Мученичество апостола матфея, микеланджело караваджо

Микеланджело Караваджо. Апостол Матфей и Ангел . 1599—1602. Сан-Луиджи-деи-Франчези, Рим

Первый вариант центральной картины цикла, посвящённого апостолу Матвею, был отвергнут духовенством как противоречащий канонам. Апостол, натурщиком для которого, вероятно, послужил пожилой человек из народа, сидел в кресле, скрестив обнажённые грубые ноги. Он внимательно вглядывался в книгу, лежащую у него на коленях, создавая впечатление, что едва ли знает грамоту. Над апостолом склонялся, резко контрастируя с ним, прекрасный ангел, фигура которого ясно обрисовывается одеждой. Ангел с большим трудом направлял движение руки пишущего апостола. Позы персонажей алтарного образа были признаны «неподобающими». Картину приобрёл банкир и коллекционер Винченцо Джустиниани, вызволив художника из трудного положения. Позднее это полотно хранилось в Берлине и погибло в апреле 1945 года во время штурма города. Сохранилась лишь его чёрно-белая репродукция. Во второй версии картины, законченной к 1602 году, художник смягчил первоначальный замысел. Размеры образа были увеличены по сравнению с первым вариантом — к тому времени заказчики расторгли контракт со скульптором Якобом Кобертом, который должен был изваять фигуру святого для алтаря. Первоначально предполагалось, что картина Караваджо займёт место несколько выше двух других полотен капеллы, над скульптурой, ныне они расположены на одном уровне. Во второй половине XVII века три полотна Караваджо, посвящённые истории апостола, убрали в церковную крипту. Благодаря искусствоведу Роберто Лонги полотна были открыты вновь и показаны в 1951 году на первой персональной выставке Караваджо

Творческий путь

Микеланджело Караваджо — один из виднейших представителей раннего итальянского стиля барокко, выросшего из еще одного направления живописи, маньеризма. Его работы представляют собой одни из самых потрясающих произведений во всей истории западной живописи.

Нарцисс

Наблюдать эволюцию стиля от ранних рисунков («Гадалка», «Вакх» и «Нарцисс») до настоящих шедевров («Призвание апостола Матвея», «Неверие апостола Фомы») и последних картин («Давид с головой Голиафа»), все равно что наблюдать бурные взлеты и падения жизни реформатора живописи. Хотя к основным мотивам его творчества относятся библейские сцены, он рисовал и натюрморты.

Мастер был самым революционным художником своей эпохи.  Он подражал природе, прогнал из своего колорита всякое приукрашивание и суетность, усиливал тона, вернув им плоть и кровь. В период истории живописи, когда с натуры писали мало, использовали манеру, удовлетворявшую более чувство изящества, чем правды, это стало настоящим вызовом.

Призвание апостола Матфея

Автор отказался от правил, которыми мастера руководствовались столетия и почти в одиночку создал стиль барокко. Знаменитая картина Усекновение главы Иоанна Крестителя» — самое крупное произведение живописца. Монументальное полотно написано в качестве алтаря для оратории Сан-Джованни-Деколлато, пристроенной к церкви Святого Иоанна на Мальте.

Картина примечательна как первое произведение, где мастер поставил собственную подпись. Стиль Караваджо оказал значительное влияние на культуру, отголоски его творчества продолжают появляться даже в работах современных художников.

Картина «Призвание апостола Матфея»

Дата создания: 1599 год. Габариты: 322*340 см. Тип: масло на холсте.

Месторасположение: церковь Сан-Луиджи в Риме.

Караваджо

Один из лучших живописцев всех времен, Караваджо, известен своими работами в реалистичном стиле барокко. Несмотря на безрассудный характер, он был влиятельным итальянским художником 17-го века, создававшем крупномасштабные работы на религиозную тематику в Риме и Неаполе.

В конце 16-го века Караваджо перебрался в Рим, где быстро нашел покровителей, одним из которых был Франческо дель Монте, который помог получить мастеру первый крупный проект — украшение боковых стен часовни в Сан-Луиджи.

В состав этой работы вошли Призвание апостола Матфея, а также Вдохновение (1602) и Мученичество святого Матфея (1599–1600).

Потолок часовни был расписан Джузеппе Чезари, однако, в силу его занятости, закончить работу над всей церковью ему не удалось. Тогда и вмешался кардинал Дель Монте, обеспечив работой Караваджо.

Мученичество Матфея

Призвание апостола Матфея

«Призвание Матфея» изображает момент, в который Иисус Христос вдохновляет Матфея на следование за Господом и дальнейшее становление апостолом. Эта сцена иллюстрирует отрывок из Евангелии от Матфея. После призыва «следовать за мной», Матфей выполняет просьбу.

Христос (справа от Петра) указывает на Левия, сборщика налогов (бородатый человек в берете), который неоднократно появляется в работах для этой церкви. Растерянный и неуверенный Матфей, видя Христа, указывающего на него, отвечает жестом, как бы вопрошая: «Меня?».

Лучи света, освещающие двух молодых людей, создают визуальный контраст между реакциями этих персонажей, показывая крайние формы возможного поведения в одной и той же ситуации.

Драматичность сцены заключается в захваченном моменте, когда присутствующие персонажи находятся в шоке, а сам Матфей нерешителен и находится в полном замешательстве, вопреки Христу, испытывающему монументальную уверенность. Простую эстетику работы автор заимствует из своей ранней жанровой живописи, поэтому картина имеет много общего с гадалкой и шулерами, в которых события также происходят в таверне.

Шулеры

Как и в других картинах, посвященных христианству, Караваджо передает святость сцены через неформальные образы. Преклонных лет мужчина с линзами в руках и его соратник, деловито подсчитывающий выручку, контрастируют с нищим и босым Иисусом.

Христос показывает очищающий свет веры, который может вторгнуться в темную обитель жадности и других грехов. Церковь видела сына божьего как второго Адама, вероятно, отсюда и его жест, идентичный жесту первого мужчины во фреске Сотворение Адама, авторства великого Микеланджело.

Кроме того, Караваджо, как и в Ужине в Эммаусе показывает, что знаковые события и чудеса происходят в разгар самых обыденных ситуаций.

Ужин в Эммаусе

Позже, в 1602 году, для Сан-Луиджи была создана картина «Вдохновение святого Матфея», которая завершила ряд работ на эту тему.

Картина «Призвание апостола Матфея» обновлено: Октябрь 23, 2017 автором: Глеб

Религия

Как умер апостол Матфей

Точные данные о последних днях ап. Матфея не сохранились. Согласно преданию, около 60-го года н. э. святой изгнал бесов из домочадцев эфиопского правителя. Тот обвинил его в колдовстве и приказал бросить лицом вниз на землю, распять и сжечь. Пламя перекинулось на расставленных вокруг местных золотых божков и уничтожило их, тело апостола же не тронуло.

Матфей скончался, а языческий властитель раскаялся в содеянном. Он принял христианскую веру и во время крещения получил имя убитого им святого, но это было позже — сначала он приказал металлический гроб с умершим опустить на морское дно. На следующий день Платон, получивший во сне инструкции от наставника, отправился на берег, куда волной вынесло гроб. Это чудо развеяло последние сомнения эфиопа.

В турецком православии придерживаются другой теории: казнь произошла во время проповеднического служения в античном городе Иераполисе. Здесь же в 80 году был распят. ап. Филипп.

Третье вероятное местонахождение могилы ап. Матфея — крепость Гонио-Апсаросская (Грузия).

Где сейчас находятся мощи святого

Учёные и духовенство расходятся в этом вопросе.

Останки святого есть в храмовой крипте портового южноитальянского г. Салерно. Их доставили сюда в конце первого тысячелетия нашей эры, однако документального подтверждения, кому именно они принадлежат, не существует.

Крест-мощевик с частью мощей есть в московском храме Великомученика Димитрия Солунского.

По новому преданию, дабы тело мученика не пострадало во время гонений, христиане III века погребли его в монастыре на берегу озера Иссык-Куль. Сторонников у «киргизской теории» много, особенно среди православных. О могиле святого на дне водоёма писал ещё российский географ и путешественник Пётр Семёнов-Тян-Шанский, после того как нашёл испанскую карту:

Позже эту местность затопило. В наше время в озере можно увидеть очертания некоторых древних городищ, в рамках экспедиции аквалангисты достали оттуда не один каменный крест.

Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир утверждает:

Когда апостол написал Евангелие

Иконография: Матфей, апостол Датировки: XIX в. Вторая половина XIX века. Иконописная школа или художественный центр:  Палехская школа иконописи Материал: Дерево, левкас, темпера, золото. Размеры иконы:  высота 33,5 см, ширина 21,8 см. Изображение пишущего евангелиста Матфея с его символом – человеком. Инв. № ГМПИ 2977. ДИ-422-И. Государственный музей Палехского искусства

Над Евангелием Матфей начал трудиться в начале 40-х, а закончил, скорее всего, перед тем как отправиться в миссионерское служение. Иерусалимские христиане хотели, чтобы у них с собой — где бы им ни пришлось укрываться от преследователей — было свидетельство о Спасителе и Его учение.

С арамейского на греческий книгу Нового Завета перевёл один из апостолов: Иоанн Богослов или брат Спасителя Иаков. Именно этот перевод и стал новозаветным каноном.

Раннецерковные историки считают Матфея первым евангелистом. Однако большинство современных учёных полагают, что его опередил Марк, а Матфей добавил факты, важные для его целевой аудитории.

Интересный фактВо II веке оригинал находился у индийских последователей Христа, а в III веке — в Библиотеке Кесарии Палестинской. Однако потом был утерян.

Апостолы Матфей и Матфий

Апостол Матфий

Есть два разных апостола, чьи имена отличаются одной буквой. Однако некоторые их путают и приписывают деяния одного другому. В отличие от евангелиста Матфея, Матфий стал апостолом уже после Вознесения Господа. Оставшиеся 11 апостолов выбирали между Матфием и Варсавой, и Святой Дух указал на первого. Другие известные факты о 13-ом апостоле:

  • Писание он, будучи ребёнком, познавал под руководством святого Симеона Богоприимца.
  • После вознесения Спасителя служил миссионером в Грузии, Македонии и других странах вместе с апостолами Петром и Андреем.
  •  В Турции его арестовали, однако Андрей чудесным образом его вызволил.
  • Умер Матфий в Иудее около 63 года I века — был побит камнями по обвинению в богоотступничестве. Это не было согласовано с римскими властями, а потому считалось преступлением. Чтобы уйти от наказания, убийцы отсекли умерщвлённому апостолу голову, а римлянам доложили о казни смутьяна, не признающего власть императора. Согласно преданию, инициатором убийства стал первосвященник Аннан, по чьей вине погиб и Иаков, младший брат Иисуса Христа. По другой версии, Матфия распяли на кресте.
  • Чтобы поклониться мощам, паломники отправляются в аббатство имени Матфия, что расположено в Трире (Германия). Согласно легенде, привезла их туда мать Константина Великого равноапостольная царица Елена.

День памяти ап. Матфия — 22 августа.

Тропарь, глас 3

Усердно от мытницы к звавшему Владыце Христу, явльшуся на земли человеком за благость, Тому последовав, апостол избранный явился еси и благовестник Евангелия вселенней велегласен. Сего ради чтим честную память твою, Матфее Богоглаголиве, моли милостиваго Бога да грехов оставление подаст душам нашим.

Кондак, глас 4

Мытарства иго отверг, правды игу притяглся еси и явился еси купец всеизряднейший, богатство принес юже с высоты премудрость. Отонудуже проповедал еси истины слово и унылых воздвигл еси души, написав час судный.

Питер Артсен (1508 — 1575) Четыре евангелиста

Заслуживает внимание также картина Питера Артсена (1508 — 1575) «Четыре евангелиста»

Питер Артсен (1508 — 1575) Четыре евангелиста

Символом Матфея является Ангел, стоящий у него за спиной (вначале изображали фигуру человека, поскольку Евангелие от Матфея начинается с родословия Христа как человека).

Евангелист Матфей, автор первого Евангелия, широко почитался с древних времен. Он имел свою особую иконографию, где изображался за созданием Евангелия. Это изображение можно встретить в монументальных стенных росписях, в иконе, и в книжной миниатюре. При переписывании новозаветных текстов, Евангелия предваряли листом с изображением его автора. И первой такой миниатюрой в книге всегда было изображение евангелиста Матфея. Именно его Евангелие начинает новозаветные тексты, так как оно считается древнейшим. На миниатюрах апостол и евангелист Матфей изображается сидящими за столиком с необходимыми письменными приборами.

Апостол Матфей. Иконография

Апостол Матфей. Иконография

Апостол Матфей. Иконография

Апостол Матфей. Иконография

Уже с византийских времен изображения стремились разнообразить, представив процесс написания книги. Так например, на одной миниатюре Матфей разворачивает свиток, сверяя текст. Особо популярной такая схема стала около 1300 года, и на Руси также стремились ей подражать. В эпоху же Андрея Рублева (конец XIV — начало XV века), напротив, единообразие в изображении евангелистов стало цениться больше. Именно так выполнены иллюстрации в знаменитом Евангелии Хитрово, которые обычно приписывают самому Андрею Рублеву. В этом кодексе, как и в ряде других, каждая миниатюра с евангелистом дополнена еще одним листом с изображением его символа. У Матфея – это изображения ангела.

Апостол Матфей. Иконография

Традиция изображения символов евангелистов — ангела (Матфей), льва (Марк), вола (Лука) и орла (Иоанн) — основана на ветхозаветном тексте видения пророка Иезекииля. Бог явился пророку на колеснице, несомой четырьмя херувимами, которые были подобны человеку, льву, быку и орлу. Новозаветная традиция связала эти образы с четырьмя Евангелиями, и они стали символизировать собой их авторов. Иногда символы евангелистов, без их персонифицированных изображений, можно встретить на самых разнообразных иконах, таких, например, как «Спас в силах», где их непременно изображают в окружении Христа в углах композиции.

Апостол Матфей. Иконография

В системе храмовых росписей изображения евангелистов помещались на строго установленных местах. Их писали на парусах — четырех небольших сводах треугольной формы, поддерживающих центральный купол. В основании такого паруса — подкупольный столб. Евангелисты представали как столпы христианской веры. В куполе изображался сам Христос. Эта система была позаимствована из Византии и присутствовала уже в древнейших русских храмах.

Апостол Матфей. Иконография

Апостол Матфей. Иконография

Апостол Матфей. Иконография

Апостол Матфей. Иконография

Следует различать Апостола и евангелиста Матфея и Апостола Матфи́я (лат. Matthias), поскольку их часто путают. Апостол Левий Матфей был призван одним из первых, а Матфий – последним. Апостол Матфий (память 9 августа) по жребию занял место среди 12-ти апостолов, вместо отпавшего Иуды Искариота. До этого он был одним из 70-ти учеников Иисуса.

Аудиоплеер

00:00

00:00

Используйте клавиши вверх/вниз, чтобы увеличить или уменьшить громкость.

Татиана Публикуем в телеграмме раньше чем на сайте. Подпишись на Канал Правжизнь

Что нужно знать об именинах

Именины — это не просто праздник имени. Это день памяти святого покровителя, в честь которого окрещен (а не просто наречен) человек. Поэтому прерогатива отмечать этот праздник имеется только у крещеных людей. Другое его название — день ангела.

Выбирается день ангела тогда же, когда выбирается святой, в честь которого человек хочет креститься. В случае крещения младенцев это делают за него родители. Если же впоследствии имя святого забылось, то один раз допускается выбрать себе покровителя заново. Им может стать любой канонизированный в лике святых тезка человека. Если сам человек не может определиться, то ему может помочь процедура формального вычисления святого патрона. Для этого в святцах выискивается день памяти святого тезки человека, который максимально был бы приближен ко дню его рождения. Он-то и становится с того момента его покровителем, а день его общецерковной памяти — личным праздником именин.

Ниже мы поговорим о святых, в честь которых празднуются именины Матвея. Возможно, на самом деле их гораздо больше, чем мы можем представить в этой статье, но всех имен святых еще никому не удавалось собрать за прошедшие две тысячи лет. Еще один момент — в церковной традиции имя Матвей звучит как «Матфей» или «Матфий». И именины Матвея, это и их именины.

В изгнании (1606—1610)

«Мадонна с чётками» (1607)

Несколько месяцев Караваджо скрывался в имении семейства Колонна. Там он написал несколько картин, но стиль его стал мрачным: «Святой Франциск в раздумье» (1606), «Ужин в Эммаусе» (1606). Фигура Христа напоминает фреску Леонардо «Тайная вечеря».

Караваджо переезжает в Неаполь, где им было написано более десяти картин, хотя сохранились не все: «Экстаз Магдалины» (1606), «Распятие апостола Андрея» (1607), «Давид с головой Голиафа» (1607), «Мадонна Розария (Мадонна с чётками)» (1607), «Коронование терновым венцом» (1607), «Бичевание Христа» (1607), «Христос у колонны» (1607), «Саломея с головой Иоанна Крестителя» (1607).

По заказу церкви Пио Монте делла Мизерикордия он написал с огромной живописной энергией картину «Семь дел милосердия» (1607), которая до сих пор находится в этой церкви.

Неожиданно в июле 1607 года Караваджо направляется в столицу Мальты — Ла Валетту.

«Святой Иероним» (1608), написанный им по заказу приора мальтийского ордена в Неаполе Ипполито Маласпина, понравился великому магистру ордена Алофу де Виньякуру. Караваджо пишет портреты Алофа де Виньякура, позже высоко оценённый Делакруа, и соратника магистра Антонио Мартелли.

года Караваджо становится кавалером мальтийского ордена без права ношения мальтийского креста, так как он не был дворянином.

По заказу магистра Виньякура Караваджо написал «Усекновение главы Иоанна Крестителя» — единственная картина, подписанная художником, причём подписана она F (fra — брат), что свидетельствовало о его принадлежности братству Мальтийского ордена. На Мальте были написаны также «Спящий Амур» (1608), «Иоанн Креститель» (1608) и «Благовещение» (1608).

Однако очередной инцидент привёл Караваджо в мальтийскую тюрьму, он был посажен в каменный мешок. Каким-то образом он сумел оттуда сбежать и в октябре 1608 года приплыл на Сицилию в город Сиракузы, где содействие ему оказал Марио Миннити.

Для церкви святой Лючии Караваджо написал «Погребение св. Лючии» (1608).

В январе 1609 года он переезжает в Мессину, где создаёт «Воскрешение Лазаря» и «Поклонение пастухов». В них доминирует необъятное ночное пространство, на фоне которого смутно проступают очертания строений и фигуры действующих лиц. Преданность Караваджо реализму иногда заходила очень далеко. Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря». «Ссылаясь на свидетельства очевидцев, литератор Сузинно рассказывает, как в отведённое под мастерскую просторное помещение при госпитале братства крестоносцев художник приказал принести выкопанное из могилы тело недавно убитого молодого человека и раздеть его, чтобы добиться большей достоверности при написании Лазаря. Двое нанятых натурщиков наотрез отказались позировать, держа в руках уже начавший разлагаться труп. Тогда, разозлившись, Караваджо выхватил кинжал и принудил их силой подчиниться его воле».

Воскресение Лазаря и поклонение пастухам, региональный музей Мессины, Сицилия

Он пишет такие полотна как «Вакх» (1596), «Голова Медузы» (1597), «Куртизанка Филлида» (1597), «Портрет Маффео Барберини» (1598), «Нарцисс» (1599).

В конце 1609 года он направляется в Палермо, где пишет «Рождество Христа с Лаврентием и Франциском», картину, украденную в 1969 году.

Из Палермо Караваджо возвращается в Неаполь, где на него было совершено покушение. В Неаполе созданы «Саломея с головой Иоанна Крестителя» (1609), «Отречение св. Петра» (1610), «Иоанн Креститель» (1610).

На картине «Давид с головой Голиафа» (1607—1610) в образе Голиафа художник изобразил себя. Такую символичную картину он возил с собой в изгнании и постоянно подправлял.

Для Маркантонио Дориа Караваджо написал «Мученичество святой Урсулы». Дориа получил последнюю работу живописца 18 июня.

В июле кардинал Гонзага начал вести с папой Павлом V переговоры о помиловании Караваджо. Узнав об этом, художник решил перебраться поближе к Риму и ждать официального помилования. Он нанял фелюгу и отплыл из Неаполя. Дальнейшие события покрыты тайной. По сведениям из переписки папского нунция Джентиле с кардиналом Боргезе, которым не все исследователи доверяют, Караваджо был задержан в крепости Пало, фелюга уплыла, и он отправился пешком в Порто-Эрколе, где и умер 18 июля.

31 июля в Риме был обнародован папский указ о помиловании Караваджо и опубликовано сообщение о его смерти.

Было предположение, что Караваджо умер от сифилиса, но последние исследования учёных, проделавшие радиоуглеродный анализ скелета, говорят, что причиной смерти художника был стафилококк. Результаты исследований опубликованы в медицинском журнале The Lancet.

Апостол Матфей в искусстве

Апостол Матфей в иконографии и изобразительном искусстве изображается довольно часто. Это объясняется его сугубым значением в распространении слова Божия.

К примеру, стоит обратить внимание на прекрасную работу «Апостол Матфей и ангел» итальянского живописца болонской школы, великолепного мастера барокко Рени Гвидо (4 ноября 1575, Кальвенцано — 18 августа 1642, Болонья). Он учился у Карраччи и Феррантини, был выпускником Болонской академии художеств, проводником и наследником ее живописной традиции и педагогической системы


Гвидо Рени. Апостол Матфей и ангел, 1635-1640. Ватиканская пинакотека, Рим

К выдающимся шедеврам живописи принадлежат три изумителных картины из жизни апостола кисти великого Караваджо (итал. Michelangelo Merisi da Caravaggio; 29 сентября 1571, Милан — 18 июля 1610, Порто-Эрколе) — итальянского художника, реформатора европейской живописи XVII века, основателя реализма в живописи, одного из крупнейших мастеров барокко.


Караваджо. Призвание апостола Матфея. Фрагмент. 1598-1601 гг. Рим, церковь Сан Луиджи деи Франчези

Сюжет

Согласно Евангелию, Иисус увидел мытаря Левия (Матфея) у ворот Капернаума и призвал его на апостольское служение — Мф. 9:9:

…Иисус увидел человека, сидячего у сбора пошлин, по имени Матфея, и гласит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним.

Караваджо трактовал сюжет как сцену из современной жизни. В тени за столом идёт подсчёт дневной выручки мытаря Левия, в чем ему помогает старик в очках. Сторожи, вооружённые юные люди, одетые по последней моде повернули головы в сторону вновь прибывших. Одежка мытаря свидетельствует о его состоянии. Из всех присутствующих только Левий сообразил, кто стоит перед ним. В изумлении, он вопросительно показывает на себя, ждя доказательства.

Поток света, падающий с той стороны, где стоят Иисус и апостол Пётр, прорывает мрак. Он символизирует свет веры, ворвавшийся в суетный, тщеславный мир Левия. Его направление также организует взор зрителя, заставляя его читать сцену слева вправо. Фигуру Иисуса практически на сто процентов закрывает Пётр — только голова и рука ярко выделены на тёмном фоне. Иисус появился только на мгновение его босоногие ноги повёрнуты к выходу. Караваджо три раза повторяет жест вытянутой руки, исследователи лицезреют в нём сходство с мотивом из «Сотворения Адама» Микеланджело в Сикстинской капелле.

В отличие от произведений маньеристов, изобразительный язык Караваджо был ясен и неподготовленному зрителю и конкретно это сделало гигантскую популярность его картинам.

Рим 1600—1606

«Призвание апостола Матфея» (1600)

года с Караваджо был заключен контракт на украшение церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези сценами из жизни св. Матфея за 400 скудо.

Первым произведением цикла было «Призвание апостола Матфея» (1600). Караваджо изобразил жанровую сцену с участием мытаря Левия, старика и трёх охранников, продемонстрировав своё искусство в применении кьяроскуро. Художник выстроил эмоционально сильную драматургию великого события — вторжения света Истины в самые низы жизни. «Погребной свет», проникающий в тёмное помещение вслед за вошедшими туда Христом и св. Петром, высвечивает фигуры собравшихся вокруг стола людей и одновременно подчеркивает чудесный характер явления Христа и св. Петра, его реальность и одновременно ирреальность, выхватывая из темноты лишь часть профиля Иисуса, тонкую кисть его протянутой руки, жёлтый плащ св. Петра, в то время как фигуры их смутно проступают из тени. Христос призывает Левия жестом, похожим на жест Саваофа на «Сотворении Адама» Микеланджело. Рентгенограмма показала, что художник много раз переделывал картину, первоначально Христос находился в центре.

Затем было создано «Мученичество апостола Матфея» (1600). С помощью кьяроскуро художник концентрирует взгляд зрителя на фигуре убийцы и распростёртом на полу апостоле. На заднем плане среди свидетелей Караваджо изобразил себя.

В отличие от других картин, сосредоточенных в частных собраниях, эти произведения Караваджо увидел весь Рим. К художнику пришла слава. Заказчики остались довольны и Караваджо было поручено выполнить центральный образ для алтаря. Караваджо написал картину «Святой Матфей и ангел» (1602), которая не устроила заказчиков, так как Св. Матфей был написан в образе простого крестьянина. Второй вариант «Святого Матфея и ангела» (1602), как и две другие картины цикла и сейчас находятся в Сан-Луиджи-деи-Франчези.

Похожие истории вышли и с другими заказами церквей. был оформлен заказ церкви Санта-Мария дель Пополо на «Распятие Святого Петра» (1601) и «Обращение Савла» (1601). Духовенство отклонило первые варианты картин и приняло только вторые.

«Обращение Савла». Второй вариант (1601)

«Картина „Обращение Савла“ — это величайшая веха современного искусства и не столько в силу своего мощного реализма, а скорее благодаря новому революционному языку и стилю. Караваджо действительно оказался первым, кто взглянул на жизнь открытыми глазами, свободными от шор любой светской культурной и интеллектуальной традиции, от которой до конца не отрешился даже Тициан. Эта его лошадь впервые увидена художническим глазом импрессиониста XIX столетия».

года поступил заказ на «Успение Богоматери» для Санта Мария делла Скала ин Трастевере. Монахи картину не приняли. Художник-реалист написал картину в стиле, далёком от церковных канонов. Кроме того, в качестве модели была приглашена куртизанка Элен. Покупателя на картину долго не находилось, пока Рубенс не посоветовал приобрести её мантуанскому герцогу Винченцо I Гонзага.

В 1601 году Караваджо снял собственную мастерскую, появились и ученики: Бартоломео Манфреди, Марио де Фьори, Спада.

«Положение во гроб» (1603)

Для церкви Кьеза Нуово Караваджо создал шедевр «Положение во гроб» (1603), который будут копировать многие художники от Рубенса до Сезанна. В образе фарисея Никодима изображён, как полагают некоторые исследователи, Микеланджело. Картина была отвергнута церковниками.

В 1605 папа Павел V заказал художнику образ Девы Марии для собора святого Петра. Несмотря на предупреждения друзей, Караваджо опять пригласил позировать Элен. «Мадонна со змеёй» провисела в соборе только два дня.

Многие картины, отвергнутые заказчиками, были куплены Джустиньяни, опись его коллекции, проведённая в 1630 году, содержала 15 произведений Караваджо.

Среди картин нерелигиозной тематики повтор «Мальчик, укушенный ящерицей» (1600, Флоренция) и картина «Амур-победитель» (1602), написанная не по заказу.

Создание шедевров у Караваджо сопровождалось разгульной жизнью, стычками и драками, штрафами и заключениями. Он обвинялся в том, что ранил шпагой человека, плохо отозвавшегося о его картинах, в том, что написал оскорбительные стихи о живописце Бальоне, в избиении нотариуса Пасквалоне, в потасовке в таверне. Каждый раз из тюрьмы его спасали кардиналы и Джустиньяни.

года спор на площадке для игры в мяч перерос в драку, в ходе которой был убит Рануччо Томассони. В убийстве был обвинён Караваджо. Павел V объявил художника «вне закона», его теперь мог убить любой человек и даже получить за это вознаграждение.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector