Николя пуссен: жизнь и творчество художника

Другие музеи России

Картины бога Аполлона встречаются во всех музеях России. Одна из самых известных, но при этом печальных легенд об Аполлоне – миф о царице Фив Ниобе

Она по неосторожности хвалилась своими детьми, говорила, что они красивее Аполлона и Артемиды, а сама женщина плодовитее Лето. Лето пожаловалась божественным дочери и сыну, и те навлекли на семейство Ниобы страшную кару

Всех её детей и мужа Аполлон и Артемида пронзили своими стрелами.

Бог Аполлон в живописи часто показан через этот сюжет. Среди художников, обращавшихся к этой теме — Петр Шамшин. В 1836 г. он написал картину, отражающую самый трагический момент истории, когда Ниоба из последних сил пытается закрыть своих дочерей от кары небожителей. Картина бога Аполлона хранится в Ярославском художественном музее.

За свою картину тогда ещё совсем молодой художник удостоился большой золотой медали. Он мастерски изобразил трагедию, при этом не отошёл от правил классицизма и сохранил анатомию. Хотя на самом полотне не видно Аполлона и Афины, но можно заметить в левом верхнем углу стрелу, показывающую, что разгневанные боги близко.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Аполлон и Сивилла Кумская. Ок. 1945-1949 гг. Клод Лоррен.

Эрмитаж, Санкт-Петербург. Аполлон.

Эрмитаж, Санкт-Петербург. Менгс Антон Рафаэль. Аполлон на горе Парнас.

Русский музей, Санкт-Петербург. Карл Брюллов. Феб-Аполлон.

Легенда об Аполлоне и Ниобе

Частым сюжетом на полотнах художников была легенда о Ниобе, дерзнувшей обидеть мать Аполлона и Артемиды, Лето. Двое богов с рождения оберегали родительницу, ещё когда ту преследовал змей Пифон по наущению Геры. Но иногда их любовь к матери приобретала достаточно жестокий вид, и тогда страдали другие люди.

Эти легенды ещё раз напоминают о двойственной натуре богов и их способности карать людей, чем-то оскорбивших небожителей. Изначальная связь с дикой природой, подчас опасной, не исчезала даже с превращением богов в более героических персонажей.

Именно с такой стороной Аполлона столкнулась Ниоба, жена фиванского царя. У неё было множество детей, по разным источникам, от 12 до 20. Дочерей и сыновей в её семье было поровну. Однако женщина так гордилась ими, что стала хвалиться, говоря, что её дети намного красивее Аполлона и Артемиды, а она сама плодовитее Лето.

Оскорблённая Лето обратилась к своим сыну и дочери. Аполлон и Артемида тут же устремились во дворец фиванского царя, где стрелами поразили детей Ниобы. Они не пощадили никого – ни юношей, ни девушек.

Погиб и муж Ниобы Амфион. Его не спасло и родство с богами, ведь Амфион был сыном Зевса и земной женщины. По одним источникам, царь либо погиб вместе со своими детьми, либо царя убили, когда он в отместку хотел разорить святилище Аполлона. В любом случае, Ниоба осталась оплакивать свою семью.

Много раз творцы изображали эту трагическую сцену. Например, Иоганн Бокхорст, голландский художник немецкого происхождения. На его картине, написанной примерно в 1630 г., семья Ниобы пытается скрыться от стрел разъярённых богов. Кто-то уже лежит мёртвый, но и остальных скоро постигнет та же участь. Бокхорст мастерски изобразил этот ужас, отчаяние перед неминуемой гибелью, когда божества-защитники карают провинившихся.

Ещё одна картина принадлежит кисти Жана Франсуа де Труа, французского художника эпохи рококо. Его картина кажется совсем другой по настроению. Дети Ниобы не пытаются спастись бегством. Они уже смирились со своей судьбой и стоят, ожидая кары богов. Но оттого сцена не менее печальна.

Картина Иоганна Кёнига показывает всю сцену в более современном антураже, однако общий смысл не меняется.

Ещё один частый мотив на полотнах – материнская любовь Ниобы. Хоть она и навлекла смерть на своих детей, царица не оставляет попыток их спасти, укрыть от стрел богов. Но Аполлон и Артемида знают, что главное наказание для женщины – остаться в живых и знать, что она потеряла всех своих близких.

Абрахам Блумарт. Ниоба горюет о своих детях.

Жак Луи Давид. Аполлон и Артемида пронзают стрелами Ниобид (детей Ниобы).

Пьер-Шарль Жомбер. Убитые Ниобиды.

Андреа Камасей (итальянский художник, эпоха барокко). Резня детей Ниобы.

Николя де Платтемонтань, «Смерть детей Ниобы».

Музеи Италии и Греции

Картина «Аполлон и стадо Адмета» нидерландского пейзажиста Корнелиса ван Пуленбурга, выставленная в Палаццо Питти, Флоренция, Италия, показывает, что не всегда боги Олимпа управляли людьми. Иногда сами смертные становились теми, кому служат небожители.

Аполлон подвергся такому наказанию из-за убийства циклопов, которые ковали молнии для отца бога, громовержца Зевса. На такую месть сам Феб решился из-за того, что Зевс поразил этими молниями Асклепия, сына Аполлона. Асклепий как бог врачевания воскресил человека, но громовержец посчитал, что этот поступок претит обычному порядку вещей.

Зевс был готов покарать и самого Аполлона, отправить его в Тартар, но за сына вступилась Лето. Она выпросила у верховного бога более мягкого наказания, и Аполлон был на время изгнан с Олимпа, чтобы пасти коров для короля Феры Адмета.

Хотя это поручение выглядело достаточно простым, от бога потребовалось немало усилий, чтобы сохранить стада. Например, их однажды украл Гермес, ещё один сын Зевса. Хотя коров удалось вернуть, Аполлон позже сам их отдал Гермесу, обретя взамен один из своих главных атрибутов – лиру. Именно этот сюжет воспроизвёл Клод Лоррен на полотне картины бога Аполлона «Пейзаж с Фебом и Меркурием». Картину можно найти в частной галерее Дориа-Памфили в Риме.

Мантуя, Италия. Паллацо дель Те. Фрагмент работы итальянского живописца Джулио Романо «Совет богов».Часть с Аполлоном.

Паллацо дель Те в Мантуе, Италия. Джулио Романо. «Свадьба Амура и Психеи», часть «Дань Аполлону».

Bibliography +

Inventario General de las Pinturas, Alhajas y Muebles que existen en el Real Palacio de San Ildefonso., Madrid, 1774, pp. 15.

Inventario de las Pinturas del Museo Hecho a la Muerte del Rey, Texto fotocopiado, Madrid, 1834, pp. 35.

Dussieux, Louis, Les artistes français a L’etranger, Lecogne Fils et Cie, París, 1876, pp. 382.

Mabilleau, Léopold, La peinture française au Musée de Madrid, Gazette des Beaux-Arts, abril, París, 1895, pp. 301 y 309.

Lapauze, H., Exposition du Paysage Français de Poussin a Corot. Catalogue, Imprimerie Crete, Paris, 1925.

Nicolle, Marcel, La peinture française au Musée du Prado, Perrin et Cie, París, 1925, pp. 31-32.

Sánchez Cantón, Francisco Javier, Salas de Pintura Francesa, Museo del Prado, Madrid, 1925, pp. 11.

Blunt, Anthony, Exposition Nicolas Poussin, Musees Nationaux, Paris, 1960.

Bottineau, Yves, L’art de la cour dans l’Espagne de Philippe V: 1700-1746, Féret & fils, Burdeos, 1962, pp. 400.

Tüngel, Richard, 400 Jahre Kunst, Kultur, und Geschichte im Prado, Schweizer Verlagshaus, Zurich, 1964, pp. 212/ lám.122.

Blunt, Anthony, The Paintings of Nicolas Poussin. A Critical Catalogue, Phaidon, Londres, 1966, pp. 90 y 129.

Gaya Nuño, J. A., Historia y guía de los museos de España, Espasa Calpe, Madrid, 1968, pp. 413.

Lafuente Ferrari, Enrique, El Prado. Escuelas italiana y francesa, Aguilar, Madrid, 1970, pp. 30 y 310.

Salas, Xavier de, Museo del Prado. Catálogo de las pinturas, Museo del Prado, Madrid, 1972.

Bermejo de la Rica, A., La Mitologia en el Museo del Prado, Editora Nacional, Madrid, 1974, pp. 121-123.

Raphael et L’Art Français, Editions de la Reunion des Musees N, Paris, 1984.

Museo Nacional del Prado, Museo del Prado. Catálogo de las pinturas, Museo del Prado, Madrid, 1985, pp. 517.

Bottineau, Yves, El arte cortesano en la España de Felipe V (1700-1746), Fundación Universitaria Española, Madrid, 1986.

Oberhuber, Konrad, Poussin: the early years in Rome : the origins of french cla, PhaidonChristie’s, Oxford, 1988.

Museo Nacional del Prado, Museo del Prado. Inventario general de pinturas (I) La Colección Real, Museo del Prado, Espasa Calpe, Madrid, 1990, pp. 274.

Buendía, José Rogelio, El Prado. Colecciones de Pintura, Lunwerg Editores, Barcelona, 1994, pp. 496.

Rosenberg, Pierre, Nicolas Poussin 1594-1665, Reunion des Musees Nationaux, Paris, 1994, pp. 206,207.

Bettagno, Alessandro, El Museo del Prado, Fonds Mercator Fundación Amigos del Museo del Prado, Madrid, 1996, pp. 543.

López Torrijos, Rosa, Mitologia e Historia en las Obras Maestras del Prado, Scala Books, Londres, 1998, pp. 28.

González Rodríguez, Antonio, Las musas y la inspiración del poeta. A proposito de ‘El Parnaso’ de Nicolas Poussin del Museo del Prado, Anales de Historia del arte, 2001, pp. 193.

González Rodríguez, Antonio, Las musas y la inspiración del poeta. A proposito de ‘El Parnaso’ de Nicolas Poussin del Museo del Prado, ANALES DE HISTORIA DEL ARTE (UNIVERSIDAD COMPLUTENSE DE MADRID), 2001, pp. 193.

Freedberg, D., Apolo, David, Santa Cecilia: música y pintura en algunas obras de Poussin en el Prado. En Historias inmortales, Barcelona, 2003, pp. 239-260.

Aterido Fernández, Ángel; Martínez Cuesta, Juan; Pérez Preciado, José Juan, Colecciones de pinturas de Felipe V e Isabel Farnesio. Inventarios Reales, II, Fundación de Apoyo de la Historia, Madrid, 2004, pp. 444.

Enciclopedia del Museo del Prado, V, T.F. Editores: Fundación Amigos, Madrid, 2006, pp. 1679.

Wright, Christopher, Poussin: paintings, a catalogue raisonné, Chaucer Press, 2007, pp. 103.

Rosenberg, P, ‘N.Poussin ‘Apollo and the Muses on Mount Parnassus’. J. P.Getty Museum’, Poussin and Nature. Arcadian Visions, Metropolitan Museum of Art; Yale University Press, Nueva York, 2008, pp. p. 164-165 fg.66.

Les échanges artistiques entre les anciens Pays-Bas et la Fr…, Brepols, 2010, pp. 181-194.

Twombly and Poussin : Arcadian Painters, Dulwich Picture Gallery, in assoc, 2011, pp. 124-125.

Другие картины на тему мифов про Аполлона

Одна из самых известных и грустных легенд про Аполлона – история его любви к нимфе Дафне, дочери богини Геи. На картине «Аполлон и Дафна» Антонио Поллайоло, флорентийского живописца, как раз показан кульминационный момент этого сюжета.

Под воздействием стрелы обиженного Эрота, бога любовного влечения, Аполлон воспылал страстью к нимфе Дафне, дочери богини Геи. Однако саму девушку Эрот пронзил стрелой безразличия. К тому же, Дафна соблюдала обед безбрачия и целомудрия. Долгое время она пыталась скрыться от Аполлона, который даже убивал своих соперников, имевших несчастье тоже влюбиться в девушку.

Отчаявшись, Дафна воззвала к своим родителям (по другим версиям, к Зевсу). Её обратили в лавр, однако даже тогда любовь Аполлона, пусть и насланная Эротом, не угасла. Горюя о нимфе, бог сделал лавр своим священным деревом, а лавровый венок, означающий победу – атрибутом. У легенды есть также интересное символическое толкование. В нём Дафна – это заря, которая исчезает с приходом самого солнца (Аполлона).

На полотне картины бога Аполлона изображён именно кульминационный момент легенды. Феб наконец настиг свою любовь, даже поймал в объятия – но Дафна уже превращается в дерево, и эту метаморфозу не остановить.

Поллайоло, как и другие художники эпохи возрождение, интересовался человеческой анатомией и часто рисовал картины, которые должны были показать красоту человеческого тела в момент наивысшего напряжения. Однако «Аполлон и Дафна» отличаются от других его произведений. Здесь на первый план выходит сюжет, эмоции героев.

Герен Пьер Нарсис, братья-боги Гермес и Аполлон.

Фредерик Артур Бриджмен. Феб похищает Сирену.

Рени Гвидо. Феб на колеснице.

Weissenkircher Hans Adam, Аполлон на колеснице

Гамильтон Гэвин, Феб и его сестра Диана.

Пьетро Бенвенути. Аполлон, одолевший Пифона.

Вилла Вальмарана, Италия. Аполлон и Артемида.

Жироде-Триосон, Аполлон.

Бартелеми Жан-Симон. Аполлон и его брат Сарпедон, сын Зевса и Европы.

Куапель Ноэль. Богиня Виктория возлагает на голову Аполлона венок после победы над Пифоном.

Куапель Ноэль. Аполлон и его брат, Гермес-Меркурий.

Куапель Ноэль. Аполлон служит пастухом у царя Адмета.

Кранах Старший, Аполлон и Артемида.

Менгс Антон Рафаэль, Аполлон.

Куапель Ноэль, Феб.

Куапель Ноэль, Аполлон.

Other inventories +

Inv. Felipe V, La Granja, 1746.
Núm. 95.
Una Pintura origl en Lienzo, de mano de Nicolas Pusino, que representa el Monte Parnaso con Apolo, Musas, Poetas, y una Muger desnuda tiene cinco tercias, y dos dedos de àlto; y otras siete de ancho. Marco dorado, bronceado de dos ordenes de Talla … 1

Inv. Testamentaría Carlos III, Aranjuez, 1794.
Núm. 95.
Pieza de musica {180} 95 / Siete pies de largo y cinco de alto: El monte Parnaso con Apolo, Musas y Poetas. Nicolas Pusino … 12000

Inv. Fernando VII, Aranjuez, 1814-1818.
Núm. 95.
Consejo de Estado {20948} 95 / siete pies largo y cinco alto, el Parnaso con Apolo Museas y Poetas = Pusino

Catálogo Museo del Prado, 1854-1858.
Núm. 989.

Inv. Real Museo, 1857.
Núm. 989.
Nicolas Poussin. / 989. El parnaso. / Apolo acompañado de las musas, recibe en el Parnaso a un poeta, y le da a beber la ambrosia para hacerle inmortal. Al mismo tiempo Talia o Caliope le ciñe las sienes con una corona de laurel. Dante, Petrarca, Ariosto, etc… por un lado y por el otro Homero, Virgilio y Horacio presencian aquella ceremonia. Varios genios revolotean entre mirtos y laureles, y la ninfa Castalia con el brazo derecho sobre un ánfora que deja correr dulcemente sus portentosas aguas, ocupa el centro del cuadro en el primer término. / Alto 5 pies, 1 pulg, 6 lin; ancho 7 pies.

Catálogo Museo del Prado, 1872-1907.
Núm. 2043.

Catálogo Museo del Prado, 1910.
Núm. 2313.

Catálogo Museo del Prado, 1972.
Núm. 2313.

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Пуссен, Никола // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907
  • Cambry, «Essai sur la vie et les ouvrages du Poussin» (П., VII)
  • Gaul de St-Germain, «Vie de N. Poussin, consideré comme chef de l’école française» (П., 1806)
  • H. Bouchit, «N. Poussin sa vie et son oeuvre, suivi d’une notice sur la vie et les ouvrages de Ph. de Champagne et de Champagne le neveu» (П., 1858)
  • Poillon, «Nicolas Poussin, étude biographique» (2 изд., Лилль, 1875)

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, , 

Николя Пуссен: картины художника


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Николя Пуссен: жизнь и творчество художника
2.8 (56.67%) 6 голос(ов)

Изображения Аполлона как бога искусств

Антонио Зуччи, итальянский гравёр и художник, относящийся к эпохе неоклассицизма. 1767 г. Аполлон с лирой в окружении муз.

Помпео Джироламо Батони, живописец из Италии, творивший в XVIII в. На его полотне «Аполлон, дающий урок музыки» Феб оживает как великий творец и вдохновитель, наставник творческих людей. Нельзя не заметить, с каким воодушевлением он рассказывает своим ученикам о тонкостях искусства. Девушки рядом внимают также с огромным удивлением и интересом, они сами уже готовы творить музыку. Картина бога Аполлона была написана в 1741 г.

Аполлон и музы на Парнасе. Клод Лоррен.

Леписье Никола. Аполлон, оберегающий искусства (изображены в виде книг, кистей, красок, свитков и музыкальных инструментов.

Сальви Джованни Батиста (итальянский живописец). Музицирующий Аполлон.

Брене Николя-Гай. Аполлон возлагает лавровые венки на искусства.

Брайтон Ривьер. Аполлон играет на лире после победы над Пифоном.

Реньери Николо, Аполлон с музыкальным инструментом.

Генрих Мария фон Гесс, Аполлон с музами.

Музеи Москвы

Коллекция Третьяковской галереи хранит одну из самых чувственных картин с изображением Аполлона – «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением». Кипарис был спутником Аполлона, но однажды юноша застрелил своего любимого оленя. Кипарис так горевал, что в итоге пожелал уйти вслед за любимцем. В итоге он был превращён в дерево кипарис.

Гиацинта тоже считали одним из спутников Аполлона. Гиацинт был убит диском, брошенным Аполлоном, и обращён в одноимённый цветок гиацинт. Он вырос из крови Гиацинта. По другой версии, диск попал в Гиацинта, когда он закрыл собой бога.

Это полотно отличается весьма интересной историей. Несмотря на желание художника, А. А. Иванова, показать идиллическую картину со всей красотой античности, картина бога Аполлона так и осталась незаконченной. Автор чувствовал, что его желания слишком утопичны, что мир и собственное творчество не смогут им соответствовать.

Но даже неоконченная картина всё равно производит впечатление. Она показывает отдых бога солнца в окружении своих любимцев. Вся сцена дышит покоем и вдохновением, пока Аполлон с Кипарисом и Гиацинтом музицируют. Иванов, рисуя их образы, старался показать не только классическую красоту, но и живые, человечески чувства. Феба он срисовывал с головы статуи Аполлона Бельведерского, но старался вдохнуть в облик жизнь.

Для Иванова античность была не просто набором форм, образов, шаблонов, которым он старался следовать. Древняя Греция – это его золотой век и идеал, но стремление к нему ничего не дало художнику. И только картина хранит отголоски этих мечтаний.

Музеи Европы

«Аполлон убивает Пифона» — одна из картин П. П. Рубенса, известного фламандского художника и одного из родоначальников барокко, на темы из мифологии. Была написана в 1636-1638 гг. и сейчас хранится в Национальном музее Прадо в Мадриде, Испания.

Картина изображает сцену убийства Пифона. Ещё когда богиня Лето была беременна своими детьми, Фебом и Артемидой, Пифон преследовал её по приказу Зевса. Укрытие женщина нашла на отдалённом острове, который закрыл волнами Посейдон. Чудовище вернулось на гору Парнас, где охраняло Дельфийский оракул и, согласно некоторым авторам, прорицания произносились через Пифона.

Всего несколько дней понадобилось Аполлону, чтобы после своего рождения прийти отомстить за злодеяния Пифона. Для этого он использовал стрелы и лук, подаренные Гефестом в честь появления нового бога. Именно эта сцена запечатлена на полотне – Аполлон уже убил змея стрелами. Однако и сам он становится мишенью для бога Эрота, оскорблённого Фебом. Рубенс изобразил переходный момент между двумя легендами об Аполлоне.

Бог Аполлон в живописи есть и в галерее Прадо в Мадриде, Италия принадлежит авторству Корнелиса де Воса. Полотно называется «Аполлон преследует Дафну». Долгое время Феб преследовал нимфу по имени Дафна, обуянный страстью. В конце концов боги сжалились над ней и превратили девушку в лавр. На картине Аполлон как раз тянется к возлюбленной, пока руки той обращаются в ветви дерева.

Музей Прадо, Мадрид, Испания. Мидас возлагает венок на Аполлона, победившего Пана. Йорданс Якоб.

Картина Хосе де Рибера «Аполлон и Марсий», написанная в 1637 г и хранящаяся в Королевском музее изящных искусств Брюсселя, Бельгия, рассказывает историю о сатире и пастухе Марсии. Марсий нашёл флейту, которую изобрела Минерва. Но Афина решила, что она бесполезна. В итоге Афина её выкинула. Сатир опрометчиво решил соревноваться в музыке с Аполлоном, за что и подвергся наказанию. По другой версии, сама Афина его прокляла.

Лувр, Париж, Франция. Франческо Албани. Аполлон и нимфа Дафна.

Парижский Лувр, Франция. Никола Пуссен, 1630 г. Вдохновение Поэта.

Музей изящных искусств в Труа, Франция. Аполлон делает предсказание для пастушки их Иссы. Франсуа Буше.

Версальский дворец, Париж, Франция. Соревнование между Аполлоном и Марсием в игре на музыкальных инструментах, на котором судьёй выступал Мидас. Мишель Корнель мл.

Версальский дворец, Франция. Аполлон и морская нимфа Фетида. Жувене Жан-Батист.

Версаль, Париж, Франция. Аполлон и Фетида. Шарль де Лафосс.

Королевская галерея Маурицхёйс в Гааге, Нидерланды. Джованни Антонио Пеллегрини, живописец из Италии. Парящий Аполлон.

Берлинская картинная галерея, Берлин, Германия. Аполлон и Сивилла Кумская. Джованни Черрини.

Музей Лихтенштейн, Вена, Австрия. Маркантонио Франческини. Лето с новорожденными Артемидой и Аполлоном.

Музей Лихтенштейн, Вена. Аполлон и Артемида пронзают стрелами Пифона. Маркантонио Франческини.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: