у стены городища, парни охотятся на птицу.

Вечер полон загадок и преданий. Маленькая группа людей греется у костра, а вокруг синева бескрайнего леса. В эти минуты рождались сказки о волшебстве и бесстрашных героях.

Заморские гости (1901)

Откроет на список на most-beauty яркое историческое полотно И. Рериха «Заморские гости». Оно наполнено солнцем и криками чаек. Синие волны рассекает череда нарядных ладей, холмистые берега встречают заморских гостей тишиной и спокойствием. Теме путешествий из варягов в греки Рерих посвятил несколько работ. Это одна из самых популярных историй — приглашение править Русью Рюрика с варягами.

Торжественность и богатство каравана чужеземцев несёт не угрозу, а процветание безлюдным берегам. Позы воинов, одетых в латы, расслаблены. Они просто любуются окружающей красотой земли.

2

Николай РерихЖизнь и творчество

С. А. Пономаренко. Пламенное слово в снеговых Гималаях «Старые Годы» Радость о книге Единение Панацея Беловодье Горький Чюрленис Литва Из Монголии Мастерская Куинджи «Сознание красоты спасет» Подтверждения Доктор Ф. Д. Лукин Софийский Собор Выдумки Оттуда Привет вам, дорогие друзья! Чаша неотпитая Латвия Эстония Юон и Петров-Водкин На страже мира Борис Григорьев Толстой и Тагор Самое первое Самое первое Три меча Радость Отец Начало Академия Живопись Охота Мысль Археология Нумизматика Оценки Друзья Учеба Собирательство Азия Индия Наггар Общее дело Кормон Первопечатник Блок и Врубель Головин Леонид Андреев Шаляпин и Стравинский Дягилев Западни Театр Грабарь Симфония жизни Парапсихология Творчество Александр Яковлев Цивилизация Вандалы Новости Академия Художеств Лада Потери Университет Народ Душевность Стихия Русский музей в Праге Вперед Русская икона Урусвати Credo Будем бережливы Гонения Радость Продажа душ Великий Новгород Щуко Друг человечества Мечты Петров-Водкин и Григорьев 24 марта 1939 г Равнодушные Good Friday Мир в маске «Париж» Самое утомительное Бенуа Города поглощенные Новизна Тушители Война Знамя Мира Шовинизм Русская слава «Мир Искусства» «Море волнуется» Сокровища российские Опять война Охранителям Культурных ценностей Спасительницы Старые друзья Миражи Встречи Пропуск Продажа кинжалов Вредители Судьбы Действительность Америка Другу Обзоры искусства Знайте Прочная работа Триумф Эллады Останки Препятствующие Друзьям-художникам Ошибки истории Крик пространства Врачи Фрагменты Грамоты Средства Нужда Лист Наша Академия в Нью-Йорке Забота Эпизоды Небесное зодчество Реализм Мечи Больной год Паспорта Будущее Памятки Содружник Племя молодое Подробности Псков Старые письма Еще радости Столкновения Еще гибель Мусоргский Века Зарождение легенд Ступени Единомыслие Чарльз Крэн Доброкачественность Колебания Вайчулянис Куинджи Письма Елены Ивановны Боль планеты Флорентина Сутро Кружные пути Со-роковой год Наше Латвийское Общество Америка Народность 24 марта, 1940 Сближение Странники Пророчество Опять Америка Русскость Недописанное Сантана Еще Америка Молодому другу Подсчеты Туда и оттуда Встречи Не замай! Несправедливость Америка Психический каннибализм Безумие Великому Народу Русскому Посев Уберегите Земля обновленная На острове Грабительство Сотруднику Америка Нутро Умудренность Годовщина За что? Правильное задание Памятки Антифобин «Тридесятое царство» Шатания Предрассудки Тревожно Будущее В Америку Недоумения Предубеждение Подвиги Договор Индия Тампи Сокрытия Шум-Звон Сборы Красный флаг Скрябин Единение или гибель Путники Молодежи Культура? Полнота жизни «Новая Земля» Доколе? Скрыня Досмотры Бывшее Долой осудительство! 24 Марта К дальним Найдите прививку В трудах «Весна» Синтез Друзья! Америка Америка Борьба Счастье Вестники Особая весна Безумия Пути мира Шепот «Нада» Смерч Академия Сильны, богаты Опасность Достоинство Шествия Америка Самоцвет Трудно Лик Америки Причины Мастерство Слушайте Душа народа Голос Горького Смекалка Бесспорное Оборона Родины Америка Дума Америка Трудные дни В грозе и молнии По заслугам Крылья Битва Всеславянское Тагор Бедная земля Америка Терпите В новый путь Голод Верден Америка Мужество Будущее Переживем Америка Курукшетра Культура Леонардо Оковы мысли Америка Америка Друзьям Посевы Доступнее! Сорок лет «Гусь лапчатый!» Герои Ужас Америка Незаписанная повесть Охраните! Из письма Сберегите Могуча Русь Выставки Алфавитный указатель Географический указатель Именной указатель

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: