Примечания и ссылки
- Костеневич А. Неведомые шедевры. Французская живопись XIX — XX веков из частных собраний Германии. — Нью-Йорк; Санкт-Петербург: Издательство «Харри Н. Абрамс », 1995. — С. 256.
Работы Анри де Тулуз-Лотрека |
|
---|---|
Картина | Вращающаяся женщина (1875) · Ведущий почтовый тренер Альфонса де Тулуз-Лотрека (1880) · Автопортрет в зеркале (1882-1883) · Молодой Роути (1883) · Портрет Эмиля Бернара (1886) · Графиня Адель де Тулуза -Лотрек в гостиной Шато-де-Мальроме (1886-1887) · La Blanchisseuse (1884-1888) · Похмелье (1887-1888) · Первое причастие (1888) · В цирке Фернандо (1888) · Портрет Франсуа Гаузи (1888 г.) · в Мулен-де-ла-Галетт (1889 г.) · Генри Самари из французской комедии (1889 г.) · Женщина с зонтиком (1889 г.) · Мистер Фуркад (1889 г.) · Танец в Мулен Руж (1890 г.) ) · Мадемуазель Дихау за фортепиано (1890) · А ля Ми (1891) · Луи Паскаль (1891) · Джейн Аврил (1892) · Танцующая Джейн Аврил (1892) · В Мулен-Руж (1892) · В Мулен- Руж, две танцующие женщины (1892) · Le Lit (1892) · Ла Гулю прибывает в Мулен-Руж (1892) · Англичанин в Мулен-Руж (1892) · Месье Буало в кафе (1893) · Салон в Рю де Мулен (1894 г.) · Иветт Гильбер приветствует публику (189 г.) 4) · Женщина, натягивающая низ (1894 г.) · Бой быков (1894 г.) · Клоунада Ча-У-Као (1895 г.) · Панно для дома Ла Гулю на Фуар-дю-Трон в Париже (1895 г.) · Максим Детомас: на Оперный бал (1896 г.) · Только или усталость (1896 г.) · Туалет (1896 г.) · Отрывок Завоевание (1896 г.) · Танцовщица на канате (1899 г.) · Модистка (1900 г.) · Марта X — Бордо (1900 г.) |
Плакат и гравюра | Мулен-Руж — Ла Гулю (1891) · Труппа мадемуазель Эглантин · Рейн де Жуа (1892) · Аристид Брюан в ее кабаре · Джейн Аврил в садах Парижа · Японский диван (1892-1893) · Фотограф Сескау (1894) · Вавилон Германии (1894 г.) |
- Портал живописи
- Портал 1880-х годов
- Санкт-Петербургский портал
Экспозиция
Картина была впервые показана публике на выставке в Брюсселе в г.Январь 1890, затем ее купил арт-дилер Пауль Розенберг и перепродал известному немецкому коллекционеру Отто Кребсу . Во время Великой Отечественной войны полотно было захвачено советскими войсками и отправлено в СССР в качестве репарации за войну ; долгое время хранилась в фондах Эрмитажа и до 1995 года не демонстрировалась на выставке Эрмитажа, посвященной хищениям произведений искусства во время войны ; с 2001 года картина находится в постоянной экспозиции Эрмитажа; с конца 2014 года экспонируется в главном здании (зал 402).
В 1890 году Тулуз-Лотрек написал еще один портрет глухой Берты: « Женщина в черной шляпе» (частное собрание).
Описание
Эта картина была написана в 1889 году и представляет собой портрет парижской проститутки по прозвищу «Глухая Берта». Стоит отметить, что неизвестный фотограф увековечил работу на фото: здесь виден сам художник и его модель, а полотно хорошо узнаваемо. Хорошо видно, что, несмотря на несколько гротескную позу, Тулуз-Лотрек безупречно точен в изображении всех деталей: предметы, одежда, шляпа, поза и выражение лица модели — полностью соответствуют произведению. Доктор искусствоведения, главный научный сотрудник Отдела западноевропейского искусства Эрмитажа Г. Костеневич так описывает Берту: «Берта одета как парадный портрет: дорогая двухцветная соломенная шляпа, зонтик, платье с кружевом. границы … Нет, Берта открыто и терпеливо позирует для портрета, который должен стать лучшим в ее жизни. Она, несомненно, хотела выглядеть светской дамой, что ей почти удалось, только художница не могла устоять перед иронией, конечно, не злой, а скорее сочувствующей » .
Фотография Тулуз-Лотрека за работой. Неизвестный автор, 1889 г. Музей Тулуз-Лотрека в Альби.
Картина написана в саду известного парижского фотографа Фореста, с которым Тулуз-Лотрек установил дружеские отношения. Лотрек получил разрешение от Фореста работать в саду, когда ему это было нужно и где ему было удобно; на фото также изображен ангар, где Тулуз-Лотрек хранил свои принадлежности для рисования. Здесь он пишет несколько картин: «Женщина с рыжими волосами в саду М. Фореста» (1889, частное собрание), Жюстин Диль в лесном саду (1889, Музей Орсе ), Портрет Дезире Дио (1890, Музей Тулузы). -Лотрек в Альби ), Дио Жуайез (1890, музей Тулуз-Лотрека в Альби), Золотой шлем (1890, частное собрание) и ряд других. Сам сад не сохранился, на его месте в 1899 году был построен кинотеатр.
Утонченная Джейн Авриль
Анри Тулуз-Лотрек. Джейн Авриль танцует. 1893. Картон, масло. Музей д’Орсе, Париж
Немало Лотрек рисовал и танцовщицу Джейн Авриль. Незаконнорожденная дочь аристократа. Её мать – содержанка. Джейн убежала в 16 лет от её вспыльчивого и жестокого характера. С тех пор зарабатывала себе на жизнь сама.
В Мулен-Руж Джейн Авриль проработала много лет. Она тоже была звездой кабаре. Ввела в моду одиночные танцы, без партнёра.
Именно в момент такого танца её и изобразил Лотрек на картине. Меланхоличный взгляд танцовщицы направлен вглубь себя. Худые длинные ноги в не самом изящной позе. Но даже в таком положении видна присущая женщине элегантность.
Джейн Авриль совсем не вписывалась в общество бывших торговок и уличных девок. Она разбиралась в искусстве. Обладала безупречным вкусом. За это другие танцовщицы её не любили. Лотрек же искренне ей восхищался. Они дружили до конца жизни художника.
Тулуз-Лотрек: «Женщина с зонтиком». Из цикла «Живописные истории»
Вы не можете голосовать здесь
Вы находитесь в черном списке, поэтому не можете голосовать
9
Эксперт в области искусства
21.07.201722:54
Вообще полное имя знаменитого французского постимпрессиониста Тулуза-Лотрека Анри́ Мари́ Раймо́н де Тулу́з-Лотре́к-Монфа́. Его родители были графами из старинного рода, так что детство будущего художника прошло в любви и достатке, но в отрочестве он сломал сначала одну ногу, упав со стула, потом другую, он перестал расти, оставшись уродцем-коротышкой, что, впрочем, не мешало ему самому относиться к своему положению с некоей долей юмора и вообще помогало выживать. Посудите сами: высшее общество его не приняло, а попав на самый низ (тогда этим «низом» оказался захолустный Монмартр) в общество певичек и проституток, Лотрек хоть и веселился вовсю, но больше всего рисовал, предварительно поучившись у очень даже неплохих наставников. Он преклонялся перед Дега, дружил с Ван Гогом, написав даже его портрет, но в искусстве нашел свой путь. Почти никто из родственников всерьез не относился к его рисованию, считаю это дело «забавой». Ему охотно позировали, с ним запросто сиживали в ночных кабаре, но обитатели Монмартра даже и не подозревали – КТО перед ними. И этот «КТО» — «маленькое сокровище», как называла Анри бабушка, единственный наследник богатой знатной семьи, получивший прекрасное образование. Да, завсегдатай ночных кабаре и борделей, в деньгах не нуждался, более того, в какой-то момент отец Анри, не понимавший тяги сына к художествам, все же помог ему открыть мастерскую.
Тулуз-Лотрек оставил огромное художественное наследство, хотя прожил всего 36 лет. Его одноклассник Морис Жувян сумел сохранить наследие друга, а в 1914 году (он был галеристом) устроил большую выставку художника, потом сумел сделать так, что мать Тулуз-Лотрека подарила городу Альби, где родился ее сын, все его картины.
Да, Тулуз-Лотрек рисовал низшее общество, как бы обнажая все его пороки. Но он сам был членом этого «низа», такой смешной мсье Анри, такой забавный и щедрый, такой грустный и странный. Такой веселый и общительный – разный. Он познал кусочек славы, когда сделал плакат для кабаре Мулен Руж, и весь Париж был обклеен лотрековскими афишками.
Картина «Женщина с зонтиком» имеет еще и другое название «Глухая Берта в саду господина Фореста». Вот уж воистину ничего загадочного в этом портрете нет! Написана в 1889-м, через год показана на выставке в Брюсселе. Писал Тулуз-Лотрек приехавшую в Париж на заработки проститутку в саду своего друга-фотографа. Есть даже весьма приличное фото какого-то неизвестного фотографа, которое хранится в Альби, в музее Тулуз-Лотрека. На фотографии запечатлен сам процесс, как Берта позировала художнику. Она, конечно же, приоделась для позирования, шляпку где-то добыла, платье на ней нарядное, прическа что надо. И все же портрет вызывает определенную душевную боль. О чем она думает? В какое кафешантан сегодня пойдет работать, чтобы развлекать? И что ждет ее впереди, когда молодость уступит место старости? Многие углядывают в этом портрете гротеск и иронию. Не вижу ни гротеска, ни иронии. Вижу стройное усталое тело. Во взгляде женщины чувствуется желание хотя бы перед художником выглядеть гранд-дамой. Вот зонтик. Он как бы часть интерьера. Она, скорее всего, и держать-то его толком не умеет. Запечатленное мгновение покоя. В череде действительно гротескных экспрессивных плакатов и рисунков художника, посвященных развеселой жизни Монмартра с его кабаре и публичным домами этот статичный портрет стоит несколько особняком.
Монмартр сегодня
А вот история, как полотно попало в Государственный Эрмитаж, заслуживает внимания. Известно, что в 1890 году картину купил Поль Розенберг, потом перепродал ее в Германию, а после Второй мировой войны «Берта» попала в СССР. Попасть-то попала, только показали ее лишь в 1995 году на выставке трофейного искусства. А вот в постоянной экспозиции картина находится всего лишь три года. Долго же несчастную Берту прятали от глаз россиян!
Впрочем, почему несчастную?..
Галина Мумрикова
Просмотров:964
Вы не можете голосовать здесь
Вы находитесь в черном списке, поэтому не можете голосовать
9
Детство и юность
Художник, полное имя которого звучало как Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа, родился 24 ноября 1864 года в старинном замке, расположенном на юге Франции, в городке Альби. Его предки принадлежали к древнему аристократическому роду, ведущему начало от короля франков и лангобардов Карла Великого, но к началу XIX века утратившему общественную и политическую активность.
Традиции кровосмешения пагубно отразились на следующих поколениях, и Анри с 6-месячного возраста страдал из-за редкого дефекта суставов и костей, а его брат Роберт и вовсе умер, не дожив до 1-го года. Другим физическим изъяном мальчика была деформация лица, которой не наблюдалось ни у кого из родственников, поэтому исследователи предположили, что она возникла вследствие врожденного сифилиса, унаследованного от матери, зараженной этой болезнью.
Отец, увлеченный лошадьми и охотой, тяготился компанией сына и на месяцы исчезал из замка, оставляя детей на попечение жены
Правда, изредка Анри удавалось добиться внимание родителя и вместе с ним посещать скачки и мастерскую знакомого художника, писавшего восхитительные портреты животных. Кроме того, мужчина и мальчик посещали места для увеселений, самыми любимыми из которых в то время были городская ярмарка и бродячий цирк
Картина Анри де Тулуз-Лотрека «Автопортрет перед зеркалом»
Это общение, благотворно влиявшее на воображение ребенка, закончилось после развода в аристократическом семействе, и де Тулуз-Лотрек был вынужден подружиться с матерью, оставшейся единственным близким и родным человеком. Но, несмотря на заботу со стороны графини, мальчик постоянно испытывал чувство одиночества, особенно усилившееся после случайного перелома обоих ног, замедлившего, а затем остановившего рост конечностей.
В итоге прикованный к кровати подросток увлекся рисованием и начал брать уроки у родственников, достаточно сносно владевших кистью. Вскоре работа над картинами превратилась в пристрастие, и в 1881 году Анри стал целенаправленно заниматься искусством, получая советы от знакомого живописца Рене Пренсто.
Наблюдая за прогрессом подопечного, Пренсто обсудил с графиней возможности для дальнейшего обучения, и молодого человека, после восстановления ставшего инвалидом, отправили в Париж к популярному живописцу Леону Бонна.
Познакомившись с азами классицизма, Анри поселился на Монмартре и продолжил образование в мастерской реалиста Фернана Кормона. И именно там он свел дружбу с такими выдающимися художниками, как Эмиль Бернар и Винсент Ван Гог, и в их компании бродил по живописным улицам в поисках вдохновения и натуры. Однажды приятели устроили молодому провинциалу встречу с проституткой, в результате которой была написана тематическая картина, определившая дальнейшую жанровую принадлежность большинства его зрелых и талантливых работ.