Якопо тинторетто (1518–1594)

«Битва архангела Михаила с Сатаной»

Картины Тинторетто — это особый мир, отличный от мира титанов эпохи Возрождения. Его работы — сплошной вихрь, водоворот, буйство! Кажется, что в любое мгновение все изображенное поменяется до неузнаваемости. Особо интересно в этом плане полотно «Битва архангела Михаила с Сатаной». Стремительно налетает небесное воинство, и вот уже адские чудища летят вниз, в бездну. Падают с ними и поверженные ангелы. И опять излюбленный прием деления полотна на зоны: стремительное копье, разящее сатанинское отродье, разделяет картину по диагонали: в одной части — Мадонна с младенцем Иисусом на руках взирает с небес на битву, опираясь ногою на перевернутый серп луны, а другою утопая в белоснежном облаке. Ту же диагональ дублируют светящиеся лучи, исходящие от дланей Бога-Отца. Он воспарил над всеми и на просто благословляет архангела Михаила на битву, но и сам деятельно помогает ее исходу. И снова Тинторетто объединяет в своей технике материальность образов и призрачность свечения.

Стиль

Святой Георгий, Сент-Луис и принцесса (1553 г.)

Тайная вечеря (1594)

Стиль живописи Тинторетто характеризуется смелой манерой рисования и использованием длинных мазков для определения контуров и бликов. Его картины подчеркивают энергию движущихся человеческих тел и часто используют экстремальный ракурс и эффекты перспективы, чтобы усилить драматизм. Повествовательное содержание передается жестами и динамизмом фигур, а не мимикой.

Баттесимо ди Джезу , кьеза Сан-Пьетро-Мартире в Мурано .

Существует соглашение, в котором описывается план завершения двух исторических картин, каждая из которых содержит двадцать фигур, семь из которых являются портретами, в двухмесячный период времени. Себастьяно дель Пьомбо заметил, что Тинторетто может нарисовать за два дня столько же, сколько он сам за два года; Аннибале Карраччи, что Тинторетто во многих своих картинах был равен Тициану, в других уступал Тинторетто. Таково было общее мнение венецианцев, которые сказали, что у него было три карандаша: один золотой, второй серебряный и третий железный.

Живописный ум Тинторетто проявляется в таких композициях, как « Святой Георгий», «Сент-Луис» и «Принцесса» (1553 г.). Он подрывает обычное изображение предмета, в котором Святой Георгий убивает дракона и спасает принцессу; здесь принцесса сидит верхом на драконе, держа в руке хлыст. Результат описан арт-критиком Артуром Данто как имеющий «остроту феминистской шутки», поскольку «принцесса взяла дело в свои руки … Джордж развел руками в жесте мужской беспомощности, когда его копье сломано. земля … Очевидно, она была написана для искушенной венецианской публики «.

Сравнение последней «Тайной вечери» Тинторетто — одной из его девяти известных картин на эту тему — с трактовкой того же предмета Леонардо да Винчи дает поучительную демонстрацию того, как художественные стили развивались в течение эпохи Возрождения . Леонардо — это классический покой. Ученики расходятся от Христа в почти математической симметрии. В руках Тинторетто это же событие становится драматичным, поскольку к человеческим фигурам присоединяются ангелы . Слуга помещен на переднем плане, возможно, имея в виду Евангелие от Иоанна 13: 14–16. В беспокойном динамизме его композиции, драматическом использовании света и выразительных эффектах перспективы Тинторетто кажется художником эпохи барокко, опередившим свое время.

Тинторетто был самым плодовитым портретистом Венеции за свою карьеру. Современные критики часто описывают его портреты как рутинные работы, хотя его умение изображать пожилых мужчин, таких как Альвизе Корнаро (1560/1565), вызывает всеобщее восхищение. По словам искусствоведов Роберта Эколса и Фредерика Ильчмана, многие портреты из студии Тинторетто, которые были выполнены в основном ассистентами, мешали оценить его автограф-портреты, которые, в отличие от его повествовательных работ, являются заниженными и мрачными. Лоуренс Гоуинг считал «тлеющие портреты личностей, охваченных собственным огнем» Тинторетто своими «самыми неотразимыми» работами.

Написал два автопортрета. В первом (ок. 1546–1547; Художественный музей Филадельфии ) он представляет себя без атрибутов статуса, которые были обычными для автопортретов, появившихся раньше. Неформальность изображения, прямота взгляда и смелая манера письма, видимая повсюду, были новаторскими — это было названо «первым из многих искусно неопрятных образов себя, которые сохранились на протяжении веков». Второй автопортрет (ок. 1588; Лувр) представляет собой строго симметричное изображение пожилого художника, «мрачно созерцающего свою смертность». Эдуард Мане , написавший ее копию, считал ее «одной из самых красивых картин в мире».

Картины, принесшие славу

Прославился Тинторетто картинами на религиозные сюжеты. Потому что именно здесь во всей мощи раскрылись его новаторства.

Он был решительным и напористым в жизни. Такими же были его работы. Он не задумываясь, раз за разом отходил от принятых канонов. Легко соединяя земное и божественное. Бытовые сцены вплетая в священные сюжеты.

При этом его полотна могли быть огромны. Как, например, “Брак в Кане”. 4 на 5 метров. Десятки персонажей. А главные герои … на втором плане.

Тинторетто. Брак в Кане Галилейской. 1561 г. Церковь Санта-Мария делла Салюта

Тинторетто был мастером пространства. До него, да и после него художники размещали главных героев на переднем плане.

У него же это не всегда так. Но за счёт поз фигур и преломленного света мы невольно следуем вглубь картины и сразу находим самое главное.

В работе «Чудо Святого Марка» второй план не играет роли. Но динамика фигур такая же поразительная. Чего только стоит влетающий в пространство святой Марк. По библейскому сюжету он спасёт мученика. Сделав его тело нечувствительным к орудиям пыток.

Тинторетто. Чудо святого Марка. 1548 г. Галерея Академии, Венеция

Кажется, что можно услышать стенания молодого человека, который ещё не осознал своего спасения. А ещё удивленный вздох толпы, которая видит, как копья ломаются о тело христианина, но не пробивают плоть.

Картина произвела большой эффект. Так, что известный искусствовед-острослов Аретино предупредил Тинторетто – не слишком-то зазнавайтесь.

Но Тинторетто не зазнавался на пустом месте. Он на самом деле много и быстро работал. Он понимал, что так просто в истории живописи на века не остаться. Нужно создать как можно больше грандиозных работ. И он делал все для этого.

Тинторетто. Сотворение животных. 1551-1552 гг. Галерея Академии, Венеция

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: