До и после Мазаччо
Такие сильные эмоции до Мазаччо изображал лишь один художник – Джотто. За 100 лет до него мы видим отчаяние и горе у скорбящих ангелов над мертвым Христом.
Джотто. Оплакивание Христа (деталь). 1305. Капелла Скровеньи, Падуя. Thetimes.co.uk.
Мазаччо продолжил дело Джотто столетие спустя и попытался изобразить настоящую драму.
А вот после Мазаччо не сразу все получилось с эмоциями у других мастеров. Ренессанс XV века — это больше уравновешенность, нежели буря страстей. Именно такое спокойствие мы и видим у Фра Анджелико.
Художник следующего поколения, Андрея Мантенья, все же пытался работать с эмоциями. Однако выходило у него не очень убедительно. В плане физиогномики выражения лиц его героев откровенно странные.
Мантенья. Христос — страдающий спаситель. 1488-1500. Национальный музей Штутена в Кунсте, Копенгаген. Wga.hu.
И только у Тициана получилось изобразить эмоции, которым поверил бы Станиславский.
Тициан. Кающаяся Мария Магдалина. 1560-е. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Hermitagemuseum.org.
Однако у Тициана есть одно НО. Отчаяние святой… идеализировано. Все-таки Святая Магдалина красива даже в своём раскаянии. Еву Мазаччо вы не назовёте красивой. По крайней мере, эмоции ее не красят.
Рождество (год создания неизвестен)
Эта работа является лицевой частью Берлинского тондо, выполненного темперой по дереву. Диаметр картины 56 см. Это специфическая вещь, поднос, его дарили женщине в честь рождения ребёнка. Лицевая часть подноса изображает Рождество, а тыльная сторона украшена изображением ангела, играющего с собакой.
Рождество — сложная композиция, изобилующая различными фигурами, архитектурными деталями, с использованием перспективы. Небольшие размеры и монументальность картины делают её настоящим шедевром ренессанса. Обстановка и костюмы героев соответствуют времени художника. Очень красочная и яркая картина выполнена с величайшим мастерством.
9
Мадонна Кассини (1426)
Несмотря на свои небольшие размеры, всего 24×18 см, картина «Мадонна Кассини» является настоящим шедевром. Её обнаружили случайно среди ценностей, которые гитлеровцы пытались вывезти из Италии в конце своего падения. На обороте картины стоит штамп с гербом кардинала Антонио Кассини. Это и дало соответствующее название картине.
На каноническом золотом фоне изображена Мадонна с младенцем Иисусом. Картина написана в готическом стиле. Но это только на первый взгляд — стоит только приглядеться к позе Марии и малыша, как сразу становится видно, насколько изображение отличается от канонических готических мадонн.
Мазаччо изобразил Марию нежной матерью, которая играет со своим ребёнком, щекочет его за шейку. А младенец реагирует на щекотку, пытаясь поймать руку матери. Лицо Мадонны печальное. Она как бы предчувствует будущее, которое суждено её сыну.
Картина поражает тонкостью письма, выразительностью. На головке младенца выписана каждая кудряшка. Мелкие детали свивальника и одежды поражают тонкостью и мастерством исполнения. Несмотря на канонический золотой фон, лица и фигуры людей выглядят объёмными.
?
Томмазо ди сер Джованни ди Гвиди Мазаччо Masaccio, Tommaso (1401-1428)
Мазаччо родился в декабре 1401 г. небольшом городке, расположенном поблизости от Флоренции. Его отец скончался в молодом возрасте, в 1406 г., оставив двоих малолетних сынишек. Мать, мона Джакопа, снова вышла замуж за достаточно обеспеченного фармацевта, который был намного старше её.
Свое прозвище будущий художник обрел за веселый, даже бесшабашный нрав. Подростком Мазаччо перебрался во Флоренцию и поступил учеником в мастерскую популярного в городе художника. В корпорацию врачей и фармацевтов, куда входили многие творческие личности, его приняли в 21 год. А спустя ещё пару лет зачислили в товарищество художников св. Луки.
Сохранилась картина (приблизительно 1424 г.), «Мадонна с младенцем и св. Анной». В этом великолепном произведении 23-летнего юноши видны смелые по тем временам новаторские приемы в технике живописи. Именно эти вопросы будут решать живописцы многих стран в течении XV столетия.
В 1426 г. мастера пригласили в Пизу, для написания алтарного полиптиха. Работу оценили очень скромно, но молодому человеку нужны были деньги и он вынужден был согласиться. Сейчас отдельные фрагменты этой работы можно увидеть в музеях и частных коллекциях.
Один фрагмент триптиха украшает главную галерею Лондона. Посетители всегда невольно останавливаются около этой работы. На ней мадонна, сидящая на троне. Оригинальное обрамление словно срезает верхушку трона и создает иллюзию огромного пространства с золотистым фоном. Фигуры мадонны и младенца, изображены так, что зритель чувствует их трехмерность и трехмерность среды, где они находятся. Изображение трона немного закрывает фигуры двух ангелов. А вот другая пара ангелов, которые сидят на ступеньках, наоборот выписаны отчетливо, усиливая видимость глубины.
Большую известность получили картины мастера: «Чудо со статиром», «Изгнание из рая» и другие. Пройдет много лет и их с волнением начнут изучать гении живописи Рафаэль, Леонардо да Винчи и Микеланджело.
«Чудо со статиром» – еще один шедевр молодого живописца. Перед зрителем предстает живописный пейзаж. На его фоне развертывается интересная сцена, гармонично сочетающая в себе некоторые небольшие сценки из библейской легенды. В центре апостолов стоит Христос. Невозмутимым жестом он останавливает спор Петра и сборщика налогов, который нарисован спиной к зрителю, что придает его диалогу с Петром убедительность. Слева Петр, по просьбе Христа, достает из пасти только что выловленной им рыбы статир (монетку). Справа Петр отдает монетку сборщику.
Стиль готики, распространенный в Италии XIV – XV вв., преодолен в вышеуказанных работах мастера. В росписях мастер довольно часто пишет несколько сцен из жизни Петра. Он делает библейские рассказы живыми, так как вводит в изображения реальных людей и архитектуру того времени.
В архивах сохранился документ 1427 г., где сказано, что Мазаччо снимает комнату и имеет немало кредиторов.
В 1428 г. Мазаччо, по приглашению Мазолино, переезжает в Рим и там внезапно 28-летнего живописца настигла смерть. В городе заговорили об отравлении. Эту версию поддерживал и Вазари. Однако убедительных доказательств этого не найдено.
Мазаччо, Изгнание Адама и Евы из рая — videonews.club
After a hard day, everyone wants to quickly relax on their favorite bed and get distracted by exciting videos.
Any visitor to our site will be able to find an exciting video to their taste and interest. Even the most sophisticated viewer will find something worthy for himself.
Our site allows each visitor to watch videos in the public domain, without any registration, and most importantly, all for free.
We offer you a wide variety of entertaining, informative, children’s, news, music, humorous videos in excellent quality, which is good news.
Informative videos will not leave anyone indifferent. They contain confirmed facts in which a detailed explanation is given in a certain subject. Such videos are lured by not only informativeness, but also by picturesqueness and picture quality.
Movies about animals, nature and travel are watched with enthusiasm not only by adults, but also by children.
After all, it is very interesting for everyone to follow the wildlife in the wild, thereby developing and learning something new for themselves.
Music in the life of every person is very important. It motivates each of us, uplifting, forcing us to move forward. For any visitor, we have excellent collections of music videos, including a large number of different genres and styles, foreign and domestic artists. Even if you’re passionate about something, music videos are great for listening in the background.
Video news is the most spectacular format of modern news. On our site you can find a variety of news videos on any topic that is fascinating to you.
News from the official media, sports, science, technology, fashion news, politics news, scandalous events from the world of show business and much more.
You will always be up to date with all the latest interesting, and most important news and events in the world.
Young children are very active, but sometimes they need to be interested in something to go about their business or just relax with a cup of coffee. In this matter, cartoons will help parents perfectly.
After all, it is the cartoons that will help attract your child for several hours. We have a wide variety of old and new cartoons, short and full-length. For any age and any interests.
Your child will be delighted, and you will be distracted.
We are very pleased that our site will be able to help you in various life situations. We tried to find suitable content for our viewers. We wish you a pleasant viewing.
Человеческие эмоции прародителей
Начнём с интересного сравнения.
Как вы думаете, какая из этих работ создана раньше?
По логике вещей фреска Мазаччо младше. Ведь у него мы видим более объемные фигуры людей, которые испытывают очень реалистичные эмоции.
На фреске справа герои скорее похожи на куклы. Их позы и выражения лиц мало соответствуют происходящему. Да и ангел какой-то уж слишком спокойный: ни внятного прогоняющего жеста, ни строго взгляда.
На самом деле обе фрески созданы примерно в одно время! И работу Мазаччо мы сравнивали с фрагментом «Благовещения» Фра Анджелико.
Фра Анджелико. Благовещение. 1426-1430. Музей Прадо, Мадрид. Wikimedia Commons.
Его герои как будто не знают, что такое отчаяние и стыд. Они скованны и растерянны.
А вот Адам и Ева Мазаччо испытывают очень сильные эмоции. Это настоящая драма, которая заставляет нас сопереживать.
Лицо женщины сильно искажено. Она не может и не хочет сдерживать отчаяние и боль. Черты ее лица скорее похожи на маску. Как будто перед нами и есть само Отчаяние. А не женщина, его испытывающая.
Первые работы
По нашим меркам юноша, а по мнению людей XV столетия – вполне взрослый человек стал кормильцем семьи, получив первые заказы на работу. Уже в 1422 году был закончен большой триптих для церкви Св. Ювеналия. В центральной части триптиха особенно видно использование перспективы, создающей глубину пространства.
Пол всех трех панелей сходится в одной точке, которая скрыта за головой Мадонны. В ребенке, изображенном, как строгая холодная скульптура, чувствуется влияние Донателло. В следующем году вместе с Мазолино написан триптих для часовни в церкви Санта-Мария-Маджоре. Он изображает драматический эпизод из жизни Св. Ювеналия, которого дьявол обманом подтолкнул на убийство собственных родителей. Это произведение плохо сохранилось, как и многие картины Мазаччо.
После Джотто
Ученики Джотто подхватили его новаторства. Казалось бы, вот оно, Возрождение. Но на тот момент революции в искусстве не случилось. Ещё целое столетие после Джотто в искусстве главенствовала готика.
Взгляните на готическую картину Фабриано.
Джентиле да Фабриано. Поклонение волхвов. 1423 г. Галерея Уффицци, Флоренция, Италия
Тонкий рисунок. Благородство лиц. Изысканные костюмы. Много персонажей. Картина очень занимательна. Но это сказка. Это развлекательная живопись. Коллаж из впечатлений. Это очень далеко от Джотто. И очень далеко от реализма Возрождения.
Только через целый век идеи Джотто продолжили своё развитие в творчестве Мазаччо. Та же правдивость и жизненность эмоций. Трёхмерное пространство. И даже уже знание анатомии человеческого тела.
Фрески Мазаччо в Капелле Бранкаччи, Флоренция. 1426-1427 гг. Слева: Изгнание из Рая. Справа: Крещение неофитов.
Переезд в Рим и смерть художника
Примерно в 1428 году Мазаччо оставляет незаконченной работу в капелле Бранкаччи и отбывает в Рим. Предполагают, что его пригласил Мазолини для исполнения более престижных заказов. Неизвестно, сколько месяцев прошло, когда вдруг Мазаччо неожиданно скончался. Брат живописца говорил, что ему в это время исполнилось 27 лет. То есть это произошло в промежутке от декабря 1428 года до начала 1430.
Гений Мазаччо глубоко повлиял на дальнейшее развитие живописи. Его работы изучали и копировали последующие поколения художников, поднявших искусство на небывалую высоту. Творческие открытия Мазаччо изменили живопись не только Италии, но и всей Европы.
«Св. Петр, исцеляющий больных своей тенью»
Эта небольшая фреска также украшает капеллу Бранкаччи. Как и все остальные произведения капеллы, она очень пострадала от пожара 1771 года, но было проведено комплексное реставрирование в 1983 – 1990 годах, которое вернуло работам мастера прежний блеск
Наше внимание она привлекла не столько своим библейским сюжетом, хотя он тоже интересен, а тем, что человек в красной шапочке – это портрет художника Мазолино, с которым продолжительное время сотрудничал Мазаччо. Второй портрет – человек с руками, сложенными, как для молитвы, – это, возможно, сам великий Донателло, и третий, Иоанн, – предположительно брат Мазаччо
Евангельская сцена очень красноречива. Св. Петр с Иоанном за ним идут по улице. Их лица отрешенные. Они нисколько не сомневаются в помощи болящим. Тень Петра, падающая на группу больных, поднимает их на ноги. Вот один, с перевязанной ногой, уже встал, другой еще сидит, но он почувствовал, что его коснулась божественная благодать, третий – ожидает своей очереди.
В капелле свет на фреску падает справа. Соответственно, влево на ней и расположены тени на узкой средневековой улице, где соблюдены строгие законы перспективы: уходящие вдаль дома уменьшаются в размерах. На этом мы заканчиваем рассматривать картины Мазаччо с описанием.
Переезд в Рим и смерть художника
Примерно в 1428 году Мазаччо оставляет незаконченной работу в капелле Бранкаччи и отбывает в Рим. Предполагают, что его пригласил Мазолини для исполнения более престижных заказов. Неизвестно, сколько месяцев прошло, когда вдруг Мазаччо неожиданно скончался. Брат живописца говорил, что ему в это время исполнилось 27 лет. То есть это произошло в промежутке от декабря 1428 года до начала 1430.
Гений Мазаччо глубоко повлиял на дальнейшее развитие живописи. Его работы изучали и копировали последующие поколения художников, поднявших искусство на небывалую высоту. Творческие открытия Мазаччо изменили живопись не только Италии, но и всей Европы.
Литература
- Luciano Berti, La Trinità di Masaccio , in AA.VV.,Santa Maria Novella , Firenze 1981.
- Luciano Berti, Masaccio , Firenze 1988.
- Ernst Gombrich, La storia dell’arte , Leonardo Arte, ristampa, Milano 1997, pag. 229
- R. Lieberman, Brunelleschi e Masaccio in Santa Maria Novella , «Memorie Domenicane», 12, 1981, pagg. 127-39
- AA. VV., La Trinità di Masaccio. Il restauro dell’anno Duemila , Edifir, Firenze 2002
- F. Boespflug, La Trinitè dans l’art d’Occident (1400 — 1460) , Chapitre IV, Strasburgo, Presses Universitaires de Strasbourg, 2006
- John T. Spike, Masaccio , Rizzoli libri illustrati, Milano 2002 ISBN 88-7423-007-9
- Pierluigi De Vecchi ed Elda Cerchiari, I tempi dell’arte , volume 2, Bompiani, Milano 1999. ISBN 88-451-7212-0
Человеческие эмоции прародителей
Начнём с интересного сравнения.
Как вы думаете, какая из этих работ создана раньше?
По логике вещей фреска Мазаччо младше. Ведь у него мы видим более объемные фигуры людей, которые испытывают очень реалистичные эмоции.
На фреске справа герои скорее похожи на куклы. Их позы и выражения лиц мало соответствуют происходящему. Да и ангел какой-то уж слишком спокойный: ни внятного прогоняющего жеста, ни строго взгляда.
На самом деле обе фрески созданы примерно в одно время! И работу Мазаччо мы сравнивали с фрагментом «Благовещения» Фра Анджелико.
Фра Анджелико. Благовещение. 1426-1430. Музей Прадо, Мадрид. Wikimedia Commons.
Его герои как будто не знают, что такое отчаяние и стыд. Они скованны и растерянны.
А вот Адам и Ева Мазаччо испытывают очень сильные эмоции. Это настоящая драма, которая заставляет нас сопереживать.
Лицо женщины сильно искажено. Она не может и не хочет сдерживать отчаяние и боль. Черты ее лица скорее похожи на маску. Как будто перед нами и есть само Отчаяние. А не женщина, его испытывающая.
Мадонна Кассини (1426)
Несмотря на свои небольшие размеры, всего 24×18 см, картина «Мадонна Кассини» является настоящим шедевром. Её обнаружили случайно среди ценностей, которые гитлеровцы пытались вывезти из Италии в конце своего падения. На обороте картины стоит штамп с гербом кардинала Антонио Кассини. Это и дало соответствующее название картине.
На каноническом золотом фоне изображена Мадонна с младенцем Иисусом. Картина написана в готическом стиле. Но это только на первый взгляд — стоит только приглядеться к позе Марии и малыша, как сразу становится видно, насколько изображение отличается от канонических готических мадонн.
Мазаччо изобразил Марию нежной матерью, которая играет со своим ребёнком, щекочет его за шейку. А младенец реагирует на щекотку, пытаясь поймать руку матери. Лицо Мадонны печальное. Она как бы предчувствует будущее, которое суждено её сыну.
Картина поражает тонкостью письма, выразительностью. На головке младенца выписана каждая кудряшка. Мелкие детали свивальника и одежды поражают тонкостью и мастерством исполнения. Несмотря на канонический золотой фон, лица и фигуры людей выглядят объёмными.
Новое в блогах
По библейской хронологии, рассчитанной ирландским архиепископом УШЕРОМ, 10 ноября 4004 года до Р.Х., АДАМ и ЕВА были изгнаны Богом из Эдема.(Ветхий Завет) «Изгнание из рая» — это первая драма в истории человечества. Приобщение к познанию даровало нашим прародителям чувство стыда, и таким образом в христианстве стыд и грех сопровождают не только наслаждение, но и знание. Способность мыслить лишает невинности, ведет к потере блаженства и обрекает на страдания. Этот постулат, подразумевающий отрицательное отношение к человеческому разуму, положен в основу европейской христианской культуры, и вся история ее развития подтверждает справедливость божьего запрета — не трогать дерево познания добра и зла.
Экспрессионизм XV века
Квинтэссенцию отчаяния и страха мы увидим уже гораздо позже. В конце XIX века. У Эдварда Мунка.
Справа: Эдвард Мунк. Крик (фрагмент). 1887. Национальный музей Осло. Wikimedia Commons.
По сути, Мунк, пусть и 5 столетий спустя, пришёл к тому же самому. Он изобразил сам Страх, само Отчаяние.
А Мазаччо изобрел такой стиль, как экспрессионизм, еще в XV веке, задолго до того же Мунка с его “Криком”.
И вот уже кажется: логичнее было бы искусству развиваться вот так, от Фра Анджелико к Мунку. И в этой цепочке Мазаччо видится ближе к правому краю.
Но… Мазаччо — гениальный художник, который смог заглянуть далеко в будущее. Поэтому он нарушает логику и встаёт в самом начале этой исторической цепочки. Слева.
Он создал образ как будто из другой эпохи. А его современники не смогли осознать его новаторства до конца. И только мы с вами сейчас можем взглянуть на его Еву и сказать: «Как же это гениально!»
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии
других читателейсмотрите ниже . Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Перейти на главную страницу
Экспрессионизм XV века
Квинтэссенцию отчаяния и страха мы увидим уже гораздо позже. В конце XIX века. У Эдварда Мунка.
Справа: Эдвард Мунк. Крик (фрагмент). 1887. Национальный музей Осло. Wikimedia Commons.
По сути, Мунк, пусть и 5 столетий спустя, пришёл к тому же самому. Он изобразил сам Страх, само Отчаяние.
А Мазаччо изобрел такой стиль, как экспрессионизм, еще в XV веке, задолго до того же Мунка с его “Криком”.
И вот уже кажется: логичнее было бы искусству развиваться вот так, от Фра Анджелико к Мунку. И в этой цепочке Мазаччо видится ближе к правому краю.
Но… Мазаччо — гениальный художник, который смог заглянуть далеко в будущее. Поэтому он нарушает логику и встаёт в самом начале этой исторической цепочки. Слева.
Он создал образ как будто из другой эпохи. А его современники не смогли осознать его новаторства до конца. И только мы с вами сейчас можем взглянуть на его Еву и сказать: «Как же это гениально!»
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии
других читателейсмотрите ниже . Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Перейти на главную страницу