Якопо робусти (тинторетто): великий художник 16 века и его картины

1560–1570 годы

Портрет дожа Пьетро Лоредана ( Художественный музей Кимбелла , Форт-Уэрт , Техас ).

Портрет дожа Пьетро Лоредана , Национальная галерея Виктории , Мельбурн .

Портрет кардинала Марко Антонио да Мула , частное собрание

  • Портрет дожа Джироламо Приули , 1560, 102 × 84 см, Галерея Академии, Венеция
  • Святая Елена и Святая Варвара, поклоняющиеся Кресту , около 1560 г., 275 × 165 см, Пинакотека Брера , Милан
  • Портрет Альвизе Корнаро , около 1560-1565 годов, 113 × 85 см, Galleria Palatina , Флоренция
  • Оплакивание мертвого Христа около 1560-1565 годов, 94,7 x 141 см, Музей искусств Сан-Паулу , Бразилия ,
  • Портрет прокурора Антонио Каппелло , около 1561 года, 114 × 80 см, Галерея Академии, Венеция
  • Христос омывает ноги ученикам , около 1566 г., 200,6 × 408,3 см, Национальная галерея, Лондон
  • Святой Георгий убивает дракона , около 1560 г., 157,5 × 100,3 см, Национальная галерея, Лондон
  • Снятие креста , около 1560 г., 227 × 294 см, Галерея Академии, Венеция
  • Свадебный пир в Кане , 1561, 435 × 535 см, Венеция, Базилика Санта-Мария-делла-Салюте
  • Портрет кардинала Марко Антонио да Мула , 1562-1563, 187 × 103 см, частное собрание
  • Картины для Скуола Гранде ди Сан Марко
    • Повторное открытие тела Святого Марка , 1562-1566, 396 × 400 см, Pinacoteca di Brera , Милан
    • Тело Святого Марка, доставленное в Венецию , 1562-1566, 398 × 315 см, Галерея Академии, Венеция
    • Святой Марк спасает сарацина во время кораблекрушения , 1562-1566, 398 × 337 см, Галерея Академии, Венеция
  • Картины для хора церкви Мадонна дель Орто, 1562-1564 гг., Церковь Санта-Мария-дель-Орто, Венеция
    • Поклонение золотому тельцу , 1450 × 580 см
    • Страшный суд , 1450 × 590 см
    • Умеренность , 450 × 240 см
    • Правосудие , 450 × 240 см
    • Вера , 450 × 240 см
    • Пруденс , 450 × 240 см
    • Мужество , 450 × 240 см
  • Пьета , 1563, 108 × 170 см, Милан , Пинакотека Брера
  • Воскресение Христа со Святыми Кассианом и Святой Цецилией , 1565 г., 450 x 225 см, церковь Сан-Кассиано, Венеция
  • Картины для Sala dell’Albergo в Scuola Grande di San Rocco, 1564-1567, Scuola Grande di San Rocco , Венеция
    • Потолок
      • Святой Рош во славе , 1564, 240 × 360 см
      • Пружина , 1564 г., диаметром 90 см.
      • Лето , 1564 г., диаметр 90 см.
      • Осень , 1564 г., диаметр 90 см.
      • Зима , 1564 г., диаметр 90 см.
      • Аллегория школы Иоанна Богослова , 1564, 90 × 190 см
      • Аллегория Школы жалости , 1564, 90 × 190 см
      • Аллегория Школы милосердия , 1564, 90 × 190 см
      • Аллегория школы Святого Марка , 1564, 90 × 190 см
      • Аллегория школы Святого Феодора , 1564, 90 × 190 см
      • Счастье , 1564, 90 × 190 см
      • Доброта , 1564, 90 × 190 см
      • Щедрость , 1564, 90 × 190 см
      • Надежда , 1564, 90 × 190 см
      • Вера , 1564, 90 × 190 см
  • Тело Христа, перенесенное к гробу , около 1565 года, 164 × 124 см, Национальная галерея Шотландии , Эдинбург
    • Стены
      • Распятие , 1565, 536 × 1224 см
      • Христос на пути к Голгофе , 1565-1567, 515 × 390 см
      • Ecce Homo , 1566–67, 260 × 390 см
      • Христос перед Пилатом , 1566–67, 515 × 380 см
  • Портрет Якопо Сансовино , около 1566 г., 49 × 36 см, Staatliche Kunstsammlungen, Веймар
  • Портрет Якопо Сансовино , около 1566 г., 70 × 65 см, Galleria degli Uffizi, Флоренция
  • Мадонна казначеев , около 1566-1567 гг., 221 × 521 см, Галерея Академии, Венеция
  • Троица , 1564-1568, 122 × 181 см, Galleria Sabauda , Турин
  • Распятие , 1568, 341 × 371 см, церковь Сан-Кассиано, Венеция
  • Спуск в Лимбо , 1568, 342 × 373 см, церковь Сан-Кассиано, Венеция
  • Картины для алтаря церкви Сан-Рокко, 1567 г., церкви Сан-Рокко, Венеция
    • Святой Рох в тюрьме, утешаемый ангелом , 300 × 670 см
    • Святой Рох исцеляет животных , 230 × 670 см
    • Святой Рош в пустыне , 230 × 670 см
  • Портрет Оттавио Страда , 1567, 128 × 101 см, Рейксмузеум, Амстердам
  • Христос в доме Марфы и Марии , 1567, 197,5 × 131 см, Старая пинакотека , Мюнхен
  • Портрет дожа Пьетро Лоредана , 1568-1570, 126 × 106,6 см, Художественный музей Кимбелла , Форт-Уэрт ( Техас ),
  • Портрет дожа Пьетро Лоредана , 1568-1570, 107 × 91 см, Национальная галерея Виктории , Мельбурн ,
  • Портрет дожа Пьетро Лоредана , 1568-1570, 125 × 100 см, Музей изящных искусств , Будапешт

Примечания и ссылки

  1. Личность Тинторетто была раскрыта во время выставки «Тинторетто» в 2007 году в Прадо 2007. См. Каталог выставки под руководством Мишеля Фаломира: Тинторетто , Мадрид, Национальный музей Прадо, 472 стр., 2007, Мадрид.
  2. (in) Нарим Бендер, Якопо Тинторетто , Osmora Incorporated2015 г., стр.  7.
  3. Его дата рождения приблизительная, потому что свидетельство о крещении было потеряно в результате пожара, уничтожившего архивы Сан-Поло . Это выведено из документа из Сан-Марциале, в котором записана его смерть 31 мая 1594 года в возрасте 75 лет и восьми месяцев («  31 maggio 1594: morto messer Jacopo Robusti detto Tintoretto de età de anni 75 e mesi 8  ») и портрет, выгравированный в 1588 году, указывает ему возраст 70 лет. Согласно (в) Анне Лаура Лепши, Тинторетто наблюдал: документальный обзор критических реакций с 16 по 20 век , Лонго1983 г., стр.  15.
  4. (in) Роланд Кришель и Антея Белл, Якопо Тинторетто, 1519–1594 , Конеманн,2000 г., стр.  6
  5. Жан-Пьер Абер и Сильви Беген, Рай Тинторетто , 5 континентов,2006 г., стр.  137.
  6. (in) Роланд Кришель и Антея Белл, Якопо Тинторетто, 1519–1594 , Конеманн,2000 г., стр.  50.
  7. Критика Эрве Луалье , профессора истории искусств Политехнической школы .
  8. ↑ и Биографическая справка о Лувре.
  9. Мари-Элен Лавалле , Коллекции гидов: Дворец изящных искусств в Лилле , Париж, Заседание национальных музеев,1997 г., 245  с. ( ISBN  2-7118-3516-2 ) , стр. 158.
  10. Латинская надпись гласит: «Проходя мимо, не забудь (остановиться перед) бывшим домом Жака Робусти», — говорит Тинторетто , из которого вышло множество картин, выполненных искусством, его кистью и острым умом. , которым можно любоваться публично и в частной жизни. В этом вам поможет забота нынешнего хозяина — 1842 год ». А ниже: «Переделано на городские финансы — 1881 год».
  11. Латинская эпитафия восхваляет художника так: «Прохожий, путешественник, гражданин, остановитесь и прочитайте эту надпись до конца. Под этим мрамором заперт прах венецианского Апеллеса ЖАКА Робусти, известного как ТИНТОРЕТ. Этот великий подражатель природы своим страстным гением заставил говорить о ней безмолвные стихи. И именно обитателям единственного неба он поистине божественной кистью вдохнул жизнь в свои картины. Эти, хотя и ненасытные, время, собирая их, по праву сохранит их. Слава поместит их в храм бессмертия, как вечное различие между живописью и вселенной. ЧИТАТЕЛЬ, МОЛИТЕСЬ ЗА ТАКОГО ЧЕЛОВЕКА, И ТОГДА ОН БУДЕТ СЧАСТЛИВЫМ СМЕРТЬЮ ».
  12. ↑ and Джованна Непи Скире , Живопись в музеях Венеции , Издания Place des Victoires,2008 г., 605  с. ( ISBN  978-2-8099-0019-4 ) , стр.278..
  13. Михаил Пиотровский , Эрмитаж , P-2 ART PUBLISHERS, т. 2001, с. 112.
  14. Якопо Соранцо , Милан.
  15. См. Жан-Луи Кретьен , Ги Лафон , Этьен Жоле, Марта и Мари , Париж, Desclée de Brouwer, 2002, ( ISBN  2-220-05060-2 ) .
  16. Анри-Клод Куссо , Нантский музей изящных искусств , Париж / Нант, Fondation Paribas,1991 г., 125  с. ( ISBN  2-907333-09-7 , уведомление BnF п о   ) , стр. 20.
  17. ↑ и Вольфганг Прохаска , Художественно-исторический музей в Вене: Живопись , CH Beck / Scala Books,2001 г., 128  с. , стр. 28-32.
  18. ↑ и Мина Грегори ( перевод  с итальянского), Музей Уффици и дворец Питти: Живопись во Флоренции , Париже, Éditions Place des Victoires,2000 г., 274  с. ( ISBN  2-84459-006-3 ) , стр. 261–269.
  19. Женщина Путифара, Прадо.
  20. Эрика Ленгмюр , Национальная галерея: Путеводитель , Фламмарион ,1997 г., 335  с. ( ISBN  2-08-012451-X ) , стр. 157.
  21. Жан-Франсуа Гийу , Великие классики живописи , Париж, Solar Editions ,1995 г., 203  с. ( ISBN  2-263-02329-1 ) , стр. 45.
  22. Роберт Хуз , Музей изящных искусств Гента , Musea Nostra,1995 г., п. 35 год.
  23. (Это) в галерее Академии (доступ 27 января 2021 г. )
  24. Эмиль Мейер , Сокровища Государственного музея Амстердама , Париж, Scala Books,1994 г., 160  с. ( ISBN  2-86656-022-1 ) , стр. 49.
  25. Карло Фальчиани и Пьер Кюри ( ред. ), La Collection Alana: Masterpieces of Italian Painting , Брюссель, Фонд Меркатора,2019 г., 216  с. ( ISBN  978-94-6230-154-2 )Книга опубликована по случаю выставки в музее Жакемара-Андре с 13 сентября 2019 г. по 20 января 2020 г., уведомление Карло Фальчиани стр. 189
  26. Сильви Блин, «  в» Фурия «Тинторетто в Прадо  », Connaissance дез искусств , п о  647,Март 2007 г., стр.  42.
  27. (in) Джон Мердок , Галерея Курто: в Сомерсет-Хаус , Лондон, Институт искусств Курто,1998 г., 128  с. ( ISBN  0-500-95993-5 ) , стр. 42.
  28. Антонио Паолуччи (куратор выставки), Miroir du Temps: Шедевры из музеев Флоренции , Silvana Editoriale и Музея изящных искусств Руана,2006 г.( OCLC   ) , стр.  162.
  29. François Daulte , Коллекция Бентинка-Тиссена в Государственных музеях Великого Герцогства Люксембург , Bibliothèque des Arts, Лозанна,1987 г., стр.  15.

Стиль [ править ]

Святой Георгий, Сент-Луис и принцесса (1553 г.)

Тайная вечеря (1594)

Стиль живописи Тинторетто характеризуется смелой манерой рисования и использованием длинных мазков для определения контуров и бликов. Его картины подчеркивают энергию движущихся человеческих тел и часто используют экстремальный ракурс и эффекты перспективы, чтобы усилить драматизм. Повествовательное содержание передается жестами и динамизмом фигур, а не мимикой.

Баттесимо ди Джезу , кьеза Сан-Пьетро-Мартире в Мурано .

Существует соглашение, в котором описывается план завершения двух исторических картин, каждая из которых содержит двадцать фигур, семь из которых являются портретами, в двухмесячный период времени. Количество его портретов огромно; их заслуги неодинаковы, но действительно прекрасные не могут быть превзойдены. Себастьяно дель Пьомбо заметил, что Тинторетто может нарисовать за два дня столько же, сколько он сам за два года; Аннибале Карраччи, что Тинторетто во многих своих картинах был равен Тициану, в других уступал Тинторетто. Таково было общее мнение венецианцев, которые сказали, что у него было три карандаша: один золотой, второй серебряный и третий железный.

Живописный ум Тинторетто проявляется в таких композициях, как « Святой Георгий», «Сент-Луис» и «Принцесса» (1553 г.). Он подрывает обычное изображение предмета, в котором Святой Георгий убивает дракона и спасает принцессу; здесь принцесса сидит верхом на драконе, держа в руке хлыст. Результат описан арт-критиком Артуром Данто как имеющий «остроту феминистской шутки», поскольку «принцесса взяла дело в свои руки … Джордж развел руками в жесте мужской беспомощности, когда его копье сломано. земля … Очевидно, она была написана для искушенной венецианской публики «.

Сравнение окончательного Тинторетто Тайная вечеря -один из его девяти известных картин на субъектно с Леонардо да Винчи «s лечения одного и того же субъекта обеспечивает поучительную демонстрацию того , как художественные стили развивались в течение этого Ренессанса . Леонардо — это классический покой. Ученики расходятся от Христа в почти математической симметрии. В руках Тинторетто это же событие становится драматичным, поскольку к человеческим фигурам присоединяются ангелы . Слуга помещен на переднем плане, возможно, имея в виду Евангелие от Иоанна.13: 14–16. В беспокойном динамизме его композиции, драматическом использовании света и выразительных эффектах перспективы Тинторетто кажется художником эпохи барокко, опередившим свое время.

В 2013 году Музей Виктории и Альберта объявил, что картина Посадка Святой Елены на Святую Землю была написана Тинторетто (а не его современником Андреа Скьявоне , как считалось ранее) как часть серии из трех картин, изображающих легенду. Святой Елены и Святого Креста.

В 2019 году, в честь годовщины со дня рождения Тинторетто, Национальная галерея искусств в Вашингтоне в сотрудничестве с Gallerie dell’Accademia организовала передвижную выставку, первую в США. На выставке представлено около 50 картин и более десятка работ на бумаге, охватывающих всю карьеру художника — от царственных портретов венецианской аристократии до религиозных и мифологических сюжетных сцен.

Заметки [ править ]

  1. По словам историка Стефании Мейсон, открытие и публикация в 2004 году «фантастического рассказа» в письме 1678 года испанскому коллекционеру произведений искусства от его агента в Венеции является причиной неправильного представления о том, что фамилия Якопо была Комин. «Робусти — это имя, которое фигурирует в его налоговых декларациях» и других официальных документах. Echols 2018, стр. 39–40, 227.
  2. ^ Бернари и де Векки 1970, стр. 83.
  3. Zuffi, Стефано (2004). Тысяча лет живописи . Милан, Италия: Electa. п. 427.
  4. Echols 2018, стр. 39.
  5. Echols 2018, стр. 38-40.
  6. Echols 2018, стр. 85.
  7. Echols 2018, стр. 18, 85.
  8. Echols 2018, стр. 41.
  9. Николс, Том. Тинторетто. Традиции и идентичность . Редакция Книги, 1999, с. 14.
  10. ^ .
  11. Николс, Том. Тинторетто. Традиции и идентичность . Редакция Книги, 1999, с. 103 и 241ff.
  12. ^ . BBC. 7 июня 2013 . Проверено 21 января 2014 года .
  13. . Wga.hu . Проверено 21 января 2014 года .
  14. ^ Echols 2018, стр. 7.
  15. Echols 2018, стр. 12.
  16. Echols 2018, стр. 17-19.
  17. Сортаис, Гастон (1912). . В Herbermann, Charles (ред.). Католическая энциклопедия . 14 . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
  18. ↑ Nichols, T. (2003). «Семья Тинторетто». Grove Art Online.
  19. Николс, Том. Тинторетто. Традиции и идентичность . Редакция Книги, 1999, с. 101.
  20. Grażyna Bastek. . Ośrodek Kultury Europejskiej EUROPEUM . Архивировано из 28 марта 2014 года . Проверено 20 июня 2013 года .
  21. Джейми Андерсон; Йорг Рекхенрих; Мартин Купп (2011). . Изящное искусство успеха: как изучение великого искусства может создать великий бизнес . Джон Вили и сыновья. ISBN 978-11-19992-53-0.
  22. Echols 2018, стр. 137.
  23. Echols 2018, стр. 30, 215.
  24. Echols 2018, стр. 214-215.
  25. ^ Echols 2018, стр. 216.
  26. Бернари и де Векки 1970, стр. 84.
  27. Николс, Том. Тинторетто. Традиции и идентичность . Редакция Книги, 1999, с. 13.
  28. Echols 2018, стр. 44.
  29. Echols 2018, стр. XIII, 10.
  30. Echols 2018, стр. xiii.
  31. Данто, Артур (16 апреля 2007). «Маньерист в Мадриде». Нация . С. 34–36.
  32. Schjeldahl, Питер (1 апреля 2019). «All In: Заместительное волнение Тинторетто». Житель Нью-Йорка . п. 77

1580–1594

Святой Варфоломей, Святой Бенедикт и Блаженный Бернардо Толомеи с комиссарами Бартоломео и Баттистой Мальминьяти — Сантуарио делла Беата Верджине дель Пиластрелло — Лендинара ( Румыния ).

  • Святой Варфоломей, Святой Бенедикт и Блаженный Бернардо Толомеи с комиссарами Бартоломео и Баттистой Мальминьяти , около 1580 года, Лендинара ( Ровиго ), Сантуарио делла Беата Верджине дель Пиластрелло
  • Видение святого Николая , ок. 1582 г., собор Ново Место , Словения
  • Портрет Винченцо Морозини , 1581-1582, 84,5 × 51,5 см, Национальная галерея, Лондон
  • Крещение Христа , 1581-1582, 169 × 251,4 см, Кливлендский музей искусств , Кливленд , Огайо ,
  • Картины для Сала-дель-Сенато, 1581-1584 гг., Палаццо Дукале, Венеция
    • Триумф Венеции в роли королевы морей , 810 × 420 см
    • Дож Пьетро Лоредан перед Мадонной , 380 × 360 см
    • Мертвый Христос, поддерживаемый ангелами и почитаемый дожами Пьетро Ландо и Маркантонио Тревизаном , 295 × 910 см
  • Картины для Sala Inferiore, 1582-1587, Скуола Гранде ди Сан-Рокко, Венеция
    • Благовещение , 422 × 545 см
    • Поклонение волхвов , 425 × 544 см
    • Бегство в Египет , 422 × 580 см
    • Избиение младенцев , 422 × 546 см
    • Святая Мария Магдалина , 425 × 209 см
    • Святая Мария Египетская , 425 × 211 см
    • Обрезание Христа , 440 × 482 см
    • Успение Богородицы , 425 × 587 см
    • Посещение , около 1588 г., 151 x 230 см
  • Автопортрет , около 1588 г., 63 × 52 см, Лувр , Париж
  • Поклонение волхвов , 1587, Санта-Мария-делле-Верджини, Мачерата
  • Мученичество Святого Лаврентия , 1588, 126 × 191 см, Картинная галерея Крайст-Черч , Оксфорд
  • Рай , 1588-1592, 700 × 2500 см, Палаццо Дукале, Венеция
  • Жизнь Святой Екатерины , 1590-1592, Галерея Академии, Венеция
    • Святая Екатерина объясняет Максентию причины отказа поклоняться идолам , 160 × 225 см
    • Святая Екатерина диспут с врачами Александрийскими , 160 × 228 см
    • Святая Екатерина Взбитая , 161 × 230 см
    • Святая Екатерина в тюрьме при содействии ангелов , 162 × 246 см
    • Мученичество Святой Екатерины , 160 × 244 см
    • Святая Екатерина привела к месту казни , 160 × 245 см
  • Тайная вечеря , собор Сан-Мартино, Лукка
  • Картины для Сан-Джорджо Маджоре 1592-1594 гг., Церковь Сан-Джорджо Маджоре, Венеция
    • Собирая манну , 377 × 576 см
    • Тайная вечеря , 365 × 568 см
    • Положение Христа , 288 × 166 см

Значение эпохи великого мастера

Тинторетто по праву признан одним из крупнейших мастеров Высокого и Позднего Ренессанса в Италии. Его полотна отличаются яркой эмоциональностью, световыми эффектами, театральными композициямии.

Он был известен не только как художник, но и как композитор и музыкант. В своем доме для друзей он проводил театрально — музыкальные вечера. Тинторетто ценили за острый ум, высокие моральные качества, бескорыстие, открытый характер. Многогранность и величие его таланта признавали и современники, и последующие поколения. Творчество мастера оставило яркий след в европейском искусстве.

Стиль

Святой Георгий, Сент-Луис и принцесса (1553 г.)

Тайная вечеря (1594)

Стиль живописи Тинторетто характеризуется смелой манерой рисования и использованием длинных мазков для определения контуров и бликов. Его картины подчеркивают энергию движущихся человеческих тел и часто используют экстремальный ракурс и эффекты перспективы, чтобы усилить драматизм. Повествовательное содержание передается жестами и динамизмом фигур, а не мимикой.

Баттесимо ди Джезу , кьеза Сан-Пьетро-Мартире в Мурано .

Существует соглашение, в котором описывается план завершения двух исторических картин, каждая из которых содержит двадцать фигур, семь из которых являются портретами, в двухмесячный период времени. Себастьяно дель Пьомбо заметил, что Тинторетто может нарисовать за два дня столько же, сколько он сам за два года; Аннибале Карраччи, что Тинторетто во многих своих картинах был равен Тициану, в других уступал Тинторетто. Таково было общее мнение венецианцев, которые сказали, что у него было три карандаша: один золотой, второй серебряный и третий железный.

Живописный ум Тинторетто проявляется в таких композициях, как « Святой Георгий», «Сент-Луис» и «Принцесса» (1553 г.). Он подрывает обычное изображение предмета, в котором Святой Георгий убивает дракона и спасает принцессу; здесь принцесса сидит верхом на драконе, держа в руке хлыст. Результат описан арт-критиком Артуром Данто как имеющий «остроту феминистской шутки», поскольку «принцесса взяла дело в свои руки … Джордж развел руками в жесте мужской беспомощности, когда его копье сломано. земля … Очевидно, она была написана для искушенной венецианской публики «.

Сравнение последней «Тайной вечери» Тинторетто — одной из его девяти известных картин на эту тему — с трактовкой того же предмета Леонардо да Винчи дает поучительную демонстрацию того, как художественные стили развивались в течение эпохи Возрождения . Леонардо — это классический покой. Ученики расходятся от Христа в почти математической симметрии. В руках Тинторетто это же событие становится драматичным, поскольку к человеческим фигурам присоединяются ангелы . Слуга помещен на переднем плане, возможно, имея в виду Евангелие от Иоанна 13: 14–16. В беспокойном динамизме его композиции, драматическом использовании света и выразительных эффектах перспективы Тинторетто кажется художником эпохи барокко, опередившим свое время.

Тинторетто был самым плодовитым портретистом Венеции за свою карьеру. Современные критики часто описывают его портреты как рутинные работы, хотя его умение изображать пожилых мужчин, таких как Альвизе Корнаро (1560/1565), вызывает всеобщее восхищение. По словам искусствоведов Роберта Эколса и Фредерика Ильчмана, многие портреты из студии Тинторетто, которые были выполнены в основном ассистентами, мешали оценить его автограф-портреты, которые, в отличие от его повествовательных работ, являются заниженными и мрачными. Лоуренс Гоуинг считал «тлеющие портреты личностей, охваченных собственным огнем» Тинторетто своими «самыми неотразимыми» работами.

Написал два автопортрета. В первом (ок. 1546–1547; Художественный музей Филадельфии ) он представляет себя без атрибутов статуса, которые были обычными для автопортретов, появившихся раньше. Неформальность изображения, прямота взгляда и смелая манера письма, видимая повсюду, были новаторскими — это было названо «первым из многих искусно неопрятных образов себя, которые сохранились на протяжении веков». Второй автопортрет (ок. 1588; Лувр) представляет собой строго симметричное изображение пожилого художника, «мрачно созерцающего свою смертность». Эдуард Мане , написавший ее копию, считал ее «одной из самых красивых картин в мире».

Творчество Тинторетто

В совершенстве владея рисунком, умением передавать сложные ракурсы, драматические световые эффекты, Тинторетто уже в ранних работах («Рождение Иоанна Крестителя», конец 40-х гг., ГЭ) намного опередил современников смелостью художественных поисков («Чудо св. Марка», 1548, Галерея Академии, Венеция).

Изображая массовые сцены, он передаёт разнообразную реакцию людей на события, прибегает к смелым пространственным построениям, асимметрической композиции с прорывами в глубину, использует мощные светотеневые эффекты. Чистые, сияющие краски, характерные для ранних произведений Тинторетто, постепенно утрачивают былую мягкость и теплоту, обретая большую эмоциональную напряжённость, переливы холодных изысканных оттенков (картины на темы легенды о св. Марке, 1562-64, Галерея Академии, Венеция, Брера).

Суровую драматичность произведениям Тинторетто придают как бы вырывающиеся из мрака напряженные вспышки звучных цветовых пятен.

Главная работа Тинторетто — цикл панно для Скуола ди Сан-Рокко в Венеции (1565-88); в ней Тинторетто дал глубоко демократическое истолкование христианской легенды, уделив особое внимание изображению народа, пейзажа, который нередко выступает носителем тревожных, романтически взволнованных настроений. Монументальны по замыслу батальные композиции Тинторетто («Битва при Заре», около 1585, Дворец дожей, Венеция) и отличающаяся феерическими световыми эффектами «Тайная вечеря» в церкви Сан-Джорджо Маджоре в Венеции (1592-94)

Полные мягкой поэтичности и грации росписи зала так называемого антиколледжо Дворца дожей (1578) стоят особняком в позднем творчестве Тинторетто

Монументальны по замыслу батальные композиции Тинторетто («Битва при Заре», около 1585, Дворец дожей, Венеция) и отличающаяся феерическими световыми эффектами «Тайная вечеря» в церкви Сан-Джорджо Маджоре в Венеции (1592-94). Полные мягкой поэтичности и грации росписи зала так называемого антиколледжо Дворца дожей (1578) стоят особняком в позднем творчестве Тинторетто.

Лучшие портреты Тинторетто. (автопортрет, около 1590, Лувр) строгой простотой и психологизмом отчасти предвосхищают искусство Рембрандта.

Живописный язык Тинторетто воспринял ряд приёмов маньеризма, однако ему был чужд холодный формализм маньеристов.

Живописный пафос и острые пространственные построения Тинторетто оказали большое влияние на живопись барокко.

Многогранность и смелость исканий, яркая индивидуальная художественная манера Тинторетто делают его творчество значительным этапом искусства Позднего Возрождения.

Версия Торонто

Христос омывает ноги ученикам
Художник Тинторетто
Год c. 1545–1555
Середина Масло на холсте
Размеры 154,9 см × 407,7 см (61,0 × 160,5 дюйма)
Место расположения Художественная галерея Онтарио, Торонто

Поскольку частные коллекционеры часто запрашивали копии известной общественной работы, в Торонто также есть версия этой картины. Эта версия много лет находилась в коллекции ирландской дворянской семьи. Бароны Фарнхема. В 1959 году он был передан в аренду Художественной галерее Онтарио по сделке, организованной сэром Энтони Блант. Цена за право постоянного владения работой галереи была установлена ​​в 100 000 долларов, и был запущен крупный проект по сбору средств. Эта цена составляла примерно 10 долларов за дюйм, а в холле галереи была выставлена ​​копия картины, покрытая белыми квадратами в один дюйм. За каждые десять долларов пожертвования убирался один квадрат. Менее чем за год при участии школ, церковных групп и др. Деньги были собраны, и картина была куплена для постоянной коллекции.

ТВОРЧЕСТВО ЯКОПО ТИНТОРЕТТО (1518-1594)

Якопо Робусти, более известный как Тинторетто (итал. Jacopo Robusti, Tintoretto; ) — один из величайших живописцев венецианской школы позднего Ренессанса.

Искусство Тинторетто — как бы эпилог Возрождения, страстное, патетическое, подчас с мистической экзальтацией и маньеристской изощренностью форм. «Рисунок Микеланджело, колорит Тициана» — такой девиз мог прочесть каждый над дверями мастерской Тинторетто. Но время диктовало свои законы, и мятущийся дух трудно было воплотить в классической гармонии красок и линий.

Знаменитый живописец родился в Венеции, отец его был красильщиком шелка. Трудно проверить, у кого учился Якопо Робусти — такова настоящая фамилия Тинторет­то, — называют Бонифация Веронезе или Париса Бордоне, а может быть он был гениальным самоучкой. Во всяком случае в мастерской Тициана он пробыл считанные дни и почему-то разочаровал учителя. Но подготовка любой кар­тины Тинторетто была необычайно тщательной: много раз прикидывал он в рисунке композицию, изучал ракурсы, подвешивая к потолку гипсовые слепки, менял колорит. И его законченные полотна отличал особый блеск совер­шенства.

О ранних работах художника достоверных сведений ма­ло. Известность ему принесла картина «Чудо святого Марка», где изображено, как спускается с неба святой, чтобы защи­тить от палачей раба-христианина. С тех пор недостатка в заказах не было, у художника. Венецианские церкви, Дво­рец дожей, цеховые организации и филантропические брат­ства становятся его главными заказчиками.

В 50-х—60-х годах складывается зрелый стиль худож­ника. Головокружительные пространственные построения, мощные световые эффекты, изображение массы людей в динамическом порыве в экстазе удивления или востор­га, — все это не только не страшило Тинторетто слож­ностью исполнения, а стало, так сказать, основной его спе­циализацией. Больше всего удивляет эмоциональная глу­бина бурных, можно сказать, театральных композиций художника («Введение Марии во храм», ок. 1551 —1556 гг.; «Брак в Кане», 1561; «Похищение тела св. Марка», «Спа­сение сарацина», «Нахождение тела св. Марка», 1562—1566; «Тайная вечеря», 1566). Усиливающиеся с годами драма­тизм и психологическая разработанность образов вызывают изменения в колорите, переход от чистых сияющих красок к глубоким контрастирующим напряженным тонам. Неко­торые подлинные шедевры Тинторетто, как, например, «Спасение Арсинои»* (1555) по силе романтической взвол­нованности и колористической красоте не имеют себе равных среди картин современников.

В произведениях более позднего периода Тинторетто по-иному относится к пространству, пейзажу, как бы раство­ряющему в своей безграничности человека. Краски приглу­шаются, зато свет создает единую вибрирующую среду, благодаря чему все, что окружает героев картин, начинает жить с ними единой жизнью. Соответственно возрастают поэтичность и одухотворенность общего настроения. Эти новшества находят выражение прежде всего в капиталь­ном труде художника — десятках огромных панно для фи­лантропического братства — скуола ди Сан Рокко. Часть этих картин Тинторетто написал безвозмездно, он вообще порвал к этому времени со своими знатными заказчиками, недовольными его новой манерой.

К 90-м годам относится последний вариант «Тайной ве­чери» Тинторетто. Эта знаменитая картина поражает преж­де всего феерическими световыми эффектами. Свет выхва­тывает из темноты отдельные фигуры, лучится нимбом на голове Христа, преломляется в хрустале, играет яркими бликами. Настроение беспокойства, напряженности в тре­вожном ожидании трагического пророчества нагнетается рвущимися пятнами света и тьмы. Косо поставленный стол, снующие фигуры слуг, выдвинутые на первый план жанро­вые мизансцены, — все «работает» на замысел и в то же время резко отличается от традиционных приемов вопло­щения этого очень распространенного евангельского сю­жета. В таком же остродраматическом духе решены баталь­ные композиции Тинторетто и «Рай» во Дворце дожей (80-е — 90-е годы). В превосходных реалистических портре­тах этих лет старый мастер, казалось, предвосхищал Рем­брандта, проникновенно внимая душевным движениям сво­их моделей.

Заметный след оставило искусство Тинторетто в веках. Эль Греко, Рубенс, Веласкес, Делакруа, Суриков отдавали должное его непревзойденному дару в своих высказыва­ниях и живописных исканиях.

Галерея картин Тинторетто

Tags:

  • венецианская школа
  • итальянский художник
  • картины тинторетто
  • мастерская тициана
  • поздний ренессанс
  • световые эффекты
  • чудо святого марка
  • якопо тинторет­то

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: