Мальчик с корзиной фруктов

Творческий путь

Микеланджело Караваджо — один из виднейших представителей раннего итальянского стиля барокко, выросшего из еще одного направления живописи, маньеризма. Его работы представляют собой одни из самых потрясающих произведений во всей истории западной живописи.

Нарцисс

Наблюдать эволюцию стиля от ранних рисунков («Гадалка», «Вакх» и «Нарцисс») до настоящих шедевров («Призвание апостола Матвея», «Неверие апостола Фомы») и последних картин («Давид с головой Голиафа»), все равно что наблюдать бурные взлеты и падения жизни реформатора живописи. Хотя к основным мотивам его творчества относятся библейские сцены, он рисовал и натюрморты.

Мастер был самым революционным художником своей эпохи.  Он подражал природе, прогнал из своего колорита всякое приукрашивание и суетность, усиливал тона, вернув им плоть и кровь. В период истории живописи, когда с натуры писали мало, использовали манеру, удовлетворявшую более чувство изящества, чем правды, это стало настоящим вызовом.

Призвание апостола Матфея

Автор отказался от правил, которыми мастера руководствовались столетия и почти в одиночку создал стиль барокко. Знаменитая картина Усекновение главы Иоанна Крестителя» — самое крупное произведение живописца. Монументальное полотно написано в качестве алтаря для оратории Сан-Джованни-Деколлато, пристроенной к церкви Святого Иоанна на Мальте.

Картина примечательна как первое произведение, где мастер поставил собственную подпись. Стиль Караваджо оказал значительное влияние на культуру, отголоски его творчества продолжают появляться даже в работах современных художников.

Ссылки [ править ]

  1. Спайк, Джон Т. .
vтеКараваджо
Список картин
1593–1594
  • Мальчик чистит фрукты (ок. 1592)
  • Молодой больной Вакх (ок. 1593)
  • Мальчик с корзиной фруктов (ок. 1593)
  • Мальчик, укушенный раком (ок. 1593, утраченная картина)
  • Гадалка (ок. 1594)
  • Кардошар (ок. 1594)
1595–1599 Картины Дель Монте
  • Музыканты (ок. 1595)
  • Святой Франциск Ассизский в экстазе (ок. 1595)
  • Мальчик, укушенный ящерицей (ок. 1596 г.)
  • Лютнист (ок. 1596)
  • Вакх (ок. 1596 г.)
  • Кающаяся Магдалина (ок. 1597)
  • Отдых на пути в Египет (ок. 1597)
  • Медуза (ок. 1597)
  • Портрет куртизанки (Филлиде Меландрони) (ок. 1597)
  • Юпитер, Нептун и Плутон (ок. 1597)
  • Святая Екатерина Александрийская (ок. 1598)
  • Жертвоприношение Исаака (Принстон) (ок. 1598 г.)
  • Иоанн Креститель (ок. 1598 г.)
  • Марфа и Мария Магдалина (ок. 1598 г.)
  • Портрет Маффео Барберини (1598)
  • Корзина фруктов (ок. 1599)
  • Юдифь, обезглавливающая Олоферна (ок. 1599)
  • Давид и Голиаф (ок. 1599)
  • Нарцисс (ок. 1599)
1600–1606 Самый известный художник Рима
  • Призвание святого Матфея (1599–1600)
  • Мученичество святого Матфея (1599–1600)
  • Обращение святого Павла (1600)
  • Распятие Святого Петра (1601 г.)
  • Обращение святого Павла по дороге в Дамаск (1601 г.)
  • Ужин в Эммаусе (Лондон) (1601)
  • Призвание святых Петра и Андрея
  • Победоносная любовь (1602)
  • Святой Матфей и ангел (1602)
  • Вдохновение святого Матфея (1602 г.)
  • Неверие святого Фомы (ок. 1602 г.)
  • Взятие Христа (1602)
  • Погребение Христа (ок. 1603 г.)
  • Мадонна Лорето (Мадонна деи Пеллегрини, Мадонна паломников) (ок. 1604 г.)
  • Терновый венец (Прато) (1604 г.)
  • Смерть Богородицы (1604 г.)
  • Святой Франциск в медитации (около 1603 г.)
  • Христос на Елеонской горе (1605 г.)
  • Ecce Homo (ок. 1605 г.)
  • Святой Иероним в медитации (ок. 1605 г.)
  • Написание святого Иеронима (Боргезе) (ок. 1605 г.)
  • Портрет Папы Павла V (1605 г.)
  • (1605)
  • Мадонна с младенцем и Святой Анной (Мадонна де Палафреньери) (1606)
1606–1608 Неаполь и Мальта
  • Мария Магдалина в экстазе (1606)
  • Святой Франциск в молитве (Кремона) (1606)
  • Ужин в Эммаусе (Милан) (1606)
  • Семь дел милосердия (1606)
  • Распятие святого Андрея (1607 г.)
  • Давид с головой Голиафа (Вена) (1607)
  • Мадонна Розария (1607)
  • Терновый венец (Вена) (1607)
  • Бичевание Христа (ок. 1607 г.)
  • Христос у колонны (ок. 1607 г.)
  • Саломея с головой Иоанна Крестителя (Лондон) (ок. 1607 г.)
  • Написание Святого Иеронима (Валлетта) (1607)
  • Портрет Алофа де Виньякура и его пажа (1607–1608)
  • Портрет фра Антонио Мартелли (1608)
  • Усекновение главы Иоанна Крестителя (1608 г.)
  • Спящий Амур (1608)
1608–1610 Сицилия и Неаполь
  • Благовещение (1608)
  • Похороны святой Люси (1608 г.)
  • Воскрешение Лазаря (1609)
  • Поклонение пастырей (1609)
  • Рождество Христово со святыми Франциском и Лаврентием (1609 г.)
  • Саломея с головой Иоанна Крестителя (Мадрид) (1609 г.)
  • Отрицание Святого Петра (1610)
  • Мученичество святой Урсулы (1610 г.)
  • Давид с головой Голиафа (Рим) (1610 г.)
Связанный
  • Картины, приписываемые Караваджо
  • Утрехтский караваджизм
  • Караваджисти
  • Караваджо, il pittore maledetto
  • Караваджо (фильм 1986 года)
  • Караваджо (фильм 2007 года)

Караваджо в Риме

В одном из жизнеописаний художника упоминается, что с 1594 года Меризи проживал в Риме у своего друга Пандольфо Пуччи, благодаря которому тот получил свое прозвище – Монсиньор Инсалата, в честь салата (на ит. insalata), являвшегося единственным продуктом питания в рационе Микеланджело. Здесь Караваджо работал с такими художниками как Лоренцо Карли, упоминаемым выше, Антиведуто Граматика, творческие отношения с которым были весьма скоротечны и, в конце концов, с Джузеппе Чезари, в мастерской которого Меризи провел несколько месяцев, помогая ему расписать часовню Ольджати в базилике Санта Прасседе, а также создав декоративные фестоны капеллы.

Капелла Ольджати в базилике Санта Прасседе Livioandronico2013 / Wikimedia Commons

Однако вскоре творческие взаимоотношения с Чезари были прерваны из-за внезапной болезни и госпитализации Караваджо. В 1597 году, благодаря Просперо Орси, являвшимся близким другом художника, Микеланджело Меризи замечает известный деятель культуры и страстный поклонник искусств кардинал Франческо Мария дель Монти. Он не только оценил талант молодого мастера и приобрел для своей коллекции некоторые его работы, но и взял Караваджо к себе на службу. С этого момента известность ломбардского художника в кругах римской знати стала быстро расти. Его работы, выполненные в совершенно новом, невиданном прежде стиле, становились предметом оживленных дискуссий. Этот период является переломным и в творчестве Караваджо: на его полотнах стали появляться многофигурные композиции. Одной из первых работ данного периода стала картина «Отдых на пути в Египет».

Отдых на пути в Египет(1596-1597)

Буквально за несколько лет известность Микеланджело Меризи да Караваджо достигла невероятных высот, превратив художника в живую легенду. Благодаря кардиналу дель Монти, Караваджо получил крупный публичный заказ на написание полотен для капеллы Контарелли, посвященных житию Святого Матфея, в церкви Сан Луиджи деи Франчези. Эти работы художник выполнил менее чем за год.

Картины Караваджо в капелле Контарелли церкви Сан Луиджи деи Франчези

После этого мастер приступил к написанию картин для базилики Санта Мария дель Пополо: «Распятие Святого Петра» и «Обращение апостола Павла» по заказу монсиньора Тиберио Черази для собственной фамильной капеллы.

«Распятие Святого Петра» и «Обращение апостола Павла» в часовне Черази базилики Санта Мария дель Пополо Frederick Fenyvessy / Wikimedia Commons

Советуем прочитать:

Произведения Караваджо в Риме: все полотна с описанием и где увидеть работы художника

Трудный характер

Горячность и несдержанность Меризи ещё с подросткового возраста стали создавать ему проблемы. Необузданный нрав заставлял вспыльчивого юношу бросаться чуть что с кулаками, ни спокойствия, ни рассудительности в его характере не было и следа. В конце 1580-х, в самую пору гормональных всплесков молодого мужчины, его жизнь скандалами ещё более осложняется. В 1589 году он, испытывая нужду в деньгах, приехал домой, чтобы продать принадлежащий ему земельный надел. Последний его приезд – в 1590 году, после смерти матери. Осенью следующего года в компании картёжников, где был и Меризи, любитель шумных попоек и веселья, произошла ссора, которая быстро переросла в драку. Во время буйной потасовки погиб один её участник. Это событие ускорило отъезд из Милана, пришлось бежать. Путь лежал через Венецию в Рим.

Как начинался путь к искусству

По документальным свидетельствам в 1584 году начинается биография Караваджо как художника – он поступает на учёбу к миланскому мастеру северного маньеризма, модного тогда течения в западноевропейском искусстве, Симоне Петерцано. В историю итальянской живописи и в художественную панораму эпохи Возрождения этот авторитетный мастер, ученик Тициана, внёс в своё время ценнейший вклад.

Схватывая уроки мастера на лету, Микеланджело Меризи тут же стремился применить полученные знания, опробовать кисть. Скоро он пришёл к выводу, что живопись и стилистика маньеристов и параллельно существующих академистов слишком ограниченная, односторонняя и искусственная. Застывшие имитации великих художников Рима и Венеции вызывали ропот неудовлетворённости и у других живописцев. Стали появляться работы в так называемом ломбардском стиле, характеризуемом стремлением к реалистичности в отображении жизни. Новые идеи захватили и Микеланджело Меризи.

Первые пробы кисти в Милане нам не известны. Молодой художник изучал великих мастеров эпохи Возрождения, знаменитых венецианцев, и его самые ранние произведения, которые дошли до нас, свидетельствуют о влиянии учителя Петерцано, Леонардо да Винчи, Тициана, Грегори, Джорджоне. Изучение творчества мастера перспективы Андрея Мантеньи и произведений живописца Высокого Возрождения Джованни Савальдо подвели начинающего и жаждущего открытий и славы художника к эффекту светотени

Акцентируя внимание ученика на технике живописи, педагог Петерцано закладывал основу пути к вершинам мастерства. По достижении 18 лет Микеланджело Меризи, окрылённый страстным желанием самостоятельно творить и жить, решительно направляется в Рим

Ссылки [ править ]

  1. Витторио Сгарби «Караваджо», в FMR # 9, 1985
  2. Яник, Жюль (nd). . Архивировано из на 2003-08-22 . Проверено 27 марта 2019 .
vтеКараваджо
Список картин
1593–1594
  • Мальчик чистит фрукты (ок. 1592)
  • Молодой больной Вакх (ок. 1593)
  • (ок. 1593)
  • Мальчик, укушенный раком (ок. 1593, утраченная картина)
  • Гадалка (ок. 1594)
  • Кардошар (ок. 1594)
1595–1599 Картины Дель Монте
  • Музыканты (ок. 1595)
  • Святой Франциск Ассизский в экстазе (ок. 1595)
  • Мальчик, укушенный ящерицей (ок. 1596 г.)
  • Лютнист (ок. 1596)
  • Вакх (ок. 1596 г.)
  • Кающаяся Магдалина (ок. 1597)
  • Отдых на пути в Египет (ок. 1597)
  • Медуза (ок. 1597)
  • Портрет куртизанки (Филлиде Меландрони) (ок. 1597)
  • Юпитер, Нептун и Плутон (ок. 1597)
  • Святая Екатерина Александрийская (ок. 1598)
  • Жертвоприношение Исаака (Принстон) (ок. 1598 г.)
  • Иоанн Креститель (ок. 1598 г.)
  • Марфа и Мария Магдалина (ок. 1598 г.)
  • Портрет Маффео Барберини (1598)
  • Корзина фруктов (ок. 1599)
  • Юдифь, обезглавливающая Олоферна (ок. 1599)
  • Давид и Голиаф (ок. 1599)
  • Нарцисс (ок. 1599)
1600–1606 Самый известный художник Рима
  • Призвание святого Матфея (1599–1600)
  • Мученичество святого Матфея (1599–1600)
  • Обращение святого Павла (1600)
  • Распятие Святого Петра (1601 г.)
  • Обращение святого Павла по дороге в Дамаск (1601 г.)
  • Ужин в Эммаусе (Лондон) (1601)
  • Призвание святых Петра и Андрея
  • Победоносная любовь (1602)
  • Святой Матфей и ангел (1602)
  • Вдохновение святого Матфея (1602 г.)
  • Неверие святого Фомы (ок. 1602 г.)
  • Взятие Христа (1602)
  • Погребение Христа (ок. 1603 г.)
  • Мадонна Лорето (Мадонна деи Пеллегрини, Мадонна паломников) (ок. 1604 г.)
  • Терновый венец (Прато) (1604 г.)
  • Смерть Богородицы (1604 г.)
  • Святой Франциск в медитации (около 1603 г.)
  • Христос на Елеонской горе (1605 г.)
  • Ecce Homo (ок. 1605 г.)
  • Святой Иероним в медитации (ок. 1605 г.)
  • Написание святого Иеронима (Боргезе) (ок. 1605 г.)
  • Портрет Папы Павла V (1605 г.)
  • Натюрморт с фруктами (1605)
  • Мадонна с младенцем и Святой Анной (Мадонна де Палафреньери) (1606)
1606–1608 Неаполь и Мальта
  • Мария Магдалина в экстазе (1606)
  • Святой Франциск в молитве (Кремона) (1606)
  • Ужин в Эммаусе (Милан) (1606)
  • Семь дел милосердия (1606)
  • Распятие святого Андрея (1607 г.)
  • Давид с головой Голиафа (Вена) (1607)
  • Мадонна Розария (1607)
  • Терновый венец (Вена) (1607)
  • Бичевание Христа (ок. 1607 г.)
  • Христос у колонны (ок. 1607 г.)
  • Саломея с головой Иоанна Крестителя (Лондон) (ок. 1607 г.)
  • Написание Святого Иеронима (Валлетта) (1607)
  • Портрет Алофа де Виньякура и его пажа (1607–1608)
  • Портрет фра Антонио Мартелли (1608)
  • Усекновение главы Иоанна Крестителя (1608 г.)
  • Спящий Амур (1608)
1608–1610 Сицилия и Неаполь
  • Благовещение (1608)
  • Похороны святой Люси (1608 г.)
  • Воскрешение Лазаря (1609)
  • Поклонение пастырей (1609)
  • Рождество Христово со святыми Франциском и Лаврентием (1609 г.)
  • Саломея с головой Иоанна Крестителя (Мадрид) (1609 г.)
  • Отрицание Святого Петра (1610)
  • Мученичество святой Урсулы (1610 г.)
  • Давид с головой Голиафа (Рим) (1610 г.)
Связанный
  • Картины, приписываемые Караваджо
  • Утрехтский караваджизм
  • Караваджисти
  • Караваджо, il pittore maledetto
  • Караваджо (фильм 1986 года)
  • Караваджо (фильм 2007 года)

Метки Караваджо

Чтобы быть ближе к искусству, стоит запомнить яркое и характерное для работ кисти великого мастера:

  • Реализм – изображение достоверное, максимально приближенное к жизни, в том числе одежда библейских и мифологических героев (не античная, соответствует историческому платью эпохи Караваджо);
  • Свет – самый важный участник действа на картине и указующий перст живописца как драматурга и режиссёра своего произведения;
  • Сюжет – повседневное событие простолюдинов, однофигурная сцена с молодым мужчиной, эпизод из Библии и мифов.

Где бы вы ни находились – в Риме, Милане, Флоренции, Нью-Йорке, Лондоне, Мадриде, Париже и даже Санкт-Петербурге – у вас есть возможность реального знакомства с холстами великого реалиста Караваджо.

«Медуза» Караваджо – бойся последнего взглядя

История и смысл картины «ВАКХ» Караваджо

«Лютнист» – свет Караваджо во тьме

Самые известные картины

Невероятно длинный список картин Караваджо поражает воображение: какой сгусток энергии был этот удивительный человек, чтобы столько написать уникальных полотен, настоящих шедевров, и при этом успевать буянить и бегать от властей. Как жаль, что порочные страсти в конечном итоге стали причиной раннего ухода мастера.

Зрителям широко известны картины Караваджо под названиями:

  • «Вакх» (1571-1610);
  • «Лютнист» (1595);
  • «Поцелуй Иуды» (1602);
  • «Музыканты»(Концерт) (1595);
  • «Мальчик, укушенный ящерицей» (1596);
  • «Медуза» (1597);
  • «Иоанн Креститель» (1598, 1600, 1602, 1604, 1608, 1610);
  • «Призвание апостола Матфея» (1600);
  • «Распятие апостола Петра» (1600);
  • «Обращение Савла» (1601);
  • «Погребение Христа» (1603);
  • «Святой Иероним в размышлении» (1605);
  • «Шулеры» (1594);
  • «Гадалка» (1594);
  • «Корзина с фруктами» (1596);
  • «Давид с головой Голиафа» (1610) – последний автопортрет мастера.

Остановиться в перечислении работ, как и в описании прогрессивности живописца трудно – своим творчеством он заложил самый основательный камень в фундамент искусства на века.

Жизнь и творчество Караваджо

Итальянский живописец. Родился 28 сентября 1573 года. Учился в Милане (1584-1588); работал в Риме (до 1606), Неаполе (1607 и 1609-1610), на островах Мальта и Сицилия (1608-1609). Караваджо, не принадлежавший к определенной художественной школе, уже в ранних произведениях противопоставил индивидуальную выразительность модели, простые бытовые мотивы (“Маленький больной Вакх”, “Юноша с корзиной фруктов” — оба в галерее Боргезе, Рим) идеализации образов и аллегорическому истолкованию сюжета, свойственным искусству маньеризма и академизма.

Совершенно новую, интимно-психологическую интерпретацию получили у него традиционные религиозные темы (“Отдых на пути в Египет”, галерея Дориа-Памфили, Рим). Художник внес большой вклад в становление бытового жанра (“Гадалка”, Лувр, Париж и другие).

Зрелые произведения художника Караваджо — это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силой (“Призвание апостола Матфея” и “Мученичество апостола Матфея”, 1599-1600, церковь Сан-Луиджи деи Франчези в Риме; “Положение во гроб”, 1602-1604, Пинакотека, Ватикан; “Смерть Марии”, около 1605-1606, Лувр, Париж).

Живописная манера Караваджо в этот период основана на мощных контрастах света и тени, выразительной простоте жестов, энергичной лепке объемов, насыщенности колорита — приемах, создающих эмоциональное напряжение, острую аффектацию чувств. Подчеркнутая “простонародность” типажей, утверждение идеалов демократизма поставили Караваджо в оппозицию по отношению к современному искусству, обрекли его в последние годы жизни на скитания по югу Италии. В поздних произведениях Караваджо обращается к теме одиночества человека во враждебном ему мире, его привлекает образ небольшого содружества людей, объединенных родственной близостью и душевным теплом (“Погребение Святой Лючии”, 1608, церковь Санта-Лучия, Сиракузы).

Свет в его картинах становится мягким и подвижным, колорит тяготеет к тональному единству, манера письма приобретает характер свободной импровизационности. События биографии Караваджо поражают своим драматизмом. Караваджо обладал очень вспыльчивым, неуравновешенным и сложным характером. Начиная с 1600 года, времени наивысшего творческого подъема Караваджо, его имя стало постоянно появляться в протоколах римской полиции.

После убийства художник бежал из Рима в Неаполь. Там он продолжал работать над крупными заказами; его искусство оказало решающее влияние на развитие неаполитанской школы живописи. В 1608 Караваджо переехал на Мальту, где написал портрет магистра мальтийского ордена и сам вступил в орден. Но вскоре и оттуда Караваджо пришлось бежать на Сицилию из-за своего вспыльчивого характера. Прожив на Сицилии некоторое время, художник в 1609 возвратился в Неаполь, где подвергся нападению в портовой таверне и был изуродован. В это время Караваджо уже был болен малярией, от приступа которой и умер 18 июля 1610 года. Суровый реализм Караваджо не был понят его современниками, приверженцами «высокого искусства». Обращение к натуре, которую он сделал непосредственным объектом изображения в своих произведениях, и правдивость ее трактовки вызвали множество нападок на художника со стороны духовенства и официальных лиц. Тем не менее, в самой Италии нашлось много его последователей, получивших название караваджистов.

Последнее 10-летие

В 1601 году Караваджо обустроил собственную мастерскую и обзавёлся учениками. Здесь он пишет много произведений на религиозные темы, повторы по заказу и картины по велению души. Очень продуктивное время – шедевры сыпались один за одним.

Разгульная жизнь сломала всё. 29 мая 1606 года потасовка во время игры в мяч на спортплощадке превратилась в кровавую драку, результатом которой стала смерть одного участника. Караваджо обвинили в убийстве и Павел V, по закону того времени, объявил, что теперь любой имеет право безнаказанно покарать виновного и даже получить за это награду. Первые месяцы Караваджо прячется в имении Колонна и продолжает писать, затем скрывается в Неаполе у других благодетелей и почитателей своего таланта, создаёт великолепные полотна для церквей. Кажется, чем больше сгущаются тучи вокруг Караваджо-скандалиста, тем совершеннее полотна Караваджо-художника и тем яростнее и быстрее он пишет, совершенно не делая набросков к своим шедеврам.

Вдруг летом 1607 года Караваджо отправляется на Мальту, здесь он выполняет заказы, которые оцениваются по достоинству, и через год получает членство мальтийского ордена. Казалось бы, вот спасение, живи, твори. Он пишет невероятные по силе и эмоциям картины. Но снова инцидент, послуживший толчком к побегу. В октябре 1608 года он переправился на Сицилию, где в Сиракузах жил давний друг Марио Миннити, тот помог чем мог. В начале 1609 года Караваджо уже в сицилийской Мессине, в конце года – в Палермо, затем в Неаполе. Здесь то ли в драке, то ли при покушении рьяного последователя правосудия, желающего получить вознаграждение, Караваджо был легко ранен. В июле 1610 года началась кампания по помилованию художника, и тот на небольшом паруснике отплыл из Неаполя – в успехе дела никто не сомневался, Караваджо хотел быть ближе к Риму. Сведения о следующих событиях скомканы: 31 июля великий Караваджо был помилован, но он уже об этом не узнает – смерть оказалась быстрее папского указа – по пути в столицу, 18 июля, художник умер. Современные исследования останков причиной смерти называют стафилококк.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: