Рафаэль. Святое семейство с безбородым Иосифом. 1506
Темпера на холсте, перенесено с дерева. 74 х 57 см. Эрмитаж, Санкт-Петербург
Одна из версий Святого семейства, написанная Рафаэлем. Её особенность в том, что святой Иосиф, изображаемый обычно с бородой, здесь представлен безбородым. Есть предположение, что это – одна из двух упомянутых Вазари картин, которые были выполнены Рафаэлем в Урбино для Гвидобальдо да Монтефельтро.
Рафаэль. Святое семейство с безбородым Иосифом. 1506
Способ, каким изображен на этой картине Иосиф, – весьма характерный для портретов частных лиц и необычный для иконографий святых, – породил гипотезы, что в данном случае прототипом для Рафаэля послужил один из его современников. Более вероятно, однако, что художник вдохновлялся изображениями стариков, сделанными Леонардо да Винчи.
Рафаэль. Сикстинская Мадонна. 1513-1514.
Холст, масло. 270 х 201 см. Галерея старых мастеров, Дрезден
На полотне с Девой Марией, Младенцем, святым Сикстом и святой Варварой, обычно называемом «Сикстинской мадонной», персонажи расположены в воображаемом пространстве, которое они сами же и создают. Фигуры стоят на ложе из облаков, обрамленном тяжелыми занавесями, которые открыты в обе стороны. Мадонна как бы выходит из неба через плоскость картины в действительный мир, к зрителю. Жест святого Сикста и взгляд святой Варвары направлены на верующих, которых Рафаэль предполагает расположенными за балюстрадой в нижней части картины. Папская тиара, лежащая наверху этой балюстрады, играет роль моста между реальным и живописным пространствами.
Рафаэль. Сикстинская мадонна, 1513-1514
«Сикстинская мадонна», вероятно, предназначалась для украшения гробницы папы Юлия II. Святой Сикст был покровителем фамилии этого папы (делла Ровере), а святая Варвара и два крылатых «гения» в нижней части картины символизировали похоронную церемонию. Это полотно Рафаэля хранилось в монастыре Святого Сикста в Пьяченце, а затем было подарено его монахами королю саксонскому, Августу III. После капитуляции Германии во Второй мировой войне «Сикстинская мадонна» была перевезена в Москву, но позже возвращена в Дрезден.
Рафаэль. Путти с Сикстинской мадонны
Два крылатых путти с «Сикстинской Мадонны» Рафаэля, вероятно, являются самыми известными живописными ангелами. Им уже полтысячелетия. Их непрерывный успех, не ослабевший по сей день, объясняется, видимо, тем, что в этих фигурках Рафаэль соединил истинное христианское религиозное чувство с языческими и светскими мотивами, детское озорство с высоким искусством.
Рафаэль. Ангелочек с Сикстинской мадонны
Ангелочки с «Сикстинской мадонны» многократно воспроизводились в разных вариациях на других живописных полотнах, в книгах, газетах и журналах.
на нашем сайте можно ознакомиться с красочными, богато иллюстрированными статьями Леонардо да Винчи – биография, Андреа Мантенья – краткая биография, Сандро Боттичелли – краткая биография, Микеланджело Буонарроти – краткая биография, Джорджоне – краткая биография, Тициан – краткая биография, 80 портретов Тициана
Личная жизнь
https://www.youtube.com/watch?v=2efb7qALrFEVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: Паола Волкова. Мост над бездной. РАФАЭЛЬ САНТИ (https://www.youtube.com/watch?v=2efb7qALrFE)
Во время правления Льва X он обзавелся роскошным домом в античном стиле, построенном по собственному проекту. Однако, множественные попытки женить молодого человека со стороны его покровителей ни к чему не приводили. Рафаэль был большим поклонником женской красоты. По инициативе кардинала Биббиена (Bibbiena), художник был помолвлен с его племянницей Марией Довици Биббиена (Maria Dovizi da Bibbiena), но свадьба не состоялась, маэстро не желал связывать себя узами брака. Имя одной известной любовницы Рафаэля – Беатриче (Beatrice) из Феррары (Ferrara), но скорее всего, она была обыкновенной римской куртизанкой.
Художник встретил девушку в саду Киджи (Chigi), когда искал образ для «Амура и Психеи». Тридцатилетний Рафаэль Санти расписывал виллу Фарнезина (Villa Farnesina) в районе Трастевере в Риме, принадлежащую его богатому покровителю, а красота семнадцатилетней девушки как нельзя лучше подошла под этот образ.
Советуем посетить экскурсию: погружение в Трастевере
Отец девушки за 50 золотых разрешил дочке позировать художнику, а впоследствии за 3000 золотых он позволил Рафаэлю забрать её с собой. На протяжении шести лет молодые люди жили вместе, Маргарита не переставала вдохновлять своего почитателя на все новые шедевры, среди которых:
- «Сикстинская мадонна» («Madonna Sistina»), Галерея старых мастеров (Gemäldegalerie Alte Meister), Дрезден (Dresden), Германия, 1514 г;.;
- «Донна Велата» («La Velata»), Палатинская галерея (Galerie Palatine), Палаццо Питти (Palazzo Pitti), Флоренция, 1515 г.;
- «Форнарина» («La Fornarina»), палаццо Барберини (Palazzo Barberini), Рим, 1519 г.;
После смерти Рафаэля юная Маргарита получила пожизненное содержание и дом. Но в 1520 г. девушка стала послушницей в монастыре, где впоследствии и умерла.
Интересные факты
https://www.youtube.com/watch?v=ty0S5xYQafcVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: В Пушкинском музее выставлены работы Рафаэля Санти (https://www.youtube.com/watch?v=ty0S5xYQafc)
- Джованни Санти настоял на том, чтобы новорожденного Рафаэля мать выкармливала сама, не прибегая к помощи кормилицы.
- До наших дней дошло примерно четыреста рисунков маэстро, среди которых имеются наброски и изображения потерянных картин.
- Удивительная доброта и душевная щедрость художника проявлялась не только по отношению к близким людям. Рафаэль всю жизнь заботился как сын об одном бедном ученом, переводчике Гиппократа на латынь, – Рабио Кальве (Rabio Calve). Ученый муж был настолько же свят, насколько и учен, поэтому не скопил себе состояния и жил скромно.
- В монарстырских записях Mаргарита Лути была обозначена как «вдова Рафаэля». Помимо этого, исследуя наслоения краски на картине «Форнарина», реставраторы обнаружили под ними рубиновое кольцо, возможно, обручальное. Жемчужное украшение в волосах «Форнарины» и «Донны Велаты» также свидетельствует о замужестве.
- Болезненное голубоватое пятно на груди «Форнарины» дает основание предполагать, что у женщины был рак груди.
- В 2020 г. исполнится 500 лет со дня смерти гениального художника. В 2016 г. впервые в России прошла выставка Рафаэля Санти в Москве, в ГМИИ имени Пушкина. На выставке под названием «Рафаэль. Поэзия образа» было представлено 8 картин и 3 графических рисунка, собранных из различных музеев Италии.
- Детям Рафаэль (он же Раф) знаком, как один из «Черепашек ниндзя» в одноименном мультике, который владеет колющим клинковым оружием – сай, внешне похожее на трезубец.
Мадонна Альба. 1511 г.
Рафаэль. Мадонна Альба. 1511 г. Национальная галерея Вашингтона, США
Мадонна Альба была написана в Риме. Рафаэль прибыл сюда по просьбе папы Юлия II для росписи залов Ватикана. Здесь же работал и Микеланджело над росписью Сикстинской капеллы.
Нелюдимый и угрюмый Микеланджело на других художников взирал свысока. В том числе на Рафаэля. Они не дружили. Почти не общались.
Однажды поссорившись с папой, Микеланджело вынужден был бежать из Рима. Остались сведения, что он отдал своему поверенному ключ от Сикстинской капеллы с наставлением ни в коем случае не показывать фрески Рафаэлю.
Но это не помешало Рафаэлю взять от замкнутого гения самое лучшее. Так, Микеланджело был виртуозом в написании физически развитых людей. Рафаэль, конечно, ему в этом уступал. Обнаженные торсы ему давались немного хуже.
Слева: Рафаэль. Фрагмент фрески “Пожар в Борго”. Справа: Микеланджело. Фрагмент фрески “Сотворение Адама”.
Однако у мастера телесной красоты он сумел взять раскованность в жестах. Величавость и монументальность поз. Так появилась Мадонна Альба.
Вместо хрупкой и уязвимой фигуры Мадонны Грандука мы видим зрелую, величественную женщину. Она сильна и вынослива и в физическом, и в психологическом плане. Она уверенно и раскованно сидит. Её взор уже нельзя назвать кротким.
Когда-то Мадонна Альба принадлежала Эрмитажу. Увы, она была продана американскому коллекционеру советским правительством после революции 1917 года.
Рафаэль. Мадонна со щегленком. 1507
Подробнее – см. в отдельной статье Рафаэль «Мадонна со щегленком»
Дерево, масло. 107 х 77 см. Галерея Уффици, Флоренция
«Мадонна со щегленком» была написана Рафаэлем для своего друга, богатого купца Лоренцо Нази. Эта картина была серьезно повреждена после частичного обрушения дома Нази при обвале горы Сан-Джордже (1548). Впоследствии «Мадонна со щегленком» была восстановлена Ридольфо дель Гирландайо.
Младенец Христос любовно поглаживает щегленка, которого протягивает ему мальчик Иоанн Креститель. На первый взгляд в этом можно увидеть простую игру детей, однако нельзя забывать, что щегол в символике эпохи Возрождения был олицетворением Страстей (ибо эта птица кормится в терниях). Щегленок здесь – символ будущих Страстей Христовых, и лицо младенца Иисуса, принимающего от Иоанна птенца, очень серьезно.
Рафаэль. Мадонна со щеглёнком. 1507
Композиция этой картины Рафаэля почти повторяет «», но с той существенной разницей, что дети в «Мадонне со щегленком» теснее объединены с центральной фигурой Богородицы. Цвет этой картины более живой, чем у «Мадонны в зелени». Пейзаж, с необычными для средиземноморской Италии островерхими крышами и высокими шпилями, отражают влияние фламандского искусства. Образ Младенца, опирающегося босыми пальчиками на ногу Девы Марии, явно навеян выполненной Микеланджело незадолго до этого статуей «Мадонны Брюгге».
По словам Вазари, Христос и Иоанн Креститель в картине «Мадонна со щегленком», «образуют группу, полную какой-то ребячливой простоты и в то же время глубокого чувства, не говоря о том, что они так хорошо выполнены в цвете и так тщательно выписаны, что кажутся состоящими из живой плоти, а не сделанными при помощи красок и рисунка».
Рафаэль. Мадонна Бриджуотера. Ок. 1507
Холст, масло, перенесено с панели. 81 х 57 см. Шотландская национальная галерея, Эдинбург
Технические исследования окрашенной поверхности «Мадонны Бриджуотера» во время реставрации показали, что на картине вначале был природный ландшафт
Его устранение и замена обстановкой темного интерьера позволило Рафаэлю сосредоточить внимание зрителя на двух центральных фигурах, с драматическим акцентом на контрасте света и тьмы
Рафаэль. Мадонна Бриджуотера. Ок. 1507
Тело ребенка Иисуса в «Мадонне Бриджуотера» тщательно смоделировано для достижения прочного, объемного эффекта, который придаёт ему скульптурные качества. Скульптурная прочность и двойной «перекрут» младенца, вероятно, вдохновлены влиянием работы Микеланджело Тондо Таддеи.
Мадонна Грандука. 1505 г.
Рафаэль. Мадонна Грандука. 1505-1506 гг. Палаццо Питти, Флоренция, Италия
Рафаэль создал Мадонну Грандука во Флоренции. В эту Мекку искусства и науки он приехал при первой возможности. Здесь он познакомился с работами Леонардо да Винчи. И перенял его технику сфумато (плавный переход от света к тени). Теперь уже нет в его живописи чётких линий. Фигуры Марии и младенца как будто мерцают. Все это делает их ещё более живыми.
Здесь Мадонна с кротким опущенным взглядом. Легкой грустной улыбкой. Как выразился Вазари, его современник и биограф, эта Мадонна словно “прекрасная сестра Рафаэля”. Настолько её лик отражает те же черты, что были присущи самому Рафаэлю. Если бы он сам не был наделён добротой, отзывчивостью и щедростью, он не смог бы создать такой образ.
Рафаэль. Автопортрет. 1506 г. Галерея Уффицци, Флоренция, Италия
Изначально Рафаэль создал свою Мадонну на фоне пейзажа и окна с балюстрадой. Но сейчас мы видим её на черном фоне. Долгое время считалось, что фон изменил сам Рафаэль. Эта версия до сих пор встречается во многих источниках.
Однако, как показал химический анализ краски, скорее всего фон был изменён не менее, чем через 100 лет после создания шедевра. Кто знает, возможно однажды чёрный слой снимут. Но мир знает Мадонну Грандука в таком виде с 1800 года. Не будет ли это слишком большим потрясением для любителей Рафаэля?
О картине читайте более подробно в статье “Мадонна Грандука. Самая загадочная картина Рафаэля”.
Рафаэль. Мадонна Эстергази (Мадонна с Младенцем и ребёнком Иоанном Крестителем). Ок. 1508
Дерево, темпера, масло. 29 х 22 см. Будапешт
Рафаэль помещал своих возвышенных и прекрасных мадонн посреди идеализированных зеленых ландшафтов. Это хорошо демонстрирует удивительно утончённая небольшая панель «Мадонна Эстергази» (сейчас хранится в Будапеште). Она была написана в начале . Незавершённость этой работы раскрывает некоторые подробности процесса её создания. Идиллическая атмосфера пейзажа с римскими архитектурными мотивами дополняет гармонию фигур и цвета.
Рафаэль. Мадонна Эстергази (Мадонна с Младенцем и ребёнком Иоанном Крестителем). Ок. 1508
Эта картина Рафаэля была подарена супруге императора Карла папой Климентом XI. Позже, возможно, в качестве подарка императрицы Марии Терезии, она перешла во владение князя Кауница, а от него, в XVIII веке, – в коллекцию князя Эстергази – отсюда название «Мадонна Эстергази». Многочисленные репродукции свидетельствуют о популярности этой картины. Подготовительный эскиз Рафаэля к ней хранится в коллекции Уффици.
История
В году молодой Рафаэль, проезжая через Читта-ди-Кастелло , где он унаследовал мастерскую своего отца Джованни Санти , начал получать многочисленные заказы на алтари из других городов, в частности из Перуджи, которая в его эпоху была одной из самых лучших. художественно активные центры в центральной Италии.
Вероятно, в 1503 году сестры церкви Сант-Антонио в Перудже заказали Рафаэлю алтарь с явной просьбой изображать одетого Младенца Иисуса.
Работа, начатая в Умбрии , о чем свидетельствует по-прежнему перуджинский стиль барабанной перепонки, была завершена, когда художник жил во Флоренции во время его различных возвращений в Перуджу около 1505 года .
Центральная панель представляет собой в соответствии с христианской иконографией в Разговоре Священного с Богородицей и Младенец в окружении святых (169 × 169,5 см ), увенчанных арочной панель с Богом благословением Отца среди ангелов (73 × 168 см ). Эти две части были переданы в 1677 году Антонио Бигаццини из Перуджи. Они последовательно провели в коллекции Колонна в Риме , от Франсуа I — й Обеих Сицилий , были переданы в Испанию , где в 1901 году они были куплены Джон Пирпонта Морган , который дал позже американский музей.
Рафаэль. Мадонна Ансидеи (Мадонна с Младенцем, алтарь Ансидеи), ок. 1505
Подробнее – см. в отдельной статье Рафаэль «Мадонна Ансидеи»
Дерево, масло. 209,6 х 148,6 см. Национальная галерея, Лондон
Освободившись во время от влияния своего первого учителя, Перуджино, Рафаэль создал замечательные работы в новом стиле. К их числу принадлежит и Мадонна Ансидеи («Мадонна на троне со святыми Иоанном Крестителем и Николаем из Бари»).
Алтарь Ансидеи принадлежит к типу так называемого «святого собеседования», где сидящая на троне Мадонна с младенцем и находящиеся рядом святые, как кажется, общаются друг с другом. Рафаэль исполнил этот алтарь по заказу Бернардино Ансидеи для его фамильной часовни в одной из церквей Перуджи.
На картине Рафаэля у ног святого Николая из Бари (Николая Чудотворца) лежат его атрибуты – три золотых шара. Они символизируют мешки с золотом, которые Николай пожертвовал в приданое трем бедным девушкам. Иоанн Креститель на картине «Мадонна Ансидеи» вместо своего обычного тростникового креста держит прозрачный кристаллический крест. С навеса свисают бусы алого цвета – цвета крови Христа. Позади трона Мадонны Рафаэль изобразил сводчатую нишу, выходящую на ясный пейзаж деревенской Умбрии – благодаря этому композиция составляет непрерывное единство с архитектурными особенностями часовни.
Рафаэль. Мадонна Ансидеи (Мадонна на троне с Младенцем, Иоанном Крестителем и Николаем Угодником). Ок. 1505
Светлый пейзажный фон и высокий балдахин «Мадонны Ансидеи» отдалённо напоминают искусство Пьеро делла Франческа, но типы фигур психологически более сложны и структурно более объемны. Картина порождает чувства монументальности и гармонической пропорции, постоянные в позднейшем искусстве Рафаэля.
Алтарь Ансидеи имел и пределлу с тремя панелями. На них были изображены проповедь Иоанна Крестителя, сцена бракосочетания Богородицы и иллюстрация к легенде о спасении святым Николаем Чудотворцем жизней моряков.
Рафаэль. Мадонна с младенцем (Малая Мадонна Каупера). 1504-1505
Масло, дерево. 58 х 43 см. Национальная галерея искусств. Вашингтон
Малая Мадонна Каупера называется так, потому что она являлась меньшей из двух Мадонн Рафаэля принадлежавших английскому коллекционеру Лорду Кауперу. Эта картина была написана Рафаэлем в возрасте 22 лет. Она отражает не только сильное влияние его умбрийского учителя, Перуджино, но и его флорентийских соперников, Леонардо да Винчи и Микеланджело.
Рафаэль. Мадонна с младенцем (Малая Мадонна Каупера). 1504-1505
Малая Мадонна Каупера является более аналитическим вариантом однородной и внутренне прочной группы Мадонны Грандука. Влияние на Рафаэля Леонардо чувствуется здесь в широком, мягком ландшафте. Пейзаж Малой Мадонны Каупера включает в себя небольшую церковь с цилиндрическим куполом – возможно, намек на архитектуру Браманте. Не исключено, что это – францисканский монастырь Сан-Бернардино вблизи родного города Рафаэля, Урбино.
Ранние картины Рафаэля (до 1504)
«Алтарь Колонна», хранящийся в музее Метрополитен, назван так по имени владельцев, которым он одно время принадлежал. Эта ранняя работа Рафаэля, созданная, как полагают, в 1504 году, когда ему был всего двадцать один год, не принадлежит к числу наиболее выдающихся произведений художника.
Алтарь экспонируется вместе с завершающей его сверху полукруглой композицией — люнетой, где изображены Бог-Отец и два ангела. Отдельно показана небольшая картина «Моление о чаше», некогда составлявшая часть пределлы — нижней части алтаря.
Центральное панно (картина написана на дереве) изображает Мадонну с Младенцем, маленьким Иоанном Крестителем и четырьмя святыми (Свв. Апостолы Петр и Павел, Екатерина Александрийская, Лючия). Торжественность алтарной композиции здесь сочетается с глубоко человечным характером образа Марии.
В образах своих мадонн Рафаэль воспел возвышенный идеал эпохи Возрождения, видевшей в человеке воплощение земного совершенства и духовной красоты. Мария сидит под балдахином на богато украшенном троне. Фигурки младенца Христа и маленького Иоанна Крестителя вписываются в контуры ее плаща, усиливая впечатление материнской нежности, защиты и любви. В образах Марии и Лючии ощущается свойственная ранним произведениям Рафаэля близость к творчеству его учителя Перуджино. Однако строгий, регламентированный характер композиции, отвлеченное, идеальное начало в торжественных фигурах Петра и Павла свидетельствуют о поисках «большого» стиля. Эти изменения в творчестве Рафаэля обычно связывают с поездкой во Флоренцию, где он познакомился с работами Микеланджело и Леонардо да Винчи.
«Мадонна со святыми» хорошо сохранилась. В 1977 году была проведена реставрация картины, яркость и сочность красок отличают ее колорит: локальный желтый и красный тона одежд Петра и Павла, изысканные сочетания светло-зеленого и сиреневого в фигурах Екатерины и Лючии, сиреневый тон в одежде младенца. Фигура Марии выделена малиновым цветом платья и темно-синим — плаща, к сожалению, сильно потемневшим от времени, так что он стал почти черным. Но по-прежнему видна на его фоне мелкая россыпь орнамента в виде золотых точек, усиливающая оттенок наивной нежности и сказочной поэтичности в облике мадонны. Этот алтарный образ сразу стал известным в Италии.
По свидетельству биографа итальянских художников Вазари, он был заказан для монастыря Сант-Антонио (монастыря Св. Антония Падуанского) в Перудже.
В XVII веке алтарь был продан по частям. Центральное панно вместе с люнетой вскоре попало в собрание римского семейства Колонна. В конце XIX века картина находилась в Испании, у герцога ди Кастро, и от него, через руки парижских и лондонских маршанов, в 1901 году попала к Джону Пирпонту Моргану, заплатившему за нее сто тысяч долларов. В 1916 году сын Моргана подарил ее музею. Удачей является и приобретение в 1933 году одной из картин пределлы.
Рафаэль. Мадонна Конестабиле (Мадонна с книгой). 1504
Подробнее – см. в отдельной статье Рафаэль «Мадонна Конестабиле»
Темпера, холст, перенесено с дерева. Диаметр 17,9 см. Эрмитаж Санкт-Петербург
«Мадонна Конестабиле» – картина из серии Богоматери с книгой. К ней относятся также «Мадонна Солли», «Мадонна Нортона Саймона» и другие произведения Рафаэля.
Семейство графов Конестабиле из Перуджи в 1871 продало миниатюрную «Мадонну Конестабиле» русскому царю Александру II, который подарил её своей жене, царице Марии Александровне. Так картина попала в петербургский Эрмитаж.
Рафаэль. Мадонна Конестабиле (Мадонна с книгой). 1504
Уже и до работы над «Мадонной Конестабиле» Рафаэлю приходилось сталкиваться с проблемой создания круглых композиций. На этой круглой картине он обеспечил подходящее размещение фигур путём совмещения вертикальной фигуры Мадонны и горизонтальных линий ландшафта.
При переносе «Мадонны Конестабиле» с дерева на холст в конце XIX века было обнаружено, что поначалу вместо книги в руках у Богоматери был плод граната, олицетворявший пролитую при крестном мученичестве кровь Христа.
Советские вожди, широко распродававшие художественные сокровища дореволюционных музеев за валюту, вывозили на торги в Европу и «Мадонну Конестабиле» Рафаэля. К счастью, покупателя на неё в тот момент не нашлось, и картина осталась в Эрмитаже.
Рафаэль. Мадонна Конестабиле (с обрамлением). 1504
Роскошная рама «Мадонны Конестабиле», видимо, тоже была исполнена по эскизу Рафаэля.