Авиньонские девицы

«Голубой» и «розовый» периоды

В 1900 году Пикассо со своим другом, художником Касахемасом уехал в Париж, где посетил Всемирную выставку. Именно там Пабло Пикассо познакомился с творчеством импрессионистов. Его жизнь в это время была сопряжена со многими трудностями, а самоубийство Карлоса Касахемаса глубоко подействовало на молодого Пикассо.

В этих обстоятельствах в начале 1902 года Пикассо стал писать в стиле, по которому впоследствии период творчества художника в Барселоне в 1903—1904 годах был назван «голубым». В работах этого времени ярко выражены темы старости и смерти, характерны образы нищеты, меланхолии и печали («Женщина с пучком волос», 1903; Пикассо считал: «кто грустен, тот искренен»); движения людей замедлены, они словно вслушиваются в себя («Любительница абсента», 1901; «Женщина с шиньоном», 1901; «Свидание», 1902; «Нищий старик с мальчиком», 1903; «Трагедия», 1903). В палитре мастера преобладают голубые оттенки. Отображая человеческие страдания, Пикассо в этот период рисовал слепых, нищих, алкоголиков и проституток. Их бледные, отчасти удлинённые тела на картинах напоминают работы испанского художника Эль Греко.

«Трагедия», 1903

Произведение переходного периода — от «голубого» к «розовому» — «Девочка на шаре» (1905, Музей изобразительных искусств, Москва).

В 1904 году Пикассо поселяется в Париже, где находит пристанище в знаменитом монмартрском общежитии для бедных художников Бато-Лавуар: начинается так называемый «розовый период», в котором печаль и нищета «голубого периода» сменилась образами из более живого мира театра и цирка. Художник отдавал предпочтение розово-золотистому и розово-серому тонам, а персонажами стали в основном бродячие артисты — клоуны, танцовщики и акробаты; картины этого периода проникнуты духом трагического одиночества обездоленных, романтической жизни странствующих комедиантов («Семья акробата с обезьяной», 1905).

Комментарии

2018Павел , РФ25 мартав корень смотрящий, Альфа Центавра25 мартаПабло Айвазовский да Винчи, из колхоза22 марта2017Jane, 25 ноябряЮлия, СПб29 августа2016Алёна, Петербург20 апреля2015Маришка, Шадринск01 октября2014кот, Одесса06 марта2013Павел, Москва05 декабряАндрюха, Германия12 сентябряЛюбовь, Волгоград09 маяРИТА, Москва26 мартаСергей, вязьма23 февраля2012Влад, Астана15 ноябряЛена, Гродно25 октябряАнна, Москва25 июня-Ани, Кутаиси10 июняАлександр, Москва26 маяМилена, Моква02 апреляЕлена , Тамбов27 февраляСергей, Москва25 январямайк, москва08 января2011Алекс, НСК20 декабряЛарик, Киев06 декабряЛарик, Киев06 декабряЛарик, Киев05 декабряЛарик, Киев05 декабряИрина, Самара16 ноябряРусявая, 23 июляfly guy, москва19 маяMOSSI, Киев24 апреляРафа, Екб01 апреляfly guy, москва28 мартаАнтон, Таганрог22 мартаЭльфира, г Набережные Челны12 мартаСанька, Кисловодск11 мартаРафа, Tr,10 февраляLena, Kuev10 февраляАлександр, Санкт-Петербург08 февраляБалжан Исахова, Алматы25 январяTeRRy, Kiev20 январяоля, москва18 январяBarbara, Питер16 январяTerry, Kiev16 январяTerry, Kiev16 январяBarbara, Питер16 январяTerry, Киев15 январяBarbara, Питер15 январяTeRRy, Kiev14 январяTeRRy, Kiev14 январяBarbara, Питер14 январяРафа, Tr,13 январяBarbara, Питер13 январяРафа, Екб11 январяTerRy, Kiev11 январяРафа, Екб11 январяTeRRy, Kiev11 январяРафа, Екб06 январяTeRRy, Kiev06 январяЕвгений, Москва05 январяРафа, Екб02 января2010TeRrY, Kiev13 декабряАнна, Новосибирск12 декабряГеннадий , Кремовые ночи25 ноябряTeRRy, Kiev10 ноябряoleg, spb25 октябряNana Yoma, Екатеринбург21 октябряBlackberry, Almaty03 октябряTerry, 08 сентябряхирург, нурлат06 сентябряИрина, Ташкент05 сентябряИскусствовед, Санкт-петербург22 августаЗлость, Санкт-Петербург22 августаAlex, брянск17 августаРИНА ЦА , ХАРЬКОВ08 августаВладимир, 24 июлямарина, одесса21 июляМаша, Кокшетау19 июляандрей, 16 июняBarbara, Питер09 июняoleg, spb08 июняBarbara, Питер08 июняМаша, 04 июняМос, Беба23 маяАлекандр, Москва21 маяОксана, Заринск19 маяoleg, spb16 маяИрина, Холмск16 маяЖанна, Вена16 маяАлександра, Москва13 маяАмина, Киев09 маяNick, москва05 маяммммммм…., хд05 маяпросто, Человек28 апреляСвета, 19 апреляИрина , Москва12 апреляИгорь, Подольск07 апреляДолбоящур комнатный, Зимбаба21 мартаИ, Барселона13 мартаTasty_Cat, Москва04 мартаололо, ололо28 февраляАлма, Актау22 февраляВалентина Борковская, Рязань25 январяvishenka, москва03 январянастя, иваново02 января2009santa, kiev07 декабряViria, Helsinki29 ноябряОлеся, Киров29 ноябряЛюдмила , Киев14 ноябряМила, С.-Петербург06 ноябряЯна, калуга03 ноябряКуки, Екатеринбург29 октябряГарик, Жодино29 октябряЕвгений, Самара28 октябряЕвгений, 13 сентября

Война и послевоенное время

В 30-х годах на полотнах художника появляется образ быка, несущего с собой агрессию и смерть. Во время войны в 1937 году был разрушен испанский город «Герника». Пикассо на фоне этих событий создает свою «Гернику» – большое полотно длиной 8 метров и шириной 3,5 метра в черно-белых тонах. Картина передает боль и ужас людей, пострадавших от немецких налетчиков. Война сильно повлияла на работы художника, которые стали мрачными и тревожными («Бойня», «Плачущая женщина»).

Франсуаза Жило и Пикассо

В 1945 году Пабло встречает Франсуазу Жило, будущую мать его двоих детей. Эта женщина вдохновляет художника на создание полотен с семейными образами. После переезда на средиземноморский юг Франции он увлекается керамикой, его работы становятся более гармоничными и ироничными. Среди них много блюд, тарелок, скульптур. В 1949 году художник создает всем известного «Голубя мира». В 1953 году Франсуаза уходит от Пабло из-за его непростого характера и измен.

Пикассо снова женится в 1958 году, его избранницей становится Жаклин Рок, которая в два раза младше него, для жены он написал более 400 портретов. Среди картин 50-х годов наиболее известны вариации работ по Мане, Гойя, Делакруа и др.

«Мальчик с трубкой» (1905 г.) Холст, масло. 100 × 81 см.

Рекордсменка по стоимости в 2004 году, картина была куплена частным лицом с аукциона за $104 млн у коллекционера, американского посла в Великобритании. Его семья хранила работу более полувека, заработав на ней $74 млн.

Пикассо писал картину в общежитии молодых художников, куда частенько заглядывал подросток, изображенный в венке из роз. Эта деталь пришла в голову художника после мучительных размышлений о том, чем завершить работу.

Ранние картины художника практически все находятся в музеях, так что эта стала редким исключением. Имя частного коллекционера, купившего ее, не разглашается из-за опасений воровства.

Пикассо. Авиньонские девицы. Судьба полотна.

Изначально Пикассо назвал картину «Философский бордель», однако за ней закрепилось название «Авиньонские девицы» (1907), которое придумал приятель Пикассо, писатель Андре Сальмон.

Новое полотно Пабло привлекло внимание парижское богемы. Художников настолько поразил новаторский стиль работы мастера, что один из них, Жорж Брак, будучи под впечатлением, написал полотно «Обнаженная»

Кроме того, «Авиньонские девицы» Пабло повлияли на творчество Робера Делоне, основоположника «орфизма», и Андре Дерена, графика, керамиста и театрального декоратора.

Анри Матисс же, напротив, не был в восторге от произведения Пикассо и высказывался о нем крайне критично. Вероятно, у художника были личные мотивы, ведь именно «Авиньонские девицы», а не его «Танец», открыли дверь в авангардное искусство.

Коллекционер Жак Дусе, французский модельер и меценат, почитатель творчества импрессионистов, приобрел картину в 1920 году. Интересно, что до этого момента шедевр Пикассо нигде не выставлялся. Впервые его представили широкой публике в 1937 году.

Вот так маленькому Авиньону удалось косвенно повлиять на творчество Большого художника.

«Три музыканта» (1921 г.) Холст, масло. 200 × 222 см

Пикассо был женат на русской балерине Ольге Хохловой и его жизнь, наконец-то утопала в роскоши, когда он писал эту картину.

Никогда не признававший рамки и условности, он и в творчестве старался расширять границы. Картина относится к синтетическому кубизму – очередной самобытной манере художника.

Он изобразил вполне конкретных людей, зашифрованных в символах: это друзья Гийом Аполлинер и Макс Жакоб – свидетели на его свадьбе. Третий персонаж, который с гитарой – сам Пабло. Пьеро уже умер, Монах отрекся от мира, а Арлекин прощается с беззаботностью.

Картина хранится в музее современного искусства в Нью-Йорке.

«Дора Маар с кошкой» (1941 г.) Холст, масло. 128 × 95 см.

Картина хранится у частного лица в Грузии. Миллионер приобрел ее за более $100 млн в 2006 году.

На ней изображена та самая Дора, с которой судьба свела художника на семь лет. Роман был ярким как комета, а закончился ее психическим расстройством. Она никогда не позировала, но ее образ запечатлен во многих портретах. В последние годы их отношений – улыбку на холсте сменили слезы. Плачущая Дора – персонаж целой серии его работ. Но эта дама в шляпке вполне энергична, уверена и чувствует себя победительницей. Черная кошка на плече демонстрирует ее независимый характер.

Сочетание цветов помогает зрителю погрузиться в настроение, разгадывая символы.

Картина: «Любительница абсента» (1901 г.) Холст, масло. 73 × 54

Наряду с другими пятьюдесятью полотнами испанского художника, приобретенными российским эмигрантом Сергеем Щукиным, картина хранится в Эрмитаже. Именно он стал одним из первых щедрых покупателей Пикассо и помог ему выбраться из нищеты. По мнению искусствоведов, картина открывает «голубой период» творческой деятельности Пикассо, наполненного драматическими событиями в его жизни. Вокруг работы до сих пор не утихают споры, а в Париже на рубеже веков, она вообще шокировала многих. Не только манерой исполнения, смешением красок, но и эмоциональной напряженностью, в которую погружал зрителей художник.

Правило 1: начинай с малого

«Для меня рисование — плохая привычка, я не умею и не способен заниматься ничем другим». — Пабло Пикассо

Пабло взялся рисовать, будучи ещё ребенком. Он был подмастерьем у своего отца дона Хосе, который зарабатывал на жизнь росписью столовых комнат. Младший Пикассо скромно начал с изображений птиц, а точнее с лапок голубей — единственное, что доверил дон Хосе своему девятилетнему сыну.

Но вскоре маленький Пабло добился такого мастерства и точности, что отец, однажды увидев завершённую работу, больше не брал в руки краски, но передал их своему более одарённому наследнику. Вскоре на свет появляется первое из множества живописных полотен, созданных Пикассо в течение жизни, — «Пикадор». С этой работой художник не расстанется никогда.

Autoportrait (1901)

Жизненный путь

Испанский художник, скульптор, график, керамист и дизайнер, родился 25 октября 1881 года в Малаге, шумном портовом городе на юге Испании. Голубой период. Девочка на шаре Отец Пикассо был преподавателем живописи. В семье было четверо детей, Пабло был старшим. В 1895 году семья переехала в Барселону, где отец стал работать в художественной школе Ла Лонха. Пикассо начал учиться именно там, а в 1897 году продолжил образование в мадридской Академии изящных искусств. В 16 лет он вернулся в Барселону и организовал собственную студию. Пабло был на редкость самоуверенным юношей и не сомневался в том, что сумеет добиться грандиозного успеха. Подобно всем амбициозным художникам того времени, Пикассо мечтал попасть в Париж. Его мечта сбылась в 1900. В 1904 он окончательно обосновался в Париже. 1900-1904 называют «голубым периодом» в творчестве Пикассо, поскольку большинство созданных им в эти годы картин написано в холодных голубых тонах. Розовый период «Голубой период» сменился кратковременным «розовым», когда художник предпочитал более теплую гамму. Следующий период его творчества отмечен дружбой с художником Жоржем Браком. В результате их сотрудничества сложилось новое направление в живописи – кубизм. В 1917 году художник посетил Рим, где работал над декорациями и костюмами к балету «Парад» в постановке Сергея Дягилева. Здесь Пикассо влюбился в Ольгу Хохлову, одну из танцовщиц русской труппы. Купальщицы Они поженились в 1918 году. В 1921 году у Пабло и Ольги родился сын Поль, однако их брак счастливым не назовешь. По сути, он кончился в январе 1927 года, когда Пикассо увлекся 17-летней Мари-Терез Вальтер. Самому мэтру было тогда 45. В 1935 году у Мари-Терез родилась девочка, которую назвали Майей. Брак Пикассо с Ольгой, заключенный по испанским законам, не мог быть расторгнут. Ольга и Пабло формально оставались мужем и женой вплоть до смерти Ольги в 1955 году. Но не сложились и отношения Пикассо с Мари-Терез. После нее у художника были еще музы – Дора Маар и Франсуаза Жило (они прожили вместе 10 лет, и родили двоих детей), Жаклин Рок (на которой художник женился). Даже перевалив за восьмой десяток лет, Пикассо продолжал энергично работать. При этом в последние свои годы он крайне редко появлялся на людях, предпочитая тихую уединенную жизнь в обществе Жаклин. Умер Пабло Пикассо 8 апреля 1973 года в возрасте 91 года и был похоронен в старинном замке Вовенарг, где жил и работал в 1958-1961 годах.

История создания произведения

Картина Пабло Пикассо «Авиньонские девицы» — это первый опыт художника в написании полотен в направлении кубизма. Автор работал над данным произведением в течение одного года (в период с 1906 по 1907 год).

Изначально Пабло Пикассо хотел назвать свое произведение «Философский бордель», но когда картину увидел друг художника Андре Сальном, то он предложил другое название — «Авиньонские девицы». Оно и стало окончательным для этого шедевра.

Парижская богема и друзья Пикассо приняли его работу неоднозначно. К примеру, Матисс изначально подчеркивал, что «Авиньонские девицы» являются новым ключом к развитию живописи. Но спустя некоторое время он начал яростно опротестовывать работу и указывать на то, что картине не место в изобразительном искусстве. А вот Жоржу Браку картина настолько понравилась, что, вдохновившись ею, он создал знаменитое произведение под названием «Обнаженная». Неравнодушными к этой картине остались так же Робер Делоне и Андре Дерена. Влияние «Авиньонских девиц» четко прослеживается в творчестве этих художников.

Спустя 13 лет после написания картины Пикассо продал ее коллекционеру Жаку Дусе, а впервые работа была представлена широкой публике только на выставке в 1937 году.

«Герника» (1937 г.) Холст, масло. 349 × 776

Самая узнаваемая и трагическая картина, а также самая масштабная по смыслу и размеру. Известны антифашистские взгляды Пикассо, ее вступление в коммунистический союз Франции и смелый ответ нацистам, которые пришли в его мастерскую с обыском и все там перевернули. Один из них спросил, глядя на огромное полотно, сделал ли эту работу именно Пикассо. На что он ответил: «Нет, сделали это вы».

Герника – название городка на родине художника, которое стерла с лица земли немецкая авиация вместе с жителями. Боль, страдания, ужас войны – Пикассо работал над этой объемной картиной месяц.

Все это время его вдохновляла новая возлюбленная Дора Маар. Она же сняла весь процесс работы на фотоаппарат, и эти кадры облетели весь мир.

Картина выставлялась в основном в Америке, только в 1981 году переехала в музей Мадрида.

Творчество

Впервые Пабло начинает подписывать собственные картины псевдонимом Пикассо, девичьей фамилией своей матери. В 1901 году случается трагедия, которая наложила отпечаток на творчество художника: его друг Карлес заканчивает свою жизнь самоубийством из-за несчастной любви. В память об этом событии Пабло создает ряд картин, которые принято относить к первому «Голубому периоду».

Обилие синих и серых цветов на картинах объясняется не только подавленным состоянием юноши, но и отсутствием денежных средств на масляную краску других оттенков. Пикассо пишет работы «Портрет Хайме Сабартеса», «Свидание», «Трагедия», «Старый еврей с мальчиком». Все картины пронизаны ощущением тревоги, уныния, страха и тоски. Техника письма становится угловатой, рваной, перспектива заменяется жесткими контурами плоских фигур.

В 1904 году, несмотря на отсутствие финансов, Пабло Пикассо решается на переезд в столицу Франции, где его ждут новые впечатления и события. Перемена места жительства дала толчок второму периоду творчества художника, который принято называть «Розовым». Во многом на жизнерадостность картин и их сюжетный ряд повлияло место, где жил Пабло Пикассо.

В основании Монмартрского холма стоял цирк Медрано, артисты которого и служили натурой для произведений молодого художника. За два года была написана целая серия картин «Актер», «Сидящая обнаженная», «Женщина в рубашке», «Акробаты. Мать и сын», «Семейство комедиантов». В 1905 году появилось самое значительное полотно этого периода «Девочка на шаре». Через 8 лет картину приобрел российский меценат И. А. Морозов, который и привез ее в Россию. В 1948 году «Девочка на шаре» была выставлена в музее им. А. С. Пушкина, где и находится до сих пор.

Художник постепенно отходит от изображения натуры как таковой, в его творчестве появляются модернистские мотивы с использованием чистых геометрических форм, из которых составляется структура изображаемого объекта. Пикассо интуитивно подошел к новому направлению, когда создавал портрет своей поклонницы и меценатки Гертруды Стайн.

В 28 лет Пикассо пишет картину «Авиньонские девицы», которая и стала предшественницей произведений, написанных в стиле кубизма. Портретный ансамбль, на котором были изображены обнаженные красавицы, был встречен большим потоком критики, но Пабло Пикассо продолжил развитие найденного направления.

Начиная с 1908 года появляются полотна «Бидон и миски», «Три женщины», «Женщина с веером», «Портрет Амбруаза Воллара», «Завод в Хорта де Сан Хуан», «Портрет Фернанды Оливье», «Портрет Канвейлера», «Натюрморт с плетеным стулом», «Бутылка перно», «Скрипка и гитара». Новые работы характеризуются постепенным усилением плакатности изображений, приближением к абстракционизму. Наконец, Пабло Пикассо, несмотря на скандальность, начинает хорошо зарабатывать: картины, написанные в новом стиле, приносят прибыль.

В 1917 году Пабло Пикассо предоставилась возможность сотрудничества с «Русскими сезонами» Сергея Дягилева. Жан Кокто предложил мэтру балета кандидатуру испанского художника в качестве создателя эскизов к декорациям и костюмам новых постановок. Для работы на время Пикассо перебрался в Рим, где познакомился с первой супругой Ольгой Хохловой, русской танцовщицей, дочерью эмигрировавшего офицера.

Светлый период жизни отразился и на творчестве художника — на время Пикассо отходит от кубизма, и создает ряд полотен в духе классического реализма. Это прежде всего «Портрет Ольги в кресле», «Купальщицы», «Женщины, бегущие по пляжу», «Детский портрет Поля Пикассо».

Пикассо и женщины

Пабло Пикассо с женой Ольгой

Пикассо был не только выдающимся художником, но и довольно известным донжуаном. Он был женат дважды, но имел бессчетное количество связей с женщинами самого разного уровня и нравственности. Сам Пикассо резюмировал свое отношение к женскому полу следующим образом: «Женщины — это машины для страдания. Я делю женщин на два вида: любовницы и тряпки для вытирания ног». Неизвестно, связано ли открытое презрение Пикассо к прекрасному полу с тем, что две из семи самых важных женщин художника покончили с собой, а третья умерла на четвертый год совместной жизни.

Неоспоримым фактом остается то, что Пикассо не был привязан ни к одной из десятков или, возможно, сотен любовниц и жен, но активно использовал их, в том числе и финансово. Среди его законных жен была амбициозная советская танцовщица Ольга Хохлова. Брак с влиятельной женщиной не помешал ему заводить отношения на стороне. Так, с молодой любовницей Дорой Маар Пикассо познакомился в баре, когда та искромсала свои пальцы в кровавое месиво, пытаясь ножом попадать в промежутки между пальцев. Это глубоко впечатлило Пикассо, и он прожил с Дорой еще несколько лет втайне от Хохловой.

Видео

https://youtube.com/watch?v=eayyReJo5ew

https://youtube.com/watch?v=JiMfn7n_65U

https://youtube.com/watch?v=uLo8rCY4Hlw

Источники

  • https://24smi.org/celebrity/4243-pablo-pikasso.htmlhttps://sputnik-ossetia.ru/spravka/20171026/5125710/pablo-pikasso-biografia-lichnaya-zhisn.htmlhttp://stories-of-success.ru/pablo-pikassohttps://to-name.ru/biography/pablo-pikasso.htmhttp://aforizmu.net/biography/Pablo%20Pikassohttp://www.obiskysstve.ru/catalog/hudogniki/pikasso/biografiya_pablo_pikasso/

От кубизма к сюрреализму

В 1908 году Пикассо работал в творческом тандеме с Браком, с которым вместе они создали новый стиль художественного искусства – кубизм. Правда, Пабло еще раньше написал панно «Авиньонские девицы» (1907 г.), где изобразил девиц публичного дома с треугольными формами и устрашающими лицами. В картине просквозила некая геометрия мазков и линий. Его «Три женщины» — это еще только связь между прошлым и настоящим, когда Пикассо не отказывался полностью от своей привычной манеры написания, но уже видны задатки нового стиля, выраженного геометрическими формами и игрой с плоскостями. Кстати, «Три женщины» стали для художника поворотным пунктом: полотно купили богатые коллекционеры Стайн, и Пикассо забыл, наконец, про материальные трудности.

В дальнейшем, чтобы размыть кубические формы, художник стал прибегать к использованию в картинах знакомых предметов, как музыкальные инструменты, початые бутылки вина, табачные коробки, но в плоскостной трактовке. Эту стадию кубизма Пикассо специалисты назвали «синтетической». Художник стал также использовать технику коллажа, вклеивая в холсты отрезки газетных вырезок, этикеток. Потом в ход пошли еще и такие материалы, как стекло, песок, куски дерева, гипс.

Об этом направлении в изобразительном искусстве Пикассо говорил так: «Кубизм не «зерно» и не «зародыш», а искусство, для которого, прежде всего, важна форма, а форма, будучи однажды создана, не может исчезнуть и живет самостоятельной жизнью». Черты кубизма присутствовали в картинах художника до конца его жизни. Однако его натура не могла долго находиться в рамках или каких-то пределах. Кубизм перерос в неоклассицизм, когда линии стали плавными, изящными и понятными. В 1917 году по наущению Жана Кокто Пикассо попробовал себя в роли декоратора театральных постановок. В Риме в это время шла репетиция русского балета Дягилева. Пикассо поехал в Италию и стал работать над декорациями и костюмами нового балета «Парад» на музыку Эрика Сати.

В балетной труппе работала очаровательная и хрупкая Ольга Хохлова. Пикассо влюбился в эту утонченную девушку и женился на ней. А в 40 лет он впервые стал отцом: Хохлова родила ему сына Пауло. Этот радостный период привнес в творчество художника оптимизм и приятные формы, уходят «в прошлое» его гротескные манеры написания. Он снова обращается к теме «Мать и дитя», которую затронул еще двадцать лет назад. Какой печальной и драматичной кажется его картина 1902 года, и какой жизнерадостностью полна серия «Мать и дитя» 1922!

Пикассо никогда не переставал искать себя в новом. Так в середине 20-х XX столетия он обнаруживает для себя сюрреализм, и соединяет его с геометрическими формами кубизма. В 1926 году в Париж приехал молодой Сальвадор Дали, который познакомился с Пикассо и остался под впечатлением от маэстро и его работ. 30-е годы ознаменовались для художника серией офортов, когда Пикассо пишет на тему античных сюжетов в произвольной трактовке.

«Авиньонские девицы» (1907 г.) Холст, масло. 244 × 234 см

Известна как одно из первых проявлений кубизма в творчестве художника. Обнаженные тела лишены им гибкости умышленно, а по их позам не трудно догадаться, что девушки списаны с обитательниц борделя, куда частенько наведывался автор.

В ней четко виден переход мастера с его увлечения голубым и розовым в африканский период, который вскоре перечеркнул новый жанр. Почти год работы. С этого времени Пикассо узнаваем: фишка, хоть и не понравилась публике и критике, но стала визитной карточкой для художника, а впоследствии послужила отправной точкой для целого направления в искусстве.

С ней художник расстался в 1920 году. Через семнадцать лет мир впервые увидел эту работу, а вскоре ее приобрел музей Нью-Йорка.

Другие работы художника

Фрейлины (Менины) после Веласкеса

В последние годы жизни Пикассо пишет несколько картин по мотивам работ старых мастеров. Среди них 44 вариации «Фрейлин» Диего Веласкеса. Работа «Фрейлины после Веласкеса» — это очень смелая и крайне оригинальная вариация на милый сюжет. Пикассо сохранил композицию, но при этом трансформировал каждую деталь. Например, гигантский мастиф Веласкеса превратился в маленькую собачку, моделью для которой, возможно послужила одна из собачек Пикассо.

Обнажённая женщина в красном кресле

На этом портрете изображена Мари-Терез Вальтер, которую Пикассо любил, как едва ли кого-нибудь ещё в своей жизни. Они познакомились в 1927 году, когда первый брак Пикассо фактически развалился. Его связь с 17-летней Мари-Терез была на редкость бурной и чувственной, поэтому Пикассо с таким восторгом рисует её прекрасное юное тело, подчёркивая его изгибы.

Рыдающая женщина

В 1937 году, во время работы над «Герникой», Пикассо написал несколько картин, изображающих голову рыдающей женщины. Одна из фигур «Герники» представляет рыдающую женщину с ребёнком на руках. На протяжении нескольких месяцев Пикассо разрабатывал эту тему, создав 17 работ, исполненных в различной технике. В том числе — четыре картины маслом. Последняя из них явилась кульминацией одного из самых плодотворных периодов в жизни художника.

Герника

Пикассо получил от правительства Испании заказ на большую картину для национального павильона на Международной выставке. Художник не приступал к работе до тех пор, пока не услышал о бомбардировке города Герники немецкими союзниками. Пикассо никогда не был в Гернике, но известие об убийствах мирных граждан разгневало и ужаснуло Пикассо. Картина написана маслом в чёрно-белых тонах и этим напоминает монохромную хронику страшных событий.

Правило 5: не опускай руки

«Кажется, что ты хочешь заставить нас есть паклю и глотать керосин, чтобы плевать огнём». — Жорж Брак

Снова вернёмся в жаркое лето 1907 года. После показа «Авиньонских девиц» в маленьком и грязном ателье угнетающую тишину прорвал мощный поток жёсткой критики. Никто из союзников и друзей художника не оценил масштаб его замысла. Аполлинер, Брак, Щукин, Матисс, Стайны были напуганы выпирающими из холста острыми локтями, о которые можно порезаться, и изломанными обнажёнными фигурами цвета ржавого железа.

Женские тела на полотне, зажатые со всех сторон, кричали от боли и страха. Реакция была настолько бурной, что Андре Дерен пугливо предсказал, что «в один прекрасный день мы найдём Пикассо повесившимся позади его великого холста».

Picasso at La Californie, Cannes, France (1957) / Photo: Irving Penn

Поначалу это действительно задело художника, он свернул холст в трубку и спрятал в углу мастерской. Но поступить так же со своими вызывающими идеями Пабло не смог. Даже Жорж Брак вернулся в студию, предпочитая паклей, керосином и огнём прокладывать путь новой французской живописи. Картины «состоящие из кубиков», как однажды назвал их Матисс, определили развитие всего искусства и дизайна XX века, вплоть до модернистской эстетики углов, резких линий и пустого пространства.

Уже через 25 лет после его смерти, в 1998 году выходит книга рекордов Гиннесса, где Пикассо упомянут пять раз! Он самый плодовитый художник, чьи картины продаются чаще и дороже всего. Разглядывая «Авиньонских девиц», напуганные критики будто смотрелись в разбитое зеркало, но Пабло Пикассо знал, что именно так выглядит отражение «современной тревоги», и никогда не переставал воплощать его в своих многочисленных работах.

Photo: Pablo Picasso in front of «La Cuisine», Paris, Rue des Grands Augustins (1948) / Herbert List

Описание картины «Авиньонские девицы»

Пабло Пикассо представил всему человечеству неких чудищ, которые имеют вместо человеческих лиц маски, а в их фигурах едва обозначена какая-либо половая принадлежность. В природе этих дев одновременно отражен агрессивный посыл и возбуждающая экспрессия. Образы, написанные художником, выполнены весьма странно и отличаются друг от друга.

Силуэты, изображенные в левой части картины, схожи с египетскими и ассирийскими мотивами. Женщины в центре явно напоминают росписи романских храмов в Каталонии и отличаются мистической лиричностью. А вот лица девушек, написанных в правой части произведения, ассоциируются с африканским мистицизмом и, кажется, что они вот-вот совершат свой устрашающий магический ритуал.

Стоит отметить, что присутствующие на картине женские силуэты в африканских масках напрямую связаны с выставкой, которую посетил Пикассо в Париже в 1907 году (она была посвящена быту и национальной культуре африканских народов).

На своей картине он отобразил всю таинственность женских фигур, которые одновременно настораживают и притягивают к себе зрителей. Как отмечают многие критики и искусствоведы, такой способ передачи информации через изобразительное искусство и является отличительной чертой Пабло Пикассо.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: