Личная жизнь
Вопреки воле родителей в 1871 году Камиль взял в жены служанку матери по имени Джули Вэллей, которая была дочерью виноградаря и родила художнику 8 детей. Семья жила за пределами Парижа, где Писсарро мог наслаждаться деревенскими пейзажами и спокойно работать.
Камиль Писсарро и его жена Джули
Лишенный наследства из-за любви к простолюдинке, живописец едва сводил концы с концами, финансовое положение немного улучшилось лишь в конце жизни, когда в одной из галерей провели выставку-ретроспективу его картин. После начала Франко-прусской войны, не имея возможности вступить в армию из-за отсутствия французского гражданства, Писсарро перевез родных в Англию, а через 2 года вновь вернулся в предместья Парижа.
Камиль Писсарро с женой и детьми
Сыновья много времени проводили в мастерской отца и постепенно приобщались к творческому процессу. Самым талантливым продолжателем традиций художника стал Люсьен Писсарро, посвятивший себя живописи, ксилографии и графике.
Жорж-Анри, бывший третьим ребенком Джули и Камиля, также был одаренным ребенком. Выбрав профессию художника, он, в отличие от отца и брата, увлекся модернизмом и создавал полотна под влиянием творчества Гогена.
Рождений
- 28 января — Чарльз Симс , английский художник (самоубийство 1928 г. )
- 14 февраля — Альбер Гийом , французский художник и карикатурист (умер в 1942 г. )
- 13 марта — Леон Делагранж , французский скульптор и летчик (умер в 1910 г. )
- 3 апреля — Риста Вуканович , сербский художник- импрессионист и муж художницы Беты Вуканович (умерла в 1918 г. )
- 4 апреля — Эли Фор , французский историк искусства (умер в 1937 г. )
- 24 апреля — Андре Бошан , французский художник (умер в 1958 г. )
- 10 мая — Карл Эльд , шведский художник и скульптор (умер в 1954 г. )
- 6 июля — Этель Сэндс , художница родом из Америки (умерла в 1962 г. )
- 7 июля — Альберт Моултон Фоверакер , английский художник (умер в 1942 г. )
- 12 октября — Надежда Петрович , сербский художник- фовист (умерла в 1915 г. )
- дата неизвестна — Джейн Эммет де Глен , американский художник (умерла в 1961 г. )
- приблизительная дата — Олове из Исэ , скульптор по дереву йоруба (умер около 1938 г.)
Летальные исходы
- 25 марта — Вильгельм Марстранд , датский художник (родился в 1810 г. )
- 17 апреля — Федор Петрович Толстой , русский живописец, гравер, силуэтист (р. ).
- 28 апреля — Джованни Мария Бензони , итальянский скульптор (р. ).
- 13 мая — Константин Данил , известный сербский художник (р. ).
- 19 мая — Чарльз Люси , английский художник (род. ).
- 8 июля — Франц Ксавер Винтерхальтер , немецкий художник (родился в 1805 г. )
- 2 октября — Корнелиус Варлей , английский художник-акварелист (р. ).
- 9 октября — Джон Эван Томас , валлийский скульптор (родился в 1810 г. )
- 25 ноября — Ханс Хардер , датский художник и мастер рисования (р. ).
- 27 ноября — Эдмунд Томас Пэррис , английский историк, портретист, сюжетный и панорамный художник, книжный иллюстратор, дизайнер и реставратор (родился в 1793 г. )
- 9 декабря — Уильям Бент Берчи , художник и политический деятель Верхней Канады (родился в 1791 г. )
-
дата неизвестна
- Никола Алексич , сербский портретист в движениях бидермейера и назареев (родился в 1808 году )
- Томас Франк Хифи , английский художник-миниатюрист (родился в 1813 году )
- Игнатий Иосиф ван Регемортер , фламандский исторический, пейзажный и жанровый художник и гравер (родился в 1785 году )
«Папаша Писсарро»
После войны Камиль вернулся в Понтуаз. Как Аржантей для Моне, этот пригород Парижа стал для Писсарро тем местом, где он вел творческий поиск и воплощал свои замыслы. Открытый и уравновешенный, Писсарро всегда привлекал людей, и со временем вокруг него начала собираться творческая молодежь, художники, среди которых были Поль Сезанн и Арман Гийомен. Писсарро особенно сдружился в Сезанном, и в картинах того периода, периода расцвета для Камиля, отчетливо видно влияние, которое живописцы оказывали друг на друга.
Принципы работы Писсарро были просты: он искал натуру по своему темпераменту, форма и цвет интересовали его гораздо больше, чем собственно рисунок. Он писал, пытаясь выделить самое существенное в увиденной натуре, удержать и передать мгновенное впечатление от увиденного. Молодых товарищей по цеху Писсарро учил работать, охватывая сразу все полотно и постепенно заполняя его до того момента, когда добавить будет уже нечего.
В эти годы окончательно сформировался его хорошо узнаваемый стиль. В картинах Камиля Писсарро мы не найдем ни декоративности, присущей Сислею, ни изумительной, неповторимой верности глаза Моне, но зато в них есть глубокое понимание природы и сила кисти, с которой художник обращался вольно и свободно. Он писал не только пейзажи, но и людей, делал зарисовки из крестьянской жизни.
«Дорога в Лувесьенне» (1870), «Въезд в деревню» (1872), «Жатва» (1876), «Красные крыши» (1877), «Отец Мелон за распиливанием дров» (1879) — можно продолжать перечислять шедевры тех лет. Тонкое владение техникой градации одного цвета,«унаследованной» от Коро, смелость в противопоставлении контрастных тонов, выдержанная, продуманная ритмика полотен — все говорит о том, что перед нами работы уже сформировавшегося мастера.
Камиль Писсарро «Въезд в деревню Вуазен» (1872)
Художник всегда очень, много делал для признания импрессионизма, умел уладить почти любой конфликт, помогал, поддерживал, хлопотал… Он — единственный из импрессионистов, кто принял участие во всех восьми организованных ими выставках. Его, старшего в содружестве импрессионистов, по-дружески называли «папаша Писсарро» и, несмотря на разногласия, все относились к нему с равной теплотой.
А ведь на плечах Камиля лежала забота о жене, бывшей горничной его родителей, и семерых детях. Если Писсарро не работал, то целыми днями искал покупателей на свои полотна. В конце концов, ему повезло. Коллекционер Поль Дюран-Рюэль, когда-то купивший две его картины, заключил с Писсарро контракт на монопольное право продажи его работ. Материальные проблемы многодетного семейства были решены. И только в 1901 году живописец захотел снова вернуть себе право свободно распоряжаться картинами.
Работает
Дега — Хлопковый офис в Новом Орлеане
- Вильям-Адольф Бугро — Нимфы и сатир
- Эдвард Бёрн-Джонс — Любовь среди руин (оригинальная акварельная версия)
- Александр Кабанель — Графиня де Келлер
- Гюстав Кайботт — Обнаженная женщина, лежащая на диване
- Филипп Гермоген Кальдерон — Письмо от папы
- Уолтер Крейн — Могила Шелли на протестантском кладбище в Риме
- Альфонс-Мари-Адольф де Невиль — Последние патроны ( картуши Les dernières )
- Эдгар Дега — Хлопковый офис в Новом Орлеане
- Ханс Гуде — Nødhavn Ved Norskekysten
- Уинслоу Гомер — Строители лодок
- Уильям Холман Хант — Тень смерти
- Рудольф Коллер — Gotthardpost
-
Иван Крамской
- Иван Шишкин
- Лев Толстой
-
Эдуард Мане
- Ле Бон Бок («Хорошая пинта») ( Художественный музей Филадельфии )
- Железная дорога («Вокзал Сен-Лазар») ( Национальная художественная галерея , Вашингтон, округ Колумбия )
- Ян Матейко — Астроном Коперник, или Беседы с Богом
- Pál Szinyei Merse — Пикник в мае (Национальная галерея Венгрии, Будапешт )
-
Клод Моне
- Дом художника в Аржантее
- Камилла Моне на садовой скамейке
- Цветущие маки
- Альберт Джозеф Мур — Следуй за моим лидером
- Камиль Писсарро — Автопортрет
- Илья Репин — Бурлаки на Волге
- Джон Роддэм Спенсер Стэнхоуп — Нежная музыка минувших дней
- Генрих Штрак — Берлинская колонна Победы
- Джеймс Эббот Макнил Уистлер — Аранжировка в сером и черном, № 2: Портрет Томаса Карлайла
Детство и юность
Жакоб Абраам Камиль Писсарро родился на одном из островов в Вест-Индии 10 июля 1830 года. Отец Абрам Писсарро был португальским евреем с французским гражданством, а мать, коренную доминиканку, звали Рашель Мансано. До 1842 года семья с четырьмя детьми проживала на острове Сент-Томас, принадлежавшем Дании, а затем переехала во Францию и обосновалась неподалеку от столицы.
Камиль Писсарро
Камиль учился в интернате, по окончании которого поступил в Академию Савари. Юноша рано начал ценить искусство и в студенческие годы брал уроки рисования и живописи у преподавателей учебного заведения. В 17-летнем возрасте Писсарро увлеченно писал с натуры, а отец, не принимавший творчество за профессию, заставлял сына работать на семейном предприятии.
В 1951 году Камиль ушел из родительского дома и переехал в Венесуэлу, где некоторое время работал художником-ремесленником. Собирая портфолио, молодой человек рисовал все, что видел, включая деревенские пейзажи и бытовые сцены, а через 2 года, вернувшись во Францию, устроился помощником в мастерскую датского живописца Антона Мельбе.
Автопортрет Камиля Писсарро
В Париже Писсарро посещал частные уроки и курсы мастеров Академии Сюиса, больше других предпочитая занятия Жан-Батиста Коро. Его дебютными работами стали множественные пейзажи Сент-Томаса, а также портреты его обитателей: «Залив на Сент-Томас», «Прачки на берегу реки», «Пейзаж с фигурами у реки» и др.
Француз с Антильских островов
Камиль Писсарро
Камиль Писсарро родился в небольшом портовом городке острова Сент-Томас в Карибском море. Его отец-еврей был женат на креолке, торговал скобяным товаром. Детство Камиля прошло в Вест-Индии. В Париж он приехал в возрасте одиннадцати лет (в 1841 году): родители отправили его туда учиться
Директор пансиона Пасси сразу обратил внимание на художественное дарование мальчика и посоветовал развивать его. На Сент-Томас Камиль вернулся, когда ему исполнилось семнадцать
Отец тут же отправил его торговать в лавку, и в течение пяти лет юноша пытался совместить работу за прилавком и занятия рисованием.
Однако на более долгий срок его терпения не хватило. Камиль открыто заявил отцу, что совершенно не собирается становиться коммерсантом, а станет рисовать, и поступил в ученики к датскому художнику Фрицу Мельби. Датчанин был старше Камиля всего на пару лет, но в отличие от него имел прекрасные навыки живописи. Спустя годы Писсарро писал о том времени: «В 1852 году у меня была хорошо оплачиваемая работа на Сент-Томасе, но я там не выдержал. Недолго думая, я все бросил и удрал в Каракас, чтобы полностью расстаться с буржуазной жизнью». Два года спустя Камиль вернется на родной остров, но только для того, чтобы снова уехать — во Францию, и на этот раз навсегда.
Его приняли в Академию Сюиса, где Камиль приобрел прочные профессиональные знания, однако на его творческую манеру это обучение особо не повлияло. Писсарро вообще обладал свойством учиться у всего и у всех и щедро делиться выученным и найденным в собственных поисках, которые вел постоянно. Уже первые картины Камиля — пейзажи, написанные в окрестностях Парижа, — отличались четко наметившейся манерой письма, выработанной им самостоятельно.
Писсарро многое почерпнул в реализме Курбе, но его кумиром стал Коро. Знаменитый пейзажист разрешил юноше указывать в каталогах выставок, что он ученик Коро. Впервые полотна Камиля Писсарро, в частности «Пейзаж в Монморанси», были выставлены в Парижском салоне 1857 года. Его работы имели успех, но добрые отношения с жюри Салона у Писсарро так и не сложились.
Выставлялся Писсарро и в Салоне отверженных, и примерно тогда же познакомился с будущими импрессионистами: Клодом Моне, Альфредом Сислеем, Фредериком Базилем. Пожалуй, принципы импрессионизма он стал применять при написании своих работ даже раньше других соратников. Свет и воздух — вот главные герои его картин уже в то время.
Постепенно палитра Камиля светлела, освобождаясь от влияния Коро. Писсарро писал все более широкими и пластичными мазками. Любимым местом пленэра на долгие годы для него стал Понтуаз, расположенный на реке Уазе. Художник смело разбавлял холодные зеленые и синие тона теплыми. Небо и зелень смотрелись еще воздушнее от мазков красного и желтого, какими Писсарро наносил на картину людей или черепицу крыш.
Камиль Писсарро «Каштаны в Лувесьене» (1870)
В 1869 году Камиль с семьей переехал в Лувенсьенн, но начавшаяся франко-прусская война заставила его, как и многих других живописцев, бросить все имущество и бежать, сначала в Бретань, а оттуда в Лондон. В 1870 году он писал своему другу Теодору Дюре: «Я не останусь здесь; только за границей чувствуешь, как Франция велика, прекрасна и гостеприимна. Здесь все иначе! Здесь встречаешь лишь равнодушие, презрение, даже грубость. Художники тут завидуют и не доверяют друг другу. Здесь нет искусства, здесь все предмет коммерции».
Однако в Лондоне Писсарро ждала еще одна встреча — с Клодом Моне.
Друзья были счастливы, хотя и находились вдали от родины, но они были вместе, оба восхищались лондонскими видами и моли работать — чего еще желать? Они ходили по музеям, изучали полотна Тёрнера, Гейнсборо, Лоуренса и Констебла и очень много писали, Моне — в парках, а Писсарро — в предместье Норвуда, где он пытался уловить и воплотить на холсте эффект тумана, снега и наступающей весны.
События
- Рано — прерафаэлитов художник Симеон Соломон арестован в общественных писсуаров в Лондоне и осужден и оштрафован за грубой непристойности .
- Май — Винсент Ван Гог переезжает в Лондон своим работодателем, арт-дилерами Goupil & Cie .
- Всемирная выставка в Вене .
- Моне , Ренуар , Писсарро и Сислей организуют целью независимой выставки произведений искусства.
- Коллекция, составляющая Galleria Nazionale dell’Umbria , перемещена в Palazzo dei Priori , Перуджа .
- Новая Accademia делле Арти дель Disegno создана в Флоренции .
- Лесли Уорд в роли «шпиона» начинает создавать карикатуры для британского журнала Vanity Fair .
- Статуя Давида Микеланджело перенесена с площади Синьории во Флоренции в Галерею Академии .
Более поздние годы и смерть
К 1880, Писсарро переехал в пост-импрессионистов период, возвращаясь к некоторым из его ранних тем и изучение новых технологий, таких как пуантилизм. Он также наладил новые дружеские отношения с художниками, включая Жоржа Сёра и Поль Синьяк, и был ранним поклонником Винсента ван Гога. В то время как в соответствии с его пожизненным интересом к инновациям, Писсарро отворачиваясь от импрессионизма способствовал общему упадку движения, которое он сильно повлиял.
В последние годы, Писсарро страдал от повторяющейся инфекции глаза, что мешало ему работать на открытом воздухе в течение большей части года. В результате этого инвалидности, он часто писал, глядя из окна гостиничного номера. Писсаро умер в Париже 13 ноября 1903 года и похоронен на кладбище Пер-Лашез.
Вечный поиск
Всегда находившийся в активном творческом поиске Камиль Писсарро оставался таким до самого конца жизни. В возрасте пятидесяти пяти лет художник не побоялся отказаться от не только сложившейся, но и приносившей доход манеры письма, чтобы попробовать силы в новом направлении — пуантилизме. В этой манере работали неоимпрессионисты Жорж Сёра и Поль Синьяк. Помимо чисто профессионального риска, папаша Писсарро не побоялся и гнева друзей — Моне, Сислей и Ренуар возмущенно осуждали его за отступление от их общих художественных принципов и не желали выставляться вместе с пуантилистами.
Камиль Писсарро «Урожай» (1882)
Однако Камиль Писсарро настоял на том, чтобы картины Сёра и Синьяка, а также его собственные, и работы его сына Люсьена, писавшего в той же манере, были приняты на Восьмую выставку импрессионистов, хотя они и демонстрировались в отдельном зале.
Работа с чистым цветом увлекала и завораживала мастера, но очень скоро он понял, что ему все-таки недостаточно только точки, чтобы выразить через нее свои эмоции, — ему нужен мазок. Так и не сумев найти другой выход, в 1889 году Писсарро отказался от пуантилизма и вернулся к своей прежней манере.
В 1892 году Камиль Писсарро предпринял поездку в Англию, откуда привез целый ряд прекрасных работ, в том числе «Риджент-парк» (1892) и «Лондонский парк» (1892). По возвращении он, уже шестидесятисемилетний, вдохновился примером Клода Моне, начавшего писать свои знаменитые серии: «Стога», «Японский мостик», «Руанский собор». Несмотря на слабеющее зрение, Писсарро создал замечательную серию видов парижского бульвара Монмартр.
Камиль Писсарро «Бульвар Монмартр. После полудня, солнечно» (1897)
Казалось, стареющий живописец никогда не утратит интереса и тяги ко всему новому. На склоне лет Писсарро пробовал себя в литографии и офорте и снова добился успеха, хотя сам говорил, что не понимает, чем привлекают зрителя «эти бесформенные пробные офорты».
За долгую творческую жизнь Камиль Писсарро не получил никаких наград от государства, ни одна его картина не была куплена официальными учреждениями. Но куда важнее было то, что его несомненный талант признавали не только друзья, но и художники-соперники, представители иных направлений. После смерти Камиля Писсарро символист Шарль Морис сказал: «В его лице французское искусство лишилось одного из выдающихся живописцев и графиков XIX века», — едва ли не самая достойная эпитафия.
Поделиться ссылкой