Творческие поиски
С 1890 года художник пишет картины с явными признаками импрессионизма, но довольно неустойчивого – видно, что художник ищет себя и собственный путь в искусстве. С 1901 года Матисс глубоко исследует работы разных авторов, даже позволяя себе покупать некоторые, особо восхитившие его. В 1902 году после выставки Матиссу удалось продать свои произведения и выручить за них так необходимые его семье средства. Каждый успех окрылял художника, но первая персональная выставка, состоявшаяся в 1904 году, не стала триумфом, прошла спокойно. После неё с неоимпрессионистами Матисс пробует освоить технику пуантилизма, в которой написан первый признанный шедевр художника «Роскошь, покой и наслаждение». Затем живописец понимает, что мелкие мазки ему не по душе, широта, размах и энергия крупных и сочных цветовых пятен влечёт куда больше.
Летние месяцы 1905 года художник проводит с друзьями-коллегами в деревне на берегу Средиземного моря. Этот период знаменателен созданием Матиссом, Дереном и де Вламинком нового стиля, названного впоследствии фовизмом. Плоскость форм, чёткость линий и цвет – вот характеристики картин Анри Матисса того периода. Осенью состоялось представление работ фовистов на Осеннем салоне. Но всё новое часто не принимается публикой и нещадно критикуется. Так случилось и теперь
Но скандал это тоже результат, ведь он привлекает внимание. Особенно после сравнения выставки с горшком краски, который художники бросили в лицо общественности
С целью высмеять живописцев критика назвала их фовистами, дикарями с французского. Название оказалось не обидным и весьма метким, оно прижилось. Скандальные отзывы привели к картинам Матисса покупателя, чему художник был несказанно рад.
Уже через год группа единомышленников и их последователей и учеников распалась, что никак не отразилось на дальнейших поисках Матисса себя в искусстве. Знакомство в 1906 году с начинающим Пабло Пикассо (1881-1973) переросло в дружбу, основанную не только на уважении друг к другу, но и на соперничестве.
Дикари живописи
На Осеннем салоне 1905 года группа молодых художников представила свои «революционные» картины широкой публике. На нем Анри Матисс с Андре Дереном и Морисом де Вламинком выставили свои произведения из летней поездки в Кольюре, рыбацкой деревни на Средиземном море. Их картины выделили яркие, неестественные цвета, небрежно распределенные по холсту краски, пренебрежение правилами композиции и схематично обозначенная перспектива. На произведения обрушился шквал критики.
Камиль Моклер сравнивал их картины с «горшком краски, брошенным в лицо общественности». Картину Матисса «Женщина в шляпе» некоторые посетители пытались даже сорвать или испортить. Критик Луи Воксель посвятил им разгромную статью «Донателло среди дикарей!», в которой едко прозвал художников дикими зверями или фовистами — от французского les fauves. Так и закрепилось за живописцами название течения, во главе которого был Анри Матисс.
Картины фовистов бросали вызов смотрящему, условностям, заставляли вступить в диалог, удивиться. От них нельзя было отмахнуться или притвориться, что ты их не заметил. Они не пытались обмануть: это воздействие было абсолютно искренним и честным
Своими экспрессивными полотнами они обратили внимание на условность восприятия мира. Действительность преображалась до абсурда, словно творцы нарочито упрощали до первозданного, убирая лишние детали и нюансы, которые прежде веками надстраивались в сознании человека
Салон 1905 года оказался переломным моментом в творчестве Матисса — наконец воплотились его мечты о цвете, о которых говорил первый наставник Моро. Движение фовистов имело неформальный характер: не было ни манифеста, ни программы, и интерес к ним поддерживался на протяжении двух-трех лет. Несмотря на это, фовисты оказали существенное влияние на дальнейшее развитие искусства ХХ века, ошеломив академически закаленную публику игрой цвета и формы. Зеленые портреты, алые пейзажи и вибрирующие натюрморты не укладывались ни в какие рамки существующих канонов.
Натюрморт с ананасами, 1940
На творчестве Матисса условное исчезновение движения фовистов никак не сказалось. У него стали появляться поклонники среди меценатов, что позволило ему продолжить свои исследования стиля.
Гертруда Стайн стала первой меценаткой, которая разглядела в произведениях Матисса талант и не побоялась приобрести скандальные картины. Будучи знаменитой писательницей и имея прекрасный художественный вкус, Стайн увлекалась коллекционированием произведений молодых художников. «Женщина в шляпе», вопреки возмущениям и язвительной критике, казалась Гертруде совершенно естественной.
Академия Матисса
К тому времени у Матисса были уже поклонники, влиятельные меценаты, которые убедили художника основать свою школу живописи – знаний и умений накоплено уже предостаточно, надо ими делиться. В 1908 году Академия Матисса приняла первых учеников, французов и иностранцев. Анри давал уроки совершенно бесплатно – художник решил, что деньги могут стать препятствием, если вдруг придётся прекратить занятия временно или совсем. Число учеников росло вместе с популярностью художника, он успешно стал продавать свои творения коллекционерам. Выбирает время для путешествия в Германию, принесшее ему полезные знакомства среди ценителей искусства – теперь кроме Сары Стайн поклонниками Матисса стали Иван Морозов, Сергей Щукин. Возросший спрос на произведения Анри Матисса заставляет его сделать выбор в пользу творчества, на преподавание времени не остаётся. Летом 1910 года академия была закрыта.
Матисс завоёвывает заграницу
Выполнив заказы для русских коллекционеров, в 1911 году Матисс по приглашению побывал в Москве и Санкт-Петербурге, где его встретили очень тепло. Мастер, со своей стороны, также был тронут восторженным приёмом и в интервью журналистам признавался в особой вере в русское искусство и русский народ.
С этого времени материальные трудности забылись. Художник много путешествует по Испании, снова Германии, Марокко, начинает выставляться за границей (в 1912-м в США).
Личная жизнь
В 1894 г. у Анри появилась внебрачная дочь Маргарита от модели Каролины Жобло. Спустя 4 года он женился на Амели Парейр. В этом браке у пары родились сыновья Жан-Жерар и Пьер.
Стоит заметить, что супруги взяли в свою семью и Маргариту. Долгое время дочь и жена были излюбленными моделями Матисса. В 1930-х годах мужчина взял к себе в секретари молодую российскую эмигрантку Лидию Делекторскую.
Анри Матисс с женой и дочерью Маргаритой
Вскоре Анри начал задействовать Лидию в качестве модели, что возмутило его жену – она настояла на увольнении девушки. Тем не менее, Амели все равно подала на развод, после чего Делекторская стала последней музой художника. Какие отношения царили между ними неизвестно.
Последние годы
В 1941 году ухудшилось здоровье немолодого мастера. Перенеся тяжёлую операцию на кишечнике, художник мог проводить на ногах не более двух часов в день. Так прошли следующие 13 лет его жизни. Лидия, теперь помощница, сиделка и модель, всегда была рядом. Прося у доктора перед операцией ещё 3-4 года жизни, Матисс торопился, такое громадьё планов у него было. Этот период оказался очень тяжёлым: Вторая мировая война и связанные с ней дикие волнения за родных сводили с ума (к счастью, все остались живы), собственные физические страдания не давали спать. Но мэтр упорно работал, создав великолепные шедевры: иллюстрации к книге «Джаз» (1943-1947), эскизы витражей Капеллы Чёток в Вансе (1947-1951), картины. Последней работой мастера стал макет оконного витража для Нью-Йоркской церкви, который заказал в 1954 году Нельсон Рокфеллер.
Анри Матисса не стало 3 ноября 1954 года, спустя два дня после микроинсульта. Перед смертью всё понимающая Лидия Делекторская, скрепя сердце, нежно шутила, а мастер улыбался.
Судьбоносные знакомства
На занятиях, в музеях и поездках круг общения Матисса стремительно расширялся. В путешествии на остров Бель-Иль (остров Жозефины при Наполеоне I), живописное место летнего отдыха у побережья французской Бретани, Анри в 1896 году познакомился с Джоном Питером Расселом (1858-1930), художником-импрессионистом из Австралии. В следующем году знакомство укрепилось новой встречей и переросло в многолетнюю дружбу. Рассела Матисс считал своим учителем, важным на определённом этапе: он познакомил его с импрессионизмом, работами Ван Гога и, самое главное, разложил по полочкам аспекты теории цвета как основы будущих художественных предпочтений Матисса.
Старт без препонов
В 1896 году Анри Матисс предоставил пять картин в Салон Национального общества изящных искусств, покупателем двух из них стало государство, которое приобрело произведения для летней резиденции президента в городе Рамбуйе под Парижем. Это был успех, который прямиком привёл молодого живописца на должность члена-корреспондента Салона.
Из-под кисти художника в этот период преимущественно выходят пейзажи и натюрморты. Увлечённый красотами Бретани, живописец много пишет её прибрежные скалы и роскошные зелёные фермы. Выставленный в 1897 году импрессионистический «Стол с десертом» не имел особого успеха, что не повлияло на упорство художника в учёбе и стремление к профессиональному прогрессу. После смерти Гюстава Моро в 1899 году Анри покинул Школу изящных искусств и учился на курсах Каррьера, пробовал себя в скульптуре, затем нашёл ещё вечерние курсы – постоянная учёба премудростям и тонкостям художественного искусства была главным его стремлением.
Урок №1. Освойте основы, лишь после этого начинайте себя выражать
Анри Матисс, «Женщина в шляпе», 1905 Музей современного искусства Сан-ФранцискоАнри Матисс, «Интерьер с египетской шторой», 1948 Музей изящных искусств в Бостоне
Проще говоря, мантра номер один Матисса, связанная с творчеством, которая существенным образом подчеркивает каждый его творческий выбор, может называться «выразительность – это самое важное». По его собственным словам (в 1908 году):. Он стремился «выразить свет – не как физический феномен, а как единственный свет, который действительно существует – в мозге художника», писал он в 1945-м году
Хотя Матисс и смог достичь этого важнейшего выражения себя, он верил, что до того, как другой художник сможет сделать то же самое, вначале он должен выучить основы рисунка – композицию, линии действия и тому подобное – и хорошо разбираться в мастерах
Он стремился «выразить свет – не как физический феномен, а как единственный свет, который действительно существует – в мозге художника», писал он в 1945-м году. Хотя Матисс и смог достичь этого важнейшего выражения себя, он верил, что до того, как другой художник сможет сделать то же самое, вначале он должен выучить основы рисунка – композицию, линии действия и тому подобное – и хорошо разбираться в мастерах.
Когда Матисс был студентом, он посещал Лувр, чтобы копировать работы таких мастеров, как Рафаэль, Никола Пуссен и Аннибале Карраччи; так ему сказал сделать его учитель – Гюстав Моро.
Действительно, в классе, который он начал вести в 1908-м году в разгар своего периода фаворитизма, Матисс решил научить своих подопечных тому, как рисовать реалистично, «как в начале должен делать каждый студент», к большому огорчению многих учеников. Они предвкушали работу с выразительностью, с которой тогда работал сам Матисс. Позже он сравнил этот период художественного обучения с акробатом, «который выполняет свой номер с легкостью и гибкостью. Давайте не будем упускать из виду длительную подготовку, которая позволила ему достичь такого результата», – писал Матисс в 1945-м году. – «Так же и с картинами».
Юность
Анри родился в Пикардии, северной области Франции, в семье преуспевающих торговцев-лавочников. Предполагалось, что он, как старший сын, унаследует дело своего отца. Однако, окончив пятилетний курс средней школы и лицей, юноша в 1887 году отправился в Париж, чтобы поступить в Школу юридических наук. Через год обучения, получив право работать в области юриспруденции, 18-летний Матисс вернулся в Пикардию, где в Сен-Кантене устроился клерком у местного присяжного.
К рисованию он приобщился совершенно неожиданным образом. В 19 лет Анри перенес операцию по удалению аппендикса. Чтобы молодой человек не скучал в период двухмесячного выздоровления, мать, подрабатывающая росписью по фарфору, принесла ему в больницу бумагу и карандаши для рисования. Матисс копировал открыточные изображения и настолько увлекся этим занятием, что решил тщательнее изучить художественное мастерство. Не оставляя юридической деятельности, он поступил в школу, где преподавали рисунок для текстильных чертежников. С 1891 года модой человек окончательно оставил юриспруденцию и уехал в Париж учиться живописи. Так начался долгий и яркий путь художника Анри Матисса.