Мадонна порт-льигата: 1950-1962

Дом-музей Сальвадора Дали в Кадакесе: история возникновения

Художник из Фигераса был постоянным гостем в Кадакесе. Здесь произошла его судьбоносная встреча с Гала, женщиной, которая изменила всю его жизнь. Именно в этой идиллической рыбацкой деревушке Гала решила бросить своего мужа, поэта-сюрреалиста Поля Элюара, ради неизвестного каталонского художника.

Дали решил поселиться с Гала в этом живописном уголке Портльигата в 1930 году. Сначала он купил небольшой барак на берегу залива и сделал его своим домом.

Постепенно он стал приобретать соседние домики и земельные участки. Таким образом он превратил свой дом в причудливый лабиринт.

Дом менялся с годами, пока не превратился в лабиринтный с уникальными пространствами на различной высоте. Сюрреалистический дом, а иначе и не могло быть.

Дом-музей Сальвадора Дали в Кадакесе-один из самых необычных музеев в мире.

В доме-музее вы не найдете выставку работ Дали.  Для этого лучше посетить теарт-музей Сальвадора Дали в Фигересе.

Дом-музей Дали в Порт-Льигат раскрывает секреты повседневной жизни одной из самых эксцентричных пар XX века.

Сюрреалистический храм, состоящий из семи старых рыбацких хижин, соединенных лабиринтными ходами.

Из дома открывается вид на небольшую бухту, где качаются на волнах лодки, создавая идиллическую атмосферу.

В доме посетители открывают для себя не только всевозможные сюрреалистические объекты и необычный дизайн интерьера, но и повседневную жизнь человека, который будоражил умы миллионов.

Гала незримо присутствует в каждой части дома. Нет такого уголка, в котором не было бы что-нибудь вдохновленное ею, сделанное ею или для нее.

Любимыми цветами Гала были бессмертники, они присутствуют во многих уголках дома. В настоящее время фонд, отвечающий за содержание дома-музея, обновляет их каждую весну. Цветы придают дому особый шарм.

Порт-Льигат

Наименование полотна соответствует определенной географической местности, вполне узнаваемой. Порт-Льигат — крошечное селение на побережье Коста-Брава, где супруги Дали в далеком 1929 году снимали рыбацкую хижину на побережье.

Порт-Льигат. Сальвадор и Гала Дали.

Со временем они смогли выкупить это жилище и превратить в семейное гнездышко, наполненное множеством «далианских» атрибутов: «бассейном фаллической формы, чучелом медведя, служившим лампой, яйцами на коньках крыши» и прочими сюрреалистическими штучками.

Порт-Льигат. Испания.

Порт-Льигат

ТОП лучших упражнений на растяжку

На сегодняшний день здесь расположен дом-музей Дали, который является местом паломничества “далифилов”.

1929 год — перемены

Важный год для биографии Сальвадора Дали. Во‑первых, он снова отправился в Париж, где познакомился с группой сюрреалистов, в том числе с французским писателем и поэтом Андре Бретоном. Во‑вторых, вместе с Луи Бунюэлем работает над фильмом «Андалузский пес» и показывает его публике. В-третьих, в этом году в гости к Дали в Кадакес приехало много прекрасных гостей из мира искусства, одним из которых была Елена Ивановна Дьяконова (Гала) — на тот момент жена поэта Поля Элюара. В будущем она станет постоянной спутницей, музой, героиней работ, дилером, другом, идеалом художника. В тот же год состоялась первая персональная выставка Дали в галерее Goetmans в Париже, и в это же время он принял участие в групповой выставке Abstrakte und surrealistische Malerei und Plastik в Цюрихе.

Collection Christophel/Legion Media

Знаменитая скандальная сцена с разрезанием глаза из «Андалузского пса»

Все эти чрезвычайно важные события того года породили такие картины, как «Портрет Поля Элюара» (Portrait of Paul Éluard) — как реакция на знакомство с поэтом, чья супруга впоследствии станет спутницей Дали на всю жизнь. Также примечательна работа Homme d’une complexion malsaine écoutant le bruit de la mer (A Man of Unhealthy Complexion Listening to the Sound of the Sea) — воспоминания о проведенном времени вместе с друзьями на берегу моря.

“Мадонна Порт-Льигата” (1949)- первая версия

“Мадонна Порт-Льигата” — одна из самых скандальных картин Сальвадора Дали, где художник фантастически причудливым образом синтезировал мистицизм и христианские мотивы в единое целое.
Своей работой Дали видимо хотел убедить почитателей своего таланта и критиков в своем искреннем возвращении к вере. Что совсем не убедило последних, которые и придумали название новому стилю художника — «ядерный мистицизм», то есть — далек от веры.Но тут произошло нечто неожиданное: римский папа Пий XII в 1949 году благословил это полотно, и в знак уважения Дали преподнес ему в дар свое творение. По-видимому, этот шаг был связан с кризисом церковной власти в послевоенное время, и для того чтобы показать, что католицизм — открытая и прогрессивная религия.Папу римского не ввел в смущение даже тот факт, что облик Богоматери был написан с Галы Дали, вся жизнь которой состояла из множества скандальных историй и мистификаций.

Эту работу, наполненную традиционными христианскими символами и аллегориями можно «прочесть» с помощью фрейдистского ключа.Мадонна на полотне, имеющая портретное сходство с Галой, символизирует слияние образов матери и жены художника в единое целое. Таким образом Дали как будто воскрешает свою мать, умершую от рака в 47 лет, через образ Галы. Расколотое чело — незавершенный процесс перехода Дали к новому психологическому состоянию. А руки символизируют оберегающий жест.

Младенец Христос — это сам Дали, не устававший подчеркивать свою «божественность» на протяжении всей жизни. Он изображен как бы в утробе Мадонны, что является проявлением единства матери и дитя.»Окна» в телах которых, символизируют перевоплощение в иную реальность, где мать и сына связывают новые узы.

Раковина и яйцо представляют собой явную аллюзию на традиционные в христианской иконографии образы Бога Отца и Святого Духа. На полотне изображено еще множество предметов, которые являются символами любви, верности, жизненной силы, женского начала, свершающихся перемен.

В целом же Мадонна на картине предстает зрителю разъятой и порочной, она отождествляется и с идеалом в духе искусства Возрождения, и с роковой и свободной женщиной 20 века. Существуют обоснованные предположения, что у Дали были сексуальные расстройства, поэтому он не мог иметь детей. И предпочитая умалчивать о своих проблемах, любовные интриги Галы он использовал как часть своего имиджа. Такой вот «ядерный мистицизм» и вера, и боль Сальвадора Дали.

Иллюстрации Сальвадора Дали для Священного писания

А вот еще один малоизвестный факт из творчества великого сюрреалиста, который на протяжении всего творческого пути демонстрировал неиссякаемую фантазию во всех ипостасях.

Библия. Автор иллюстраций: Сальвадор Дали.

В 1967 году, в Италии была впервые растиражирована уникальная версия Библии с иллюстрациями Сальвадора Дали в стиле абстрактного экспрессионизма. Она издавалась с благословения Папы Римского, который одним из первых получил в подарок это необыкновенное издание Священного писания в переплете из белой кожи и золота.

Библия. Автор иллюстраций: Сальвадор Дали.

Этот художественный проект предполагал детальное и углубленное изучение текста Библии, «духовное проникновение не только в сюжетную линию, но и скрытый смысл и истину слов Великой Книги». И художник пропустил библейские сюжеты через свое сознание, со свойственной ему экспрессивностью и выразительностью.

Библия. Автор иллюстраций: Сальвадор Дали.

Сальвадор Дали был уникальным художником. Его жизнь и творчество были эксцентричны до такой степени, что сделали его в истории искусства в большей степени мифологическим персонажем, нежели реальной фигурой.

А его любимая Гала(Елена Дьяконова) — русская муза Сальвадора Дали была для него музой и проклятием, менеджером и тираном, женой и дикой страстью всей жизни.

1927 год — поездка в Париж

«Когда Дали впервые приезжает в Париж, он находится под огромным влиянием Пикассо, — рассказывает Монсе Агер, — это очевидно в работах «Две фигуры» (1926) и «Фигуры, лежащие на песке» (1926) — абсолютно пикассовские персонажи на второй работе написаны в пейзаже Кадакеса».

Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí, UPRAVIS, Moscow, 2019

«Фигуры, лежащие на песке» (Figures Lying on the Sand), 1926

Сам Дали рассказывал о своей встрече с кумиром в книге «Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим»:

Впервые я пробыл в Париже всего неделю с тетушкой и сестрой. Состоялось три важных визита: в Версаль, в музей Гревен и к Пикассо. Меня представил Пикассо художник-кубист Мануэль Анхело Ортис из Гранады, с которым меня познакомил Лорка. Я приехал к Пикассо на улицу Ла Боети такой взволнованный и почтительный, как будто был на приеме у самого папы.

— Я пришел к вам прежде, чем посетить Лувр, — сказал я ему.

— И правильно сделали, — ответил он.

Я принес бережно упакованную маленькую картину «Девушка из Фигераса». Он рассматривал ее в течение четверти часа и не сделал ни одного комментария. Потом мы поднялись на верхний этаж, и Пикассо показал мне множество картин. Он ходил взад-вперед, таскал огромные холсты и устанавливал их на мольберте. В загроможденном хаосе мастерской он находил все, что хотел показать мне, совершая титанический труд для меня одного. С каждым следующим холстом он бросал на меня такой мудрый и живой взгляд, что я вздрагивал. Я уходил, также не сказав ни слова. На пороге мы обменялись взглядами, означавшими: «Понимаешь?» — «Понимаю!».

1962−1963 года — ДНК

Сальвадор Дали дружил с ученым Северо Очуа, от которого узнавал все последние новости из области науки. Также Дали приятельствовал с Фрэнсисом Криком, Джеймсом Уотсоном и Морисом Уилкинсом, которым была присуждена Нобелевская премия по физиологии или медицине в 1962 году за открытие ДНК.

Getty Images

Северо Очуа

Это открытие повлияло на Сальвадора, отразилось в его стереоскопических произведениях, где он воспроизводит структуру гена. Это открытие также подкрепляет желание художника обрести бессмертие. Кроме портрета умершего брата, про который мы писали в начале, одной из самых интересных работ, созданных Дали под впечатлением от научного открытия, стала картина GALACIDALACIDESOXIRIBUNUCLEICACID (оммаж Крику и Уотсону): на ней Дали совмещает изображение структуры гена с ангелами — и снова науку с религией. Возможно, он верит, что секрет бессмертия в совмещении этих двух противоположных вещей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: