Караваджо: художник, изменивший искусство

Церковь Сант’Агостино на Марсовом Поле

Эта церковь построена в 1296 г. по воле папы Бонифация VIII, но завершить строительство удалось лишь в 1420 г. Нынешний облик здания — результат реконструкции в 1479-1483 гг., которую провели Якопо ди Пьетрасанта и Себастьяно Фьорентино. В 1756 г. Луиджи Ванвителли коренным образом переделал интерьер церкви, а также колокольню XV в.

«Мадонна ди Лорето». 1604 celesteprize.com

В первой капелле слева находится знаменитая картина Караваджо «Мадонна ди Лорето» (1604), а на третьей пилястре слева в центральном нефе вы увидите фреску Рафаэля «Пророк Исайя» (1512). В главном алтаре, спроектированном Бернини и оформленном в 1627 г., помещена «Богоматерь с младенцем» и церкви святой Софии в Константинополе. Особенный интерес представляет картина Гверчино «Святой Августин, Иоанн Креститель и Иероним» (1591-1666) в капелле святого Августина, расположенной в правой части трансепта.

Галерея Боргезе

Галерея Боргезе — это настоящая шкатулка сокровищ искусства, расположившаяся посреди самого любимого римлянами парка. Своим созданием галерея обязана кардиналу Шипионе Боргезе, построившему эту виллу в начале XVII в. специально для того, чтобы разместить в ней свою коллекцию.

Следует иметь в виду, что галерея была основана именно на базе частной коллекции, поэтому сами работы и их распределение в экспозиции не соответствуют традиционным научным критериям (период, сюжет), а просто отражают вкус и намерения создателей галереи.

«Святой Иероним» rozmilla.wordpress.com

Жемчужины собрания — это великолепная серия скульптур, созданных для кардинала юным Джан Лоренцо Бернини («Эней», «Похищение Прозерпины», «Аполлон и Дафна», «Давид»), которые словно приглашают нас принять участие в событиях их жизни, картина Тициана «Любовь Небесная и Любовь Земная», шедевры Караваджо и прекрасная статуя Антонио Кановы «Венера Победительница», изображающая принцессу Полину Боргезе, любимую сестру Наполеона.

Национальная галерея старинного искусства — Палаццо-Барберини

Национальная галерея старинного искусства ведёт отсчёт своей истории с 1895 г., когда были объединены в единое целое две коллекции искусства — Корсини и Торлония. С 1949 г. галерея занимает второй и третий этажи Палаццо-Барберини, где представлены произведения великих живописцев из Италии и со всего мира с XIII по XVIII вв.

На втором этаже можно увидеть «Мадонну с младенцем» Филиппо Липпи, «Форнарину» Рафаэля, «Юдифь и Олоферна» и «Нарцисса» Караваджо, «Et in Arcadia Ego» Гверчино, «Портрет Генриха VIII» Ганса Гольбейна. В залах апартаментов XVIII в. вы найдёте венецианские ведуты Каналетто, пейзажи Рима и окрестностей Гаспаре Ванвителли, пастельные портреты Розальбы Каррьеры, «Двадцатилетнюю Аннет» Жана-Оноре Фрагонара.

Очень хорошо здесь представлена и живопись XVIII в. Экспозиция выстроена по школам, отличается стабильно высоким уровнем художественного мастерства и позволяет составить полноценное представление об итальянской живописи этого периода. В дополнение к ней есть несколько французских полотен той же эпохи.

«Юдифь и Олоферн» Wikimedia Commons

Здание Палаццо-Барберини начали возводить в 1625 г. по проекту Карло Мадерно, которого позднее сменил Франческо Борромини, в свою очередь вскоре уступивший место Джан Лоренцо Бернини; он-то и завершил работы в период между 1629 и 1633 гг. Мадерно, как считается, создал общий план строения и два крыла, Борромини принадлежит рисунок окон и заднего фасада, а также винтовая лестница с колоннами в правой части дворца. Главный же фасад и парадная лестница — дело рук Бернини.

Здание чрезвычайно богато живописным декором: большой салон второго этажа украшен фресками на тему «Триумф Божественного Провидения», а капелла и галерея расписаны Пьетро да Кортона. «Триумф Божественной Мудрости» в седьмом зале принадлежит Андреа Сакки.

vincenati

Последний день в Риме начался с последней ночи. Шум и грохот стоял неимоверный. Наверное футбол! – подумала я.Рома победила Барселону в Лиге чемпионов.Перевариваю поездку. Утром перед поездом пошли в музей Массимо. Сразу поднялись на верхний этаж к мозаикам и римским фрескам. Рим умеет насыщать. Об’едаешься до состояния лёгкой тошноты. Не лезет. И глаз закрылся.Поэтому нужно утрясти все и разложить по полочкам.Начну с самого легкого. Караваджо. Его в Риме много. В музеях и в церквях.

1. Юноша с корзиной с фруктами,(1593- 1594)

2. Больной Вакх.,1595

Обе картины написаны молодым художником. Вакх- автопортрет Меризи (настоящая фамилия, если кто забыл: Микельанджело Меризи,родом из Караваджо), когда он выкарабкался из больницы, куда попал после серьезной травмы. Не рисовать не мог, а денег на модель не было.Картина- ex voto. ( Благодарность за исцеление)Обе картины принадлежали художнику- коллекционеру д’Арпино. История темная, но когда его посадили в темницу, коллекция перешла в Камеру Апостолику, а затем в руки кардинала Боргезе.

3. Мадонна Палафреньери, 1605-1606

Караваджо написал по заказу папских конюших (с итальянского «palafrenieri» – «конюхи») для главного алтаря церкви Сант-Анна вблизи собора Святого Петра в Риме. Говорят, что была не принята заказчиком из-за ” вопиющего реализма”изображённых Мадонны, младенца и Анны. К змее- символе Сатаны претензией не было.Решал это папа ПавелV Боргезе. А мы уже помним, кто у него был в племянниках. Так полотно было перекуплено по дешевке и стало частью коллекции Боргезе.

4. Святой Иероним,1605-1606

Картина- подарок кардиналу Шипионе Боргезе, за то что вытащил Караваджо из очередного скандала.

5. Давид с головой Голиафа, 1609-1610Караваджо написал эту картину в Неаполе, а потом отослал ее кардиналу с просьбой помочь вернуться Рим. ( Он снова набедокурил, а потом сбежал из Рима, справедливо опасаясь ареста).Сюжет очень “говорящий”, если знать, что Голиаф, точнее его отрубленная голова- это автопортрет раскаявшегося художника.На мече три буквы h.o.s – скромность побеждает гордость. Возможно, это извинения и обещания.

6. ИоаннКреститель, 1610

Это последняя картина, написанная Караваджо. Предполагается, что она находилась на корабле , на котором Караваджо отплыл из Неаполя в Рим ( умер или погиб при неясных обстоятельствах на берегу моря).

7.Снятие с креста. 1602-1604

Нужно найти, как это полотно оказалось в пинакотеке. Заказано было для церкви Санта Мария ин Валличелла.Вот, нашла: Нашла историю, как картина оказалась в Пинакотеке Ватикана.Girolamo Vittrice заказал Караваджо картину для фамильной капеллы, которая находилась в церкви S.Maria in Vallicella, или Новая церковь, в память о умершем в 1600 году дяде Пьетро.Заказ был выполнен.Христа снтмают с креста и сейчас уложит на каменную плиту lapis untionis, для омовения и подготовки к погребению.Держат тело Иоанн и Никодим ( имеющий портретное сходство с Пьетро Виттриче).В 1797 году французы конфисковали картину и вывезли в Париж. Когда в 1816 картина вернулась, она стала частью ватиканской коллекции.

Посмотреть Караваджо можно и бесплатно, в церквях.

Сан Луиджи дей Франчези. Капелла Контарелли

8. Обращение Матфея.9.Апостол Матфей и ангел

10. Мученичество Матфея

Церковь Сан Аугустино11. Мадонна Пеллегрини1603-1606

Церковь Санта Мария дель ПополоКапелла Черази.

12. Обращение Савла. Эту картину привозили в Москву. Но повесили очень неудачно.

Мгновение, когда римский легионер упал с лошади, стукнулся головой, на него снизошло откровение, после чего начался жизненный путь Святого Павла.

13. Распятие Святого Петра.Картинка не влезла в пост. Как всегда на картинах Караваджо изображено мгновение. Никто не позирует. Художник, как фотоаппаратом останавливает миг. Но он настолько важен и ярок, что додумать историю: что было “до” и произойдет ” потом” ,не составит труда .Писала в поезде, на телефоне. Старалась.Возможны ошибки.

Читайте далее:

Караваджо пишущий святой иероним

Караваджо картины барокко

Мадонна со змеей караваджо

Караваджо портрет куртизанки

Караваджо распятие святого петра

Прогулка с Караваджо: церкви и музеи Рима

Начинается эта прогулка с галереи Боргезе. Именно здесь хранится самое многочисленное собрание полотен мастера: их здесь целых шесть. Две работы представляют ранний период творчества Меризи — «Юноша с корзиной фруктов» (1593-1594) и «Больной Вакх» (1593-1594), попавшие сюда в результате конфискации имущества художника Джузеппе Чезари (по прозвищу Кавалер д’Арпино), у которого Караваджо работал помощником. «Мадонна со змеёй» («Мадонна конюхов», 1605-1606), заказанная Караваджо братством папских конюших для их алтаря в соборе святого Петра и отвергнутая ими, была приобретена племянником папы Павла V Боргезе. «Давид с головой Голиафа» (1605-1606) был создан во время второй поездки Караваджо в Неаполь, по всей видимости, в надежде снискать расположение кардинала Шипионе Боргезе по возвращении в Рим, а «Святой Иероним за книгой» (1605-1606) написан по прямому заказу кардинала в знак признательности за то, что тот вытащил художника из передряги, грозившей обернуться судебным процессом. Ну а шестая картина — это портрет самого папы Павла V (1605-1606).

Оттавио Леони. Портрет Караваджо. 1621 WikimwdiaCommon

От галереи Боргезе мы предлагаем отправиться на виллу Людовизи: здесь, на своде небольшого помещения алхимической лаборатории, Караваджо написал маслом по стене Юпитера, Нептуна и Плутона — сыновей Хроноса, повелителя Вселенной.

Затем направимся в Национальную галерею старинного искусства в Палаццо-Барберини: здесь находится картина «Юдифь и Олоферн», написанная Караваджо для банкира Оттавиано Косты. Здесь же можно увидеть «Нарцисса» — работу, атрибуция которой Караваджо долгое время оставалось предметом дискуссий, но после реставрации была окончательно признана.

Следующая точка маршрута — это галерея Дория-Памфили; здесь можно полюбоваться картиной «Отдых на пути в Египет» (это своего рода подведение итогов ученического периода в творчестве Меризи), а также «Кающейся Магдалиной».

Далее следует заглянуть в картинную галерею Капитолийских музеев, где хранятся «Гадалка» (выполненная по заказу кардинала Дель Монте около 1594 г.) и «Иоанн Креститель» — почти забытая картина, чьё обнаружение в 1953 г. в кабинете римского мэра стало сенсацией. Вероятно, эту работу Караваджо в 1602 г. заказал Чириако Маттеи; выбор сюжета объясняется тем, что в честь этого святого дворянин Маттеи назвал своего первенца, который и унаследовал полотно после смерти самого Чириако.

Разумеется, есть работа Караваджо и в собрании великолепных музеев Ватикана. Это «Снятие с креста», выполненное между 1602 и 1604 гг.

Обойдя все музеи, мы отправляемся на поиски тех шедевров Караваджо, которые украшают римские церкви. Прежде всего стоит зайти в церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези: здесь есть капелла Контарелли, для которой художник написал «Призвание» и «Мученичество апостола Матфея», дав собственную оригинальную трактовку одному из характерных проявлений живописи эпохи Контрреформации — настойчивому прославлению святых мучеников Церкви. Здесь же находится вторая версия работы «Святой Матфей и ангел» (первая была отвергнута заказчиком).

Неподалёку от Сан-Луиджи находится церковь Сант’Агостино; в алтаре первой капеллы слева, принадлежавшей семейству Каваллетти, вы увидите картину Караваджо «Мадонна ди Лорето» («Мадонна паломников»).

И наконец, в завершение прогулки по римским церквям, связанным с Караваджо, обязательно посетите Санта-Мария-дель-Пополо. Слева от главного алтаря храма вы увидите капеллу Черази: здесь, по сторонам от центрального алтарного полотна Аннибале Караччи, вы увидите две знаменитые картины Караваджо: «Обращение Савла» и «Распятие святого Петра».

Капитолийские музеи

В 1471 г. папа Сикст IV преподнёс гражданам Рима несколько бронзовых статуй. Так появился первый публичный музей на свете.

Собрание Капитолийских музеев выставляется в двух зданиях, стоящих по сторонам от Палаццо-Сенаторио вокруг площади Кампидольо, — Палаццо-деи-Консерватори и Палаццо-Нуово. Два этих здания связаны подземной галереей, где выставляются каменные плиты с надписями и откуда можно попасть в помещение древнеримского архива Табулария, чьи могучие арки видны с римского Форума.

Частью экспозиции музеев является оригинал бронзовой конной статуи Марка Аврелия.

Стоит также заглянуть в музейное кафе: оно находятся на великолепной террасе Палаццо-Каффарелли, откуда открывается по-настоящему захватывающий вид. Там можно задержаться на бранч, перекусить сэндвичем или ещё чем-нибудь, выпить чашечку кофе или чая, коктейль или ликёр.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: