Заморские гости (1901)
Откроет на список на most-beauty яркое историческое полотно И. Рериха «Заморские гости». Оно наполнено солнцем и криками чаек. Синие волны рассекает череда нарядных ладей, холмистые берега встречают заморских гостей тишиной и спокойствием. Теме путешествий из варягов в греки Рерих посвятил несколько работ. Это одна из самых популярных историй — приглашение править Русью Рюрика с варягами.
Торжественность и богатство каравана чужеземцев несёт не угрозу, а процветание безлюдным берегам. Позы воинов, одетых в латы, расслаблены. Они просто любуются окружающей красотой земли.
2
Матерь Мира
Написана картина в 1924 году. Хранится в Музее Николая Рериха в Нью-Йорке.
Полотно выполнено в синих, голубых, фиолетовых, золотых оттенках. От него невозможно оторвать взгляд.
Картина «затягивает», заставляет вдумываться в то, что находится перед глазами. Удивительный феномен, что чем дольше смотришь на нее, тем больше расширяется пространство в ней. Появляется ощущение бесконечности.
На переднем плане перед зрителем на троне восседает женщина. Царственная особа. Это образ мощной, живительной силы, космической по масштабам и по возможностям – Женской Энергии.
Те, кто развивает ее в себе, становятся более восприимчивыми к прекрасному, к любви, к постижению вечных истин и ценностей.
Те, кто разрушает ее, фактически лишает себя источника вселенской подпитки, вселенского разума, интуиции.
Обращает на себя внимание то, что лицо женщины закрыто на половину. Здесь можно мысленно дорисовать скрытые покрывалом черты лица
Искусствоведы говорят о том, что скрытая часть – это то, что еще предстоит пройти, пережить. Понять. Открытая часть лица символизирует уже достигнутые высоты, которым надо иметь смелость следовать.
Ярослав Мудрый
Ярослав Мудрый – великий князь Киевский. Являясь сыном Великого князя Владимира, крестителя Руси, он не только сохранил дело отца своего, но и приумножил своими успехами.
Занимаясь просвещением своего народа, он добился не только, чтобы его люди научились читать, но и стали писать книги. Своды его работающих законов не только навели порядок в государстве, но и повысили авторитет Руси в Европе.
На холсте изображен князь Владимир. Он работает. За окнами – купола храма как символ Бога присутствующего во всех деяниях этого великого человека. Яркая, звездная судьба у Ярослава, и на холсте он смотрится значительно.
Его образ выполнен с использованием красных, лиловых, розовых цветов. Как символ святости, религиозной страсти, религиозного самоотречения, умеренности.
Человек, изображенный на холсте строг и академичен, выдержан. Нет у него времени разбрасываться своими талантами, так как много еще дел впереди.
Сеча при Керженце (1911)
Рерих выполнял эскизы к различным театральным постановкам, создал гениальные эскизы к операм Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» и «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». А также для второй оперы был выполнен эскиз театрального занавеса для русского театрального сезона в Париже. Перед изумлённой публикой возникло огромное панно, на котором в битве сошлись татары и русские воины. Звучная зелень, огненные оттенки красного вырвались наружу и под звуки музыки битва ожила. Этот занавес вызвал бурю восторженных эмоций, зрителей восхитил русская самобытность, неповторимый стиль Рериха.
6
Образ Сергия
Нестеров М.В. Видение отроку Варфоломею. 1889-1890
Нестеров писал в воспоминаниях: образ Сергия Радонежского «…пользовался у нас в семье особой любовью и почитанием». В детские годы этот святой «был нам близок, входил… в обиход нашей духовной жизни». За более чем 50 лет творческой работы Нестеров создал 15 больших произведений, посвященных ему. Первой в этой серии была картина «Видение отроку Варфоломею» (1889), далее следовали: «Юность Преподобного Сергия» (1892–97), триптих «Труды Преподобного Сергия» (1896–97), полотно «Преподобный Сергий» (1898), эскизы к большой картине «Прощание Преподобного Сергия с князем Дмитрием Донским» (1898–99). Был и второй цикл работ, созданный в 1920–30-е годы: «Пересвет и Ослябя» (точная дата создания неизвестна), «Три всадника. Легенда» (1932) о защите Троице-Сергиевой лавры под святым покровительством преподобного, «Дозор» (1932). Они значительно менее известны широкой публике.
Как и у Нестерова, образ Сергия – один из центральных в творчестве Рериха. «Ты пишешь, – отмечает он в письме 1938 года к А. Бенуа, – что Твой патрон – Фома Неверный, а мой – Св. Преп. Сергий Радонежский. Помню, что, когда братия изгнала Преподобного из им же выстроенного монастыря, он нисколько не огорчился, но, взяв посох, пошел на новое строительство. В этом неутомимом строительстве заключено всепобеждающее творчество». Сергий высоко почитался в семье Николая и Елены Рерихов, которые видели в нем своего Учителя и всю жизнь строили по его заветам. Елена Ивановна Рерих под псевдонимом «Н. Яровская» написала прекрасный очерк «Преподобный Сергий Радонежский».
Рерих Н.К. Сергий-Строитель. 1924
Николай Константинович посвятил святому множество работ: «Сергий-Строитель» (1924 и 1940), «Святой Сергий (Сотрудники)» (ок. 1942-1947), «Сам вышел» (1922), «Мост Славы» (1923), «Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат» (1934), «Часовня Св. Сергия на перепутьи» (1931), «Сергиева Пустынь» (1933, 1936), «Святой Сергий Радонежский» (1932), «Земля Славянская» (1943). К той же тематике можно отнести и серию картин «Санкта» (Святая, Священная) созданную Н.К. Рерихом в США в 1922 году.
Сравнивая работы художников более раннего периода: «Юность Преподобного Сергия», «Труды Преподобного Сергия» у Нестерова и «Сергий-строитель», «Сотрудники» у Рериха, – можно отметить близость выбранного сюжета (известный момент из жития Сергия, когда он разделял с приходившим к нему медведем и без того скудную пищу; сюжет с обработкой дерева) и даже живописные приемы (колорит, горизонт и т. д.), несмотря на разную живописную манеру художников. Однако трактовка образа Преподобного, как и послание в их работах, различна
Так, Нестеров концентрируется на идее внутреннего духовного развития и самосовершенствования Сергия; его внимание приковано к внутренней работе, к отшельничеству, к единению с природой и Богом. У Рериха же в образе Сергия отсутствует спокойствие
При взгляде на картину мы как будто слышим стук топора, ощущаем кипучую деятельность Сергия. Здесь преподобный не только трудится физически над строительством обители, но и трудится духовно над построением Руси. Для Нестерова Сергий это, прежде всего, «душа русского народа», а потом уже «игумен Земли русской», исторический деятель, защитник. А для Рериха Сергий, в первую очередь, строитель русской духовности.
По-разному и они сами говорят об образе своего Сергия.
Нестеров М.В. Труды преподобного Сергия. 1896-1897. Триптих
Нестеров: «Я не хотел писать историю в красках. Я писал жизнь хорошего русского человека XIV века, чуткого к природе и ее красоте, по-своему любившего родину и по-своему стремившегося к правде. Передаю легенду, сложенную в давние годы родным моим народом о людях, которых он отметил любовью и памятью». Поэтому картины Нестерова так любимы русским народом, так понятны ему.
Рерих Н.К. Святой Сергий (Сотрудники) (ок. 1942-1947)
Рерих: «Каждое упоминание этого священного имени повелительно зовет всех нас к непрестанному светлому труду, к самоотверженному созиданию и делает Святого Сергия поистине преподобным для всех веков и народов… Этими соангельскими трудами положил Преподобный Сергий краеугольный нестираемый камень русской духовной культуры, внеся его в сокровищницу мирового почитания… Пусть моя картина «Сергий Строитель» напоминает о нерушимом строительстве. Сергий – труженик, один из зачинателей русского культурного строительства».
Героическая серия полотен Николая Рериха, посвященная ратным подвигам России
«Великая Родина, все духовные сокровища твои, все неизреченные красоты твои, всю твою неисчерпаемость во всех просторах и вершинах мы будем оборонять».
Н.К. Рерих. «За Родину». Рать. (1900).
«история… сурово наказывает тех, кто ее забывает».
Н.К. Рерих. «Дозор». (1903).
Н.К. Рерих. «Александр Невский поражает ярла Биргера». (1904).
Н.К. Рерих. «Стрелы неба — копья земли». (1915). Холст, темпера. 103 х 188Музей изобразительных искусств. Туркменистан.
«Стрелы неба — копья земли»
Н.К. Рерих. «Богатыри проснулись». (1940).
Н.К. Рерих. «Весть Тирону». (1940). Холст, темпера. 76 х 122. Государственный музей искусства народов Востока. Москва.
«Весть Тирону»
Н.К. Рерих. «Ковка меча». (1941).
«Ковка меча»
Н.К. Рерих. «Борис и Глеб».(1942).
Н.К. Рерих. «Святогор». (1942).
Н.К. Рерих. «Поход Игоря». (1942).
Н.К. Рерих. «Победа». (1942). Холст, темпера. 76 х 122. Дом ученых СО РАН. Россия. Новосибирск.
Н.К. Рерих. «Александр Невский». (1942).
Н.К.Рерих.«Партизаны». (1943). Холст, темпера. 46 х 80. Государственный Русский Музей. Санкт-Петербург.
Н.К. Рерих. «Настасья Микулична». (1943). Холст, темпера. 92 х 153. Новосибирский государственный художественный музей.
«Настасья Микулична»
Н.К. Рерих. «Единоборство Мстислава с Редедей». (1943). Холст, темпера. 57 х 123Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.
«Единоборство Мстислава с Редедей»
Н.К. Рерих. «Весна священная». (1945).
«Мадонна Орифламма». Николай Рерих
история любви Николая и Елены Рерихов
Последние статьи
-
Кто такая «госпожа Широкий столб», и Почему якуты считают её своей богиней сегодня, 20:58 -
Кирк Дуглас vs Майкл Дуглас, или Что стояло за многолетним семейным соперничеством сегодня, 18:15 -
6 знаменитых актёров, которые в точности повторили трагические судьбы своих киноперсонажей в реальной жизни сегодня, 16:21 -
Фотошоп XVII века: Как голландские и фламандские художники зарабатывали себе на жизнь сегодня, 14:13 -
Почему все жители Древнего Египта носили парики, из чего их делали, и как мода на накладные волосы дошла до наших дней сегодня, 12:56 -
Кто из знаменитостей крутил романы с королевскими особами и что из этого вышло сегодня, 11:47 -
В чём Елизавета II помогала принцессе Диане и как складывались их отношения в кулуарах дворца сегодня, 10:43 -
Почему рыдала, увидев себя на экране, звезда фильма «Ищите женщину» Людмила Дмитриева и ради чего ушла из кино сегодня, 09:20 -
Какие традиционные украшения выбирают разные народы планеты, следуя своим древним обычаям 15.11.2021, 22:22 -
Зачем в старину на Руси невест парили и как проверяли смогут ли молодожёны родить детей 15.11.2021, 21:04
Все статьи
Великая Жертва (1910)
Балет И. Ф. Стравинского «Весна священная» в постановке Дягилева был сказочным действом. Во сне композитору привиделся священный круг, в котором старцы наблюдают за предсмертным танцем юной красавицы. Её жизнь обещана в жертву богу весны, чтобы новый год был богатым на урожай. Стравинский поручил воплотить в жизнь этот замысел Рериху, на тот момент уже именитому театральному художнику.
Эскиз к балету «Великая жертва» изображает замысел композитора. На холмах северных островов, среди каменных лабиринтов восемь старцев распалили жертвенный огонь. Промозглый ветер несёт тучи над их головами, а от зелёного мха веет холодом. Для прихода весны необходима жертва, старцы готовятся принести её капризному божеству.
5
ЛИСТЫ САДА МОРИИ
КНИГА ВТОРАЯЧасть втораяIV
9. Было чуткое ощущение, что нужно всё мужество собрать, чтобы дойти. Бывают скучные и опасные переходы, и претерпеть их можно лишь надеждою на Проводника. Он должен довести и не надорвать силы. Если он надорвёт силы, чем заменит их?
Поручение высокое женщин явлено должно быть женщиною. И в Храме Матери Мира должна быть женщина. Явление Матери Мира создаст единение женщин. Именно теперь задача создать духовно-царственное положение женщине.
И передача непосредственного сообщения с Высшими Силами женщине нужна, как психологический толчок. Конечно, через новую религию явится необходимое уважение. Чую как напряжен ток, как атмосфера напряжена, но скоро движение звезд изменится. Даже приближение дружеской планеты тяжело, ибо новые лучи режут новые слои атмосферы.
10. С глубоким символом Христос указал на детей, так же просто подойдём к Вратам Великого Знания. Правда, Мы складываем сложные и точные формулы, но метод нахождения лежит в духовном сознании. Именно этим сознанием Находим новые пути присоединить новые сферы миров к доступному мышлению — и до предела мышления, ибо как в бездонный океан погружается сознание, захватывая новые сферы.
Так велико и мощно творение Космоса.
11. Урусвати — пора сказать, что так зовём звезду, которая неудержимо приближается к Земле. Издавна она была символом Матери Мира, и эпоха Матери Мира должна начаться, когда её звезда приблизится к Земле небывало.
Великая эпоха начинается, ибо духоразумение связано с Матерью Мира. Даже знающим срок дивно смотреть на физическое приближение сужденного
Важно наступление очень великой эпохи, которая существенно изменит жизнь Земли. Великая — Я так радуюсь, видя, как новые лучи пронизывают толщу Земли
Если даже они сначала тяжелы, то их эманации вносят новые элементы, так нужные для толчка. Новые лучи достигают Землю в первый раз от её сформирования.
Сегодня начало женского пробуждения, ибо новая волна дошла сегодня и новые очаги зажглись, ибо вещество лучей проникает глубоко. Радостно ощущать приближение новой эпохи.
V
2. Матерь Мира является символом Женского Начала в новых эпохах, и Мужское Начало добровольно отдаёт сокровище Мира Женскому Началу. Если Амазонки являются символом силы Женского Начала, то теперь необходимо показать духовную совершенную сторону женщины. Именем Христа совершались великие преступления, потому ныне Христос облекается в иные одежды. Надо очистить всё приукрашенное.
VIII
11. Уже Говорил вам, что Матерь Мира скрывает Имя Своё. Уже показал вам, как Матерь Мира закрывает Лик Свой. Уже помянул о Матери Будды и Христа.
Конечно, теперь пора указать, что Матерь общая Владыкам не символ, но Великое Явление Женского Начала, представляющего духовную Матерь Христа и Будды.
Та, которая учила и рукоположила их на подвиг. С давних пор Матерь Мира посылает на подвиг. По истории человечества Её рука проводит незримую нить.
При Синае Её голос звучал. Образ Кали был принимаем, основа Изиды, Истар. После Атлантиды, когда был нанесён удар по культу духа, Матерь Мира начала новую нить, которая засияет теперь.
Можно назвать многие примеры, когда даже высокие Маги оставляли после себя неожиданные следствия и желание найти опору в низших слоях материи.
Такое извращение могло называться каналом интеллекта и надолго задержать общение с иными мирами. Теперь механически ищут уже духовно сужденное. Учение будущей эпохи будет соединение духа с интеллектом. Течение планет позволяет ускорить общение между мирами, и развитие человеческого духа пойдёт по новым путям.
12. Светила позволяют ускорить путь человечества. Теперь ещё о Матери Мира. Матерь есть красота; Мир — самопожертвование; именно этими двумя основаниями открываются Врата. Мост между планетами, сокращение кругов рас лежит в этих двух основаниях.
Зачем искать постепенности, если одно озарение подымает над границами…
Поморяне. Утро и Поморяне. Вечер (1907)
Как жили древние народы на Белом море? Мы можем догадываться об этом из древних сказок и преданий, а ещё из работ художника, историка Николая Рериха. Эти две работы были написаны, как эскизы к фрескам, но они стали полноправными картинами, иллюстрирующими жизнь древних людей. Первая картина диптиха «Утро» наполнена спокойствием, ежедневными заботами древних поморян. Мать ведёт за руку дитя, старый человек сидит у стены городища, парни охотятся на птицу.
Вечер полон загадок и преданий. Маленькая группа людей греется у костра, а вокруг синева бескрайнего леса. В эти минуты рождались сказки о волшебстве и бесстрашных героях.
4
Тангла
Песнь о Шамбале. В Китае, в Тибетском нагорье существуют горные массивы, объединенные общим названием Тангла. Здесь сохранилась неописуемая красота, в которой сочетаются куполовидные вершины, плоские склоны, широчайшие плоскодонные котлованы. Художник запечатлел это божественное явление в десяти холстах.
На фоне цепей заснеженных вершин причудливо отражаются краски неба в сочетании с его космической безбрежностью.
Согласно легендам, именно в этих краях находится страна Шамбала, в которой сходятся миры: земной и небесный. Материальный и духовный. А проживающие в этой стране люди, «махатмы», являются носителями невероятных по значимости знаний.
Картина написана в 1943 году. Находится в Государственном музее Востока. Если отойти чуть дальше от нее, будет впечатление, что пейзаж раскинулся как бы за окном собственного дома.
Картина Н.К. Рериха «Матерь Мира».
25.05.2012 года в библиотеке Истории и культуры Санкт-Петербурга (ул.Марата, д.72) в рамках Лектория Санкт-Петербургского отделения МЦР состоялась одиннадцатая лекция из цикла «Знамена Востока». Тема: «Серия картин Н.К.Рериха «Знамена Востока». «Матерь Мира. Картина Н.К. Рериха «Матерь Мира». 1924 г.». Лекцию с видео-презентацией представила член СПб отделения МЦР Корчемкина Е.Е.
В 1924 г. Николай Константинович Рерих создаёт несколько вариантов картины «Матерь Мира». Одну из них художник включает в серию «Знамена Востока». Картина «Матерь Мира» становится одним из Знамен Востока, которые оповещают наступление Новой Эпохи, несут человечеству знания и опыт святых и подвижников. На протяжении развития человечества различные народы по-разному отражали своё понимание Женского Божества. Это восприятие соответствовало уровню их сознания и развития, состоянию культуры и знания в конкретную историческую эпоху. Праматерь всех народов, Все-матерь всего живого. Так можно назвать этот образ, рожденный импульсом вселенской жизни. На лекции в форме видео-презентации был представлен обзор некоторых сохранившихся до наших дней образов Высокого Женского Начала в культурах различных народов мира.
Именно женщине – представителю Женского Начала на нашей планете, предстоит милосердием и любовью сердца объединить человечество в Новой Эпохе и повести его в будущее. Мысль новой эпохи должна быть направлена на развитие сознания человека, рост его духовного понимания жизни и духовного творчества. Елена Ивановна Рерих, мыслитель и философ-космист XX века писала: «В тяжкие дни космических катаклизмов и человеческого разъединения и дегенерации, забвения всех высших принципов бытия, дающих истинную жизнь и ведущих к эволюции мира, должен подняться голос, призывающий к воскрешению духа, к внесению огня подвига во все действия жизни, и, конечно, этим голосом должен быть голос женщины, испившей чашу страдания и унижения и закалившейся в великом терпении. Пусть теперь женщина – Матерь Мира – скажет: Да будет Свет!».
Смысл всей серии «Знамена Востока» концентрируется в символах полотна «Матери Мира». Общемировая ценность духовных достижений святых, подвижников на уровне интуитивном ощущается человеком при внимательном рассмотрении картин этой серии. На лекции был дан анализ некоторых символов, сопровождавших изображение высокого Женского Начала в культурах разных народов; показана их трактовка в некоторых картинах Н.К.Рериха, посвященных Женскому Началу и Женским Божествам разных народов. «Образ Матери Мира, Мадонны, Матери Кали, Благостной Дуккар, Иштар, Гуаньинь, Мириам, Белой Тары, Радж-Ражесвари, Ниука – все эти великие образы, все эти жертвовательницы. Каждая из них сказала на своем языке, но понятном для всех…» – писал Н.К.Рерих.
Н.К.Рерих, используя известные символы Женского Божества, переосмысливает их творчески и раскрывает в картине «Матерь Мира» их новые грани, оттенки и смыслы, которые не только позволяют более полно понять значение символики при изображении исторических женских божеств, но и осознать новые знания, заложенные в картине «Матерь Мира». Великий художник средствами искусства позволяет зрителю вместить образы и идеи, столь необходимые в наступающую эпоху преображения человеческого сознания – в Эпоху Матери Мира. Картина «Матерь Мира» по глубине внутреннего содержания может считаться .
Музеи России
Поделиться ссылкой:
- Нажмите, чтобы поделиться на Twitter (Открывается в новом окне)
- Нажмите здесь, чтобы поделиться контентом на Facebook. (Открывается в новом окне)
- Нажмите, чтобы поделиться записями на Pinterest (Открывается в новом окне)
- Нажмите, чтобы поделиться в Telegram (Открывается в новом окне)
- Нажмите, чтобы поделиться записями на Tumblr (Открывается в новом окне)
- Нажмите, чтобы поделиться в WhatsApp (Открывается в новом окне)
- Нажмите, чтобы поделиться в Skype (Открывается в новом окне)
АГНИ-ЙОГА
306. Дыхание Матери Мира, Гиганты, держащие ношу, и Искупители, чашу приявшие, — эти три образа возникли около одного закона. Накопление психической энергии пространства создаёт взрывы частей планеты. Организмы, соответственные дыханию Великой Матери, созвучат на взрывы пространственных тел. Может ли быть такое потрясение преимуществом? Так же, как для исполнения изысканного творения предпочитаются точно настроенные инструменты. Конечно, когда таких инструментов мало, на них немногих ложится давление токов. Лишне доказывать, что тем не менее, лучше принять ношу мира, нежели быть непричастным жизни движениям
Когда Говорю об осторожности, тем самым Подтверждаю неустрашимость, скреплённую выросшим сознанием. Но без мужества нельзя строить
Без созидания нельзя приблизиться к Чаше. Лишь пламя над Чашею освещает вышину свода. Потому для Нас Искупители не скрыты золотыми ризами.
315. Указала Матерь Мира: «Соберитесь, ветры, соберитесь, снега. Не являйтесь, птицы, и не подходите, звери!
Не утвердится нога человеческая на Моей Вершине. Не утвердится основа дерзания тёмного. Не удержится свет месяца, но луч солнца достигнет Вершины.
Сохрани, солнце, Вершину Мою, ибо где встану на страже? Никогда не взойдёт зверь и не удержится сила человеческая!»
Сама Матерь Сущего с огненным щитом станет на страже.
Что блестит на Вершине? Чему вихри сложили венец сияющий?
Она, Великая Матерь, одна поднялась на Вершину. И никто не взойдёт за Нею.
317. На самой высокой горе сияет Матерь Мира. Она тьму поразить вышла. Почему упадают враги? И куда с отчаянием обращают глаза?
Она одела пламенный плат и окружилась стеною Огня.
Она — наша крепость и устремление.
620. Советую Учителя Имя держать как щит. Не символ, не мечта, но цепь сознания даёт ток непобедимости. Не знаем конца этой цепи. Не знаете её начала — как змий протянулся от недр земли в сферы недоступные.
Гора Матери Мира не знает вершины своей. Будем ли страшиться её? Будем ли ужасаться недосягаемости? Или будем радоваться, что Амрита неистощима? Между понятиями измеримости как Свет сияет Неисчислимость! Разве будем недовольны прохладой дальнего ветра, зачатого в Безпредельности? Среди бесплодия зноя не отвернёмся от живительной струи.
БЕЗПРЕДЕЛЬНОСТЬ
II
341. …Даже древнейшее понимание излагало космические законы, как устремление двоеродным Огнём. Указание в старинных записях о явлении двух Начал также основано на знании полярности в каждой энергии. Космическое творчество может проявиться только в двух Началах.
Так человечество, низвергая Великую Матерь, лишает себя преимущества сознательного сотрудничества с Космосом.
360. Когда человечество научится понимать Космическое Единство, тогда утвердится строительство космическое. Главное задание человечеству — соединить материальный мир с духовным…
375. …Шелуха, которая накопилась на человеческом духе, закрыла пути к утверждению, потому нужно Нашим сотрудникам познать, что шелуха не принадлежит Нашим условиям. Нужно понять, что непристойно являть одеяние духа как шелуху, когда Мы так чтим сияние плата Матери Мира.
716. Наш принцип огня настолько напряжен, что творчество устремлено к Источнику Огня. И Матерь Мира направляет свои лучи в Наши сферы. Только Наши приближения дадут планете эволюцию и решат строительство, потому эволюционная битва решит Нашу победу; так каждый камень, принесённый врагом, даст ступень к победе. Так, истинно, Мы пользуемся каждым препятствием. Истинно, великое творчество. Тара Огня даст человечеству новую науку.
879. Явление жизни в Космосе не может существовать без жизненных сил, даваемых Началами. Конечно, силы Начал одухотворяют силы. Потому Мощь Матери Мира насыщает все пространства.
Философская основа картины
Вот как описывает свою работу сам Рерих: «Матерь Мира! Сколько необыкновенно трогательного и мощного слилось в этом священном понятии всех веков и народов. Космическими волнами приближается это великое понятие к человеческому сознанию… Учения говорят о наступившей эпохе Матери Мира. Близкая всем сердцам, почитаемая умом каждого рожденного Матерь Мира опять становится у великого кормила. Будет счастлив и убережен тот, кто поймет этот Лик эволюции».
Для Николая Рериха, мужа Елены Рерих, Мать Мира была высшим символом мирового единства, самым универсальным из всех великих учителей. Он рисовал ее много раз на протяжении своей карьеры. Ее часто изображали с глазами, прикрытыми синей вуалью, что означало определенные тайны вселенной, которые еще не были открыты человеку. Многие языческие, древние религии почитали не создателя, а богиню, которая на заре времен дала жизнь миру. Это самый древний архетип матери, которая дает, защищает и воплощает Великую Мать.
(Все просмотры 33 , Просмотры сегодня 1)
5
Елена-Jelenka
12K
Сербия. Город: Belgrad
День рождения: 20 Мая
Комментарии: 5167Публикации: 770Регистрация: 28-11-2019
52
Письма
Звезда Матери Мира есть планета Венера. На санскритском языке планета Венера называется Шукра. В Белом Братстве называют её Урусвати. Имя Владыки, или Гения, Венеры – Уриэль.
В 24-м году Лучи Светила Матери Мира достигли Земли и, окропив её, пробудили новое сознание. Много женских очагов возгорелось к новой жизни.
В 24-м году Н.К. написал несколько вариантов своей картины «Матерь Мира». Они были выставлены в Музее Нью-Йорка и произвели громадное впечатление. Воспроизведение с одной, которая была написана отчасти на основании моего видения, получило самое широкое распространение.
В 24-м году Н.К. написал статью «Звезда Матери Мира», которая была помещена в Адиарском «Теософисте».
В 25-м году г-жа Безант с Ледбитером, избрав 12 Апостолов (кто из них Иуда?), открыли и Матерь Мира в образе индуски Рукмини, жены нынешнего Председателя Теософического Общества.
Теперь о Матери Мира. Каждое понятие должно быть принято в разных аспектах. Каждый Космический Принцип или проявление имеют свои отражения или олицетворения на Земле. Так, Матерь Мира, рассматриваемая в Её Космическом Аспекте, есть Мулапракрити, все в себе вмещающая, всё в себе зарождающая. Но в земном отражении Она есть Великий Дух Женского Начала. Высокая Индивидуальность, духовные энергии которой участвовали при насыщении нашей планеты при зарождении на ней жизни, начиная от жизни растительного царства. Истинно, она есть Великая Матерь нашей планеты. За каждым проявлением, за каждым аспектом, за каждым символом стоит великая Индивидуальность. Так, каждая высокая Индивидуальность имеет своих Заместителей, или Персонификаторов, ближайших ей по Лучу, а иногда и сама проявляется в подобных воплощениях. Отсюда возникло и понятие Аватара. Так, высокий дух, воплощавшийся, скажем, как Изида, Истар и т.д., мог и не быть Духом Владычицы Мира, но он носил на себе Её Луч и, конечно, в силу этого Образ Изиды слился в позднейших легендах с Образом Великой Матери Мира, закончившей свои земные воплощения ещё во времена Атлантиды и положившей Основание Белому Братству. (Прилагаю Вам отдельно выдержки из «Сокровенной Доктрины» и страницы, написанные мною Евгению Александровичу Зильберсдорфу о Космическом аспекте Матери Мира.)
Да, о Матери Мира можно было бы написать грандиознейшую Поэму-Драму (ещё более великую, нежели «Потерянный Рай»). Ибо, истинно, в основе и в судьбе нашей планеты лежит величайшая космическая драма.
Сноски
Небесный бой (1912)
Картина «Небесный бой» написана в стиле символизма. Небольшие размеры (66×95 см) и скромные материалы исполнения (картон и темпера) не могут принизить величие картины, которая изображает буйство природы в небесах. Массивные облака сошлись над низким горизонтом в клокочущей битве. Верхние облака освещены Солнцем и от них исходит мощное сияние. Нижние слои синих и сиреневых туч клубятся, быстро несутся над землёй. Художник мастерски воспроизвёл величие, непередаваемую красоту природы русской земли.
Не пропустите, на нашем сайте most-beauty.ru есть интересная статья о удивительно красивых местах России.
7
АУМ
506. Червь сомнения есть символ очень показательный. Именно червь подобен бацилле, разлагающей психическую энергию, и влияет даже на состав крови. Когда-нибудь учёные покажут психическую и физическую особенность человека, впавшего в сомнение. Такие последствия болезни сомнения будут среди самых заразных.
От младенческого возраста нужно употреблять лучшую профилактику против сомнения. Здоровая, разумная пытливость не породит сомнения, но всякое невежество будет источником самых уродливых сомнений. Сомнение будет, прежде всего, уродством и, в конце концов, приведёт к предательству. Эпидемия предательства есть уже планетарное бедствие.
Так из ничтожного червя образуется самый ужасный дракон.
415. Матерь Мира! Казалось бы, в одном созвучии этих двух слов уже ясен смысл величия понятия, но жизнь показывает иное.
Поэты и певцы нередко славят женщину, но государства не могут признать простого равноправия. На позорной ступени истории будет записано, что и теперь равноправие не установлено. Женское воспитание и образование не уравнены с мужским, и само материнство не охранено.
Кто первый исполнит такое общечеловеческое действие, тот идёт согласно с эволюцией.
416. Женщина и сама должна подать пример единения. Мы знаем, насколько редко такое согласие достигается. Но если сказано о едином реальном двигателе, то невозможно оставаться глухими по причине нелепых привычек. Конечно, многие из них имеют исторические основания, но эти заторы должны быть уничтожены.
Своими руками женщина всех племён и верований поможет слагать ступени эволюции. Нельзя промедлить!
535. Можно понять, почему сравнительно мало сказано о перевоплощениях в древних Учениях
С одной стороны, о них было достаточно известно, с другой — было бы не полезным обращать внимание на бывшее. Только люди с особо расширенным сознанием могут погружаться в прошлое без вреда для продвижения
Для малого сознания взгляд назад может быть губителен. Люди должны быть в постоянном приготовлении к будущему. Только в таком сознании могут они гармонизировать земную жизнь…
598. Неисчислимы индивидуальные выражения психической энергии. Сама энергия всё та же, основной закон её незыблем, но в то же время нет двух живых существ с одинаковым выражением её. Из такого разнообразия порождаются многие заблуждения. Педанты не выносят многообразия и потому, вместо основного единства представляют условные деления, называя их измышленными именами. В веках нарастают наивреднейшие смешения, и мало у кого достаёт решимости опять обратиться к Основам.
Среди нагромождений малое мышление чувствует себя даже более защищённым, но такие нагромождения не что иное, как валы отбросов. Когда-то придётся их расчистить; когда-то придётся собрать разбросанные члены Озириса. Не Изида ли их соберёт?
Жизнь Святого Иссы
Рерихи были убеждены в историчности Иисуса. Его личность реальна, и по мнению мистиков, тот отрезок его жизни между 14 и 30 годами, о котором нам мало что известно, Иисус провел именно в Гималаях, проповедуя среди местного населения. Еще в 19 веке российским ученым Н.А. Нотовичем было издано Тибетское Евангелие, переведенное ученым на французский язык. Позже Николай и Елена Рерихи удостоверились в существовании этой рукописи, посетив монастырь, хранящий ее в своих стенах.
Христос в пустыне
Сюжеты с образом Великого Мессии потрясают своим воздействием на сознание созерцающего. Вот он, этот сакральный момент истины, изображенный на полотне «Знаки Христа». Мгновение, когда на учителя человечества снизошло прозрение и он изрек свое пророчество, обращенное к людям и открывающее перед ними истинный путь к спасению.
Знаки Христа. Николай Рерих
«Взяв бамбуковую трость, Он очертил квадрат вокруг отпечатка Его следа, прибавив: «Истинно говорю — ногою человеческою». Потом, отпечатав ладонь, также заключил её в квадрат: «Истинно рукою человеческою». Между квадратами Он начертал подобие колонны и покрыл как бы полусферой.
Он говорил: «О, как Оум проникнет в сознание человеческое! Вот Я сделал пестик и над ним дугу, и заложил основание на четыре стороны. Когда ногами человеческими и руками человеческими будет построен храм, где процветёт заложенный Мною пестик, пусть Моим путем пройдут строители. Почему ждём пути, когда он перед нами?» И встав, тростью смешал начертанное.»
Николай Рерих. Мистерия жизни и тайна творчества
Перекресток путей Христа и Будды
Несомненно, Иисус был известен народам Азии под именем Исса, они называли его лучшим из сынов человеческих. Исса жил среди мудрецов и воинов, но ходил читать свои проповеди и для низших сословий индийского общества, что вызывало непонимание у браминов и кшатриев, ведь на тот момент в Индии было строгое разделение на касты, и низшие сословия приравнивались к рабам, недостойными слышать строки святого писания. Уже тогда Иисус вел свою неустанную борьбу за сердца и умы людей, пытаясь донести до них мудрость великого закона Вселенной: все равны перед Отцом Небесным, и не делает Он различий между своими детьми.