Биография
Де Хох, будучи сыном каменщика и повитухи, принадлежал к низам голландского общества. С 1645 по 1647 годы он проходил обучение у Николаса Берхема в Харлеме. В 1650 году де Хох присоединился к купцу Юстусу де ла Гранжу, вместе с которым ездил в Лейден, Гаагу и Дельфт, где он поселился в 1652 году. В описи имущества де ла Гранжа упоминается 11 полотен де Хоха. В молодости он, подобно другим художникам середины века, работал над грубоватыми жанровыми сценками, зачастую изображающими солдат в тавернах и на конюшнях. В это время он находился под влиянием творчества Карела Фабрициуса и Николаса Маса.
В 1654 году женился на Яннетье ван дер Бюрх, родившей ему впоследствии 7 детей.
В 1655 году был принят в местную гильдию художников.
Около 1658 года стиль де Хоха изменился, и открылся наиболее значительный период его творчества. По тонкости письма и геометрической точности композиционного расчёта его произведения имеют много общего с работами Вермеера, однако искусствоведы до сих пор не могут прийти к согласию, какой из художников подражал другому.
Де Хох «изображал сцены бюргерского быта (преимущественно хлопоты хозяйки дома), добиваясь особой поэтической одухотворённости в изображении домашней среды, наполненных солнечным светом интерьеров и двориков („Дворик“; „Пряха“, около 1658, Букингемский дворец, Лондон; „Хозяйка и служанка“, Эрмитаж; „Мать у колыбели“, Картинная галерея, Берлин-Далем, оба около 1660, и др.). В колорите зрелых произведений де Хоха преобладают тёплые золотистые тона, обогащённые пятнами чистого цвета».
В 1660 году художник переезжает в Амстердам. В 1667 году умирает жена де Хоха, что серьёзно повлияло на душевное состояние и творчество художника, он переезжает на окраину Амстердама. Война с Францией 1672 года резко ухудшила экономическое состояние страны, картины художников продавались плохо. В 1674 году де Хох перестает платить налоги, что свидетельствует о полной нищете. Он пишет в это время много картин, по-видимому, пытаясь выйти из нищеты, однако качество их уступает картинам 60-х. Поздние работы амстердамского периода темнее дельфтских по колориту и менее тщательно выписаны. «В позднем творчестве де Хоха нарастает стремление к внешней эффектности образов».
Долгое время считалось, что де Хох умер в 1684 году в сумасшедшем доме. Однако в 2008 году выяснилось, что на самом деле это был его сын, которого тоже звали Питер. Дата смерти художника неизвестна.
Питер де Хох «Посыльный с письмом», 1670 год
На этой картине мы видим мужчину и женщину, которые находятся в просторном добротном доме с высокими потолками. Мужчина стоит в дверях, из чего следует, что он здесь не живёт, а пришёл по делу. Женщина — хозяйка дома. Она сидит на стуле и удивлённо смотрит на посетителя.
На первый взгляд картина вполне обычна и даже проста, но если приглядеться к деталям, то она начинает вызывать массу вопросов.
Питер де Хох «Посыльный с письмом», 1670 год
Картина называется «Посыльный с письмом», однако, приглядевшись к картине, можно увидеть, что хозяйка дома уже держит в руке развёрнутое письмо, причём оно довольно помятое, то есть совсем не новое. Что же принёс посыльный?
У посыльного нет почтовой сумки и униформы, а значит, он не почтальон. Возможно, это родственник или просто случайный человек, которого попросили что-то передать. Посыльный очень молод — возможно, это и вовсе несовершеннолетний юноша, одетый по моде того времени.
Питер де Хох «Посыльный с письмом», фрагмент
Особого внимания заслуживает собака, которая со злобой смотрит на гостя. Очевидно, что она его знает, поскольку не гавкает и не кидается, однако явно недолюбливает и боится. Из этого можно сделать вывод, что посыльный уже бывал в этом доме или живёт где-то неподалёку.
Теперь давайте поближе посмотрим, что у него в руке. На письмо это явно не похоже — уж больно аккуратно оно сложено и не имеет конверта. Однако какие-то надписи всё же просматриваются.
Питер де Хох «Посыльный с письмом», фрагмент
Если бы действие происходило в наше время, никто бы не сомневался, что молодой человек держит в руках телефон или какой-нибудь другой гаджет.
Приближаем картину ещё и видим, что на странной предмете, находящемся в руках у посыльного, действительно есть какие-то надписи. Возможно, это какая-то открытка или чеканка с гравировкой на обратной стороне.
Питер де Хох «Посыльный с письмом», фрагмент
Странности этой картины заключаются не только в письме. Давайте посмотрим на героиню второго плана — девочку в нарядном платье. Вид у неё весьма странный, а лицо совсем не детское. Эта малышка больше напоминает некрасивую отёкшую зрелую женщину.
Кроме того, девочка держит в руках удочку. Странно в таком нарядном платье и шляпке собираться на рыбалку, да и взрослых рядом нет, не пойдёт же она на речку в одиночестве. Хотя, возможно, дети в той местности ловили рыбу прямо в каналах возле дома. Один из таких каналов мы и можем увидеть на картине Питера де Хоха.
Питер де Хох «Посыльный с письмом», фрагмент
У полотна есть и другое название: «Человек передает письмо женщине в прихожей». Однако искусствоведы не уверены в том, что сам художник дал картине именно такое название. В то время живописцы редко именовали свои картины, обычно это делали те, кто продавал их или покупал.
В этой работе художник использовал свой любимый приём — сквозной взгляд вглубь картины. Через арочную дверь основного дома мы видим выход на улицу, канал и дома на противоположной стороне. А в соседнем доме видна ещё одна арка, которая показывает нам кусочек другой улицы.
Питер де Хох «Посыльный с письмом», фрагмент
Такой приём расширяет пространство, делает картину более объёмной и глубокой.
Некоторые работы
La Buveuse (1658 г.), Лувр , Париж.
Льняной шкаф (1665 г.), Рейксмузеум, Амстердам
- Мужчина, предлагающий женщине бокал вина (ок. 1653 г.), холст, масло, 53 х 42 см, Государственный Эрмитаж , Санкт-Петербург ;
- Пустой стакан (1653–1654), холст, масло, 44 x 35 см, Музей Боймана ван Бёнингена , Роттердам ;
- Два солдата и слуга с трубой (1654-1655), холст, масло, 76 x 66 см, Kunsthaus Zurich ;
- La Visite (около 1657), дерево, масло, 68 x 58 см, Музей Метрополитен , Нью-Йорк
- Женщина готовит овощи в задней комнате голландского дома (ок. 1657 г.), холст, 60 × 49 см , Лувр , Париж
- Женщина и двое мужчин под беседкой (1657–1658), холст, масло, 44 x 38 см, Метрополитен-музей, Нью-Йорк;
- Женщина пьет с двумя мужчинами (ок. 1658 г.), холст, масло, 73,7 x 64,6 см, Национальная галерея , Лондон ;
- Игроки в карты в солнечной комнате (1658), холст, масло, 76,2 х 66,1 см, Королевское собрание , Виндзорский замок ;
- La Buveuse (1658), холст, масло, 69 x 60 см, Лувр , Париж ;
- Пьющие во дворе (1658), холст, масло, 68 х 58 см, Национальная галерея Шотландии , Эдинбург ;
- Двор Делфтского дома (1658 г.), холст, масло, 73 х 60 см, Национальная галерея, Лондон;
- Кормящая кормилица с ребенком и собакой (1658-1660), холст, масло, 68 x 56 см, Музеи изящных искусств Сан-Франциско ;
- Семейный портрет во дворе в Делфте (1658-1660), холст, масло, 113 x 97 см, Венская академия художеств ;
- Спальня (1658-1660), холст, масло, 50,8 x 61 см, Staatliche Kunsthalle Karlsruhe ;
- Голландский двор (1659-1660), холст, масло, 70 х 60 см, Национальная художественная галерея , Вашингтон ;
- Женщина шнурует корсет у колыбели (1659-1660), холст, масло, 92 х 100 см, Государственные музеи Берлина .
В амстердаме
- Мать (ок. 1660), холст, масло, 52,5 x 61 см, Рейксмузеум Амстердам ;
- Дама и ее служанка во дворе (ок. 1660 г.), холст, масло, 73,7 x 62,6 см, Национальная галерея, Лондон;
- Хозяйка и служанка с ведром (ок. 1660 г.), холст, масло, 53 х 42 см, Эрмитаж, Санкт-Петербург;
- Люди в интерьере (ок. 1660), холст, масло, 73,7 x 64,6 см, Национальная галерея, Лондон;
- Зал Совета в ратуше Амстердама (1661-1670), холст, масло, 113 x 99 см, Музей Тиссена-Борнемисы , Мадрид ;
- Интерьер с молодой парой (1662–1666), холст, масло, 55 x 63 см, Музей Метрополитен, Нью-Йорк;
- Яблочистка (около 1663 г.), холст, масло, 71 x 54 см, Коллекция Уоллеса , Лондон ;
- Интерьер с фигурами (1663-1665), холст, масло, 58 x 69 см, Музей Метрополитен, Нью-Йорк;
- Le Départ pour le promenade (1663-1665), холст, масло, 72 x 85 см, Страсбургский музей изящных искусств ;
- Игроки в карты в богатом интерьере (1663-1665), холст, масло, 67 x 77 см, Лувр, Париж;
- Фигуры на заднем дворе (1663–1665), холст, масло, 60 x 45,7 см, Рейксмузеум, Амстердам;
- Женщина, читающая письмо (1664), холст, масло, 55 х 55 см, Музей изящных искусств, Будапешт ;
- Загородный дом (ок. 1665), холст, масло, 61 x 47 см, Рейксмузеум Амстердам;
- Льняной шкаф (1665), холст, масло, 72 x 77,5 см, Рейксмузеум Амстердам;
- Женщина с кувшином воды и мужчина, сидящий на кровати (1667–1670), холст, масло, 62 x 52 см, Музей Метрополитен, Нью-Йорк;
- Пара с попугаем (1668), холст, масло, 73 x 62 см, Музей Вальрафа-Рихарца , Кельн ;
- Плата хозяйке (ок. 1670), холст, масло, 95 x 111 см, Метрополитен-музей, Нью-Йорк;
- Пара, играющая в карты с служанкой (ок. 1670 г.), холст, масло, 69 x 58 см, Метрополитен-музей, Нью-Йорк;
- Кормящая мать и горничная (1670–1675), холст, масло, 64 x 76 см, Художественно-исторический музей , Вена ;
- «Молодая женщина и ее слуга» (около 1675 г.), холст, масло, 65 x 55 см, Дворец изящных искусств в Лилле ;
- Музыкальный пир во дворе (1677), холст, масло, 83,5 х 68,5 см, Национальная галерея, Лондон.
Картина « Женщина за чтением», принадлежащая Старой пинакотеке в Мюнхене, была ошибочно приписана Питеру де Хоху; На самом деле это работа Питера Янссенса Элинги .