Гений сюрреализма, провокатор и суперзвезда: жизнь и творчество сальвадора дали

Краткая биография

  1. 1925 год. В ноябре художник организовывает свою первую выставку в галерее города Барселона, представив 22 свои работы.
  2. 1927 год. Сальвадор Дали, находясь под большим влиянием творчества Пабло Пикассо, приезжает в Париж. Здесь он знакомится со своим кумиром, пытается подражать его стилю. В это время художник всерьёз увлечён кубизмом и футуризмом.
  3. 1929 год. Работает в Париже над созданием сценария к первому сюрреалистическому фильму «Андалузский пёс». Параллельно с этим организует персональную выставку в галерее Карла Гоэманса.
  4. 1930 год. Сальвадор Дали заканчивает работу над одной из самых известных своих картин – «Постоянство памяти» (или «Мягкие часы»).
  5. 1936 год. Художник по политическим причинам ссорится с сюрреалистами и покидает их кружок со словами «Сюрреализм – это я».
  6. 1937 год. Путешествует по Италии, знакомится с художественными подлинниками эпохи Ренессанса. И хотя после этого он и не отходит полностью от сюрреализма, в его картинах начинают доминировать правильные пропорции, проявляться некоторые черты академической живописи.
  7. 1940 год. С началом Второй мировой войны художник уезжает в США, где и будет жить вплоть до 1948 года.
  8. 1942 год. Выпускает автобиографию «Тайная жизнь Сальвадора Дали».
  9. В 1945-1946 гг. художник активно сотрудничает с мастером мультипликации Уолтом Диснеем и режиссёром Альфредом Хичкоком. Диснею он предлагает создать сюрреалистический мультфильм, но эта затея провалилась. Также Дали создаёт декорации сцены сна для кинокартины «Завороженный» Хичкока. Но в окончательном варианте эта сцена тоже была значительно сокращена и вошла в фильм в урезанном виде.
  10. 1948 год. Возвращается из США в родную Каталонию, в город Порт-Льигате, откуда он часто делал вылазки в Париж и Нью-Йорк. Также в этом году Дали создаёт картину «Слоны», символизирующую его душевную опустошённость.
  11. С 1952 по 1963 годы трудится над книгой «Дневник одного гения», являющейся своего рода продолжением автобиографии «Тайная жизнь Сальвадора Дали».
  12. 1970 год. Работает над созданием собственного музея в своём родном городе. Открытие музея состоялось 28 сентября 1973 года.
  13. 1981 год. У него была диагностирована болезнь Паркинсона. Эта новость, да ещё и смерть жены Елены Дьяконовой (Гала) в 1982 году, провоцируют у Дали глубокую депрессию.
  14. 1982 год. Получает титул маркиза от короля Испании Хуана Карлоса
  15. 23 января 1989 года Сальвадор Дали ушёл из жизни в возрасте 85 лет. Причина смерти – сердечная недостаточность. Согласно последней воле покойного, его тело было вмуровано в пол его собственного музея.

Муза

В конце 1929 года он встречает свою музу и в будущем жену Елену Дьяконову которая на тот момент состояла в браке. Будущий женщиной свободолюбивой Гала, как ее называли близкие, несмотря на наличие мужа пребывала в отношениях еще с несколькими мужчинами включая Дали. Такое поведение не было чем-то необычным в тех кругах в которых тогда вращались молодые люди. Напористость и эксцентричность Сальвадора склонили сердце женщины и вскоре она ушла от мужа. Понимая, что он разрушил брак, художник рисует портрет мужу Галы, Полю Элюару в качестве извинения.

Семья Дали категорически отказывается принимать их отношения из-за чего разгорается сильный скандал между отцом и сыном. Терпение родных лопнуло под натиском его постоянных выходок, и отец выгоняет сына из дома и проклинает, не желая больше видеть. Сюрреалистическая группа, в которой художник состоял с начала 1929 года дала значительный результат, его легко можно заметить по его работах. В 1934 году он вступает в гражданский брак с Галой, тогда же он впервые посетил США. Будучи разных политических взглядов со своими соплеменниками сюрреалистами, он ссорится с ними в 1936 году во время военного переворота и его исключают из группы. Этот человек в будущем стал аполитичен и любые его высказывания касаемо политики можно было воспринимать как своеобразный сюрреализм. Даже его сексуальная увлеченность Гитлером была сюрреалистична. Несмотря на все это его работы имели большой политический посыл и несли куда больший смысл чем большинство партий того времени.

1970-е годы — назад к классике

Монсе Агер советует обратить внимание на последний период творчества Дали, когда художник обращается к классическому искусству — к Рафаэлю, Микеланджело, Веласкесу — и задумывается над такими темами, как болезнь и неминуемая смерть. В «Рафаэлевской галлюцинации» 1979 года зритель видит сначала фигуру женщины, несущей на голове кувшин, потом начинают раскрываться остальные образы: слева виднеется мост, дальше появляются деревья, облака, линия горизонта — все прописано по текстуре дерева

Так Дали учит смотреть нас на его работы внимательнее. Хочется сказать: «Совы не то, чем кажутся».


Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí, UPRAVIS, Moscow, 2019

1962−1963 года — ДНК

Сальвадор Дали дружил с ученым Северо Очуа, от которого узнавал все последние новости из области науки. Также Дали приятельствовал с Фрэнсисом Криком, Джеймсом Уотсоном и Морисом Уилкинсом, которым была присуждена Нобелевская премия по физиологии или медицине в 1962 году за открытие ДНК.

Getty Images

Северо Очуа

Это открытие повлияло на Сальвадора, отразилось в его стереоскопических произведениях, где он воспроизводит структуру гена. Это открытие также подкрепляет желание художника обрести бессмертие. Кроме портрета умершего брата, про который мы писали в начале, одной из самых интересных работ, созданных Дали под впечатлением от научного открытия, стала картина GALACIDALACIDESOXIRIBUNUCLEICACID (оммаж Крику и Уотсону): на ней Дали совмещает изображение структуры гена с ангелами — и снова науку с религией. Возможно, он верит, что секрет бессмертия в совмещении этих двух противоположных вещей.

Личная жизнь

В 1929 году, войдя в Париже в кружок сюрреалистов, Сальвадор Дали знакомится с женщиной, которая в дальнейшем стала его музой, верным другом и «арт-директором» – Еленой Дмитриевной Дьяконовой. Художник с первого взгляда был очарован ею, несмотря на то, что Елена (или Гала, как её называли в богемных кругах) была старше его на десять лет, и к тому же замужем. Вскоре, несмотря на протесты со стороны мужа Галы и родителей Сальвадора, они стали жить вместе, а в 1934 году поженились. Родная сестра Сальвадора не одобрила этот брак, и художник порвал отношения с сестрой.

С Галой

В 1958 году они прошли обряд венчания в церкви одного из каталонских городов. В 1969 году Дали дарит своей жене замок. Но в это время отношения между ними испортились (хотя они всегда были сложными и эксцентричными), поэтому супруги жили отдельно. Гала даже требовала с мужа письменное уведомление о дне и часе его будущего визита в замок. После смерти жены Сальвадор так и не смог оправиться – он часами бродил в одиночестве по пустым залам замка, перестал писать картины.

Метаморфозы Нарцисса (1937)

Сюрреалистичное полотно «Метаморфозы нарцисса» написано вод впечатлением от разговора двух рыбаков, который Дали случайно услышал, путешествуя по Италии со своей женой Галой. Мужчины бурно обсуждали своего знакомого, который обожал смотреться в зеркало. Это веселило рыбаков, и они называли его не меньше как чудаком «с луковицей в голове», то есть слегка больным на голову. В Древнегреческой мифологии Нарцисс был как раз самовлюблённым типом, которого боги превратили за это в цветок. А нарциссы — растения луковичные. Весь этот сюжет и воплотился на полотне Дали.

На переднем плане картины изображена рука, сжимающая яйцо, из которого произрастает цветок нарцисса. А с лева, сидящий на корточках и любующийся своим отражением человек, как бы повторяет форму руки с яйцом. Это отражение повторяется на вершине горы. Кстати, на most-beauty.ru вы можете посмотреть на фотографии самых красивых сортов нарциссов.

7

Первый успех

Несколько месяцев спустя в парижской галерее Камиля состоялся дебют Дали и в качестве живописца. Молодой художник прокладывал себе путь в Париже с удивительной быстротой и расчетливостью — например, он заручился поддержкой виконта Шарля де Ноая, купившего его картину «Мрачная игра». Вот как объяснял художник выбор своего пути к успеху много лет спустя:

Успех Дали был огромным. Художник обращался к классической живописи — от Бронзино до Сурбарана, от Вермеера до Веласкеса, преследуя двойную цель: продемонстрировать свое отличие от «современников», а также заставить неискушенного зрителя забыть о привычном восприятии образов и оценить искусство за рамками того, что до сих пор вызывало восхищение.

Постоянство памяти

Эта знаковая и многократно воспроизведенная картина изображает сцену с часами, медленно таящими на скалах и ветвью дерева, с океаном, как задняя капля. Дали использовал концепцию жесткой и мягкой в этой картине. Эта концепция может быть проиллюстрирована несколькими способами, такими как человеческий разум, движущийся от мягкости сна к твердости реальности. В своем шедевре Дали использует тающие часы и камни, чтобы представлять мягкие и жесткие аспекты мира соответственно.

На протяжении многих лет упорство памяти много анализировалось, поскольку Дали никогда не объяснял его работу. Тающие часы считаются бессознательным символом относительности пространства и времени; как символ смертности с муравьями, окружающими часы, представляющие распад; и как иррациональность сновидений. Произведение «Постоянство памяти» считается одним из величайших шедевров искусства двадцатого века. Эта работа не только входит в список «Самые известные картины Дали», но и является самым знаменитым произведением в сюрреализме.

На нашем сайте TopCafe.su мы опубликовали интересную статью о музее Дали в Фигерасе. Это уникальное здание, имеющее славную историю.

Перемены в творчестве

Посетив Италию в 1937 сюрреалист приходит в восторг от исполнения и манеры живописи художников Ренессанса. Начиная с этого периода в его картинах появляется правильность линий и более четкие пропорции человека. С этими изменениями в его работах доминирует реалистичное восприятие сюрреалистичного бытия. Вторая мировая война стала причиной по которой Дали со своей женой отправляется жить в США. Публика хорошо принимает его творчество, и он оказывается весьма успешен коммерчески. Знакомство с Уолтом Диснеем дает жизнь мультфильму Destino но, увы релиз проекта отложили из-за страха что публика его не поймет.

Так же художником были созданы декорации для фильма «Заворожённый» режиссёром которого был Альфред Хичкок. С 1948 по 1965 год живет в Каталонии и занимается исключительно созданием картин. Вернувшись в Париж в 1965 году Дали вызывает неподдельный восторг своими произведениями у местной публики. Его успех набирает все большие обороты, и он принимает участие в создании рекламы, фильмов и фотографий, в которые он вкладывает частички своего необычного мира. Отношения с женой после возвращения во Францию резко ухудшаются, Гала оставаясь все той же свободолюбивой натурой заводит отношения на стороне. Сальвадор будучи страстно влюблен в свою жену не может понять такого ее поведения из-за чего и происходят разногласия семье. Начиная с 1968 года пара живет раздельно и видится довольно редко. В 1981 году у художника обнаруживают болезнь Паркинсона, через год после этого умирает его жена.

Лучшие картины

Первой знаменитой работой художника считается полотно «Постоянство памяти», на котором изображены стекающие со стола жидкие часы на фоне песочного пляжа. Сейчас картина находится в США в Музее современного искусства и считается самой известной работой мастера. При содействии возлюбленной Галы начинают проходить экспозиции Дали в различных городах Испании, а также в Лондоне и Нью-Йорке.

Гения замечает меценат Виконт Шарль де Ноэйль, который по высокой цене скупает его картины. На эти деньги возлюбленные приобретают себе приличный дом рядом с городком Порт-Льигата, что находится на берегу моря.

В этом же году Сальвадор Дали делает еще один решительный шаг навстречу будущему успеху: он присоединяется к обществу сюрреалистов. Но и здесь эксцентричный каталонец не вписывается в рамки. Даже среди бунтарей и возмутителей традиционного искусства, таких как Бретон, Арп, де Кирико, Эрнст, Миро, Дали выглядит белой вороной. Он входит в конфликт со всеми участниками движения и в итоге провозглашает свое кредо — «Сюрреализм — это я!».

Сальвадор Дали — «Слоны»

После прихода Гитлера к власти в Германии у Дали начинаются недвусмысленные сексуальные фантазии по поводу политика, что находит свое выражение в художественном творчестве, и это тоже возмущает его коллег. В итоге, накануне Второй мировой войны Сальвадор Дали разрывает свои отношения с группой французских художников и уезжает в Америку.

За это время он успел поучаствовать в создании сюрреалистического фильма Луиса Бонюэля «Андалузский пес», который имел большой успех у публики, а также приложил свою руку ко второй картине своего друга «Золотой век». Самой знаменитой работой молодого автора этого периода стала «Загадка Вильгельма Телля», в которой он изобразил советского лидера компартии с большой обнаженной ягодичной мышцей.

Среди нескольких десятков полотен этого времени, которые выставлялись на персональных выставках в Великобритании, США, Испании и Париже, можно выделить «Мягкую конструкцию с вареными бобами, или Предчувствие гражданской войны». Картина появилась буквально перед началом гражданской войны в Испании наряду с «Возбуждающим пиджаком» и «Телефоном-омаром».

Сальвадор Дали — «Мягкие часы»

После посещения Италии в 1936 году Дали начал буквально бредить искусством итальянского Возрождения. В его творчестве появились черты академизма, что стало еще одним из противоречий с сюрреалистами. Он пишет «Метаморфозы Нарцисса», «Портрет Фрейда», «Гала — Сальвадор Дали», «Осенний каннибализм», «Испания».

Последней работой в стиле сюрреализма считается его «Сон Венеры», который появился уже в Нью-Йорке. В США художник не только занимается живописью, он создает рекламные плакаты, оформляет магазины, работает с Диснеем и Хичкоком, помогая им с художественным оформлением фильмов. В это же время он пишет свою знаменитую автобиографию «Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим», которая моментально раскупается.

Сальвадор Дали, биография. Годы в США и зрелость.

В Соединенных Штатах чета Дали проведет следующие восемь лет. Сразу по приезду в Америку Сальвадор и Гала закатили грандиозную оргию пиар акцию. Они устроили костюмированную вечеринку в сюрреалистическом стиле (Гала сидела в костюме единорога, мда) и пригласили самых видных людей из богемной тусовки своего времени. Дали вполне удачно начал выставляться в Америке, а его шокирующие выходки очень полюбились американской прессе и богемной тусовке. Чего, чего, а такой виртуозно-артистичной шизы они еще не видели.

В 1942 году сюрреалист публикует свою автобиографию «Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим». Книжка для неподготовленных умов будет слегка шокирующей, я сразу говорю. Хотя почитать стоит, интересно. Несмотря на очевидную странность автора, читается довольно легко и непринужденно. ИМХО, Дали, как писатель, довольно неплох, в своем роде, конечно.

Дали плотно работал, как дизайнер, участвовал в создании украшений и декораций. В 1945 году Хичкок пригласил мэтра для создания декораций к своему фильму «Завороженные». Даже Уолт Дисней был покорен волшебным миром Дали. В 1946 году он заказал мультфильм, который познакомил бы американцев с сюрреализмом. Правда наброски вышли настолько сюрными, что мультик так и не появится в прокате, но позже, все-таки, будет закончен. Он называется Destino. Мультик шизофазный, очень красивый, с качественной рисовкой и стоит того, чтобы его посмотреть, в отличие от Андалузского пса (не смотрите пса, честно).

Христос Святого Иоанна Креста

Эта картина известна как Христос Святого Иоанна Креста, потому что ее дизайн основан на рисунке испанского монаха 16-го века Иоанна Креста. Композиция состоит из треугольника, который образован руками Христа и горизонтали креста; и круг, который образован главой Христа. Треугольник можно рассматривать как ссылку на Святую Троицу, в то время как круг может представлять единство, то есть все вещи существуют в трех.

Хотя картина является изображением распятия, она лишена гвоздей и крови. По словам Дали, вдохновение картины пришло к нему через космический сон, в котором он был убежден, что изображение гвоздей и крови портит его образ Христа. Христос Святого Иоанна Креста был избран любимой живописью Шотландии в 2006 году, и многие считают, что это величайшая религиозная живопись двадцатого века.

9

«Распятие, или Гиперкубическое тело» (1955)

Сальвадор Дали в последние годы жизни стал очень верующим человеком и свои идеи он пытался воплотить в картинах на библейскую тематику. Тему распятия в своём творчестве Дали использовал несколько раз, но самое впечатляющее получило название «Гиперкубическое тело». Дали изображает Христа, распятого не на кресте, а на гиперкубе. Выгнутое тело с выпяченной грудной клеткой обращено к небесам. Это подчёркивает страдание и боль Христа. Традиционно классики европейской художественной школы изображали рядом с Христом и других персонажей. Подражая им, Дали поместил на полотно свою жену Галу, которая смотрит на распятие, словно на видение.

Сальвадор Дали и Лорка.

Основная статья — Сальвадор Дали и Лорка, отношения художника и поэта.

Некоторое время Гарсия и Сальвадор были настолько близки, что биографы даже называют этот период жизни мэтра, как «период Лорки». Гарсия также неоднократно становился натурщиком для Сальвадора.

Да, девчата и ребята, я прекрасно знаю, что вас скорее всего интересует. Но я вас разочарую. Отношения Лорки и Дали были не более чем дружескими (со стороны Сальвадора, естественно). Гарсия своих страстных воздыханий по Дали и не скрывал, собственно. Все документальные подтверждения свидетельствуют, что именно это и послужило причиной разрыва отношений художника и поэта. Инициатором разрыва был именно Сальвадор.

Три друга

Огромную роль в жизни Дали сыграли Луис Бунюэль и Федерико Гарсия Лорка. Первый привёл Дали в мир кино, благодаря чему Сальвадор будет связан с кинематографом до конца жизни. Второй привил любовь к поэзии и… людям. Несмотря на слухи, сексуальной связи у Дали и гомосексуала Лорки не было, но духовная высшая любовь была между ними несомненно. Возможно, её всегда не доставало в жизни Дали до тех пор, пока на горизонте не появилась Гала.

Устои настоящей любви, семейности и личностных ценностей поколебал отец Сальвадора. После смерти матери он женился… на её сестре, с которой изменял ещё при жизни жены. Это потрясло Сальвадора до глубины души. От своего уважаемого отца-нотариуса, строгого и патриархального человека, он не ожидал такого предательства. Последующие ссоры по многим поводам привели к их разрыву.

Дизайнерское наследие Дали

Интересным фактом в биографии Сальвадора Дали является его абсолютно новаторский подход к дизайну всего, что его окружало. Мастер эффектно применил свой талант составителя неожиданных визуальных обстановок, когда увлекся созданием предметов мебели и интерьера. Его дизайнерский дебют состоялся в середине тридцатых годов с инсталляцией «Лицо Мэй Уэст, использованное в качестве сюрреалистической комнаты». Облик голливудской звезды «вписан» в интерьер: на полу стоит диван в форме губ и камин в форме носа; на стене висят две картины — глаза актрисы; обрамляет композицию штора в виде ниспадающих волос. Немного позже известный дизайнер Жан-Мишель Франк воплотил эту идею в жизнь, создав настоящий диван в виде губ Мэй Уэст. Тогда, в 30-х, такое решение казалось невероятным авангардом, но уже в начале 70-х подобная обстановка была модным писком стиля хай-тек. На фото ниже представлена репродукция картины Дали рядом с ее воплощением Жана-Мишеля Франка.

Впоследствии использование губ и носа в дизайне еще раз эксплуатировалось художником — при создании флакона его авторской туалетной воды. К созданию собственной линии духов его подтолкнула Гала, обожавшая парфюмерию. Она же и научила мужа разбираться в запахах. Полотно «Явление лица Афродиты Книдской» стало основой для создания авторского флакона в виде фрагмента лица богини красоты и любви, а репродукция картины была напечатана на каждой коробочке «сюрреалистических духов».

Как уже упоминалось выше, Сальвадор Дали разрабатывал ювелирные украшения. В 1941 году он подготовил серию из 22 предметов для американского миллионера Камминса Катервуда, а еще создал эскизы пяти изысканных украшений для нью-йоркского ювелира Фулько ди Вердуры. В 1941 году эта коллекция была представлена на персональной выставке Дали в Музее современного искусства в Нью-Йорке.

В 1969 году художник создал свое самое массовое творение — красочный логотип для леденцов «Чупа Чупс», которые выпускала фабрика каталонца Эрика Берната. Художник предложил форму цветка наподобие маргаритки, выкрасил его в яркие желтые и красные оттенки — цвета Каталонии, а название разместил в центре сверху, а не сбоку, чтобы сделать его более заметным.

Экстравагантные финансовые потребности вынуждали художника браться за самые разные коммерческие проекты — так он разработал дизайн бутылок для итальянского ликера Rosso Antico Buton и принял участие в рекламах шоколада Lanvin и немнущихся рубашек.

11 мая 1904 года

Рождается художник Сальвадор Дали. Всю жизнь Сальвадор пытался приблизиться к гению, которым мог бы стать его брат, — родители культивировали в ребенке эту мысль, говорит директор Музея Дали Монсе Агер, курирующая выставки Сальвадора Дали уже много лет, знавшая художника лично, выступающая на семинарах и конференциях, посвященных жизни и творчеству мастера.

В связи с таким отношением Дали к фигуре погибшего брата, в искусстве художника стала всегда прослеживаться двойственность, которую можно сравнить с костылями, которые представляют собой две параллельные прямые, соединенные одной перекладиной, — смерть/бессмертие, Гала/Дали, Кастор/Поллукс. Во многих работах художника есть отсылка к брату, потому что он был одной из ключевых фигур в его жизни.

Getty Images

Картину «Портрет моего умершего брата» (1963 год) Дали написал в этот поздний период своего творчества. В эти годы была открыта ДНК, и у Дали начался новый виток интереса к родственной связи и возможностям бессмертия

Время шедевров

В своей биографии Сальвадор Дали о фильмах, созданных с Бунюэлем, говорил следующее: «Посмотрите на творчество Луиса Бунюэля с Дали, и без Дали. Теперь понимаете, кто здесь настоящий гений?» В 1930 году вышел еще один фильм, созданный в их соавторстве, — «Золотой век», считающийся стилистическим продолжением культового «Андалузского пса».

В то же время на двух персональных выставках были выставлены работы, ставшие первыми шедеврами в живописной биографии Сальвадора Дали — картины «Постоянство памяти» и «Частичное помрачение». В невероятно тщательном, блестящем и точном исполнении прослеживалось влияние итальянца Кирико и американца Танги.

В этот период Дали отшлифовывал свой метод создания картин, который он сам называл параноидально-критическим. Художник объяснял его как не поддающийся словесному определению метод, основанный на незнакомых ассоциациях знакомых образов.

ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ

Дали активно работал до 70 лет, но после 1975 года его здоровье сильно пошатнулось. Болезнь Паркинсона мешает Дали рисовать. Его последние работы («Петушиные бои») представляют собой простые закорючки, в которых угадываются тела персонажей. Несмотря на это, его картины продаются с аукционов за рекордные суммы, благодаря чему он становится одним из самых высокооплачиваемых при жизни художников. А в 1982 году он получает от короля Хуана Карлоса титул маркиза.

В этом же году в весьма почтенном возрасте (под девяносто лет – точная цифра тщательно скрывалась) умирает Гала и Дали впадает в глубочайшую депрессию. Он перебирается жить в замок Галы Пуболь и там стремительно угасает от тоски по возлюбленной. Бед художнику добавляет пожар, в котором он получает ожоги пятой части тела, но даже это он смог пережить. Парализованный старик безуспешно звонил в колокольчик, пытаясь позвать на помощь. В конце концов он превозмог немощь, свалился с кровати и пополз к выходу, но потерял сознание у двери. До этого случая, возможно, Сальвадор планировал, чтоб его похоронили рядом с Галой, и даже приготовил место в склепе в замке, однако после пожара покинул замок, чтобы никогда больше туда не возвращаться. Дали с возрастом становится подозрительным и нелюдимым. Последние годы он проводит в затворничестве в башне Галатеи в Фигерасе, рядом с учрежденном им самим Театром-музеем имени себя.

Там он пишет несколько последних работ, но седой, растрепанный, с трудом передвигающийся старик уже мало напоминает того самоуверенного эксцентрика, каким помнила его публика. Ухаживать за больным и обезумевшим стариком было трудно, он бросал в медсестёр то, что подворачивалось под руку, кричал, кусался. Скончался Дали 23 января 1989 года в возрасте 84 лет от сердечного приступа.

Юность

Начиная с 1914 года обучался в Академии маристов. Через два года посетив город Кадакес с родителями своего друга он открывает для себя «истинное искусство». Тяжелым потрясением для художника стала смерть матери в 1921 году. Пытаясь найти утешение в искусстве он через несколько месяцев после похорон пробует поступить в Академию Сан-Фернандо. Полотно, которое он подготовил для вступительного экзамена не подходило под параметры учебного заведения. Переделав картину за три дня до экзамена Дали шокировал своего отца тем что, она была слишком мала и еще больше отличалась от требуемых параметров.

Натерпевшись от своего чада и зная его скверный характер, родитель просто отступил, не желая спорить понапрасну. Однако приемная комиссия решила принять эксцентричного юношу благодаря его мастерству. Переехав в общежитие академии, юноша начинает следить за своей манерой речи и стилем одежды. Увлекается изучением психологии, а в частности работами Фрейда. К сожалению смена обстановки и окружения не изменила характер рисовальщика и в 1926 году его исключили из академии. Его дерзкое поведение и полное отсутствие уважения к преподавателям привело к отказу в восстановлении его как студента. Решив продолжить развитие своего стиля Сальвадор отправляется в Париж. На одной из выставок происходит не мало важная для развития его творчества встреча с Пабло Пикассо. Находясь под впечатлением от общения с художником, он создает серию работ в схожем с ним стиле. В 1929 году впервые пробует себя в роли режиссёра и берется за создание фильма «Андалузский пёс».

Тайная вечеря (1955)

Будучи настоящим и темпераментным испанским католиком, Дали, использовал тексты Евангелия для воссоздания в своих полотнах новых идей, форм и нового содержания. Картина «Тайная вечеря» визуально похожа на фреску, её композиция строго симметрична. Те же позы Христа и его учеников, те же жесты, но от этого полотна совсем другое впечатление. Перед зрителем воссоздан интерьер со стеклянной крышей и стенами, скорее похожий на здание будущего. За огромными окнами безжизненный пейзаж, над которым распростёрты Божественные объятия. Центральная фигура Христа очень живая, несмотря на то, что она прозрачна и сквозь неё проглядывается пейзаж. В противовес прозрачности и наполненной Святого Духа сущности Христа, его ученики изображены самыми обычными людьми. Они склонили головы, слушая проповедь. Жестами рук Христос будто бы говорит зрителю, что Он есть сын Божий.

13

Личная жизнь

1929 год принес перемены в личную жизнь Сальвадора Дали и его родственников. Он встретил единственную любовь всей жизни — Елену Ивановну Дьяконову, эмигрантку из России, которая на тот момент была женой поэта Поля Элюара. Она называла себя Гала Элюар и была старше художника на 10 лет.

После первой же встречи Дали и Гала никогда больше не расставались, а его отец и сестра пришли от этого союза в ужас. Сальвадор-старший лишил своего сына всех финансовых дотаций со своей стороны, а Ана Мария разорвала с ним творческие отношения. Новоиспеченные любовники поселяются на песчаном берегу в Кадакесе в небольшой лачуге без удобств, где Сальвадор начинает создавать свои бессмертные творения.

Сальвадор Дали и его жена Гала Дали

Через три года они официально расписываются, а в 1958 году состоялось их венчание. Долгое время пара жила счастливо, пока в начале 60-х годов не начался разлад в их отношениях. Пожилая Гала жаждала плотских утех с молоденькими мальчиками, а Дали стал находить утешение в кругу юных фавориток. Для своей жены он покупает замок в Пуболе, куда может приезжать только с согласия Галы.

Около 8 лет его музой была британская модель Аманда Лир, с которой Сальвадора связывали лишь платонические отношения, ему достаточно было часами наблюдать за своей пассией и наслаждаться ее красотой. Карьера Аманды разрушила их отношения, и Дали без сожаления расстался с ней.

Сюрреалистическая полемика

Интересной в биографии Сальвадора Дали является история его исключения из группы сюрреалистов. В 1929 году в рядах приверженцев сюрреализма произошел раскол. Две образовавшиеся в итоге группы были возглавлены художниками Андре Бретоном и Жоржем Батаем. В начале 1934 года Дали, причисленный после раскола к первой группе, ощутил на себе всю силу осуждения Бретона и его сторонников. Будучи поклонником коммунистических идей, Бретон был возмущен образом обнаженного Ленина в картине испанца «загадка Вильгельма Телля». К тому же ему не нравилось увлечение Сальвадора образом Гитлера.

Группа устроила разбирательство, на которое Дали явился в теплой одежде и с термометром во рту. Под предлогом, что у него жар, художник начал раздеваться и в полуголом виде заявил, что имеет право на любой творческий эксперимент, так как суть сюрреализма и есть полная свобода. Он признался Бретону, известному гомофобу, что если бы хоть на минуту мечтал заняться с ним любовью, то не преминул бы изобразить это в самых мельчайших подробностях. Так эпатажный провокатор обескуражил самих провокаторов.

Дали подозревал, что на самом деле Бретона раздражали успех и признание, которыми испанский художник пользовался в США, оставляя других сюрреалистов в своей тени. Правильно будет сказать, что сюрреализм до Дали и сюрреализм после Дали — это совершенно разные понятия. «Сюрреализм — это я», — заявил художник и навсегда покинул группу Андре Бретона.

Последние годы и смерть

В старости Сальвадор Дали продолжал удивлять, а порою и шокировать своим поведением людей. Он был сказочно богат и знаком со многими знаменитостями. В частности, мужчина близко дружил с законодательницей мод Коко Шанель.

Дали носил свои легендарные усы, закрученные вверх. Он часто фотографируется с экзотическими животными, а однажды даже прогуливается по улице с муравьедом, держа его на поводке будто собаку. Даже в преклонном возрасте он продолжает писать картины.

Надгробная плита в центре зала могилы Сальвадора Дали по которой ходят посетители музея

Вскоре Сальвадор начал строить крупный дом-музей в Фигерасе – «Дворец Ветров». Здесь он хотел разместить свою огромную коллекцию полотен и прочих предметов искусства. В 1981 г. у него развивается болезнь Паркинсона.

В следующем году из жизни уходит Гала. Ее смерть художник переживает крайне тяжело, впав в глубокую депрессию. Болезнь Паркинсона, наряду с другими психическими странностями, привела к печальным последствиям.

Медсестрам было очень непросто ухаживать за обезумевшим Дали, который кричал, кусался и бросал в них все, что попадалась под руку. После смерти Галы он переехал в опустевший замок, где в 1984 г. случился пожар. Парализованный мастер долго не мог дождаться помощи, получив серьезные ожоги.

За пару недель до смерти мэтр был доставлен в больницу, где у него обнаружили сердечную недостаточность. Сальвадор Дали умер 23 января 1989 года в возрасте 84 лет. Он завещал похоронить себя таким образом, чтобы по его надгробию могли ходить люди.

По этой причине тело испанца было решено замуровать в пол в одной из комнат театра-музея Дали. Стоит заметить, что все свои картины он передал во владение Испании.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector