Святой Сергий Радонежский (1932)
Сергий Радонежский — духовный покровитель России, который жил в тревожное время ордынского ига в XIV веке. Он был противником распрей, духовным инициатором Куликовской битвы. Главный подвиг Сергия Радонежского — поднятие боевого народного духа на борьбу с поработителями. Н. Рерих изобразил момент благословения святым Сергием русского воинства на битву с монголо-татарами. В его руках платок с символом единения трёх начал и белокаменная церковь — символ будущего величия России. Над головой старца — Всевидящее Око Бога Отца, для которого открыты все тайны.
Внизу картины Рерих выполнил витиеватым древнерусским шрифтом пророческую надпись, которая гласит, что святой Сергий Радонежский трижды должен спасти Россию. Первый раз — от ига, второй раз — в Смутное время при Минине и Пожарском, а в третий раз… В преддверии Великой Отечественной войны это действительно было пророческими словами.
10
Святые Глеб и Борис
Картина написана в 1942 году. В настоящее время хранится в Государственном Русском Музее Санкт–Петербурга.
На картине изображены русские святые, которые на ладье движутся к русским берегам, чтобы известить воинов Киевской Руси о победе, которую они одержат над шведами.
Воины Света и Духа торжественны. Вокруг них мягкое свечение золотисто-желтого, зеленого цветов. Столь незаметное, что зритель видит непрерывную горную цепь за ними.
Русские князья, убитые в борьбе за престол, в облике святых составляют Духовное братство, которое помогает русским на всех полях брани, где они защищают свое Отечество.
Двойное образование
Рерих Н. К. Петербург, 1910-е г.
Способности к рисованию заметил Михаил Микешин, художник, часто бывающий в семье Рерихов как друг. Он сыграл роль первого наставника. Но увлечение Николая его отцу казалось несерьёзным, и он настоял, чтобы сын продолжил учёбу, поступив в университет на юридический факультет – старший сын должен заниматься семейным делом.
Уступив отцу и при этом не желая сдаваться, Николай в том же 1893 году поступает в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств. После двух лет в «общих классах» училища стал заниматься в мастерской Архипа Куинджи. Среди близких знакомых теперь именитые Стасов, Репин, Григорович, Дягилев, Римский-Корсаков. Всё свободное время рисует: печатается в журналах и по заказам пишет иконы. К диплому Николай Рерих уже сформировавшийся последователь русской культуры с самых её истоков – археология молодого художника интересует более всего. Вступив в Русское археологическое общество ещё студентом, он навсегда сохранит жгучий интерес к раскопкам как способу познать былое, а сбережение следов прошлого станет главной целью жизни.
В 1897 году – окончание училища. Успех дипломной картины Рериха «Гонец» выразился в присвоении ему звания художника, высокой оценке критики и приобретении работы Павлом Третьяковым.
В следующем году – окончание университета. Тема дипломной работы выпускника-юриста максимально близка к всё более влекущему миру искусства: «Правовое положение художников Древней Руси». В дальнейшей жизни знания, полученные в университете, а также отточенные организаторские качества помогут в административной деятельности.
Путешествия и не только
По окончании учёбы молодой выпускник погружается в любимое дело – идёт работать в Археологический институт, организует в родной губернии раскопки, редактирует карты, составляемые в процессе, инициирует расширение территории поиска раритетов с вовлечением соседних губерний.
В 1899 году впервые уезжает далеко от дома. Во время пути на пароходе от Санкт-Петербурга до Новгорода Рерих мысленно переносился во времени далеко назад, представляя, как это делали в своё время варяги. Эти яркие впечатления разбудили в молодом и деятельном художнике страсть к путешествиям и не раз отражались в творчестве Николая Рериха. С первых картин, созданных в историческом жанре, вырисовывается почерк Рериха-живописца: размах композиции, чистые и ясные цвета и линии, лаконичная простота и историческая правдивость. Произведения Николая Константиновича Рериха обретают индивидуальность, в основе которой серьёзный багаж знаний и приверженность истории.
Но не только живопись занимает художника. Понимая, что административная работа позволяет быть ближе к важным решениям и как-то влиять на них, он стремится к соответствующим постам: в 24 года – помощник директора музея, помощник редактора художественного журнала, затем – секретарь общества художников.
Сочинение по картине Рериха “Небесный бой”
Николай Константинович Рерих – своеобразный автор, чьи работы отличают глубокие философские и лирические мотивы. Темы его полотен разнообразны и сложны, одухотворенны и возвышенны. Излюбленными образами творчества Рериха, в свою очередь, можно считать образы неба и облаков.
Мотив неба и облаков отчетливо звучит в такой известной работе Рериха, как “Небесный бой”. Картина написана в 1912 году, в сложное для истории России время. Необычное полотно, созданное на холсте из картона с использованием смешанной темперной техники, в настоящее время хранится в Государственном Русском музее в Петербурге.
Картина “Небесный бой” наполнена не просто художественными образами, но символами, в которых, в первую очередь, воплотились особенности и дух той эпохи. Большую часть работы занимает изображение облаков, которые являют собой тяжелые образы, несущие неведомую, но становящуюся все зримее и зримее, угрозу.
Настоящее противоборство развернулось в небе. И это небесное противостояние заполнило собой все пространство картинной плоскости. Стихия разметала свои границы далеко за пределы холста, что показывает всю мощь и величие природных сил. С точки зрения Рериха,…
даже гнев стихии исполнен особой красоты и очищающей свободы.
Рерих – величайший мастер передачи душевных состояний и различной гаммы чувств и настроений. Все тонкие переходы состояний природы или духа художник воплощает с использованием необходимых, с позиции тональности и колорита, цветов.
Художественный метод Николая Константиновича Рериха отличает открытость красочных образов, эмоциональность формы, динамика линий и цвета, символизм, философичность работ.
Живописное произведение “Небесный бой” отражает переплетение, “бой” цвета и форм, света и тени, неба и земли. Здесь явно реализуется прием антитезы или противопоставления, прием глобального контраста, вечного противоборства разновеликих сил.
Это философское явление “вечного боя” смог почувствовать и передать великий гений Рериха в то смутное сумеречное время, время начала новых войн и революций.
Как истинный художник Рерих жил в такт с жизнью своей Родины, любил и ненавидел вместе с ней, и даже когда сама эта Родина отвернулась от него, он до конца своих дней сохранил эту великую веру творца, эту великую любовь к своей родной земле, ее истории и народу. Поэтому творчество Николая Константиновича Рериха по-прежнему остается столь великим и ценным для нас.
(Пока оценок нет)Loading…Вы сейчас читаете сочинение Сочинение по картине Рериха “Небесный бой”« Сочинение “Однажды в лесу”
Личная жизнь
Женой Николая была Елена Шапошникова, которая происходила из интеллигентной семьи. Она была высокообразованной девушкой, увлекавшейся рисованием, философией, мифологией и умевшей играть на пианино.
Супруги одинаково смотрели на мир, поддерживая друг друга до конца жизни. В этом браке у пары родились сыновья Юрий и Святослав. Николай и Елена вместе путешествовали и исследовали труды индийских философов.
Николай Рерих с женой Еленой
Интересен факт, что женщина заявляла будто посредством «откровений свыше» получала послания от Махатмы Мориа. На основе ее дневников была опубликована серия книг о религиозно-философском учении «Живой этики». По словам семейного врача Рерихов – доктора Яковенко, жена Николая была психически нездоровым человеком.
Яковенко заявлял, что женщина страдает «эпилептической аурой», вследствие чего ей слышатся голоса и видятся невидимые предметы. Сам Рерих не воспринимал данную информацию всерьез. Это было связано с тем, что художник часто оказывался под влиянием супруги и даже был уверен в ее экстрасенсорном даре.
Живопись
В 1900 г. Николай переезжает о Францию. Здесь он обучается в студиях живописцев Кормона и Пюви де Шаванна. Вернувшись домой, он начинает работать в историческом жанре. Его картины отличались глубоким философским содержанием и знанием истории.
Одновременно с этим Рерих продолжает посещать разные регионы России, все больше и больше узнавая о традициях, быте и менталитете различных народностей. Все это находит свое отражение в его картинах: «Вечер богатырства киевского», «Сходятся старцы, «Идолы» и др.
Начиная с 1905 г
Николай Рерих уделял большое внимание оформлению балетных, оперных и драматических спектаклей. В данный период биографии он делал все возможное для возрождения художественной Руси и сохранения культурного наследия
Рерих достигает больших высот в сферах станковой и монументальной живописи. Тогда же, он стал автором цикла этюдов с архитектурными памятниками России. В 1910 г. он участвовал в археологических экспедициях, в ходе которых смог обнаружить руины древненовгородского кремля.
К тому моменту биографии полотна Николая Рериха уже неоднократно представлялись на международных выставках. Его талант высоко оценивался рядом зарубежных экспертов, вследствие чего картины русского художника приобретали разные музеи, включая Лувр.
В зрелом возрасте в творчестве Рериха сочетаются реализм и символизм. Он экспериментирует с разными жанрами, находясь в поисках цвета. К примеру, он прибег к способу накладывания одного красочного тона на другой, что было положительно отмечено художественными критиками.
Николая Константиновича ценили за его оригинальность и самобытность в живописи. Помимо написания картин, он занимался оформлением книжно-журнальной графики. Он стал автором многих антивоенных полотен, среди которых «Зарево» и «Ангел Последний».
Мужчина по-прежнему продолжал заниматься «спасением» культурного наследия России, обращаясь за поддержкой к императору и другим представителям власти. Незадолго до Октябрьской революции 1917 г. Рерих отправляется в Финляндию.
После госпереворота в России Финляндия закрыла границы, по причине чего Николай не смог вернуться домой. Стоит заметить, что в последующие годы биографии он начал кампанию против большевиков. К тому времени он уже успел поучаствовать в нескольких крупных выставках, проходивших в Европе.
На каждой из них работы Рериха удостаивались наивысших похвал. В 1919 г. он вместе с семьей переезжает в Лондон, а уже в следующем году ему устраивают 3-летнее выставочное турне по американским штатам. В США его полотна также пользуются фантастическим успехом.
В Америке Николай Рерих написал цикл картин «Святые», посвященный русским святыням. Параллельно с этим, он выступает с лекциями, на которых рассказывает о русской культуре.
В скором времени мэтр открывает в Нью-Йорке «Мастер-Институт объединенных искусств», созданный для сближения народов посредством культуры и искусства. Однако, пожалуй, самый значимый след в творческой биографии Рериха оставила его экспедиция в Гималаи.
В 1923 г. Николай вместе с семейством приехал в Индию, куда он уже давно мечтал попасть. Интересен факт, что во время путешествия по этой стране, Рерихи преодолели около 3000 км!
После этого художник отправился в экспедицию по труднодоступным и малоизученным регионам Центральной Азии. За 3 года странствий Рерих собрал богатый материал в археологической, этнографической, лингвистической и художественной областях.
Любопытно, что за эти годы Николай Константинович написал около 500 картин, сумев таким образом запечатлеть множество пейзажей экспедиционного маршрута. Он создал циклы работ «Гималаи», «Учителя Востока», «Матерь Мира» и т.д.
Важно отметить, что осенью 1927 г. под давлением британской разведки, экспедиция была задержана тибетскими властями неподалеку от Лхаса
На протяжении 5 месяцев Рерих с единомышленниками был вынужден находиться в заснеженном высокогорье.
Примечательно, что группе так и не разрешили посетить Лхасу, вследствие чего путешественникам пришлось в крайне тяжелых условиях прокладывать путь в Индию. Биографы до сих пор не могут прийти к единому мнению о том, какова была действительная цель данной экспедиции.
Выдвигались разные версии, включая художественные и этнографические цели, шпионаж в пользу ОГПУ, политические мотивы и поиск Шамбалы. Известно, что Рерих живо увлекался спиритизмом, который пользовался большой популярностью в России той эпохи.
По мнению некоторых советских биографов, со временем у Николая Рериха выработалось крайне отрицательное отношение к спиритизму. Сам он относил себя к мистикам и постоянно находился в поиске разных истин.
Литература
За свою жизнь Рерих написал массу литературных трудов, которые разместились на страницах 30 томов. При этом 2 тома были связаны с поэзией. Его перу принадлежат такие знаковые работы, как «Алтай-Гималаи», «Сердце Азии», «Цветы Мории», «Пути Благословения», «Держава Света», «Шамбала» и др.
Принято считать, что ключевым литературным трудом Николая Рериха является духовное учение «Агни-йога» («Живая Этика»). Он писался в духе философии космической реальности. В ней автор рассуждал о душевном просветлении и самосовершенствовании.
В 1929 г. благодаря усилиям мастера был принят «Пакт Рериха». Он представлял собой 1-й в истории международный договор о защите культурного наследия, установивший преимущество защиты культурных ценностей перед военной необходимостью.
Пакт был подписан в США представителями 21 государства Северной и Южной Америки в 1935 г. Позднее этот документ был одобрен индийским правительством. После себя Рерих оставил богатейшее наследие. Появилась масса рериховских обществ, которые успешно работают по сей день на разных континентах.
Увлечение археологией
* Однажды летом, когда Рериху шел 10-й год, в имение отца Извару приехал известный археолог Лев Ивановский. Ученому понравился смышленый гимназист и он стал брать его с собой на раскопки. Во время этих раскопок исторические события, о которых Николай Рерих читал в детстве, словно оживали в его воображении.* «Ничто и никаким способом не приблизит так к ощущению древнего мира, как собственноручная раскопка» — писал впоследствии Николай Константинович.Увлечение археологией* Николай Рерих серьезно увлекается археологией: читает книги по истории, сам проводит раскопки в окрестностях имения своей семьи, делает зарисовки древних курганов, записывает народные легенды, былины, предания.* Все это найдет отражение в будущих картинах художника. С точностью учёного-археолога он откроет нам мир древних славян на своих полотнах.
Заморские гости (1901)
Откроет на список на most-beauty яркое историческое полотно И. Рериха «Заморские гости». Оно наполнено солнцем и криками чаек. Синие волны рассекает череда нарядных ладей, холмистые берега встречают заморских гостей тишиной и спокойствием. Теме путешествий из варягов в греки Рерих посвятил несколько работ. Это одна из самых популярных историй — приглашение править Русью Рюрика с варягами.
Торжественность и богатство каравана чужеземцев несёт не угрозу, а процветание безлюдным берегам. Позы воинов, одетых в латы, расслаблены. Они просто любуются окружающей красотой земли.
2
Великая Жертва (1910)
Балет И. Ф. Стравинского «Весна священная» в постановке Дягилева был сказочным действом. Во сне композитору привиделся священный круг, в котором старцы наблюдают за предсмертным танцем юной красавицы. Её жизнь обещана в жертву богу весны, чтобы новый год был богатым на урожай. Стравинский поручил воплотить в жизнь этот замысел Рериху, на тот момент уже именитому театральному художнику.
Эскиз к балету «Великая жертва» изображает замысел композитора. На холмах северных островов, среди каменных лабиринтов восемь старцев распалили жертвенный огонь. Промозглый ветер несёт тучи над их головами, а от зелёного мха веет холодом. Для прихода весны необходима жертва, старцы готовятся принести её капризному божеству.
5
Биография Рериха
Николай Рерих родился 27 сентября (9 октября) 1874 г. в Санкт-Петербурге. Он рос и воспитывался в семье знаменитого юриста Константина Федоровича и его жены Марии Васильевны. У него было 2 брата – Владимир и Борис, и сестра Лидия.
Детство и юность
В доме Рерихов часто бывали разные известные личности, включая Дмитрия Менделеева и Николая Костомарова. Еще в раннем детстве у маленького Коли начали проявляться увлечения живописью, историей и археологией.
Родители отдали Николая в гимназию Карла Мая, которую он окончил в 19-летнем возрасте. После этого он продолжил обучение в художественном училище при Императорской Академии художеств. Одновременно с этим он получал образование на юрфаке Петербургского университета.
С 1895 г. Рерих занимался у известного живописца Архипа Куинджи. В данный период биографии он поддерживал дружеские отношения с Ильей Репиным, Николаем Римским-Корсаковым, Сергеем Дягилевым и другими деятелями культуры.
Будучи студентом Рерих самостоятельно проводил археологические раскопки, находясь в составе Русского археологического общества. Параллельно с этим он занимался сбором материалов, касавшихся народного творчества. В 1897 г. он стал дипломированным художником. Интересен факт, что его дипломной работой была картина «Гонец», которая была куплена Павлом Третьяковым.
Тогда же Николаю доверили должность помощника заведующего Императорским музеем. Вместе с тем, он трудился в издательстве «Искусство и художественная промышленность». С 1898 г. он начал сотрудничать с Петербургским Археологическим институтом, где несколько лет был лектором и одним из руководителей археологических раскопок в разных уголках страны.
Рерих сделал немало интересных находок, обнаружил несколько неолитических стоянок на Валдае и начал коллекционировать различные предметы древности. К 1910 г. его коллекция насчитывала свыше 30 000 экспонатов из разных стран.
Институт «Урусвати»
* Обширные научные материалы, собранные во время экспедиции, требовали систематизации и обработки. В 1928 году Н.К.Рерих основывает в Индии высокогорный Институт научных исследований «Урусвати», что в переводе с санскрита означает «Свет утренней зари».
* Н.К.Рерих привлёк к сотрудничеству и обмену информацией десятки научных учреждений Азии, Европы, Америки.* Из института «Урусвати» поступали научные материалы в Мичиганский университет, Нью-Йоркский ботанический сад, Пенджабский университет, Парижский музей естественной истории, Гарвардский университет.* Директор Института генетики АН СССР академик Н.И.Вавилов обращался в институт «Урусвати» за информацией и получал семена для своей уникальной ботанической коллекции.* Сотрудникам института «Урусвати», при участии лам-лекарей, удалось составить первый в мире атлас тибетских лекарственных трав.* Работала биохимическая лаборатория, велось исследование космических лучей в высокогорных условиях, выпускался научный сборник.* В настоящее время в институте находится музей, где можно познакомиться с документами того времени.* Работой института руководил старший сын Н.К.Рериха — Юрий Николаевич, к тому времени всемирно известный учёный-востоковед и лингвист.* Младший сын Н.К.Рериха — Святослав Николаевич, всемирно известный художник и учёный, изучал древнее искусство народов Азии и занимался вопросами тибетской фармокопеи.
Великая отечественная война
* С первых дней Великой Отечественной войны Н.К.Рерих использует все возможности, чтобы помочь Родине. Вместе с младшим сыном он устраивает выставки и продажу картин, а все вырученные деньги перечисляет в фонд Красной Армии.* Н.К.Рерих пишет многочисленные статьи в газеты, выступает по радио в поддержку советского народа.* «Спорили мы со многими шатунами, сомневающимися. Лжепророки предрекали всякие беды, но всегда говорили мы: «Москва устоит!», «Ленинград устоит!», «Сталинград устоит!». Вот и устояли! На диво всему миру выросло непобедимое русское воинство!»,- писал Н.К.Рерих в 1943 году в статье «Слава».* В эти грозные для России годы художник в своём творчестве вновь обращается к теме родной земли. Он создаёт целый ряд картин — «Александр Невский», «Партизаны», «Победа». Н.К.Рерих, используя образы русской истории, предвидит победу русского народа над фашизмом.
Личная жизнь
Знаменательным годом для Николая Рериха стал 1899. Он повстречал свою будущую жену – Елену Ивановну Шапошникову. Родом она была из семьи петербургской интеллигенции. С детства увлекалась рисованием и игрой на фортепиано, позднее стала изучать философию, религию и мифологию. Они сразу же прониклись друг другом, одинаково смотрели на мир. Поэтому вскоре их симпатия переросла в сильное чувство. В 1901 году молодые люди поженились.
Николай Рерих и его жена Елена
Всю жизнь они дополняли друг друга в творческом и духовном плане. Елена Ивановна разделяла любые начинания мужа, была надежной спутницей и верным другом. В 1902 году на свет появился их первенец – сын Юрий. А в 1904 году родился сын Святослав.
В своих книгах Рерих Елену Ивановну называл не иначе, как «вдохновительницей» и «другиней». Новые картины он показывал в первую очередь ей, доверяя ее интуиции и вкусу. Во всех путешествиях и экспедициях Елена Ивановна сопровождала супруга. Благодаря ей Рерих познакомился с трудами мыслителей Индии.
Николай Рерих с сыновьями
Существует версия, что Елена Ивановна была больна психическим заболеванием. Об этом свидетельствовал их семейный доктор Яловенко. Он писал, что женщина страдает «эпилептической аурой». По его словам, такие больные часто слышат голоса и видят невидимые предметы. Доктор об этом сообщал и Николаю Константиновичу. Но он данную информацию воспринимал холодно. Рерих часто попадал под ее влияние и даже верил в ее экстрасенсорные способности.
Семья Николая Константиновича Рериха
Начнем изучение биографии Николая Рериха с его дедушки, от которого и досталась фамилия, ставшая затем столь известной. Звали его Фридрих Иоганн, дворянином по происхождению он не был, состоял на государственной службе в Риге, окончил её он в чине губернского секретаря.
Как известно, в ту пору Латвия была частью Российской Империи. Дед Николая был трижды женат и имел немало детей, лишь от последней жены – шестерых.
До последнего брака у Фридриха Иоганна была внебрачная связь с женщиной, от которой родилось трое сыновей, среди которых оказался и отец Николая Рериха.
Дедушка Рериха прожил 104 года, по тем временам, жизнь достаточно долгую, видел войну 1812 года, хоть сам и не участвовал, так как был слишком юн. Сын Константин, который нам интересен, родился 1 июля 1837 года, он стал нотариусом и работал в Санкт-Петербурге, где стал известным и уважаемым человеком.
Николай Рерих в детстве, 1886 год
В столице Константин стал на русский манер Федоровичем, а не Фридриховичем и отбросил вторые имена Кристоф Трауготт Глауберт. Он получил гимназическое образование и первое время работал кассиром на фабрике Бюттнера, а затем перешел на службу в Главное общество Российских железных дорог, там он служил рисовальщиком.
По службе Константин оказался в городе Острове, где встретил свою будущую жену. Ею стала дочь купца Мария Васильевна Калашникова. В 1863 году Константин Рерих поменял сословие на купеческое, уплатив необходимый налог. В 1867 году становится нотариусом и служит в Санкт-Петербургском окружном суде. Николай – один из десяти детей Константина Федоровича, родился 27 сентября 1874 года в Петербурге.
Семья Рерихов, Николай крайний справа, 1886 год
Ростов Великий (1903)
Николай Рерих одним из первых воспел величие и сказочную красоту древней русской архитектуры. Картина «Ростов Великий» была написана во время путешествия по древним местам России. Археология и история страны всегда привлекали художника. Уже тогда его беспокоило состояние, обветшание исторических объектов. Художник изобразил древний город сказочным, величественным, словно парящим над землёй.
Свинцовое небо нависает над городом, позволяя редким лучам солнца пробиваться сквозь тучи. В этих лучах мощные стены и башни с бойницами сияют ослепительной белизной. Рерих посвятил этой русской твердыне с её потрясающей архитектурой целую серию живописных работ.
Кстати, о самых красивых городах России на нашем сайте most-beauty.ru есть познавательная статья.
3
Оценки Н. К. Рериха и его творчества
По просьбе Рериха весной 1919 года Л. Андреев написал статью «Держава Рериха»:
…Рерихом нельзя не восхищаться… богатство его красок беспредельно… путь Рериха — путь славы… Гениальная фантазия Рериха достигает тех пределов, за которыми она становится уже ясновидением.
Николай Гумилёв дал высокую оценку творчеству Рериха:
Рерих — вот высшая степень современного русского искусства… Манера его письма — могучая, здоровая, такая простая с виду и такая утончённая по существу — меняется в зависимости от изображаемых событий, но всегда раскрывает лепестки одной и той же души, мечтательной и страстной. Своим творчеством Рерих открыл непочатые области духа, которые суждено разрабатывать нашему поколению.
Премьер-министр Индии Джавахарлала Неру
Когда я думаю о Николае Рерихе, я поражаюсь размаху и богатству его деятельности и творческого гения. Великий художник, великий учёный и писатель, археолог и исследователь, он касался и освещал так много аспектов человеческих устремлений. Уже само количество изумительно — тысячи картин, и каждая из них — великое произведение искусства.
Академик Российской академии наук Дмитрий Сергеевич Лихачёв писал о Н. К. Рерихе:
Н. К. Рерих был подвижником культуры всемирного масштаба. Он поднял над планетой Знамя Мира, Знамя Культуры, тем самым указав человечеству восходящий путь совершенствования.
Также Лихачёв считал Рериха, наряду с Ломоносовым, Державиным, Пушкиным, Тютчевым, Соловьевым и др. одним из «наиболее сильных и оригинальных мыслителей на Руси», которые внесли вклад в познание мира путём его художественного осмысления.
В октябре 2011 года, на вручении премии имени Николая Рериха, Леон.Мих. Рошаль сказал следующее:
Рерих для меня — это огромное преклонение перед человеком-гуманистом, который все время искал, который имел планы, осуществлял планы. Во всем у него была идея объединять людей и противиться всему тому недоброму, что есть в мире.
В октябре 1975 года премьер-министр Индии Индира Ганди, лично знавшая Н. К. Рериха, высказала следующее мнение о русском художнике:
Его картины поражают богатством и тонким ощущением цвета и, прежде всего, замечательно передают таинственное величие природы Гималаев. Да и сам он своей внешностью и натурой, казалось, в какой-то степени проникся душой великих гор. Он не был многословен, однако от него исходила сдержанная мощь, которая словно бы заполняла собой все окружающее пространство. Мы глубоко уважаем Николая Рериха за его мудрость и творческий гений. Мы также ценим его как связующее звено между Советским Союзом и Индией… Я думаю, что картины Николая Рериха, его рассказы об Индии передадут советским людям часть души их индийских друзей. Я знаю также, что Н. К. Рерих и его семья во многом способствовали тому, чтобы в Индии создалось более полное представление о Советской стране.
Семья
* В одной из поездок по делам Археологического общества Николай Рерих знакомится с удивительной девушкой — Еленой Ивановной Шапошниковой. 28 октября 1901 года состоялась их свадьба. * В 1902 году в семье Рерихов родился сын Юрий, ставший впоследствии всемирно известным востоковедом, в 1904 году — Святослав, пошедший по стопам отца и ставший художником с мировым именем.* «Ладой» называл Николай Константинович свою «другиню и вдохновительницу» Елену Ивановну.* Многие картины, общественные начинания Н.К.Рериха являются результатом совместного творчества, в котором Елена Ивановна принимала активное участие.* Как писал Николай Константинович: «Творили вместе, и недаром сказано, что произведения должны бы носить два имени — женское и мужское».
Гималаи
Розовые горы. Картина написана в 1933 году. В настоящее время хранится в собрании Нью –Йорского музея Николая Рериха. Всего художником написано до двух тысяч картин, посвященных Гималаям.
Образ гор у художника родом из Индии, где горы – неотъемлемая часть пейзажа этой самобытной страны.
Но для зрелого художника Гималаи – это не высочайшая горная система мира, не сползающие мощные ледники, не массивные снеговые сопки.
Горы – это живой организм, обладающий своим особым настроением. Переменчивость которого зритель ощущает за счет колебания оттенков. Где нежность розового цвета, любви, привязанности гармонирует с контрастами белого и синего и иссиня черного.
От переживания чувства умиротворения, безопасности, релаксации до отчаянья. Горы, как застывшая вечность.
Но если есть желание узнать, что за ними, то надо пройти их. Может, действительно за ними укрывается сказочная страна Шамбала, где нет места тревогам и печалям.
Центрально-Азиатская экспедиция
Удивительно талантливым в семье Рерихов был не только сам Николай Константинович, но и его сыновья. Старший – Юрий готовился поехать в экспедицию с отцом.
Он начал своё образование в Лондонском университете, продолжил в Гарварде, а закончил в Сорбонском, то есть он успел поучиться в лучших высших заведениях мира всех времен.
На момент начала экспедиции в 1923 году Юрию был 21 год, к этому времени он овладел уже 12 иностранными языками, на которых мог свободно общаться, ещё он знал 10 языков, на которых мог хорошо изъясняться. При этом, в Европе он уже упрочил свое имя среди ученых, сам он стал востоковедом. Младший сын изучал архитектуру и живопись, Святослав стал художником.
Караван экспедиции Рерихов в пути
Центральноазиатская экспедиция проходила в несколько этапов. Рерих мечтал о создании Единой Азии, целью которой было соединение воедино идей коммунизма и буддизма.
Некоторые источники утверждают, что Рерихи отправились изучать не только культуру и этнологию региона, но и найти Шамбалу – мифическую страну, попасть в которую может не каждый. Существует мнение, что Рериху было поручено вернуть в Шамбалу камень, исполняющий желания – чинтамани.
Доподлинные намерения человека, которого уже давно нет с нами предположить сложно и уж тем более невозможно сказать о его помыслах с достоверной уверенностью. Тем не менее, из-под пера Николая Рериха вышла работа, под названием «Шамбала: в поисках новой эры».
Николай Константинович Рерих «Приказ Ригден-Джапо», 1947 годМестонахождение: Государственный музей и художественная галерея, Чандигарх, Индия
Экспедиция под руководством Николая Рериха была грандиозным событием своего времени, множество научного материала было получено по ходу неё. Новая серия картин вышла из-под кисти художника, не одна книга была написана на материалах экспедиции. Маршрут этой экспедиции был проложен по пути сокровенных странствий Будды.
Затем Рерих участвовал ещё и в Маньчжурской экспедиции, которая также имела большое значение для науки. После завершения первой экспедиции семья Рерихов осталась жить в Индии, в долине Куллу. Рерихи переводили и изучали древние манускрипты, изучали древние языки.
В Индии этой семьей была проведена колоссальная научная работа. Николай Константинович Рерих основал институт научных исследований «Урусвати», директором стал Юрий Николаевич. В дальнейшем с этим институтом сотрудничали многие европейские институты, ученые и исследователи. Например, с «Урусвати» сотрудничал Альберт Эйнштейн. Даже советские научные организации и ученые обращались в институт, созданный Рерихами.
В период Второй Мировой Войны Рерих в творчестве опять обращается к теме родины. Создает такие картины: «Поход Игоря», «Партизаны», «Богатыри проснулись» и другие.
В годы войны Рерих становится инициатором создания культурной ассоциации «АРКА» между культурами России и Америки, в которую, например, входили такие известные люди культуры как Эрнест Хемингуэй и Чарли Чаплин.
Николай Константинович Рерих «Богатыри проснулись», 1940 годМестонахождение: Государственный музей искусств народов Востока, Москва, Россия
Смерть
Еще в 1939 году Николаю Константиновичу поставили диагноз, свидетельствующий о болезни сердца. В последние годы художник хотел вернуться в Россию, но началась война, потом ему было отказано во въездной визе. Весной 1947 года все же пришло столь долгожданное разрешение. Семья Рерихов стала готовиться к отъезду.
Камень на месте кремации Николая Рериха
13 декабря 1947 года, когда были упакованы вещи и свыше 400 картин, Николай Константинович дописывал картину «Приказ учителю». Неожиданно его сердце перестало биться. Похоронили великого художника по индийскому обычаю – тело сожги и развеяли по ветру с вершины горы. На месте кремации поставили памятник с надписью:
Пакт Рериха
* Н.К.Рерих поражал всех своей работоспособностью и размахом идей. В 1929 году, после возвращения из экспедиции, он подготовил и опубликовал на различных языках проект договора о защите культурных ценностей. Проект получил всемирную известность и широкий отклик среди мировой общественности. Во многих странах были образованы комитеты в поддержку Пакта.* Пакт Рериха стал первым международным актом, специально посвященным охране культурных ценностей.
* В рамках Пакта был утвержден, предложенный Рерихом отличительный знак, которым предполагалось отмечать защищаемые объекты культуры. Это было «Знамя Мира» — белое полотнище, на котором изображены три круга — прошлые, настоящие и будущие достижения человечества, окруженные кольцом Вечности.* 15 апреля 1935 года в Вашингтоне более 20-ти стран подписали договор «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников» — Пакт Рериха.* По инициативе общественных организаций мира в честь подписания Пакта Рериха 15 апреля отмечается Международный день культуры.
Последние статьи
-
Кто такая «госпожа Широкий столб», и Почему якуты считают её своей богиней сегодня, 20:58 -
Кирк Дуглас vs Майкл Дуглас, или Что стояло за многолетним семейным соперничеством сегодня, 18:15 -
6 знаменитых актёров, которые в точности повторили трагические судьбы своих киноперсонажей в реальной жизни сегодня, 16:21 -
Фотошоп XVII века: Как голландские и фламандские художники зарабатывали себе на жизнь сегодня, 14:13 -
Почему все жители Древнего Египта носили парики, из чего их делали, и как мода на накладные волосы дошла до наших дней сегодня, 12:56 -
Кто из знаменитостей крутил романы с королевскими особами и что из этого вышло сегодня, 11:47 -
В чём Елизавета II помогала принцессе Диане и как складывались их отношения в кулуарах дворца сегодня, 10:43 -
Почему рыдала, увидев себя на экране, звезда фильма «Ищите женщину» Людмила Дмитриева и ради чего ушла из кино сегодня, 09:20 -
Какие традиционные украшения выбирают разные народы планеты, следуя своим древним обычаям 15.11.2021, 22:22 -
Зачем в старину на Руси невест парили и как проверяли смогут ли молодожёны родить детей 15.11.2021, 21:04
Все статьи