Франсуа буше осенняя пастораль описание картины

Пастораль

Понятие пастораль имеет несколько значений:

  1. это одна из форм буколики, которая активно развивалась в европейской литературе и давно существовала в античной поэзии;
  2. небольшая сценка, которая изображала жизнь сельских людей: пастухов и пастушек;
  3. опера, балет или пантомима, показывающие сельскую жизнь.

История

Пасторалью называли с давних времен жанр в живописи, музыке или театре, который имитировал и показывал жизнь простого сельского народа. Первые пасторали возникли в 14-15 веках и являются предшественниками классической оперы. Пастораль в музыкальном театре существовала вплоть до 18-19 веков. Пасторальные оперы были написаны: К. В. Глюком, В. А. Моцартом, Ж. Б. Люлли, Ж. Ф. Рамо.

Пастораль, как жанр приводного театра возник в Италии в 16 веке и распространился на всю Западную Европу. Пастораль представляла собой тогда маленькую пьесу, которая часто вводилась в развлекательную программу для придворных празднеств. В таких пьесах изображалась жизнь пастухов и пастушек, которые были наделены манерами и лексикой аристократии.

Пастораль соответствовала гармоничному ренессансному мироощущению и можно сказать разрушала театральное искусство, преобразовывала спектакль в «живые картины». Несмотря на это пасторальный жанр сыграл большую роль в истории и теории мирового театра.

В XVII—XVIII веках широко распространилась мода на пасторальные сюжеты и постановы в театрах, которые были интересны в придворно-аристократических кругах. Большое количество пасторальных сюжетов стало основой для старинных опер.

Пасторальные темы были поводом к созданию программной инструментальной музыке у многих композиторов. Серию пасторальных картин представляет программа цикла из четырёх оркестровых концертов «Времена года» А. Вивальди. Л. Бетховен назвал свою 6-ю симфонию «пасторальной». Каждая часть симфонии имеет своё собственное название: «Пробуждение радостных чувств при прибытии в деревню», «Сцена у ручья»,- «Веселое сборище крестьян», «Гроза. Буря», «Пение пастухов. Радостные, благодарные чувства после грозы».

В начале ХХ века М. Равель с помощью сюжета пасторального романа Лонга создал балет «Дафнис и Хлоя», сюиты из которого звучат в симфонических концертах.

Живопись эпохи рококо и неоклассицизма

Одним из ярких представителей пасторального жанра был французский живописец Франсуа Буше. Творчество его многократно, он писал картины не только в пасторальном, но и в мифологическом, аллегорическом, библейском сюжетах, изображал парижскую жизнь и деревенские ярмарки, пейзажи, портреты создавал декорации для парижских театров и спектаклей, которые так любила устраивать маркиза Жанна Антуанетта де Помпадур — фаворитка французского короля Людовика XV.

Источник

10 известных художников в жанре пастораль

Пример пасторали можно найти в творчестве художников, живших в различных уголках мира. Некоторые из них получили всемирную славу благодаря своим работам, творчество других пользовалось успехом во время жизни живописца.

Никола Пуссен

Французский живописец Никола Пуссен (1594-1665) считается одним из основоположников направления классицизм. Он был увлечен рисованием сюжетов на библейские и мифологические темы. Красота сельского пейзажа стала средством выражения мастера.

Он работал над теоретическим обоснованием превосходства четкости линий над яркостью цвета. Известные работы Пуссена в стиле пастораль: «Пейзаж с Полифемом» и «Царство Флоры».

Вечеллио Тициан

Итальянский художник Тициан (1488-1490) работал с библейскими и мифологическими сюжетами. Мастер своего дела, он писал на заказ картины для герцогов, князей и кардиналов. После смерти своего учителя Джорджоне Тициан изучал работы известных итальянских живописцев, таких как Микеланджело и Рафаэль, для выработки собственного стиля.

Пасторальный концертВечеллио Тициан

Образы, переданные на полотнах Тициана, тщательно проработаны. Они полны энергии и непоколебимой жизненной силы. Для передачи контрастов художник часто использовал яркие красные и синие пятна.

Франсуа Буше

Французский живописец и декоратор Франсуа Буше (1703-1770) был удостоит звания придворного художника. Он работал над созданием декораций для спектаклей и опер, писал пасторали и изображал красочные ярмарки. С тематикой сельской жизни связаны работы Буше, композиция которых выстраивалась по принципу декораций для театра.

На картинах были изображены площадки для актеров и кулисы. Актеры на сцене играли роль молодых сельских жителей, которые отдыхали или выясняли отношения с представителями противоположного пола.

Клод Лоррен

Вначале своего творчества французский художник Клод Лоррен (1600-1682) писал на холсте пастушьи фигуры. Со временем его работы стали более масштабными. Живописец правдоподобно передавал красоту восходящего солнца, свежесть раннего утра и знойный летний день.

Давид Тенирс

Фламандский живописец Тенирс (1610-1690) написал немало картин со сценами из деревенской жизни, он работал с религиозной тематикой, увлекался написанием портретов. На жанровых картинах и пейзажах доминировали цвета серовато-коричневой гаммы. Художник тщательно работал над передачей крестьянской быта, его работы были очень реалистичны.

Антуан Ватто

Французский художник Антуан Ватто (1684-1721) писал в разных жанрах. Летняя пастораль представлена праздничными гуляниями в парках. Он писал маскарады, красивые ландшафты, приукрашая действительность и наделяя ее ощущением праздника и веселья.

Жан Оноре Фрагонар

Французский график и живописец Фрагонар (1732-1806) отдавал предпочтение мифологическим сценам. Работая над пейзажами, мастер излишне их приукрашал. его жанровые картины поражают удивительной самобытной композицией, плавностью линий и красотой.

Питер Пауль Рубенс

Творческое наследие нидерландского мастера Рубенса (1577-1640) насчитывает более 3000 картин. Художник отдавал предпочтение религиозной тематике. Технике свойственна воздушность, переходы света и тени едва заметны.

Николас Берхем

Голландский график и живописец Берхем (1620-1683) учился рисунку у своего отца. Он написал более 850 работ. Большинство из них были на тему пасторальных пейзажей или мифологических сцен

Особое внимание мастер уделял эффектам правильного освещения

Константин Сомов

Русская пастораль представлена работами графика и живописца К.А. Сомова (1869-1939). В пасторальном стиле написаны работы: «Фигуры в парке», «Влюбленные», «Две дамы в парке», «Спящая молодая женщина в парке».

Описание картины:

&nbsop; Картина «Осенняя пастораль» была заказана Буше министром финансов короля Людовика XV. К этой картине художник написал в пару ещё и «Летнюю пастораль». Модный художник эпохи рококо работал себе в удовольствие, Буше любил писать пейзажи, на которых разворачиваются фривольные сценки. Сюжет представленной картины был навеян мастеру творчеством известного в те времена драматурга Шарля Симона Фавара.

&nbsop; Главная героиня, Лизетта, свободно прилегла на колено к юноше-пастушку, а тот, в свою очередь, кормит её виноградом. Весьма смелое занятие! Лизетта одета в дорогое платье, но ноги её босы как у простолюдинки. Пастушок же смело заигрывает с барышней, ничуть её не смущаясь. Третьего героя зритель не сразу и замечает — ещё один пастушок мирно спит около овечки, не тревожа милующихся молодых людей. Лица главных героев нарочно высветлены, чтобы зритель мог дословно прочитать их юность, неискушённость, искренность.

&nbsop; Пейзаж, на фоне которого разворачивается эта игривая сцена, наполнен деталями. Центральным элементом здесь выступает полуразвалившаяся колонна с большой каменной вазой на вершине. Это оригинальный фонтан, украшенный каменными вытертыми фресками на религиозный сюжет. Вокруг густой, запущенный лес — деревья почти заслонили небосвод.

&nbsop; Безусловно, образ пейзажа собирательный. Правдивости в ландшафтных картинах Буше искать не приходится. Он нарочно добавляет многочисленные элементы на полотно, придавая ему декоративности. Это словно театральная сцена, статичная и застывшая, но красочная.

&nbsop; Мастер смело пробует яркие цвета. Из общей палитры выбивается огненно-красный, ярко бирюзовый, голубой, жёлтый. В колорите полотна много зелёного, перебивающегося охристыми и бирюзовыми тонами.

&nbsop; Известно, что сам Буше, работая над картиной, так влюбился в своих героев, что посвятил не одну картину прекрасной Лизетте и юному смелому пастушку. А позже, министр финансов, который ещё владел фарфоровой мануфактурой, заказал с главных героев картины эскизы для фарфоровых статуэток (неизвестно делал их Буше или какой-нибудь другой художник). Изящные статуэтки были ещё много лет безумно популярными у мастеров фарфора, которые дублировали их с некоторыми изменениями. Так что фарфоровые пастушок и Лизетта долго украшали интерьеры французских домов. Даже когда Буше вышел из моды, а имя драматурга Фавра было безнадёжно забыто зрителями.

Источник

История возникновения жанра

Возникновение пасторали совпало с периодом становления капитализма. Стиль пастораль пользовался особой популярностью в аристократической среде, которая была представлена людьми, далекими от забот сельской жизни. Основными персонажами произведений искусства становились совсем не реальные люди, а вымышленные персонажи.

По мнению искусствоведов, жанр пастораль зародился в XVI веке. Его создателем принято считать автора романа «Аркадия», поэта из Италии Якопо Саннадзаро. В этом произведении показана полная умиротворения жизнь сельских пастухов. Поэт сумел показать читателям гармонию и красоту, которыми наполнено существование простых людей. Его роман стал подтверждением идиллической картины мира, в которой отсутствуют горе и страдания.

К сельской тематике обращались известные творцы, жившие на рубеже XVI-XVII веков. В это время были созданы оперы, драматические произведения, балетные постановки, симфонии в этом жанре.

В начале XIX века был отмечен еще один всплеск интереса к стилю пастораль в искусстве. В это время отмечалось доминирование романтизма. При помощи этого направления мастера хотели показать, что самой главной ценностью являются духовные качества человека. Картины, изображающие сельскую жизнь, которую живописцы старались приукрасить, хорошо вписывались во взятые за основу идеи искусства того времени.

Начиная с середины XIX века, сельская пастораль перестала быть популярным жанром. Умами людей завладели разные революционные течения, а идиллические сцены из сельской жизни перестали быть интересными как для мастеров, так и для широкой публики. Стиль пастораль был вытеснен более актуальными для того времени направлениями, такими как: авангард, реализм и модерн.

Что такое пастораль в живописи

Художники пасторали наделяли особым значением ландшафт в своих произведениях. Каких принципов они придерживались:

  1. Красота окружающего мира не должна быть использована в качестве декора.
  2. Картина является отражением внутреннего мира художника и его настроения.
  3. В работе используются краски приглушенных, немного размытых оттенков.
  4. Люди, изображенные на полотне, сосуществует в гармонии с природой.

XV век

Картины, на которых были изображены лесные поляны, луга и овраги были не так интересны для публики, как работы в стиле пастораль. Неповторимые природные ландшафты требовали добавления деталей, свойственных новому направлению. При помощи фигур сельских жителей эмоциональная окраска любого сюжета становилась позитивной.

XVII век

Саския ван Эйленбюрх в образе ФлорыРембрандт

В Италии пасторальные идиллии создавал в XVII веке Клод. Среди работ голландских живописцев этого времени стоит выделить полотно «Саския ван Эйленбюрх в образе Флоры», над которой трудился Рембрандт. На картине изображена в красивой шляпе, украшенной цветами, будущая жена живописца Саксия.

Стиль барокко

В эпоху барокко тоже писали пасторальные сюжеты. На них были изображены:

  • нарядные дамы в окружении галантных кавалеров;
  • природные ландшафты удивительной красоты;
  • с мельчайшими подробностями прорисованные фигуры людей;
  • любовные сюжеты.

На картинах живописцы часто изображали придворных

Они уделяли особое внимание отношениям людей. Источником вдохновения становится близкая к идеалу женская фигура

Художники восхищаются красотой изображаемых женщин, они наделяют их возможностью покорять сердца каждого смотрящего на произведение искусства, над которым они работали.

Романтизм

Успешной считается попытка соединение в единое целое романтического направления со стилем пастораль. В работах художников начала XIX века можно увидеть:

  • спокойные, слегка приглушенные цвета;
  • приятную атмосферу;
  • отсутствие прямого освещения;
  • наполненные спокойствием и умиротворением сельские виды;
  • исторический контекст того времени, с которым можно познакомиться, разглядывая картину.

Развитие индустриализации в середине XIX века способствовало тому, что большое количество сельских жителей покинули место жительства и переехали на заработки в крупные промышленные центры. Интерес к стилю пастораль стал угасать.

Однако милые деревенские виды и идиллические сюжеты по-прежнему излучали красоту, одухотворенность, духовную свободу. Сюжеты картин будто бы были противопоставлены последствиям начавшейся индустриализации.

10 известных картин в стиле пастораль

Популярность романа «Аркадия» подтолкнула к развитию стиля пастораль в живописи. Одним из первых художников к этой тематике обратился итальянец Джорджоне.

Сельский концерт

На написанной им картине «Сельский концерт» изображены мужчины в обычной одежде того времени и обнаженные красавицы нимфы. Они будто бы являются плодом воображения изображенных на картине мужчин. Итальянским живописцам того времени было свойственно соединять реальную жизнь с придуманными образами, дополняющими ее.

Сельский концертДжорджоне

Авторство этого произведения оспаривается искусствоведами. Есть мнение, что автором пасторали является ученик Джорджоне итальянский художник Тициан. В любом случае, работа была одобрена восторженной публикой.

В течение длительного времени эта картина считалась образцом нового стиля в искусстве. Великий мастер и его талантливый ученик тесно сотрудничали в своем творчестве. Именно поэтому их рисунки имеют поразительное сходство.

Таитянские пасторали

Французский художник Гоген изобразил на своем полотне «Таитянские пасторали» живописный холм с благоухающей магнолией. Яркие краски картины помогают зрителю ощутить красоту жаркого лета на Таити.

Таитянские пасторалиПоль Гоген

Возле магнолии изображены две красавицы таитянки и большая рыжая собака. Вблизи виднеются два холма и уходящая вдаль тропинка. Полотно хранится в коллекции Эрмитажа.

Осенняя пастораль

Осенняя пасторальФрансуа Буше

На картине Франсуа Буше «Осенняя пастораль» молодой пастух кормит спелым виноградом свою возлюбленную Лизетту. Этот сюжет настолько понравился живописцу, что он написал еще две ему посвященные картины. Пастух и Лизетта со временем превратились в изящные фарфоровые статуэтки.

Пастораль

ПасторальК. Сомова

На картине К. Сомова «Пастораль» изображены две девушки, одетые в простую и опрятную одежду. Девушки решили отдохнуть на пригорке после похода в лес. Рядом с ними расположился верный друг и охранник пес.

Савояр с сурком

Савояр с суркомАнтуана Ватто

На картине Антуана Ватто «Савояр с сурком» изображен бродячий музыкант. Он путешествует с шарманкой и просит у людей милостыню. На шарманке лежит сурок, животное обнимает своего хозяина. Пейзаж за спиной савояра наполнен светом и красотой.

Качели

КачелиФрагонар

Прекрасная дама и ее галантные кавалеры изображены на картине Фрагонара «Качели». На заднем плане изображенная статуя амуров будто бы подчеркивает начало романтических отношений

Кого из кавалеров выберет дама — совершенно неважно

Похищение Европы

Похищение ЕвропыКлод Лоррен

На картине «Похищение Европы» французский живописец Клод Лоррен изобразил игру солнечных лучей, прозрачность воздуха и даль, застилаемую туманом. Сюжет, который художник раскрыл на фоне пейзажа, послужил основой для написания морской панорамы.

Царство Флоры

Царство ФлорыНикола Пуссен

На полотне «Царство Флоры» Пуссен собрал мифологических персонажей. На полотне изображены влюбленные пары. Каждая фигура, хотя это и не бросается в глаза, снабжена цветком, в который она превращается.

Работы Франсуа Буше

Стоящая обнаженная девушка , рисунок на бумаге

Это неполный список работ Франсуа Буше .

  • Смерть Мелеагра (ок. 1727 г.), Музей искусств округа Лос-Анджелес
  • Проект Картуша (ок. 1727 г.), Музей искусств округа Лос-Анджелес
  • Воображаемый пейзаж с холмом Палатин из Кампо Вакчино (1734 г.), Музей Метрополитен
  • Памятник Миньяру (ок. 1735 г.), Музей искусств округа Лос-Анджелес
  • Венера и Меркурий наставляют Амура (1738), Музей искусств округа Лос-Анджелес
  • Амур, ранящий Психею (1741), Музей искусств округа Лос-Анджелес
  • Les Confidences Pastorales (около 1745 г.), Музей искусств округа Лос-Анджелес
  • Арион на дельфине (1748 г.), Художественный музей Принстонского университета
  • Жанна-Антуанетта Пуассон, маркиза де Помпадур (1750 г.), Гарвардские музеи искусств
  • Птица пролетела (1765), Художественный музей Snite, Университет Нотр-Дам, Индиана
  • Прерванный сон (1750), Метрополитен-музей
  • Любовное письмо (1750 г.), Национальная художественная галерея

Голубятня , 1758 г.

  • Туалетная вода Венеры (1751 г.), Музей Метрополитен
  • Мальчик-пастух, играющий на волынке (около 1754 г.), Музей изящных искусств, Бостон
  • Пейзаж с водяной мельницей (1755), Национальная галерея , Лондон
  • Венера в мастерской Вулкана (1757 г.), Художественная галерея Йельского университета
  • Рыбалка (1757 г.), Большой Трианон
  • Влюбленные в парке (1758 г.), Музей Тимкена,
  • Пан и Сиринкс (1759 г.), Национальная галерея,
  • Анжелика и Медоро (1763 г.), Музей Метрополитен
  • Юпитер в облике Дианы и Каллисто (1763 г.), Музей Метрополитен
  • Богородица с младенцем и младшим Иоанном Крестителем и ангелами (1765 г.), Музей Метрополитен
  • Остановка у источника (1765), Музей изящных искусств, Бостон
  • Возвращение с рынка (1767), Музей изящных искусств, Бостон
  • Идиллия пастыря (1768), Метрополитен-музей
  • Прачки (1768 г.), Музей Метрополитен
  • Аврора, возвещающая приход утреннего солнца (1765 г.), Национальная художественная галерея

Пастораль в других видах искусства

Музыкальные произведения в стиле пастораль помогают более тонко и глубоко прочувствовать красоту окружающего мира. Им присуще отсутствие слишком громких, волнующих аккордов.

Ритм произведения не нарушается сильными шумами или интригующими переходами. Подобные композиции были написаны многими известными композиторами. Среди них отмечают такие личности, как: Бах, Вивальди, Бетховен.

Театральный жанр представлен операми в стиле пастораль, балетными постановками и пантомимами. В каждом из представлений были показаны сцены из пастушьей жизни на селе. Авторами опер в этом направлении стали А. Моцарт и К. Глюк.

Буколическая поэзия или сокращенно буколика, которая была известна с античных времен. В ней идеализированно были показаны сцены из жизни сельчан, удивительные пейзажи, освещенные солнцем и завораживающие своей красотой.

Литературные произведения, которые также относили к этому направлению, называли «Идиллией». Стихи, в которых были описания человеческих чувств, получили название «эклоги».

Описание картины:

Жизнь Франсуа Буше была отмечена взлётом, бешеной популярностью и. падением. Модный художник был предан забвению, как только капризная публика устала от его красочных и прихотливых картин.

Живописец много работал в жанре пейзажа, при этом ему были интересны как городские мотивы, так и деревенские декорации. Его идиллические картины вскоре сменятся страстными романтическими полотнами, задвинув Буше на задний план, однако, картину «Летняя пастораль» он написал ещё тогда, когда слава его гремела, и череда заказов буквально выматывала модного художника.

Ландшафтный пейзаж Буше написал после одной своей загородной поездки. И правдивости искать здесь не стоит. Живописец по приезду делал набросок, а после уже детально работал в мастерской. При этом Буше вполне мог добавить в пейзаж мостик, речку, мельницу или любую другую деталь, если он считал, что это сделает картину выразительнее, ну или, если его об этом просили заказчики.

Перед нами летняя картина, где можно различить черты сразу двух жанров — пейзаж и жанровая сцена. Героями сюжета стали трое отдыхающих. Сложно сказать к какому социальному сословию их можно отнести. С одной стороны на девушках красивые пышные платья, но они словно простолюдинки оголяют ноги и выглядят достаточно свободно и развязно. Юноша напоминает пастушка. В руках у него шотландская волынка, одежда очень простая, а лицо женственное.

Можно предположить, что две благородные дамы вдали от чопорного города, вышли прогуляться в деревенской глуши, собирая цветы и плетя венки. Гуляя, они услыхали мелодичную музыку пастуха и сочли его общество приемлемым — теперь они мило беседуют, а одна из девушек даже весьма смело прислонилась к герою. Некоторые склонны видеть в картине отзвуки произведения драматурга Шарля Фавара.

Природные декорации изобилуют деталями. Даже сложно представить, как удалось автору гармонично всё соединить воедино. Здесь и животные (овцы, бык), и какие-то деревянные конструкции, и богатая растительность, и обилие цветов, и озеро, и сложные фактурные складки платьев. Некоторая разгрузка приходится на небо — пустая гладь с облаками уравновешивает обилие элементов в нижней части работы.

Как и все картины Буше, пейзаж наполнен красками, яркими акцентами, придающими произведению пестроту и насыщенность. Взгляд зрителя по заданной художником траектории переходит с яркой красной юбки девушки на корсет второй героини, затем на их высветленные лица, на скромного юношу, а после — на небесную гладь над головами действующих лиц. И кажется, что слышно как поют птицы, как дышит зноем воздух, а с озера доносится спасительная прохлада.

Источник

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: